Нехватка сна и учеба

Нехватка сна и учеба

Наряду с дыханием, питьем и пищей сон является элементарнейшим источником здоровья, регенерации, хорошего самочувствия, работоспособности. Сон (somnus) – это физиологическое состояние, периодически сменяющее бодрствование и характеризующееся у человека отсутствием сознательной психической деятельности, значительным снижением реакций на внешние раздражения. Сон выполняет гомеостатическую функцию, снимая чувство усталости, стабилизируя состояние организма. Благодаря полноценному сну «обороноспособность» организма возрастает, и человек получает возможность защищать свою жизнь от многих болезнетворных факторов [4]. Режим и продолжительность сна – один из критериев и показателей здорового образа и стиля жизни. Ритмичное чередование фазы бодрствования и сна обеспечивает человеку физическое и психическое здоровье.

Слишком короткий сон провоцирует недосып. Недосып имеет определенные симптомы: учащенное сердцебиение, скачки кровяного давления, ослабляется защитная функция организма, появление темных кругов под глазами, небольшой отек лица, утрата тонуса кожи на всем теле, возникает необоснованная раздражительность, падает сосредоточенность [4; 6].

Преднамеренный отказ от сна ведет к автоматическому падению работоспособности почти до нулевой отметки. Длительность сна менее 5 ч (гипосомния) или нарушение физиологической структуры считаются факторами риска бессонницы [3].

Проблема недостаточного сна подростков и студентов является предметом заботы и внимания специалистов, потому как недосыпание приводит к существенным проблемам со здоровьем. Нарушения биологических ритмов организма, режима и продолжительности сна ведут к ухудшению физического и психоэмоционального состояния, депрессиям, нарушениям поведения и агрессивности подростков и студентов. Кроме того, недостаток сна ухудшает память, мышление, концентрацию и объём внимания, снижает быстроту психомоторных реакций, что негативно отражается на результатах учёбы. Недосып – серьезная проблема, из-за которой происходит ухудшение усвоения учебной программы [2]. Студенты нуждаются в достаточном количестве и качестве сна вследствие биологического созревания и, приходившихся на этот этап онтогенеза высоких учебных и психоэмоциональных нагрузок. Принято считать, что студентам необходимо спать 7-9 часов в сутки. Наиболее физиологичным периодом является период с 23 до 7-8 часов утра [6].

Исследование продолжительности сна студентов Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета (ТИ (ф) СВФУ) показало, что только у 44 % опрошенных продолжительность сна соответствует норме, 49,6 % респондентов не досыпают, 5 % пересыпают [5].

В связи с чем, мы поставили цель исследования: изучить причины недосыпа студентов и его влияние на учебную деятельность. Задачи исследования: 1. Выявить причины снижения продолжительности сна студентов. 2. Определить, какими способами студенты справляются с недосыпом. 3. Разработать рекомендации по компенсации дефицита сна.

Материалы и методы исследования

В данном исследовании приняли участие студенты ТИ (ф) СВФУ в количестве 178 человек, обучающиеся на 1-5 курсах дневного отделения. Исследование в форме анкетного опроса проводилось в феврале 2016 года.

Результаты исследования и их обсуждение

Проведя анкетирование среди студентов, мы получили следующие данные: основной причиной недосыпа является большой объем учебной работы, занятия допоздна – это составило 24,2 % ответов, проводят время в интернете (социальные сети, онлайн-игры) – 20,8 %, встречи с друзьями и посиделки допоздна, мешающие полноценному сну, отметили 16,8 %, из-за совмещения работы и учебы испытывают недостаток сна 15,7 %, на семейные заботы указали 12,4 %, и 10,1 % студентов отмечают, что чувствуют себя невыспавшимися без причины, хронически.

Также мы выяснили, влияет ли недосып на учебную деятельность студентов. Оказалось, что 37,6 % студентов не отмечают отрицательного влияния недосыпа на учебную деятельность, 33,7 % из-за недосыпа пассивны на семинарских занятиях, а 28,6 % студентов плохо усваивают информацию на занятиях. Следовательно, большая часть студентов (62,3 %) испытывают отрицательное влияние недосыпа на учебную деятельность.

Далее мы определили, борются студенты с недосыпом или нет. Исследование показало, что 66,8 % опрошенных применяют методы по борьбе с недосыпом, а 33,1 % не применяют ничего. Также мы выявили, какие способы применяют студенты по борьбе с недосыпом.

Анализ ответов позволил установить, что, в основном, студенты восполняют недостаток сна при увеличении его продолжительности в выходные дни (табл. 1).

Распределение студентами времени на ночной сон в учебные и выходные дни, количество человек в %

Источник

Как сон влияет на учебу?

Возможно, Вы следовали старому суеверию и клали конспекты и учебники под подушку в надежде на то, что знания таинственным образом переберутся в Вашу голову во сне. Те, кто в это верит, не так уж и заблуждаются. На самом деле сон тесно связан с памятью и запоминанием. Если Вы уже не учитесь, Вы все равно продолжаете получать знания.

Читайте также:  Ловец снов стильный оберег

Возможно, Вы следовали старому суеверию и клали конспекты и учебники под подушку в надежде на то, что знания таинственным образом переберутся в Вашу голову во сне. Те, кто в это верит, не так уж и заблуждаются.

На самом деле сон тесно связан с памятью и запоминанием. Если Вы уже не учитесь в школе, Вы все равно продолжаете получать знания.

Даже если Вы больше не повторяете математику или биологию, Вам все же приходится запоминать бесчисленное количество имен, номеров (ПИН-коды, компьютерные пароли и т.д.), сведений, новостей и данных, связанных с Вашей работой, а также многое другое.

Вы можете даже не подозревать, насколько важен сон для функционирования памяти и процессов запоминания. Когда Вы что-то учите, информация сохраняется у Вас в мозге; пока Вы спите, она обрабатывается, и, проснувшись утром, Вы можете лучше понять ее и использовать в жизни. Нет ничего хуже, чем учиться всю ночь перед важным тестом или экзаменом.

Недостаток сна – скрытый враг

Ужасно, когда Вы не можете вспомнить ПИН-код своей карточки у кассы, не правда ли? Или когда Вы забыли, где припарковали свою машину, или когда память подводит Вас в других важных ситуациях. Причиной таких проблем зачастую является скрытый враг, которого мы не всегда замечаем: недостаток сна.

Влияние на маленькие серые клетки

Недостаток сна затрагивает определенные функции памяти больше, чем другие.

Недавнее исследование показало, что страдающие от недосыпания люди довольно хорошо идентифицировали знакомые лица, но результаты испытуемых существенно ухудшались, когда им приходилось искать те же лица в одной из двух групп фотографий.

Другими словами: они могли запоминать лица, но не тот контекст.

Было обнаружено, что у людей, страдающих от недосыпания, большие дозы кофеина снижают чувство сонливости и улучшают определенные функции, но способность вспоминать у таких людей все равно существенно ниже, чем у тех, кто хорошо высыпается.

Важная информация для любителей кофе: даже людям, получающим достаточно сна, кофеин не помогает достигать более высоких результатов.

Источник

Чем опасна нехватка сна для школьника и как с ней бороться

Вместе с педагогом-психологом Ириной Мироновой разбираемся, чем вреден недосып для детей и как сделать сон ребёнка здоровым.

Ирина Миронова

Педагог-психолог с семилетним стажем. Специализируется на возрастной психологии.

Существует ли детский недосып

Принято считать, что хронический недосып — удел взрослых, которые много работают. На самом деле школьники нуждаются в большем количестве сна, но получают его порой меньше, чем взрослые.

Чем младше ребёнок, тем больше он должен спать. В норме первоклассник должен спать 10–13 часов, включая 1–2 часа дневного сна. Продолжительность сна в подростковом возрасте должна составлять от 9 до 11 часов. При этом дети и подростки часто страдают от недосыпа из-за эмоционального перенапряжения, зависимости от гаджетов и перегрузок в школе. Давайте узнаем, какие могут быть последствия и что с этим делать.

Последствия детского недосыпания

Во время сна человек сбрасывает физическую и моральную усталость. Во время сна мозг обрабатывает информацию, полученную за день, и раскладывает по нужным полочкам. Для школьников этот процесс особенно важен, потому что детская психика ещё не привыкла управлять эмоциями.

Согласно исследованию Научного центра здоровья детей РАМН, примерно у 25% детей имеются трудности со сном. Возможны следующие последствия недосыпа:

Как распознать проблемы со сном у школьника

Причины нарушения сна могут быть медицинскими, психологическими или комбинированными, когда на фоне психосоматики развивается диагноз. Признаками медицинского нарушения сна могут быть храп и ночной энурез. В этом случае необходимо обратиться к врачу.

В этой статье мы рассмотрим только психологические аспекты недосыпания. Сигналами нехватки сна могут быть:

😰постоянная зевота в течение дня;
😰эмоциональная нестабильность, когда ребёнок то плачет, то скандалит;
😰долгие вечерние ритуалы, то надо воды попить, то ещё раз в туалет сходить;
😰снижение успеваемости в школе;
😰нарушения аппетита, когда ребёнок переедает или, наоборот, не притрагивается к еде;
😰частые простудные заболевания.

Некоторым детям с недостатком сна даже ставят диагноз СДВГ.

Как бороться с недосыпом

Несколько способов помочь школьнику отоспать недосып.

1. Снижение нагрузки

Часто проблемы со сном — результат эмоционального напряжения из-за учёбы. Если школа и дополнительные занятия отнимают слишком много сил, детям будет трудно заснуть, даже несмотря на физическую усталость. В голове будут постоянно прокручиваться текущие проблемы и завтрашние задачи.

В этом случае помогает выписывание перед сном всех беспокоящих вопросов. «Выгрузив» всё из головы на бумагу и пообещав разобраться с этим завтра, ребёнку будет проще заснуть, а его сон будет более спокойным.

В некоторых случаях помогает смена формы обучения. Например, переход на семейное обучение позволяет учиться дома и оптимизировать учебную нагрузку.

2. Соблюдение режима

Школьникам следует ложиться и вставать в одно и то же время. Распорядок дня вырабатывает привычки, которые позволяют тратить меньше энергии на рутину и самоконтроль.

Мы уже писали о том, как помочь ребёнку наладить режим.

3. Минимальное использование гаджетов перед сном

Идеально, если в распорядке дня школьника выделено специальное время для просмотра телевизора или «залипания» в планшете.

Читайте также:  Лечение головной боли сном

Чтобы вовремя отходить ко сну, физиологи советуют полностью отказываться от компьютера и смартфона за 2–3 часов до отбоя. Это поможет психике перейти в «режим отдыха», а свет от экранов не будет отвлекать организм от выработки гормона сна.

4. Создание обстановки для сна

Оптимальная температура в помещении для засыпания — 21 градус. Комнату, где спит школьник, перед отходом ко сну рекомендуется проветривать в течение 15–20 минут. Важно, чтобы у ребёнка было комфортные одеяло и подушка. От неправильно подобранной подушки затекает шея, а слишком тёплое одеяло может снижать качество сна.

Спать нужно с полностью выключенным светом. Чтобы с утра ребёнка не будило солнце, подойдут светонепроницаемые шторы «блэкаут».

Общие рекомендации по атмосфере в комнате: тихо, темно и прохладно. Если есть домашние животные, лучше закрывать дверь комнаты на ночь, чтобы пушистые друзья не разбудили ребёнка посреди ночи.

5. Дополнительная физической активности

Крепче спать помогает спорт. Родители могут выбрать для ребёнка секцию или предложить ему делать несложные тренировки в домашних условиях. Если на спорт нет времени или желания, нужно хотя бы выходить на вечернюю прогулку. Свежий воздух — ещё один залог качественного сна.

Источник

Что делать, когда нет сил идти на учёбу

Почему иногда стоит устроить себе выходной посреди недели

Если школьник испытывает высокую учебную нагрузку, отдыха на выходных часто не хватает. Когда силы на исходе, стоит взять дополнительный день отдыха. Рассказываем, как сделать это с умом.

Разобраться в причинах

Недосып

Большинство старшеклассников с трудом просыпаетcя по утрам. Даже те, кто был жаворонком в детском саду и начальной школе, нередко с годами превращаются в сов. Профессор Оксфордского университета Пол Келли выяснил, что биологические ритмы школьников не совпадают с режимом учёбы в первую смену. По мнению исследователя, старшеклассникам следует приступать к урокам не раньше 10:00, когда их организм готов к продуктивной умственной работе. Успеваемость школьников, которые в рамках эксперимента начали учиться с 10:00, выросла на 19%. Вполне возможно, что и вы испытываете хронический недосып.

Если старшеклассник учится на отлично в первую смену — это не всегда означает, что ему комфортно рано вставать. Возможно, пятёрки такой ученик зарабатывает ценой своего здоровья. Даже если школьник не признаётся, что устал или настолько привык к жёсткому режиму, что не замечает утомления, перерыв пойдёт на пользу.

Полноценно отдохнуть от учёбы и выспаться не всегда удаётся в выходные, особенно выпускникам. Курсы, репетиторы и олимпиадная подготовка часто проходят с утра в субботу и воскресенье. Единственный способ восстановить силы и прийти в себя — пропустить школу. И лучше это сделать добровольно в виде небольшого отгула, пока организм не решил взять полноценный «отпуск» с температурой.

Переизбыток общения

Посещать большой разношёрстный коллектив каждый день — уже стресс для психики. Даже самому коммуникабельному человеку рано или поздно надоедает шум, необходимость общаться, быть вежливым и терпеливым. Провести день в уединении — возможность немножко соскучиться по обществу и перезарядиться.

Конфликты

Не всегда удаётся наладить приятельские или нейтральные отношения со сверстниками и учителями. Школьник может стать жертвой травли: постоянных придирок, насмешек или даже угроз со стороны других учеников и педагогов. В какой-то момент становится невыносимо даже думать о школе — это серьёзная причина не пойти на учёбу, а поговорить с родителями или другим близким взрослым.

Отличить невинное подтрунивание от жестокого обращения бывает нелегко, особенно если школьник не уверен в себе. Главный признак ненормальности ситуации — субъективное ощущение «мне не по себе», «мне некомфортно», «мне плохо, но я не могу объяснить, что не так». Чувство дискомфорта сигнализирует, что пора обратиться за помощью.

Информационная перегрузка

В течение дня школьник воспринимает не только факты и мнения, но и эмоциональные оценки. Мозг перерабатывает информацию от всех органов чувств и ещё дополнительно расшифровывает значение взглядов, улыбок, шуток, намёков. Школа — это пространство общения, в котором нужно учиться и успевать выстраивать отношения с окружающими.

Воспринимать лекции преподавателей, разговоры с учениками, чаты и переписки весьма энергозатратно. Поэтому от учёбы и контактов с окружающими тоже нужен отдых.

Стресс от оценивания

Подвергаться оцениванию в течение дня — серьёзное испытание. Администрация проверяет соответствие внешнего вида ученика принятому стандарту, учителя-предметники оценивают качество устных и письменных ответов, сверстники наблюдают за поступками друг друга. Полезно хотя бы изредка дать себе право не соответствовать ничьим нормам и ожиданиям, а побыть собой: надеть любимую одежду, ничего не отвечать и никуда не спешить.

Усталость от однообразия

День сурка может быть занятным в кино, а в жизни навевает скуку. Если каждый день приходится куда-то идти или ехать, хочется побыть дома. Если вокруг постоянно много людей, иногда хочется уединиться. Если в школе нужно сидеть за партой, а дома за столом делать уроки, возникает желание подвигаться. После череды шумных будней появляется тяга к тишине.

Выйти из привычного жизненного цикла полезно для мозга — новые впечатления стимулируют активность нейронов. Внезапный выходной лучше всего провести на свежем воздухе, например, отправиться на длительную прогулку.

Читайте также:  Любить во сне мелочь

Заручиться поддержкой родителей

Намеренно не пойти в школу может любой ученик, если об этом знают родители. Бывает, силы покидают внезапно с самого утра. В этом случае нужно честно рассказать о своей состоянии родителям и вместе принять решение.

Хорошо ещё в начале учебного года договориться о праве несколько раз пропустить школу по собственному желанию.

Что делать вместо уроков

Пассивный отдых

Чтобы восстановить силы, в первую очередь, следует выспаться и позавтракать без спешки. Можно полдня читать книги или наводить порядок в вещах и бумагах, которые давно требуют внимания. Бывает, что выходить на улицу совсем не хочется, но если сделать над собой небольшое усилие, вы будете благодарны себе за прогулку. Перед сном стоит принять ванну, особенно, если обычно на это не хватает времени.

Творчество

Выплеснуть накопившееся напряжение помогает рисование, музыка, танцы и другие виды творчества. Любимое рукоделие и кулинария позволят настроиться на спокойный лад и зарядиться энергией. Неожиданный выходной стоит посвятить занятиям, которые приносят удовольствие.

Спорт

Когда основная нагрузка — интеллектуальная, тело недополучает стимулов. Качественный отдых в таком случае — это активное движение. Степень нагрузки и новизны выбирайте сами: плавание и бег или прыжки на батуте и горные лыжи. Как вариант, можно снять одежду с велотренажёра родителей или достать коврик для йоги из шкафа, чтобы позаниматься по видеоурокам.

Образование

Отдыхать от школьных уроков можно даже учась. Увлекательные олимпиадные задачи, на которые часто не хватает времени, интересные и понятные онлайн-уроки по школьной программе — этому тоже можно посвятить выходной.

Что запомнить

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Источник

Влияние сна на способность к обучению

Сон – важная часть нашей жизни. Он оказывает влияние на все системы нашего организма, особенно на работу мозга. Кажется естественным, что качество сна благотворно влияет на способность усваивать материал, запоминать его, а также приобретать различные полезные навыки. Очевидно, что когда человек не выспался, он не может сосредоточиться, невнимателен, а когда приходится что-то делать, у него все из рук валится.

Да, такие вещи самоочевидны, однако очевидны – не значит доказаны. Какие процессы лежат в основе влияния сна на обучение, в чем его польза? Процесс сна исследуется довольно давно с применением самой современной техники, однако до сих пор четкого ответа на поставленный в заголовке вопрос до сих пор не было. Только последние исследования начали приподнимать завесу тайны.

В ряде исследований было доказано, что во время сна, когда мозг активно проживает произошедшие за день события, он активно осуществляет их передачу из так называемой краткосрочной памяти в долгосрочную. Это та информация, которую будет трудно забыть в будущем. Именно этот процесс позволяет нам надолго запоминать выученный вечером материал. Это связывали с известным процессом консолидации памяти.

Кроме того, были проведены исследования, доказавшие, что снотворные препараты обладают очень неожиданным побочным действием: они позволяют улучшить память. Это, хоть и косвенно, доказывает наличие взаимосвязи между памятью и продолжительностью и качеством сна.

Для начала рассмотрим процесс запоминания. Не важно, будет ли это запоминание текста, формул или запоминание телом мышечных реакций при обучении какому бы то ни было делу (от забивания гвоздя или вкручивания шурупа до дайвинга или катания на коньках). При этом за запоминание или навыки в мозгу отвечают цепочки передачи сигнала от одного синапса (отростка нервной клетки) к другому. При этом для усвоения нового материала должны образоваться новые цепочки, а значит и новые синапсы. Возникновение синапсов начинается с появления на дендритах (разветвленных отростках нервных клеток мозга) особых шипов, впоследствии становящихся синапсами. Таким образом, чем больше возникает шипов, тем быстрее будет обучение, качественнее и надежнее запоминание.

Для исследования процесса ученым удалось вывести специальный вид мышей, у которых нейроны участка мозга, отвечающего за движение, вырабатывали флуоресцирующий белок. Именно его появление и позволяло наблюдать возникновение новых шипов на дендритах и узнавать, где мозг полностью готов к тому, чтобы запомнить информацию, в данном случае о движении мышц.

Суть эксперимента заключалась в том, что мышей заставляли балансировать на крутящейся палочке, после чего одной группе давали выспаться, а другой приходилось бодрствовать. В ходе экспериментов установлено, что у мышей, имевших полноценный сон, количество шипов, зародышей синапсов, было намного выше, причем места их образования зависели от того, в какую сторону вращалась палочка. Этот эксперимент однозначно доказывает влияние сна на способность к обучению.

Видимо, во время сна мозг, в том числе и мозг млекопитающих, заново проживает события предыдущего дня, и в результате этого процесса формируются шипы и синапсы.

Важным достоинством данного эксперимента является то, что он проведен не на насекомых, а на млекопитающих.

Полученные результаты, несмотря на то, что нужно провести еще много дополнительных исследований и уточняющих экспериментов, позволяет уже сейчас применить его результаты на практике. Для этого достаточно просто спать положенное время (для взрослого человека нормальная продолжительность сна 6-8 часов).

Источник

admin
Упражнения для здорового тела
Adblock
detector