Меню

наклонение глагола в русском языке упражнение и задания

Упражнения по русскому языку на тему «Наклонение глагола» (6 класс)

Выберите из текста глаголы и определите их наклонение.

Как чудесно гулять весной в светлой березовой роще! Подойди к березке, прижмись щекой к берёсте и почувствуй ее теплоту. Стоит она, покачивается от ветра, радует всех своей красотой.

У молодой березки крона — как пламя свечи, но с возрастом она меняется: ветви сильно отрастают и под собственной тяжестью свисают иной раз до самой земли.

Ветер играет ими, перебирая, раскачивая, сбивая на сторону послушные зеленые космы.

Жизнь у березы нелёгкая. Долго радовала бы она своей красотой. Но сок из нее цедят, и ветки ломают, и берёсту дерут на туески.

Состарится береза, рухнет на землю, придавит лесную травку. Сгниет древесина и превратится в труху.

Упадет сверху маленькое семечко, прорастет. Погляди: уже малютка березка тянет листики-ладошки из старого пня.

Выберите книгу со скидкой:

ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Русский язык в картинках для современных детей

Русский язык. Типовые варианты

Идеальная грамотность Русский язык без правил и словарей

Русский язык. 4 класс. Контрольные и диагностические работы.

ОГЭ-2020. Русский язык. Итоговое собеседование

ОГЭ-2020. Русский язык (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфологический, по составу, разбор предложения

Русский язык в схемах и таблицах

Русский язык. Тематические тренировочные задания

Русский язык в таблицах

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1238702

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Самостоятельная работа по теме: «Наклонение глагола»
тест по русскому языку (6 класс) на тему

Промежуточный котроль знаний.

Скачать:

Вложение Размер
sam.r.nakloneniya.docx 14.87 КБ
ispravlenie_sam.r.naklonenie_gl.docx 14.08 КБ

Предварительный просмотр:

Фамилия, имя: ____________________________________________________________________ Класс: _______

Глагол. Наклонения глаголов.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. (2) Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. (3) Эти горы из камня — гробницы царей Египта. (4) Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

(5) Самая большая гробница — пирамида Хеопса. (6) Её строили больше двадцати лет.

(7) Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. (8) Они хранились в особом помещении. (9) Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

(10) В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровища. (11) Попробуй-ка прийти в такую пирамиду за ценностями! (12) Придётся долго бродить по галерее, но так и не получится достичь зала с саркофагом владыки. (13) Если бы не эти ловушки, ещё в древности все сокровища были бы разграблены.

  1. Выпишите из предложения 2 все глаголы, определите их спряжения.
  1. Из предложений 5-11 выпишите все возвратные глаголы.
  1. Из предложений 1-4 выпишите все глаголы совершенного вида.
  1. Укажите номер побудительного предложения.
  1. Укажите номер предложения, в котором использованы глаголы условного наклонения.
  1. Среди предложений 1-9 найдите такие, в которых используются глаголы и прошедшего времени, и настоящего. Укажите номера этих предложений.

Фамилия, имя: ____________________________________________________________________ Класс: _______

Глагол. Наклонения глаголов.

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) На западе Ливийской пустыни в Египте есть удивительные горы. (2) Они словно вырастают из песков и поражают своими размерами и строгостью очертаний. (3) Эти горы из камня — гробницы царей Египта. (4) Трудно представить, что их сложили люди своими руками.

(5) Самая большая гробница — пирамида Хеопса. (6) Её строили больше двадцати лет.

(7) Раскопки говорят о неслыханной ценности сокровищ, которые таились в царских могилах. (8) Они хранились в особом помещении. (9) Египтяне верили, что они сопровождают царя в его загробной жизни.

(10) В пирамиде возводились ложные галереи, переходы, чтобы грабители не могли найти сокровища. (11) Попробуй-ка прийти в такую пирамиду за ценностями! (12) Придётся долго бродить по галерее, но так и не получится достичь зала с саркофагом владыки. (13) Если бы не эти ловушки, ещё в древности все сокровища были бы разграблены.

  1. Выпишите из предложения 2 все глаголы, определите их спряжения.
  1. Из предложений 5-11 выпишите все возвратные глаголы.
  1. Из предложений 1-4 выпишите все глаголы совершенного вида.
  1. Укажите номер побудительного предложения.
  1. Укажите номер предложения, в котором использованы глаголы условного наклонения.
  1. Среди предложений 1-9 найдите такие, в которых используются глаголы и прошедшего времени, и настоящего. Укажите номера этих предложений.

Источник

Урок по русскому языку на тему «Наклонение глагола»

Тема: Наклонение глагола .

Цель: содействовать усвоению знаний о наклонении глагола.

Задачи: 1. Познакомить с наклонениями глагола, повторить и закрепить знания о видах и спряжении глагола

2. развивать орфографические навыки, развивать речь и мышление;

3. прививать интерес к русскому языку.

Тип: комбинированный урок.

Наглядность: карточки, дидактические игры.

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка посещаемости, запись в тетради числа и классной работы, постановка цели и задач урока.

2. Актуализация прежних знаний

1) Дальше положишь — ближе возьмешь. 2) Много захочешь — пораньше с постели вскочишь. 3) Не узнаешь, где найдешь, где потеряешь. 4) В радости кудри вьются — в печали секутся. 5) Не надобно на чужое добро льститься, берегись своего лишиться. 6) На удочку кита не поймаешь. 7) В лес не съездишь, так и на печи замерзнешь. 8) Силу в лавочке не купишь. 9) Хорошо склеишь, так и не отклеится. 10) Тренируясь редко, не выстрелишь метко. 11) Молодому крепиться всегда пригодится. 12) Одной рукой узла не завяжешь. (Пословицы)

3. Объяснение нового материала. Наклонение глагола.

Глаголы изменяются по наклонениям. Форма наклонения показывает, как действие относится к действительности: является ли действие реальным (имеющим место в действительности), или нереальным (желаемым, требуемым, возможным при определённых условиях).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле в определённом времени (настоящем, прошедшем или будущем). Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: занимаюсь (настоящее время), занимался (прошедшее время), буду заниматься (будущее время).

Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные. Формы условного наклонения образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени) с помощью суффикса -л- (за которым следует окончание со значением числа и в единственном числе — рода) и частицы бы (б) (которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него). Например: Если б я была поэтом, я жила бы как щеглёнок и не в клетке бы свистела, а на ветке на заре (Ю. Мо-риц).

В условном наклонении глаголы изменяются по числам и родам (в этом наклонении нет времени и лица): прошёл бы, прошла бы, прошло бы, прошли бы.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое. В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и лицам (времени в этом наклонении также нет).

Наиболее употребительными являются формы 2 лица единственного и множественного числа, которые выражают побуждение к действию собеседника (собеседников).

Форма 2 лица ед. числа образуется от основы настоящего/простого будущего времени с помощью суффикса -и- или без суффикса (в этом случае основа глагола в повелительном наклонении совпадает с основой настоящего/ простого будущего времени): говори, смотри, пиши, держи, работай (основа настоящего времени — pa6omaj-ym), отдыхай (отдыха)-ут), запоминай (запоминаj-ут), режь (режут), встань (встанут).

Форма 2 лица мн. числа образуется от формы 2 лица ед. числа с помощью окончания -те: говори- тё , держи- тё , за-поминай- те и т. д.

Формы 3 лица ед. и мн. числа выражают побуждение к действию того или тех, кто не участвует в диалоге. Они образуются с помощью частиц пусть, пускай, да + формы 3 лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения: пусть уходит, пусть уходят, да здравствует, да здравствуют и т. д.: Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу (А. Пушкин).

Форма 1 лица мн. числа выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Она образуется с помощью частиц давай, давайте + инфинитив глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, танцевать, играть) или 4- форма 1 лица мн. числа изъявительного наклонения глаголов совершенного вида (давай, давайте + споём, станцуем, сыграем): Давайте говорить друг другу комплименты. (Б. Окуджава); Давай ронять слова, как садянтарь и цедру. (Б. Пастернак); Товарищ жизнь, давай быстрей протопаем, протопаем по пятилетке дней остаток. (В. Маяковский).

Формы наклонений могут употребляться не только в своём прямом значении, но и в переносном значении, то есть в значении, свойственном другому наклонению.

Например, форма повелительного наклонения может; иметь значения условного наклонения (1) и изъявительного (2): 1) Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы (М. Лермонтов); 2) Раз он ему и скажи: «Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь» (М. Лермонтов).

Глагол в форме изъявительного наклонения может употребляться в значении повелительного: Однако в поле уж темно; скорей! пошёл, пошёл, Андрюшка! (А. Пушкин); Комендант обошёл своё войско, говоря солдатам: «Ну, детушки, постоим сегодня за матушку-государыню и докажем всему свету, что мы люди бравые и присяжные» (А. Пушкин).

Форма условного наклонения может иметь значение повелительного: Папаша, вы поговорили бы с Александрой, она ведёт себя отчаянно (М. Горький).

Выпишите отдельными столбиками глаголы 1) неопределенной формы, 2) глаголы условного наклонения, 3) глаголы повелительного наклонения.

1. Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.). 2. Крепни и славься в битвах веков, Красная Армия большевиков (М.). 3. Хотел бы очень сам я посудить, твое услышав пенье. (К.). 4. Приляг-ка, брат, и отдохни, да коли хочешь, так сосни (К-)- 5. Что ежели, сестрица, при красоте такой и петь ты мастерица, ведь ты б у нас была царь-птица (К-). 6. Хочется подышать свежим воздухом. 7. Что-то нездоровится мне сегодня. 8. Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею (Н.). 9. . Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал Ленин (М.).

Образуйте и напишите неопределенную форму и прошедшее время глаголов:

Ночую, кочую, гарцую, рассматриваю, показываю, чувствую, участвую, шествую, шефствую, командую, заведую, интересуюсь, присматриваюсь, агитирую, преследую, оканчиваю.

5. Подведение итогов, комментарий оценок, д/з упр.

Источник

Читайте также:  упражнения на букву р логопедическое пособие для занятий с детьми
Adblock
detector