Меню

комплекс упражнений для развития быстроты футболистов

Упражнения для развития быстроты

Эти упражнения целесообразнее включать в начало основной части тренировочных занятий по мини-футболу, когда организм хорошо разогрелся, но признаки утомления еще не наступили.

Без мяча
1. Бег на месте в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра в течение 10 сек. Повторить 3—4 раза.

2. Бег на короткие дистанции (10—30 м) из различных исходных положений: с высокого и низкого стартов; из положения сидя поджав ноги; из положения лежа на спине или животе. Повторить 4—5 раз.

3. Бег с резкими остановками по сигналу партнера.

4. Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на дистанции 10, 15 и 20 м.

5. Быстрый бег с выполнением нескольких кувырков вперед.

6. Быстрый бег с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.

С футбольным мячом
1. Быстрое ведение мяча по прямой на 10, 20 и 30 м. Повторить 3—4 раза.

2. Сделайте удар по мячу с рук, затем рывок за мячом и, ведя мяч ногами, возвращайтесь на исходную позицию. Повторить 3—4 раза.

3. Медленно ведите мяч, по сигналу партнера направьте мяч вперед и сделайте в этом же направлении рывок. Подхватив мяч, вновь медленно его ведите. Сделайте 4—6 таких рывков.

4. Жонглируйте мячом с помощью ног, стоя спиной к направлению движения. По сигналу партнера повернитесь кругом и быстро ведите мяч на расстояние 20—30 шагов. Повторить 3—4 раза.

5. Партнер ведет мяч по прямой, а вы следите за ним без мяча. Партнер должен внезапно направить мяч низом вперед, а сам отойти в сторону. Сделайте рывок за мячом, овладейте им и ведите в медленном темпе. Теперь уже ваш товарищ следует за вами. Сделать по 5—6 рывков.

6. Встаньте с партнером в 5 шагах друг от друга. Направьте мяч низом в сторону партнера. Тот подпрыгивает над мячом и пропускает его под собой, затем внезапно поворачивается, делает рывок за мячом и останавливает его. После этого поменяйтесь ролями. Каждый должен сделать по 4—5 пробежек за мячом.

7. Сделайте рывок к лежащему мячу на расстояние 10—12 шагов и совершите удар по мячу, стараясь попасть в ворота. Мяч находится в 8—10 шагах от ворот. Повторить 5—6 раз.

8. Ведите мяч, резко остановитесь и сделайте рывок на расстояние 5—6 шагов в сторону. Сделать 6—7 таких ускорений.

Источник

«Развитие скоростных качеств футболиста»

Разработал: Заволока Виктор Григорьевич, тренер — преподаватель отделения лёгкой атлетики МБУДО ДЮСШ

  1. Методика развития скорости (быстроты)
  2. Развитие и совершенствование скорости футболистов.
  3. Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Важную роль во многих видах спорта играет бег. Без бега не обойтись ни гребцу, ни акробату, ни баскетболисту и футболисту, ни представителям других видов спорта. Бег применяется как средство тренировки или является одним из компонентов данного вида спорта.

В основе специальной подготовки многих спортсменов лежит бег на скорость. В отличие от других качеств, необходимых спортсмену, таких, как выносливость, сила, гибкость, быстрота – очень специфическое качество.

Быстрота — это способность человека выполнять двигательные действия с большой скоростью. Данное качество проявляется в скорости передвижения спортсмена, быстроте выполнения технических приемов и быстроте тактического мышления.

В спортивных играх быстротой действий каждого игрока и команды в целом, как правило, и определяется успешное выступление в соревнованиях.

На сегодняшний день спортивные игры становятся все более скоростными, а особенно, футбол. Следовательно, каждый игрок должен развивать у себя это важное физическое качество.
Хотелось бы, чтобы начинающие спортсмены, в том числе и футболисты, хорошо усвоили, что быстрота, скорость — это такое качество, над развитием которого с успехом можно работать только в юности.

Недаром специалисты называют это качество консервативным. Качество быстроты на 80% зависит от врождённых особенностей организма, а 20% необходимо развивать, учитывая, что быстрота развиваться и совершенствоваться бесконечно не может.

Кроме того, развитие скорости связано с возрастными особенностями. У детей до 12 лет активно развивается способность к повышению темпов движения.

К 14-15 летних подростков темпы движения приближаются к предельным, а после 15 лет наблюдается стабилизация.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТИ

( БЫСТРОТЫ)

Развитие быстроты зависит от лабильности нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах, согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частом чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения техническими приемами.
Наиболее успешно быстрота развивается в школьном возрасте. Быстрота движений в определенной степени зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно. Если мышца предварительно оптимально растянута, то она сокращается быстрее и с большей силой.

Читайте также:  валентность химических элементов упражнения

Поэтому необходимо обращать особое внимание на улучшение эластичности мышц. Большое значение также имеет подвижность в суставах и способность мышц-антагонистов к растягиванию.

Не менее важно и умение расслабляться, выполнять движение без излишнего напряжения, но с максимальными усилиями.

Таким образом, для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения: развивающие быстроту ответной реакции; способствующие возможно более быстрому выполнению движений; облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения. Выполняют их в максимально быстром темпе.

Для этого используются повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением амплитуды движения до максимальной.

Очень полезны упражнения в условиях облегченных, например, бег под уклон, бег за лидером и т. п.

Для развития быстроты рекомендуется соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.
Упражнения, способствующие развитию быстроты, не следует выполнять в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их.

Поэтому их рекомендуется включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое.

Используя упражнения с отягощениями, направленные в основном на развитие силы, нельзя забывать о быстроте их выполнения, иначе может снизиться быстрота движения
Основой методики развития скорости являются упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в течение 10-15 секунд.

Упражнения для развития скорости рекомендуется включать в тренировку сразу же после разминки, когда организм хорошо разогрелся, а признаки утомления еще не наступили. Если же мышцы не разогреты, то при выполнении упражнений на скорость (быстроту) могут произойти их растяжения, надрывы или полные разрывы, вызывающие не только болевые ощущения, но и прекращение соревновательной или учебно-тренировочной деятельности на длительный срок.

Для развития быстроты подбираются технически хорошо освоенные и знакомые упражнения. В противном случае спортсмен не сможет выполнять их на максимально возможной скорости, так как всё внимание будет сосредоточено на правильное выполнение техники самих упражнений.

Упражнения на развитие скорости (быстроты) выполняются так, чтобы отдых между ними был достаточным для восстановления (1-2мин).

Длительность выполнения упражнений на быстроту не должна превышать 6—12сек. В комплекс показателей быстроты входят: стартовая скорость, скорость бега, быстрота оценки сложившейся на дорожке или поле ситуации, быстрота тактического мышления, увеличению частоты движений.

Для каждого движения быстроту нужно развивать отдельно, хотя в сходных движениях имеет значение приобретенный ранее навык.

Многолетний опыт работы с детьми и подростками в группах лёгкой атлетики ДЮСШ неоднократно подтверждал — результат в беге на короткие дистанции зависит не только от :

— умения быстро реагировать на сигнал стартёра;

— способности к ускорению;

— уровня максимальной скорости и способности как можно дольше поддерживать максимальную скорость (скоростную выносливость), но и от развития таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость (в меньшей степени).

Поэтому, развивая быстроту, необходимо включать в учебно-тренировочное занятие не только упражнения для всех видов скорости, но и разнообразные упражнения для совершенствования, вышеперечисленных основных физических качеств.

Взрывная скорость в основном зависит от силы мышц спины, пресса. икроножных мышц и четырёхглавой мышцы бедра.

Для развития умения быстро реагировать на сигнал стартёра применяется множество упражнений.

Я в своих тренировках применяю упражнения в стартах из различных положений.

— и.п. спиной вперёд; с разворотом и пробеганием отрезка 15 метров;

— и.п. упор лёжа на прямых руках.

Для развития и укрепления мышц бедра применяются прыжковые упражнения.

— на дальность 10 прыжков с места, с остановкой после каждого прыжка и паузой примерно 10 сек.;

— прыжки по ступенькам лестницы на одной и двух ногах.

— бег с преодолением 10 препятствий (поролоновые кубики 50х20х20 см.), между кубиками расстояние в 5-6 стоп.

Спортсмены выполняют следующие задания:

— преодоление кубиков с различными положениями рук: за голову, на пояс; руки вверх, ладони во внутрь; круговые движения рук назад и вперёд;

— бег, преодолевая кубики, на время.

Упражнения с преодолением препятствий (в данном случае поролоновые кубики), способствуют повышению частоты движений, а также, более качественному выполнению техники бегового шага.

Для совершенствования скоростно-силовых качеств важную роль играют упражнения в многоскоках: двойные, тройные, пятерные, восьмерные, десятерные.

Двойные прыжки: первый толчком двумя ногами, второй толчок – одной.

На тренировке мы обычно прыгаем такое количество раз – кто в каком классе учится, столько и прыгает ( в 8 классе, 8 прыжков)

Читайте также:  упражнения для растяжения связок под коленом

Например: 8 двойных на левую ногу и 8 прыжков на правую ногу прыжков на 1 ногу.

Для повышения уровня максимальной скорости на тренировках я применяю упражнение бег 30-60 м с автомобильным скатом.

Помимо увеличения скорости это упражнение улучшает технику бега, повышает частоту движений и вынуждает спортсмена выше поднимать бедро.

Также применяется пробегание отрезков 30,60,100 метров по одному и по двое.

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТИ ФУТБОЛИСТОВ

Без мяча

  1. Повторная пробежка коротких отрезков от 10 до 6 м.
    2. Челночный бег 2×10 м, 4×5 м, 4×10 м, 2×15 м, 5×30 м.
    3. Бег на месте в максимально быстром темпе с высоким подниманием бедра в течение 10 с. Повторить 3—4 раза.
    4. То же, но с опорой (рис. 1). Обратить внимание на полное выпрямление толчковой ноги.
    5. Бег с резкими остановками по сигналу партнера.
    6. Беговые движения ногами лежа на спине и стоя на лопатках (рис. 2).
    Движения ногами выполняются в быстром темпе в течение 10 с. Повторить 3—4 раза.

Прыжкообразный бег (рис. 3).

При беге необходимо поочередно отталкиваться то одной, то другой ногой за счет усиленного разгибания бедра и стопы.

Руки при этом активно помогают движению. Упражнение выполняется быстрыми короткими движениями (толчками) вперед- вверх.

Бег спиной вперед, приставными шагами на скорость на 10,15 и 20 м.
Быстрый бег на 10—15 м с выполнением нескольких кувырков вперед.
Быстрый бег на 8—10м с выпрыгиванием вверх и имитацией ударов головой по мячу.
Бег под уклон. Выполняется с широкой и свободной амплитудой движений с максимальной частотой и нарастающей скоростью.
Взбегание по ступенькам лестницы. Выполняется в быстром темпе.

Перед выполнением любых упражнений необходимо осведомиться о состоянии здоровья занимающихся. Постоянно контролировать их самочувствие, давать необходимые методические указания по технике выполнения упражнений, добиваться чёткого, правильного выполнения любого движения, вовремя исправлять ошибки.

В процессе тренировки обязательно сообщать теоретические сведения по анатомии, физиологии, истории данного вида спорта, Олимпийскому движению и т.д.

Источник

Комплекс упражнений для развития быстроты футболистов

Для развития быстроты можно использовать следующие упражнения:

– бег с высоким подниманием бедра в яме с песком с небольшим продвижением вперед;
– бег в гору (крутизна склона до 20°) в быстром темпе по 20–30 м;
– многоскоки по мягкому грунту по 20–50 м;
– семенящий бег с переходом на быстрый бег;
– бег с ускорением на 30–40 м;
– повторный бег под уклон;
– прыжки вверх на двух ногах с поворотом на 180° и 360°;
– прыжки на двух ногах по 15–20 м;
– старты из различных исходных положений.

Быстрота — это способность выполнять двигательное действие в минималь­ный для данных условий отрезок времени. Проявления этого физического ка­чества многообразны. Различаются элементарные и комплексные формы та­ких проявлений. К элементарным формам относятся быстрота реакции, ско­рость одиночного движения, частота (темп) движений, быстрота начала движений. К комплексным формам проявления данного физического качества относятся скорость старта в простой и сложной ситуациях, скорость стартово­го разгона, абсолютная (пиковая) скорость, скорость рывково-тормозных действий, скорость выполнения технического приема, скорость переключения от одного действия к другому.

Все компоненты быстроты находятся под сильным генетическим контро­лем и, естественно, поддаются тренировке в минимальной степени. Однако это не значит, что их нельзя развивать с помощью физических упражнений. Например, быстрота реакции детей во многом зависит от типа нервной системы и является наследственным качеством. Но и это физическое каче­ство способно в определенной степени развиваться под влиянием система­тических занятий физическими упражнениями. Частота движений также зависит не только от унаследованных свойств нервной системы, но и в значительной степени от состояния мышц, производящих эти движения. А так как сократительная способность мышц с возрастом и с помощью физи­ческих упражнений улучшается, то, следовательно, частота движений, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений в детском воз­расте могут быть увеличены.

Мини-футболу, отличающемуся постоянной и внезапной сменой игровых ситуаций, присущи комплексные формы проявления быстроты, основным методом развития которых является повторное выполнение циклических уп­ражнений с предельной и близкой к предельной частотой. Таким упражнением является бег на короткие дистанции в виде повторных ускорений, рекоменду­ется постепенно, плавно наращивать скорость и увеличивать амплитуду дви­жений, доводя их до максимальных.

Большое внимание в тренировке быстроты юных футболистов должно уде­ляться выполнению упражнений в облегченных условиях (например, бег под уклон, бег за лидером и т.п.). В таких упражнениях занимающийся старает­ся с разгона перейти временно установившийся у него скоростной предел и хотя бы на небольшом расстоянии достичь еще большей скорости.

Читайте также:  игры и упражнения на развитие внимания в старшей группе

Упражнения на развитие быстроты дают больший эффект, если преподава­тели, ведущие занятия в секции мини-футбола, имеют возможность контроли­ровать и точно оценивать достигнутый уровень быстроты своих воспитанни­ков. Следует также иметь в виду, что большое значение для достижения в уп­ражнениях максимальной быстроты имеет соревновательный метод. Например, в качестве таких упражнений рекомендуется использовать хорошо освоенные упражнения техники и тактики. Однако недостаточно хорошо освоенные тех­нико-тактические приемы юные футболисты будут неспособны выполнять на предельной скорости, т.к. их основное внимание будет сосредоточено не на скорости, а на технике выполнения приемов.

Таким образом, основой методики развития быстроты являются беговые упражнения, выполняемые с максимальной предельной интенсивностью в те­чение не более 15 с. Перед тем как выполнять такие упражнения, рекомендует­ся провести разминку длительностью не менее 15-20 мин. Мышцы юных фут­болистов должны быть разогреты, т.к. в противном случае может произойти разрыв мышц, связок, вызывающих у занимающихся сильные болевые ощу­щения.

Упражнения с преимущественной направленностью на развитие быстроты рекомендуется включать в начало основной части тренировочного занятия, пока нет накопившихся следов неполного восстановления от предшествующих на­грузок. В целом объем тренировок, направленных на развитие быстроты у юных футболистов, не должен быть очень большим. Дозировка должна определяться длительностью или же количеством повторений упражнений. Ориентировоч­ная дозировка для одного упражнения может быть таковой: серия из 5-7 уско­рений с интервалами для отдыха между сериями. Причем интервалы отдыха должны быть такими, чтобы последующее упражнение выполнялось при оп­тимальной работоспособности, позволяющей полностью проявить достигну­тый ранее уровень быстроты.

Наиболее благоприятными периодами для развития быстроты у мальчиков и девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому воз­расту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстро­ты простой реакции и максимальной частоты движений. В целом половые раз­личия в уровне развития скоростных способностей у детей и подростков неве­лики до достижения ими 12-13-летнего возраста. Однако позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных дви­гательных действий (например, бег).

Примерные упражнения на развитие быстроты

1. Из различных исходных положений (стоя боком, лицом или спиной впе­ред, на одном или обоих коленях, лежа на животе и т.д.) по зрительному или звуковому сигналу выполнить рывки на 5, 7, 10, 15 и 30 м .

2. Подвижные игры «Салки», «Вороны-воробьи», «Два Мороза», «Мяч ка­питану», «Перестрелка» и т.п., различные эстафеты.

3. Повторная пробежка коротких отрез­ков (6- 10 м ); челночный бег 2×10 м, 4×5 м, 4×10 м, 2×15 м, 5×30 м.

4. Бег на 15- 20 м с высоким поднима­нием бедра, бег с захлестыванием голени, бег прыжками с ноги на ногу.

5. Бег с высоким подниманием бедра на месте в упоре руками на гимнастичес­кую лестницу (рис. 1).

6. 6-8 подскоков на месте с последую­щим рывком на 10- 15 м .

7. Старт с места. Бег под уклон (рис. 2), бег в гору (рис. 3).

8. Из положения выпада занимающие­ся выполняют прыжки вверх с быстрой сме­ной исходного положения.

9. Стартуя с места, выполнить ускоре­ние по песчаной (опилочной) дорожке на 10- 15 м . Вариант: то же, но бег осуществ­ляется по воде на 8- 10 м .

10. Бег за лидером (световым или меха­ническим) на 20- 30 м . Старт с места.

11. Старт из различных исходных поло­жений. Бег на 20- 30 м (на тело прикрепить пояс весом до 3-х кг).

12. Двойные и тройные прыжки с места в длину.

13. Бег на 15- 30 м , начиная движение с поворота на 360°. Вариант: бег выполняет­ся приставными шагами левым (правым) боком.

14. В висе на предплечьях на брусьях выполнить беговые движения ногами в вы­соком темпе.

15. В стойке на плечах в высоком темпе выполнить вращательные движения ногами.

16. Переменный бег на дистанции 120 м , пробегая отрезок 20 м в полную силу, затем отрезок 20 м — расслабленно и т.д.

17. Из положения стоя выполнить ры­вок на 10- 15 м . В конце дистанции, не сни­жая скорости, следует прыжок вертикально вверх и остановка. Вариант: рывок завер­шается резкой остановкой.

Источник

Adblock
detector