Меню

ь как показатель грамматической формы слова упражнения

Упражнения по теме «Разделительный мягкий знак»
картотека на тему

Упражнения по теме «Разделительный мягкий знак»

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_po_teme_razdelitelnyy_.doc 29 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по теме «Разделительный мягкий знак».

Задание №1. От данных слов образуйте и напишите слова, обозначающие лиц женского пола.

Образец: лгун – лгунья.

Задание №2. Прочитайте. Измените слова по образцу. Напишите.

Образец: следы волка – волчьи следы.

Молоко коровы, рога быка, чешуя рыбы, нора барсука, шкура лисы, уши зайца, зубы собаки.

Задание №3. Прочитайте сказку и рассказ К.Д. Ушинского. Выпишите из них слова в два столбика: в левый с разделительным мягким знаком, в правый – с мягким знаком – показателем мягкости.

1. Орёл всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах. Нос у орла серпом, крылья длинные, грудь навыкат – молодецкая.

2. Беленький гладенький зайчик сказал ежу:

— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье.

— Правда, — ответил ёж. – Но мои колючки спасают меня от волчьих и собачьих зубов.

Задание №4. Прочитайте. Спишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком .

Живёт в пустыне жук. Его костяной хвост – настоящее ружьё. Только стреляет оно не дробью. Ядовитыми брызгами бьёт жук обидчика.

Задание №5. Прочитайте.

Поздняя осень. Ветер сорвал с деревьев последние листья. Целый день льёт дождь. Только воронье карканье слышно во дворе. Скоро наступит пора морозов и вьюг.

Выпишите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните гласные буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

Задание №6. Прочитайте. Спишите.

Собрались на большом камне крылатые муравьи. Пришло им время лететь на новые места. Ветер подхватит их и понесёт вдаль. На новом месте сбросят муравьи крылья и построят новое жильё.

Одной чертой подчеркни мягкий знак – показатель мягкости, а двумя – разделительный мягкий знак.

Задание №7. Прочитайте. Ответьте на вопросы, используя слова для справок.

  1. Когда загораются звёзды?
  2. Чем заставили комнату?
  3. Чем покрыли стол?
  4. Когда улетают лебеди?
  5. Чем засадили грядку?

Слова для справок: мебель, скатерть, осень, фасоль, ночь.

Задание №8. Прочитайте.

Часы бьют двенадцать. Новый год! Мы желаем вам здоровья, мира и счастья.

Спишите. Подчеркните слова с разделительным мягким знаком. Напишите поздравительную открытку самостоятельно.

В Новый год мы собираемся всей семьёй. Братья Илья и Сергей приносят ёлку. Сёстры наряжают лесную гостью. Папа и мама готовят праздничное угощенье. Звонок в дверь. Это пришли бабушка и дедушка. Теперь можно начинать праздник.

Часы бьют двенадцать Новый год! Мы желаем всем здоровья, мира и счастья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная школа – это не только система ретрансляции знаний. Во многом школа третьего тысячелетия – это школа формирования образа жизни, воспитания ценностей, основа будущего благосостояния общества.

Мои ученики, несмотря на возраст, очень любят, когда на уроках русского языка я рассказываю им сказки. Не об Иване — царевиче, не о Василисе Прекрасной — о буквах, частях слова, орфограммах.Мне кажетс.

Цели урока:Образовательные: формировать умение правильно писать мягкий знак у существительных после шипящих, уметь осознанно применять это правило на практике;Коррекционно-развивающие: развивать.

Данный материал предназначен для работы родителям тех детей, которые имеют трудности в написании разделительного мягкого знака.

Учебное занятие в рамках конкурса «Учитель Года Несветая -2015» в номинации «Педагогический дебют».

Данная система упражнений поможет сформировать у ребенка навык написания слов с мягким знаком — показателем мягкости.

Источник

Ь как показатель грамматической формы слова упражнения

Упражнение 1.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Бессроч. ный кредит, побывать вез. де, большая прос. ба, бор. ба за чистоту, малярные кис. ти, хороший подсолнеч. ник, воз. мем с собой, общ. ность интересов, выпустить бюллетен. оден. те ребенка, искусная рез. ба, получить ден. ги, мен. ше спорить, длител. ная болез. нь, тон. чайшая работа, закон. чить в срок, искрен. няя привязанность.

Упражнение 2.

Перепишите, вставляя вместо точек, где необходимо, букву ь. Объясните правописание.

Обжеч. кирпич. подстрич. акацию, береч. горючее, подбереш. факты, достан. багаж. отреж. хлеба, дверь настеж. гореч. микстуры, следы пожарищ. крыши дач. созревает рож. жду новых встреч. юноша горяч. выходиш. замуж. малыш. похож. на отц­а, стрич. овец, наш выигрыш. ненужная вещ. хороший товарищ. булатный меч. будеш. печ. пироги.

Упражнение 3.

Вставьте, где это необходимо, ь. Почему слова сгруппированы таким образом? Сформулируйте правила.

щавел(?) тон(?)ше кол(?)лекция новос(?)т(?)

связ(?)издат пис(?)мо бел(?)летрист т(?)вёрдый

л(?)стец вос(?)меро тис(?)нение пач(?)ка

скал(?)пел(?) Куз(?)мич бин(?)тик соч(?)ный

анал(?)гин воз(?)ми уяз(?)вим мощ(?)ный

бел(?)мо о прос(?)бе вин(?)тик набор(?)щик

пил(?)щик в тюр(?)ме мос(?)тик бан(?)щик

Упражнение 4.

Замените звуки буквами. Напишите слова.

Ня[н’]кА, до[ч’]кА, пе[с’]ня, пе[н’]сия, ня[н’]чи[т’], мы[с’л’], жи[з’н’], фа[н’]тик, го[н’]щик, зо[н’]тик, ко[с’]ти, ба[н’]щик, ба[с’]ня, ле[н’]тяй, бли[н’]чик, вско[л’с’], [з’]де[с’], [с’]ти[л’], тро[с’т’], ба[л’]истика.

Упражнение 5.

Образуйте от слов, данных в скобках, слова, называющие исполнителя работы, — у вас получится рекламное объявление.

Мастер-профессионал предлагает услуги (плитка), (стекло), (паркет), (штукатурка), (установка) дверей, (сборка) подвесных потолков и т. п.

Тел.: 111-11-11. Владимир.

Упражнение 6.

Вставьте, где это необходимо, ь; определите грамматическую форму слова.

Танцуеш(?), упряж(?), виш(?), смерч(?), картеч(?), навзнич(?), камыш(?), злющ(?), толоч(?), кирпич(?), наотмаш(?), сушиш(?), тысяч(?), читаеш(?), чащ(?), рощ(?), бич(?), лиш(?), певуч(?), клещ(?), точ(?)-в-точ(?), тягуч(?), маж(?), биш(?), брош(?), могуч(?), видиш(?)ся, реж(?).

Упражнение 7.

Вставьте, где это необходимо, ь. Пользуясь словарём, объясните значение фразеологизмов.

Ан(?)нибалова клятва, ахил(?)лесова пята, боч(?)ка Диогена, золотая молодёж(?), ал(?)фа и омега, краеугол(?)ный камен(?), питат(?)ся манной небесной, камен(?) преткновения, золотой дожд(?).

Упражнение 8.

Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель мягкости.

Вскол..з. сел..д. клян..чить, прос..ба, гус..ком, мел..тешить, чер..в. сер..ги, вос..м..ю (от восемь), воз..ле, нян..ка, нян..читься, люд..ми, рез..ня, рез..ба, бояз..н. ос..миног, вес..ма, цер..ков. четыр..мя, пал..ба, вес..ма, гвоз..дик, бан..тик, умен..шить, бол..ше, тон..ше, тон..чайший, гон..щик, л..стец, туч..нее, каприз..ничать, бревен..чатый, бакен..щик, апел..син..чик, реч..ка, реч..ной, испор..ченный, зон..тик, вин..тик, почес..т. нояб..р. сен..тяб..р. пис..менный, воз..мёшь, гранил..щик, крюч..ки, в коробоч..ке, бетон..щик, жестян..щик, жен..щина, свар..щик, печ..ник, девят..надцат. восем..надцат. пят..десят. шест..десят. сем..сот, пор..ча, помощ..ник, ноч..ник, вен..чик, загон..щик, январ..ский, октябр..ский.

Упражнение 9.

Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель грамматической формы. Выделите эти формы.

Брос..те, (он) бросает..ся, вееш. лещ. пустош. (несколько) барышен. кирпич. (много) разин. мелоч. врач. строиш. (дом) строит..ся, застав..те, назнач..те, увлеч..ся, (он) увлечёт..ся, лиш. (несколько) таможен. настеж. (несколько) кухон. полноч. бреш. горюч. горяч. фальш. привлеч. кумач. нареж..те, утеш..ся, (он) утешит..ся, таеш. (много) яблон. вещ. трубач. (много) задач. мелоч. блиндаж. (много) тихон. волнуеш..ся, (много) нян. чертёж. меч. мяч. реч. камыш. (много) пашен. надееш..ся, (несколько) купален. мыш. (много) басен. молодёж. рож. клич. дюж. (надо) учит..ся, (несколько) черешен. (надо) выспат..ся, из-за рабын. дич. (много) туч. (несколько) тысяч. заглядываеш..ся, замуж. невмоч. познаком..тесь, (он) познакомит..ся, (надо) познакомит..ся, готов..ся, (надо) готовит..ся, (он) готовит..ся, (несколько) барышен. до плеч. ключ. гремуч. (мороз) жгуч. проч. трескуч. (несколько) кляч. хорош. пригож. намаж..те, попадёш..ся, еш..те, навзнич. наотмаш. взвес..те, эконом..те, вскач. невтерпеж.. .

Тест по теме «Правописание мягкого знака»

1. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

2. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1) не могу удержат. ся

4. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

5. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

6. В каком ряду во всех словах ь является показателем грамматических признаков?

1) Учить, увлечь, брать, мелочь.

2) Плачь, брошь, мелочь, едешь.

3) Стеречь, уделять, мощь, объявишь.

Источник

Ь как показатель грамматической формы слова упражнения

Упражнение 1.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Бессроч. ный кредит, побывать вез. де, большая прос. ба, бор. ба за чистоту, малярные кис. ти, хороший подсолнеч. ник, воз. мем с собой, общ. ность интересов, выпустить бюллетен. оден. те ребенка, искусная рез. ба, получить ден. ги, мен. ше спорить, длител. ная болез. нь, тон. чайшая работа, закон. чить в срок, искрен. няя привязанность.

Упражнение 2.

Перепишите, вставляя вместо точек, где необходимо, букву ь. Объясните правописание.

Обжеч. кирпич. подстрич. акацию, береч. горючее, подбереш. факты, достан. багаж. отреж. хлеба, дверь настеж. гореч. микстуры, следы пожарищ. крыши дач. созревает рож. жду новых встреч. юноша горяч. выходиш. замуж. малыш. похож. на отц­а, стрич. овец, наш выигрыш. ненужная вещ. хороший товарищ. булатный меч. будеш. печ. пироги.

Упражнение 3.

Вставьте, где это необходимо, ь. Почему слова сгруппированы таким образом? Сформулируйте правила.

щавел(?) тон(?)ше кол(?)лекция новос(?)т(?)

связ(?)издат пис(?)мо бел(?)летрист т(?)вёрдый

л(?)стец вос(?)меро тис(?)нение пач(?)ка

скал(?)пел(?) Куз(?)мич бин(?)тик соч(?)ный

анал(?)гин воз(?)ми уяз(?)вим мощ(?)ный

бел(?)мо о прос(?)бе вин(?)тик набор(?)щик

пил(?)щик в тюр(?)ме мос(?)тик бан(?)щик

Упражнение 4.

Замените звуки буквами. Напишите слова.

Ня[н’]кА, до[ч’]кА, пе[с’]ня, пе[н’]сия, ня[н’]чи[т’], мы[с’л’], жи[з’н’], фа[н’]тик, го[н’]щик, зо[н’]тик, ко[с’]ти, ба[н’]щик, ба[с’]ня, ле[н’]тяй, бли[н’]чик, вско[л’с’], [з’]де[с’], [с’]ти[л’], тро[с’т’], ба[л’]истика.

Упражнение 5.

Образуйте от слов, данных в скобках, слова, называющие исполнителя работы, — у вас получится рекламное объявление.

Мастер-профессионал предлагает услуги (плитка), (стекло), (паркет), (штукатурка), (установка) дверей, (сборка) подвесных потолков и т. п.

Тел.: 111-11-11. Владимир.

Упражнение 6.

Вставьте, где это необходимо, ь; определите грамматическую форму слова.

Танцуеш(?), упряж(?), виш(?), смерч(?), картеч(?), навзнич(?), камыш(?), злющ(?), толоч(?), кирпич(?), наотмаш(?), сушиш(?), тысяч(?), читаеш(?), чащ(?), рощ(?), бич(?), лиш(?), певуч(?), клещ(?), точ(?)-в-точ(?), тягуч(?), маж(?), биш(?), брош(?), могуч(?), видиш(?)ся, реж(?).

Упражнение 7.

Вставьте, где это необходимо, ь. Пользуясь словарём, объясните значение фразеологизмов.

Ан(?)нибалова клятва, ахил(?)лесова пята, боч(?)ка Диогена, золотая молодёж(?), ал(?)фа и омега, краеугол(?)ный камен(?), питат(?)ся манной небесной, камен(?) преткновения, золотой дожд(?).

Упражнение 8.

Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель мягкости.

Вскол..з. сел..д. клян..чить, прос..ба, гус..ком, мел..тешить, чер..в. сер..ги, вос..м..ю (от восемь), воз..ле, нян..ка, нян..читься, люд..ми, рез..ня, рез..ба, бояз..н. ос..миног, вес..ма, цер..ков. четыр..мя, пал..ба, вес..ма, гвоз..дик, бан..тик, умен..шить, бол..ше, тон..ше, тон..чайший, гон..щик, л..стец, туч..нее, каприз..ничать, бревен..чатый, бакен..щик, апел..син..чик, реч..ка, реч..ной, испор..ченный, зон..тик, вин..тик, почес..т. нояб..р. сен..тяб..р. пис..менный, воз..мёшь, гранил..щик, крюч..ки, в коробоч..ке, бетон..щик, жестян..щик, жен..щина, свар..щик, печ..ник, девят..надцат. восем..надцат. пят..десят. шест..десят. сем..сот, пор..ча, помощ..ник, ноч..ник, вен..чик, загон..щик, январ..ский, октябр..ский.

Упражнение 9.

Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель грамматической формы. Выделите эти формы.

Брос..те, (он) бросает..ся, вееш. лещ. пустош. (несколько) барышен. кирпич. (много) разин. мелоч. врач. строиш. (дом) строит..ся, застав..те, назнач..те, увлеч..ся, (он) увлечёт..ся, лиш. (несколько) таможен. настеж. (несколько) кухон. полноч. бреш. горюч. горяч. фальш. привлеч. кумач. нареж..те, утеш..ся, (он) утешит..ся, таеш. (много) яблон. вещ. трубач. (много) задач. мелоч. блиндаж. (много) тихон. волнуеш..ся, (много) нян. чертёж. меч. мяч. реч. камыш. (много) пашен. надееш..ся, (несколько) купален. мыш. (много) басен. молодёж. рож. клич. дюж. (надо) учит..ся, (несколько) черешен. (надо) выспат..ся, из-за рабын. дич. (много) туч. (несколько) тысяч. заглядываеш..ся, замуж. невмоч. познаком..тесь, (он) познакомит..ся, (надо) познакомит..ся, готов..ся, (надо) готовит..ся, (он) готовит..ся, (несколько) барышен. до плеч. ключ. гремуч. (мороз) жгуч. проч. трескуч. (несколько) кляч. хорош. пригож. намаж..те, попадёш..ся, еш..те, навзнич. наотмаш. взвес..те, эконом..те, вскач. невтерпеж.. .

Тест по теме «Правописание мягкого знака»

1. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

2. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?

1) не могу удержат. ся

4. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

5. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?

6. В каком ряду во всех словах ь является показателем грамматических признаков?

1) Учить, увлечь, брать, мелочь.

2) Плачь, брошь, мелочь, едешь.

3) Стеречь, уделять, мощь, объявишь.

Источник

Читайте также:  все упражнения на пресс нижний и верхний фото
Adblock
detector