как писать ява скрипты

Гайд для начинающих: как написать JavaScript

Современный интернет немыслим без скриптов. Учимся писать на JavaScript.

4fdc28a45782e0821c9611212705eb59

4fdc28a45782e0821c9611212705eb59

Если бы для интернета писали Библию, она начиналась бы так:

Сначала была почта. И увидели инженеры, что это хорошо. И создали они WWW с гиперссылками. И увидели инженеры, что это тоже хорошо. И создали они тогда язык JavaScript для оживления страничек.

Примерно так происходило в реальности. JavaScript придумали, чтобы «оживить» HTML. Скрипты JavaScript пишутся непосредственно в текст HTML или хранятся в отдельных файлах, как и стили CSS. Они выполняются сразу после загрузки страницы в браузер.

Даже сам язык в первое время назывался LiveScript. Потом его переименовали в JavaScript, потому что планировали как-то увязать с языком общего назначения Java. Но сейчас у них нет практически ничего общего, а JavaScript — совершенно независимый язык программирования со своей четкой спецификацией ECMAScript.

Формально JavaScript является торговой маркой Oracle, а этот язык — «расширение» ECMAScript, наряду с JScript от Microsoft и ActionScript, но это скорее заморочки владельцев торговых марок. Главное, что свободный ECMAScript никому не принадлежит.

Со временем сфера влияния JavaScript значительно расширилась. Его начали использовать не только для скриптов на странице HTML, но и для серьезных больших веб-приложений и целых программ, которые работают в браузере. Есть инструменты, чтобы специальным образом «упаковать» эти программы и выполнять их отдельно от браузера. Это компиляторы и интерпретаторы, которые более подробно рассматриваются на обучающих курсах «Java-разработчик» и «Веб-разработчик».

hm6D A

Приложения JavaScript выполняются в любой среде, где есть соответствующий интерпретатор.

Как сделать JavaScript? Написать элементарный скрипт не сложнее, чем простую HTML-страничку, ведь скрипты JavaScript пишутся обычным текстом, то есть их можно создавать буквально в том же «Блокноте», сохраняя потом в отдельных файлах или вставляя в тело HTML-документа. Самые простые вещи на JavaScript делаются действительно просто.

Как написать JavaScript

Для примера сделаем простой скрипт для выполнения сервером сценариев Windows. Этот скрипт можно написать прямо в «Блокноте» и выполнить без браузера.

Пишем этот текст в «Блокноте», затем сохраняем файл под именем skillbox.js и запускаем в «Проводнике» Windows.

22acc399b37fc17a2cd94d629cea84beec2c7c6f

alert()

Метод alert() отображает окошко с кнопкой «OK». В окне выводится сообщение, которое указано в скобках. Например, «Привет, Skillbox!». То есть в данном случае браузер делает ровно то же самое, что перед этим делал сервер сценариев Windows.

Эти примеры тоже можно писать в «Блокноте», только сохранять в файлах с расширением HTML. Например, skillbox.htm.

74f887891e2329bc75fc1a09976b3ea7929d989d

В качестве аргумента alert() можно указать не только конкретный текст, но и результат каких-либо вычислений или обработки других данных. Например, alert(x), где x вычисляется отдельно.

confirm()

Метод confirm() выводит такое же окно с сообщением, но уже с двумя кнопками — «ОК» и «Отмена». В зависимости от того, какую кнопку щелкнет пользователь, метод возвращает либо значение true, либо false. Сервер получает это возвращаемое значение от пользователя и выполняет какое-то действие, в зависимости от ответа.

Синтаксис такой же, только здесь логически предполагается выбор, так что пользователю задают вопрос.

c5391566feb11253604bebe6f202c2bd38183fe6

prompt()

Метод prompt() выводит диалоговое окно с сообщением и текстовым полем, куда пользователь вводит данные. Здесь тоже предусмотрены две кнопки «ОК» и «Отмена». По нажатию первой кнопки метод возвращает на сервер введенный текст, а по нажатию второй кнопки возвращает логическое значение false.

Синтаксис здесь такой:

Значение поля ввода необязательно. Туда можно вписать текст, который изначально введен в поле для удобства пользователя.

5618a8c262e42b87aa78e6b7aec565ee2e95f1f3

Возможности современного JavaScript выходят далеко за рамки примитивного ввода-вывода данных через формы. Эти методы мы привели только в качестве самых простых примеров. Кроме этого, JavaScript позволяет реагировать на действия пользователя. Например, на движения мышкой или нажатие определенных клавиш. JavaScript часто используется для обеспечения асинхронной работы ( Технология AJAX), когда информация на странице обновляется без ее перезагрузки. В этом режиме данные отправляются на сервер и загружаются оттуда в интерактивном режиме. Кроме того, JavaScript способен манипулировать с HTML-элементами на странице (создавать и прятать теги и т.д.) и делать многое другое.

Полезные инструменты

Консоль разработчика

Во всех популярных браузерах есть специальная консоль разработчика. Она показывает код скриптов на странице, а также выводит другую полезную информацию. В Chrome, Firefox и IE консоль разработчика открывается по нажатию горячей клавиши F12, в Safari — Ctrl+Shift+I или Ctrl+Alt+C. На скриншоте скрипты отображаются справа вверху, вместе с другими элементами веб-страницы.

d49465cbd45df097b7beb26a7f37a10e18be7fbe

Редакторы кода

В дальнейшем для удобного программирования понадобится установить редактор кода или IDE (Integrated Development Environment), интегрированную среду разработки. IDE — это редактор с расширенной функциональностью, который интегрирован с другими полезными инструментами, поддерживает подключение дополнительных модулей и так далее.

Для начала можно рекомендовать один из легких редакторов:

В будущем есть смысл присмотреться к IDE:

Заключение

Инструкторы на курсе «JavaScript с нуля» посоветуют лучшие инструменты и помогут разобраться с любыми вопросами. Это практический 4-месячный курс для тех, кто хочет научиться основам языка сценариев с индивидуальным наставником, разработать фронтенд для интерактивного веб-проекта и положить кейс к себе в портфолио.

Курс идеально подойдет дизайнерам-разработчикам и начинающим программистам, кто уже знаком и умеет разрабатывать страницу на HTML и CSS, но не намерен останавливаться в изучении программирования. Преподаватели практически «на пальцах» объяснят базовые основы синтаксиса JavaScript, научат создавать визуальные интерактивные элементы и помогут разработать первый веб-проект на JavaScript.

b61529426b1c9c4a48283c8b693d339f7a6ab031

Пишет про разработку в Skillbox. Работал главным редактором сайта «Хабрахабр», ведет корпоративные блоги.

Источник

Основы JavaScript для начинающих разработчиков

Материал, перевод которого мы сегодня публикуем, посвящён основам JavaScript и предназначен для начинающих программистов. Его можно рассматривать и как небольшой справочник по базовым конструкциям JS. Здесь мы, в частности, поговорим о системе типов данных, о переменных, о массивах, о функциях, о прототипах объектов, и о некоторых других особенностях языка.

image loader

Примитивные типы данных

▍Числа

Арифметические операции JS работают вполне привычным образом, но надо обратить внимание на то, что оператор + может выполнять и сложение чисел, и конкатенацию строк.

▍Строки

Строки, как и другие примитивные значения, иммутабельны. Например, метод concat() не модифицирует существующую строку, а создаёт новую.

▍Логические значения

Объекты

Объекты — это динамические структуры, состоящие из пар ключ-значение. Значения могут иметь примитивные типы данных, могут быть объектами или функциями.

Объекты проще всего создавать, используя синтаксис объектных литералов:

Свойства объекта можно, в любое время, читать, добавлять, редактировать и удалять. Вот как это делается:

Объекты в языке реализованы в виде хэш-таблиц. Простую хэш-таблицу можно создать, используя команду Object.create(null) :

Для перебора всех свойств объекта можно воспользоваться командой Object.keys() :

▍Сравнение значений примитивных типов и объектов

При практической работе с примитивными значениями можно, как уже было сказано, воспринимать их как объекты, у которых есть свойства и методы, хотя объектами они не являются. Примитивные значения иммутабельны, внутренняя структура объектов может меняться.

Переменные

Если переменная объявлена за пределами какой-либо функции, её область видимости является глобальной.

Массивы

Методы массивов позволяют легко реализовывать такие структуры данных, как стеки и очереди:

Функции

Функции в JavaScript являются объектами. Функции можно назначать переменным, хранить в объектах или массивах, передавать в виде аргументов другим функциям и возвращать из других функций.

Существует три способа объявления функций:

▍Классическое объявление функции

При таком подходе к объявлению функций действуют следующие правила:

▍Функциональные выражения

При использовании функциональных выражений нужно учитывать следующее:

▍Стрелочные функции

▍Способы вызова функций

Функции можно вызывать различными способами.

Источник

Основы JavaScript

JavaScript – это язык программирования, который добавляет интерактивность на ваш веб-сайт (например: игры, отклик при нажатии кнопок или при вводе данных в формы, динамические стили, анимация). Эта статья поможет вам начать работать с этим захватывающим языком и даст вам представление о том, на что он способен.

Что такое JavaScript на самом деле?

JavaScript («JS» для краткости) — это полноценный динамический язык программирования, который применяется к HTML документу, и может обеспечить динамическую интерактивность на веб-сайтах. Его разработал Brendan Eich, сооснователь проекта Mozilla, Mozilla Foundation и Mozilla Corporation.

JavaScript невероятно универсален и дружелюбен к новичкам. Обладая большим опытом, вы сможете создавать игры, анимированную 2D и 3D графику, полномасштабные приложения с базами данных и многое другое!

JavaScript сам по себе довольно компактный, но очень гибкий. Разработчиками написано большое количество инструментов поверх основного языка JavaScript, которые разблокируют огромное количество дополнительных функций с очень небольшим усилием. К ним относятся:

Поскольку эта статья должна быть только лёгким введением в JavaScript, мы не собираемся путать вас на этом этапе, подробно рассказывая о том, какая разница между основным языком JavaScript и различными инструментами, перечисленными выше. Вы можете подробно изучить все это позже, в нашей учебной области JavaScript и в остальной части MDN.

Ниже мы познакомим вас с некоторыми аспектами основного языка, и вы также будете играть с несколькими функциями API браузера. Веселитесь!

Пример «hello world»

Предыдущий раздел звучит очень многообещающе, и это на самом деле так — JavaScript является одной из самых перспективных веб-технологий, и когда вы освоитесь и начнёте использовать его, ваши веб-сайты перейдут в новое измерение мощи и креативности.

Тем не менее, с JavaScript немного более сложно освоиться, чем с HTML и CSS. Вам придётся начать с малого, продолжая изучение небольшими шагами. Для начала мы покажем вам, как добавить некоторые основы JavaScript на вашу страницу, чтобы создать «hello world!» пример (стандарт в начальных примерах программирования).

Важно: Если вы не следили за остальным нашим курсом, скачайте этот пример кода и используйте его в качестве стартовой точки.

Источник

Рекомендации по написанию чистого кода на JavaScript

Если вы заботитесь о самом коде, и о том, как он написан, а не заняты лишь тем, чтобы создавать работающие программы, это означает что вы стремитесь к тому, чтобы ваш код был чистым. Профессиональный разработчик пишет код не только в расчёте на компьютеры, но и в расчёте на себя самого, встретившего этот код в будущем, и в расчёте на других программистов. Код, который вы пишете, не исчезает навсегда в недрах компьютера. Он живёт, изменяется, и, если написан плохо, вполне может сильно расстроить того, кому придётся редактировать его после того, как вы его написали. Вполне возможно, что этим «кем-то» будете именно вы.

image loader

Исходя из этих идей, чистый код можно определить как код, написанный так, что он сам себя объясняет. Этот код без труда смогут понять люди, его легко будет модифицировать или расширять.

Код и WTF-вопросы

Сущность WTF-вопросов, вроде «WTF is that?», сводится к крайнему удивлению и возмущению. По-русски эти чувства можно выразить вопросом «Какого чёрта?». «Чёрт», в зависимости от ситуации, вполне может уступить место чему-нибудь совершенно непечатному. Сколько раз вам доводилось дописывать чей-то код и при этом задаваться подобными вопросами?

Задавая себе WTF-вопросы о чужом коде, программисты спрашивают себя о том, что это такое (WTF is that?), что пытался сделать автор кода (WTF did you do here?), зачем в коде присутствует та или иная конструкция (WTF is this for?)

Вот картинка, в соответствии с которой единственным достоверным показателем качества кода является количество WTF-вопросов в минуту.

933bc5da7c26891d720dc0e0c8fea161

Слева — хороший код. Справа — плохой

А если серьёзно, то для того чтобы помочь вам настроиться на размышления о чистом коде, процитируем Роберта Мартина, известного как дядюшка Боб: «Даже плохой программный код может работать. Однако если код не является «чистым», это всегда будет мешать развитию проекта».

Теперь рассмотрим некоторые практические рекомендации по написанию чистого кода. Мы будем использовать здесь JavaScript, но эти рекомендации можно применить и к разработке на других языках.

1. Строгие проверки на равенство

2. Переменные

Называйте переменные так, чтобы их имена раскрывали бы их сущность, их роль в программе. При таком подходе их удобно будет искать в коде, а тот, кто увидит этот код, легче сможет понять смысл выполняемых им действий.
Плохо:

Не надо добавлять в имена переменных дополнительные слова, в которых нет необходимости.

Не стоит принуждать того, кто читает код, к тому, чтобы ему приходилось бы помнить о том, в каком окружении объявлена переменная.

Не нужно снабжать имена переменных избыточными сведениями о контексте, в котором они используются.

3. Функции

Используйте для функций длинные описательные имена. Учитывая то, что функция представляет собой описание выполнения некоего действия, её имя должно представлять собой глагол или фразу, полностью описывающую суть функции. Имена аргументов нужно подбирать так, чтобы они адекватно описывали бы представляемые ими данные. Имена функций должны сообщать читателю кода о том, что именно делают эти функции.

Избегайте использования длинных списков аргументов. В идеале функции следует иметь два или меньшее количество аргументов. Чем меньше у функции аргументов — тем легче будет её тестировать.

Используйте аргументы по умолчанию, отдавая им предпочтение перед условными конструкциями.

Функция должна решать одну задачу. Стремитесь к тому, чтобы одна функция не выполняла бы множество действий.

Используйте Object.assign для установки свойств объектов по умолчанию.

Не используйте флаги в качестве параметров. Их использование означает, что функция выполняет больше действий, чем ей следовало бы выполнять.

Не загрязняйте глобальную область видимости. Если вам нужно расширить существующий объект — используйте ES-классы и механизмы наследования вместо того, чтобы создавать функции в цепочке прототипов стандартных объектов.

4. Условные конструкции

Старайтесь не называть логические переменные так, чтобы в их именах присутствовало бы отрицание. То же самое касается и функций, возвращающих логические значения. Использование таких сущностей в условных конструкциях затрудняет чтение кода.

Избегайте логических конструкций везде, где это возможно. Вместо них используйте полиморфизм и наследование.

5. ES-классы

Классы появились в JavaScript сравнительно недавно. Их можно назвать «синтаксическим сахаром». В основе того, что получается при использовании классов, лежат, как и прежде, прототипы объектов. Но код, в котором применяются классы, выглядит иначе. В целом, если есть такая возможность, ES-классы стоит предпочесть обычным функциям-конструкторам.

6. О том, чего лучше не делать

Тому, кто хочет, чтобы его код был бы чистым, стоит стремиться к тому, чтобы не повторяться. Речь идёт о том, что нужно избегать ситуаций, в которых приходится писать один и тот же код. Кроме того, не нужно оставлять в кодовой базе неиспользуемые функции и фрагменты программ, которые никогда не выполняются.

Дублирующийся код может появляться по разным причинам. Например, в проекте может быть пара слегка отличающихся друг от друга функций. Природа этих отличий или нехватка времени принуждают программиста, например, к созданию двух самостоятельных функций, содержащих практически идентичный код. В подобной ситуации избавление от дублирующегося кода заключается в абстрагировании различий и в работе с ними на более высоком уровне.

Теперь поговорим о неиспользуемом коде. Это — код, который присутствует в кодовой базе, но совершенно ничего не делает. Такое случается, например, когда на определённом этапе разработки решают, что в некоем фрагменте программы больше нет смысла. Для того чтобы избавиться от подобных фрагментов кода, нужно внимательно просмотреть кодовую базу и убрать их. Легче всего избавляться от такого кода в тот момент, когда решено, что он больше не нужен. Позже можно забыть о том, для чего он использовался. Это значительно усложнит борьбу с ним.

Если отложить борьбу с ненужным кодом, то программа будет напоминать то, что показано на следующем рисунке.

image loader

Иногда мой код похож на этот балкон. Не знаю — какую задачу он решает, но опасаюсь от него избавиться

Итоги

Здесь мы обсудили лишь малую часть тех действий, которые можно предпринять для улучшения кода. Автор этого материала полагает, что о рассмотренных здесь принципах часто забывают. Программисты пытаются им следовать, но, по разным причинам, не всегда в этом преуспевают. Возможно, в самом начале работы над проектом все помнят о важности чистого кода, в результате программа получается аккуратной. Потом же, по мере приближения дедлайнов, о чистоте кода часто забывают, обращая внимание лишь на то, что отмечено как TODO или REFACTOR. В такие моменты заказчик проекта будет настаивать на том, чтобы проект завершили в срок, а не на том, чтобы его код был бы чистым.

Мы довольно часто публикуем материалы, посвящённые проблеме написания качественного JavaScript-кода. Если вам эта тема интересна — вот несколько ссылок.

Уважаемые читатели! Доводилось ли вам задаваться WTF-вопросами при чтении чужого кода?

Источник

Руководство по JavaScript, часть 1: первая программа, особенности языка, стандарты

Недавно мы провели опрос, посвящённый целесообразности перевода этого руководства по JavaScript. Как оказалось, около 90% проголосовавших отнеслись к данной идее положительно. Поэтому сегодня публикуем первую часть перевода.

jfeo1s pygp9g5pazca5kjwvwoa

Это руководство, по замыслу автора, рассчитано на тех, кто уже немного знаком JavaScript и хочет привести свои знания в порядок а также узнать о языке что-то новое. Мы решили немного расширить аудиторию этого материала, включить в неё тех, кто совершенно ничего не знает о JS, и начать его с написания нескольких вариантов «Hello, world!».

Hello, world!

Программа, которую по традиции называют «Hello, world!», очень проста. Она выводит куда-либо фразу «Hello, world!», или другую подобную, средствами некоего языка.

JavaScript — это язык, программы на котором можно выполнять в разных средах. В нашем случае речь идёт о браузерах и о серверной платформе Node.js. Если до сих пор вы не написали ни строчки кода на JS и читаете этот текст в браузере, на настольном компьютере, это значит, что вы буквально в считанных секундах от своей первой JavaScript-программы.

Этот текст можно ввести с клавиатуры, можно скопировать и вставить его в консоль. Результат будет одним и тем же, но, если вы учитесь программировать, рекомендуется вводить тексты программ самостоятельно, а не копировать их.

image loader

Первая программа в консоли браузера — вывод сообщения в консоль

Ещё один вариант браузерного «Hello, world!» заключается в выводе окна с сообщением. Делается это так:

Вот результат выполнения этой программы.

image loader

Вывод сообщения в окне

Обратите внимание на то, что панель инструментов разработчика расположена теперь в нижней части экрана. Менять её расположение можно, воспользовавшись меню с тремя точками в её заголовке и выбирая соответствующую пиктограмму. Там же можно найти и кнопку для закрытия этой панели.

Инструменты разработчика, и, в том числе, консоль, имеются и в других браузерах. Консоль хороша тем, что она, когда вы пользуетесь браузером, всегда под рукой.

Источник

Общеобразовательный справочник
Adblock
detector