- Руководство по JavaScript, часть 1: первая программа, особенности языка, стандарты
- Hello, world!
- Пишем простейший скриптовый язык программирования на C# (Часть 1)
- Пролог
- Пишем? Пишем!
- Кодинг скоро? Да, прямо сейчас!
- Парсер
- Функции
- Учимся писать userscript’ы
- Что такое юзерскрипты?
- Немного общей теории
- Особенности юзерскриптов
- Анатомия юзерскриптов
- Результат
- В любой непонятной ситуации — пиши скрипты
- Несколько вводных слов
- Ничего личного, только скриптинг
- Прокачиваем скрипты
- Spring Framework: предложение, от которого сложно отказаться?
- Скрипты: трудности и идеи
- Репозитории скриптов — концепт
- Как это работает
- Тестирование и версионирование
- Итого
- Что такое скрипт
- Общее понимание скрипта
- История появления скриптов
- Сферы использования скриптов
- Самостоятельное написание и применение скриптов
Руководство по JavaScript, часть 1: первая программа, особенности языка, стандарты
Недавно мы провели опрос, посвящённый целесообразности перевода этого руководства по JavaScript. Как оказалось, около 90% проголосовавших отнеслись к данной идее положительно. Поэтому сегодня публикуем первую часть перевода.
Это руководство, по замыслу автора, рассчитано на тех, кто уже немного знаком JavaScript и хочет привести свои знания в порядок а также узнать о языке что-то новое. Мы решили немного расширить аудиторию этого материала, включить в неё тех, кто совершенно ничего не знает о JS, и начать его с написания нескольких вариантов «Hello, world!».
Hello, world!
Программа, которую по традиции называют «Hello, world!», очень проста. Она выводит куда-либо фразу «Hello, world!», или другую подобную, средствами некоего языка.
JavaScript — это язык, программы на котором можно выполнять в разных средах. В нашем случае речь идёт о браузерах и о серверной платформе Node.js. Если до сих пор вы не написали ни строчки кода на JS и читаете этот текст в браузере, на настольном компьютере, это значит, что вы буквально в считанных секундах от своей первой JavaScript-программы.
Этот текст можно ввести с клавиатуры, можно скопировать и вставить его в консоль. Результат будет одним и тем же, но, если вы учитесь программировать, рекомендуется вводить тексты программ самостоятельно, а не копировать их.
Первая программа в консоли браузера — вывод сообщения в консоль
Ещё один вариант браузерного «Hello, world!» заключается в выводе окна с сообщением. Делается это так:
Вот результат выполнения этой программы.
Вывод сообщения в окне
Обратите внимание на то, что панель инструментов разработчика расположена теперь в нижней части экрана. Менять её расположение можно, воспользовавшись меню с тремя точками в её заголовке и выбирая соответствующую пиктограмму. Там же можно найти и кнопку для закрытия этой панели.
Инструменты разработчика, и, в том числе, консоль, имеются и в других браузерах. Консоль хороша тем, что она, когда вы пользуетесь браузером, всегда под рукой.
Источник
Пишем простейший скриптовый язык программирования на C# (Часть 1)
Добрый день, %username%. Сегодня мы будем писать скриптовый язык программирования на C#, а точнее его интерпретатор.
Пролог
Я изучаю C# уже год, но никак не могу его нормально выучить. Подумав чуть-чуть я понял что нужно писать что-то более сложное, и в процессе этого получать опыт. Я решил написать интерпретатор Brainfuck. Написал его я минут за 5, но он так и остался без циклов. Затем я начал придумывать свой язык, писал кучу концептов синтаксиса и т.д.
Скорее под кат!
Версия v1.0
Первая версия была не то что не удачной, а просто провалом. Не очень удобный синтаксис и BASIC-подобие было не очень хорошим тоном программирования (По моему мнению). Синтаксис был таким:
Версия v2.0 — Настоящее время
Речь сегодня пойдет именно об этой версии языка. На данный момент это самый приемлимый вариант. Функциональность данной версии уступает версии 1.0, но она гораздо удобней.
Пишем? Пишем!
Ну, наконец кодинг. Сначало осмотрим синтаксис языка, и его функциональную модель.
Вид функций:
Наверное вы заметили странные F и NULL, сейчас о них подробнее.
F и NULL — типы функций, F — работа с файловой системой, NULL — не имеют родителя.
т.е. Синтаксис таков:
Теперь понятно? Думаю да.
Что такое %c? Это равноценно таким штукам как \n, \a etc. (Уж извините, склероз, забыл как называются).
%c — ставим запятую (см. далее)
%n — новая строка
Кодинг скоро? Да, прямо сейчас!
И так кодинг которого все долго ждали.
Сейчас напишем главную функцию, она читает файл по строкам и передает строки парсеру.
Думаю тут все предельно ясно, поехали дальше.
Парсер
Итак, у нас есть Main.cs, funct.cs и Parse.cs. Это все наши классы.
Main.cs — это то что мы писали выше
Parse.cs — наш парсер строк
funct.cs — методы
Модель обрезания строки на функцию и аргументы:
string func = code.Substring(0,a); — начинаем обрезание с 0 символа до первой ‘(‘, в итоге получаем function
string args = code.Substring(a+1,b-a-1); — получаем аргументы начитая с первого символа идущего после ‘(‘ до «);» (+1)
string[] arg = args.Split(‘,’); — создаем массив с аргументами разделенные ‘,’
func = func.Replace(» «, «»); — делаем это во избежание ошибки с пробелом.
Вот Вам 3 базовые функции, write, writeline и readline.
Функции
У нас в языке есть 3 переменные,
с ними можно работать, это и есть новшество языка по сравненю с прошлой версей.
На этом первая часть заканчивается, вторая часть будет про файловую систему. До встречи!
Источник
Учимся писать userscript’ы
Доброго времени суток всем желающим приобщиться к миру пользовательских скриптов (они же userscript, userJS, юзерскрипты).
В этой статье я хочу поведать о том, что такое юзерскрипты, c чем их едят и, главное, как их готовят!
Внимание: предполагается минимальное знание javascript.
На практике доказано: юзерскрипты может писать человек, не знакомый с программированием, но обладающий усидчивостью и желанием изучить javascript!
О том, что такое javascript и как с ним обращаться, можно узнать на javascript.ru.
Что такое юзерскрипты?
Кратко: юзерскрипт — это программа, написанная на языке JavaScript, хранящаяся на компьютере пользователя и подключаемая браузером на определенных страницах. Юзерскрипт представляет собой файл с расширением .user.js (именно по расширению браузеры понимают, что файл является юзерскриптом), содержащий метаданные и непосредственно javascript-код.
При подключении к странице юзерскрипт выполняется так же, как и обычные javascript-сценарии.
У юзерскрипта есть доступ к DOM-дереву страницы, в контексте которой он выполняется.
В современных браузерах у юзерскрипта есть доступ к localStorage и прочим HTML5 API.
Юзерскрипты поддерживаются всеми основными современными браузерами (и даже кое-как поддерживаются IE7 и выше).
Самый известный портал юзерскриптов — userscripts.org. Тут можно найти хранилище скриптов, инструменты управления своими скриптами на портале и, что не маловажно, отзывчивый форум (всё на английском).
Немного общей теории
Самыми распространенными являются скрипты под расширение GreaseMonkey для браузера Firefox.
Подробную информацию по GreaseMonkey и написанию юзерскриптов под GreaseMonkey можно узнать на http://wiki.greasespot.net.
Так сложилось исторически, что данный браузер был (и остаётся по сей день) первым, в котором поддержка юзерскриптов была выполнена на высоком уровне.
Не все скрипты, написанные для GreaseMonkey, могут запускаться в других браузерах. Причина в криворукости том, что во многих скриптах используется GM API — набор javascript-функций, специфичных для GreaseMonkey.
Особенности юзерскриптов
Код юзерскриптов может посмотреть любой желающий, вооруженный блокнотом.
Базовые знания javascript позволяют отсечь угрозу установки шпионских и вредоносных скриптов простым анализом кода скрипта (придётся задействовать мозг).
Важно:Если вы не доверяете автору скрипта, главное удостовериться, что скрипт не отсылает пользовательские данные (куки, вводимый текст) на сторонние сервисы!
Все юзерскрипты запускаются после того, как загрузились все основные элементы страницы, но ещё не загрузились картинки. Можно сказать, что юзерскрипты грузятся по событию DOMContentLoaded.
В любом случае, проверки на window.onload не нужны.
Каждый браузер накладывает свои ограничения на исполнение юзерскриптов, но в целом юзерскрипты могут делать почти всё, что могут скрипты на странице.
Чаще всего юзерскрипты используются для изменения интерфейса страницы или для добавления плюшек, блекджека и шлюх(юзерскрипты для социальных сетей).
Бывают и продвинутые юзерскрипты, которые представляют собой самостоятельные программы (аукционные и игровые боты, плагины-помощники и т.д).
Анатомия юзерскриптов
Юзерскрипт — это текстовый файл с расширением user.js. В начале файла располагается блок метаданных — описание самого скрипта. После блока метаданных следует javascript-код, который и будет исполняться браузером.
Рассмотрим тестовый скрипт, который показывает alert с текстом на определенной странице.
Важно: данный скрипт представляет собой оболочку для кроссбраузерных юзерскриптов. Этот же скрипт, но с английскими комментариями, можно стянуть с pastebin.com и использовать безнаказанно.
В самом начале располагается блок метаданных (в виде комментария).
Этот блок состоит из директив описания юзерскрипта. Ниже в таблице представлены основные директивы и их назначение.
Важно:Все директивы, как и сам блок метаданных, могут отсутствовать.
Директива | Назначение |
---|---|
@ name | Название юзерскрипта. Это название будет отображаться в интерфейсе управления юзерскриптами. Если директива отсутствует, то название юзерскрипта будет таким же, как и название файла. |
@ description | Описание юзерскрипта. Это описание будет отображаться в интерфейсе управления юзерскриптами. |
@ namespace | Пространство имён. Определяет уникальность набора скриптов. Сюда можно вписать имя домена, принадлежащего вам. Или любую другую строку. Считайте, что это второе название скрипта. Обязательная директива для Trixie! |
@ author | Имя автора. |
@ license | Название лицензии, по которой распространяется юзерскрипт. |
@ version | Номер версии юзерскрипта. К сожалению, механизма автообновления нету ни в одном браузере, поэтому номер версии — это просто цифры, которые отображаются в интерфейсе. |
@ include | Директива описания url страницы, на которой нужно запускать юзерскрипт. Поддерживает вайлдкард *(применимо в GreaseMoneky, Opera, IE). Для каждого отдельного url нужно использовать отдельную директиву @ include. |
@ exclude | Директива описания url страницы, на которой не нужно запускать юзерскрипт. Поддерживает вайлдкард *(применимо в GreaseMonkey, Opera, IE). Для каждого отдельного url нужно использовать отдельную директиву @ exclude. |
@ match | Аналогично @ include, но с более жесткими ограничениями (применимо в GreaseMonkey старше 0.9.8, Google Chrome). Подробнее об ограничениях и формате директивы можно прочитать на этой странице. Для каждого отдельного url нужно использовать отдельную директиву @ match. |
Важно: При отсутствии директив @ include или @ match, юзерскрипты будут запускаться на всех страницах.
Результат
Наш юзерскрипт готов к использованию!
Нет, серьёзно, вы можете скопировать код юзерскрипта в файл, назвать его my.user.js, и закинуть полученный файл в браузер (используйте Chrome или Firefox с установленным GreaseMonkey).
Конечно, наш юзерскрипт не обладает серьезными функциями, код выглядит страшным и малопривлекательным (для непосвященного человека). Но в итоге мы получили заготовку для кроссбраузерных юзерскриптов.
Это значит, что юзерскрипт можно запустить практически в любом современном браузере!
И это замечательно!
Источник
В любой непонятной ситуации — пиши скрипты
Скрипты — один из самых распространенных способов сделать приложение более гибким, с возможностью поправить что-то прямо на ходу. Конечно же, у этого подхода есть и недостатки, нужно всегда помнить про баланс между гибкостью и управляемостью. Но в этой статье мы не будем рассуждать “в общем” по поводу плюсов и минусов использования скриптов, мы рассмотрим практические способы реализации этого подхода, а также представим библиотеку, которая предоставляет удобную инфраструктуру для добавления скриптов в приложения, написанные на Spring Framework.
Несколько вводных слов
Когда хочется добавить возможность менять бизнес-логику в приложении без перекомпиляции и последующего развертывания, то скрипты — один из способов, который приходит на ум в первую очередь. Зачастую, скрипты появляются не потому что так было задумано, а потому что так получилось. Например, в спецификации есть часть логики, которая вот прямо сейчас не до конца ясна, но, чтобы не тратить лишние пару дней (а иногда и дольше) на анализ, можно сделать точку расширения и вызывать скрипт — заглушку. А потом, конечно, этот скрипт будет переписан, когда требования прояснятся.
Способ не новый, и его достоинства и недостатки хорошо известны: гибкость — можно поменять логику на работающем приложении и сэкономить время на редеплое, но, с другой стороны, скрипты сложнее тестировать, отсюда — возможные проблемы с безопасностью, производительностью и т.д.
Те приемы, которые будут рассмотрены далее, могут быть полезны как разработчикам, которые уже используют скрипты в своем приложении, так и тем, кто только думает об этом.
Ничего личного, только скриптинг
С JSR-233 скриптинг в Java стал очень простым. Существует достаточное количество скриптовых движков, основанных на этом API (Nashorn, JRuby, Jython и ещё некоторые), так что добавить немного скриптовой магии в код — не проблема:
Очевидно, что, если такой код будет раскидан по всему приложению, то оно превратится непонятно во что. И, безусловно, если у вас в приложении больше одного вызова скрипта, то нужно делать отдельный класс для работы с ними. Иногда можно пойти ещё дальше и сделать специальные классы, которые будут оборачивать вызовы evaluateGroovy() в обычные типизированные Java методы. В этих методах будет довольно однотипный служебный код, как в примере:
Такой подход сильно увеличивает прозрачность при вызовах скриптов из кода приложения — сразу видно, какие параметры скрипт принимает, какого они типа и что возвращается. Главное — не забыть добавить в стандарты написания кода запрет на вызов скриптов не из типизированных методов!
Прокачиваем скрипты
Несмотря на то, что скрипты — это просто, если у вас их много и вы их интенсивно используете, то есть реальный шанс столкнуться с проблемами производительности. Например, если используется куча groovy шаблонов для генерации отчетов и вы их запускаете в одно и то же время, рано или поздно это станет одним из узких мест в производительности приложения.
Поэтому многие фреймворки делают разнообразные надстройки над стандартным API для улучшения скорости работы, кэширования, мониторинга выполнения, использования разных скриптовых языков в одном приложении и т.д.
Например, в CUBA был сделан довольно хитроумный движок для скриптинга, который поддерживает дополнительные возможности, такие как:
И было бы несправедливо не упомянуть GraalVM — экспериментальный движок, который умеет выполнять программы на разных языках (JVM и не-JVM) и позволяет вставлять в Java приложения модули на этих языках. Я надеюсь, что Nashorn рано или поздно уйдет в историю, и у нас будет возможность писать части кода на разных языках в одном исходнике. Но это пока только мечты.
Spring Framework: предложение, от которого сложно отказаться?
В Spring есть встроенная поддержка исполнения скриптов, построенная на базе API JDK. В пакете org.springframework.scripting.* можно найти много полезных классов — все, чтобы можно было удобно использовать низкоуровневый API для скриптинга в своем приложении.
Кроме этого, есть более высокоуровневая поддержка, она подробно описана в документации. Вкратце — нужно сделать класс на скриптовом языке (например, Groovy) и опубликовать его как бин через XML описание:
После того, как бин опубликован, его можно добавлять в свои классы при помощи IoC. Spring обеспечивает автоматическое обновление скрипта при изменении текста в файле, можно вешать аспекты на методы и т.д.
Выглядит неплохо, но нужно делать “настоящие” классы для того, чтобы их опубликовать, обычную функцию в скрипте не напишешь. Кроме того, скрипты можно хранить только в файловой системе, для использования БД придется лезть внутрь Spring. Да и XML конфигурацию многие считают устаревшей, особенно если в приложении уже все на аннотациях. Это, конечно, вкусовщина, но с ней зачастую приходится считаться.
Скрипты: трудности и идеи
Итак, у каждого решения есть своя цена, и, если говорить о скриптах в Java приложениях, то при внедрении этой технологии можно столкнуться с некоторыми трудностями:
Вдобавок ко всему, если каждый скрипт будет связан только с одним методом, можно быстро найти все точки вызова в приложении при помощи меню “Find Usages” из IDE и понять место скрипта в каждом конкретном алгоритме бизнес-логики.
Упрощается тестирование — оно превращается в “обычное” тестирование классов, с использованием привычных фреймворков, mock’ами и прочим.
Все вышеописанное очень созвучно с идеей, упомянутой в начале статьи — “специальные” классы для методов, которые реализуются скриптами. А что, если сделать ещё один шаг и скрыть весь служебный однотипный код для вызовов скриптовых движков от разработчика, чтобы он про это даже не думал (ну, почти)?
Репозитории скриптов — концепт
Задумка довольно проста и должна быть знакома тем, кто хоть раз работал со Spring, особенно со Spring JPA. Что нужно — сделать Java интерфейс и при вызове его методов вызывать скрипт. В JPA, кстати, используется идентичный подход — вызов CrudRepository перехватывается, на основе имени метода и параметров создается запрос, который потом выполняется движком БД.
Что нужно, чтобы реализовать концепт?
Для начала — аннотация уровня класса, чтобы можно было найти интерфейс — репозиторий и сделать бин на его основе.
Также, наверное, пригодятся аннотации на методы этого интерфейса для того, чтобы хранить метаданные, нужные для вызова метода. Например — откуда брать текст скрипта и какой движок использовать.
Полезным дополнением будет возможность использовать методы с реализацией в интерфейсе (a.k.a. default) — этот код будет работать, пока бизнес-аналитик не выведает более полную версию алгоритма, а разработчик не сделает скрипт на основе
этой информации. Или пусть аналитик скрипт пишет, а разработчик потом просто скопирует его на сервер. Вариантов много 🙂
Итак, предположим, что для интернет-магазина нужно сделать сервис для вычисления скидок на основе профиля пользователя. Прямо сейчас непонятно, как это делать, но бизнес-аналитик клянется, что всем зарегистрированным пользователям полагается скидка 10%, остальное он выяснит в течение недели у заказчика. Сервис нужен прямо завтра — сезон все-таки. Как может выглядеть код для такого случая?
А потом подоспеет и сам алгоритм, написанный, например, на groovy, там скидки будут немного отличаться:
Вызов читаемый, понятный, и, чтобы его сделать, не надо обладать никакими особыми навыками.
Это были идеи, на основе которых была сделана небольшая библиотека для работы со скриптами. Она предназначена для Spring приложений, этот фреймворк использовался для создания библиотеки. В ней предоставляется расширяемый API для загрузки скриптов из различных источников и их выполнения, который скрывает рутинную работу со скриптовыми движками.
Как это работает
Общее устройство библиотеки показано на диаграмме. Синим выделены компоненты, которые нужно разработать, белым — которые уже есть в библиотеке. Значком Spring помечены компоненты, которые доступны в контексте Spring.
Когда вызывается метод интерфейса (по факту — прокси-объекта), запускается обработчик вызова, который в контексте приложения ищет два бина: провайдера, который будет искать текст скрипта, и исполнителя, который, собственно, найденный текст будет выполнять. Потом обработчик возвращает результат вызвавшему методу.
Можно заметить аннотации @ScriptParam — они нужны для того, чтобы указывать имена параметров при передаче их в скрипт, поскольку Java компилятор стирает исходные имена из исходников (есть способы заставить его это не делать, но лучше на это не полагаться). Можно имена параметров и не указывать, но, в таком случае, в скрипте нужно будет использовать “arg0”, “arg1”, что не сильно улучшает читаемость.
Тестирование и версионирование
Поскольку скрипты меняются часто и легко, нужно иметь способ как-то убедиться, что изменения ничего не ломают. Библиотека совместима с JUnit, репозиторий просто можно протестировать как обычный класс в составе юнит или интеграционного теста. Mock библиотеки тоже поддерживаются, в тестах к библиотеке можно найти пример того, как сделать mock на метод репозитория скриптов.
Если нужно версионирование, то можно создать провайдера, который будет читать разные версии скриптов из файловой системы, из базы данных или из Git, например. Так можно будет легко организовать откат на предыдущую версию скрипта в случае неполадок на основном сервере.
Итого
Представленная библиотека поможет организовать скрипты в Spring приложении:
Источник
Что такое скрипт
Общее понимание скрипта
С английского языка слово «скрипт» переводится как сценарий, из чего уже можно сделать определенные выводы. Это набор команд, то есть строк кода, которые вкупе выполняют конкретную задачу. Для ее выполнения и создаются скрипты. Они могут быть как очень маленькими по объему и отвечать за запуск каких-то простых служб операционной системы, так и объемными, сравнивая переменные и выводя результат на сайте.
Скрипт хранится в текстовом файле, поэтому при желании его содержимое можно легко просмотреть и даже изменить. Этот текстовый файл запускает цепочку выполнения задачи, которая и запрограммирована в скрипте. Если все строки написаны правильно и целевые объекты удается найти, задача выполняется успешно и скрипт срабатывает.
Скрипты сейчас активно интегрируются на сайтах, в качестве примера можно привести популярный скриптовый язык – JavaScript. Однако изначально они работали в операционных системах и выполнялись при помощи внутреннего синтаксиса командной оболочки.
История появления скриптов
Для общего развития предлагаю немного окунуться в историю появления скриптов и взглянуть на то, какими они были раньше. Начали применять их под управлением семейства операционных систем Unix еще 50 лет назад. Одной из первых командных оболочек была sh, в ней использовались shell scripts, которые позволяли выполнять самые разнообразные задачи на компьютере.
Ниже вы видите небольшой код, предназначенный для конвертирования изображения из JPG в PNG:
Обозначения после знаков # являются комментариями и не относятся к скрипту, они только описывают для пользователя действия. Этот пример был взят из открытой библиотеки и отлично показывает, что всего несколько строк кода позволяют обработать изображение, сменив его формат на другой. Сейчас скрипты могут быть более массивными и выполнять задачи на уровень сложнее.
Сферы использования скриптов
Скрипты часто используются на веб-сайтах. Чаще всего они пишутся на языках PHP и JavaScript. Первый используется для написания той части сайта, которую не видит посетитель, то есть бэкенда, а второй в большинстве случаев отвечает за визуал, то есть разные анимации, плавные переходы и другие действия (фронтэнд).
Если с визуальными скриптами все понятно, то невидимые для глаза посетителя скрипты собирают информацию в базы данных, проверяют правильность заполнения форм и выполняют другие сложные задачи.
Соответственно, в операционной системе скрипты тоже выполняют серьезные операции. Скрипты, запущенные через консоль (командную строку), могут влиять на открытие служб и приложений, вносить изменения в системные файлы или даже устанавливать другие программы (вирусы так и попадают в систему).
Если говорить о Windows, то в ней вы можете найти встроенный инструмент CMD (PowerShell), который и предназначен для запуска скриптов, хранящихся в формате BAT.
Самостоятельное написание и применение скриптов
Разберем самостоятельное написание и применение скриптов на примере Windows. Допустим, у вас стоит задача проверить стабильность соединения с конкретным сайтом без запуска браузера. Для этого есть одна полезная команда, запускаемая через Командную строку. А если нужно еще сформировать и отчет о результатах проверки, не совсем удобно будет вводить несколько разных команд по очереди, особенно в тех случаях, когда задача выполняется раз в несколько дней или чаще. Тогда создается BAT-файл с таким содержимым:
Приведенные выше примеры должны помочь разобраться с тем, что представляют собой скрипты и где они используются. При желании можно даже самому попробовать создать текстовый файл с кодом и запустить его на компьютере, но для использования скриптов в профессиональных целях понадобится выучить один из скриптовых языков программирования.
Источник