НАРУШЕНИЯ ГОЛОСА
О методике занятий при некоторых расстройствах голоса
Основанием для построения методики является положение о целостности функционирования всего речевого аппарата: дыхания, голосообразования и артикуляции; об их теснейшем взаимодействии и координировании этого взаимодействия корой головного мозга. О значении дыхания и артикуляции часто говорят наши теоретики, специалисты в области фониатрии. Так, проф. Работнов в одной из своих книг пишет: « Голосовая функция человека тесно связана с дыхательной, так как с анатомической стороны и та и другая выполняются одними и теми же органами», а проф. Заседателев в книге «Научные основы постановки голоса» указывает: «Работа органов артикуляции значительно облегчает работу гортани и делает ее более спокойной».
Исходя из этого, больной путем соответствующих бесед приводится к спокойному, уравновешенному настроению и активно и целенаправленно включается в работу над голосом. Правильно организованное дыхание и артикуляция (вначале как одни движения, потом как шепот) служат основой для постепенного и осторожного включения голоса. Залогом успеха является постепенность в нарастании трудностей, точная дозировка заданий, сохранение основного дидактического правила — от легкого к трудному. В самом Деле, тщетно пытаться вызвать голос сразу одной просьбой: «скажите а, громче, еще протяните» и т. д.
Поэтому при восстановительной работе над голосом отводится заключительный этап занятий, гласные звуки берутся
* Составители раздела: С.Н. Шаховская, Т.В. Волосовец, О.С. Орлова.
после согласных, звонкие согласные после глухих, громкая речь после шепота. План занятий можно поставить следующим образом:
1) вступительная беседа;
2) гимнастика артикуляционного аппарата;
4) дыхание с артикуляцией (шепот) на глухих проторных
согласных (ф, с,ш, х);
5) дыхание с артикуляцией на звонких проторных со
гласных (в, з, ж, м, н, л, р), т. е. постепенное включение
голоса;
7) развитие длительности, силы голоса, высоты, гибкос
ти и тембра;
8) пользование оздоровленной речью в чтении, разговор
ной речи и пении.
Более детально занятия складываются из следующих упражнений:
1. Гимнастика артикуляционного аппарата :
а) опускание челюсти,
б) движение челюсти вправо — влево,
в) движение челюсти вперед;
губы:
а) вытягивание и растягивание губ на у-и,
б) подтягивание верхней губы (пф),
в) опускание нижней губы (вы-вы),
г) натягивание губ на зубы при открытом рте;
язык:
а) высовывание языка,
б) движение языка вперед и вниз за зубами,
в) движение языка вверх и вниз на губах,
г) круговое движение языка под губами,
д) укладывание языка «чашечкой»,
е) дутье на кончик языка,
ж) выбрасывание языка из-под верхней губы,
з) промазывание широким языком нёба и др.
О методике занятий при некоторых расстройствах голоса 11
Выявляется правильность дыхания в процессе речи, так называемое «речевое дыхание». Оно, как известно, характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. При нарушении или недостаточном умении владеть им, занятия начинаются с упорядочения дыхания.
Вот несколько первых упражнений.
1. Плавный бесшумный вдох через нос и плавный выдох
тоже через нос.
При речи и пении мы пользуемся комбинированным носоротовым дыханием, поэтому тренируется то и другое. Мы не настаиваем на диафрагмальном дыхании для всех; каждому человеку свойственен индивидуальный тип дыхания.
2. Вдох — небольшая задержка (1—2с) — выдох.
3. Вдох через нос — задержка (1—2с) — выдох через рот
(слегка приоткрытый).
4. Комбинированный вдох — задержка, выдох через нос.
5. Комбинированный вдох — задержка, выдох через рот
(слегка приоткрытый).
Постепенно вдох укорачивается и углубляется, выдох удлиняется. Например, на «раз» — вдох, на «раз-два» — задержка, на «раз-два-три» выдох и-т. д. Вариаций здесь много. Счет ведет логопед.
Одновременно с дыхательными упражнениями начинается подготовка к артикуляционным упражнениям.
1. Укрепляются губы на п. (добиваться крепости взрыва).
2. Укрепляется кончик языка на m (добиваться крепости
удара).
3. Укрепляется движение корня языка на к (избегать рез
кого звука).
4. Последовательные движения губ, кончика языка и кор
ня языка на сочетаниях птк… птк…
Затем идут упражнения в дыхании через артикуляцию. Выдох дается на глухих проторных согласных ф, с, ш, х сначала отдельно на каждый звук, потом в объединенных в слоги. Здесь возможны различные вариации:
1) слоги со взрывными (пап, пат, пак);
2) слоги с проторными (фас, фаш, фах);
3) слоги смешанные (паф, фап, cam).
Вначале на выдох дается один слог, потом два, три, четыре и больше. Например, вдох, на выдохе пап, вдох, на выдохе пап-пап; вдох, на выдохе пап-поп-пуп и т. д. Гласные берутся только артикуляцией.
Раздел заканчивается упражнениями в четком произнесении сначала на беззвучной артикуляции, потом на шепоте слов, фраз, поговорок, скороговорок.
Группа слов: папа, пока, Капа, кипа, пакет, пика, кит, ток, пакт, паук, кушак, факт и т. д.
Фразы: У Таты паук. У кота усы. У Саши пакет. В хате паук. Купи паштет и др.
Поговорки и скороговорки: Попытка не пытка; Добыл бобов бобыль; Во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит и т. д.
После достаточной тренировки дыхания и артикуляции начинаются голосовые упражнения. Через откашливание с закрытым ртом или стон (контролировать рукой, положенной на грудь) фиксируется один из звонких проторных звуков (обычно в или з) и закрепляется коротким выдохом на артикуляции. Постепенно вводятся звуки ж, л, р, н, м.
Для закрепления длительности звучания даются слоговые упражнения:
Источник
Ивановская ф а сборник логопедических упражнений при расстройствах голоса
Файл № 269. Новоторцева Н.В. «Методика развития речи у неговорящих детей»
Файл № 270. Пожиленко Е.А. «Методические рекомендации по постановке у детей звуков С,Ш, Р, Л»
Файл № 271. Макарьев И. С. «Если ваш ребенок — левша»
Файл № 272. «Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста под ред. Н.В. Серебряковой
Файл № 273. Волкова Г.Л. «Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи»
Файл № 274. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика» (4 документа)
Файл № 275. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с ОНР»
Файл № 276. Смирнова Л.Н. «Логопедия. Играем со звуками. Речевой и дидактический материал»
Файл № 277. Смирнова Л.Н. «Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи»
Файл № 278. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с ОНР»
Файл № 279. Смирнова Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР»
Файл № 281. Статьи (2 документа) (из раздела «Разное»)
Файл № 282. Новикова И.М. «4 времени года. Методические материалы по ознакомлению детей 6-7 лет с ЗПР с сезонными явлениями. Комплексный подход «
Файл № 285. Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения» (4 документа»
Файл № 286. Стребелева Е.А. «Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития»
Файл № 288. Ткаченко Т.А. «Фонетические рассказы с картинками. Звук Л»
Файл № 289. Ткаченко Т.А. «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте»
Файл № 290. Ткаченко Т. А. «Формирование навыков звукового анализа и синтеза. Альбом для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-5 лет»
Файл № 291. Ткаченко Т.А. «Дневник воспитателя логопедической группы»
Файл № 292. Ткаченко Т.А. «Забавные истории. Картинный сериал для развития мышления и речи у детей 5-8 лет. Серия 1-я и 2-я»
Файл № 293. Ткаченко Т.А. «Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей. 1-е полугодие. Старшая группа»
Файл № 294. Ткаченко Т.А. «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск 2″
Файл № 295. Ткаченко Т.А. «Коррекция фонетических нарушений у детей (подготовительный этап)»
Файл № 296. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. «Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение»
Файл № 297. Филичева Т. Б., Чиркина Г.В. «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6 года жизни»
Файл № 298. Четверушкина Н.С. «Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста»
— картинный материал – 1 тип
— картинный материал – 2 тип
— пособие
Файл № 300. Шевченко С.Г. «Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты»
Файл № 301. Никашина Н. А. «Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников» (из раздела «Статьи»)
Файл № 302. Виды упражнений по устранении дисграфии (подборка) (из раздела «Разное»)
Файл № 303. Диктанты (картотека) (из раздела «Разное»)
Файл № 304. Визель Т.Г. «Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи»
Файл № 305. Устилец А.В. «Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи» (из раздела «Статьи»)
Файл № 306. Статьи, конспекты (из раздела «Разное»)
Файл № 307. Боева Е.В., Ю.Л. Коробкина «Планирование логопедических занятий по преодолению различных видов дисграфии (4—7-е классы)»
Файл № 308. Драгунова Л.Л. «Упражнения и игры для повышения орфографической грамотности учащихся с ЗПР»
Файл № 309. Подборка упражнений по русскому языку (из раздела «Разное»)
Файл № 310. Символы предлогов (из раздела «Разное»)
Файл № 311. Земцова О.Н. «Умные книжки. Задачки для ума. Развиваем мышление. Для детей 4-5 лет»
Файл № 312. Годовой план для средней группы (из раздела «Разное»)
Файл № 313. Бардышева Т.Ю. «Связанные одной цепью. Логопедический материал. Рассказы цепной структуры»
Файл № 314. Гризик Т. И. » Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»
Файл № 315. ВКР. Соколова С.Г. «Воспитание контроля и самоконтроля в процессе формирования письма у детей с ЗПР» (из раздела «Разное»)
Файл № 316. Статьи, материал для занятий (из раздела «Разное»)
Файл № 317. Развивающая игра «Развиваем речь. Задания для подготовки к школе»
Файл № 318. Игровые приемы в работе логопеда (подборка) (из раздела «Разное»)
Файл № 319. Ильякова Н.Е. «Серия сюжетных картин Как щенок нашел друзей. Демонстрационный материал и конспеты подгрупповых занятий по развитию связной речи у детей 5-7 лет с ОНР»
Файл № 320. Ильякова Н.Е. «Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5-6 лет. От глаголов к предложениям»
Файл № 321. Использование сказкотерапии логопедом (подборка) (из раздела «Разное»)
Файл № 322. Сущевская С.А. «Тексты с «прятками». Крупный шрифт. Слитное чтение»
Файл № 323. Сущевская С.А. «Тексты «шиворот-навыворот». Крупный шрифт. От слова к предложению»
Файл № 324. Картотека на автоматизацию звуков Ш, С (из раздела «Разное»)
Файл № 325. Речевая карта. Комплексная диагностика (из раздела «Разное»)
Файл № 326. Конспекты фронтальных занятий на тему «Предлоги» (из раздела «Разное»)
«Предлог ОТ»
«Предлог У»
Файл № 327. Конспекты фронтальных занятий (из раздела «Разное»)
Конспекты фронтальных занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений
«Развитие ВПФ»
«Составление 4-словных предложений с введением одного определения»
«Сложносочиненное предложение с союзом А»
«Предлоги В, НА, ПОД» (2 занятия)
«Дательный падеж множественного числа существительных»
«Творительный падеж множественного числа существительных»
«Глаголы совершенного и несовершенного вида (1-е занятие по теме)»
«Несклоняемые существительные»
«Согласование местоимений НАШ, НАША, НАШИ с существительными»
«Приставочные глаголы»
«Приставочные глаголы (заключительное занятие по теме)»
«Предлог ИЗ-ПОД» (2 занятия)
«Предлог ИЗ-ЗА» (2 занятия)
«Притяжательные прилагательные (2-е занятие по теме)»
«Предлог С/СО» (2 занятия)
«Относительные прилагательные»
«Родительный падеж множественного числа существительных»
«Предлог НАД» (2 занятия)
«Согласование числительного и существительного в родительном падеже»
«Согласование числительного и существительного в творительном падеже»
«Обучение самостоятельной постановке вопросов (3-е занятие по теме)»
«Родственные слова» (2 занятия)
Конспекты фронтальных занятий по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте
«Звук и буква У (1-е занятие по теме)»
«Звуки А, У»
«Звук и буква К»
«Звук и буква Т»
«Звук и буква П»
«Звук и буква С (2-е занятие по теме)»
«Звуки С, Сь»
«Звуки З, Зь»
«Звуки С, Ш»
Конспекты занятий по развитию связной речи
«Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин»
«Пересказ рассказа с использованием опорных сигналов»
«Составление рассказа (с элементами творчества) по серии сюжетных картин»
«Составление описательного рассказа с использованием схемы»
Источник