Меню

игры и занимательные упражнения на уроках обучения грамоте

Дидактические игры и игровые упражнения на уроках обучения грамоте.(1 класс)

Выбранный для просмотра документ Дидактические.docx

Дидактические
игры и игровые упражнения

на уроках обучения грамоте.

Учитель начальных классов

МОУ «Красноармейской ООШ»

Тимофеева Татьяна Владимировна

В процессе учебной деятельности школьников, которая идёт в начальных классах, большую роль играет уровень развития познавательных процессов. Познавательная деятельность заключается в познании окружающего мира: в восприятии его, осмыслении, запоминании. Для этого необходимо развитие таких процессов: как восприятие, мышление, внимание, память и речь.

В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся именно к познавательной деятельности. Роль школы повышается, и особая роль в таком направлении принадлежит учителю и психологу.

В начальных классах, особенно в 1 классе, только начинают формироваться способы учебной работы. И я считаю, что одним из условий, облегчающих ребенку процесс познания, является наличие такого качества, как способность быть внимательным.
Что значит быть внимательным? Сложность современной жизни такова, что цена человеческой ошибки возрастает постоянно. К сожалению, увеличивается и вероятность ошибки, На человека действует большое количество информации. Для того, чтобы выжить, человек должен реагировать на эти сигналы. Необходим механизм выделения наиболее сильных сигналов. Эту функцию и выполняет внимание.

Внимание -это способность человека сосредоточивать сознание на каких-либо предметах или явлениях.

Внимание-это процесс, который помогает функционировать другим познавательным способностям.

От уровня развития внимания во многом зависит успешность обучения ребенка в школе. Младшему школьнику нужно уметь внимательно слушать объяснения учителя, переключаться с одного задания на другое, не отвлекаться на посторонние раздражители и т.д.

Еще до начала обучения у ребенка постепенно формируется внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ему помощь.

У дошкольников преобладает непроизвольное внимание, он не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений.

С поступлением в школу для ребенка начинается новая эпоха. Для того чтобы ребенок развивался, необходима внутренняя регуляция, саморегуляция, проявление которой можно назвать произвольным вниманием.
Характерной чертой произвольного внимания является то, что оно направляется на объект под влиянием самого ребёнка.

Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием силы воли и ответственности: ребёнок старается тщательно выполнить как интересное, так и неинтересное для него задание. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития таких его качеств, как объём, концентрация, распределение, переключение, устойчивость.

Умственные действия способствуют совершенствованию и развитию основных свойств внимания ученика младшего школьного возраста.

Развитие внимания ребенка должно совершаться в нескольких направлениях.

Первое — это формирование умственных действий.

Второе — научить ребенка приемам контроля и оценки своих действий.

Третье — создание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой — формирование положительной мотивации учебы.
В психологии известны различные подходы к развитию умственных действий. В свое время известный психолог П.Я.Гальперин создал теорию поэтапного формирования умственных действий.

Этот процесс имеет ряд этапов.

Первый этап -этап предварительного ознакомления с действием. Ребенку необходимо разъяснить цель действия, показать, на что надо ориентироваться при выполнении действия.

Второй этап — выполнение действия во внешней, развернутой форме. Ребенок должен усвоить (понять и запомнить) содержание действия (правило выполнения).

Третий этап — заключается в том, чтобы научить его проговаривать все совершаемые действия. Необходимо отработать этот этап настолько, чтобы ребенок мог произнести все операции, необходимые для выполнения действия.

Четвертый этап — выполнения действия в форме проговаривания всего процесса «про себя».

Пятый этап -выполнение действия во внутренней речи. Ребенок сам выполняет действие и сам себя контролирует.

Второе направление развития произвольного внимания связано с формированием умений ребенка контролировать и оценивать себя. Начинать развивать контроль и самоконтроль необходимо с обсуждения образцов выполнения того или иного действия. Ребенка надо учить способам проверки своих действий.

Третье направление составляет каждодневная работа взрослых. Центральным звеном регулирующим взаимоотношения личности и окружающего мира, является самооценка человека — собственное отношение к себе. Человек с низкой самооценкой постоянно чувствует неуверенность в собственных силах. Ребенок, поступивший в школу, испытывает снижение самооценки. Очень важно давать упражнения на развитие свойств внимания.

При подборе игр, упражнений по развитию внимания надо помнить об особенностях внимания в учебном процессе. Опыты психологов показывают, что даже дети 1 класса способны к достаточно сильному, концентрированному и устойчивому, вниманию. Но для этого надо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности.

 хороший темп урока и продуманная его организация;

 четкость, доступность и краткость пояснений, указаний, которые учитель дает для работы;

 максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей;

 бережное отношение учителя к вниманию детей, т.е. нельзя делать громкие замечания отдельным ученикам в то время, когда весь класс еще работает;

 разнообразие видов и форм заданий, подчиненных основной цели и теме урока;

 включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей.

Для учителя начальных классов, которые работают в 1 классе, главная забота – помочь детям усвоить программный материал, при этом максимально заинтересовав их для успешной работы. Главным помощником в этот период является, конечно, игра.

Дидактические игры, с одной стороны , способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы. С другой – решают дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление изученного, формирование учебных умений и навыков.

Игра стимулирует познавательную активность детей, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Еще А.С.Макаренко сказал: «Хорошая игра похожа на хорошую работу…». Поэтому каждому учителю необходимо научиться использовать игру на уроке.

Предпочтение в процессе поиска новых путей и средств, методов и приёмов организации учебного процесса отдаётся тем, которые способствуют самореализации личности, интересны учащимся, помогают более эффективно усваивать учебный материал. В школьной практике к таким

средствам всё чаще относят игры (Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и др.).

Успешное обучение чтению и письму требует развитого фонематического слуха. Фонематический слух, по определению М.Р.Львова, – это «различение в звуковом потоке отдельных звуков речи, обеспечивающее понимание слов, различение их значений»

На уроках обучения грамоте с целью развития фонематического слуха можно использовать следующие игры.

Упражнение 1. «Внимательные покупатели»

Учитель раскладывает на своёстоле различные предметы. Среди них те, названия которых начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; маска, мишка,мяч, миска и т. п. – Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Будьте внимательны,не берите игрушку, за которую не платили!Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, допустим, на звук [м](матрёшка, мышка), не взять игрушку, название которой начинаетсяна звук [м,] (мяч, мишка).Вариант: покупатели и продавец –дети, изображающие литературных персонажей.

Читайте также:  упражнения для разминки рук начальная школа

Упражнение 2. Лото «Читаем сами»

.I вариант. Детям раздаются карты, на каждой из которых написаны 6слов. Ведущий показывает картинку и спрашивает: «У кого из ребят написано название картинки? ( У кого слово?)». Выигрывает тот, кто первый заполнит карту без ошибок.

II вариант. Детям раздаются карты. Ведущий показывает звуковую схему слова, учащиеся соотносят ее со словом у себя на карте. Выигрывает тот, кто безошибочно заполнит свою карту схемами слов.

Упражнение 3. «Волк, собака охотник».

Предварительно дети находят в слове первый звук.– Сейчас в лесу идёт большая охота: волки охотятся за зайцами, а охотники с собаками – за волками. Пусть волком будет звук [р], собакой – [р], остальные звуки – зайцами, а вы –охотниками. Теперь будьте внимательны. Как только услышите[р] в словах, которые я произношу, «стреляйте» – хлопайте в ладоши! Только не задевайте зайца или свою охотничью собаку. Внимание! Начинаем охоту!

– Заблудились, потерялись в лесу осёл, петух, лошадь, мышка, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет звать зверей, а Коля пусть слушает внимательно и рисует на доске слоговую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала зверей. Если они верно выполнят работу, звери снова соберутся вместе.

Упражнение 5. «Математическая грамматика».

Ребёнок должен выполнить действия на карточке («+», «–») и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово. Например:с + том – м + лиса – са + ца ? (столица).

Упражнение 6. Игра «Один звук, марш!».

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть –гость. (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

2. Теперь, наоборот, добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза – гроза.(Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)

3. В словах замените один согласный звук. Например: корж – морж.(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).

На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква (например, с). Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц],[ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с].

Использование перечисленных выше игр позволяет первоклассникам овладеть следующими умениями:

1) называть звуки, из которых состоит слово; 2) не смешивать понятия «звук» и «буква»; 3) определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости; 4) определять количество букв и звуков в слове и т.д.

На первых уроках при ознакомлении с составом предложения, с последовательностью слов в предложении особое место может быть отведено игре «Слова ожили».

Дети составляют предложение по данной картинке. К доске вызываются 3 ученика, они выступают в роли слов. Остальным детям дается задание составить предложение, в котором столько же слов, сколько детей у доски. По картине дети составляют предложение, например: Белка грызёт орешки . Каждый ученик сам выбирает себе слово из составленного предложения, в роли которого он будет выступать. Классу дается задание поставить «слова» в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение. Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый свое слово по порядку, и все слышат предложение, составленное коллективно.

В другом варианте игры учитель сам предлагает детям, выступающим в роли слов, слова, например: ёжик, грибы, несёт . Остальные дети составляют из них предложение, правильно выстраивая «живые слова» у доски. Дети-«слова» произносят свои слова по порядку, у них получается предложение: Ёжик несёт грибы.

Есть и третий вариант этой игры. На перемене учитель готовит детей, которые будут выполнять роль «живых слов», научить их произносить слова хором, но каждого свое слово. На уроке по команде учителя дети произносят их. В ходе беседы дети приходят к выводу, что предложение не получилось, потому что слова в предложении произносились не строго друг за другом. Учащиеся выстраивают слова в нужной последовательности, а дети-«слова» произносят предложение.

Восстановление последовательности слов в предложении развивает у детей умение определять количество слов в предложении, составлять предложение по заданному количеству слов, а также способствует лучшему пониманию детьми членораздельности и строгой последовательности слов.

Игру «Слова ожили» в разных вариантах можно использовать не только на первых уроках по ознакомлению с предложением, с его словесным составом и последовательностью слов в предложении, но и в более поздний период, когда дети будут записывать небольшие предложения под диктовку. Эту игру можно использовать и при изучении деления слова на слоги, составлении слова из слогов. Называться она уже может «Слоги ожили».

Важное место игре отводится при ознакомлении со звуковым составом слова, при обучении звуковому анализу. Например, игру «Слова, в которых есть данный звук» хорошо использовать при изучении и выделении звуков. На уроке в гостях у детей сказочный герой или кукла. У него день рождения. На столе у учителя стоят игрушки, среди которых надо выбрать в подарок герою те, в которых слышится звук [у]. Когда все предметы названы, спросить у детей: «А что бы вы могли подарить из своих игрушек, в названиях которых есть звук [у]?»

Другой вариант этой игры может проходить так. Изучаем звук [и]. Дети представляют, что сейчас зима и они катаются на горке. Учитель предлагает назвать слова о зиме, в которых слышится звук [и]. А затем назвать слова, в которых не было бы звука [и].

При закреплении знаний о гласных и согласных буквах помогает игра «Заблудившаяся буква ». На доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка. Гласные: А Н И Р У. Согласные: Т К Е О М. дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.

Игру «Назови букву» можно использовать почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв. Ученик или учитель показывает буквы на «ленте букв», а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал. Эта игра хороша тем, что в ней принимают участие все ребята класса.

Читайте также:  комплекс упражнений для осанки в бассейне

На уроках т ехнологии можно вырезать буквы из картона по шаблонам, а затем использовать их в игре «Узнай букву». Она способствует лучшему запоминанию букв. Несколько букв берутся на урок по обучению грамоте. Учитель завязывает глаза ребенку, просит его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, дети составляют из них слова. Игра помогает первоклассникам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.

При изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги, актуальна игра «Дополни до целого слова». Ворона Каркуша приносит детям слоги: ка, кн, ко, ку . Ребята учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги. Такая игра способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление.

Активное участие дети принимают в играх-соревнованиях. При проведении игры «Кто больше?» детям предлагается составить слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой таблице. Например, на уроке закрепления букв Т и т детям даются слоги и буквы:

Дети читают, а затем составляют слова: кот, коты, кино, нос, кит, сани, киты, коса, кисти, кони.

В другом варианте этой игры дети составляют слова из данного слова. Например, Незнайка принес интересное слово, в котором есть много других слов: СТОРОНА. «Кто больше?» — спрашивает учитель.

Есть и третий вариант игры «Кто больше?». Требуется заменить в слове одну букву, например, заменить согласную в словах бочка, день (бочка – точка, почка, кочка, ночка, дочка; день – пень, тень, лень).

В другом случае дети заменяют в словах гласную букву : палка – полка, пилка; мал – мел, мыл, мял, мёл.

Из разрозненных букв и слогов дети также любят составлять слова. Так в игре «Кто быстрее составит слова?» из данных букв и слогов : у,д,б; о,д,м; в,о,р,д; с,д,а; р,о,д,в,а; т,е,д,и; ре, во,де дети составляют слова : дуб, дом, двор, сад, дрова, дети, дерево.

ИГРЫ на уроках обучения грамоте

Гласные тянутся к песенке звонкой, Могут заплакать и закричать В темном лесу звать и аукать , И в колыбельке Алёнку баюкать ,Но не желают свистеть и ворчать .

Шелестеть ,шептать , скрипеть ,

Даже фыркать и шипеть ,

Но не хочется им петь .

« Ш — ш — ш» — шуршит опавший лист .

« Ж — ж — ж» — шмели в саду жужжат .

« Р- р — р» — моторы тарахтят .

Цель : научить делить слова на слоги .(используется мяч)

Буду я сейчас водить ,

Буду я произносить

Какое — нибудь слово.

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить .

— Под мяч начинаем ! Мама (ма- ма), сады ( са — ды ) ,Родина (Ро- ди на), сливы ( ели- вы ).

Игра : « Составляем слова из слогов»

Цель : научить детей составлять слова из слогов .

Буду я сейчас водить

Буду я произносить

Только части слов сначала

Части нужно так составить ,

Чтобы слово зазвучало.

(ды , са, вы,сли, ки, ру- сады , сливы , руки)

Цель : научить детей составлять предложения , определять кол — во слов предложении, составлять предложение в нужном порядке. У доски 5 учеников .Каждый из них обозначает определенное слово .Задача детей — составить предложение (т.е. расставить детей в нужном порядке)

На ветке сидит маленькая птица . (Можно изменить порядок слов.) Маленькая птица сидит на ветке .

Цель .’научить детей работать со схемой предложения.

На доске неправильно составленная схема предложения .Детям предлагается найти лишнее слово или недостающее.

Коза пасется на лугу .

Игра «Укрась предложение».
Цель : научить дополнять предложения.

Учитель произносит предложение: Девочка поет песню .

Учитель показывает на схеме предложения место , где дети должны вставить слова.

Маленькая девочка поет песню. Маленькая девочка поет веселую песню.

В процессе работы дети могут составить схемы новых предложений.

Цель : научить детей заканчивать предложения.

Детям предлагается закончить предложения:

Цель: научить определять предлоги в словах.

Учитель читает предложения с предлогом .Дети при повторном чтении

хлопают в том месте, где есть предлог.

Лена едет в трамвае . На ветке сидят снегири. Над лесом летит самолет . Ира спряталась в шкаф . Андрей вышел из класса .

Цель : научить детей правильно использовать предлоги в речи. Учитель предлагает на слух предложения без предлогов .Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.

Задание сопровождается составлением схем предложения .

Вариант 2. Исправьтеошибки.

В стене висит портрет . Суп варят на кастрюле . Молоко налили на чашку . Сорока села на дерево . Мальчик стоит в мосту . Дети пошли на лес . Из дерева опадают листья. Ира пришла в магазин .

Цель : научить детей работать со схемой предложения.

Учитель произносит предложение и просит детей выбрать подходящую

схему предложения, если таковая есть.

Учитель произносит слова .Дети должны произнести эти слова наоборот

Сон , раб , ноль ,лоб , ком .

( Нос , пар , лен , пол , мок .)

Игра сопровождается составлением схем слов.

Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов .

Игра «Разложи по кирпичикам дома».

Учитель предлагает предложение, с которым дети должны работать

составление схемы целого предложения ;

составление слоговых схем ;

выделение гласных звуков точками ;

Учитель произносит слова. Дети хором произносят только гласные звук без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которы нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.

Игра « Какое слово длиннее»

Дети отвечают на вопрос : какое слово длиннее, предварительно состав

Слова для предъявления: час , минута ; ручей , река ; червяк , змея ; ключ ключик .

Вадик спит и видит сЛон ,

Что летит в ракете он.

В нашем доме на окошке ,

Сидят серенькие кРошки.

Утром Кости к нам пришли ,

И подарки принесли .

Прилетел из леса Лук ,.

И залез под толстый сук .

Тащит мышонок в норку ,

Огромную хлебную Горку .

Не учил уроки , а играл в футбол ,

Оттого в тетради появился Гол .

Своей коЗою славится .

У Печки с удочкой сижу ,

От рыбы глаз не отвожу .

Усатый кИт сидит на печке

Выбрав теплое местечко .

Посмотрите на лужайку , вот так — так ,

Распустился тонконогий красный Рак .

Под березами , где тень ,

Притаился старый День .

Загремел весенний гНом

Тучи на небе кругом .

Может у Ужонка, Посчитать иголки .

Игра «Каждому предмету свое место»

Детям раздаются предметные картинки ,в названиях которых есть опреде ленные звуки .например, п или г .На наборное полотно выставляются буквы П,Г. Каждый ученик должен поставить свою картинку к соответствующе му звуку.

Читайте также:  физические упражнения для женщин после родов

Учитель дает установку :поднимать руку только тогда , когда услышите . звук.

Учитель называет любое слово, а ученик называет другое слово с той буквы на которую оканчивается слово, названное учителем и т. д.Например: яблоко, ольха, астра.

Учитель показывает сюжетную картинку и просит назвать те слова, которые начинаются (в которых есть) определенный звук. За каждое слово уче ник получает кружок. Выигрывает тот, кто получил больше всех кружков.

В этой игре допускается большое количество заданий, которые каждый учитель может составить сам. На макете часов расположены различные предметные картинки, на любую из них можно установить стрелку. Задания могут быть такими:

— найти и назвать слова , в которых есть . звук ;

— выделить и назвать первый и последний звук в слове , указанном стрелкой ;

— показать стрелками самое длинное и самое короткое слово;

— подобрать слова , начинающиеся с того же звука , что и название данного предмета . И т.д.

Учит и активизирует словарный запас детей, учит правильно строить предложения . Учитель дает задание : составить рассказ, чтобы в нем было как можно больше слов с заданным звуком .Например ,со звуком п.

Папа пришел домой и принес покупки . Потом прибежал Павлик .Папа с Павликом пошли гулять по проспекту Победы. По проезжей части проноси лись машины .

Игры у которые формируют у детей умение запоминать буквы, их алфавитное название.

Даны элементы букв ,нужно найти недостающие элементы.

На таблице даны слова и предложения, нужно найти букву. Н-р, букву с.

Игра «Поставь буквы правильно» Буквы стоят боком, «вниз головой».

На рукавицах, вырезанных из плотной бумаги, написаны заглавные и строчные буквы .Раздаю рукавицы ученикам и прошу найти пару.

В небольшом аквариуме «рыбки» ,к хвостам которых привязаны маленькие карточки с печатными буквами .Вызванный ученик «ловит» рыбку и называет букву, дети, пользуясь кассой букв, выставляют на наборное полотно такую же букву. Когда все «рыбки пойманы»,дети составляют слово (н-р, к,о, у ,ъ ,н-окунъ)

Для этой игры нужны цветные рисунки корабельной бухты , корабликов с согласными буквами (одна сторона у кораблика окрашена в синий цвет ,а другая- в зеленый) .карты путешествий по которым капитаны ведут корабли. На картах изображены острова с гласными буквами. Когда кораблик подплывает к острову,капитан читает название острова ка,хо ,ки Если слияние мягкое, то поворачиваем кораблик на зеленую сторону, если твердое слияние — на синюю сторону. Класс дополняет слог- слияние до полного слова.

Для отработки навыков чтения слогов — слияний и для совершенствования речи уч- ся можно использовать игровые тематические таблицы .

Вышла курочка гулять , свежей травки пощипать

А за ней цыплятки — малые ребятки.

-Сюда ,сюда ! Я вам буковку нашла !

Прибежал веселый А , прочитали дети . (на).

Прибежал задорный О, прочитали дети . (но).

Прибежал упрямый У, прочитали дети . (ну).

Прибежал зазнайка Е, прочитали дети . (не).

Вот это дуб, а в нем дупло,

Где поселилась буква О.

Буква эта гласная , но дружна с согласными .

Жёлудь «эль» упал в дупло , прочитали дети . (ло).

Жёлудь «эн»упал в дупло, прочитали дети . (но)..

Игра « Помоги Карлсону приземлиться »
На парашютиках слоги .Задания : прочитать слоги с мягкими согласными ,с
твердыми согласными ;дополнить слог до слова, чтобы к нему можно было
поставить вопрос что делает ? что ?

Предлагаются разбросанные слоги. Последний слог слова является первым

для следующего слова:

Приводится слово , н-р, гастроном , все составляющие это слово буквы на

Вот из слова « гастроном» Вышел важный астроном, Вышел маг , и вышел гном .

Дидактические игры и упражнения с использованием

— Кого нет в домике ? ( слог удален )

— Прочитай все слоги с данной гласной буквой (н-р, с гласной у), с данш согласной.

— Прочитай все слоги с мягкими согласными (с твердыми согласными)

— Договори слог до целого слова.

Найди соответствующий письменный слог (показываю печатный)

— Отыщи указанный слог в одном из слов (слова написаны письменным шрифтом на карточках ).

На наборном полотне слоги, изъятые из таблицы кассы, например : са, ку на, но. На полочке игрушки: лиса, кукла, машина, кошка. Выбрав слог (например, на), ученик подносит его к той игрушке, в названии которой ест этот слог (ма — ши — на), и получает право «подарить» игрушку товарищу

Следуя за указкой (на конце лягушонок), дети хором или цепочкой называю) каждый слог. Темп игры меняется.

Прочитай слово (поуказанным слогам и буквам). Составь с данным словом предложение.

Кто это или что это ?

Учитель последовательно показывает на таблице слоги и буквы, чтобы получилось слово (например, о-си-на.) Дети, про себя осмысливая слово, не произнося его вслух, готовятся дать «толкование» : « Это дерево. У неё всегда дрожат листочки». Ребенок, сделавший такое описание, получает право прочитать слово вслух.

— Составление слов из слогов и букв на наборном полотне. Для записи таких слов остается уточнить лишь соединения букв , буквосочетаний СГ.

Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах. А еще важно, чтобы первоклассники получали максимум радости и удовольствия от работы.

Игры, игровые упражнения, соревновательные моменты, применяемые на уроках в 1 классе, делают процесс обучения грамоте интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

4. М.А. Хатина «Азбука» (игры, задания, рассказы). Ростов-на-Дону, «Удача», 2007г.

5. Н.С. Жукова «Букварь» (пособие по обучению правильному чтению). М., «Эксмо», 2004г.

6. Н. Павлова «Азбука с крупными буквами». М., «Эксмо», 2004г.

7. Н. Павлова «Читаем после «Азбуки». 2006

8. Н.В. Нечаева «Азбука». АО «Московские учебники».2008

9. «Азбука» (для обучения детей в школе и семье). ТОО «STAR», 2002г.

10. А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.

11. Справочное пособие по русскому языку (1 кл.)М. «Эксмо» 2004 г

12. Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. Игровые задания. М. ,: «Первое сентября», 2004.

13. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. Младшие школьники.-М. :Рольф, 2000.

14. Черемушкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.

Источник

Adblock
detector