Меню

игры и занимательные упражнения для закрепления знаний геометрических фигурах

Картотека на тему «Игры и игровые упражнения по формированию представлений о геометрических фигурах»

Светлана Доможирова
Картотека на тему «Игры и игровые упражнения по формированию представлений о геометрических фигурах»

№1. Игра «Назови одним словом»

Цель: Развитие умения называть геометрические фигуры одного вида обобщающим словом.

Материал: Геометрические фигуры одного вида (большие и маленькие квадраты; разноцветные треугольники и т. д.).

Содержание игры: Перед ребенком выкладываются 4 карточки с изображением геометрических фигур одного вида. Ребенок должен назвать фигуры одним словом.

№ 2. Игра «Подбери по величине»

Цель: Развитие умения классифицировать геометрические фигуры по од-ному признаку (размер).

Материал: Геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники, круги и т. д.) двух размеров — большие и маленькие.

Содержание игры: Педагог кладет на стол два круга. Около большого круга дети кладут большие фигуры. Около маленького круга — маленькие.

№3. Игра «Чудесный мешочек»

Хорошо знакома дошкольникам. Она позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру которую хочет показать. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.

Физкультурные минутки и игровые упражнения по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста Физкультурные минутки и игровые упражнения по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста Физкультминутка.

Развитие представления о геометрических фигурах. Игры «Бусы», «Поиск девятого», «Найди свой» Геометрические фигуры Средняя группа План: 1. Программные задачи 2. Ознакомление с прямоугольником 3. Дидактические игры Загрузка… Программные.

Игры и игровые упражнения с обручем Оборудование: металлический (пластмассовый) обруч диаметром 60-80см. 1. МашинаЦель и задачи: развивать внимание, умение реагировать на звуковые.

Картотека дидактических игр для формирования геометрических представлений Младший дошкольный возраст. Разложи фигуры. Цель: формировать представления об основных цветах и геометрических фигурах, развивать зрительное.

Комплекс дидактических игр на формирование представлений детей о геометрических фигурах Комплекс дидактических игр на формирование представлений детей о геометрических фигурах «Подбери фигуру» Цель: закрепить представления.

Конспект НОД в подготовительной группе «развития представлений о форме предметов и геометрических фигурах.» Технологическая карта интегрированного занятия. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Тема занятия: Путешествие.

Конспект НОД в старшей группе «Закрепление счета, представлений о геометрических фигурах, частей суток, времен года» Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Речевое развитие» Задачи: Образовательная область: «Познавательное развитие».

Методические рекомендации по формированию представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста Методические рекомендации по формированию представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста В каждой возрастной.

Конспект занятия по формированию представлений о геометрических фигурах «Путешествие Колобка» Путешествие Колобка. Цель: Развивать представления о геометрических фигурах. Формировать умение выделять и объединять предметы по одному.

Источник

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДОШКОЛЬНИКОВ
картотека по математике

ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

Вложение Размер
igry_i_uprazhneniya_na_razvitie_predstavleniya_o_geometricheskih_figurah_u_doshkolnikov.docx 25.18 КБ

Предварительный просмотр:

МЛАДШАЯ ГРУППА (3-4 ГОДА)

«Что лежит в мешочке?»

Цель. Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Материал. Набор геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, овал), мешочек с предметами разной формы: ягоды, фрукты, овощи (круглой и овальной формы), пуговицы (квадратной и треугольной формы), деревянные шарики, яички, бочонки, мячики, желуди, шишки; маленькие флажки (четырехугольной и треугольной формы)

Ход. На краю стола раскладываются геометрические фигуры. Дети сидят полукругом. Мешочек находится у воспитателя. Дети по очереди вынимают предметы из мешочка, называют их, определяют форму. В случае затруднения воспитатель помогает соотнести предмет с геометрической фигурой: «Это яйцо, оно овальной формы». Кладет яйцо рядом с геометрической фигурой-овалом. Постепенно дети располагает все предметы на столе рядом с определенной фигурой. При повторном проведении игры можно изменить набор предметов в мешочке, увеличить или уменьшить количество этих предметов.

«Найди то, что я покажу»

Цель . Учить детей находить предмет определенной формы с использованием геометрических фигур-образцов.

Материал . Набор плоскостных геометрических фигур(квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, овал) и два набора предметов различных форм.

Ход. Воспитатель показывает детям геометрические фигуры-образцы, предлагает показать движением руки очертания этих фигур и назвать их. Затем дети рассматривают предметы различной формы: коробку, шарик, кольцо- круглой формы; флажок, кубик, пирамидку- треугольной формы; книжка, зеркало поднос – прямоугольной формы и т.п. после этого воспитатель ведет детей в другую комнату и рассматривает находящиеся в ней предметы, объясняет, что среди них есть предметы таких же форм, какие они сейчас видели. Затем объясняет детям, как они будут играть : «Надо правильно подобрать к предмету геометрическую форму соответствующей формы, например, к коробке круглой формы нужно подобрать круг, с этой фигурой в другой комнате найти такой же предмет круглой формы, т.е. такую же коробку». При повторном проведении игры воспитатель усложняет задание: ребенок в другой комнате находит, используя фигуру в качестве образца, другой предмет такой же формы. Например, к кругу подбирает кольцо круглой формы и отмечает : «Коробка и кольцо- предметы круглой формы».Дети поочередно выполняют задание.

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4-5ЛЕТ)

На доске в произвольном порядке расположены различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагают назвать как можно больше фигур, размещенных на фланелеграфе. Что бы дети не повторяли ответы товарищей, ведущий может выслушивать каждого ребёнка отдельно. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур он становится ведущим. Продолжая игру ведущий меняет количество фигур.

Предназначена для закрепления у детей знания о геометрических фигурах, формирует умение преобразовывать их, развивает воображение и творческое мышление, учит анализировать способ расположения частей, составлять фигуру, ориентироваться на образец. Организуя игру, воспитатель заботится об объединении детей в одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды получают задания разной трудности. На составление изображения предмета из геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека – девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека). Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о порядке работы, выбрать исходный материал. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур. В заключении игры дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Материал : карточки с изображениями геометрических фигур разного цвета, величины.

Ход: дети берут в руки «фотоаппараты» (имитируют), воспитатель показывает на несколько секунд карточку с геометрической фигурой, дети её «фотографируют» (запоминают), а затем «проявляют плёнку» — зарисовывают или выкладывают такую же фигуру.

Материал: на одного ребёнка 1-2 больших карты, разделенных на 4-6-9 частей, в одной их которых – геометрическая фигура; набор карточек с изображениями предметов простой формы.

Ход: карты раздаются детям по 1-2, маленькие карточки у ведущего, который поднимает их по одной и спрашивает: «Кому это надо?». Дети

сравнивают форму предметов с моделью геометрической фигуры и, если они совпадают, то кладут на свободную клеточку. Выигрывает тот, кто первым заполнит карту.

СТАРШАЯ ГРУППА (5-6 ЛЕТ)

Цель игры: развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.

Материал: карточки с изображением гирлянды из флажков и других геометрических фигур.

Ход игры. Предложите детям закрасить, каждую первую фигуру гирлянд и флажков, затем карандашом обвести фигуры, изображенные пунктиром, и раскрасить их в любой цвет. После чего попросите ребенка показать и назвать фигуры, а также сказать в какой цвет он их раскрасил.

Цель игры: упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, развивать логическое мышление детей.

Материал: сюжетная картинка с изображением куринного семейства, карточка с изображением геометрических фигур.

Ход игры. Рассмотрите с ребенком сюжетную картинку (заранее раскрашенную). «Кто нарисован? Кто в семье папа, мама? Где детки? Сколько цыплят? Какого они цвета?» Затем предложите карточку с изображенными геометрическими фигурами и попросите отыскать в ней те фигуры, которые надо вырезать и приклеить к изображению курицы, петуха, цыплят. Помогите ребенку вырезать, а наклеит пусть он сам. По окончании работы порадуйтесь его успехам. Можно предложить ребенку показать на картинке самый большой круг, круг поменьше и самые маленькие кружочки.В конце игры уточните, какую геометрическую фигуру выполняли. Предложите найти предметы круглой формы в окружающем пространстве. Пусть ребенок начертит круги пальчиком на столе, на полу, в воздухе. Можно предложить

нарисовать круги на бумаге.

Материал: изображения кораблей, у которых паруса обозначены только контуром различных геометрических фигур разной величины, набор геометрических фигур, соответствующих по форме «парусам».

Ход: каждый ребёнок получает картинку с изображением корабля, он должен как можно быстрее «поднять паруса» — накрыть контуры моделями фигур.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6-7 ЛЕТ)

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал . Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Содержание. В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».

Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.

Материа л. Ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной, круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических фигур.

Содержание. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему возникает речевая активность детей„ дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.

Цель: находить рациональные способы деления геометрических фигур.

Содержание. В. предлагает детям подумать, как можно по-разному сложить узкие полоски, чтобы разделить их на 4 равные части. После того как дети разделят, педагог выясняет, какой способ удобнее. Затем предлагает по-разному разделить квадрат на 4 части. В заключение В. вместе с детьми делает вывод о том, как удобнее делить на 4 равные части узкую полоску и квадрат.

1. Назови фигуры, которые ты видишь перед собой.

2. Покажи прямоугольник. Почему его так называют? Покажи все вершины, углы, стороны прямоугольника. Сколько вершин, углов, сторон у прямоугольника?

3. Найди и покажи все четырехугольники.

4. Найди и покажи все многоугольники.

5. Покажи шар, куб, цилиндр.

6. Покажи круг и овал. Чем круг отличается от овала?

7. Покажи все фигуры красного (желтого, синего, зеленного) цвета.

8. Покажи все маленькие (большие) фигуры.

9. Найди и покажи все маленькие четырехугольники синего цвета.

10. Найди и покажи большой синий квадрат.

11. Найди и покажи маленький красный круг.

12. Внимательно посмотри на рисунок и определи, из каких геометрических фигур составлен человечек (фигурка сложена из разных геометрических фигур в виде человека).

13. Назови, на какие геометрические фигуры похожи: книга, тарелка, косынка.

14. Составь рыбку из пяти треугольников.

15. Из шести палочек составь прямоугольник. Раздели его одной палочкой на два квадрата.

16. Нарисуй квадрат со стороной две клеточки. Пририсуй маленький квадрат так, чтобы получился один маленький и один большой квадрат (детям дается лист бумаги в клетку).

Упражнения на разбиение геометрических фигур на части, являющиеся такие геометрическими фигурами. Сначала показываю детям разные способы разбиения фигур: разрезание ножницами, т.е. реальное разделение; перегибание; проведение необходимых линий (отрезков).

  1. Разрежь квадрат на части так, чтобы получилось: 2 прямоугольника; 2 треугольника; 4 квадрата; 4 треугольника; 4 прямоугольника; 1 квадрат и 4 треугольника.
  2. Раздели треугольник (так, чтобы получилось: 2 треугольника; 6 треугольников.
  3. Раздели на две части так, чтобы получились:2 треугольника; 2 четырехугольника; треугольник и четырехугольник; треугольник и пятиугольник.
  4. В четырехугольнике (трапеции) проведи два отрезка так, чтобы получился прямоугольник и два треугольника.
  5. В данной проведи отрезок так, чтобы он разделил фигуру на 3 треугольника; 2 треугольника; треугольник и четырехугольник;

2 треугольника и шестиугольник; пятиугольник и треугольник.

Источник

Читайте также:  упражнения при наружном геморрое для мужчин
Adblock
detector