Меню

игры и упражнения на развитие внимания в старшей группе

Игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа) на тему

Игры,направленные на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
did.igry_dlya_razvitiya_vnimaniya.docx 25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

Описание дидактических игр, направленных на развитие произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста

Игра «Выкладывание из палочек»

Цель : развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование : счетные палочки (трубочки для коктейлей и т.д.), образец, узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.

а) 1-й уровень сложности — узоры в одну строчку (карточки);

б) 2-й уровень сложности — простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);

в) 3-й уровень сложности — более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);

г)4-й уровень сложности — сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).

Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи ил них точно такой же узор (домик). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение и внимания.

Оборудование : карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать.

Игра «Рыба, птица, зверь»

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Дети сидят в круге. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь…» Тот игрок, на котором остановилась считалочка, должен быстро назвать в данном случае зверя.

Цель : развитие произвольного внимания.

Оборудование: бубен, проигрыватель для музыкального сопровождения (Э. Жак-Далькроз «Марш»).

Описание. Держась за руки и двигаясь по кругу под музыку, дети по сигналу взрослого делают четыре хлопка и меняют направление. За неправильное выполнение сигнала удаляют из игры.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Возьмитесь за руки и пойдемте под музыку по кругу. Слушайте сигнал (взрослый бьет в бубен). Услышав сигнал, нужно остановиться, хлопнуть в ладоши 4 раза и, повернувшись кругом (в противоположную сторону), продолжить движение. Совершивший ошибку — «зевака» выходит из игры. Когда все «зеваки» выйдут из игры, останутся самые внимательные — они победители».

Игра « Запретное слово»

Цель : развитие произвольного внимания.

Описание. Ведущий задаёт вопросы, игрок отвечает. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором заранее договариваются, например слово «нет». После этого можно начать задавать вопросы:

— Ты был на Луне? И так далее.

Цель : развитие произвольного внимания.

Описание . Ведущий последовательно даёт из двух команд: « Ухо» или « Нос». По этой команде группа играющих должна хвататься соответственно за свой нос или за ухо. Ведущий тоже выполняет эту команду, как бы демонстрируя, что должны делать дети. Однако через некоторое время начинает намеренно ошибаться: даёт одну команду (например, «ухо»), а демонстрирует другое (хватается за нос). Задача детей — выполнять только то, что говорит ведущий.

Цель: развитие произвольного внимания.

Описание. Первый ребёнок называет своё имя, передавая мяч другому, а тот в свою очередь называет имя первого и своё. Затем мяч получает третий участник и так далее. Игра проводится по кругу со всеми участниками.

Цель : развитие произвольного внимания.

Оборудование : фортепьяно или аудиозапись.

Описание. Каждый ребенок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками; низкий звук – становится в позу «плакучей ивы»(ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук — становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Инструкция : «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу «плакучей ивы» (показ с комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны! Начинаем играть».

Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая теми.

Игра «Четыре стихии»

Цель : развитие произвольного внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Инструкция : «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».

Игра «Слушай команду»

Цель : развитие произвольного внимания.

Необходимый материал : магнитофонная или грамзапись Р. Газизова «Марш».

Описание . Каждый ребенок должен выполнять движения всоответствии скомандами взрослого, произнесенными шепотом. Командыдаются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция : «Мы поиграем и игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шёпотом произнесу команду, например « поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны!»

Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.

Цель: формирование произвольного внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Оборудование: список названий предметов.

Описание. Ребенок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» и показывайте, как она это делает, — разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросенок летает?», молчите и не поднимайте руки».

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер.

Игра может проводиться как с одним ребенком, так и с группой детей.

Игра «Море волнуется»

Цель: формирование произвольного внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование : на полу заранее нарисованы круги по количеству играющих.

Описание. Следуя командам водящего, дети, держась за руки, ходят друг за другом, а затем разбегаются, стараясь занять пустые круги. Кто остается без круга, становится водящим.

Инструкция: «Хотите поиграть в интересную игру? Я буду водящим. Каждый из вас займет круг и будет внимательно слушать меня. Я буду ходить между вами «змейкой». Некоторым игрокам я дам команду: «Море волнуется!» Все, кому я дам такую команду, выстраиваются цепочкой и, взявшись за руки, ходят за мной вдоль оставшихся детей. Как только я дам команду: «Море спокойно!», вы должны бежать и занимать какой-либо круг. Я тоже постараюсь занять один из кругов. Тот, кто остался без круга, становится водящим, и игра повторяется. Вы готовы поиграть. »

Примечание . Круги для игры в группе можно вырезать из войлока. Если игра проводится на воздухе, круги можно нарисовать мелом на асфальте.

Игра « Не пропусти профессию»

Цель: развитие произвольного внимания

Описание . Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны подпрыгивать на месте. Например: лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, строитель, гроза, ткач, обруч и т. д.

Игра «Смотри на руки»

Цель : развитие произвольного внимания.

Необходимый материал : грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы».

Описание . Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция : «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир — сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание . На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа движений рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.

Цель : развитие произвольного внимания, формирование выдержки.

Оборудование : заранее обозначенный круг — « гнездо », шапочка или маска совы.

Описание . В соответствии с командами взрослого дети должны или двигаться, или замирать. Игрока, не выполнившего вовремя команды, удаляют из игры (сова забирает в «гнездо»).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Кого мы выберем совушкой-совой, тот будет жить в «гнезде» — в кругу. Остальные будут называться жучками, лягушками, бабочками и летать или прыгать, как они. По моему сигналу «Ночь наступает!» все останавливаются и замирают. В это время сова вылетает на охоту. Заметив пошевелившегося игрока, Совушка берет его за руку и уводит в «гнездо». Когда вы услышите сигнал «День!», то снова начинайте двигаться. В этой игре есть правила, которые необходимо соблюдать:

1) совушка не имеет права долго наблюдать за одним и тем же игроком;

2) вырываться от совушки нельзя;

3) если совушка не замечает пошевелившихся игроков, а звучит сигнал «День!», то она улетает в гнездо без добычи».

Примечание. Роль «совушки» в начале игры может взять на себя взрослый. Для повышения интереса к игре можно использовать маску и костюм совы.

Игра «Будь внимателен!»

Цель : развитие произвольного внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование : магнитофонная или грамзапись С. Прокофьева : «Марш».

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» — прыгать; «лошадки» — ударять «копытом об пол»; «раки» — пятиться; «птицы» — бегать, раскинув руки; «аист» — стоять на одной ноге.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. В этой игре нужно быть внимательным. Встаньте по кругу друг за другом. Слушайте внимательно мои слова команды. Когда я скажу «зайчики», все должны прыгать по кругу, как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны показать, как лошадки ударяют копытом. Когда я скажу «раки», все должны показать, как раки пятятся назад. Когда я скажу «птицы», играющие должны превратиться в птиц и бегать по кругу, раскинув руки в стороны, как крылья. Когда я скажу «аист» — все мигом должны превратиться в аистов и стоять на одной ноге. Ну а когда я скажу «дети» все должны стать детьми. Начинаем играть».

Игра «Исключение лишнего»

Цель : развитие мышления, объёма внимания, произвольного внимания.

Оборудование ; карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.

Описание. Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор,

Инструкция: « Посмотри внимательно на изображенные здесь предметы и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажи найденный предмет и объясни, почему он не похож на другие. Приступай к работе».

Игра « Перекличка – путаница»

Цель: развитие произвольного внимания

Описание. Ведущий называют фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то фамилию, то имя. Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия.

Игра « Шерлок Холмс»

Цель: развитие произвольного внимания, наблюдательности.

Описание. Играющий роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривают внешний вид своего партнёра и отворачиваются или уходят из комнаты. Партнёр меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает сыщику угадать, что он изменил.

Ссылки на источники

1. Дубровина И.В. Практическая психология образования.- Питер Пресс, 2009.

2. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М., 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многочисленные исследования по проблеме развития внимания у детей дошкольного возраста, с общим недоразвитием речи, показали что внимание, является важнейшей характеристикой личности и развивать его н.

развитие внимания ребёнка старшего дошкольного возраста с СДВГ, через использование сказкотерапии.

В методической разработке описаны методические приёмы руководства и примеры планирования в течении дня подвижных игр с целью развития у детей произвольного внимания.

С целью развития произвольного внимания и памяти полезно использовать игры, в которых ребёнку необходимо сначала В соответствии с правилами запомнить один или несколько объектов, а затем.

Впервые научное объяснение отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше.

Предствалены развличные варианты игр для детей старшего дошкольного возраста, развивающие слуховое внимание.

Дидактические игры, как средство развития произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста Проблема развития .

Источник

Читайте также:  лфк при гемипарезе комплекс упражнений видео
Adblock
detector