Меню

игры и упражнения для знакомства детей друг с другом самораскрытие

Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создания положительных эмоций.

Выбранный для просмотра документ психологические игры.doc

Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций .

Ревякина Юлия Юрьевна

Ласковое имя (с 5 лет).

Цели: данное упражнение позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт.

Инструкция. «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые име­на, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя» [9].

. Представь свое имя в движении (с 6 лет).

Цели: игра помогает детям запоминать имена своих то­варищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.

Ход игры: дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, выражающее их имя. Это упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения [7].

. «Представься с помощью куклы» (с 5 лет).

Цели: помогает снять напряжение и неуверенность, по­зволяет детям лучше узнать друг друга.

Материал: две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.

Ход игры: ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять, например: Твоя любимая игра? Как в нее играть? Любимое животное? Почему? Самая вкусная вещь на свете? О чем ты мечтаешь? и т. д. [7].

. Паровозик (дети сидят в кругу) (с 5 лет).

Цели: позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт, проявить активность.

Инструкция. «Сегодня мы будем играть в «паровозики». Сначала у паровозиков не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку «ездить» по кругу, громко приговаривая «чух-чух-чух». Потом «паровозик» со­скучится и подъедет к любому мальчику или девочке со сло­вами: «паровозик чух-чух-чух» — и назовет свое имя. Тот ре­бенок, к которому подъехал «паровозик», в ответ называет свое имя и становится новым паровозиком, а первый — его «вагоном». Новый «паровозик» вместе с вагоном продол­жит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: «паровозик чух-чух-чух» — и назовет свое имя и имя своего «вагона». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети» [9].

. Переходы (дети сидят в кругу) (с 6 лет ).

Цели: игра обращает внимание на внешность детей, по­зволяет осознать внешние сходства и отличия.

Ход игры: А. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отли­чаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные во­лосы. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каж­дому из них, прикасается к их волосам, советуется с осталь­ными, куда его посадить, и т. д.

Б. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.

Пантомима «То, что я люблю делать».

Цели: формирует группу и повышает личную самоо­ценку.

Ход игры: образуйте круг и попросите детей средствами пантомимы показать то, что им особенно нравится делать. Не выдвигайте догадки о том, что изображается, раньше, чем закончится пантомима. Все желающие участвовать в пантомиме должны получить такую возможность [7].

Ракета (дети сидят в кругу)

Цели: дает ребенку возможность почувствовать свою зна­чимость. Игра вызывает положительные эмоции и способ­ствует снятию напряжения.

Инструкция. «Давайте попробуем запустить в космос ра­кету с космонавтом. Какой человек может быть космонав­том? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле — на стуле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточ­ки вокруг стула и начнем ракету запускать». Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно при­поднимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть [9].

Читайте также:  факторы влияющие на нагрузку при выполнении физических упражнений

Цели: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь песенку, и ведут игрока-кота с завязанными глаза­ми. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев говорят: Кот, кот Ананас, Ты лови три года нас! Ты лови три года нас! Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, дразнят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду [6].

Цели: создание положительного эмоционального фона, развитие тактильной чувствительности и наблюдательности.

Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящий должен угадать, кто из детей дотронулся до его руки (по выражению лица, движению). Водящий водит до тех пор, пока не угадает правильно. Во­дящего выбирают с помощью считалки [6].

Цель: сплочение группы.

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Водящий с закрыты­ми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, на ком он сидит, говорит: «Бип» [6].

Волны (дети сидят в кругу) (с 4 лет).

Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций. Игра позволяет ребенку почувствовать свою зна­чимость и теплое отношение к себе окружающих.

Инструкция. «Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, по­тому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать», как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, по­пробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они гово­рили бы: «Мы любим вас, мы любим вас».

Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупать­ся в море». «Купающийся» становится в центр, «волны» по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя» [9].

Котенок (дети сидят в кругу) (с 4 лет).

Цель: помогает детям выразить свои эмоции, снять на­пряжение, проявить способность к сопереживанию.

Инструкция. «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого дома есть кошка? Представьте: мама принесла до­мой маленького котенка. Он испуган, он ведь первый раз в новом доме. Кто может показать, как двигается этот коте­нок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, по­кажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. При­ласкает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «котята» заснут, игра заканчивается [9].

Потерялся ребенок (с 4 лет).

Цели: развивает слуховое внимание, способствует рас­познаванию по голосу.

Инструкция. «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко и ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Са­шенька!». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал» [9].

Инструкция: «Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто что больше любит? Сегодня мы по­играем в игру, которая позволит вам и получать и дарить подарки, только выдуманные. Давайте представим, что мы можем подарить любой подарок своему соседу. Посмотрите на него внимательно и подумайте, какой подарок ему бы хотелось получить. А теперь давайте по очереди «дарить» друг другу подарки. А тот, кто получит подарки, не забывает поблагодарить». После того как дети «подарят» друг другу подарки, можно спросить, какой подарок им понравился больше всего и что было приятнее: дарить или получать подарки [9].

Цель: снятие напряжения, обучение бережному отноше­нию к другому, развитие воображения.

Читайте также:  как поднять грудные мышцы упражнения стоя

Материал: одеяло или плед.

Ход игры: кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. Когда «пирог» будет готов — он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднима­ется горячий, как будто пирог из печки. Упражнение про­делывают с теми, кто хочет [1].

. Слон у папы на спине (с 3 лет).

Цели: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.

Ход игры: все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе и закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудно, можно «пустить побегать» по их спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук можно ее воспроизвести [2].

Учим детей договариваться и сотрудничать.

Цель: развивает сообразительность, быстроту реакции и координацию, умение действовать согласованно.

Материал: мелки для рисования или листы газет.

Инструкция. Надо нарисовать на полу круг такого разме­ра, чтобы озадачить детей сложной, но решаемой пробле­мой: как им всем разместиться на очерченном простран­стве. Чтобы усложнить задачу, можно попросить ребят составить «остров» из газет, которые нельзя ни рвать, ни раздвигать.

Выигрывает команда, которая смогла разместиться на самом маленьком пространстве [1].

Цель: развитие групповой сплоченности, наблюдатель­ности, дает возможность каждому ребенку побывать в роли ведущего.

Ход игры: играющие дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий — почтальон — в центре круга. Он гово­рит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начи­нает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальо­на — «перехватить» письмо, т. е. увидеть, у кого из детей оно находится. Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побы­вал в роли почтальона [5].

Цель: развивает чувство группового единства.

Ход игры: ведущий начинает игру, остановившись перед кем-нибудь из круга и потирая ладони. Ребенок, перед ко­торым остановился ведущий, имитирует звук начинающей­ся бури таким же образом. Ведущий движется дальше по кругу и предлагает каждому участнику, перед которым он остановился, сделать то же самое. Дети сами начинают по­тирать руки, когда ведущий двигается по кругу второй раз, щелкая пальцами и предлагая делать то же самое каждо­му участнику. При третьем движении вдоль круга ведущий производит звук легким потопыванием ног. Пик бури обо­значается полновесными ударами ног об пол. Таким обра­зом, сначала просто ветер шуршал в листве деревьев, затем начался дождь, перешедший в ливень, и, наконец, началась настоящая буря. Спустя несколько секунд буря начинает стихать. Топот ног сменяется легким потопыванием, щел­каньем пальцев и, наконец, потиранием ладоней, пока не наступит полная тишина [7].

Спина к спине (с 6 лет).

Цель: стимулировать детей к анализу процесса общения, осознанию и обсуждению своих чувств в процессе взаимо­действия.

Ход игры: дети садятся спиной друг к другу. Задача — до­говориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся своими впечатле­ниями и ощущениями. Взрослый может помочь им, зада­вая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось что-нибудь изменить?». Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом по­мочь [5].

Цель: формирование группового единства. Ход игры: водящий выбирается считалкой. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий вхо­дит в комнату и распутывает их, не разжимая рук у де­тей [б].

«Ладонь на ладонь» (с 5 лет).

Цель: развитие умения согласовывать действия с пар­тнером.

Ход игры: дети прижимают ладошки друг к другу и та­ким образом двигаются по комнате, где можно установить разные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может быть сооруженная ре­бенком гора или река. В игре может участвовать пара взрос­лый—ребенок [5].

«Меняемся пуговицами» (с 5 лет).

Цель: побуждает детей договариваться друг с другом, со­трудничать.

Читайте также:  упражнения для прокачки грудных мышц на турнике

Материал: 100 пуговиц по 10 разного цвета, шаблоны с цветным узором.

Ход игры: ведущий перемешивает пуговицы и затем раз­дает каждому участнику шаблон и 10 пуговиц (число пу­говиц определяется количеством участников). Каждый ребенок должен собрать из пуговиц по шаблону узор опре­деленного цвета. Для этого ему придется обмениваться пу­говицами с другими детьми.

Игры для снятия напряжения.

Цели: помогает снять напряжение, дает выход деструк­тивной энергии.

Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.

Ход игры: ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, де­лать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бу­мажек — они отлично пружинят [8].

Цель: помогает снять напряжение.

Ход игры: дети «превращаются» в животных, в тех, в кого захотят сами. Сначала все сидят на стульях («в клетках»). Каждый ребенок изображает свое животное, другие уга­дывают, кого он изображает. После того как всех «узнали», клетки открываются и «звери» выходят на свободу: прыга­ют, бегают, рычат, кричат [5].

Цель: упражнение направлено на мышечное расслабле­ние.

Ход игры: ребенок превратился в маленького медвежон­ка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрал­ся в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек — греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.

Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения [5].

Цель: обучение выразительным движениям, релакса­ция.

Ход игры: дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и за­крыть ее руками). Взрослый — садовник — очень береж­но относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти (дети-семечки медленно под­нимаются). У него раскрываются листочки (руки подни­маются), растет стебелек (вытягивается тело), появляют­ся веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент — бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрас­ный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-со­седям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, пришла осень. Цветок качается в раз­ные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом), сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цве­ток опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет. Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети «сворачиваются» на полу, взрослый подходит к каж­дому ребенку, гладит его.

Цели: дать возможность ребенку снять напряжение, про­явить агрессию, постепенно сводя их на нет. Игра учит де­тей соотносить свои действия с инструкцией, контролиро­вать активность.

Ход игры: взрослый произносит текст, для усиления эф­фекта можно показать детям картинку с изображением того образа, в который они будут превращаться. Напри­мер: «Представьте, что вы превратились в отважных львов. Вы — сильные и бесстрашные. От вашего рыка дрожат все звери в округе. Сейчас вы проголодались и идете охотить­ся. (Дети могут подвигаться, как львы, порычать, поточить когти и пр.) Чтобы не спугнуть добычу, вы потихоньку кра­детесь в зарослях и принюхиваетесь. Но что это за шум? Вы ложитесь на живот и выжидаете. Шум приближается, и вы отчетливо слышите лай собак и человеческие голоса. А еще — выстрелы! (Можно произвести какой-нибудь гром­кий звук или проколоть воздушный шарик.) Пора спасать­ся! Скорей бегите в свое логово! (Дети бегут каждый в свое «логово».) Наконец-то вы дома! Можно перевести дыхание, и вы делаете несколько глубоких вдохов и выдохов. А потом сворачиваетесь клубочком, как домашняя кошка, и закры­ваете глаза — нужно немного отдохнуть». Через некоторое время ведущий просит детей открыть глаза, сладко потя­нуться и спрашивает: «Отдохнули? А теперь снова превра­щайтесь в мальчиков и девочек».

В зависимости от особенностей детской группы можно придумать любой текст.

Идет разминка с движениями на усмотрение руководителя.

♦ Раз, два, три, четыре, пять! Будем с дождиком играть: Дождик, дождик, приходи! Дождик, дождик, уходи! Дождик, дождик, приседай, Дождик, дождик, улетай. Дождик, дождик, затихай, Дождик, дождик, засыпай.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector