Меню

игры и упражнения для занятия по патриотическому воспитанию

Игра-тренинг с подростками «Патриотизм и как я его понимаю»
методическая разработка на тему

Игра-тренинг Патриотизм и как я его понимаю

Скачать:

Вложение Размер
igra-trening_patriotizm_i_kak_ya_ego_ponimayu.docx 17.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Патриотизм и как я его понимаю»

педагог-психолог учебного отдела КзПКУ

— дать возможность участникам сформулировать научное понятие патриотизма.

— показать многоаспектность понятия «патриотизм»

Процедура проведения. Ведущий делит участников на группы по 3—4 человека. Каждой группе предстоит выработать в результате «мозгового штурма» свое определение патриотизма. Попросите участников включить в это определение то, что, по их мнению, является сущностью патриотизма. Определение должно быть кратким и емким. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. После окончания обсуждения в группах каждое определение выписывается на доске или на большом листе ватмана.

После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться …
с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:

— Что отличает каждое определение?

— Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

— Какое определение наиболее удачно?

— Можно ли дать одно определение понятию «патриотизм »?

В процессе обсуждения обратите внимание на следующие моменты:

• Понятие «патриотизм» имеет множество сторон.

• Каждое из определений выявило какую-то грань патриотизма.

Упражнение 2. «Эмблема патриотизма и гражданственности»

— продолжение работы с определениями патриотизма;

— развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

Процедура проведения. На предыдущем этапе участники выработали собственные определения патриотизма и ознакомились с уже существующими. Ведущий отмечает, что обсуждение проходило на интеллектуальном, абстрактном уровне. Следующее упражнение позволит подойти к этому понятию с другой стороны — участникам предстоит создать эмблему патриотизма.

Каждый попытается самостоятельно нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5—7 мин. После завершения работы участники рассматривают рисунки друг друга (для этого можно ходить по комнате). После ознакомления с результатами творчества других участники должны разбиться на подгруппы на основе сходства между рисунками. Важно, чтобы каждый участник самостоятельно принял решение о присоединении к той или иной группе. Каждая из образовавшихся подгрупп должна объяснить, что общего в их рисунках, и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность их эмблем (обсуждение — 3—5 мин.). Заключительный этап упражнения — презентация эмблем каждой подгруппы.

Упражнение 3. «Пантомима патриотизма и гражданственности»

Цель: та же, что и в предыдущем упражнении.

Материалы: написанные на отдельных листах бумаги несколько определений патриотизма; все, что может пригодиться для пантомимы — моток веревки, лента, принадлежности для рисования.

Процедура проведения. Все участники разбиваются на 3-4 подгруппы (по 3-5 человек). Каждая подгруппа получает одно из определений патриотизма, вывешенных на доске. Задача состоит в том, чтобы пантомимически изобразить это определение таким образом, чтобы остальные участники догадались, о каком именно определении идет речь. Время на подготовку пантомимы — 5 мин.

Обсуждение. Ведущий задает следующие вопросы:

— Какая пантомима была наиболее «однозначной» и не вызвала затруднений при угадывании?

— С какими затруднениями столкнулись группы в процессе придумывания пантомимы?

Упражнение 4. «Войди в роль беженца»

— развитие способности поставить себя на место другого человека, сочувственного отношения к социально уязвимым группам общества.

Необходимое время: 20 минут.

Материалы: набор карточек с ситуациями из жизни беженцев:

Ситуация 1. Ты — мальчик 12 лет из Чечни. Несколько месяцев назад ты со своими родителями бежал из Чечни в Центральную Россию. Ты очень хочешь учиться, но тебя не принимают в местную школу, потому что у твоих родителей нет прописки. Можешь ли ты что-нибудь изменить?

Ситуация 2 . Ты — девочка, тебе 15 лет, твои родители беженцы из Грузии. Ты ходишь в школу, но у тебя нет настоящих друзей. Тебе кажется, что одноклассники относятся к тебе не очень хорошо. Может быть, так происходит потому, что твое поведение и твоя внешность отличают тебя от других? Какие чувства ты испытываешь по отношению к местным сверстникам?

Ситуация 3. Ты — сын беженцев из Афганистана. Уже несколько лет вы живете всей семьей в Москве. Твои родители — образованные люди, но у них нет законного права работать в России и они плохо знают русский язык.

Процедура проведения. Ведущий рассказывает участникам группы о социальном и правовом положении вынужденных мигрантов — относительно новом явлении в нашей стране. Вынужденные мигранты — переселенцы и беженцы — в наибольшей степени страдают от нетерпимости окружающих и нуждаются в особой поддержке. Многие из них пережили ужас войны, потеряли близких и родной дом. На новом месте условия их жизни часто оставляют желать лучшего. Кроме того, они чувствуют себя одинокими и чужими среди новых соседей.

Ведущий предлагает участникам карточки, с описаниями различных ситуаций, в которые попадают беженцы. Участники должны войти в положение своих героев и рассказать группе их историю от первого лица (время на прочтение и подготовку рассказа — 5—7 минут).

— Насколько трудно было войти в роль беженца?

— Какие чувства Вы испытали, оказавшись в роли беженца?

— Какими способами местное население может поддержать беженцев?

Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживания?

— Какие группы людей особенно нуждаются в сочувствии, поддержке и понимании?

Упражнение 5. «Поэма о патриотизме»

— обобщение полученного опыта, обратная связь о тренинге.

Необходимое время: 7 минут.

Процедура проведения. Первый вариант. Все участники получают по листу бумаги и фломастеру. Каждый участник пишет на своем листе короткую строчку, с которой будет начинаться поэма. Ведущий собирает у участников их листочки и зачитывает их один за другим как поэму.

Второй вариант. Каждый участник пишет свою строчку, потом передает листок соседу слева, и тот дописывает свою строчку, продолжающую поэму и т.д. После того, как каждый напишет по одной строчке на листе, законченная поэма возвращается ведущему.

Поэму можно размножить и раздать всем участникам игры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-тренинг «Суд над классом». Цель игры: договориться на начальном этапе, какие правила будут установлены во вновь сформированном классном коллективе и каким он будет, а также создать образ того, чт.

Данную презентацию можно использовать на уроке истории Древнего мира, на внеклассных мероприятиях, а также для самостоятельной подготовке учащихся к итоговому уроку по истории Древней Греции.

Тема мероприятия «Мир без наркотиков!» Наркотики-это беда. Сегодня я хотела обсудить проблему взаимодействия всех слоев общества: педагогов, родителей, детей, общественности, с целью профилактики нарк.

Цель: развитие эффективного межличностного общения, внутригруппового взаимодействия между подростками.Задачи:ü расширение положительного опыта взаимодействия с окружающими людьми в различных вид.

«Ночь триффидов» – это ролевая игра, основанная на человеческом воображении, созданная по мотивам произведения Джона Уиндема «День триффидов». Это игра-тренинг, направленная на командообразование.

Обобщение и уточнение представлений о природе, отработка навыков работы в команде.

Источник

Картотека игр по патриотическому воспитанию

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

1.Дидактическая игра «Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

2.Дидактическая игра «Путешествие по городу»

Цель: знакомить с родным городом.

Материал: альбом фотографий родного города.

Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

3.Дидактическая игра «Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны.

Материал: полосы красного, синего и белого цвета.

Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.

4.Дидактическая игра «Как зовут членов семьи»

Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.

Ход игры: дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи. Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

5.Дидактическая игра «Профессии»

Цель: учить детей узнавать профессию по описанию; совершенствовать знания о профессии взрослых; развивать сообразительность, внимание.

Материал: картинки с профессиями взрослых, куклы.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что куклы Алена, Настенька, Ксюша и Наташа мечтают стать взрослыми и получить профессию. Воспитатель: «Кем именно они мечтают стать — отгадайте!» Воспитатель описывает профессию взрослого, если дети отгадали, то выставляет картинку с этой профессией.

6.Дидактическая игра «Все профессии важны»

Цель: закреплять знания детей о профессиях взрослых; подводить к пониманию, что все профессии нужны и важны; развивать память, внимание, мышление.

Материал: картинки с профессиями взрослых.

Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть картинки с профессиями взрослых, назвать профессию и рассказать о ее важности, полезности. В конце игры воспитатель подводит итог, что все профессии нужны и важны.

7.Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

Цель: совершенствовать знания детей о профессиях взрослых; находить предметы, необходимые для определенной профессии; развивать память, сообразительность, мышление.

Материал: большие картинки с профессиями взрослых (врач, повар, водитель), маленькие карточки с предметами, необходимыми для этих профессий.

Ход игры: на стульчиках стоят большие картинки с профессиями взрослых, а на коврике разбросаны карточки с предметами, необходимыми для этих профессий. Детям предлагается взять одну карточку на полу и подойти к картинке с той профессией, для которой нужна эта вещь. Дети объясняют, почему подошли к той или иной картинки с профессией.

8.Дидактическая игра «Русские матрешки»

Цель игры: познакомить дошкольников с историей матрёшки, сформировать представления о ней, как о предмете искусства, сделанного руками русских мастеров, развивать сенсорные навыки детей, их умение подбирать детали по цвету, расширять представления о цветовой гармонии, развивать умение собирать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики, закреплять умения детей выделять элементы украшения, поддерживать интерес и любознательность, воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Ход игры. Основное игровое правило: собрать матрёшку из нескольких частей по способу мозаики.

9.Дидактическая игра «Дом, в котором я живу»

Цели: формировать у детей конкретное представление о доме, как о жилище, которое спасает от ненастья; а также более общее представление, что дом – это место, где живут близкие люди, которые заботятся друг о друге.
Материал: стены из картона с проёмами для окон и дверей, рисунок дома.
Ход игры: рассмотреть рисунок дома -Для чего нужна крыша? (Защищает от снега и дождя) -Для чего нужны стены? окна? (Защищают от снега, холода, дождя) Предложить составить дом из частей: -Кто будет жить в твоём доме? Как зовут твою маму (папу, бабушку, дедушку)? -А у тебя есть брат или сестра? Как их зовут? -По какому адресу находится твой дом?

10.Дидактическая игра «Помощники в семье»

Цели: в оспитывать у детей уважение к труду взрослых членов семьи, желание помочь, освободить от хлопот; учить детей строить отношения с другими людьми; развивать речь детей.
Материалы: сюжетные картинки с бытовыми сценами.
Ход игры: воспитатель: «У каждого из вас есть своя семья. Семья-это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Посмотрите на картинку: -Что делает дедушка. А как помогает малышка? –Расскажи, как ты помогаешь маме (папе, дедушке, бабушке)».

11.Дидактическая игра «Родословное дерево»

Цель: расширить представление о семье; учить ориентироваться в родословных отношениях; пополнять знания о родных им людях; прививать любовь к ним.
Материал:
фотографии членов семьи, рис. генеалогического дерева.
Ход игры:
А у тебя есть дедушка? Где он живет? Как его зовут? Сколько ему лет. Какой он? Расскажи, какая у него была профессия раньше. И чем он занимается сейчас. Как часто вы встречаетесь (аналогично о бабушке)? Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. У всех вас есть своя семья. (Информация о родословном дереве на обороте).

12.Дидактическая игра «Защитники Отечества»

Цели:
1.Сформировать представление об армии, расширить знания детей о службе в армии, научить. 2.Познакомить детей с памятником Защитников Отечества в городе. 3. Воспитывать уважение к военным и желание быть защитником отечества.

Х од игры:
Чтобы защищать наш с тобой покой, существует армия. В ней служат солдаты, офицеры, генералы и адмиралы. Все они называются военными. Военный – очень почётная профессия, ведь они защитники нашей Родины. Какие бывают военные? Танкисты – военные, которые служат на танках. Военные моряки – служат на военных кораблях. Ракетчики – отлично разбираются в ракетной техники. Военные лётчики – летают на военных самолётах и вертолётах. Пограничники – охраняют наши границы от врагов. Артиллеристы – стреляют из огромных пушек и миномётов. Подводники – охраняют наши границы на подводных лодках. Десантники – умеют обезвреживать любого врага, отлично стреляют, прыгают с парашютом. Сапёры – находят и обезвреживают мины, расставленные врагом.

Источник

Читайте также:  домашние тренировки силовые упражнения для мужчин
Adblock
detector