Меню

игры и упражнения для закрепления звука с

Картотека домашних заданий «Автоматизация звука С»
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Данный материал предназначен для работы родителей с детьми в домашних условиях по закреплению правильного произношения звука «С»,начиная со слогов и заканчивая связным текстом. Картотека может быть использованна учителем — логопедом на подгрупповых занятиях.

Скачать:

Вложение Размер
kak.docx 710.61 КБ

Предварительный просмотр:

Правильное положение органов артикуляции при произношении звука « с » — губы растянуты в «улыбку», зубы «заборчиком» со щелью, язык упирается в нижние зубы, воздух теплый, струя направлена посередине языка: С – С – С — С – С – С………….. ( длительно, течёт водичка из крана).

Задание 1:Хлопни в ладоши , если услышишь звук «С»: Р, С, Ш, М, З, С,Л,П, Ш, С.

Задание 2: Выкладывать фигурки из палочек и произносить звук «С» столько раз, сколько палочек в фигурке, затем произносим слоги (са, со, су, сы):

Задание 3: Четко произносить прямые слоги (следить за тем, чтобы звук «С» произносился утрированно, протяжно). Проговаривать многократно.

Са- Са-Са Са- Со – Со — Сы

Со- Со-Со Сы – Су – Са — Со

Су- Су-Су Су – Со – Сы — Са

Сы- Сы- Сы Со — Су – Са — Сы

Задание 4: Четкое проговаривание слогов и слов за взрослым:

Са-са-са—— сани са-са-са—— самолёт

са-са-са—— сад са-са-са—— салют

Задание 5: Счет слов от 1 до 10 с загибанием пальцев (по образцу) –

самолёт, сапог, сад. Например: один сад, два сада, три сада и т. д. до 10.

Задание 6: Деление слов на слоги(са – ни, са-лют, сад ), в каком слоге находится звук «С»в первом или во втором, произнеси этот слог.

Задание 7 : нарисовать в тетрадке картинки (или приклеить готовые), в названии которых слышится звук «С»

Задание1 : Длительное произношение звука «С» ( течёт вода из крана ) С С С С С

Задание 2 :Выкладывать фигурки из палочек и произносить слоги: «Са», «Су», «Сы», «Со»:

Задание 3: Проговаривание слоговых рядов за взрослым:

Задание 4 : Игра «Добавь слог» « СА» : кас…., ли…, колба…, плак…, мас…, кляк…, ко…, о…, колё… .

Задание 5: Четко произносить слова с ударением на слоге «Са»: сабля, сад, сайка, сальто, сало, сани, гусак, колбаса, писать, посадка, небеса.

«СО»: совы, соки, сон, соль, колесо, лесок, носок, волосок, босой, сода, поясок.

Задание 6: Счет слов от 1 до 10 с загибанием пальцев : лиса, кусок, сокол.

Задание 7: нарисовать в тетрадке картинки или приклеить готовые : лиса, оса, сани, колбаса.

Задание 8: назови картинки, изображённые на карточке.

Ответь на вопрос полным предложением, выделяя звук «С»: Кого слепил Саня?

(Саня с лепит с неговика)

Из чего Саня слепил снеговика?

( С аня с лепил с неговика из с нега)

Задание 1: Игра « Добавь слог «СУ» — не…, па…. выне…., пута……, выне….

«СЫ» — бу…., ве…., воло…, какту…. кляк…. ли…. поло…., уку……, фоку……

Задание 2: Чёткое проговаривание слов с ударением на слоге «СУ» — суд, сумка, сутки, посуда, косуля, досуг, сумма, путассу.

Задание 3: Счёт слов от 1 до 10 с выкладыванием счётных палочек: с умка, кляк с а, фоку с . Например : одна сумка, две сумки, три сумки и т. д. до 10. — ПОЯ С

Задание 4: Чётко произнеси слова тройками за взрослым :

С ок – с ом — с он Но с ок – пе с ок – ку с ок ВЕ С НА —

С тол — с ток — с топ Ве с ы – но с ы — у с ы

О с а – ли с а – ко с а Воло с ы – фоку с ы — уку с ы

Задание 5: Повтори за взрослым чистоговорки, чётко выделяя звук «С»

С а – са –са – в саду оса С о – со – со –оса пьёт сок

С у – су – су – Соня видит осу С ы – сы – сы — у осы усы

С ы – сы – сы – с саду нет осы С а – са – са – укусила в нос оса

С АД — Задание 6: Нарисуй в тетрадке картинки, в названии которых слышится звук «с»

Задание №1 : Четкое проговаривание слов без ударения на слоге: «СА» : с ады, с адовник, с адовод, с алат, с алон, с алют, с амокат, с амолёт, с апог, ка сс а, ма сс а, плак с а.

«СО»: собака, сова, совет, солонка, солёный, солома, мясо . — КО С Ы

«СУ» : суббота, судьба, судак, сундук, сухой, суфле, вынесу.

«СЫ» : сынок, бусы, осы, косы, волосы, фокусы, насыпь, насыпать.

Задание 2: Повтори за взрослым чистоговорки, выделяя голосом звук «С»:

С а- са – са – у стены стоит коса С у – су – су – холодно в лесу

С о – со – со – сломалось колесо С а – са – са- зеленеют все леса

С ы- сы – сы- на столе стоят весы С у – су – су – сумку маме я несу

Задание № 3: Игра «Я начну, а ты закончи» :

Я стою со стаканом сметаны Она стоит со стаканом сметаны

Ты стоишь со таканом Мы стоим со стакном сметаны

Он стоит со стаканом сметаны Вы стоите со стаканом сметаны

Они стоят со стаканом сметаны

Задание № 4 : Счёт слов с выкладыванием пуговиц : ку с ок, мо с т, капу с та, аи с т.

Задание № 5: Повтори каждые три слова за взрослым. Назови 5 слов по памяти самостоятельно .

С ад – сок — сом С ыпать – сытый – сытны и т.д

Задание № 1 : Чётко произносить слоговые ряды за взрослым:

С ва – сво – сву – свы С ма- смо – сму — смы

С ка – ско – ску – скы С на – сно – сну — сны

С ла – сло – слу – слы С па – спо – спу – спы

С та – сто – сту – сты С ва- Ска – Сла — Сма

Задание № 2: Подобрать родственные слова к слову: С ТРЕКОЗА-

САД – с адик, с адовник, с адовый, с адовод, по с адка.

ЛЕС — ле с ок, ле с ной, ле с ник, ле с овик. ( знать наизусть эти слова).

Задание № 3: Чёткое проговаривание слов за взрослым: с ват, с вобода, с вод, с водка;

с кала, с какалка, с какун, с камья, с кобка, с камейка, с камья, с кула;

с лог, с лой, с лон, с лух, с лучай;

Задание № 4: Деление слов на слоги под хлопки (см. задание № 3 ), например:

Сво – бо – да – ( 3 слога) и т. д. со всеми словами .

Задание № 5 : Какой предмет лишний? Почему?

( лишний стол, потому что он относится к мебели, а всё остальное посуда)

Задание № 6: Выучить наизусть чистоговорку «Усатый сом»

С ы – сы – сы – у сома усы

С ы – сы – сы – длинные усы

С ов – сов – сов – не бывает сомов без усов

Задание № 1 : Четко произноси обратные слоги за взрослым:

А с – ос – ус – ыс Яс- ес – юс — ис

О с – ус – ыс – ас Е с – юс – ис – ёс

У с – ыс – ас – ос Ю с – ис – ес- яс

Ы с – ас – ос – ус И с – юс – яс — ес

Задание №2: Четко произносить слова с ударением на слоге

«АС»: бас, квас, погас, ласка, каска, маска, паста, колбаска, ласточка, ананас, класс;

«ОС»: нос, воск, тост, пост, доски, кокос, поднос, хвост, полоска;

«УС»: куст, вкус, пусто, вкусно, капуста, вкусный, укус;

«ЕС»: лес, место, тесно, навес, невеста, тесто, плеск.

Задание № 3: Измени предложения по образцу:

У С ани собака ——————-это Санина с обака

У С они сумка ———————это Сонина с умка

У С веты совок ——————это Светин с овок

У С лавы носки ——————это Славины но с ки

Задание № 4: Какой предмет лишний? Почему?

Задание №1: Четко произносить слова с ударением на слоге :

ИС: бис, лист, кислый, баянист, танкист, киска, восход, Денис, диск;

Задание № 2 : Взрослый произносит слова тройками, ребёнок слушает и повторяет в том же порядке (звук «С» произносить отчётливо):

Фоку с — фику с – мину с

Ма с ка – ка с ка – пля с ка

Коко с – поко с – насо с ГАЛ С ТУК —

Коло с – голо с – воло с

Ку с ты – гу с ты – пу с ты

Ве с на – де с на – бле с на

Задание № 3 :Чётко произносить чистоговорок за взрослым (звук «С» произносить отчётливо):

А с – а с – а с —————ма с ло, па с та, анана с .

Ис – ис – ис————- кипарис, Борис, ирис.

Ос – ос – ос————- нос, колос, абрикос.

Ус – ус – ус—————вкус, автобус, карапуз.

Ас – ас – ас—————у нас дома квас.

Ас – ас – ас—————у нас свет погас.

Задание № 4: Счёт слов с выкладыванием пуговиц: автобу с , анана с , па с та, наве с .

Например: один автобус

три автобуса и т. д до 10

Задание № 5: Выучить наизусть стихотворение:

Ест ки с ка с уп из ми с ки. КАПУ С ТА —

С ыта ки с ка, пу с та ми с ка.

Задание № 6: Нарисовать к стихотворению картинку.

Задание № 1: Проговаривание слогов со стечением согласных(звук «С» произносить чётко):

а с м- о с м – у с м – ы с м

осм – усм – ысм – асм

усм – ысм – асм – осм

усн – ысн – асн – осн

ысн – асн – осн – усн ПО С УДА —

Задание № 2: Проговаривание сточек слов за взрослым со стечением согласных (после каждой строчки попросить ребёнка назвать слова, которые он запомнил):

стая, стадо, станок, стакан, стадион, скакун, ставни;

стук, стон, ступа, скелет, скука, скупой;

стукнуть, студент, скобка, скот, скотовод, скованный;

стыд, стыковка, стыдно, свадьба, свобода, свой.

Задание № 3 :Игра «Один – много» (взрослый называет один предмет, а ребёнок множество таки предметов):

киска – киски маска — пастух — гимнаст —

миска – миски скамейка — хвост- невеста —

каска — спутник — аист — хвастун –

Задание № 4: Счёт словосочетаниё от 1 до 10 с загибанием пальцев: О С А —

( с такан с метаны, вы с окий с тадион, с ломанный с тул)

Например: один с такан с метаны

два с такана с метаны

три с такана с метаны и т. д. до 10 со всеми словосочетаниями.

Задание № 5: Выучить наизусть .

С етку я с плела с ама для у с атого с ома.

Задание № 1 : Проговаривание столбиков слов за взрослым (после чтения каждого столбика попросить ребёнка повторить слова, которые он запомнил)

па с та ме с то па с тух опа с но мо с т

баста густо хвастун вкусный хвост

хвастун пусто поступок опасный пост

капуста пустой восток тесный пианист

невеста густой вкусно уснуть баянист

тесто устать тесно успех куст

Задание № 2: Игра « Я начну, а ты закончи»

Я стою со стаканом сметаны Я ставлю стул

Ты стоишь со стаканом сметаны Ты_____________

Он__________________________ Он_____________ С УП —

Задание № 3: Чёткое проговаривание словосочетаний за взрослым.

С анки у С ани, у с атый с ом, ле с ная с ова , с уп с с алом, с ытный с уп, с о с новая с мола, с олёное с ало, ма сс а с оветов, гу с той ле с , по с тная колба с а, с ытая с обака, с ломанный с ук, пу с той с такан, с олёная капу с та, по с тное мя с о, с ухой ли с т, вку с ный ква с , с онный С аня. С АХАРНИЦА —

Задание № 4: Деление слов на слоги ( РАБОТА СО СЛОГОВЫМИ ВАГОНЧИКАМИ) , посчитай количество слогов в названии картинок. Для этого положи ладонь под нижнюю челюсть и считай её движение. Затем помести картинку в подходящий слоговой «вагончик».

све – ча (2 слога), ка – пус – та(3 слога), стул (1 слог), сум – ка, ко –ле –со, са –мо-лёт,

бу-сы, сыр, о-сы, лист, ве-сы, спич-ки, мост, лиса, нос-ки, гу-си, ав-то-бус, сум-ка.

Задание № 5: Выучить наизусть чистоговорку «КАПУСТА»:

Пу с та-пу с та-пу с та——-у на с есть капу с та

Пу с ту-пу с ту-пу с ту——-по с адили мы капу с ту

Пу с ту- пу с ту- пу с туПу с те- пу с те-пу с те———витамины есть в капу с те

Задание № 6: (нарисовать к чистоговорке картинку)

Задание № 1: Чёткое проговаривание предложений за взрослым (следить за произношением звука «С»). Задаём вопросы по предложению.

Например: С аня идёт в с ад — Кто идёт в сад?

и так далее по каждому предложению.

С с аду летают о с ы, высоко в небе самолёт, Саня и Соня летят на самолёте, Сане купят новый самокат, садовник посадил сад, собаке дали кусок мяса, в саду сухой песок, сосулька упала в снег, на обед салат, суп и мясо, в субботу Соне купят посуду, высоко на суку сидит сова, Алиса моет посуду, в сумке судак, у тёти Светы новые бусы, под кустом стоит петух, на столе стаканы с соком, водитель остановил автобус у моста.

Задание № 2: Послушай предложения. Исправь их.

С ахар ку с ает С оню. Стол постелили на скатерть. Стену поставили к стулу. На следах остался снег. На посуду поставили стол. Сапоги надели Соню. Бусы нося Соню.

Задание № 3: Закончи предложение, а затем ответь на вопрос:

Хлеб высушили, получился……( с ухарь) — Сухарь какой? ( с ухой)

Бельё высушили, бельё стало….( с ухим) – Какое бельё? ( с ухое)

Стаканы высушили, стаканы стали….( с ухими) – Какие стаканы? ( с ухие)

Задание № 4: Игра «Чего не стало на столе» (положить перед ребёнком 4 картинки содержащие звук «С» и попросить их запомнить. Просим ребёнка закрыть глаза, убираем одну картинку. Ребёнок, открыв глаза должен назвать чего не стало на столе). ПРИЛАГАЮТСЯ КАРТИНКИ

Задание № 5: Выучить наизусть стихотворение

С колько вку с ных, с ладких ягод

Летом я найду в ле с у,

Их наемся я и на год

Витаминов з апа с у.

Задание № 6: Нарисуй фрукты и ягоды, в названии которых слышится звук «С»

( слива, смородина, персик, ананас).

Задание № 1: Возьми картинки мальчика и девочки. Дай им имена со звуком «С». Распредели между ними картинки как считаешь нужным. Расскажи, что у кого есть. ПРИЛАГАЮТСЯ КАРТИНКИ

НАПРИМЕР: У С они с умка ЛИ С ТОЧКИ —

( и так далее со всеми картинками)

Задание № 2: Чёткое проговаривание слов с двумя звуками «С»

Ко с мо с , насос, пылесос, самосвал, сосны, солист, состав, сосуд, сосулька, соус, спасатель, способ, спуск, суслик, уксус, состояние.

Задание № 3: Счёт слов от 1 до 10 с выкладыванием счётных палочек

насос, сосуд, сосулька, спасатель.

Задание № 4: Проговаривание за взрослым стихотворения , содержащее множество звуков «С»

Из ки с киной ми с ки пё с

Вку с ный «Ви с ка с » унё с ,

А ки с ка у п с а из ми с ки ЛЕ С

Ест с аппетитом с о с и с ки.

(попросить ребёнка назвать слова из стихотворения со звуком «С»)

Задание № 5: Прочитать текст ребёнку. Попросить его пересказать.

У дома с ад. В с аду растёт с о с на. Под с о с ной с тоит с камейка. На с камейке с идит С оня. У с камейки с идит с обака. С оня даёт с обаке с очные с о с и с ки.

Задание № 6 : Нарисовать к рассказу картинку.

Источник

Читайте также:  когда и какие упражнения можно делать после инфаркта
Adblock
detector