Меню

игры и упражнения для интеллектуального развития младших школьников

Упражнения для развития умственных способностей младших школьников
методическая разработка по теме

Упражнения для развития умственных способностей младших школьников

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_na_razvitie_umstvennyh_sposobnostey_mladshih_shkolnikov.pptx 1.75 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Упражнения на развитие умственных способностей младших школьников Выполнила: учитель начальных классов Докукина Инга Юрьевна МБУ «Школа №69» Тольятти, 2017

Как организовать образовательный процесс, чтобы развить умственные способности учащихся? Какую технологию применить? Проблемы

Игра является мощным стимулом интереса к учебе. Самый мощный стимул в обучении « Получилось!» Ситуация успеха. Изменять методы и приемы обучения. Интегрирование знаний, связывая темы одного курса как с родственными, так и с другими учебными предметами» Положительный эмоциональный настрой, доброжелательная атмосфера. Необычная форма преподнесения материала. Парные, групповые формы работы. Исследовательские и проектные работы. Занимательность, необычное начало урока. Соревновательные формы работы. Понятие поурочный балл.( отметка за ответы в течение всего урока) Не наказывать за неудачу. Важность личности учителя. Рефлексия через оценку собственной деятельности, оценка результатов деятельности.

Инновационные педагогические технологии К числу современных образовательных технологий можно отнести: развивающее обучение; проблемное обучение; разноуровневое обучение; коллективную систему обучения; технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ); исследовательские методы в обучении; проектные методы обучения; технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа); информационно-коммуникационные технологии; — доровьесберегающие технологии и др.

МАТЕМАТИКА Гимнастика для ума

Упражнение «Счёт с помехой» Дети называют цифры от 1 до 20 (можно от 1 до 30, от 1 до 40 и т.д.), одновременно записывая их на листе бумаги или на доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывается число ошибок. «Играем в считалки» По команде учителя каждая пара начинает считать от 1 до 100, причём один партнёр произносит нечётные числа, а другой – чётные. Игра «Считаем вместе» Сейчас мы будем с вами считать, просто считать: 1,2, 3, и т.д. Кто-то из нас начнёт счёт, а рядом сидящий продолжит и так далее. Постараемся считать как можно быстрее. В процессе счёта надо будет соблюдать одно условие: если вам предстоит назвать число, в которое входит цифра 6(например: 16), то , произнося это число, вы должны будете встать.

Веселый счет Задачи – шутки Задачи на смекалку

Игры с палочками Из 10 палочек сложите 3 одинаковых квадрата Как сложить из 7 палочек 3 треугольника?

Занимательный квадрат В данном квадрате расставить числа 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы при сложении чисел по строчкам, по столбикам и с угла на угол всегда получалось число 6 . 2 1 1 1 2 1 3 1 1 3 2 2 3

Сколько на чертеже различных треугольников?

Задачи на логику Лена Даша Таня Жили-были три девочки: Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши. Кого из них как зовут?

Поиск закономерностей 1) 0, 2, 4, 6, 8… 10 2) 1, 4, 7, 10, …. 13 3) 1, 2, 4, 7, 11, …. 16 4) 4, 8, 12, … 16 3 6 9 4 7 11 5 8 13 6 9 14

Математические олимпиады в стране сказок

роль – мышка – село – лук – код – нора – рука – роща – Составь новые слова, изменив одну букву в слове

Анаграммы И г р т — ТИГР едмедьв — МЕДВЕДЬ Силица – ЛИСИЦА яазц — ЗАЯЦ Парлеод – ЛЕОПАРД ражиф — ЖИРАФ

Озорные буквы в пословицах Найдите в пословицах озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым их привычный смысл. 1. Трус своей лени боится. 2. Лес рубят – кепки летят. 3. Вола ноги кормят. 4. Трус кормит, а олень портит. 5. От бобра бобра не ищут. 6. В здоровом теле здоровый пух. 7. Не делай из муки слова. 8. Имя дают водители, а славу добываешь сам. 9. Своя щука – владыка. 10.Не зная броду, не суйся в моду.

На плакате разными способами было нанесено восемь слов, указанных в ответе. Какие слова были написаны ручкой, если известно, что: углем написали слова, у которых вторая и четвертая буквы разные, а третья и шестая одинаковые; кисточкой – слова, у которых седьмая и третья буквы разные, а вторая и пятая одинаковые; фломастером – слова, у которых вторая и шестая буквы разные, а первая и четвертая одинаковые. Реши задачу

Прослушай фразы и запиши их по памяти Фразы зачитываются с интервалом 2-3 сек. После воспроизведения всех фраз детям дается время вспомнить и записать данные фразы. Оценивается точное воспроизведение каждого слова. Если в одном слове допущена 1 ошибка (изменено или заменено синонимом), то фраза оценивается в 0,5 балла, если ошибок больше или фраза отсутствует – 0 баллов. Максимальное количество – 5 баллов. Фразы для предъявления: 1. Старик на скамейке. 2. Птичка, купающаяся в луже. 3. Осенний листопад в лесу. 4. Пятно на любимой рубашке. 5. Миндальное печенье в форме ромба.

Литературное чтение. Окружающий мир

Определите тему урока

Задания, которые можно использовать на уроках чтения, окружающего мира и других. Продолжи ряд : первый — яблоко, второй -яблоко, груша, третий- яблоко, груша, лимон, третий – яблоко, груша, лимон, апельсин и т.д. Игра «Перекличка — путанка» Учитель называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя, то фамилию (имя называется правильно, фамилия — нет; фамилия правильная, имя не то). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя, и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры. Упражнение «Прятки» Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания. Инструкция: найдите предметы, которые спрятались на рисунке. (Это могут быть предметы литературного произведения)

Кроссворды 4. Явления природы, связанные со сменой времён года. 5. Природа, к которой относятся такие объекты как: Солнце, звёзды, воздух, вода, камни. 6. Прибор для измерения температуры. 1. Все изменения, происходящие в природе. 2. Природа, к которой относятся такие объекты как: растения, грибы, животные, человек. 3. Источник тепла и света для всего живого на Земле.

Танграм Танграм – это известная всему миру игра, созданная на основе древних китайских головоломок. По легенде, 4 тысячи лет назад у одного мужчины выпала из рук керамическая плитка и разбилась на 7 частей. Взволнованный, он посохом попытался её собрать. Но из вновь составленных частей каждый раз получал новые интересные изображения. Это занятие вскоре оказалось настолько захватывающим, что составленный квадрат из семи геометрических фигур назвали Доской Мудрости.

Танграм -человечки Танграм -животные

СОСТАВЬ ПО СИЛУЭТУ

Упражнения, используемые на любом уроке и внеурочной деятельности: Развитие левого полушария мозга 🙁 пальчиковые гимнастики, письмо и рисование разными руками и др. упражнения) Кроссворды Ребусы Танграммы, Оригами Установление закономерностей Сравнение понятий Анализ Синтез Обобщение

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п.

Предлагаемая программа предназначена для работы с учащимися начальных классов(2-3 классы), рассчитана на один год обучения и направлена на повышение уровня познавательных способностей у младших .

О роли игры в формировании личности рбенка в дошкольный и младший школьный период.Ее воздействие на развитие умственных способностей детей.Различные виды развивающих и занимательных игр.

Игра – мощнейшая сфера «самости» человека: самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации, самоосуществления. Благодаря играм ребёнок учится доверять самому себе и всем людям, распозна.

«Развитие интеллектуальных способностей младших школьников как средство личностного развития» — обобщения опыта.

Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Чтобы оставаться профессионалом, требуется н.

Источник

Система заданий и игр для развития интеллектуальных способностей младших школьников
учебно-методический материал на тему

Система заданий и игр для развития интеллектуальных способностей младших школьников, необходимых для успешного и эффективного осуществления проектно-исследовательской деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
zadaniya_i_igry_dlya_razv_intellekta.doc 78 КБ

Предварительный просмотр:

Система заданий и игр для развития интеллектуальных способностей младших школьников, необходимых для успешного и эффективного осуществления проектно-исследовательской деятельности

Организация проектной деятельности учащихся в начальных классах имеет свои особенности и требует создания условий успешности и эффективности проектной деятельности младших школьников. Одним из обязательных условий является организация подготовительной работы, которая прежде всего осуществляется на уроках.

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

— необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта;

— специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

Основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора.

Формирование этих навыков осуществляю в рамках урочной деятельности. В рамках традиционных учебных занятий использую:

— проблемное введение в тему урока;

— постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

— совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

— групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

— постановку вопроса (поиск гипотезы);

— формулировку предположения (гипотезы);

— обоснованный выбор способа выполнения задания;

— поиск дополнительной литературы;

— подготовку доклада (сообщения);

— самоанализ и самооценку, рефлексию;

— поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приёмов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приёмов и операций логического мышления осуществляется при выполнении учащимися следующих заданий и упражнений:

— оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

— классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

— определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

— доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

Представлю систему заданий и игр для развития интеллектуальных способностей младших школьников, необходимых для успешного и эффективного осуществления проектно-исследовательской деятельности.

1. Задания для развития умения видеть проблемы

— продолжи неоконченный рассказ;

— составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге);

— опишите один день вашей воображаемой жизни или составьте рассказ, используя данную концовку: «…прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски»; « …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли»;

— определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования различных предметов, например, кирпича, газеты, кусочка мела).

2. Задания для развития умения выдвигать гипотезы

— давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;

— как и при каких условиях предмет, например, ветка дерева, дождевая вода и т. д. может оказаться полезным человеку;

— выдвижение гипотез на предметном материале в урочной деятельности.

3. Задания для развития умения задавать вопросы

— игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем»);

— игра «Угадай, о чём спросили» (например, на карточке написан вопрос: «Когда происходит листопад?» Ребёнок отвечает: «Листопад происходит осенью». Всем остальным детям надо догадаться, каким был вопрос).

4. Задания для развития внимания

— игра «Найди пять отличий».

— игра «Два дела одновременно».

Эту игру можно использовать для развития внимания сразу к нескольким объектам. Школьники делятся на две команды.

Ведущий подвешивает самодельный маятник и приводит его в движение. В это же время за маятником показывает три репродукции, одну за другой.

Задание: подсчитай число качаний маятника и пересказать содержание репродукций.

У трёх человек из каждой команды ведущий спрашивает, сколько раз качнулся маятник. Затем по одному человеку из каждой команды рассказывают содержание показанных репродукций.

Выигрывает та команда, которая дала более правильные ответы.

5. Задания для развития восприятия

— Сколько здесь треугольников?

— игра «Определи длину отрезка».

Играют две команды. Каждая команда чертит для другой на доске три отрезка любой длины. Получив таким образом задание, каждая команда должна дать ответ, отрезки какой длины изображены на доске.

Ведущий определяет правильность ответов с помощью линейки. За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов (максимальное количество – 15). За небольшое отклонение от истинного результата команда получает 2 балла.

6. Задания для развития памяти

— текст «Плохой сторож»

«У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку. А кошка съела и сало, и мясо, и ещё выпила молоко».

Десять вопросов по содержанию: кто съел сало? Куда заперли кошку? и т.д.

— игра «Кто больше запомнит».

Участники игры сидят в кругу. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое своё. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит своё слово: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести большее количество слов, то есть обладает самой выдающейся памятью. Игру можно начинать несколько раз.

— игра «Запомни все слова»

Учащимся предъявляется 10 слов: дирижабль, лапа, яблоко, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок, карандаш.

Учащиеся называют слова, которые запомнили.

7. Задания для развития логического мышления

Оперирование признаками предметов

Выделение признаков предметов

— Сколько букв имеют слова: снег, морж, кит, метр? Сколько в них слогов?

— Назовите несколько признаков слов: стол, телевизор, ложка, стул, нож, радио

— Назовите признаки времён года: лета, осени, зимы, весны

— Какие цифры использованы в записи числа 27?

— С какой цифры начинаются числа 14, 18, 25, 46, 37, 56?

— Почему данная фигура называется треугольником?

Узнавание предметов по заданным признакам

— Назовите предмет, про который можно сказать:

Белый, сладкий, твёрдый;

Продолговатый, зелёный, твёрдый, съедобный;

Чёрная, четырёхугольная, сделана из дерева.

— Кто или что может быть:

Высоким или низким;

Большим или маленьким;

Холодным или горячим;

Коротким или длинным;

Твёрдым или жидким.

— загадки, в которых описываются признаки предметов (например, сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный и др.)

— О каком времени года идёт речь в следующем описании:

Холодно. Выпал снег. День стал коротким. Очень быстро темнеет. Дети катаются на коньках и лыжах, играют в хоккей.

— Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:

Имеет 4 стороны и 4 угла;

Имеет 3 стороны и 3 угла.

— Вставьте пропущенные числа:

Выделение существенных признаков

— Выделите два слова, наиболее существенных для слова перед скобками:

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля)

Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода)

Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

Источник

Читайте также:  тренировка для рельефа комплекс упражнений
Adblock
detector