Меню

игры и упражнения для дошкольников на развитие памяти и восприятие

Игры и упражнения на развитие памяти для дошкольников

Татьяна Горбунова
Игры и упражнения на развитие памяти для дошкольников

Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе перед ребёнком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.) Попросите ребёнка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите её повторить, сложить также.

Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребёнок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.Другой вариант: вы просите ребёнка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек.

Игра на развитие памяти: «Я положил в мешок»

(В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок).

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещёчто-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова, объединённые по общему признаку (фрукты, овощи и т. д.): «В саду у бабушки растут груши, сливы. » (Порядок тот же.)

В этих играх не важно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Игра «Я — фотоаппарат»

Предложите ребёнку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д. Например, ребёнок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет всё, что ему удалось запомнить.

Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребёнку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребёнком в детектива или разведчика.

Игра «Разведчики»

Дети сидят на стульчиках в ряд. Выбирается водящий-«разведчик». Его Задача в течение 10-15 секунд запомнить, кто где сидит, порядок детей. Затем разведчик отворачивается, закрывает глаза, дети в это время сами или с помощью воспитателя меняются местами. Разведчик должен отгадать, кто пересел и с кем поменялся.

Упражнение «Выложи образец по памяти»

Воспитатель показывает какую-то картинку, на которой нарисована какая-нибудь фигура или фигуры. Дети в течение 5-7 секунд ее запоминают, потом рисуют то, что запомнили.

Приёмы, помогающие запоминанию

1. Если ребёнок затрудняется повторить слова, которые вы ему называли, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

То же самое можно попросить сделать ребёнка и при прочтении фраз. Ребёнок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло потом ему вспомнить прочитанное.

Такой приём позволяет значительно повысить продуктивность запоминания. Например, называете семь фраз.

1. Мальчику холодно.

4. Бабушка отдыхает.

К каждой фразе ребёнок делает рисунок.Если он спрашивает: «А что рисовать?», объясните, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все семь фраз.

После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребёнку точно воспроизвести семь фраз, дословно их повторить. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребёнка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, сколько фраз повторяет ребёнок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз — это очень хороший результат.

2. Прочитайте ребенку небольшой рассказ, затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного. Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали.Задайте ему вопрос: «О чем этот рассказ?» Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность. Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка снова сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.

3. Известны различные приемы, облегчающие запоминание. Например, цвета светового спектра красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий,фиолетовый легко запоминаются с помощью фразы: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан (первые буквы слов напоминают названия цветов спектра).

При запоминании, например, номера телефона можно придумать какие-нибудь близкие ребенку аналогии к каждой цифре.

4. из 10 слов ребенок может запомнить 5-6. Попробуйте применить так называемую смысловую систему, и результаты улучшатся.

Называются 10 слов: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь. Теперь попытайтесь организовать этот ряд слов в одну смысловую систему,которая запоминается я легче: Ночью в лесу в дом через окно влез кот, прыгнул на стол, съел пирог, но разбил тарелку, послышался звон он почувствовал, что осколок впился ему в лапу, как игла, и он ощутил в лапе ожог, как от огня. Экспериментируйте дальше, только вместе с ребенком.

Развитие речевого дыхания. Игры-упражнения «Развитие речевого дыхания для развития речи» Здравствуйте коллеги и гости моей странички! Я уверена, что многие проводят с детьми различные.

Читайте также:  неурочные формы занятий физическими упражнениями и их характеристика

Игры для развития внимания и памяти у дошкольников Игры на развитие внимания и памяти у дошкольников. Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно.

Консультация для родителей «Игры на развитие памяти» Здравствуйте, уважаемые родители! Все Вы, конечно, понимаете, насколько важно развивать память будущему первокласснику. Ведь от этого напрямую.

Игры на развитие памяти у дошкольников Игры на развитие памяти у дошкольников. Память играет большую роль в полноценном развитии старших дошкольников. Благодаря этому процессу.

Игры на развитие памяти в младшей группе ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ № Раздел Содержание Возрастная группа Источник 1 Игры и упражнения на развитие восприятия пространства.

Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3–4 лет» Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет» Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости,.

Консультация для родителей «Игры на развитие памяти» Консультация для родителей «Игры на развитие памяти» Здравствуйте, уважаемые родители! Все Вы, конечно, понимаете, насколько важно развивать.

Развитие памяти и речи у дошкольников через мнемотаблицы Хочу рассказать про одну из моих любимых методик для развития памяти и речи – мнемотехнику. Более подробно, хочу остановиться на рассмотрении.

Развитие психических процессов памяти, внимания, восприятия средствами физической культуры у дошкольников Выполнила: инструктор по физической культуре Рештаненко Ю. В. Связь физического воспитания с умственным воспитанием выражается в том, что.

Источник

Дидактические игры на развитие памяти

елена воронистая
Дидактические игры на развитие памяти

Память — это способность человека к воспроизведению прошлого опыта, длительному хранению информации. Память играет одну из ключевых ролей в процессе обучения. Конечно, невозможно заниматься с ребёнком так, чтобы он запоминал всё непроизвольно, но чем интереснее для него будут занятия, тем прочнее и быстрее он будет усваивать материал.

По характеру запоминания выделяют следующие виды памяти:

двигательную— направленная на запоминание и повторение движений;

эмоциональную – отвечающую за воспоминание чувств и эмоций совместно с объектами, их вызывающими;

образную, которая в свою очередь делится на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;

словесно-логическую – направленную на запоминание, сохранение, воспроизведение мыслей, понятий, выводов и т. п. и тесно связанную с мышлением и обучением.

Игры на развитие двигательной памяти

Цель: развитие двигательной памяти.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Ребёнку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Цель: развитие двигательной памяти.

• Завязать ребенку глаза и водит его, как куклу, по несложному маршруту, держа за плечи, в полном молчании: 3-4 шагов вперед, остановка, поворот направо, 2 шага назад, поворот налево, и т. д. Затем развязать «кукле» глаза и просить самостоятельно найти исходную точку маршрута и пройти его от начала до конца, вспоминая свои движения.

• Движения постепенно можно усложнять, увеличивая продолжительность маршрута и включая ряд несложных физкультурных упражнений: наклонить «куклу», заставить присесть, согнуть руки, сделать полный оборот через левое плечо и

Цель: развитие двигательной памяти.

Ведущий стоит в центре полукруга и демонстрирует разнообразные позы или движения. Дети повторяют за ним. Можно предложить повторять не то движение, которое выполняет ведущий в данный момент, а то, которое он делал до этого (движение с запаздыванием).

Цель: Развитие двигательной памяти.

Ведущий «программируете» ребенка — встаёт у него за спиной, поднимаете его руку, ногу, опускаете их и т. д. Затем ребёнок сам старается повторить те же движения.

Игры на развитие эмоциональной памяти

Показать ребёнку разноцветные карточки с наклеенными на них изображениями воздушных шаров, салютов, дождя, больного человека, лошади, солнца, разбитой чашки и т. д. затем спросить его, какие эмоции вызывает та или иная картинка? Нравится ли ему цвет картинки, фон? Задача взрослого – вовлечь ребёнка в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, что способствует долговременной памяти.

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

• Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое не подходит к остальным:

-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

-грусть, обида, вина, радость;

-трудолюбие, лень, жадность, зависть;

-жадность, злость, зависть, отзывчивость.

• В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

-радуется, веселиться, восторгается, злиться;

-радость, веселье, счастье, злость;

Цель: развитие эмоциональной памяти.

Мысленно поиграем в снежки.

Задание №1: представь снег. Вспомни, какого он цвета. Всегда ли он белый?

Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться, с чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день.

Задание №2: Вспомни, как хрустит снег под ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнивать хруст снега под ногами человека.

Задание №3: Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь?

Игры на развитие образной памяти

Цель: развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности.

В эту игру можно играть где угодно — на прогулке, в групповой комнате, дома. Вместе с ребенком выбираем знакомый вам обоим предмет, человека, машину, продукт питания и т. д. И нужно припомнить как можно больше отличительных его свойств, признаков. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигравшим считается тот, кто не сможет вспомнить что-нибудь об этом предмете, когда будет его очередь.

Читайте также:  комплекс упражнений при заболеваниях органов дыхания для детей

Цель: развитие зрительной памяти.

Ребёнку в течении 5 секунд показывают карточку с изображением, затем убирают её. Попросите его показать, что на ней было изображено. Если ребёнок затрудняется ответить, задайте ему наводящие вопросы: сколько, какого цвета и т. д.

«Запомни и запиши цифры»

Цель: развитие зрительной памяти, мелкую моторику.

Взрослый показывают ребёнку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить как они идут по порядку. Затем карточка убирается, а ребёнок должен назвать или написать увиденные цифры в заданном порядке.

Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.

Материал: игровое поле, пуговицы

Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Цель: развитие слуховой памяти, внимания, словарного запаса.

Взрослый медленно и чётко называет слова, знакомые ребёнку в этом возрасте и доступные ему для повторения, детям 5 лет – 6-7 слов. Играющие должны повторить их в этом же порядке. Пропуск слов или их перестановка не допускается. На начальном этапе для облегчения процесса запоминания подбираются слова, связанные по смыслу (например, лето, прогулка, купание, игра, мячик, солнце, затем абсолютно разные.

Цель: развитие слухового внимания и памяти.

Взрослый предлагает ребёнку прослушать не сложный ритм, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.

Цель: развитие слуховой памяти.

Взрослый читает несколько стихотворений о животных. Затем ребёнок должен пересказать содержание каждого из них. Если эта игра проводится с группой детей, тогда каждый ребёнок пересказывает по одному стихотворению. Для игры хорошо подходят стихи А. Л. Барто.

Цель: развитие слуховой памяти и увеличение объема произвольного слухового внимания.

Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и груши». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя, и так далее.

Цель: закрепить названия объемных геометрических форм, развивать у детей умения на ощупь определять объемную геометрическую форму.

Ход игры: предложить детям узнать на ощупь объемные формы лежащие в мешочке, называя признаки форм. Например: у куба — 8 углов и 6 сторон.

Усложнение: по указанию воспитателя выбрать конкретную форму и ее сопоставить с объектами окружающего мира. Например: «Достань из мешочка трехгранную призму. Какие предметы природного и рукотворного мира имеют такую же форму?»

«Нарисуй, что у тебя в руках».

Цель: развитие осязательной памяти.

Оборудование: вырезанные из картона различные формы.

Ход игры: предложить детям зарыть глаза и ощупать одну из форм, лежащую в мешочке, описать ее. Фигуру убрать, а ребенок должен по памяти нарисовать то, что он запомнил.

Цель: развитие осязательной памяти, вариативности воображаемого образа.

Оборудование: кусочек меха, шерсть, кожа, бумага…

Ход игры: дать детям почувствовать прикосновение какого-либо материала и пофантазировать — что это может быть? Например: положить на детскую ладошку кусочек меха; предполагаемые ответы — вата, пух, мягкая игрушка, шерсть кошки и т. д.

Цель: уметь узнавать на ощупь друг друга, учить ориентироваться в пространстве.

Ход игры: выбирается среди детей «жмурка», который, с завязанными глазами, ловит бегающих детей. Поймав ребенка, он должен узнать его на ощупь по одежде. Если отгадывает — «жмуркой» становится другой ребенок.

Усложнение: отгадывание происходит по рукам, по волосам ребенка.

Обонятельная и вкусовая память

«Что приготовил повар на обед?»

Цель: развитие обоняния, вкуса.

Ход игры: предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. Например: щи, гороховый или рыбный суп и т. д. Подтвердить запах вкусовыми качествами блюда.

Цель: развитие вкусовых качеств у детей и обоняния.

Оборудование: чай из мяты, душицы, чабреца.

Предшествующая работа: познакомить детей с лекарственными травами — мятой, душицей, чабреца.

Ход игры: 1 этап — предложить детям чай из знакомых трав на пробу.

2 этап — ребенок выбирает понравившийся чай по запаху и вкусу и называет, из какой он травы.

Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное — несъедобное.

Оборудование: разложены по стаканам продукты питания: хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета: мыло, духи, зубная паста.

Ход игры: предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.

Словесно — логическая память

«Поймай мяч — подари слово»

Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, образного мышления.

Ход игры. Игра проводится с группой детей. Дети стоят по кругу.

Мяч у одного из детей, который начинает игру, он передает мяч рядом стоящему и называет какое-либо слово, которое каким-то образом связано с этим ребенком. (например: гимнастика — так как девочка занимается гимнастикой или почемучка так как ребенок задает много вопросов и т. п.)

Читайте также:  passe compose imparfait упражнения на разницу

Всем детям, по очереди необходимо придумать слово и «подарить» его рядом стоящему, по кругу. После того как мяч оказался у того ребенка, который начинал игру, мяч пускаем против часовой стрелки, и игра усложняется, так как надо вспомнить слово, подаренное соседу не самим ребенком, а другим игроком. После того как мяч прошел весь круг против часовой стрелки, правила игры еще более усложняются. Ребенок, начинавший игру, кидает мяч кому захочет, а тот, поймав мяч, называет слово, которое подарили игроку, кидающему мяч. Затем другой ребенок кидает мяч кому захочет, и поймавший называет слово кидавшего мяч.

Цель: развитие смысловой памяти

Приготовьте 7-8 картинок, связанных друг с другом по смыслу. Разложите их попарно перед ребенком. Картинка, на которой нарисовано дерево, кладется рядом с изображением леса. Предложите ребенку внимательно рассмотреть все рисунки и постараться запомнить. Через 1-2 мин. Уберите картинки с правого ряда. Попросите ребенка, чтобы он, глядя на оставшиеся картинки назвал те которые убраны.

Цель: развитие словесно-логической памяти образного мышления, внимания детей.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей. Ведущий предлагает запомнить 10 слов глядя на одного, выбранного самими детьми ребенка. Можно использовать части тела, одежду, пуговицы, карманы, складки, узоры, пряжки, застежки, заколки и т. п. Например: детям предлагается такой список слов: павлин, ромашка, клубника, дорога, чемодан, поросенок, тарелка, окно, холодильник, песня. Далее ведущий называет по очереди слова, а дети смотрят на внешний вид выбранного ребенка и пытаются связать с ним названное слово. Если с первого раза у детей не получилось, то ведущему необходимо помочь детям наводящими вопросами. Например: «На какой цветок похож воротник у девочки? (ромашка)».»А губки красные как что?» (клубника)»,У пуговицы 2 дырочки как носик у кого? (поросенка)»,»А лицо круглое как что (тарелка)» и т. п. После того как дети разместили все 10 слов на выбранном ими ребенке, дети, глядя на ребенка, пытаются воспроизвести весь ряд предложенных слов.

Цель: развитие словесно-логической памяти, внимания, произвольности запоминания.

Оборудование: список из слов от 1 до 10 знакомых и понятных детям, но между собой логически не связанных.

Предварительная подготовка: заранее подготовить несколько списков из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребенку. Расположить их необходимо так:

4. Собака, луна, река, линейка

5. Стол, пень, вода, свеча, школа.

6. Линейка, машина, брат, мел, птица, хлеб.

7. Чайка, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.

8. Дерево, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед.

9. Шар, яблоко, шапка, морковь, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.

10. Гора, река, ягоды, сумка, санки, пила, дети, покрывало,яблоко, мыло.

Ход игры: игра проводится с одним ребенком. Предложить ребенку повторять слова за читающим. Начинать необходимо с одного слова, затем два слова, три слова и т. д. Ребенок должен повторять обязательно в той же последовательности в которой читающий представил ребёнку (интервал между словами 1 секунда). Когда ребенок не сможет повторить определенный словесный ряд, зачитывают ему такое же количество слов, но других (для этого следует подготовить другой список слов). Если во второй попытке ребенок справился с этим словесным рядом, то следует переходить к следующему ряду, и так до тех пор, пока и во втором прочтении ребенок не сможет воспроизвести заданное количество слов.

Сенсорное развитие через дидактические игры Сенсорное развитие через дидактические игры раннего возраста Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего,.

Презентация «Дидактические игры для развития логики, памяти и мышления детей дошкольного возраста» Актуальность. Современные требования дошкольного образования предполагают необходимость поиска способов развития логических приемов умственных.

Дидактические игры на развитие воображения и речи Недавно наткнулась на игры от Джанни Родари. Немного подредактировала, и получилось то, что получилось. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ.

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений через дидактические игры «Найди предмет» Цель: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами. Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,.

Развитие речи ребенка через дидактические игры ___ Доклад в рамках педагогического часа на тему «РАЗВИТИЕ.

Самодельные дидактические игры для развития внимания, мышления и памяти Ранее я уже размещала публикацию о самодельной дидактической игре «Прищепки» для развития мелкой моторики. Сегодня я предлагаю вашему вниманию.

Публикация на тему «Психологические игры. Развитие памяти у детей с помощью пособия «Логопедки» Для того, чтобы начать заниматься с детьми играми на развитие познавательных процессов, необходимо прежде всего желание самого педагога,.

Развитие памяти детей 6–7 лет средствами дидактической игры в условиях дошкольной образовательной деятельности Проблема развития памяти является одной из наиболее разрабатываемых тем когнитивной психологии. Актуальность научных исследований, посвященных.

Развивающие игры с детьми 4–5 лет. Игры на развитие памяти Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет Игра «Фотоаппарат». Цель: развивать ассоциативное мышление, произвольное внимание, память, речь.

Сюжетно-ролевые игры «Развитие памяти и внимания» Усаживая на диване всех своих медведей, зайцев и черепашек ребенок расставляет перед ними игрушечную посуду и начинает их старательно кормить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector