Меню

игры и упражнения для детей с тяжелой умственной отсталостью

Игровые упражнения для детей с умственной отсталостью

Олеся Жузлова
Игровые упражнения для детей с умственной отсталостью

Особенности психофизического развития детей с выраженной степенью умственной отсталости определяют весьма ограниченные их возможности в обучении и развитии Важнейшим методом обучения таких детей, как и любых других младших школьников, является игра. Однако детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии следует обучать игре специально и целенаправленно. Практически не сформированная произвольность поведения, неустойчивость и низкий уровень концентрации внимания не способствуют усвоению детьми игровых правил, принятию на себя определённой роли в игре. Крайне низкий уровень наблюдательности и отсутствие тенденции к общению и познанию окружающего затрудняют выполнение детьми действий в игре.

Возможности формирования и развития у детей памяти, произвольности поведенческих реакций, навыков общения, овладения детьми способов усвоения общественного опыта, заключенные в игре как форме обучения, заставляют педагогов уделять данному разделу специальное внимание. В данный подбор вошли как игры на стимуляцию зрительно-слуховой, тактильной сферы, так и на моторно – двигательную, коммуникативную стимуляцию.

Упражнение «Твердый — мягкий»

Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате,жесткой щетке и сопровождая действия словами: «Твердая щетка. Мягкая ватка» Если ребенок с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

Упражнение «Кисточки»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую — для нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик,комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой». Фиксируется эмоциональная реакция ребенка на предлагаемый тактильный контакт.

Упражнение «Веревочки»

Взрослый предлагает ребенку брать в руки (или вкладывает в его руки) различные веревочки (пояски от халатов, грубые хозяйственные веревки, гладкие или рельефные шнуры для штор). Протягивая веревку через руки ребенка, фиксирует его внимание на удержании веревки в кулаке, комментирует свои действия. При многократном выполнении упражнения стимулирует ребенка к совершению самостоятельных действий

Упражнение «Поиграем с тестом»

Взрослый подготавливает тесто из муки и соли в пропорции (1/1). Раскрашивает его с помощью любого природного красителя. Предлагает потрогать тесто руками, похлопать, погладить его, отщипнуть кусочек. Все кусочки, которые удается отщипнуть ребенку, выкладываются на тарелку.Варианты предлагаемых действий: разминать тесто руками, вдавливать кулак, палец в тесто, раскатывать кусок тесто руками. Аналогичное упражнение можно провести с желе, глиной, пластилином, пластиком.

Упражнение «Сухие материалы»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др.

Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.

Упражнение «Веселый массаж»

Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки.Все движения сопровождаются словами:

С горки — бух! (движение от локтя к пальцам руки) На горку — ух! (движение от кончика пальцев до локтя).

По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.

Упражнение «Зайка»

Взрослый читает стихотворный текст:

Зайке холодно сидеть, (дует на руки ребенка,

надо лапоньки погреть. (сложенные лодочкой,

Лапку заинька обжег. (Над теплой струей воздуха,

Читайте также:  упражнения для вытяжки позвоночника в картинках

На нее подуй, дружок (дует на руки ребенка холодной струей воздуха).

Упражнение «Мокрое — сухое»

Взрослый ставит перед ребенком две одинаковые мисочки (в одной находится крупа, во второй — вода).Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждую мисочку и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.» После этого можно попросить ребенка найти мокрую (сухую) мисочку, не опуская в него пальцы (дается инструкция: «Покажи мокрую (сухую) мисочку»).

Упражнение «На какой цветок (пальчик) села бабочка»

Ребенку предлагается положить ладошку на стол, растопырить пальчики (цветочки). Вы сажаете бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке.Вопросы: «На каком пальчике (цветочке) сидела бабочка. Дотронься до этого пальчика». В начале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребенка закрывается от него «экраном». Игровыедействия сопровождаются стихотворным текстом: Девочке (мальчику) на ручку, Бабочка села.

Девочка (мальчик) бабочку Поймать не успела.

Упражнение «На каком пальчике муха (крокодил)»

Надевайте на пальчики (кроме безымянного и мизинчика) бельевую пластмассовую прищепку (крокодил). Предварительно ослабьте зажим прищепки.Вопросы: На какой пальчик сел крокодил? Покажи».

Упражнение «Таблички»

Взрослый последовательно знакомит ребенка со свойствами тактильных таблиц:- меховая — мягкая, пушистая; шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги — неровная, шершавая; шелковистая — гладкая, ровная. Побуждает малыша поглаживать, ощупывать их руками (большое внимание уделяется работе обеих рук). Предлагает найти парные (одинаковые) таблицы. Работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц.

Варианты:набор таблиц можно расширить: — неровной — наплывы свечи на картоне, сломанные спички, толстый шнурок или рельефная тесьма и др.

Упражнение «Угадай-ка».

Взрослый последовательно показывает по одной тактильной таблице, дает ребенку ощупать ее, называет свойства. Затем просит найти такую же за экраном, на ощупь. Если малыш справляется с этим заданием, можно усложнить игру.

Развитие слухового восприятия и памяти.

Упражнение «Найди такую же»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки *) и выделять одинаковые по звучанию. Он знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом

Упражнение «Найди лишнюю»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Он выкладывает перед малышом 3 коробочки в ряд (2 из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать «лишнюю».

Упражнение «Найди пару»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Звучащие коробочки произвольно расположены на столе. Взрослый предлагает разобрать их по парам, одинаково звучащим.

Упражнение «Кто там»

Взрослый учит ребенка различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие (предметные картинки). На I этапе используются разные по звучанию звукоподражания, которые ребенок использует в спонтанной (самостоятельной) речи.

Перед ребенком последовательно выкладываются предметные картинки с изображением животных.Вопросы к малышу: «Кто это? Как кричит?» Затем взрослый, скрывая губы за экраном, последовательно воспроизводит звукоподражания, а ребенок показывает соответствующую картинку («мяу» — кошка, «му» — корова, «ква» — лягушка и др.

Упражнение «Кто молчал»

В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним: сначала собака — «ав-ав», потом кошка — «мяу-мяу», а лягушка молчит. Взрослый фиксирует внимание ребенка на этом, просит ребенка назвать животное, чей голос он не услышал (игра проводится с использованием картинок).

Упражнение «Кто пришел»

(является продолжением упражнения «Кто сначала — кто потом).

В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним. После того, как ребенок воспроизвел цепочку звукоподражаний, взрослый подкладывает к отработанным картинкам новую и предлагает ребенку найти нового гостя и вспомнить, как он разговаривает.

Читайте также:  доктор борменталь упражнения для похудения

Упражнение «Зеркало» («Обезьянки»)

Предложите ребенку стать «зеркалом» (обезьянкой) и повторять позы,ему предлагаемые: Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной! Стоя перед ребенком,меняйте положение рук: «руки в стороны»; «руки наверху», «одна рука вперед, другая — на голову и т. п.

Развитие схемы тела и лица.

Упражнение «Делаем вместе»

Читайте стихи, сопровождая их движениями (рука в руку с ребенком): Вова хлопать как умеет,

Своих ручек не жалеет:

Хлоп — хлоп, хлоп — хлоп!

Вова топать как умеет,

Своих ножек не жалеет:

При многократном проговаривании текста побуждайте ребенка к совершению самостоятельных движений руками и ногами в комфортномдля него темпе.

Упражнение «Поставь по порядку»

Взрослый учит различать и запоминать последовательность звучания немузыкальных шумов. Взрослый выставляет коробочки с различными наполнителями (монетами, спичками, горохом) в заданной последовательности, используя слова «сначала», «потом», демонстрирует их звучание. Затем предлагает ребенку сделать то же самое с его набором коробочек (количество коробочек варьируется от 2 -3 до 4-6 в каждом наборе).

Упражнение «Водичка, водичка»

Рассказывайте сокращенный вариант потешки:

Водичка, водичка! Умой мое личико,

Умой глазки, Умой ротик, Умой носик,

(совершайте воображаемые действия руками по лицу)

При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений действуйте руками. Затем побуждайте его выполнять воображаемые действия по показу, речевой инструкции.

Игры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игровые упражнения к математической сказке В предыдущей публикации я познакомила вас с неунывающими сестрёнками-Божьими коровками. Сегодня кратко расскажу об игровых упражнениях. Это.

Игровые упражнения на занятиях по изодеятельности В непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, конструированию детям сложно контролировать себя и управлять.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Игровые упражнения с буквой Ё Цель: учить находить и выделять букву Ё; называть имена на букву Ё, развивать фонетический слух, развивать выразительность речи, воображение,.

Игровые упражнения с буквой Ю Цель: развивать выразительность речи; закрепить узнавание и правильное написание изученных букв, закрепить знания о букве Ю; развивать умение.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Источник

Игры для детей с глубокой умственной отсталостью
учебно-методический материал по теме

Игровые упражнения по тактильной, коммуникативной, зрительно-слуховой и двигательно-моторной стимуляции.

Скачать:

Вложение Размер
shkolnye_igry.docx 78.19 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей с глубокой умственной отсталостью.

  1. Игра « Щикатушки» ( стимуляция тактильных ощущений)

Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося, стимулируя его реакции на прикосновения.

Взять руку ребенка и пощекотать:
Здесь пень (запястье),
Здесь колода (локоть),
А здесь ключевая водица (подмышки).

2. Игра: «Пальчики» ( двигательно – моторная стимуляция)

Цель: Развитие мелкой моторики.

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик крепко спит,
Никто больше не шумит.
— Взять ладонь ребенка в руку и загибать пальцы по очереди, начиная с мизинца.

3. Игра: « Работа» ( стимуляция тактильных ощущений)

Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося ,стимулируя его реакции на прикосновения.

Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать.
— Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.

4. Игра: «Флажок» (двигательно – моторная стимуляция)

Цель: Учить держать флажок, фиксировать и действовать с ним.
Я в руке флажок держу. И ребятам им машу.
Указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу, большой палец опущен вниз. Тыльная сторона ладони от себя. Помахать «флажком».

5. Игра: «Зайка барабанщик» (зрительно- слуховая стимуляция)

Цель: Развитие зрительного и слухового внимания) Трам -пам-пам, трам –пам-пам – Зайка бьёт в барабан. Трам -пам-пам, трам –пам-пам – Кто бьёт в барабан?

Учитель произносит стихи ,показывает движения с игрушкой, бёт в барабан, двигая его в разных направлениях. Воспитанник следит за действиями педагога.

6. Игра: «Кто у нас любимый» (коммуникативная стимуляция)

Цель: помогать узнавать своё имя; развивать эмоциональную сферу.

Ребёнок лежит на спине, лицом к взрослому.

Кто у нас любимый? (Погладить руки ребёнка.) Кто у нас счастливый? ( Погладить ноги ребёнка ) Женечка ( имя ребёнка ) счастливый! Женечка ( имя ребёнка ) любимый! Погладить всё тело ребёнка.

7. Игра: «Пирожки» ( двигательно – моторная стимуляция)

Цель: Развитие мелкой моторики.

У печи, печи, печи-
Испечем мы пироги. Ладушки, ладушки испекли оладушки.
— Ладошками имитировать движения лепки пирожков и оладушек.

8. Игра: « Весёлые пальчики» ( стимуляция тактильных ощущений)

Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося, Мелкой моторики; стимуляция его реакции на прикосновения.

Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
— На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями.

9. Игра: «Кисель» (стимуляция обонятельной чувствительности)

Цель: Развитие обонятельной чувствительности. Тили-тили, тили-тель Варим вкусный мы кисель. С апельсинами для Сашеньки ( нюхаем апельсин ), А с лимонами для Лисоньки ( нюхаем лимон )

Круговыми движениями руки имитируем размешивание, совместно с ребёнком.

10. Игра: «На лошадке ( двигательно-моторная стимуляция)

Цель: Активизировать мышечный и вестибулярный аппарат. Педагог, удерживая ребёнка за спину и плечи, качает его на своих коленях вверх – вниз. На лошадке скок- поскок Скачет маленький ездок. Через рощу, через бор, Через поле , через двор! Движения взрослого ускоряются. Вот конюшня, вот сарай… Тпру – у! Приехали… Слезай. Движения замедляются до полной остановки.

  1. Е.А. Савельева «Солнышко на ладошке», Пальчиковые и жестовые игры для детей от 0 до года, Москва 2012 г.
  2. Е. А. Савельева «Весёлые лошадки», Стихотворные игры для детей 2 – 3 лет, Москва 2013 г.

Источник

Adblock
detector