Меню

игры и упражнения для детей с онр 1 уровня

Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР

В зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

ОНР 1 уровня

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

Игры и упражнения:

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
  • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
  • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).

ОНР 2 уровня

Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

Упражнения:

  • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
  • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
  • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
  • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
  • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
  • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
  • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
  • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.
Читайте также:  клиновидная деформация грудной клетки упражнения

ОНР 3 уровня

У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

Упражнения и игры:

  • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
  • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
  • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
  • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
  • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
  • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
  • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
  • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
  • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.

Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

Источник

Игры для формирования произносительных и речевых навыков у детей дошкольного возраста с ОНР I уровня (вторая часть)

Разделы: Логопедия

Мы представляем вашему вниманию небольшую часть работы логопедов округа “Центральный – Зеленая Роща” Советского района города Красноярска.

В округе с логопедическими группами 6 детских садов, в них работают 12 логопедов. В этой статье представлены игры, составленные Шкирко Мариной Викторовной, Бруновой Ольгой Григорьевной, Архангельской Инной Валерьевной, Крицкой Эльвирой Сергеевной, Качан Еленой Александровной, Смоленчук Еленой Семёновной.

Последние 4 года мы работаем над проблемой формирования речи у неговорящих детей.

Актуальность этой проблемы вызвана тем, что таких детей в наших группах становиться больше, а системного дидактического материала, особенно на тот период, практически не было. Поэтому, опираясь на работы Кузьминой, Рождественской, Мастюковой, Жуковой, Филичевой мы попытались выстроить определенную систему и создать дидактический материал.

Вышеназванные авторы предлагают проводить работу по формированию устной речи при ее недоразвитии поэтапно и выделяют следующие этапы:

I этап – однословное предложение. Предложения из аморфных слов – корней.

Основная задача логопедического воздействия: вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений, расширять объем понимания речи.

Читайте также:  need модальный и смысловой глагол упражнения

II этап – первые формы слов. Основная задача логопедического воздействия: формирование первых форм слов.

Составлением дидактического материала для этих 2-х этапов мы занимались первые 2 года. Тема нашего округа звучала так: “Формирование произносительных и речевых навыков у детей с ОНР I уровня”.

Нами были составлены конспекты занятий по вызыванию звуков и звукокомплексов у неговорящих детей, где мы опирались на последовательность звуков в соответствии с онтогенезом. Для этих же целей было подготовлено музыкальное приложение “Логопедические распевки”. А также в продолжение работы – дидактический материал в 2-х альбомах. Хочется особо подчеркнуть, что при составлении этого дидактического материала мы подбирали слова так, чтобы одновременно отработать и правильную слоговую структуру слов в соответствии с классификацией работы над слоговой структурой. Также, учитывая трудности формирования самостоятельной речи у неговорящих детей, для вызывания интереса у детей, эмоциональной заинтересованности, в конспекты занятий были включены речедвигательные и звукоподражательные упражнения – несколько вариантов (так называемая “Фонетическая ритмика”).

Такова была наша работа над I и II этапом. И логическим продолжением явилось выход на III и IV этапы формирования устной речи. Это работа над структурой простого предложения, также с одновременным продолжением отработки слоговой структуры слов.

Дидактический материал мы стали составлять от простого двусоставного предложения (Мама идет). И далее работали в таком порядке:

  1. Сущ. (И.п.) + гл.
  2. Далее идет возвратная форма, мы ее не взяли, т.к. Жукова дает эту форму для развития импрессивной речи, т.е. для различия и понимания.
  3. Затем идет знакомство с Винительной формой падежа, т.к. она близка к форме И.П. и является наиболее легкой по сравнению с другими – (с прямым дополнением)
  4. Предложение: существительное + глагол +прямое дополнение в В.п. с окончанием “у”
  5. Далее переходим к 4-х словным предложениям и формам Дат. и Пр. п., как наиболее доступным и корректным.
  6. И затем мы знакомим с формами падежей с предлогами. Начинаем с Р.П. с предлогом “у”

Нужно сказать, то мы представили существительные в ед.числе. На этом же материале мы отрабатывали мн.число (Мальчики идут), сопоставляем ед.и мн.число и вводим временные понятия: настоящее и прошедшее время (т.е. уже с первых шагов формирования фразы мы обращаем внимание на фонему как на смыслоразличительную единицу).

В нашей статье представлены игры для формирования устной речи на III и IV этапах.

Дидактическая игра “В гостях у гнома”.

Задачи: упражнять в составлении предложений, включающих в себя существительное в именительном падеже + согласованный глагол + прямое дополнение (существительное в винительном падеже с окончанием – У).

Оборудование: домик (плоскостной или объёмный), гномик, круг с липучками, изображения животных: медведь, корова, кошка, белка, собака, коза, заяц, лиса; тарелочки (цветные кружки на липучках) с изображением малины, травы, шишки, косточки, капусты, морковки, рыбы, мышки. (См. Рисунок 1)

Ход игры

– Стоит в лесу тесовый дом,
А в нём живёт весёлый гном.
Откройся дом тесовый,
Пусть выйдет гном весёлый (Логопед с ребёнком “выводят” гнома, рассматривают его, придумывают ему имя)

– Скучно гному одному, он часто приглашает к себе гостей.

Играет он с зайчишками,
И с маленькими мишками,
С кукушками – болтушками,
И с мышками – норушками.

Вот и сегодня он пригласил к себе в гости друзей и посадил за большой стол. (Раскладывает с ребёнком картинки вокруг круга с липучками)

Кого позвал гном? (Логопед берёт изображение одного животного, проговаривает предложение)

– Гном позвал козу. (Ребёнок по данному образцу формирует фразы)

– Гном позвал лису (и т.д.)

Гном поставил для всех угощение. (Рассматривают “тарелочки” с едой) Кто поможет ему расставить тарелочки с едой? Только нужно не ошибиться, каждому гостю поставить его любимое блюдо. Давай вспомним, кто что любит. Что любит лиса? Коза? …

Читайте также:  могут ли физические упражнения повлиять на месячные

– Коза любит капусту. И т.д. – рассказывает про каждого животного. И на круг прикрепляет соответствующую тарелочку с едой напротив картинки с животным.

В конце занятия ребёнок и логопед благодарят гнома за игру.

Дидактическая игра “Семья”

Цель: Активировать словарь детей по теме “Семья”, закреплять в речи использование предложных конструкций в форме творительного падежа; развивать логическое мышление, зрительное внимание.

Оборудование: карточки с изображением членов семей, карточки с изображением различных предметов. (См. Рисунок 2, 3, 4, 5, 6)

Ход игры

Перед игроками раскладываются карточки с изображением членов семьи, логопед предлагает установить родственные связи между ними, логопед задает вопросы –
Чем папа работает?

Например: Папа пилит бревно пилой.
Папа рубит дрова топором.
Папа забивает гвозди молотком.

Ребенок подбирает подходящие предметные картинки, ориентируясь на логику, проговаривает предложения.

Например: Дочка рисует красками.
Мама шьет иголкой.
– Мама гладит утюгом.
– Мама чистит одежду щеткой.

Дидактическая игра “В гостях у НАФ-НАФА”

Цель: Учить строить предложные конструкции, используя существительные в форме творительного падежа, активизировать словарь детей, формировать связную речь. (См. Рисунок 7, 8)

Ход игры

Участникам предлагается игровая ситуация: “Наф-Наф встречает гостей – разных животных”. Участники игры объясняют, чем Наф-Наф угостит друзей.

Дидактическая игра “Лото”

Цель: Продолжать закреплять образование форм творительного падежа, развивать зрительное внимание, логическое мышление. (Рисунок 9,10)

Ход игры:

Участникам предлагаются предметные картинки, которые делятся на две группы, ребенок подбирает недостающую смысловую пару. Например: Чем открывают замок? Чем мальчик моет руки?

Дидактическая игра “Что кому?”

Цель: формирование фразы следующей структуры — существительное в именительном падеже + согласованный глагол + два зависимых от глагола существительных (винительный падеж единственного числа + дательный падеж единственного числа)

Оборудование: картонная коробка с тремя прозрачными кармашками на откидной крышке; два набора карточек с предметными картинками (1 – персонажи, 2 – предметы ближайшего окружения) (Рисунок 11, 12, 13)

Ход игры

Орг. момент. – Любишь ли ты дарить подарки? Давай поможем нашим героям выбрать подарки или угощение для близких и друзей.

  • Кому папа купил цветы? (Папа купил цветы маме.)

Выбираем картинки (папа, цветы, мама) и последовательно расставляем в кармашки. Предлагаем ребенку еще раз проговорить фразу.

Далее – выбираем следующий персонаж и помогаем ребенку выстроить фразу с помощью наводящих вопросов.

Следующий этап — предлагаем ребенку самостоятельно воспроизвести весь алгоритм упражнения с персонажами по его выбору.

Дидактическая игра “Что бывает?” (предмет и его действие)

Цель: формирование фразы следующей структуры – существительное в именительном падеже + глагол настоящего времени в единственном числе.

Оборудование: два картонных круга, скреплённых между собой в центре и вращающихся относительно друг друга в противоположном направлении – нижний круг с предметными картинками, расположенными по периметру; верхний круг с вырезанным круглым окошечком и прозрачным кармашком, расположенным справа от окошка; коробка из двух ячеек с карточками схематичных изображений действий, расположенными в левой ячейке. (Рисунок 14, 15, 16, 17)

Ход игры

Игра предполагает предварительную подготовку детей — знакомство со схематичным изображением действий.

Орг. момент. – Предлагаем ребенку прокрутить круг и рассмотреть в окошке все предметные картинки. Затем выбираем из левой ячейки карточку-действие и располагаем в кармашке на круге. Вращая круг, выбираем в окошке тот предмет, который может совершать этот действие. Проговариваем фразу, например: “Девочка бежит”.

Далее предлагаем ребенку самостоятельно вращать круг и выбрать все подходящие к этому действию предметы, проговаривая соответствующую фразу. Отработанную карточку-действие располагаем в правой ячейке коробочки.

Затем предлагаем ребенку выбрать из левой ячейки карточку-действие и продолжить весь алгоритм игры самостоятельно.

Источник

Adblock
detector