Меню

игры и упражнения для детей 11 12 лет по профилактике употребления пав

Тренинг по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) «Остановись, подумай, выбери»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ с. НЫДА»

по профилактике употребления

психоактивных веществ (ПАВ)

«Остановись, подумай, выбери»

Вакуева А.Н., воспитатель

МОУ «Школа-интернат среднего

общего образования с. Ныда»

Аудитория: обучающиеся 9-х классов

Форма проведения: тренинг

Оборудование: яркие надписи с утверждениями:

«Совершенно не согласен»,

«Согласен, но с оговорками»,

«Не имею точного мнения»;

карточки «Незаконченные предложения», цветные карандаши, чистый лист (формат А1), ромашки (по числу участников).

Оформление: кабинет украшен символикой мероприятия; на стенах кабинета развешены утверждения; по кругу расставлены стулья для участников мероприятия.

Цель: Формирование глубокого понимания проблемы зависимости от ПАВ, осознание личной вовлеченности в проблему.

— повысить уровень информированности обучающихся о проблеме употребления ПАВ;

— формировать у обучающихся устойчивую мотивацию к сохранению собственного здоровья.

дискуссия «Зачем люди употребляют психоактивные вещества?»

упражнение «Ворвись – вырвись из круга»

игра «Спорные утверждения»

игра «Незаконченное предложение»

ролевая игра «Давай с нами!»

игра «Портрет наркомана»

игра «Скажи жизни — Да!»

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые ребята, я очень рада приветствовать вас на тренинге «Остановись, подумай, выбери». Начнем с разминки.

Описание: Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:

Здравствуй, друг! (Здороваются за руку)

Как ты тут! (Хлопают по плечу друг друга)

Где ты был? (Дергают за ушко друг друга)

Я скучал! (Кладут руки себе на сердце)

Ты пришел! (Разводят руки в стороны)

Воспитатель: Я приглашаю вас к нашему столу заседаний. Сегодня мы будем говорить о серьезном, о проблеме употребления подростками психоактивных веществ.

Правила нашего сегодняшнего мероприятия:

говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища, потому что каждое мнение сегодня для нас очень важно;

всегда говори то, что ты думаешь, здесь очень важно твое личное мнение, оно здесь ценится и уважается;

вся личная информация, сообщённая тобой на тренинге, является закрытой и не разглашается;

если ты хочешь высказаться – подними руку и тебя обязательно выслушают.

если тебе что-то не нравится, предложи – как сделать лучше;

не давай оценок другим участникам, не смейся над другими, потому что потом кто-то может посмеяться над тобой.

Постановка проблемы. Употребление психоактивных веществ – актуальная проблема, неотделимая от проблемы ВИЧ – инфицирования. Каждый человек должен хорошо разбираться в вопросах, связанных с зависимостью от ПАВ, знать пути ее преодоления – для того, чтобы оставаться здоровым и независимым от наркотиков, токсических и лекарственных веществ. Ответственность за то, употреблять или не употреблять ПАВ, — это выбор каждого человека. Человек рожден свободным от патологических зависимостей. Его выбор, право и ответственность — сохранять эту свободу всегда.

И не смотря на то, что тема эта весьма серьезная, мы не будем скучать и очень постараемся, чтобы всем вам было интересно.

Воспитатель: А теперь ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

2.Дискуссия «Зачем люди употребляют психоактивные вещества?»

Цель: Знакомство с объективной информацией о действии ПАВ.

Вопросы для дискуссии:

Почему люди употребляют наркотики?

Каковы последствия употребления?

«Плюсы» и «минусы» отказа от предложения попробовать наркотики?

Что такое зависимость от психоактивных веществ?

Какие вещества вызывают развитие зависимости?

Почему зависимость от психоактивных веществ – это хроническое, неизлечимое, прогрессирующее и смертельное заболевание?

(Обсуждение проблемных вопросов)

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам выполнить упражнение «Ворвись – вырвись из круга»

3.Упражнение «Ворвись – вырвись из круга»

Цель: Отработка навыков противостояния группе, умение убедить, сказать «нет»

Описание: Все участники стоят в кругу, держась за руки. Один доброволец – вне круга или внутри круга. Его задача – любым способом вырваться из круга, если он внутри, или ворваться в круг, если он вне его. Задача группы – воспрепятствовать этому. Применимы любые методы, кроме нанесения физических и психических повреждений. Желательно, чтобы каждый член группы имел возможность побывать в роли человека, вырывающегося из круга или врывающегося в него.

Вопросы для обсуждения?

Что чувствовали участники?

Трудно ли противостоять давлению группы?

Воспитатель: Наверное, вы уже заметили листы бумаги с различными утверждениями, которые развешены на стенах. Прочитайте их.

4.Игра «Спорные утверждения»

(Листы с утверждениями «Совершенно согласен», «Согласен, но с оговорками», «Совершенно не согласен», «Не имею точного мнения» прикреплены на стенах кабинета.

Описание: Все участники слушают спорные утверждения, после чего должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. После принятия решения каждый участник по желанию должен его обосновать: «почему я считаю именно так».

Наркомания — это преступление.

Лёгкие наркотики безвредны.

ПАВ повышают творческий потенциал.

Наркомания это болезнь.

Прекратить употреблять ПАВ можно в любой момент.

Употребление алкоголя не вредит здоровью.

Многие подростки начинают употребление ПАВ «за компанию»

Люди, употребляющие ПАВ, очень часто не осознают, что зависят от них.

Зависимость от ПАВ формируется только после их многократного употребления.

По внешнему виду человека можно определить, употребляет он ПАВ или нет.

Наркоман может умереть от передозировки.

Продажа наркотиков не преследуется законом.

Лечение и реабилитация наркоманов должны быть абсолютно бесплатным, если государство хочет решить эту проблему.

Подведение итогов игры «Спорные утверждения».

Выслушав все точки зрения, участники выбирают листы с утверждениями, наиболее подходящими для них теперь.

Воспитатель: Я думаю, все мы сделаем правильные выводы из услышанной информации. А сейчас, минута релаксации.

5.Игра «Незаконченное предложение»

Описание: Каждый из участников вытаскивает из колоды карточку, на которой написано незаконченное предложение. Его нужно закончить вслух. Участники отвечают по кругу:

Мне нравится, что я….

Вчера я сделал хорошее дело…

У меня есть такое хорошее качество как…

Я расскажу вам о хорошем поступке, однажды….

Меня есть за что похвалить, например…. и т.д.

После, каждый из участников отвечает на вопрос: «Как я себя чувствовал, говоря о своих положительных качествах»

Воспитатель: Отдохнули? Значит можно продолжать работу и снова поиграть, на этот раз серьезно.

6.Ролевая игра «Давай с нами!»

Цель: Осознание личной вовлеченности в проблему; формирование навыков противостояния давлению группы; осознание стратегий поведения, часто используемых молодежью в ситуации давления; изменений стратегий поведения.

Описание: Члены группы изображают компанию подростков, собравшихся на вечеринке. В компании употребляют алкоголь. Доброволец (мальчик или девочка) изображает подростка, который пытается отказаться от употребления алкоголя. Задача группы – уговорить, задача добровольца – придумать как можно больше аргументов и способов, чтобы, не провоцируя конфликта в группе (сохранив дружеские отношения), отказаться от употребления.

Вопросы для обсуждения:

Что чувствовали участники?

Трудно ли было противостоять давлению группы?

Что стало решающим фактором для выбора той или иной стратегии поведения?

Как вы думаете, какая стратегия поведения в данной ситуации была бы более эффективной?

Воспитатель: Будущее человека – в его собственных руках. У человека всегда есть возможность сказать «нет» тем, чьи предложения не соответствуют его жизненной позиции, убеждениям, интересам или желаниям.

Читайте также:  силовые упражнения для ног в домашних условиях для мужчин

— Ребята, скажите мне, пожалуйста, каким вы представляете себе наркомана? (ответы участников). Сейчас я предлагаю вам нарисовать его на чистом листе.

7. Игра «Портрет наркомана»

Описание: На чистом листе ватмана в порядке очереди каждый участник рисует общий портрет наркомана, причем каждый участник рисует по одному элементу, творчески развивая элемент предыдущего, тем самым продолжая рисунок.

Воспитатель: Ну что ж, дорогие друзья, сейчас я задам вам последний серьезный вопрос в этой игре. Кто хочет быть на него похожим? (ответы участников)

Воспитатель: Благодарю вас, дорогие ребята, за активное участие в нашем тренинге. Вы многое узнали, многому научились, а главное вы теперь умеете сказать «Нет!» психоактивным веществам. Теперь я предлагаю вам закончить нашу встречу на светлой и веселой ноте.

Описание: Участникам раздаются ромашки со словами «Я никогда не буду таким, потому, что…». Каждому предлагается заклеить своей ромашкой, нарисованный ранее портрет наркомана и продолжить фразу.

Воспитатель: И что же у нас получилось, дорогие ребята? Это угрожающий гражданин скрылся под нашими ромашками, которые и символизируют жизнь! Жизнь любит тех, кто любит её, и ценит тех, кто ценит её.

Цель: Вербализация опыта, полученного в ходе занятия.

Описание: Участникам группы предлагается написать «Письмо другу, первый раз попробовавшему наркотики»

Воспитатель: Я благодарю вас за плодотворную работу! Мне было очень приятно работать с такими ответственными и интересными людьми! До свидания!

Источник

Групповой тренинг по профилактике ПАВ

Профилактика употребления психоактивных веществ

« Верный выбор сделай сам !»

Педагог-психолог: Николаева М.В.

Тема: « Верный выбор сделай сам !»

(проблемы, связанные с наркотиками, профилактика начала употребления психоактивных веществ).

выделить проблемы, связанные с риском формирования зависимости от ПАВ;

повысить уровень информированности учащихся по проблемам, связанным с наркотиками;

выработать и развить навыки, предотвращающие употребление ПАВ;

заложить основы осознанного противодействия первым случаям употребления наркотиков и других ПАВ;

формирование личной ответственности за своё поведение;

предупреждение случаев употребления наркотиков и других ПАВ.

Формирование у воспитанников навыков отказа от употребления психоактивных веществ (ПАВ),навыков критического осмысления информации получаемой в неформальных группах

выяснить уровень информированности детей по проблеме наркомании;

дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления ПАВ, возможных стратегиях поведения;

Выявить уровень усвоения информации;

Научить самостоятельно заботиться о себе и обеспечивать личную безопасность, осознавать личную ответственность за свою жизнь; научить воспитаннкиов говорить «НЕТ» наркотикам.

Формирование у детей убеждения в том,что отказ от ПАВ является признаком зрелого поведения,представления о механизмах возникновения зависимости от ПАВ и возможностях противостоять этому

Оборудование: ватманы (3 шт), маркеры (красный и синий), ручки и листы белой бумаги на каждого участника, карточки синего-зеленого, жёлтого и красного цвета на каждого учащегося, компьютер, плакаты,интерактивная доска, листы бумаги тетрадные,тест,анкеты,презентация.

Форма проведения: информирование детей о ПАВ, тренинг.

Возраст участников:12-16 лет

Принятие правил работы группы.

Оценка уровня информированности.

Информационный блок. Статистика.

Приобретение практических навыков.

Игра «Человеческие ценности».

Ролевая игра «Отказ».

Игра «Сделай свой выбор».

Деловая игра «Если бы я был руководителем….»

Цель: подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку и настрой.

Материалы: ватман и разноцветные маркеры.

Группа располагается кругом. Первый из участников пишет на ватмане свое имя и еще что-нибудь, связанное с именем. Например: «Меня зовут Максим, но друзья обычно зовут меня Максом».

Каждый последующий участник делает то же самое. После того как последний участник напишет свое имя, ватман вывешивается на стену и остается там на протяжении всего занятия.

Принятие правил работы

Ведущий объявляет правила работы и объясняет их значение:

Говорящего может прервать только ведущий, никто из участников не перебивает говорящего товарища;

Желающий высказаться поднимает руку и отвечает, когда ему позволяет ведущий;

Не давать оценок другим участникам;

вся личная информация, сообщённая на занятии является закрытой

Тема: «Особенности формирования подростковой наркозависимости. Почему наркомания считается психическим заболеванием? Что такое наркотическая ломка?»

Наркомания – это тяжёлое заболевание, вызываемое злоупотреблением наркотиками и приобретённое патологическое пристрастие к ним. Под этим понимается состояние психической и физической зависимости от одурманивающего вещества, действующего на центральную нервную систему. Это состояние требует постоянного или периодического приёма средства.

«Психическая зависимость» ведёт к состоянию, характеризуемому словами «не могу прекратить». «Физическая зависимость» может вести к привыканию, что означает необходимость постоянно увеличивать дозы, чтобы добиться того же действия наркотика.

Больными наркоманией чаще становятся лица, легко поддающиеся внушению, лишённые интересов, плохо контролирующие свои желания. Среди подростков, находящихся на принудительном лечении, более 3% начали употреблять наркотики в 10 лет, 16% в 12 лет, 50% в 14 лет. Причин и условий, способствующих приобщению подростка к наркотикам, довольно много. Наиболее часто встречающиеся: 40% — «было интересно попробовать», 20% — «приучили друзья», 18% — «от нечего делать».

Наркомания определяется особенностями детской возрастной психологии, физиологии. В возрасте 11-15 лет, когда идет активное формирование личности, психика подростка очень неустойчива и легко поддается негативному воздействию со стороны. Также подростки не могут найти определенный круг занятий, так как сфера досуга (кино, спорт, культурно-массовые мероприятия) очень ограничена.

Подростки «тусуются» обычно в каком–то определенном месте или слоняются по улице, отсюда увлечение ревущей музыкой («рок», «металл»), наркотиками и токсинами. Очень многие дети предоставлены сами себе, родители работают и очень мало времени уделяют воспитанию. Такие дети, как правило, и попадают под влияние «пагубной привычки», а родители поздно это замечают. Большинство подростков живут сегодняшним днем и хотят иметь все или почти все, включая «кайф».
Наркомания поражает, в первую очередь, подростков, склонных к истерической реакции, можно сказать, «слабых духом», которые не способны пережить неприятности, непонимание со стороны окружающих, а также тех, кто попадает под влияние дурной компании».

Первоначальные дозы наркотиков вызывают сдвиг нейрохимического баланса в головном мозге, появляются необычные ощущения, активизируются резервы организма и человек получает большое физиологическое и психологическое удовлетворение. Если это повторяется регулярно, человек начинает зависеть от наркотиков.

Половина тех, кто употреблял наркотики, больше этого не повторяет. А другая половина… может быть обречена. Наркомания чаще начинается с употребления «травы» — марихуаны. После ее курения человек получает некоторые впечатления, которые не совсем понятны. Если курение «травы» регулярно, то употребляющий ее становится более разборчивым во впечатлениях. И тогда, может возникнуть толчок к пробе более сильных наркотиков. Первая стадия наркомании – это покуривание «травки». И хотя марихуана, гашиш и т. п. не вызывает развития сильной зависимости, но они могут становиться предпосылкой для более страшных веществ – опийных! Психика человека приобретает неустойчивость.

Наркомания развивается поэтапно:

Первая стадия наркомании – второй этап употребления наркотиков

Со 2-го этапа употребления наркотиков начинаются стадии развития наркомании. Это начало наркотической зависимости.

Симптомы и признаки:

человек вполне осознанно стремится получить удовольствие через употребление психоактивных веществ;

оправдывает свои желания;

находит соответствующее социальное окружение;

не может снимать напряжение без психотропных препаратов;

воспринимает наркотики как средство для устранения психологических проблем и как способ общения.

В этой стадии происходит рост толерантности для получения «кайфа». Формируется соответствующий круг общения. Меньшие дозы наркотиков уже не удовлетворяют и переходят в большие, если это препараты, то применяются более сильнодействующие. Если в этой стадии наркоман не бросит принимать наркотики, то он переходит на следующие стадии зависимости от наркотиков.

Читайте также:  комплекс упражнений для наращивания пресса

Вторая стадия наркомании – третий этап употребления наркотических средств

Здесь весьма заметны проблемы здоровья. У наркомана ломка, появляются инфекции передаваемые гемотрансфузионным путем: ВИЧ-инфекция, гепатиты группы С и В.

Свойственные симптомы для 2 стадии наркомании:

Отсутствует самоконтроль поведения – случайности, получение травм, насилие и криминал.

Разногласия в семье и конфликты.

Потеря старых друзей.

Асоциальный круг общения.

Потеря работы и отсутствие интереса к учебе.

Столкновения с органами правопорядка.

Сексуальная распущенность, распространение кожно-венерических болезней, ВИЧ-инфекции, гепатитов, незапланированная беременность.

Трата всех денег на покупку наркотика, обмен вещей на наркотическую дозу.

Вторая стадия наркомании характеризуется сильной физической зависимостью от наркотических веществ. Наркотик принимается не для баловства и развлечения, а для снятия симптомов абстинентного синдрома. Любые проблемы, появляющиеся из-за синдрома наркотической зависимости, оправдываются.

На 2 стадии наркомании прекратить злоупотребление наркотиками самостоятельно нереально. Оказать помощь может только специализированная наркологическая клиника. Отсутствие медицинской помощи усугубляет дальнейшее развитие заболевания.

Вторая стадия наркотической зависимости лишает возможности человека оценивать и контролировать себя. Наркоман зная, что временное искусственное удовольствие сменяется тяжелыми последствиями для организма, все равно, принимает их вновь и вновь.

Сейчас, молодежь порою применяет ЛСД и Экстази небольшими дозами, но и это может привести их незаметно в среднюю стадию наркомании, могут получить передозировку препарата и умереть.

Третья стадия наркомании – четвертый этап употребления психоактивных веществ

Наркотическая зависимость в 3-ей стадии подтверждается такими признаками:

Постоянная компульсивная потребность в наркотике.

Употребление наркотика ради употребления.

Готовность «мать продать родную» за наркотик, достать его любой ценой, любым способом, перешагивая через все барьеры воспитания.

Переориентация мотивации в жизни только на наркотик, психологическая деградация личности больного.

Отсутствие других смыслов бытия, опустошенность, апатия, безволие.

Нежелание жить и попытки суицида.

Ухудшение здоровья, появление новых болезней, обострение старых заболеваний.

Отрыв от общества, семьи и старых друзей.

На заключительной стадии наркомании в организме больного наступают необратимые изменения, истощение, разрушение внутренних органов – печени, почек, сердца, атрофия участков мозга отвечающих за выработку эндорфинов и за критику самого себя.

Наркоманы, дожившие до третьей стадии, умирают от различных терминальных состояний, от разложения печени и мозговых клеток, от передозировки наркотического средства.

Злоупотребление кокаином и героином в немедицинских целях очень быстро приводит зависимого человека к заключительной стадии наркомании. Под влиянием наркотика прожигаются все внутренние ресурсы организма, организм быстро изнашивается, стареет.

Спасти наркозависимого человека можно при условии его полного согласия на лечение, полной смены социального окружения, места проживания.

Что такое наркотическая ломка?

После регулярного употребления наркотического вещества неожиданно для себя при перерыве его приеме (обычно через несколько часов или суток) больной (теперь он уже больной!) испытывает мучительное состояние, которое заключается в раздражительности и неуравновешенности. Любой пустяк выводит его из себя. Наблюдается напряженность, чередующаяся с подавленностью, заторможенностью, тоскливо-мрачным, а порой и злобным настроением; тяжесть и боль в голове, в мышцах шее, спины, конечностей, крупных суставов, спазмы в брюшной полости. Наркоман уже не владеет с собой, мечется, будучи не в состоянии найти себе место и как-то ослабить эти явления. В случае невозможности вновь принять наркотическое вещество это состояние может длиться до недели и более. Но и после того как болезненные явления немного ослабнут, даже самое легкое заболевание способно их обострить.

Это состояние абстиненции, проявление физической зависимости от наркотического вещества. Известны случаи, когда у детей, рожденных женщинами, употреблявшими наркотики во время беременности, через несколько часов после рождения развивались явления тяжелой абстиненции.

Другим проявлением этой зависимости является неожиданно наступающее и совершенно неудержимое побуждение его немедленному, во что бы то ни стало, приему – нечто вроде чрезвычайно интенсивного острого голода.

Состояние абстиненции весьма мучительно. С помощью различных медицинских средств в условиях стационара его удается устранить. И если бы дело было лишь в этом, наркоманию было бы лечить намного проще. Трудность лечения заключается в прочности именно психологической зависимости от наркотика. В результате даже на фоне удовлетворительного состояния и после значительного перерыва в приеме наркотического вещества наркоман не может удержаться от соблазна вновь принять его. Хотя, разумеется, он не забыл о кошмаре абстиненции. К сожалению, эффективных способов устранения психологической зависимости (то есть искоренения самой болезненной потребности) пока не найден. Поэтому все рекламные заявления о лечении наркомании скрывают главное: невозможность устранения психологической зависимости наркомана от наркотика. Но сущность наркомании как раз и состоит в психологической зависимости, а все прочее – лишь ее продолжение (или осложнения).

На заключительной стадии наркомании – стадия развитой физической зависимости и прогрессирующего истощения организма — возникает слабость, неспособность к умственным и физическим усилиям, похудание постепенно достигает крайней степени. Отчетливо видны признаки тяжелого отравления организма – сухость и желтизна кожи, ломкость волос и ногтей, человек выглядит немного старше своих лет. Смерть быстрыми шагами достигает его. Появляются такие типичные для его заболевания изменения психики, как психологическое опустошенность, душевная черствость, неспособность к сочувствию и сопереживанию, эмоциональному контакту с другими людьми, эгоизм. Наркоман равнодушен даже к собственным детям и родителям, что бы с ними ни случилось.

Вступительное слово психолога.

-Ребята, вы уже много знаете, что значит вести здоровый образ жизни, хорошо помните основные гигиенические правила, понимаете какую опасность, таит необдуманное поведение.

Сегодня на занятии мы сделаем еще один шаг по направлению к здоровому образу жизни.

— Тема нашего занятия….(спрашивает у детей) это был 1 слайд (Верный выбор сделай сам)

Посмотрите на следующий слайд . Эти слова принадлежат выдающемуся ученому И.Павлову.

Учёному Ивану Павлову принадлежат такие слова:

«Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным отношением к собственному организму сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры»

— Кто согласен с этим высказыванием и почему?

-А кто из вас может ответить: « Какую болезнь 20-21 века называют «чумой»? ( предполагаемые ответы-алкоголь ,курение,наркомания)

Курение Алкоголизм Наркомания

Оценка уровня информированности.

Цель: определить уровень знаний учащихся; создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссий.

Для игры необходимы ручки и листы бумаги.

Даётся задание: «Назовите и напишите 2-3 слова, которые приходят вам на ум, когда вы слышите слова «НАРКОТИКИ», «НАРКОМАНИЯ», «ЗАВИСИМОСТЬ». После этого участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. (На доске.) В результате обсуждения ведущий суммирует полученные ассоциации.

— А что вы еще знаете о наркотиках?

В Российской Федерации на конец 2006 года насчитывается 6 млн. человек, употребляющих наркотики (для сравнения: в 2004 году – 1 млн. человек). Из них несовершеннолетних 80 %. Умерло около 70 тыс. человек. 80% из употребляющих наркотические вещества заражены СПИДом и вирусным гепатитом. Нет ни одного региона России в котором бы не были зарегистрированы случаи употребления наркотических веществ.

Читайте также:  видео упражнения с обручами в детском саду видео

Наркомания распространяется в России ужасающими темпами. Если ещё в 2012 году в стране постоянно употребляли запрещенные препараты чуть менее 6 миллионов человек, в 2014 году этот показатель превысил уже 8 миллионов человек.

Каждый 30-й молодой человек зависим от наркотиков. 63,8% из них – люди в возрасте от 18 до 30 лет. 20% из них – школьники.

Участились случаи первичного употребления наркотиков подростками в возрасте от11 до 13 лет. Так же зарегистрированы случаи 6-7-ми летних наркоманов.

Наркотики часто называют «белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем быстрее умирает. Хронические наркоманы вообще живут очень мало. Наркотики полностью высасывают из человека все его силы. Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики. А вот если человек сумел в компании отказаться, значит, у него действительно есть смелость и воля.

-Так почему же зная все это, дети пробуют наркотик и многие становятся наркоманами? ( Ответы детей)

-У меня на столе лежат три цвета прямоугольников. Возьмите себе прямоугольник ,цвет которого вам сегодня больше нравиться.( Же лтый ,зеленый ,красный) Разделитесь на группы по цвету.

Цель: сплочение, разрядка, выработка групповой стратегии решения проблемы.

На листочках пишется по одному слову из высказываний: «Наркомания – это болезнь», «Наркоман может умереть от СПИДа», «Распространение наркотиков уголовно наказуемо», «Наркоман может умереть от передозировки». Листочки раздаются учащимся в произвольном порядке по группам. Задача учащихся – выстроить правильные высказывания.

8 .Приобретение практических навыков

(включить музыкальное сопроовождение)

— Если человек выбирает жизнь в этом мире,что для него становиться ценностью? Ответы участников тренинга)

а) Игра « Человеческие ценности»

(на столах разложены листы чистой бумаги)

— Ребята,представьте,что перед вами лист вашей жизни, подпишите на ваши ценности жизни хаотично на листе ,чтобы они друг от друга были на растоянии

Вы на вечеринке гуляете, веселитесь, выпиваете и вам хорошо ( скомкайте часть листа с любой ценностью);

Там вы знакомитесь с девушкой, на следующий день вы идёте с ней гулять и вливаетесь в её компанию, где тебе предлагают попробовать таблетки ,которые веселят(скомкайте часть листа с любой другой ценностью);

Вы любите друг друга у вас всё хорошо. Пошли в гости и там предложили закурить травку (косячок) (выкиньте лист);

На дискотеке вам предложили попробовать таблетки экстези, для получения больших ощущений (скомкайте часть листа с любой другой ценностью);

Праздники, дискотеки, гуляния приводят к ещё большему чувству неудовлетворённости желанию узнать что-то большее вы попробовали уколоться (скомкайте часть листа с любой другой ценностью);

Я завяз. Мне плохо. Дайте ещё. Мне нужен укол не для того чтобы было хорошо, а чтобы не было плохо (скомкайте часть листа с любой другой ценностью);

— Посмотрите на лист,что станет с вашими ценностями,если ты станешь употреблять наркотик.

Ведущий: Взгляните — это могла бы быть ваша жизнь, вы могли бы быть счастливы, любимы, у вас могли бы быть дети, семья, вы могли бы сделать карьеру… Но ничего нет кроме слёз родных и потери жизни

— Верните вашу жизнь, бережно разверните, разгладьте листочки с вашими ценностями.Получилось,Вот тоже происходит с жизнью человека если он выбирает такой путь, Подумай,может вам совсем не по пути!

б) РОЛЕВАЯ ИГРА « ОТКАЗ»

Цель: дать возможность участникам овладеть навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.

Работа проводится в микрогруппах, каждой из которых предлагается одна из ситуаций:

Однокурсник (сосед, знакомый, друг) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома.

Однокурсник (сосед, знакомый, друг) предлагает попробовать наркотик «за компанию».

Однокурсник (сосед, знакомый, друг) просит достать для него наркотик.

Задание группам: в течение 5 минут придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации. После этого каждая группа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации три стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный.

в) Игра « Сделай выбор»

Лист бумаги с изображением счастливых детей. Выберите те карточки,которые соответствуют человеку,котрый употребляет наркотики. Сделайте вывод что происходит со здоровьем этого человека.

Деловая игра «Если бы я был руководителем…»

Цель: предотвращение употребления ПАВ в учебном учреждении, осознавание степени своего участия в решении проблемы.

Ведущий предлагает учащимся представить себя руководителем учебного учреждения. Как бы они вели работу по профилактике употребления ПАВ? Какие бы методы использовали?

рЕФЛЕКСИЯ. « дЕРЕВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

цЕЛЬ: НАУЧИТЬ ДЕЛАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР В ЖИЗНИ.

-Хочется ли вам, чтобы ваша жизнь была без НАРКОТИКОВ?

-Что взамен этого вы получите? (долгую и счастливую жизнь)

-Давайте представим себе, что наша жизнь — это дерево. Пусть плоды этого дерева ваши решения. И каждый из вас примет свое решение снимая эти плоды с ветви нашего дерева жизни И СДЕЛАЕТ СВОЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР. На ветвях этого дерева висят яблоки,а на них надписи(наркотик,семья,любовь,работа,радость,удача,горе ,слезы и т, д.) Сорвите тот плод,который будет являтся частичкой счастливой жизни. Можно выбрать один плод. Объясните почему вы выбрали этот плод.

Ведущий просит каждого участника сказать, какие чувства у них вызвало это занятие и выразить это словесной (образ) или поведенческой (поза, жест) метафорой.

Ведущий подводит итог занятия. В конце занятия каждому учащемуся выдаются памятки (см. приложение №2).

Список используемой литературы:

Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.

Колесов Д. В. «Болезни поведения. Воспитание здорового образа жизни». М.: «Дрофа», 2002 г. – 192 стр.

Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.

Людмила Анн «Психологический тренинг с подростками». СПб: Питер, 2005 г.-271 стр.

«Образование в области профилактики аддиктивных форм поведения. В помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами». Б. И. Хасан, Е. Ю. Федоренко и др. М.: «Вариант», 2003 г. – 335 стр.

«Подростки групп риска». Т. Корнилова, Е. Григоренко, С. Смирнов. СПб: «Питер», 2005 г. – 336 стр.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д. Далин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 500 с. («Практикум по психологии»).

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.

«Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации. Руководство для школьных и медицинских психологов, социальных работников, врачей». Н. В. Вострокнутов, Н. К. Харитонова и др., М.: «Вариант». 2003 г. – 240 стр.

«Технология оказания помощи подросткам с девиантным поведением». Т. Шульга, Х. Спанияярд. Москва-Амстердам. 2004 г. – 238 стр.

«Управление рисками в сфере образования». Л. Н. Антонова. Москва, 2003 г. – 138 стр.

Источник

Adblock
detector