Меню

игры и упражнения для аутистов школьников на развитие внимания и памяти

Коррекционные упражнения на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия

ОГБУ « Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Приложение Ежедневный план

на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия

1. Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.

2. Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Психолог предлагает следующие задания:

считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, — _черта замещает числа, которые нельзя произносить).

3. Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

4. Упражнение «Муха 1»
Упражнение на развитие концентрации внимания

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» и «влево») «муха» перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи» не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку начинает игру сначала. «Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности.

5. Упражнение «Селектор»
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания

Для упражнения выбирается один из участников игры — «приемник». Остальная группа — «передатчики» — заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком». В ходе игры жезл совершает полный круг.

6. Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

7. Упражнение «Мой день Рождения»
Упражнение развить память, способность к длительной концентрации внимания.

Участники группы, как и в предыдущем варианте, по очереди называют свои имена, но к своему имени каждый участник добавляет еще дату своего дня Рождения. Второй – имя предыдущего и дату его дня Рождения, свое имя и дату своего дня Рождения, третий – имена и дни Рождения двух предыдущих и свое имя и дату своего дня Рождения и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и даты дней Рождения всех членов группы.

^ 8. Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

^ 9. Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.

^ 10. Упражнение «Муха»
Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.

Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды «мухам» подаются отдельно.

^ 11. Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

^ 12. Упражнение «Телефон»
Упражнение на развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Словесное сообщение передается шепотом по кругу, пока оно не вернется к первому игроку.

^ Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить; дошли до реки и не знают, как через нее перейти. Лапоть говорит пузырю: «Пузырь, давай на тебе переплывем?» – «Нет, — говорит пузырь, — пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней!»

^ Соломинка перетянулась; лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь стал хохотать — хохотал, хохотал да и лопнул!

Источник

Игры для развития внимания, памяти, восприятия
картотека по коррекционной педагогике

Если вы хотите развить внимание, память и восприятие то вам помогут эти игры

Скачать:

Вложение Размер
igry_na_razvitie_vnimaniya_pamyati_vospriyatiya.docx 44.1 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития

памяти, внимания, восприятия.

Карточка 1 ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

Цель : обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов.
Дидактический материал : три похожих яблока.

Описание задания : Психолог: «Когда люди собирают урожай? ( Осенью .) А какое сейчас время года? ( Осень .) Вот яблоко. Постарайся внимательно рассмотреть его, запомнить его цвет, пятна, прожилки. Потом я возьму твое яблоко, перемешаю его с другими, а ты должен будешь найти свое яблоко».

На изучение яблока ребенку дается 3 мин. После этого психолог перемешивает яблоки. Затем ребенок ищет свое яблоко. После того как ребенок найдет свое яблоко, психолог дарит его ребенку.

Цель : обучение способности к переключению внимания.

Описание задания : Психолог говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное — хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.

Цель : обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал: вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом. Карандаш.

Описание задания: Ребенку предлагается газетная вырезка. Психолог обращается к нему: «На этом листочке написано много разных букв. Ты должен искать одну и ту же букву и зачеркивать ее карандашом. Какую букву ты хочешь вычеркивать?» Психолог с помощью секундомера фиксирует время, которое понадобилось ребенку для зачеркивания букв. После этого психолог указывает ребенку на пропущенные буквы и предлагает их тоже зачеркнуть.

Цель : снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Цель : снятие напряжения, повышение эмоционального тонуса; инициирование тактильных контактов.
Дидактический материал: шарф.

Описание задания : Ребенок с завязанными глазами должен поймать взрослого (или другого ребенка)

Карточка 2 ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

Цель: обучение способности концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; уметь смотреть и видеть; уметь рисовать портрет в своем сознании.
Дидактический материал : кукла.

Описание задания : Ребенку предлагается кукла. Он должен рассмотреть лицо куклы, внимательно изучить его, а затем назвать как можно больше характерных деталей.

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Дидактический материал : вырезка из газеты или журнала с достаточно большим шрифтом, которая применялась на занятии (1.3) (10×10 см); карандаш.

Описание задания : Ребенку предлагается вырезка. Психолог: «На этом листочке написано много разных букв. На прошлом занятии ты уже зачеркивал знакомую тебе букву. Какую букву ты зачеркивал? Сейчас ты должен опять найти ту же букву и зачеркнуть ее карандашом». Психолог с помощью секундомера фиксирует время, которое понадобилось ребенку для зачеркивания букв, и сравнивает результат с предыдущим. После этого он указывает ребенку на пропущенные буквы и предлагает их тоже зачеркнуть.

Цель: развитие активного внимания.

Дидактический материал : магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.

Описание задания : Психолог: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Цель : обучение моделированию внешних проявлений чувств.

Описание задания : Ребенку предлагается исполнить роль зеркала, отражающего эмоции и чувства психолога. Затем психолог исполняет роль зеркала.

Карточка 3 ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

Цель : обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать.

Описание задания : В абсолютно тихой комнате попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать (шум за окном, скрип форточки и т.п.). Ребенок должен перечислить все услышанные звуки.

Цель : обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Описание задания : Ребенку предлагается расставить значки, как в образце. Психолог фиксирует время, затраченное на выполнение задания, и число ошибок.

» Бубен и колокольчик «

Цель : развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.

Дидактический материал : бубен, колокольчик.

Описание задания : Во время звучания бубна ребенок должен ходить по комнате, во время звучания колокольчика — бегать по ней.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Цель: обучение рефлексии; снятие эмоционального напряжения.

Описание задания : Психолог рассказывает ребенку историю, состоящую из нелепостей: «Летом я была в деревне. В первый летний месяц март мы собирали яблоки. Они уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт — синие яблоки. Собирать яблоки приходилось в перчатках — ведь на ветках яблоневых пальм огромные колючки. В первый день сбора яблок я забыла надеть шапку и слегка отморозила уши. Но в остальном месяц прошел без приключений. »

Психолог спрашивает у ребенка, почему он смеется.

Карточка 4 ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

Цель: обучение способности: концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать звуки в новых условиях.

Описание задания : Упражнение нужно проводить в шумной (игровой) комнате или на улице. Попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать. Ребенок должен перечислить как можно больше услышанных звуков. Обратить внимание ребенка на различие звуков в новых условиях.

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Описание задания : Ребенку предлагается расставить значки, как в образце. Психолог фиксирует время, затраченное на выполнение задания, и число ошибок.

» Бубен, колокольчик, дудочка «

Цель: развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием нескольких разных инструментов.

Дидактический материал : бубен, колокольчик, дудочка.

Описание задания: Во время звучания бубна ребенок должен ходить по кругу в одном направлении, во время звучания колокольчика — бегать по кругу в противоположном направлении, а во время звучания дудочки — стоять на месте.

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

» Делай то, что я говорю и показываю «

Цель : тренировка на дифференциацию заданий взрослого.

Описание задания : Взрослый медленно совершает разные движения и называет их. («Сжимаю правый кулак, левой рукой чешу затылок, трогаю кончик носа, поворачиваюсь к окну. ») Часть движений не должна совпадать со словесным описанием. Ребенок должен выполнять задания «правильные», а «неправильные» (ловушки) выполнять не должен.

Карточка 5 ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

Цель: обучение способности: концентрировать внимание на ощущениях своего тела.

Дидактический материал : секундомер или часы.

Описание задания : Попросить ребенка лечь, закрыть глаза, положить руку на пульс и вслушаться в звуки «внутри себя». Можно попросить ребенка сосчитать количество ударов пульса за 1 мин (время фиксируется).

Цель: развитие слухового внимания.

Дидактический материал : тетрадный лист в клеточку, карандаш.

Описание задания : Ребенок под диктовку психолога рисует узор.

Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх и так до конца строчки.

Цель: увеличение объема внимания.

Дидактический материал : два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета.

Описание задания : Психолог выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. Ребенок в течение 10 мин запоминает расположение кружочков. Затем кружочки закрываются. Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил психолог. Повторить 2—3 раза.

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Цель : обучение приемам и методам овладения своим волнением.

Описание задания : Ребенку предлагают представить ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и представить ее как можно ярче.

Карточка 6 ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

Цель : обучение способности распознавать предмет по тактильным ощущениям.

Дидактический материал : кусочки меха, дерева, ткани, ваты, металлический брусок.

Описание задания : Ребенку показываются кусочки меха, ткани, дерева, ваты, металлический брусок. Он ощупывает эти предметы, называет их признаки: мягкий, шершавый, пушистый, гладкий, холодный и др.

Затем ребенку закрывают глаза и дают в руки поочередно каждый предмет. Ребенок должен с помощью тактильных ощущений узнать предмет и назвать его.

Цель : развитие слухового внимания.

Дидактический материал : тетрадный лист в клеточку, карандаш.

Описание задания : Ребенок под диктовку психолога рисует узор.

Вариант задания. Две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вниз. Половину строчки ребенок рисует узор под диктовку психолога. Затем продолжает рисовать узор до конца строчки самостоятельно.

Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке.

Дидактический материал : картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт.

Описание задания : Психолог: «Сейчас ты пойдешь гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (показывает картинку с изображением солнышка). Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать».

Упражнение выполнить 5—6 раз.

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Описание задания: Ребенок лежит на диване. Психолог: «Представь, что ты тряпичная кукла. Расслабься. Ты не можешь пошевелиться. Я беру твою руку и отпускаю. Рука падает на диван. Я беру твою ногу, отпускаю, и она тоже падает на диван». И т.д.

Карточка 7 ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ

Цель : обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции.

Описание задания : Психолог называет слово «мышка». Ребенок, услышав это слово, должен присесть на корточки. Услышав слово «птичка», ребенок должен встать и помахать руками. Затем взрослый выполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т.е. мешает ребенку правильно выполнять инструкцию. Ребенок должен сосредоточиться только на словесной инструкции и не обращать внимание на помехи.

Цель : развитие концентрации внимания.

Дидактический материал : две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Описание задания: Психолог: «Посмотри на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назови, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от друга».

Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке.

Дидактический материал : картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт.

Описание задания : Психолог: «Сейчас ты пойдешь гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (показывает картинку с изображением солнышка). Можешь собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Ты должен сразу, как увидишь картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать».

Упражнение выполнить 5—6 раз.

Цель : снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Цель : снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание задания : Психолог говорит ребенку: «Ты — глина, а я — скульптор. Я буду делать из глины скульптуру». «Скульптор» мнет глину, делая легкий массаж плеч, рук, спины. Далее «скульптор создает скульптуру»

Карточка 1 ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания: Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

» У оленя дом большой «

Цель : развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания : Ребенок знакомится с игрой. Психолог, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя Дом большой, Скрещивают руки над головой,

Он глядит в свое окошко: Руки перед лицом изображают

Заяц по лесу бежит, Производят движение руками,

В дверь к нему стучит. Кулаком имитируют стук в дверь.

Стук, стук. Большим пальцем через плечо

Дверь открой! показывают, что сзади охотник.

Там в лесу охотник злой!

Заяц, заяц, забегай! Дети вытягивают руки вперед.

Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания : Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем психолог называет три слова и т.д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2—3 раза.

4) петух, солнце, асфальт, тетрадь;

5) крыша, пень, вода, свеча, школа;

6) карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб;

7) орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын;

8) гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел;

9) мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки;

10) грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, памятник..

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Карточка 2 ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

Цель: развитие зрительной памяти в условиях уменьшения времени.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стола, груши, стакана, платья, шапки.

Описание задания: Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано в течение 10 с. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на картинке.

» У оленя дом большой «

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания: Ребенок знакомится с игрой. Психолог, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя Дом большой, Скрещивают руки над головой,

Он глядит в свое окошко: Руки перед лицом изображают

Заяц по лесу бежит, Производят движение руками,

В дверь к нему стучит. Кулаком имитируют стук в дверь.

Стук, стук. Большим пальцем через плечо

Дверь открой! показывают, что сзади охотник.

Там в лесу охотник злой!

Заяц, заяц, забегай! Дети вытягивают руки вперед.

Выполнять 4—5 раз с постепенным увеличением темпа проговаривания текста.

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Описание задания: Психолог просит ребенка повторять слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Ребенок должен их повторить в той же последовательности. Затем психолог называет три слова и т.д. Если ребенок не справляется со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2—3 раза.

3) урна, кувшин, карандаш;

4) мотоцикл, ванна, салат, ведро;

5) яблоко, мышь, печенье, ложка, пол;

6) автобус, утка, муха, буква, овощи, чулки;

7) стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка;

8) трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка;

9) сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта;

10) дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Карточка 3 ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации.

Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты. Другая — с изображением той же ванной комнаты, но предметы на ней переставлены и находятся в другом порядке.

Описание задания: Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили местонахождение. Время не ограничено.

» Запомни и покажи » (таблицы Ф.Е. Рыбакова)

Цель: развитие преднамеренного запоминания и припоминания, долговременной памяти.

Дидактический материал : приложение 4, 5.

Описание задания : В течение 5 с показывается таблица с изображением четырех фигур, затем таблица с изображением девяти фигур. Ребенок должен показать во второй таблице фигуры из первой. При этом первая таблица закрывается.

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал : три игрушки.

Описание задания: Психолог просит ребенка спрятать три игрушки в своем кабинете. При этом ставит ребенку условие, что через неделю он должен будет вспомнить, куда положил игрушки и найти их

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

» От улыбки станет всем светлей. «

Цель: усиление положительных эмоциональных переживаний, поднятие настроения.

Описание задания: Исполнить песню «От улыбки станет всем светлей…

Карточка 4 ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

Цель : обучение навыкам запоминания образа, ситуации в условиях уменьшения времени.

Дидактический материал : одна картинка с изображением, например, ванной комнаты, другая — с изображением той же ванной комнаты, но предметы на картинке переставлены и находятся в другом порядке.

Описание задания : Ребенку предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов в течение 1 мин. Затем предлагают другую картинку. Ребенок должен назвать предметы, которые изменили свое местонахождение, сказать, где они находились на первой картинке.

Цель : развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал : спрятанные на прошлом занятии три игрушки.

Описание задания : Ребенок должен вспомнить и найти игрушки, которые спрятал на прошлом занятии (2.13) в кабинете психолога.

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Описание задания: Ребенок лежит на диване. Психолог: «Представь, что ты тряпичная кукла. Расслабься. Ты не можешь пошевелиться. Я беру твою руку и отпускаю ее. Рука падает на диван. Я беру твою ногу, отпускаю ее, и она тоже падает на диван». И т.д.

Карточка 5 ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

Цель : развитие произвольного внимания.

Дидактический материал : любая сюжетная картинка.

Описание задания: Психолог показывает ребенку любую сюжетную картинку и просит ребенка внимательно ее рассмотреть и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Психолог задает вопросы по картинке, например: «Сколько елочек было на картинке?», «Кто катался с горки?» Ребенок должен ответить на все вопросы.

Цель : развитие памяти на события.

Дидактический материал : настольная лампа или торшер.

Описание задания: Психолог со словами «Свет, зажгись!» включает настольную лампу. При зажженной лампе психолог рассказывает любое детское стихотворение или поет песенку. Затем он говорит: «Свет, погасни!» И выключает лампу. После этого прикладывает палец к губам и говорит ребенку: «Нужно помолчать». Далее снова включает лампу со словами «Свет, зажгись!». Игру нужно повторить 4—5 раз, меняясь ролями с ребенком.

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.

Описание задания : Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Психолог предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а психолог переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?». Игра проводится 5—6 раз.

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии.

Описание задания: Психолог говорит ребенку: «Ты — глина, а я — скульптор. Я буду делать из глины скульптуру». «Скульптор» мнет глину, делая легкий массаж плеч, рук, спины. Далее «скульптор создает скульптуру».

Карточка 6 ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ

Цель: развитие произвольного внимания и наблюдательности.

Дидактический материал: любая сюжетная картинка, отличная от картинки, использованной в задании 2.21.

Описание задания: Психолог показывает ребенку любую сюжетную картинку, просит внимательно рассмотреть ее и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает. Ребенок должен назвать те детали, которые он запомнил.

Цель: развитие умения удерживать и воспроизводить текст песни (долговременной памяти); развитие вербальной памяти.

Описание задания: Разучить с ребенком один куплет любой песни о школе.

Цель : развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: десять игрушек небольшого размера.

Описание задания: Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Психолог предлагает ребенку запомнить, какая игрушка, на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а психолог меняет местами игрушки. После чего ребенок должен повернуться и расставить игрушки по местам. Игра проводится 5—6 раз.

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Цель: обучение приемам ритмичного дыхания для снятия напряжения; достижение состояния спокойствия и быстрого психотехнического отдыха.

1. Дышать обычным способом.

2. Выдох сделать вдвое длиннее, чем вдох.

3. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание на 20—30 с. Упражнение выполнять 5 мин.

Карточка 1 ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

Дидактический материал : пирамидка, состоящая из колец разных цветов.

Описание задания: Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее психолог поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем психолог просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д.

Цель: обучение способности объединять все свойства объекта, воспринимаемые зрением, слухом, тактильными ощущениями.

Описание задания: Психолог рассказывает детям сказку: «Однажды я шла по лесу и увидела, что вдоль лесного ручья расту елки и березы. Заглянула я под куст и нашла большой гриб. Испугавшись меня, вылетела из гнезда птичка, метнулся в сторону заяц, неслышно пробирался к своему логову волк». Прослушав сказку, ребенок должен изобразить позой, жестом, движением, мимикой то, о чем рассказывалось в сказке.

Цель: развитие целостности восприятия.

Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур.

Описание задания: Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.

Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Цель: обучение переходу из одного эмоционального состояния в противоположное.

Описание задания: Психолог: «Представь, что у меня в руках шапка-невидимка. Когда шапка окажется на твоей голове, ты станешь невидимым и сможешь расслабиться, делать, что хочешь. Если шапки нет на твоей голове, ты должен сильно испугаться». Игра проводится 5—6 раз.

Карточка 2 ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

Цель : улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

Дидактический материал : пирамидка, состоящая из колец разных цветов.

Описание задания : Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее психолог поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем психолог просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д. Следующий этап — психолог показывает кольцо красного цвета и просит ребенка показать в комнате какой-нибудь предмет такого же цвета. Можно предложить ребенку вспомнить, что еще бывает красным. Далее психолог поочередно показывает остальные кольца, просит показать в комнате предметы такого же цвета и вспомнить, какие предметы имеют такой же цвет.

Цель : развитие наблюдательности, ориентирования на форму.

Дидактический материал : три предмета круглой и прямоугольной формы.

Описание задания : Предварительно в разных местах комнаты выставляются три предмета круглой и прямоугольной формы. Ребенку предлагается за 1 мин принести все выставленные предметы.

Цель : развитие целостности восприятия.

Дидактический материал : лист с изображением половин рыбы и стрекозы.

Описание задания : Ребенку предлагается дорисовать вторую половину рыбы и стрекозы.

Цель : снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Цель : обучение управлению своим состоянием, переходу из одного эмоционального состояния в противоположное, приемам саморегуляции.

Описание задания : Ребенок забегает в темную комнату, «пугается», напрягается. Затем выбегает из комнаты на свет — расслабляется, улыбается. Игра проводится 6—7 раз.

Карточка 3 ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

« Что забыл нарисовать художник? »

Цель : развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.

Дидактический материал : набор карточек (4 шт.). На первой карточке нарисована лиса без хвоста, на второй — расческа без зубчиков, на третьей — машина без колес, на четвертой — рыба без плавников.

Описание задания : Ребенку предлагается поочередно каждая карточка, и психолог спрашивает: «Что забыл нарисовать художник?».

« В нашей группе 100 ребятишек»

Цель : развитие способности согласовывать движения с произносимым текстом; развитие координации движений.

Описание задания : С детьми разучивается текст, который исполняется нараспев.

А в нашей группе 100 ребятишек, 100 ребятишек в нашей группе. Они играют, они смеются, И не скучают никогда! Правая рука!

Психолог и ребенок выносят правую руку вперед, затем начинают пропевать текст сначала, похлопывая правой рукой по правому бедру.

А в нашей группе 100 ребятишек, 100 ребятишек в нашей группе. Они играют, они смеются, И не скучают никогда! Левая рука!

Психолог и ребенок выносят левую руку вперед, затем начинают пропевать текст сначала, похлопывая левой и правой руками по бедрам.

А в нашей группе 100 ребятишек, 100 ребятишек в нашей группе. Они играют, они смеются, И не скучают никогда! Правая нога!

Психолог и ребенок выставляют правую ногу вперед и, пропевая текст, притопывают правой ногой и похлопывают руками по бедрам.

А в нашей группе 100 ребятишек, 100 ребятишек в нашей группе. Они играют, они смеются, И не скучают никогда! Левая нога!

Психолог и ребенок выставляют левую ногу вперед и, пропевая текст, притопывают ногами и похлопывают руками по бедрам.

Должны одновременно звучать текст и выполняться все движения.

Цель : снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии

Цель : развитие движений кистей рук, фантазии.

Описание задания : Ребенок гладит воображаемого котенка и описывает его (мягкий, пушистый, рыжий, маленький и т.д.) .

Карточка 4 ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

Цель : развитие фонематического восприятия.

Дидактический материал : картинки с изображением шубы, петуха, ножа, цыпленка, самолета, машины, туфель, яблока, ложки, лимона.

Описание задания: Психолог произносит какое-либо слово и просит ребенка показать на картинке предмет, название которого начинается с того же звука: шар — шуба, петух — пуговица, нож — ночь, цветы — цыпленок, самолет — сапоги, машина — молоко, туфли — трава, яблоко — ягода, ложка — лампа, лошадь — лимон.

Цель : развитие ориентирования в пространстве.

Дидактический материал : лист с заданием, на котором нарисован зайчик (в нижнем левом углу листа) и домик (в верхнем правом углу листа), между зайчиком и домиком нарисовано большое число точек (приложение 9).

Описание задания: Психолог говорит ребенку: «Зайчик заблудился и не может найти дорогу к своему дому. Ты хочешь помочь ему? Тогда, соединяя точки, нарисуй дорожку от зайчика к его дому».

Цель : снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

Цель : развитие воображения и творческих способностей; снятие эмоционального напряжения.

Описание задания : Ребенок жестами, мимикой, звуками изображает какое-либо животное. Психолог должен отгадать задуманное ребенком животное. Игра проводится 2—3 раза.

Карточка 5 ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

Цель : развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.

Дидактический материал : большой набор разных пуговиц, среди которых только три одинаковые.

Описание задания : Перед ребенком хаотично раскладывают все пуговицы и предлагают найти три одинаковые.

Цель : развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

Дидактический материал : несколько флажков и пуговиц разного цвета.

Описание задания: По всей комнате расставляют стулья, на которые устанавливают флажки разного цвета. Ребенку в руки дают пуговицу одного цвета. По команде психолога «Иди гулять!» ребенок ходит по комнате. По команде «Найди свой цвет!» ребенок должен подойти к флажку, соответствующему цвету пуговицы. Игра проводится 4—5 раз.

Цель : развитие способности по ряду признаков определять предмет.

Дидактический материал : любые загадки, соответствующие данной возрастной группе детей.

Описание задания : Психолог загадывает загадки, ребенок должен отгадать загадку.

Кто на свете ходит В каменной рубахе? В каменной рубахе Ходят. (черепахи).

И в лесу мы, и в болоте, Нас везде всегда найдете — На поляне, на опушке. Мы — зеленые. (лягушки).

За рекой они росли, Их на праздник принесли, На веточках — иголки. Что же это — . (елки).

Очень ласковый и чистый, Лапой моется пушистой,

Если пустит когти в ход, Страшный зверь — домашний. (кот).

Цель : снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук

Цель : повышение эмоционального тонуса, возможности активного самовыражения; развитие воображения.

Описание задания : Психолог с помощью мимики и движений изображает какой-либо предмет. Ребенок должен отгадать название предмета. Затем психолог и ребенок меняются местами.

Карточка 6 ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

Цель : развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине.

Дидактический материал: большой набор разных пуговиц, среди которых должны быть пуговицы, одинаковые по цвету, форме, величине.

Описание задания : Ребенку предлагается выбрать из всего набора пуговиц сначала одинаковые по цвету, затем — одинаковые по размеру, форме.

Цель : развитие координации слухового и моторного анализаторов.

Дидактический материал : детское пианино или металлофон.

Описание задания: Ребенку показывают пианино (металлофон) и объясняют, что если нажимать клавиши с правой стороны пианино, то звук будет тонким, высоким. Если нажимать клавиши с левой стороны, то звук будет низким, грубым. Ребенок пробует играть в разных регистрах. Далее психолог предлагает ребенку игру. Когда он нажимает клавиши верхнего регистра, ребенок должен лечь на коврик, когда нажимает клавиши нижнего регистра, ребенок — ходит, бегает, выполняет любые движения. Игра проводится 5—6 раз. Далее психолог и ребенок меняются местами: ребенок нажимает на клавиши, а психолог выполняет движения.

Цель : развитие способности по ряду признаков определять предмет.

Дидактический материал : любые загадки, соответствующие данной возрастной группе детей.

Описание задания: Психолог загадывает загадки, ребенок должен отгадать загадку

Цель : снятие мышечного напряжения, развитие тонкой моторики рук.

« Послушай, что за окном »

Цель : обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах.

Описание задания: Попросить ребенка сконцентрировать свой слух на звуках, которые удается услышать за окном (или дверью). Ребенок должен перечислить услышанные звуки.

Источник

Читайте также:  строевые упражнения для средней группы детского сада
Adblock
detector