Меню

игры и упражнение по фэмп для дошкольников

Картотека игр и упражнений по ФЭМП
картотека по математике на тему

Дидактические игры направлены на формирование элементарных математических представлений у детей

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_igr_i_uprazhneniy_po_femp.docx 36.64 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и упражнений по ФЭМП

Цель: Упражнять детей в счёте.

Ход игры: Взрослый кладёт на стол любое количеств мелких предметов и называет их число, допустим 3. Ребёнок не пересчитывая лежащие предметы, считает дальше, например,до 7.

Основное правило: не называть число, уже названное водящим. Право быть водящим получает тот, кто ответил без ошибки.

Цель: Упражнять детей в счёте до 10 от названного числа.

Ход игры: Взрослый бросает мяч и называет любое числоот 1 до 10. Ребёнок продолжает счёт отназванного числа и бросает мяч обратно.

Основное правило: не называть число уже названноеведущим.

Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.

Ход игры: Предложите детям запомнить, на каких по счётуступеньках находятся животные. Ребёнок закрывает глаза, в это время взрослый меняет игрушкиместами. Открыв глаза, ребёнок должен рассказать что изменилось.

Впоследствии игру можно усложнить: менятьместами не 2, а 4 игрушки, менять места всех игрушек, добавлять к лесенке новые ступеньки.

Цель: Упражнять детей в счёте предметов на ощупь.

Ход игры: для игры нужно взять 20 – 30 одинаковых мелкихпредметов (пуговиц, камешков, кубиков). Рассыпь те их на столе. По сигналу двое играющих с закрытыми глазами собирают на ощупь предметы. Тот, кому удалось собрать, например 5, предметов, останавливает игру словом «5». Играющие открываютглаза, проверяют количество собранных предметов.

Тот, у кого их 5, берёт предметы себе, а у кого ихбольше или меньше 5, вновь рассыпают предметыпо столу.Игра заканчивается тогда, когда собраны всепредметы. Можно проверить, кто набрал больше. Дляэтого нужно без счёта разложить предметы в 2 ряда один под одним. Можно проверить по – другому: каждый играющий кладёт свой выигрыш в ряды по 5 штук, и всесчитают и сравнивают количество рядов.

Цель: Закрепить умение детей отсчитывать определённое количество предметов.

Ход игры: Поставить на стол коробку счётных палочек. Играющие договариваются выкладывать из палочеклюбые фигуры. Основное правило: каждую фигурувыкладывают из 4 – х палочек. По сигналу начинают игру. По окончании условленного времени2 – 3 мин.проверяют, кто, сколько фигур успел выложить иопределить победителя.

Цель: Упражнять детей в порядковом счёте.

Ход игры: Предложить детям построить лесенку из 4 – хступенек и на каждую ступеньку поставить по одной игрушке.Договариваются считать ступеньки снизу. Ребёнокотворачивается, взрослый убирает одну игрушку.Повернувшись, ребёнок должен сказать, которой по счётуигрушки не стало.

Цель: Упражнять детей в умении отсчитывать предметы поназванному числу, называть числительное, согласуяс существительным.

Ход игры: Взрослый называет знакомое ребёнку число.Ребёнок приносит такое же количество игрушек иназывает их.Затем число называет ребёнок, поручение выполняетвзрослый.Взрослому нужно время от времени ошибаться, но неБолее чем на 1. За каждое правильно выполненноепоручение играющий получает фишку.

Цель: Развивать у детей внимание. Учить детей считать до 5; 10.

Ход игры: В «аквариуме» жёлтые и красные рыбки.Какая в правом верхнем углу?

Куда плывёт? (слева – направо)Сколько больших рыбок?Сколько маленьких рыбок?

Сколько красных?Сколько жёлтых?

Цель: Учить детей считать до 10 в прямом счёте,обратном, через 1.

Ход игры: Дерево с прорезями. На нём цветныецифры.

Красные – счёт прямой. Синие – счёт обратный. Жёлтые – счёт через 1.

Цель: Развивать у детей внимание. УчитьСчитать в пределах 5; объяснить значение

Слов «больше», «меньше».

Ход игры: Играют 7 детей. 4 рисунка – корешки,3 их вершки.«Корешок, корешок, где твой вершок? »Дети встают парами.«Всем ли хватило вершков?Чего больше? Чего меньше?На сколько?

Цель: Помочь детям понять, что число предметов не меняется, как бы ни размещали их.

Оборудование: 30 фишек; 12 карточек (4х5) ; на трёх карточкахнаписать цифру «1»; на трёх – «2»; на трёх – «3»; на трёх – «4»; игровое поле с деревом.

Ход игры: Играют втроём, у каждого по 10 фишек.

Перемешать карточки лицом вниз. Делая ход, берут карточку и ставят свою фишку на цветок, или существо, число пятнышек на котором совпадает с числом на карточке. Если игрок не может найти существо с нужным числом пятнышек, он пропускает 1 ход. Фишки у каждого разного цвета. Игра заканчивается после того, как все пятнышки будут закрыты фишками.

Цель: Учить детей сложению и вычитанию в пределах 5; 10.

Ход игры: Каждый играющий получает по 4 карточки из одного набора (делятся пополам). Выигрывает тот, кто быстрее и правильно составит поезд по номерам вагонов (чтобы узнать номер вагона, нужно решить пример, который на нём записан) .

Сложение и вычитание в пределах 10 (играют вдвоём одним набором – у вагончиков по 2 колеса) .

Цель: Познакомить с цифрами от 1 до 9.

Оборудование: Пластмассовые цифры; 2 домика; «кирпичики» 3х2- 30 штук.

Ход игры: Играют вдвоём. У каждого по 15 «кирпичиков», цифрыв пакет. Делая ход, вынимаем из пакета цифру. Ставит«кирпич» на место, совпадающее с номером «кирпича»на стенке его домика. Цифру обратно в пакет. Выигрывает тот кто первым построит домик.

Цель: Познакомить детей с числами, введение понятия «вычитание» т. к. поочерёдно снимаются части крышки и подсчитываются оставшиеся.

Оборудование: «пирог», разделённый на 8 частей; кубик.

Ход игры: играют 2 или втроём.

1 в. Делая ход, игроки бросают кубик и снимают с пирога столькочастей, сколько очков выпадает на кубике. Чтобы снять последнюю часть крышки, нужно обязательно выбросить «1». (цель: снять последний кусок (часть) крышки с пирога.

2 в. Вести счёт игры можно и по «вишенкам» — маленьким призам за каждую выигранную партию. После определённого числа партий пяти, эти «вишенки» подсчитываются, и тот, у кого их окажется больше, считается победителем.

3 в. Можно играть и по – другому.

Класть на пирог части крышки или ягодки, согласно числу выпавших очков.

Цель: Учить детей считать до 10.

Ход игры: «Клетки» для зверей с цифрами. Звери тоже с цифрами.Найди клетку.

Цель: Развивать у детей мышление. Учить считать до 10.

Ход игры: «Я задумала 2 числа. Сложила их и получилось 4.Какие числа я задумала? »

Работа с карточками.

Цель: Учить детей считать до 5; различать цвет; величину.

Ход игры: У Петрушки шары.Сколько их? Какого цвета?Какого размера?Показать цифру.

Цель: Закреплять умение отсчитывать определённоеколичество предметов.

Ход игры: Взрослый и ребёнок поочередно рисуют несложные предметы в разном количестве: 5 грибов, 4 флажка, 6 кружков, но не более 8. Тот,кому показали рисунок, молча кладёт на столтакое же количество предметов (палочек, треугольников, рыбок). Каждое правильно выполненное задание оценивается фишкой.

В этой игре дети учатся контролировать чужиедействия.

Цель: Упражнять детей в счёте звуков.

Ход игры: Для игры нужен мяч и мелкие предметы (кубики,палочки и др.) Один из играющих бросает мяч встенку или на твёрдую площадку. Второй играющий, повернувшись спиной, откладывает столькопредметов, сколько ударов мяча он услышал.

Основное правило: сначала сосчитать звуки, а потом откладывать предметы. Играющий, неверно сосчитавшийудары мяча, водит (считает звуки) повторно.

Цель: Закреплять у детей умение считать и отсчитывать предметы в соответствии с тем количеством, которое предложено.

Ход игры: Перед началом игры у взрослого и ребёнка должно быть равное количество мелких предметов, например:у взрослого 30 квадратов, у ребёнка 30 треугольников.

1 – й играющий кладёт на стол любое количество фигур,но не более 10.

2 – й играющий должен молча положить такое же количество своих фигур. Затем делает ход (кладёт фигуры) второй играющий. Каждый раз фигуры обоих играющих остаются на столе возле того, кто выполнял задание ведущего.

Основное правило: до её окончания не говорить ни слова.

Игра заканчивается, когда у одного из играющих неостаётся фигур.

Цель: Упражнять детей в усвоении отношений порядка междучислами.

Ход игры: Ведущий задумывает число, а все по очереди пытаются его отгадать. В ответ на каждую попытку ведущийотвечает «Моё число больше или меньше». Тот, кто отгадывает число, становится ведущим или получает очко. На 1 – х порах, играя с детьми в эту игру, можно ограничиться только первыми цифрами и расположить их перед глазами детей так, чтобы им было удобно фиксировать названное число.

Цель: Развивать у детей навык в счёте, в уме.

Ход игры: приготовить фишки или счётные палочки. Водящий читаетстихотворение или рассказ, участники внимательно слушают и отвечают на вопрос. За правильный ответ получаютфишку. Выигрывает тот, кто больше наберёт фишек.

В снег упал Серёжка,

А потом упал Игнат

Сколько на снегу ребят?

Цель: учить считать детей до 10.

Оборудование: лист бумаги; дерево и животные.

Ход игры: Играют вдвоём. Кто быстрее найдёт цифрыпо порядку, тот и выиграл.

Цель: упражнять детей в усвоении отношений порядкамежду числами.

Ход игры: Карточки переворачиваются цифрами вниз и перемешиваются. Ведущий переворачивает 1 из карточекцифрой вверх и называет число. Участники игры должны назвать его соседей – предыдущее и последующеечисло.

«Нарисуй и сосчитай»

Цель: Учим считать клетки и нарисованные предметы. Готовим рукук письму.

Ход игры: Приготовить бумагу в клетку и цветные карандаши. Нарисуй3 большие коробки и 4 маленькие.Каких коробок больше?На сколько?Сколько всего ты нарисовал коробок?Какой формы коробки?В маленьких коробках подарки для малышей: мячи, волчки и неваляшки.Нарисуй их так. В больших – карандаши, линейки, тетради. Это подаркидля будущих школьников.Посчитай, сколько всего подарков для школьников?Сколько подарков для малышей?

Цель: Научить считать до 10; объяснить значение слов«больше» и «меньше».

Оборудование: 2 прозрачных стакана; 2 чайные ложки; миски с водой; кубик.

Ход игры: Играют вдвоём. Делая ход, бросают кубик. Число,выпавшее на кубике, показывает, сколько ложекводы игрок может налить в свой «пруд» — стакан.Тот, кто первым заполнит стакан до уровня брюшка утки, говорит «кря – кря» и становится победителем.

Цель: Счёт в пределах 10. Знакомство с порядковыми числительными.Знакомство с понятиями «первый», «последний».

Ход игры: На полотне лыжня с прорезями. Отдельно фигурки лыжников с № на груди. Расставить по порядку номеров. Назватькто последний, первый, между, перед, после…

Цель – обратить внимание на высоту, ширину предметов. Учить соотносить предметы по высоте и ширине в действиях с ними; Закреплять название слов «высокий», «низкий», «широкий», «узкий».

Оборудование: строительный материал: (бруски разной величины) машины разной величины (высокая с подъёмным краном или пожарная с лестницей, низкая, широкая, узкая)

Ход игры: На полу вперемешку бруски разного размера; въезжает легковая машина, предложить кому – либо построить ворота. Ребёнок строит. Воспитатель прокатывает через них машинку к ребёнку, тот вновь катит к воспитателю. Затем берём высокую машинку и просит прокатить через эти ворота – ворота

падают. Машинка не проходит, т. к. она выше ворот «что надо сделать, чтобы машинка прошла в ворота? » построить высокие. (Аналогично широкие) .

Цель: Познакомить детей с принципом складывания матрёшки. (маленькая прячется в большую) .

Оборудование: Двуместные матрёшки по количеству детей; Большая двуместная матрёшка для воспитателя, мишка.

Ход игры: Воспитатель ставит на стол матрёшку, рассматривает её, потом раскрывает и достаёт маленькую. Воспитатель показывает мишку и предлагает матрёшкам поиграть с ним в прятки. Мишка прячется, маленькая – матрёшка его находит. Затем наоборот. Мишка отворачивается. Маленькая матрёшка просит большую спрятать её.

Мишка ищет, но не может найти и уходит. Воспитатель раздает детям матрёшек, просит всех спрятать маленьких матрёшек, чтобы мишка не нашёл.

Цель: Учить детей считать до 10. Развивать внимание, память.

Ход игры: Ученик у доски с завязанными глазами. Выбираеткарточку с цифрой и показывает детям. Дети считают от этого числа, не называя его; или обратно;или через 1 от этого числа. Называют все цифры,которые больше этого числа; меньше этого числа.

Отвечающий должен отгадать число.

«Протолкни шары (кубы, овалы, бруски)»

Цель: Учить соотносить по величине плоскостные и объёмные формы, пробуя, отбрасывая неверные варианты и фиксируя верные.

Оборудование: Коробки, в каждый из которых по 4 – 5 отверстий одинаковой формы (круглые, квадратные, прямоугольные)на разные величины.

Геометрические формы разной величины, соответствующие разной величине отверстий.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям коробки и геометрические формы и предлагает опустить все фигурки в коробку – каждую в своё отверстие. Воспитатель обходит детей, смотрит, как они выполняют, просит пробовать и показывает, как это делать.

«Опусти шарик в коробк»

Цель: Обращать внимание на величину, делать её значимым признаком, учить детей пробовать закреплять знания слов «большой», «маленький».

Оборудование: Коробка с маленькой круглой прорезью, шарики (большой и маленький) одного цвета.

Воспитатель ставит на стол коробку, кладёт около нее шарики и говорит d, что сейчас d узнают, какой шарик спрячется в этом домике. Вызывает одного ребёнка и предлагает протолкнуть в отверстие шарик, когда маленькиешарики спрячутся в домике, обратить внимание, что отверстие в коробкемалое только для маленьких предметов. Остались большие шарики.

Цель: практическое выделение величины.

Оборудование: 4 куклы разного размера, 2 комплекта одежды для них (платье с чепчиком и пальто с шапкой)

Ход: Детям дают кукол (большую и маленькую), резкоконтрастных по величине. Куклы встали после сна и забыли,кто в чём был одет, — помогите им одеться. На столе вперемешку два платья и 2 чепчика. Величину предметов воспитатель не называет, дети должны самостоятельно выбрать.

В случае ошибочного действия не останавливать ребёнка,а предлагает примерить выбранную вещь маленькой илибольшой кукле, т. е. практически убедиться в своей ошибке.Когда куклы одеты воспитатель помогает закрепить своидействия в слове.

Цель: Продолжать учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путём наложения; развивать внимание;закреплять слова, определяющие относительность величин«больше», «меньше» и «одинаковые».

Оборудование: три дома картонных разной величины с прорезями длядверей и окон, без крыши; картонные крыши, окна,двери трёх величин, соответствующие размерам домов.

Ход: Выставить в наборное полотно крупные изображения трёх домов,располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе вперемежку расположены элементы дома (крыши, двери, окна). Затем говорит воспитатель детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными, все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям.

Итог: «Самому большому дому – самые большие окна, самую большую дверь, самую большую крышу. В дом поменьше двери поменьше и т. д.

Цель: Понимать, что величина является значимым признаком, учитыватьеё в действиях;

Оборудование: Шапочки с ушами для зайцев по числу играющих, шапочка для лисы, большие и маленькие круги (овалы, квадраты,прямоугольники и др.) 2 обруча.

Ход: Воспитатель кладёт на пол 2 обруча и объясняет, что это будут домикидля зайцев. Раздаёт d – зайцам шапочки и каждому в руки картонныйкруг (овал, квадрат). Обратить внимание на то, что у одних круги большие, у других маленькие. Внутрь каждого обруча воспитатель кладётодин из кругов; там где лежит большой круг, — дом для зайцев с маленькими кружками. Все зайцы занимают свои домики. В стороне дом лисызайцы выбегают. Из укрытия выход лиса и повит зайцев. Если заяц не всвой дом вбегает, лиса его забирает.

Цель: Упорядочивание предметов по величине

Оборудование: 10 картонных полосок одинаковой ширины, различающихсяпо длине на 2 см, (от 2 до 20 см) .

Ход: Ребёнку нужно расставить спортсменов по росту – от самого маленькогодо самого высокого. Учить малыша действовать последовательно:выбирать сначала самую маленькую полоску, затем самую маленькую изоставшихся и т. д. При затруднениях предложите спортсменам помериться,кто выше. Пусть спортсмены перепутают свои места – вы увидите, что ребёнку нелегко будет восстановить правильный порядок.

«Что такой длины? ширины? высоты?»

Цель: учить обращать внимание не только на общую величину предмета,но и на отдельные её параметры – длину, ширину, высоту.

Ход: Вы загадываете какой – нибудь предмет (например, стол) и делаете узкую бумажную полоску, равную его длине; чтобы отгадать загаданное,ребёнку надо будет сравнить длину разных предметов, находящихся вкомнате, с этой полоской. Потом можно загадать другой предмет, измерив его высоту, и следующий, измерив его ширину. Следите, чтобы ребёнок измерял именно тот параметр величины, который вы задали. Играя, можно меняться ролями – тогда загадывать будете по очереди выи ребёнок.

Цель: Учить понимать относительность высоты предмета; показать, чтоодин и тот же предмет может быть высоким или низким в зависимости того с чем его сравнивают; обратить внимание, что слова«высокий», «низкий», «выше», «ниже» относятся не только к предметам, но и к людям, определяют их рост.

Ход: Педагог вызывает двоих детей одного самого маленького по росту,другого повыше, ставит их рядом и просит ребят сказать, кто из стоящих детей высокий. Затем говорит: «Правильно, Коля высокий, вышеТани». Сажаем Таню и вызывает ребёнка, который выше Коли; ставитих рядом, снова спрашивает: «Коля высокий или низкий? Правильно,теперь можно сказать, что Коля низкий, а Саша высокий, Коля нижеСаши, а Саша выше Коли. Потом другую пару… педагог объясняет,что сравнивал детей по росту: одни выше ростом, другие ниже. Предлагает всем построиться по росту. Помочь правильно определить своёместо.

Цель: Создать положительное отношение к сказке задавать правильное понимание величины предметов; стимулировать желание вспоминать и воспроизводить соотношение предметов по величине.

Оборудование: картонные геометрические формы трёх величин (прямоугольники – «кровати», квадраты – «подушки»)

— В спальне стояли кровати (достаёт прямоугольники). Вот тут кровать Михайло – Ивановича ,Здесь Настасьи Петровны,Здесь Мишутки, ребёнок расставляет кровати и объясняет, где чья кровать. Последругой ребёнок раскладывает подушки (так же по величине) .

Цель: Учить осуществлять выбор величин по слову – названию предметов, развивать внимание, формировать положительное отношение к полученномурезультату – ритмичному чередованию величин.

Оборудование: Полоски чистой плотной бумаги по числу детей, геометрическиеформы разной величины для выкладывания узора, подносики, наборное полотно.

Воспитатель раздаёт d полоски бумаги и ставит на стол подносики с геометрическими формами. Сейчас будем выкладывать красивый узор, показывать образец действия: «Большой квадрат (берёт форму и вставляет в нижнее полотно) .

Маленький квадрат, ещё маленький квадрат, затем воспитатель предлагает выкладывать формы под диктовку. Вначале он следит не только за правильным чередованием величин, но и за тем, чтобы дети действовали слева направо и соблюдали одинаковое расстояние между элементами.

Цель: Учитывать величину в практических действиях с предметами, соотноситьпредметы по величине, закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»). Учить оценивать свои действиярадоваться положительному результату.

Оборудование: 2 куклы (Б и М)

2 набора постельных принадлежностей в соответствии с размерамикукол, строительный материал разного размера.

Ход: Обратить внимание, что куклы устали хотят спать, но нет кроватей, надо построить

их. Обратить внимание на строительный материал. Дети строят кровати воспитатель

оказывает помощь в расположении элементов строителя, но не в их выборе. Предложить посмотреть, удобно ли будет куклам в этих кроватках, какая кровать для какойкуклы построена. Дети кладут кукол и т. о. проверяют соответствие величин кукол икроватей.

Аналогично постелить бельё.

Цель: Познакомить с принципом складывания матрёшки, практическоевыделение величины.

Оборудование: матрёшки 3 – 6 местные.

Ход игры: Воспитатель раздаёт детям 3 – х местные матрёшки (пять элементов –четыре половинки и одна целая) и предлагает спрятать всех матрёшекв одну большую, учит детей пробовать. Если у кого из детей остаётсялишняя половинка, предлагает снова раскрыть матрёшку и постаратьсяправильно сложить матрёшек, помогает ребёнку разложить части на столе так, чтобы элементы одной величины не находились рядом по возможности каждый раз новая матрёшка с разным орнаментом, иначе он не будет учитывать величину, а просто запомнит последовательность складывания рисунка – узора на матрёшке.

Цель: Формировать отношение к величине, как значимому признаку, образовать

внимание на длину, закреплять слова длинный, короткий.

Оборудование: Игрушки зверей (мишки, зайки, собачки, кошки), ленты длинные икороткие по числу игрушек, длинные ленты по сравнению с короткими должны быть такими, чтобы их можно было обернуть вокругшеи мишки (собачки и др., ) и завязать красивый бант.

Ход: На столе игрушки.

— Звери хотят устроить себе праздник и просят их нарядить – завязать им красивыебанты. 2 ребёнка — предложить каждому взять 1 игрушку и по ленте (на столе 2 ленты длинные и короткие). Дети берут ленты и пытаются завязать бант своей игрушке.У ребёнка с короткой лентой не получается. Воспитатель спрашивает у ребёнка сдлинной лентой, получился ли из неё бант. После чего показывает игрушку с красивым бантом. «А вот собачка огорчена, у неё не получился бант, какая лента была у собачки? » (короткая). Из короткой ленты бант не получился».

Цель: Учить определять зрительно предметы резко различной величины, соединять

зрительный образ со словом.

Оборудование: Большие карточки с изображением 2 – х предметов, каждый представ-

лен двумя величинами (большой и маленький) предметы расположенына карточках по – разному (например: большой дом, маленький дом, маленькое дерево, большое дерево, маленькая машина, маленький мяч,большая машина, большой мяч) карточки с изображением отдельных предметов (больших и маленьких) .

Ход: раздать большие карточки и по одной карточке – образцу, спрашивая «У кого такая? ».Ребёнок должен не просто узнать предмет, а соотнести изображения предметов по вели-

чине, т. е. правильно наложить большой предмет на большой, маленький на маленький.

После этого закрепить результат в слове: «Правильно, это большой дом».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей средней группы по ФЭМП, развивающее логическое мышление и количественные представления.

Автором представлен практический материал (дидактические игры и упражнения по ФЭМП в средней группе) подборка для родителей и воспитателей.

Подборка игр и упражнений для работы по логопедическим темам.

Картотеки игр, упражнений являются хорошим подспорьем в работе учителя — логопеда. В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при включении которых возрастают .

Дидактических игр и упражненийпо ФЭМП Развитие внимания, логики, мышления.

Картотека дидактических игр по ФЭМП для старших дошкольников.

Картотека дидактических игр и упражнений по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста.

Источник

Читайте также:  доктор бубновский упражнения для поясницы видео
Adblock
detector