Дидактические игры на тему «Игрушки»
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Дидактические игры на тему «Игрушки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did.igry_na_temu_igrushki.docx | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по лексической теме «Игрушки» в старшей группе
- Обогащение словарного запаса по теме.
- Развитие зрительного внимания.
На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с педагогом рассматривают их, называют каждую игрушку. Затем педагог предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Затем дети открывают глаза и называют игрушку, которой нет на столе.
2. «У кого какая игрушка»
- Сравнение игрушек по величине.
- Активизация словаря.
Детям предлагаются три мяча, различных по величине (большой, поменьше и самый маленький), три медведя (матрешки, куклы, машины) тоже отличающихся по размеру. Необходимо найти хозяина для каждого мячика, соотнося игрушки между собой по величине.
- Сравнение игрушек по цвету.
- Формирование умения согласовывать прилагательные с существительными в роде.
В игре участвуют парные картинки с изображением игрушек, одинаковых по цвету. Игра проводится по типу Лото. Ребенку необходимо найти пару к своей картинке.
4. «Какой игрушки не хватает»
- Развитие умения сравнивать игрушки по цвету и форме.
- Воспитание зрительного внимания.
- Активизация словаря.
Детям предлагается таблица из 9 клеток, в 8 из них изображения трех различных игрушек или одинаковых, но трех разных цветов. Одна клетка пустая. Ребенок совместно с педагогом устанавливает закономерность расположения игрушек в клетках и определяет, какой игрушки не хватает.
5. «Что здесь спрятано»
- Развитие воображения.
- Активизация словаря по теме.
Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, треугольник. Дети определяют на какие игрушки похожи данные фигуры.
Дидактические игры по теме: ОДЕЖДА
1. «Одень Таню, одень Ваню»
- Развитие зрительного внимания и логического мышления.
- Активизация словаря по теме.
- Закрепление названий цветов.
На маленьких карточках (10 штук) изображения одежды для девочек и мальчиков. Дети вместе с педагогом рассматривают карточки, называют каждый из предметов одежды. Затем на большом поле раскладывают карточки соответственно к изображению девочки или мальчика. Выясняют, какую одежду могут носить все.
2. «Выбери одежду для матрешек»
- Развитие зрительного внимания.
- Закрепление названий цветов.
- Согласование прилагательных и существительных в роде и числе.
На большом полотне изображение матрешек желтого, синего, красного и зеленого цвета. На маленьких карточках изображены сарафан, косынка, фартук, носки для каждой матрешки. Детям предлагается выбрать одежду соответствующего цвета для каждой матрешки.
- Развитие зрительного внимания и умения выслушивать вопрос и отвечать на него одним словом.
Взрослый задает вопрос типа: У кого сегодня белые колготки? Кто одет в джинсовый сарафан? И т.п.
- Развитие умения сравнивать предметы по величине.
- Воспитание зрительного внимания.
- Активизация словаря.
- Образование уменьшительной формы существительных
Детям предлагаются игрушки маленький и большой мишка или их изображения. На маленьких карточках изображены рубашка и рубашечка, шорты и шортики, шапка и шапочка, шарф и шарфик, носки и носочки. Нужно «одеть» игрушки, называя, что для кого. Например: Мишке наденем рубашку, а Мишутке – рубашечку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро.
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым .
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос.
Развивающие дидактические игры.
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п.
Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра «Флаги мира» позволит ребёнку изучить не только флаги .
Звуковая культура речи в увлекательном происшествие с потерявшимися домашними животными.
Источник
Речевые игры по лексической теме «Игрушки»
методическая разработка по развитию речи на тему
Расширять знания детей по лексической теме «Игрушки»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry.doc | 380 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевые упражнения по лексико-грамматической теме «Игрушки»
Учитель – логопед Егорова М.В.
Цель: совершенствовать лексико-грамматические представления по теме «Игрушки».
(образование форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах):
-мяч – мячи – много мячей
-мячик – мячики – много мячиков
-кукла – куклы – много кукол
-кубик – кубики – много кубиков
-мишка – мишки – много мишек
-машина – машины – много машин
-машинка – машинки – много машинок
-собачка – собачки – много собачек
-пирамида – пирамиды – много пирамид
-пирамидка – пирамидки – много пирамидок
-матрешка – матрешки – много матрешек
-неваляшка – неваляшки – много неваляшек
-робот – роботы – много роботов
-самолет – самолеты – много самолетов
2. «Доскажи словечко»
(закончить предложение словом «игрушки» в нужной форме) :
-В коробке лежат что? … (игрушки) .
-В магазине много чего? … (игрушек) .
-Петя рад чему? … (игрушкам) .
-Мама купила что? … (игрушки) .
-На столе коробка с чем? … (с игрушками) .
-Таня мечтает о чем? … (об игрушках) .
3. «Большой — маленький»
(образование уменьшительно-ласкательной формы существительных) :
-Большой мяч, а маленький … мячик.
-Большой самолет, а маленький … самолетик.
-Большой корабль, а маленький … кораблик.
-Большой солдат, а маленький … солдатик.
-Большой мишка, а маленький … мишутка.
-Большой слон, а маленький … слоник.
-Большая пирамида, а маленькая … пирамидка.
-Большая неваляшка, а маленькая … неваляшечка.
-Большая машина, а маленькая … машинка.
-Большая лошадь, а маленькая … лошадка.
-Большая кукла, а маленькая … куколка.
(образование уменьшительно-ласкательной формы прилагательных) :
-Корабль синий, а кораблик … синенький.
-Мяч круглый, а мячик … кругленький.
-Шар желтый, а шарик … желтенький.
-Машина быстрая, а машинка … быстренькая.
-Кукла веселая, а куколка … веселенькая.
-Слон грустный, а слоник … грустненький.
-Паровоз быстрый, а паровозик … быстренький.
-Мишка косолапый, а мишутка … косолапенький.
(образование относительных прилагательных) :
-Самолетик из бумаги какой? (бумажный)
-Домик из картона какой? (картонный)
-Робот из железа какой? (железный)
-Лошадка из дерева какая? (деревянная)
-Мишка из плюша какой? (плюшевый)
-Собачка из меха какая? (меховая)
-Кораблик из пластмассы какой? (пластмассовый)
-Лягушка из резины какая? (резиновая)
-Солдатик из олова какой? (оловянный)
-Курочка из глины какая? (глиняная)
-Бычок из соломы какой? (соломенный)
-Машинка из металла какая? (металлическая)
6. «Вставь пропущенное слово»
(послушай, вставь пропущенное словечко и скажи правильно) :
-Игрушки лежат … коробке. (В)
-Кукла спит … кроватке. (В)
-Зайка катается … машинке. (НА)
-Мозаика упала … стола. (СО)
-Машинка отъехала … гаража. (ОТ)
-Елочные игрушки достали … ящика. (ИЗ)
-Воздушный шарик летает … столом. (НАД)
-Мяч закатился … диван. (ЗА, ПОД)
-Ваня достал мяч … дивана. (ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД)
-Машинка катится … полу. (ПО)
(упражнение в подборе антонимов) :
-Воздушный шарик легкий, а железная машинка … (тяжелая) .
-Деревянный кубик твердый, а меховой слоник … (мягкий) .
-Глиняная игрушка хрупкая, а железная игрушка … (прочная) .
-У лошадки хвост длинный, а у зайчика хвост … (короткий) .
-Железная игрушка на ощупь холодная, а меховая игрушка на ощупь … (теплая) .
-Самолетик летает высоко, а вертолетик летает … (низко) .
-Воздушный шарик летит медленно, а самолетик летит … (быстро) .
-Сын машинку сломал, а папа машинку … (починил) .
-Мама игрушку спрятала, а дочка игрушку … (нашла, отыскала) .
-Дети игрушки разбросали, а потом игрушки … (собрали, убрали) .
-Самолетик взлетел, а потом … (приземлился, опустился) .
8. «Исправь ошибку и скажи правильно»
(развитие логического мышления) :
-Резиновый мячик из дерева.
-Меховой зайчик твердый.
-Деревянная пирамидка мягкая.
-У слоника короткий хобот.
-У зайчика длинный хвостик.
-Воздушный шарик катится вверх.
-У Буратино короткий нос.
-У Мальвины красные волосы.
-Елочные игрушки висят на березе.
-Воздушный шарик тяжелее мячика.
-По воде плывет самолетик.
-Глиняную уточку слепили из пластилина.
-Говорящая кукла громко молчит.
-Кукла моргает ушками.
-У зайчика четыре ножки.
9. «Исправь ошибку и скажи правильно»
(развитие логического мышления) :
-Игрушки покупают Ваню.
-Мозаика складывает детей.
-Пирамидка собирает Таню.
-Гараж подъехал к машинке.
-Стол лежит под мячиком.
-Диван закатился под мячик.
-Стол упал с пирамидки.
-Машинка катает Петю по полу.
-Коробка лежит в игрушках.
-У колеса сломалась машинка.
-Лошадка едет на мишке.
-Коляска едет на куколке.
-Стол летает над шариком.
-Робот сломал мальчика.
-Машинка починила папу.
-У кузова большая машина.
-У носа длинный Буратино.
-У волос кудрявая Мальвина.
-У хобота длинный слоник.
-У хвоста пушистый зайка.
10. «Доскажи словечко»
(подумай и ответь полным предложением) :
-Пластмассовая пирамидка из чего? … из пластмассы.
-Грузовая машинка перевозит что? … грузы.
-Настольная игра лежит где? … на столе.
-Говорящая кукла умеет что делать? … говорить.
-Музыкальная игрушка играет что? … музыку.
-Елочные игрушки повесили куда? … на елку.
-У зайчика длинные что? … ушки.
-У мишки четыре чего? … лапы.
-У Мальвины голубые что? … волосы.
-У Буратино длинный что? … нос.
-У пирамидки много чего? … колец.
-Из кубиков можно построить что? … башню, дом … .
-Мальчик стреляет из игрушечного чего? … пистолета, автомата.
-Куклу уложили спать куда? … в кроватку.
-Куклу накрыли чем? … одеяльцем.
-Игрушечную посуду поставили куда? … на стол, на поднос, на полку… .
-Глиняная игрушка упала и что сделала? … разбилась.
-Уронили мишку куда? … на пол.
-Оторвали мишке что? … лапу.
-Наша Таня громко плачет, уронила в речку что? … мячик.
-Зайку бросила кто? … хозяйка.
11. «Собери предложение»
(работа с деформированным предложением) :
-Кукла, спать, кроватка, в.
-Игрушки, полка, на, лежать.
-Мяч, стол, лежать, под.
-Сын, мама, игрушка, купить.
-Петя, катать, машинка, пол, по.
-Машинка, чинить, папа.
-Пирамидка, стол, упасть, со
12. «Назови лишнее слово»
(развитие логического мышления) :
-Игрушка, игра, груша, игрушечный.
-Икра, игра, играть, игрушки.
-Зайка, зайчик, мозаика, зайчата.
-Мишка, мешок, мишутка, мишенька.
-Пирамидка, кубик, робот, книга.
-Тетрадь, карандаш, машинка, пенал.
-кукла, мяч, береза, машинка
-барабан, матрешка, лук, самолетик
-юла, неваляшка, тетрадь, робот
-мяч, ромашка, кубик, мишка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям.
Презентация для педагогов — направления игровой деятельности детей.
Цель: Активизировать словарь по теме «Ателье»Задачи:- Автоматизация произношения звуков [ш],[ж], [л], [р].- Совершенствование грамматического строя речи. Употребление существительных в винительном пад.
Использование дидактических игр Зимой.
Речевые игры для детей среднего дошкольного возраста по лексической теме «Лето. Цветы».
ЦЕЛЬ: развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Семья», развитие творческого воображения.Практическое образов.
Умение легко и свободно пользоваться своим словарным запасом необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения и гармоничного развития. Речевые игры и упражнения помогут активизировать лек.
Источник
Дидактический материал к лексической теме: » Игрушки»
В учебно — методическом комплекте представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты НОД (занятий) на каждый день по лексической теме «ИГРУШКИ» , направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Материал включает не только задания на формирование лексико — грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо — моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.
Цель данного учебно — методического комплекта — помочь студентам в планировании и организации воспитательно — образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам, логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
Работая над учебно — методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.
Дети (от 4 лет) должны знать:
- обобщающее понятие игрушки;
- названия,предназначение игрушек;
- чем одна игрушка отличается от другой;
- как играть той или иной игрушкой (как с ними обращаться);
- из каких деталей состоит игрушка;
- классификацию игрушек по материалу;
- отличие игрушек от других предметов.
Активизация словаря.
Существительные : мяч, кукла, кубики, мишка, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка (названия игрушек), туловище, руки, ноги, голова, лицо, локоть, кисть, колено, плечо, щеки, веки, ресницы, брови (названия частей тела у куклы);
П рилагательные : круглый, резиновый, большой, маленький, железный, деревянный, красивый, легкий, гладкий, грузовая, меховая, матерчатая, пластмассовая, яркая, нарядная;
Глаголы : бросать, вставать, катать, ловить, строить, стоять, спать, лаять, бежать, лежать, идти, разбирать, собирать, прыгать, скакать, убирать, ехать, сидеть, плавать, мыть и т.д.
Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для проведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов(3-4 года)
Занятие 1.Тема «Игрушки»
Цель: развитие пассивного и активного словаря по теме, формирование простого предложения.
Оборудование: игрушечный грузовик, 5—6 игрушек (большой и маленький мячи, кубик, кукла, машинка, пирамидка).
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Педагог спрашивает детей, какие подарки они любят получать больше всего. Дети называют. Педагог обобщает, что это — игрушки и что их очень много в детском саду.
2. Дидактическая игра «К нам приехали игрушки».
Педагог привозит на грузовике игрушки, просит детей помочь разгрузить грузовик и назвать игрушки. Дети берут по одной игрушке, называя ее: «У меня зайка». Если у ребенка возникают затруднения при выполнении задания, педагог называет игрушку сам, а ребенок должен повторить за ним.
3. Игра «Наведи порядок».
Педагог просит детей внимательно посмотреть и запомнить, в каком порядке разложены игрушки, а затем предлагает детям поиграть с ними. Пока дети играют, читает стихотворение.
А теперь ребятам нужно
Убирать игрушки дружно,
Убирать, а не ломать.
Позже будем вновь играть!
Затем произносится фраза: «Игрушки на место!» Дети должны разложить игрушки в том порядке, в каком они были.
4. Итог.
О чем мы сегодня говорили? Как это можно назвать одним словом? Пусть каждый назовет свою любимую игрушку.
Занятие 2. Тема «Магазин «Игрушки «»
Цель: закрепление названий игрушек, формирование простого предложения.
Оборудование: незнакомые детям игрушки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Педагог читает двустишие.
Надо, надо поиграть, Пойдем игрушки покупать. Дети, где можно купить игрушки?
2. Дидактическая игра «Магазин».
На столе раскладываются незнакомые детям игрушки. Это — «прилавок» магазина. Педагог — продавец, дети — покупатели. Дети приходят в магазин и покупают понравившуюся игрушку. Каждый ребенок может купить только одну игрушку. Между ребенком и педагогом происходит такой диалог:
Педагог. Какая игрушка тебе здесь нравится?
Допускаются однословные ответы.
Педагог. Повтори: «Я хочу купить мишку. Дайте мне мишку, пожалуйста». Ребенок повторяет.
Педагог. Скажи мне «спасибо».
3. Свободная игра.
Детям разрешается поиграть с игрушками.
4. Дидактическая игра «Какой игрушки нет?» На столе раскладываются четыре игрушки. Дети закрывают глаза.
Одна игрушка убирается. Затем детям предлагается внимательно посмотреть и сказать, какой игрушки нет. Например: «Нет мишки. Нет куклы».
5. Итог.
Педагог читает детям любое стихотворение А. Барто из цикла «Игрушки». Спрашивает, о чем это стихотворение, подводя детей к выводу, что речь идет об игрушке.
Лексический строй речи
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч (песок);
барабан, матрешка, лук, машинка (лук);
кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка (лист бумаги).
- Игра «Запомни игрушки» (детям от 4 лет)
Педагог раскладывает в игровой комнате в определенном порядке знакомые детям и новые игрушки. Просит внимательно рассмотреть все, определить, какие из них новые, и назвать их. Затем педагог вновь обращается к детям: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке разложены игрушки. Теперь возьмите игрушки, но, как только я подам сигнал «Поиграли — игрушки на место убрали», поставьте их в том порядке, в каком они стояли. А я проверю, кто из вас лучше запомнил, в каком порядке лежали игрушки».
- Игра «Расставь игрушки правильно»
Педагог называет 3-4 игрушки, а ребенок расставляет их в предложенной последовательности и называет, какие игрушки он расставил.
Грамматический строй речи
- Образование прилагательных «Назови, какая? (из чего сделана?)» (детям от 4 лет)
Игрушка из резины — резиновая,
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом «Назови ласково» (детям от 4 лет)
Мяч —мячик, кукла — куколка, мишка — мишенька, мишутка,
машина — машинка, собака — собачка, пирамида — пирамидка,
локоть — локоток, локоточек, рука — ручка, рученька, голова — головка, головушка,
нога — ножка, ноженька, плечо — плечико, лицо — личико,
щека — щечка, брови — бровки.
- Образование и склонение в родительном падеже существительных множественного числа «Один — много»(детям от 5лет)
кукла — куклы — кукол,
кубик — кубики — кубиков,
мишка — мишки — мишек,
собачка — собачки — собачек,
пирамида — пирамиды — пирамид,
матрешка — матрешки — матрешек,
машина — машины — машин,
голова — головы — голов,
кисть — кисти — кистей (объяснить многозначность данного слова),
плечо — плечи — плеч,
ресница — ресницы — ресниц,
бровь — брови — бровей.
- Согласование существительного с личным местоимением
Моя — кукла, машина, собачка, пирамидка, юла, матрешка;
мой — мяч, мишка, слон.
- Согласование существительного с глаголом (детям от 6 лет)
Машина стоит — машины стоят,
кукла спит — куклы спят,
собачка лает — собачки лают,
мяч лежит — мячи лежат,
мишка ревет — мишки ревут,
машина едет — машины едут.
- Согласование существительного с прилагательным
Мяч — резиновый, гладкий, новый, красивый, круглый, красный, синий, маленький, большой, любимый, легкий, мягкий, твердый;
кукла — большая, маленькая, резиновая, красивая и т.п.
- Формирование сложноподчиненного предложения с противительным союзом «а» (детям от 6 лет)
Кукла большая, а пирамидка маленькая; мяч резиновый, а машина железная; мишка меховой, а кукла резиновая; кубик квадратный, а мяч круглый.
Лексико-грамматический строй речи
На столе расставлены игрушки. Педагог обращается к детям. — Посмотрите, какие у меня игрушки. Послушайте, как я буду их называть: мой мяч, мой мишка, моя кукла, моя машина. Послушайте, как я спрошу и отвечу про эти игрушки: машина — она чья? — она моя — машина моя. Юла — она чья? — она моя — юла моя. А сейчас вам надо узнать игрушки, которые находятся в коробке, и ответить так же на мой вопрос.
Дети достают игрушки из коробки.
Эта пирамида чья? (Эта пирамида моя.)
Этот слон чей? (Этот слон мой.)
- «Мы с игрушками играем». Воспитатель раскладывает перед детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:
Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Неваляшка, мишка, гномик, Пирамидка, кубик, домик.
Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом, заучивая его наизусть.
- « Что делают игрушки ?» Составление сложных предложений с союзом а. Воспитатель берет по две игрушки и производит с ними различные действия, комментируя:
Кукла лежит, а ежик стоит.
Робот стоит, а мишка сидит.
Машина едет, а самолет летит.
Мячик скачет, а шарик висит.
Гномик прыгает, а кукла спит.
- «Назови картинки». Развитие вербальной памяти и зрительного внимания. Воспитатель выставляет на доске 7—10 картинок с изображением игрушек, называет три из них и просит детей повторить названия (затем другую тройку).
- «Игрушки спрятались». Усвоение категории творительного падежа единственного числа.
Воспитатель раздает детям по одной игрушке и просит их поиграть с ними, а потом спрятать. Далее он спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он играл. (Я играл с мишкой. Я играла с куклой. Я играл с матрешкой.)
- «Игрушки-малютки» . Формирование навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
- «Выбери игрушку». Усвоение категории творительного падежа с предлогом с.
Воспитатель выставляет на стол знакомые и незнакомые игрушки и спрашивает каждого ребенка, с какой игрушкой он хочет играть. (Я хочу играть с неваляшкой. Я хочу играть с гармошкой.)
- «Дети играют». Формирование навыка фразовой речи; развитие внимания к словам, близким по звучанию.
Воспитатель раздает детям выбранные ими игрушки или картинки (см. упражнение «Выбери игрушку») и строит их парами так, чтобы получились рифмованные предложения.
У Руслана — домик, у Танюши — гномик.
У Иринки — флажок, у Никитки — петушок.
У Коли — матрешка, у Миши — гармошка.
У Вовы — мишка, у Гоши — мартышка.
У Кости — Петрушка, у Нади — лягушка.
У Кати — неваляшка, у Гриши — черепашка.
У Наташи — самолет, у Тамары — вертолет.
У Маши — пушка, у Паши — хлопушка.
Воспитатель произносит каждое предложение, дети повторяют за ним.
- «Один — много». Формирование категории родительного падежа множественного числа.
Воспитатель обращается к каждому ребенку: «У тебя гномик, а в магазине много. (гномиков)» и т. д.
- « Четвертый лишний». Учить детей отличать игрушки от других предметов и объяснять отличие.
Воспитатель выставляет на стол ряд предметов: мяч, кукла, юла, нож. Затем просит найти предмет, который не подходит ко всем остальным (это нож, потому что он — не игрушка, с ним не играют).
- Чтение с выражением стихотворения «Подружки». Беседа с детьми.
Мы поссорились с подружкой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: «Не отдам».
Я пойду и помирюсь,
Дам ей мишку, извинюсь.
Дам ей куклу, дам трамвай
И скажу: «Играть давай!»
- Чтение любимых стихов детьми (работа над выразительностью чтения).
- « Что вверху, а что внизу ?» Составление предложений со словами вверху, внизу.
На наборном полотне воспитатель выставляет в два ряда картинки с изображением игрушек. Отвечая на вопросы логопеда, дети составляют предложения:
Вверху кукла (матрешка, гармошка, робот, барабан, флажок).
Внизу мишка (зайка, кубик, домик, пушка, неваляшка, кроватка).
Картинки меняются местами, и игра повторяется.
• «Где игрушки ?» Практическое употребление в речи и дифференциация предлогов на, под.
Воспитатель ставит одну игрушку на стол, а другую — под стол. Дети должны ответить, где находятся игрушки.
Кубик на столе, а машина под столом.
Кукла на столе, а матрешка под столом.
Неваляшка на столе, а робот под столом. И так далее.
- «Из чего сделаны игрушки?» Знакомство с понятиями деревянная, железная, пластмассовая.
Воспитатель подбирает три игрушки, изготовленные из дерева, железа и пластмассы. Объясняет детям, из чего они сделаны, и просит найти в игровом уголке другие игрушки, изготовленные из такого же материала. Дети находят игрушки и объясняют: «Самолет железный, он из железа». И так далее.
- «Слушай внимательно, выполняй старательно». Выполнение двухступенчатых инструкций воспитателя.
Кубик положи на шкаф, а колечко спрячь в рукав.
Мишку поставь в уголок, а мячик брось в потолок.
Шарик спрячь под шапку, а картинку положи в папку.
Матрешку поставь на окошко, а мозаику спрячь в ладошке.
Куклу положи в кроватку, а зайку посади в коляску.
Дети объясняют, что они делали.
- Чтение с выражением стихотворения «Поиграем».
На лошадке ехали, до угла доехали.
Сели на машину, налили бензину.
На машине ехали, до реки доехали.
Пароходом ехали, до горы доехали.
Пароход не везет, надо сесть в самолет.
Самолет летит, в нем мотор гудит: у-у-у!
Формирование выразительности речи
- Упражнение для развития понимания вопросительной интонации
Бьют его рукой и палкой —
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
Да за то, что он надут.
Вопросы: Про что эта загадка? За что беднягу мяч бьют?
Повторение загадки ребенком с вопросительной интонацией.
Формирование контекстной речи
- Чтение и заучивание стихотворения «Бычок» А. Барто.
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:
Ой, доска кончается, сейчас я упаду.
Вопросы к стихотворению:
Кто идет? (Бычок идет.) Что он делает? (Качается, вздыхает.) Почему он вздыхает? (Он боится.) Чего он боится? (Боится упасть.)
Повторное чтение стихотворения воспитателем.
Заучивание стихотворения ( индивидуально, по цепочке).
Работа над интонационной выразительностью речи детей (чувствовать и понимать окончание предложения, пауза в конце строчки).
Развитие связной речи
- Составление рассказа «Мишка» по серии картинок.
«Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине» 1 .
1 Филичева Т. Б., Каше ГА. Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1989 .
- Описание игрушки
Юла — сделана из металла, значит, она металлическая. Юла крутится как волчок. Она разноцветная — на ней красный, желтый и синий цвета. Сверху у юлы ручка, на которую надо нажимать, чтобы она крутилась.
Мяч — сделан из резины, значит, он резиновый. Мяч круглый, гладкий, мягкий, с одной стороны он красный, с другой — темно-синий. Между ними белая полоса. Его можно бросать вверх, бить об пол, бросать друг другу, катать по полу, играть в футбол.
Составление описательного рассказа производится по вопросам: Что это? Какая она? Что у нее есть? Как с ней можно играть? (можно использовать схемы — модели).
(образец — рассказ описательного рассказа по игрушке)
- Чтение и пересказ рассказа Я.Тайц «Кубик на кубик».
Воспитатель читает рассказ и одновременно строит башню из кубиков. Затем, используя кубики, повторяет этот рассказ вместе с детьми.
«Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:
— Один кубичек возьми!
Миша протянул руку — и хвать самый нижний кубик. И вмиг — трах-тара-рах! — вся Машина башня раз-ва-ли-лась!»
Воспитатель помогает детям понять, почему башня развалилась, какой кубик должен был взять Миша.
- Просмотр мультфильмов, беседа по содержанию.
Сенсорное развитие
- «Цепочка машин». Учить детей дифференцировать понятия «большой — маленький». Воспитатель подбирает пять машин различной величины и ставит их друг за другом вместе с детьми: самая большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая.
Выполнение инструкций воспитателя.
Возьми столько кубиков, сколько услышишь хлопков.
Дай Тане столько шариков, сколько у нее кукол.
Топни ножкой столько раз, сколько на столе игрушек.
- «Где игрушка ?» У детей в руках по игрушке. Воспитатель показывает детям, где он держит игрушку, дети повторяют за ним движения и комментарии: «Спереди, сзади, сбоку, вверху, в низу, в левой руке, в правой руке, между коленями».
- «Назови матрешки». Используется пятиместная матрешка.
Воспитатель вместе с детьми ставит матрешек в ряд по росту и называет их: «Самая большая, большая, поменьше, маленькая, самая маленькая». Затем логопед просит детей показать самую маленькую, большую, самую большую и т. д. матрешку.
Воспитатель готовит для занятия мешок с игрушками. Каждый ребенок по просьбе логопеда должен найти в мешке две игрушки и назвать их, не вытаскивая из мешка, а потом показать всем.
Я нашел матрешку и куклу.
Я нашел кубик и мячик. И так далее.
Работа над звуковой стороной речи
•«Договори слово»: кук. бара. матреш. пирами. авто. неваляш.
- «Похлопаем в ладоши». Воспитатель вместе с детьми произносит рифмованную миниатюру. Дети заучивают ее наизусть.
На игрушки посмотри!
Раз, два, три, четыре —
Мы игрушечки купили!
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем с ними мы играть!
Воспитатель выставляет на наборном полотне картинки с изображением игрушек и четко их называет. Дети повторяют. Затем логопед просит детей найти картинку, название которой начинается со слога са (мат, гар, кук, пи, ро, миш, 6а).
Картинки: самолет, матрешка, гармошка, кукла, пирамида, робот, мишка, барабан.
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (Матрешка.)
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом ее вы заведите —
Колесики начнут крутиться.
Поставьте, и она помчится. (Заводная машина.)
Зверь забавный сшит из плюша.
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Плюшевый медведь.)
В пути не смолкает, вдаль увлекает,
Сам не шагает, шагать помогает. (Барабан.)
Он стройный и красивый,
У него густая грива.
Жаль нельзя на нем промчаться,
Только можно покататься. (Конь-качалка.)
Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла.)
Мячик
С утра на лужайку бегу я с мячом,
Бегу, распеваю, не знаю о чем.
А мячик, как солнце, горит надо мной,
Потом повернется другой стороной
И станет зеленым, как травка весной.
Погремушка
Как большой, сидит Андрюшка
На ковре перед крыльцом.
У него в руках игрушка —
Погремушка с бубенцом.
Мальчик смотрит — что за чудо?
Мальчик очень удивлен,
Не поймет он: ну откуда
Раздается этот звон?
Лошадка
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Стукнешь о стенку — а я отскочу.
Бросишь на землю — а я подскочу.
Медвежатки
Медвежаток я взяла,
Ешьте мед хороший, сладкий!
И ни капли не едят:
Хоть они и любят мед,
Но раскрыть не могут рот.
Сколько у меня игрушек?
Там, в углу, лежат игрушки,
Пять игрушек в день рожденья
Подарили гости мне.
Раз — ушастый серый зайка.
Два — есть дудка у меня.
Три — сейчас я покажу вам
Бурый мишка мой — четыре,
Белка рыженькая — пять.
Только всех моих игрушек
Мне никак не сосчитать.
Берегите игрушки
Грузовик без колес,
У ежика отклеен нос,
Стали черными цыплята,
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки.
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.
Научить ребенка естественной выразительности речи в ходе диалога, закрепить названия разных игрушек. Правила игры
Для проведения игры надо взять куклу, зайку, мяч, лошадку и другие игрушки. Дети разыгрывают роли Незнайки, продавца, игрушек (куклы и др.).
Перед игрой педагог проводит с детьми речевую разминку: быстро и отчетливо произносят скороговорку:
Расскажите про покупки! Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои!
В магазин «Игрушки» пришел Незнайка. Он не знает, как называются игрушки, сколько они стоят. У прилавка стоит продавец. На витрине — кукла.
Незнайка. Мне понравилась эта игрушка.
Продавец. Это кукла.
Незнайка. Сколько она стоит?
Продавец. Пятьдесят рублей. Это очень хорошая кукла.
Для Незнайки я — подружка.
Я прошу меня любить, Не ронять меня, не бить.
- Физкультминутки — логоритмика
Импровизация движений. Дети маршируют в такт стихотворения А. Барто «Барабан».
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад:
Полтора часа подряд.
Но назад идет отряд,
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый
«Считалка под мяч». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча.|
Раз, два, три, четыре,
Мы считалочку учили:
Петушок, флажок, матрешка,
Барабан, юла, гармошка.
Можно выставить на доске картинки. Это поможет быстрее запомнить считалку.
Считалка под мяч.
В гости к нам пришла считалка,
Рассказать ее не жалко.
Мы считалочку учили
И мячом по полу били.
Принесли мы вам подарки, (дети выбирают игрушки)
Что захочешь, то возьмешь.
Вот вам кукла с лентой яркой,
Конь, волчок и самолет.
Что ты, Леночка, берешь?
Скачет конь наш чок-чок-чок.
Слышен топот быстрых ног. (дети повторяют движения игрушек).
Кукла, кукла, попляши,
Красной лентой помаши.
Вот как кружится волчок.
Покрутился, на бок лег.
Самолет летит, летит,
Летчик смелый в нем сидит.
А теперь за дело дружно —
Убирать игрушки нужно.
Убирать и не ломать,
Завтра будем вновь играть.
Стойкий солдатик
Наклонитесь все вперед,
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте — скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже. А потом.
Марш на месте не спеша.
Дети. Зарядка хороша.
Чтение текста и движения могут выполняться отдельно, причем текст произносят дети, предварительно разучив его.
Карусели
Сели мы на карусели, Полуприседание.
На качели пересели. Шаг в сторону и полуприседание.
Сто знакомых встретили, Повороты туловища в стороны.
На поклон ответили: Наклоны вперед с разведением
Здравствуйте. рук.
Бежали наши ножки Бег на месте.
по узенькой дорожке,
А еще ноги шли по дороге — Ходьба на месте.
Вот наш дом, здесь и отдохнем. Спокойно садятся, выполняют
одно из упражнений на дыхание.
Я хожу, хожу, хожу, Вдруг я куклу разбужу! Кукле надо отдыхать,
Кукле хочется поспать Я на цыпочках хожу, Куклу я не разбужу.
И ни разу, и ни разу
Я словечка не скажу.
Кукла спит
Ходьба на месте с высоким подниманием колен.
Полуприседание, удержание позы.
Потягивание на носочках, глубокий вдох.
Руки на поясе, ходьба на носочках,
Флажок
Вот мой флажок качается.
Вот я своим флажком машу,
Ванька, встань-ка
Ванька, встань-ка! Ванька, Поднимаются на носочки.
Приседай-ка, приседай-ка. Приседают.
Будь послушен, ишь какой!
Нам не справиться с тобой! Грозят пальчиком то одной, то
Карусели (хоровод)
Завертелись карусели. Карусель движется в правую
А потом, потом, потом всё бегом, бегом, бегом!
Побежали, побежали, побежали, побежали!
Тише, тише, не спешите, Карусель остановите.
Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра.
Пауза .Кланяются друг другу.
Буратино
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, —
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик тот достать, ,
Надо на носочки встать.
Итоговый день по лексической теме «Игрушки» для детей 5-6 лет
При планировании итогового дня необходимо учитывать ряд требований:
- наиболее результативным является сценарный вариант планирования, который предполагает единую линию сюжета, связанного мотивом, героем, темой. Это обеспечивает полную преемственность в работе обоих педагогов, узких специалистов (автор предоставляет вам возможность мотивацию продумать самим, а основных героев подсказал);
- тема определяет содержание дня, является центральной в целеполагании, но не выражается в однобокости планирования, поскольку параллельно решаются другие задачи воспитания, обучения и развития ребенка, которые можно решить в данном виде деятельности; тематический день должен быть спроектирован таким образом, чтобы дети переключались с одного вида деятельности на другой, исключая долгое статическое положение или сверхактивность;
- для детей младшего дошкольного возраста ведущими мотивами должны быть игровые, а со средней группы можно вводить познавательные, нравственные мотивы;
- игровой персонаж, которым может быть игрушка или сам педагог, должен быть подобран с учетом интересов и возраста детей. Он помогает педагогу сосредоточить внимание детей, нацелить их на предстоящую деятельность, замотивировать, оценить. Наибольший интерес у детей вызывают герои мультфильмов и сказок, в роли которых выступают воспитатели. Особую группу составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР), которых игровой персонаж может привлечь лишь на несколько минут. Эмоциональное восприятие у таких детей слабо выражено, иногда наблюдается полное равнодушие к сюрпризным моментам, игровым приемам. Отсюда частое привлечение внимания детей к персонажу в разных видах деятельности, смена персонажей в течение дня, уход от излишней эмоциональности и экспрессивности, которые могут стать причинами перевозбуждения детей и их расторможенности;
- важно, чтобы тематические дни не только были наполнены организованной деятельностью, но и у детей было достаточно времени для свободной самостоятельной деятельности. Поэтому обязательно планируйте оборудование развивающей среды по теме;
- необходимо чередовать групповую, подгрупповую и индивидуальную деятельность детей, исключая перегрузки, учитывать интересы, желания, потребности детей (это может проходить через планирование основных этапов дня в утреннее время в старших группах).
Основные цели дня:
Выявить объем представлений, знаний, умений и навыков детей по изученной лексической теме.
Активизировать словарь по теме (названия, признаки и действия).
Оценить умение использовать полученные знания и умения в разных видах деятельности.
Определить вопросы, требующие уточнения, закрепления.
Ожидаемый результат изучения темы.
Дети должны знать:
- названия игрушек, их отличительные признаки, составные части;
- как можно играть той или иной игрушкой;
- из какого материала сделана игрушка.
Дети должны уметь:
- классифицировать игрушки по ведущим признакам, описывать их;
- выразительно изображать игрушки, читать о них стихи, показывать различные действия с ними;
- использовать в речи активный словарь по теме.
Активизация словаря.
Названия: игрушки разных видов — сюжетные, строительные, конструкторы, дидактические, игрушки-развлечения, спортивные, театрализованные, народные, самоделки, их части.
Признаки: форма, цвет, величина, качество материала (мяч — круглый, резиновый, большой, красный, яркий, спортивная игрушка; Петрушка — озорной, смешливый, милый, разговорчивый, как живой, яркий, с красивым колпачком, театрализованная игрушка).
Действия: бросать, катать, ловить, строить, разбирать, конструировать, собирать, складывать, кормить, укладывать’ спать, гулять, показывать театр, прыгать, скакать, убирать, ехать, плавать, мыть, чистить и т.д.
Основной игровой персонаж (варианты) — Сказочница, Оле-Лукойе, директор магазина игрушек, лапа Карло и т.п.
Первая половина дня. Утро
- Вводная беседа
Цели: активизировать внимание детей, вызвать интерес к теме дня и предстоящей деятельности, привлечь к планированию основных этапов дня.
* * *
Педагог обращает внимание детей на то, что в группе что-то случилось, что-то не так. Предлагает осмотреть комнату. Наводит на: вывод, что пропали все игрушки. Вместе с детьми он находит только одну куклу, которая рассказывает о том, что все игрушки похитил злой Карабас — Барабас, чтобы они выступали в его театре. Дети совместно с педагогом строят планы спасения игрушек. Пытаются догадаться, почему Карабас забрал игрушки именно у них. Педагог помогает детям понять значение игрушек в их жизни, задавая вопросы: Зачем нам искать игрушки? Может, вам и без них будет хорошо? Для чего вам нужны игрушки? Что произойдет, если они исчезнут?
Педагог предлагает детям отправиться на поиски игрушек и предупреждает о том, что для этого надо многое знать о них, преодолеть многочисленные препятствия, быть сильными, ловкими, умными, внимательными, активными.
- Утренняя гимнастика
«Мы — игрушки»
Цели: развивать умение выполнять физические упражнения образно, эмоционально, выразительно; формировать чувство ритма и темпа, способность сосредотачивать внутреннее внимание на мышечных ощущениях, выделяя напряжение и расслабление, дифференцировать разные движения.
- Пальчиковая гимнастика«Сколько у меня игрушек?»