Меню

игры и игровые упражнения для развития речи младших школьников

Игровые методы развития речи младших школьников
методическая разработка на тему

Новейшие медико-психологические исследования показывают стойкую связь трудностей овладения письмом и чтением с недостаточным речевым развитием. Причины недостаточно сформированной речи разнообразны: это и недостаток речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, и объективные психофизиологические особенности (слабость фонематического восприятия, нарушение акустико-артикуляционного аппарата и пр.) , затрудняющие процесс овладения родным языком, и педагогические огрехи родителей и воспитателей, не уделявших должного внимания расширению представлений ребенка об окружающем мире, его приобщению к чтению, а также игровому развитию в дошкольный период. А ведь именно в игре, согласно классической психологии, формируются все необходимые компоненты успешного обучения: внимание, память, речь, умение классифицировать и обобщать, умение следовать учебным правилам. И поэтому именно игра может оказать бесценную помощь в коррекционной деятельности. Дети с дисгармоничным развитием, как правило , не наигрались в дошкольном детстве. Да они порой и не умеют играть в положенные для дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры. Учебная деятельность для таких детей не может стать ведущей, потому что в их дошкольном детстве игра не стала ведущей деятельностью их развития.

Играя с такими детьми в процессе учебной и коррекционной деятельности, мы не только решаем проблему развития и преодоления дефекта в конкретной сфере, например в речевой, но и способствует гармонизации в целом , развиваем эмоциональную сферу, а также в максимальной степени улучшаем успеваемость и поведение таких детей.

Скачать:

Вложение Размер
igrovye_metody_razvitiya_rechi_mladshih_shkolnikov.doc 42 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые методы развития речи младших школьников

Новейшие медико-психологические исследования показывают стойкую связь трудностей овладения письмом и чтением с недостаточным речевым развитием. Причины недостаточно сформированной речи разнообразны: это и недостаток речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, и объективные психофизиологические особенности (слабость фонематического восприятия, нарушение акустико-артикуляционного аппарата и пр.) , затрудняющие процесс овладения родным языком, и педагогические огрехи родителей и воспитателей, не уделявших должного внимания расширению представлений ребенка об окружающем мире, его приобщению к чтению, а также игровому развитию в дошкольный период. А ведь именно в игре, согласно классической психологии, формируются все необходимые компоненты успешного обучения: внимание, память, речь, умение классифицировать и обобщать, умение следовать учебным правилам. И поэтому именно игра может оказать бесценную помощь в коррекционной деятельности. Дети с дисгармоничным развитием, как правило , не наигрались в дошкольном детстве. Да они порой и не умеют играть в положенные для дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры. Учебная деятельность для таких детей не может стать ведущей, потому что в их дошкольном детстве игра не стала ведущей деятельностью их развития.

Играя с такими детьми в процессе учебной и коррекционной деятельности, мы не только решаем проблему развития и преодоления дефекта в конкретной сфере, например в речевой, но и способствует гармонизации в целом , развиваем эмоциональную сферу, а также в максимальной степени улучшаем успеваемость и поведение таких детей.

Цели и задачи игры: активизация словарного запаса; актуализация семантических смысловых полей; развитие воображения и пространственных представлений, связной речи, мотивации к словесному творчеству; закрепление понятий о частях речи и их дифференциация.

Количество играющих: 2 -10 человек

Правила игры: Учитель – капитан(командир, машинист, летчик и т.д.) предлагает детям занять места в подводной лодке (корабле, поезде, самолете и т.д.)

Учитель. – Мы отправляемся в подводное путешествие на самое дно теплого моря. Здесь довольно мелко и все освещено лучами солнца. Вы чудесным образом превращаетесь в прекрасные раковины-жемчужницы. Вокруг вас много интересного и красивого. Опишите, что вы видите. Старайтесь увидеть и назвать как можно больше. Выигрывает самый внимательный, кто назовет много слов и после которого остальным уже нечего добавить.

Усложнение 1. – Вы видите живые и неживые существа. Все они что-то делают. Вы видите и чувствуете действия. Назовите как можно больше действий. ( Дети называют глаголы)

Усложнение2. – А теперь постарайтесь назвать как можно больше признаков тех животных, растений и предметов, которые вы увидели. Какие они? ( Дети называют прилагательные, даже если они еще не знают , что это такое )

Усложнение3 — Опишите увиденное и услышанное. ( Дети описывают увиденное или услышанное вокруг полными простыми предложениями)

Дополнение. Можно отправиться в горы, местный или тропический лес, деревню, космос, пустыню, зоопарк, цирк и т.д. Можно и самих детей спрашивать, куда бы они хотели отправиться в следующий раз.

Интересно брать с собой в путешествие волшебную палочку, которая может превращать больших зверей и птиц в маленьких и наоборот. Таким образом удобно и весело заниматься суффиксальным словообразованием, решать другие развивающие и образовательные задачи.

Желательно проводить игру на ковре, уходя от стандартной ситуации урока. Можно идти в путь «паровозиком», гудеть, пыхтеть, петь, декламировать.

Большая игра «Экспедиция»

В большую игру входят несколько маленьких, которые можно ситуативно использовать отдельно или в комплексе с одной-двумя любыми другими играми.

Цели и задачи большой игры: развитие воображения, умение принимать игровую ситуацию и правила, социально взаимодействовать с игроками, понимать переносный смысл пословиц и фразеологизмов; активизация и расширение словарного запаса; закрепление и развитие звуко-буквенного анализа..

Учитель. Ребята, мы отправляемся с вами в неведомую страну, в которой нас ждут приключения, испытания и открытия. Чтобы пройти успешно весь путь и не потеряться, чтобы добыть клад и справиться с трудностями, нужно быть внимательными, наблюдательными и смелыми.

Испытание «Стражи ворот».

У. В волшебную страну войдут только те, кто сможет разгадать и прочитать полезные советы, составленные стражей для странников. Советы перепутаны предыдущими путниками: начало – на одном листке, продолжение -на другом. Без полезных советов и правил можно заблудиться в волшебной стране.

Дети получают конверт, в котором в беспорядке находятся разрезанные на части пословицы и фразеологизмы. Они восстанавливают фразы и объясняют их значение.

Семь раз отмерь … …не ждут

Найдешь за семью … …на киселе

Идти семимильными … …а товарища выручай

Семеро одного… …ни одного не поймаешь

Будь семи пядей… … от семи недуг

Сам погибай… …зубы друзьям

Работай до седьмого… … во лбу

Знай: семь бед… …шагами

Не доверяй седьмой воде… …один отрежь

Не заговаривай… …печатями

За двумя зайцами погонишься… …один ответ

Испытание «Быстрый ответ»

У. Мы попали во власть буквы О…(можно работать с любой часто употребляемой буквой – М, К, Р, Н, Т и пр.) Нужно быстро отгадать, какие деревья, цветы, ягоды, овощи, растут здесь, какие летают птицы, бегают звери, какая течет река и какой стоит город

На доске или листе бумаги: * зверь *город *река *овощ

* птица *дерево *цветок *ягода

Дети придумывают: выигрывает тот, кто придумал больше названий. Взрослый может помогать в затруднительных случаях. В одной игре участвует только одна буква.

Испытание «Переправа» («Слово за слово»)

У. Мы находимся перед широкой, глубокой и стремительной рекой. Переплыть ее нет никакой возможности: нет ни лодки, ни сил. Но мы можем построить мост. Материалом нам послужат слова. Они должны быть достаточно длинными, обозначать предметы или явления. Последний слог каждого слова должен быть первым слогом следующего слова.

Дети составляют цепочку слов, например: море – река – карта – тарелка – каша- шапка – т.д., и так переправляются через опасную реку. Учеников, придумавших больше слов, педагог награждает.

У. Мы находимся в необычном лесу. В нем среди деревьев видны только непонятные части каких- то предметов. Что это? Если вы, как разведчики, отгадаете по части целый предмет, мы сможем отправиться дальше.

Детям показывают картинки или просто называют слова:

— крыло (птица, бабочка), ветка (дерево, куст), лапа (зверь, насекомое)

— лепесток ( цветок), рука (человек), окно (дом, сарай, изба)

— лист ( куст, книга, тетрадь, дерево), карман (платье, пальто), ухо( зверь, человек)

— колесо( телега, машина) корень (дерево, цветок), ножка (стул, стол)

Ученики отгадывают, и команда отправляется дальше.

У. Перед нами высокая гора. Нам обязательно нужно взобраться на ее вершину. Мы построим лестницу из слов. Ступеньками послужат слова, состоящие из трех букв. Чем больше будет ступенек , тем легче подниматься. Начинаются все слова со звука /Р/, оканчиваются на парный согласный ( сначала берутся слова с глухим, затем со звонким согласным), а в середине – гласный звук.

Дети придумывают слова, записывают их, объясняя правописание. Например:

Рот, рок, рис, риф, рос, рак, раб, раз, рад, ряд, ров, рог, род, рев, режь и т.д.

Источник

Игры по развитию речи для младших школьников.

Игры по развитию речи для младших школьников.

1. Игра «Интервью». Сначала познакомьте детей с новыми словами.

Интервью — беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер — тот, кто задает вопросы.
Респондент — тот, кто отвечает на вопросы. Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.

Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.

Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей.

2. Игра «Картинки-загадки».

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

3. Игра «Определи игрушку».

Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением «он» или «она». История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

4. Игра «Сочини предложение».

Учитель предлагает группе 2 карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Группа садится полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

1. Стимулируйте у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений.
2. Если дети легко справляются с придумыванием предложений по двум заданным словам, в следующий раз предложите им три слова для составления предложений.

Примечание: родители могут использовать эту игру и для индивидуальных занятий с ребенком, соревнуясь, кому удастся придумать больше предложений. Победить, естественно, должен ребенок.

5. Игра «Противоположность».

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце — это часть естественной природы), «вода» (вода — это наполнитель, а чашка — это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т. п.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

7. «Что означает выражение?» или «Пословицы».

Познать тайны языка, его богатство и выразительность невозможно без понимания значений устойчивых словосочетаний: фразеологизмов, пословиц, поговорок.

Источники фразеологических оборотов различны. Одни возникли в результате наблюдения человека за общественными и природными явлениями, другие связаны с реальными историческими событиями, третьи пришли из мифологии, сказок, литературных произведений.

Особенность этих выражений состоит в том, что в нашей речи они употребляются в постоянной, как бы навсегда застывшей форме. Как правило, у них неизменный порядок слов, в них нельзя ввести новый компонент.

Фразеологизмы употребляются в переносном смысле. Однако дети нередко воспринимают подобные выражения по-своему, заменяя слова синонимами. Смысл выражений при таких заменах не меняется, но теряется его так называемая внутренняя форма.
Например: Ребенок сказал: Взрослые говорят:

пойти на исправку пойти на поправку
куда глаза видят куда глаза глядят
душа в подметки ушла душа в пятки ушла
свободная птица вольная птица
открыть Африку открыть Америку
посчитать в голове посчитать в уме
глаз упал на книжку взгляд упал на что-нибудь
на свежий ум на свежую голову
нервы скандалят нервы шалят
в пятки не годится в подметки не годится К забавным казусам приводит понимание фразеологизмов в буквальном смысле. Например, мальчик очень разволновался, услышав, что его кот спит без задних ног. Разбудил кота, сосчитал лапы, и, успокоенный, вернулся. Мать, заявившая, что у нее забот полный рот, получила совет выплюнуть их побыстрее. Трехлетняя Ирочка не хочет надевать новый костюм, плачет, потому что слышала, как кто-то из взрослых заметил: «Она в нем утонет». Выполнение задания «Что означает выражение?» поможет ребенку правильно использовать фразеологизмы в собственной речи. Пословицы:

1. «Дело мастера боится».
2. «Всякий мастер на свой лад».
3. «На все руки мастер».
4. «Портной испортит — утюг загладит».
5. «Картошка поспела — берись за дело».
6. «Без труда и в саду нет плода».
7. «Каков уход, таков и плод».
8. «Больше дела — меньше слов».
9. «Всякий человек у дела познается».
10. «Горе есть — горюй, дело есть — работай».
11. «Без дисциплины жить — добру не быть».
12. «Заработанный хлеб сладок».
13. «У кого сноровка, тот и действует ловко».
14. «Без начала нет конца».
15. «Без порядка толка нет».
16. «Без работы пряников не купишь».
17. «Глаза боятся — руки делают».
18. «Чтоб не ошибиться, не надо торопиться».
19. «Без труда нет добра».
20. «Труд — лучшее лекарство».
21. «Терпение и труд все перетрут».
22. «Будешь книги читать — будешь все знать».
23. «Дом без книги, что без окон».
24. «Хлеб питает тело, а книга питает разум».
25. «Где ученье — там уменье».
26. «Ученье и труд вместе живут».
27. «Ученье — свет, а неученье — тьма».
28. «Почитай учителя, как родителя».

8. Игра «Шаги. (Кто быстрее доберется до. )»

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в общем.

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы: «Все круглое», «все горячее», «все мокрое». «Ласковые слова для мамы». «Слова утешения» и т.д.

Вариант: Дети встают парами друг против друга и делают шаги навстречу. Условия игры те же: шаг можно сделать, только сказав нужное слово.
9. Внимание! Розыск!

Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность) В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

Дети строятся в два круга — внешний (большой) и внутренний (3-4 человека).
Дети из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим-взрослым и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем. сладкое».

Игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например сахар. Ребенок, первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («. с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое» и т.д.). Последний ребенок, оставшийся в большом круге, должен выполнить какое-либо задание в наказание за нерасторопность.

11. Придумываем рассказ.

Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.

«На пороге сидела и жалобно мяукала. (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно. (что делала?). Кошка поймала в саду. (кого?). Шерсть у кошки. (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами. (где?). Котята играли мячиком. (как?).

12. Распространение предложений.

Взрослый говорит: «Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут. (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

13. Дополнить предложение.

Просить ребенка закончить предложения: «Дети поливают цветы на клумбах, потому что. «. «На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что. » «Зимой медведь спит, потому что. » и т. д.

Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут.

Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: «Я был в цирке и видел. » Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву «К» можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.

Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова.
Варианты: «Я был на море. «, «Я был в лесу. «, «Я был в театре. » и т.д.

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги — «на», «в», «под», «над», «с» и др.

Играть можно как в рулетку — бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же — на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

16. Самодельная азбука.

Возьмите толстый альбом или офисную папку. На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Хотя позже на каждую букву вам понадобится больше листов. Вырезайте из старых журналов картинки, подойдут также картинки с разных коробочек — вообще любые картинки, наклейки. Вместе с ребенком наклеивайте картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой делайте подпись печатными буквами.

Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу — вырезайте из журналов слова. С определенной буквой, с определенным слогом.

Игра со словами для любого количества участников. Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные. Например, возьмем буквы «с», «л», «м». Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.

Выигрывает тот, кто придумал больше слов.
18. Добавь букву.

Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа. Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают таким образом по очереди удлинять буквосочетание. Выигрывает тот, кто называет целое слово.

Другой вариант, для детей постарше. Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово. Игрок может «блефовать», т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков наконец не потребует назвать слово.

Этот вариант сложный, часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова.

Семейная игра. Один говорит: «Наш корабль отправляется в. например, в Индию. Что с собой возьмем? » Кто-нибудь спрашивает: «А на какую букву? «. «На букву «К»! «. Первый начинает и говорит: » Берем кошку!» Другой: «Кактусы!». «Кастрюли!». Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву «Р». Другой вариант «Путешествия».

Приготовьте комплекты карточек с буквами. По одному одинаковому на каждого. Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. (Можно нарисовать и другой транспорт).
Ставим задачу. Например, сегодня мы едем на море. Занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что с собой возьмем? Один говорит: «С нами поедет жираф» и кладет карточку с буквой «Ж» на вагончик с соответствующей буквой.

Следующий говорит: «А я с собой возьму телевизор» и кладет карточку с буквой «Т» на вагончик с буквой «Т».

И так далее, пока не закончатся буквы, или слова. Называть нужно только существительные. Заодно объясним ребенку, что такое имя существительное — Это слово, про которое можно сказать «ЧТО это?» или «КТО это?»

20. Кто с какими буквами дружит.

Игра не только на запоминание букв и развитие речи, но и очень познавательная. На каждого игрока должна быть картинка животного. Можно разные. Например, у мамы — слон, у папы — крокодил, у ребенка — ёжик. Мама говорит: » Мой слон дружит с буквой «Х», потому, что у него есть хобот». Папа говорит: «А мой крокодил дружит с буквой «Р», потому, что живет в реке.» Ребенок говорит: «Мой ёжик дружит с буквой «И», потому, что у него иголки. 21. Давай придумывать (с 3лет).

Развиваем абстрактное мышление, речь.

Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы — зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.

ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.

карандаш, удочка, иголка, нож — по форме похожи на палочку;
ваза, стакан, наперсток — полый цилиндр.

Игра проводится примерно так — дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:» У кого предмет похож на такой карандаш?» Ребенок, у которого палочка, отвечает: «У меня!» и получает карточку с изображением карандаша.

Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.

Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.

Чтобы строить предложения в соответствии с нормами родного языка, у ребенка нет необходимости изобретать суффиксы и приставки, учить правила грамматики, — он усваивает их в процессе общения.
Данное упражнение направлено на развитие способности изменять слова по аналогии, то есть обнаруживать определенные грамматические закономерности. Изменяя слова по образцу, по аналогии, ребенок открывает как языковые правила, так и исключения из них.

Например: лисица, медведица, но ежиха; сахарница, хлебница, но солонка, масленка.

Еще выдающийся немецкий ученый Вильгельм фон Гумбольдт — основатель языкознания — писал: «Осваивая язык, каждый ребенок смутно опирается на аналогии, что заметнее у творчески развитых детей. Важно только найти дух этих аналогий, а это при любом обучении языку есть критический пункт, с которого начинается настоящее владение языком и настоящее наслаждение им».

Умение использовать аналогии послужит вашему ребенку опорой и при изучении иностранных языков.

Задания для упражнения «продолжи ряд» родители и воспитатели без труда могут придумать сами. Приведем примеры заданий:

Люди — человек, дети — …
Сын — дочь, внук — …, племянник — …
Упряжка лошадей — конная, упряжка собак — …, упряжка оленей — …
Тундра — олень, джунгли — …, пустыня — …
Шпалы — деревянные, рельсы — …
Пассажир вошел в вагон, пассажир едет в …, пассажир выходит из …, пассажир стоит рядом с …
Катер — катерок, лодка — …, корабль — …, пароход — …
Летчик — самолет, вертолетчик — …, космонавт — …
Сахар — в сахарнице, масло — в…, хлеб — в …, соль — в …
Ложка — ложки — много ложек, вилка — … — много …, нож — … —
много …

23. Снежный ком.

Игроки по очереди добавляют слова к предложенному началу фразы.

Варианты игры: 1. «Собираемся в дорогу»

Ведущий: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан . «.
Ребенок: «Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан мыло».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
По такому же принципу обыгрываются и другие ситуации, например:

2. «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин»

Ведущий: » Мы готовим завтрак, давай составим меню».
Ребенок: «Обычно на завтрак я ем бутерброд».
Следующий игрок: «А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю . «. Следующий» «Я не люблю, ни бутерброд, ни. я предпочитаю . » и т. д.

3. «Накрываем на стол»

Ведущий: «Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу».
Ребенок: «Давайте накроем стол к обеду. Я поставлю на стол хлебницу, подставку для салфеток».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что еще считает необходимым и т. д.

4. «Собираемся на прогулку»

Ведущий: «Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги».
Ребенок: «Мы собираемся в лес. Я надену резиновые сапоги, возьму лукошко».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.

Ведущий: «К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы».
Ребенок: «К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что он еще считает необходимым и т. д.
24. История с продолжением.

Предложите детям сложить историю. Первый игрок произносит первое предложение, второй повторяет то, что сказал первый, и добавляет свое предложение и т. д.
25. Какие бывают слова.

Прочитайте ребенку стихотворение М. Пляцковского «Какие бывают слова».

Есть сладкое слово — конфета.
Есть быстрое слово — ракета.
Есть кислое слово — лимон.
Есть слово с окошком — вагон.
Есть слово колючее — ежик.
Есть слово промокшее — дождик.
Есть слово упрямое — цель.
Есть слово зеленое — ель.
Есть книжное слово — страница.
Есть слово лесное — синица.
Есть слово пушистое — снег.
Есть слово веселое — смех. Затем называете слово (например, дом, гроза, радость) и спрашиваете, каким оно может быть. Каждый игрок придумывает свое определение.

26. «Похожие слова» — синонимы.

Подбор синонимов помогает усвоить различные значения одного и того же слова, приучает выбирать наиболее точные слова, избегать повторения одних и тех же слов.

Взрослый объясняет, что об одном и том же можно сказать разными словами. Такие слова называются близкими по смыслу.

Взрослый: «Я начну, а ты продолжай. Винни-Пух забавный (веселый, смешной, потешный, комичный. ).
Ослик Иа печальный (грустный, нерадостный, огорченный. )».
Взрослый: Заяц трусливый. А как еще можно сказать? (Боязливый, робкий, пугливый..)
Взрослый: «Заяц убегает от лисы. А как еще можно сказать?» (Удирает, мгится, спасается бегством, летит во весь дух, уносит ноги).

27. Многозначные слова.

Взрослый: «Иногда мы одним и тем же словом называем разные предметы. Например, лук — овощное растение, лук — оружие.

Какие значения есть у слова игла? (Швейная иглы, иглы у хвойных деревьев, иглы у ежа).
Обсудите, какие значения могут быть у слов: ручка, носик, язычок; гладит, бежит, летит, несется; румяный, дорогой, крепкий, свежий. Прочитайте и обсудите с ребенком стихотворения.

Б. Заходер
(из песенок Винни-Пуха) Иду вперед
(Тирлим-бом-бом),
И снег идет
(Тирлим-бом-бом),
Хоть нам совсем-
Совсем не по дороге!
Но только вот
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
(Тирлим-бом-бом),
Скажите, от-
Чего так зябнут ноги?

Есть у булавки головка.
(В. Лунин)

Есть у булавки головка, но без волос, увы!
Есть у чайника носик, однако нет головы.
Есть ушко у иголки, но не слышит оно,
Есть язычок у туфель, но туфли молчат все равно.
Есть у дороги ямки, но нет подбородка и щек,
Есть у горы подножье, да что-то не видно ног.
Есть у рябины кисти, но нет у бедняжки рук,
Белым глазком картошка, не видя, глядит вокруг.
Ключ серебрится в чаще, к которому нет замка,
По полю, ног не имея, лениво бежит река.
Есть у расчески зубы, но есть не может она,
За месяцем месяц проходит, а не за луной луна.
Есть рукава у потока, хоть поток не одет,
Папку носят под мышкой, а под кошкою — нет.

Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника, Только очень маленький.
Необычный зверь — Носуха,
У Носухи нос до уха.
А огромный Носорог
Вместо носа носит рог.
Нос у лешего сучком,
А у свинки — пятачком.
Но и свинка и матрос
Вытирать должны свой нос! Кто что несет.
(М. Яснов)

Семен портфель несет в руке,
Павлуша — двойку в дневнике.
Сережа сел на пароход —
Морскую вахту он несет.
Андрюша ходит в силачах —
Рюкзак несет он на плечах.
Задиру Мишу Петр побил —
Несет потери Михаил.
Степан не закрывает рот:
Он чепуху весь день несет! Часы.
(В. Орлов)

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.

Ко многим словам можно подобрать слова с противоположным значением.
Взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает, например:

сахар сладкий, а перец .
дорога широкая, а тропинка .
пластилин мягкий, а камень .
чай горячий, а мороженое .
кисель густой, а морс .
лист наждака шершавый, а лист бумаги .
Заяц бежит быстро, а черепаха ползет .
Днем светло, а ночью. Другой вариант:

Кашу варят густую и . (жидкую). Звери бывают смелые и . (трусливые). Морковь можно есть сырой и . (вареной). Яблоки могут быть мелкими и . (крупными). Прочитайте ребенку стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра». А вот прощальная игра.
Нам книгу
Закрывать пора;
Мы все надеемся,
Что с ней
Ты стал
Немножечко умней,

Узнал ты много
Слов смешных
И много
Всяких всячин,
И, если ты
Запомнил их,
Не зря
Твой день потрачен!

И нам с тобой
Пришел черед
Сыграть в игру
«Наоборот».
Скажу я слово
ВЫСОКО,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь:…
Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,
И скажешь ты:…!
Скажу тебе я слово
ТРУС,
Ответишь ты:
ХРАБРЕЦ.
Теперь
НАЧАЛО
Я скажу, —
Ну, отвечай:
…!

29. Игра в рифмы — подскажи слово.

Осознавая ритм и рифму заданной строчки, дети лучше начинают понимать поэтическую речь.

Взрослый предлагает: «Я прочту тебе стихотворение, но некоторые слова специально не буду говорить, а ты постарайся мне их подсказать». Взрослый читает стихотворение и одно слово в строчке не договаривает. Ребенок подсказывает рифму. В случае затруднений слова в строчке договаривает взрослый. Стихотворение следует читать до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно правильно договаривать слова.

Очень страшная история.
(Даниил Хармс) Доедая с маслом булку,
Братья шли по переулку.
Вдруг на них из закоулка
Пес большой залаял гулко. Сказал младший: — Вот напасть,
Хочет он на нас .. напасть.
Чтоб в беду нам не попасть,
Псу мы бросим булку в . пасть.

Все окончилось прекрасно.
Братьям сразу стало .. ясно,
Что на каждую прогулку
Надо брать с собою… булку. Шишки-мышки
(А. Кондратьев)

Жили-были на сосне две серьезных шишки.
Жили-были под сосной две веселых мышки.
И кричали мышки:
— Эй, спускайтесь шишки!
Вы же знаете о нас только понаслышке.

Отвечали шишки:
— Глупенькие мышки,
Чем же плохо нам висеть
Здесь на нашей вышке. Лучше мы вас пригласим:
Залезайте, повисим.

А вот какую игру в рифмы предлагает поэт Вадим Левин. Она называется: «Допиши две строчки».

Ведущий придумывает две первые строчки стихотворения, а остальные участники игры его заканчивают, например:

В зоопарке бегемот
Проглотил ежа и вот Варианты концовок:

— У него болит живот.
Плачет бедный бегемот. — Поднял он ужасный крик —
К острой пище не привык. — Целый день касторку пьет
И ревет. как бегемот. — Бегемот вовсю хохочет:
Еж нутро ему щекочет! Предложите свою концовку.
Попробуйте дописать эти двустишья:

Вдоль реки бежал Аким
Был Аким совсем сухим. Концовка автора:
Побежал он поперек —
Весь до ниточки промок.
(Олег Григорьев) Стоит собака у столба
И вытирает пот со лба. Концовка автора:
А на столбе соседский кот
Себе со лба стирает пот.
(Рената Муха)

Источник

Читайте также:  упражнения для ягодиц чтобы ноги не качались
Adblock
detector