Меню

игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по развитию речи

Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
igry.docx 930.71 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения на развитие речи

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУДРОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1»

Игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Выполнила: Меренкова Елизавета Владимировна

Игры и упражнения для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это. (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

Цель: учить выделять и называть признаки предмета.

Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная».

«Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный».

«Это огурец». — «Он. продолговатый, зеленый, хрустящий»).

«Кто больше увидит и назовет»

Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.

Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно. ухий (длинноухий). А хвост у зайца. (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она. белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.

— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня. (самая красивая). У нее. (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)».

От называния видимых и ярких признаков (цвет, форма, величина) нужно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств предмета, его характеристике, сравнению (например, в игре «Кто больше скажет слов о яблоке, какое оно, а какой апельсин?»; «Сравните апельсин и яблоко. Чем они похожи и чем отличаются?»).

«Кто назовет больше действий»

Цель: подобрать глаголы, обозначающие действия.

— Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

За каждый правильный ответ ребенку дается цветная ленточка. Побеждает тот, кто наберет ленточки всех расцветок.

Игры и упражнения для развития речи детей среднего дошкольного возраста

Цель: учиться четко выделять в слове первый звук.

Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.
Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.

Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.

— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».

Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.

Цель: учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Взрослый говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально):
— Су-су-су — кот прогнал осу (текст проговаривается быстро и медленно).

Предложите ребенку закончить фразу самостоятельно: са-са-са. (там летит оса), су-су-су. (я боюсь осу).

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения), который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«Кто больше слов скажет»

Цель: называть качества, признаки и действия животных, обращая внимание не только на внешний вид героев, но и на черты характера.

Взрослый показывает ребенку картинку — например, белочку — и предлагает сказать о ней, какая она, что умеет делать, какая она по характеру, тем самым давая простор для подбора слов разных частей речи и называя не только внешние черты персонажа: белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Аналогично дается задание и про других зверят: зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха; мышонок — с длинным хвостом, любопытный.

Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам.

— Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если зайчик потерялся. (мы поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирают не только действия к предмету (лейка, утюг, молоток… нужны для того, чтобы. ), но и предметы к тому или иному действию (поливать можно. цветы, грядки на огороде; гладить можно. платье, брюки. одежду).
Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает новое слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать. ветер, вьюга, солнце?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначного слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, поезд, часы, мультфильм).
Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например: дети, ребята, мальчики и девочки; сладкий—горький, старый—новый.

«Расскажем про белочку»

Цель: составлять совместный рассказ, соблюдая структуру высказывания.

— Давай еще раз посмотрим на белочку (вспомни, какая она, что умеет делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сначала скажи, какая была белочка? (Смелая, веселая, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Злой, сердитый, недобрый.) Я начну рассказывать, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять. (и шишек набрать). Она залезла. (на высокую сосну). А на сосне шишек. (много, видимо-невидимо). Только сорвала первую шишку. (увидела волка). Но белочка. (не испугалась). Она бросила. (шишку прямо на волка). На лбу у него. (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Приведем пример занятия, в котором сочетаются разные речевые задачи: формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста

Источник

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста
материал (старшая группа) на тему

Игры и игровые упражнения

для развития речи детей дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
igry_na_razvitie_rechi.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые упражнения

для развития речи детей дошкольного возраста

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт (общение), он понятно может выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. И, наоборот, неясная и непонятная речь, весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает отпечаток на характер человека.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин.

В последнее время все у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Есть такое мнение, что зукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без всякого воздействия и помощи взрослого. Это мнение глубоко ошибочно. И именно оно является причиной того, что развитие звукопроизносительной стороны речи, особенно в раннем детстве, происходит самотеком, без должного внимания родителей. Отсюда следует, что значительное число детей дошкольного возраста имеют те или иные недочеты произношения.

«Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения с родителями, воспитателями группы и специалистами ДОУ.

  1. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Мы произносим правильно различные звуки, как изолировано, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе глотательных, жевательных, мимических.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Для свистящих, шипящих

  1. Лопатка;
  2. Наказать непослушный язычок;
  3. Пирожок (широкий язык, трубочка языком);
  4. Заборчик;
  5. Трубочка;
  6. Качели;
  7. Грибок;
  8. Чашечка;
  9. Вкусное варенье;
  1. Лопатка;
  2. Наказать непослушный язычок;
  3. Качели;
  4. Индюшонок;
  5. Лошадка;
  6. Грибок;
  7. Чашечка;
  8. Д-Д-Д — барабанщик;

Недостаточно только отобрать нужные в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

  1. Речь ребенка невозможна без речевого дыхания.

Дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы: вдох и выдох.

Дыхание можно разделить на два вида: речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох.

Сила дыхания зависит от того, какой звук мы собираемся произнести. Для произнесения гласных звуков требуется более сильное и продолжительное дыхание. Чтобы отработать правильное дыхание нужно придерживаться следующего:

  • Вдох через нос, выдох через рот;
  • Выдох должен быть продолжительный и плавный;
  • Предметы для поддувания должны находиться на уровне рта ребенка;
  • Не поднимать плечи;
  • Не поднимать плечи;
  • Не надувать щеки при выдохе;
  • Упражнения должны носить игровой характер.

Начиная работать над речевым дыханием, мы предлагаем ребенку на продолжительном выдохе сначала произносить отдельные гласные звуки – А-А-А-А – плачет куколка, или убаюкиваем куклу. У-У-У-У – гудит паровозик или пароход. Затем предлагаем пропеть два звука вместе. Следим, чтобы звуки пропевались слитно. АУ – потерялись в лесу. УА – плачет малыш.

  1. Следующий вид деятельности, который необходим для развития речи детей – мелкая моторика.

Ребенок только родился — и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни.

Уровень развития мышц руки и способность манипулировать мелкими предметами, управлять своими пальцами, совершать точные движения называется мелкой моторикой.

Центры, отвечающие за работу рук, в головном мозге обширны и связаны с другими нервными структурами, обеспечивающими восприятие, мышление, память, речь, внимание. Поэтому развитие мелкой моторики способствует развитию всех интеллектуальных функций, а также подготавливает руку к письму.

С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения — схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения — он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

Кашу варила, деток кормила,

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.

  1. Ну и, так скажем, самым объемным видом деятельности и самым сложным, являются речевые игры.

— Игры на развитие пассивного и активного словарей;

— Игры на развитие лексико-грамматических категорий языка;

— игры на развитие связной речи.

Также можно использовать компьютер – для показа игр, учебных фильмов.

Предлагаю поиграть с детьми.

(Дать ребенку лист бумаги А4 с нарисованным на нем кругом)

Дайте карандаши и пусть дети сделают эти круги яркими и красивыми. (закрасить круги разноцветными карандашами)

Какие разноцветные круги у вас получились. На что они похожи? (ответы)

А сейчас мы круги превратим в мячики. Возьмите ножницы и вырежьте свои мячики из бумаги (выполняют действие)

Сколько много мячей у нас получилось. Посчитайте (считают)

Положите мячик на стол и подуйте на него очень аккуратно.

Следующая игра называется «Футбол».

Возьмите, пожалуйста, фольгу и скатайте ее в шарик. Сейчас мы будем забивать мяч в ворота (подуть и загнать мяч в ворота, сделанный из фольги)

Молодцы. Хорошо поиграли.

А я сегодня для вас принесла чудесный мешочек (приготовить мешочек и туда положить массажные мячи) . Опускайте руку и берите по одному предмету (опускают руку в мешок и достают массажные мячи)

— взять мяч в правую руку, сжимаем-разжимаем. Переложить в левую, тоже самое.

— покатать мяч между ладонями.

— зажать мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцеплены в «замок»

— спрячьте мяч за спину. Где мяч? (за спиной, на столе, под столом, в мешочке). Употребление предлогов.

Для 2-4 человек пригодится такая игра: дать в руки одному ребенку мяч. Начинаем передавать под музыку. Музыка останавливается, у кого мяч, тот выполняет задание. С показом картинок.

  1. Какое время года?
  2. Кто зимой ловит зайцев?
  3. Чей хвост?
  4. Как детеныши у зайца называют? А у овцы? И т.д.

Разделитесь на пары. Следующее задание. Один бросает мяч другому называя при этом любой предмет, тот, кто поймал мяч, должен сказать, как по другому можно назвать этот предмет. Например, стол – мебель и т.д.

Таким образом, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, умеющую красиво и четко произносить все звуки речи, владеть грамматическим строем речи, уметь пересказывать и составлять рассказы, как из личного опыта, так и по сюжетным картинкам, работать нужно в комплексе: родители и педагоги.

Источник

Читайте также:  упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов для детей
Adblock
detector