Меню

игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики в средней группе

Картотека игр, направленных на развитие мелкой моторики рук для средней группы
картотека (средняя группа)

Развитие мелкой моторики очень важно для полноценного развития мозга. Благодаря действиям и играм на развитие мелкой моторики ребёнок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах. Никто не даст 100% гарантии, что только благодаря постоянной стимуляции пальчиков ребёнок рано заговорит или вырастет вундеркиндом. Но развитие моторики рук – это одно из простых и эффективных развивающих занятий. Особенно это важно для детей с задержкой речевого развития.

Скачать:

Вложение Размер
Картотека игр, направленных на развитие мелкой моторики рук для средней группы 33.43 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр, направленных на развитие мелкой моторики рук

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Развитие мелкой моторики очень важно для полноценного развития мозга. Благодаря действиям и играм на развитие мелкой моторики ребёнок развивает координацию движений, учится управлять своим телом, концентрировать внимание на предметах. Никто не даст 100% гарантии, что только благодаря постоянной стимуляции пальчиков ребёнок рано заговорит или вырастет вундеркиндом. Но развитие моторики рук – это одно из простых и эффективных развивающих занятий. Особенно это важно для детей с задержкой речевого развития.

  1. Игры с крупой
  2. Разверни, не порви
  3. Игры со счётными палочками
  4. Игры с прищепками
  5. Игры с конструктором лего
  6. Сухой бассейн
  7. Игры – шнуровки
  8. Игры с пластилином
  9. Игры с бумагой
  10. Игры с природным материалом
  11. Пазлы и мозайка
  12. Работа с ножницами
  13. Пальчиковые игры
  14. Массаж кистей рук и пальцев

Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по немного гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время.

Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь.

Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть. Можно делать это и двумя руками.

Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу. Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал.

Игры со счётными палочками.

В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички (без серы). «Сложи колодец», «Выложи картинку», «Выложи геометрическую фигуру».

Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Игры с конструктором лего.

Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер — сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху», «внизу», «слева», «справа». Способствуют развитию речи. Развивают творческие способности. Развивают усидчивость, внимание, терпение. Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

Игры с пластилином.

Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография. При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами. Такие игры помогут детям узнать, как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки. Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т.д.

Игры с природным материалом.

Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Пазлы – в переводе с английского «головоломка», «затруднение». Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей.

Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Работа с ножницами

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Массаж кистей рук и пальцев

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.

Пальчики уснули, в кулачок свернулись. (сжать пальцы правой руки в кулак).

Один! Два! Три! Четыре! Пять! (поочередно разжимают пальцы).

Захотели поиграть! (пошевелить всеми пальцами).

Разбудили дом соседей, (поднять левую руку, пальцы сжаты в кулак).

Там проснулись шесть и семь, восемь, девять, десять – (отогнуть пальцы один за другим на счёт).

Веселятся все! (покрутить обеими руками).

Но пора обратно всем: десять, девять, восемь, семь (загнуть пальцы левой руки один за другим).

Шесть калачиком свернулся, пять зевнул и отвернулся. Четыре, три, два, один, (загнуть пальцы правой руки).

Круглый кулачок, как апельсин.

Мы делили апельсин, (левая рука в кулачке, правая её обхватывает).

Много нас, а он – один. Эта долька – для ежа. (Правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке).

Эта долька – для чижа. Эта долька – для котят.

Эта долька — для утят. Эта долька — для бобра.

А для волка – кожура! Встряхиваем обе кисти.

Раз, два, три, четыре, пять! (поочередно разжимают пальцы).

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять! (поочередно загибают пальцы).

В домик спрятались опять.

Ушки длинные у зайки, (указательный и средний ушки, шевелятся).

Из кустов они торчат, (остальные пальцы – вместе, это мордочка зайки.

Он и прыгает, и скачет, веселит своих зайчат!

Зайка взял свой барабан (прижать указательный к среднему, ими не шевелить).

И ударил бам-бам-бам! (безымянный и мизинец стучат по большому).

Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы, (загибают большой палец).

Листья рябины, (загибают указательный палец).

Листики тополя, (загибают средний палец).

Листья осины, (загибают безымянный палец).

Листики дуба мы соберем, (загибают мизинец).

Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают кулачки)

Закапали капли, (постучать двумя пальцами каждой руки по столу).

Идет дождь (постучать четырьмя пальцами).

Он льет как из ведра! (стучим сильнее).

Пошел град, (косточками пальцев выбиваем дробь).

Сверкает молния, (шипящий звук, рисуем молнию пальцем в воздухе).

Гремит гром! (барабаним кулаками или хлопаем в ладошки).

Все быстро убегают домой, (прячем руки за спину).

А утром снова ярко светит солнце! (описываем руками большой круг).

В прятки пальчики играли и головки убирали вот так, вот так, вот так, вот так,

Вот так они головки убирали. (поочередно сгибаем каждый пальчик на обеих руках)

А потом они плясали. (разогнуть пальцы и пошевелить всеми пальцами).

Встал зайчишка рано, вышел на поляну. (показать пальцами одной руки зайца с ушами).

По опушке к лесу шел (идем пальцами по столу).

И большой кочан нашел (кулак другой руки).

Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты:

Хруст-хруст, хруст-хруст (заяц — одна рука «грызет» кочан — кулак др. руки).

Съел, под куст свалился и уснул. (опустили «зайца» на колени).

Проснулся, сладко потянулся (с усилием растопыриваем все пальцы).

А домой добрался – долго отдувался! (показываем, как заяц движется по столу).

Серенький комок сидит (средний и безымянный пальцы упираются).

И бумажками шуршит. (Большой, указательный и мизинец согнуты в дуги).

А у кошки ушки на макушке, (и прижаты к ним (мышка).

Чтобы лучше слышать (затем указательный и мизинец поднять и пошевелить ими (кошка).

В гости к пальчику большому приходили прямо к дому (поочередно соединять все пальцы до мизинца)

Указательный и средний, (с большим пальцем).

Безымянный и последний (мизинец стучит по большому пальцу).

Сам мизинчик-малышок постучался об порог.

Вместе пальчики-друзья, (пальцы собрать в щепотку).

Друг без друга им нельзя.

Птичка крылышками машет (сжать обе ладони, большие пальцы – клюв)

И летит к себе в гнездо, (повернуты к ребенку).

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно. (Остальные пальцы скрестить и шевелить — крылья).

Идут четыре братца навстречу старшему.

— Здравствуй, большак! (соединить все пальцы в щепотку).

— Здорово, Васька — указка, (соединять поочередно с большим)

Мишка — середка, Гришка — сиротка, (пальцем все остальные пальцы).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по развитию мелкой моторики на сентябрь-ноябрь, предназначен для работы с детьми средней группы, содержит постановку задач, названия занятий, игр, игровых ситуаций, пальчиковой гимн.

Перспективный план содержит перечень названий занятий, пальчиковых игр, игровых ситуаций, их целей и задач.

Прспектиный план разработан для работы с детьми среднего дошкольного возраста, содержит названия занятий, гровых упражнений, пальчиковых гимнастик.

Конспект занятия в средней группе по развитию мелкой моторики руки. Данное занятие формирует развитие руки детей при подготовке к письму.

Картотека развивающих игр для детей старшей группы ДОУ.

Главной целью пальчиковых игр является – переключения внимания, улучшение координации мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. кроме того.

В данной картотеке представлена коллекция игр для совместной деятельности детей и взрослых (педагог — ребёнок, родитель — ребёнок).

Источник

Дидактические игры «Развитие мелкой моторики рук»
картотека (средняя группа) по теме

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности — мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особен­но те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обра­тить их в интересные и полезные игры.Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а так­же словарный запас детей.Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать, специально у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Воспитателю, организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств, для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.

Источник

Игры на развитие мелкой моторики средняя группа

Игры на развитие мелкой моторики средняя группа (картотека) могут быть полезны как для родителей (бабушек), так и для преподавателей, которые заинтересованы в развитии у своих подпочечных ручной ловкости, умелости, мелкой моторики рук, подготовки кисти руки к овладению письмом, стимуляции речевой активности дошкольников и развитии межполушарного взаимодействия.

«Сыпучий бассейн»

Цель: Развитие и увеличение мелкой моторики и чувствительности пальцев рук, массаж пальцев рук, стимуляции речевой активности.

Берется любая ёмкость и наполняется, например, сухим горохом (песком, камушками, любой крупой и т.п.), перед наполнением на дноемкости кладут различные предметы, например, мелкие игрушки с различными свойствами, пуговицы, разные геометрические фигуры.

Ход игры: Детишками предлагается найти засыпанные различные мелкие игрушки или предметы. Погружая кисти рук или пальчики в емкость с наполнителем, перебирая горох (другие крупы или материал наполнения) для нахождения предмета на дне. При выполнении этого задания пальчики получают массажный эффект, что повышается их чувствительность и движения становиться более с координированными. Ребёнок на ощупь находит какой-либо предмет и ему предлагается рассказать о нем и называет его.

Можно немного усложнить данную игру, например, использовать различные размеры емкости (маленькую или большую), комбинирование наполнителей, что даст больше массажного эффекта и повышения чувствительности пальчиков рук, можно еще опускать по одной руке (по очереди).

«Разноцветные клубочки»

Цель: Развития умения наматывать клубочки ниток, развивая подвижность пальчиков рук, ловкость и координацию движений обеих рук.

Ход игры: есть несколько вариантов игры:

  1. Ребенку предлагается разматывать и наматывать ниточки на клубок;
  2. Соревнования в группе детей от 3-5. Кто быстрее наматывает;
  3. Перематывание с одного клубка на другой (можно в команде). Например, один ребенок наматывает, другой разматывает.

«Рисование на песке (муке или манке)»

Цель: Развитие точных движений пальцев рук, воображения, образного мышления, научить ориентироваться на плоскости или проекции.

Ход игры: Ребенку предоставляется поднос яркого цвета с песком (кинетический), мукой или манкой. Ребенок начинает рисовать движениями пальца желанные картинки: луна или солнце, море с волнами, различные горы, любимых героев, автомобили или просто дерево, а если не понравилось или не получилось, можно легко и быстро всё удалить.

«Игры с крышками»

Цель: Научить ребенка закручивать и откручивать крышечки, развивая при этом координацию движений пальчиков рук и умение складывать пальцы в щепоть.

Ход игры: Есть несколько вариантов игры с крышками:

«Любимые прищепки»

Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики кисти рук, силу мышц пальцев рук, координации движения пальцев рук.

Ход игры: Существует множество вариантов «Любимые прищепки»:

  1. Ребёнок крепить на плоское изображения недостающие фрагменты в виде прищепок, например: ежик, солнышко, тучка, кактус, цветочек, рыбка, морковь.
  2. Ребенок крепит одну прищепку к кончику другой и так далее.
  3. Командная игра: прищепки (лучше разноцветные) складываются в емкость, а одна прищепка крепиться к предмету неподалеку и каждый ребенок из команды по очереди прикрепляет по одной прищепке.

Игры с конструктором.

Цель: Научить детишек конструировать из множества различных конструкторов, которые имеют разные способы соединения деталей, создавая из них модели как по схемам производителей конструктора, так и придуманные самими детьми (для формирования у ребенка образного мышления и воображения) или преподавателем. Сформировать навыки сборки и разборки, развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений и укреплению кисти рук.

Игра «Бусинки»

Цель: Развивать и закреплять зрительную память у ребенка. Научить детей выбирать и показывать предметы определенной формы и цвета, как показу, так по устному описанию. С формировать у ребенка умение выполнять последовательные действия в поставленной задаче. Развивать и укреплять моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание бусинок на шнур (леску).

Ход игры: Игру можно проводить в различных вариантах:

  1. Простое нанизывание бусинок на шнур такого же цвета, как и сами бусинки;
  2. Нанизывание бусинок по очереди с разными цветами;
  3. Нанизывание бусинок по очереди с разными по формами и цветами;
  4. Предлагаю детишками найти лишнюю бусинку и исправить.

«Няня крышки»

Цель: Развитие и укрепление мелкой моторики кисти рук, силу мышц пальцев рук, координации движения пальцев рук, усидчивости, внимание, сформировать навыки крепления и разъединения.

Ход игры: Используются крышки от пюре «Фрутоняня».

Есть несколько вариантов игры с крышками:

  1. Ребенок собирает различные фигуры (цветочек, дорожка, башенку);
  2. Командная игра (от 2 и более) собирают различные фигуры прикрепляя по одной крышечке;

К концу статьи могу только добавить, что выше перечисленные игры на развитие мелкой моторики средняя группа, являются не окончательными и при должном умении можно расширять список игр или дополнять уже имеющиеся различными вариантами для усложнения или упрощения.

Источник

Читайте также:  упражнения с гантелями для фитнеса для похудения видео
Adblock
detector