Меню

игры и игровые упражнения для развития диалогической речи детей

Картотека игр для формирования диалогической речи детей дошкольного возраста
картотека по развитию речи (средняя группа)

Сборник игр для формирования диалогической речи детей дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_igr_besed_na_formirovanie_dialoga.docx 23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-беседы на формирование диалогической речи

Игры с предметами (телефоном)

«Заказ такси по телефону»

Дидактическая задача: учить строить диалог во время разговора по телефону (звонок в такси)

Игровая задача : помочь зайке вызвать такси, чтобы поехать в поликлинику

Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что к вам за помощью обратилась зайка, она заболела и ей нужно вызвать такси на 10 часов утра, чтобы добраться до поликлиники.

— Поможем зайке вызвать такси?

— Сейчас я буду звонить в такси, а ваша задача внимательно слушать, как я буду вести диалог (набирает номер, имитирует звонок) .

— Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

— На какое время вам нужна машина?

— В детскую поликлинику.

— Назовите ваш телефон.

— Такси скоро будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

— Спасибо. До свидания.

— Кто желает вызвать такси для зайки?

Дети по желанию имитируют звонок в такси, воспитатель помогает построить диалог, исправляет, дополняет их диалог

Звонок на работу маме (папе)

Дидактическая задача: закрепить навыки ведения культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

Игровая задача : помочь своего товарищу

1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.

2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации : «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».

3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.

— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.

— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

— Алло, Алеша, что случилось?

— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

— Она простыла, и у нее болит голова.

— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

«Звонок в поликлинику»

Дидактическая задача: закрепить навык ведения диалога по телефону (звонок в поликлинику)

Игровая задача : помочь Буратино вызвать врача на дом по телефону

— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

— Врача вызывают, если у больного высокая температура, когда он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.

-Ребята, сегодня когда я шла в садик, на крылечке я нашла письмо от Буратино, он пишет, что Мальвина очень сильно заболела, у нее высокая температура и сильный кашель, и просить у вас помощи : «Ребята помогите вызвать врача Мальвине, а я в это время буду помогать Мальвине справляться с кашлем и температурой»

— Готовы помочь Буратино вызвать врача Мальвине?

— Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику.

— Кто желает вызвать врача Мальвине по телефону? (Дети предлагают свои кандидатуры)

— Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.

2. Демонстрация вызова врача.

— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

— Я бы хотела вызвать врача на дом.

— У нас заболела Мальвина. У нее очень высокая температура и сильный кашель.

— Нет ли насморка и головной боли?

— Наш адрес ул. Ленина 56

— Врач придет во второй половине дня.

— Спасибо. До свидания.

3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза) . Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

Дидактическая задача: учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.

Игровая задача : угадать о каком сказочном герое говорит ведущий

Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту) . Остальные дети отгадывают.

— Я очень маленького роста, — сообщает ведущий игрок.

— Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.

— Нет. Я не девочка, а мальчик.

— Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.

— Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.

— Я думаю, что ты – Жихарка.

Угадавший ребенок становится ведущим.

Дидактическая задача: познакомить с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.

Материал : семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.

Предметы раскладываются на столе.

Воспитатель говорит : «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет» . Все поняли?».

Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.

— Этот предмет нужен в хозяйстве? — Его едят?

— Его надевают на тело?

— Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с.? — Он круглый? Он коричневый? И т. п.

Нужно придерживаться определенной логики : от назначения предмета — к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.

«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».

Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

Дидактическая задача: учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

Игровая задача : поддержать радость или сочувствие воспитателя

Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают : «Я рад (а) за тебя (вас) », «Очень приятно» , «Я горжусь вами (тобой) ». На невеселое сообщение следует сказать : «Я сочувствую тебе (вам) » или «Мне очень жаль» .

— Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

— Я победила в конкурсе воспитателей.

— У меня сегодня очень сильно болит голова.

— Я купила себе красивое платье.

— Я потеряла свой любимый шарфик и т. д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.

Дидактическая задача: активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.

Материал : разноцветные конверты, набор картинок.

В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит : «Письмо Саше» . Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами : «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т. п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы.

Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения : «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо.» .

Можно использовать в игре и дополнительные задания.

Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?

Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.

Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре :

— Если тебе нетрудно. — Будь добр.

— Ты не мог бы.? — Я тебя очень прошу,.

— Сделай доброе дело, передай.

Дидактическая задача: развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Воспитатель : «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так : «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.» .

— Карлсон жил в маленьком домике у леса.

— Пятница идет после среды.

— Буратино — один из жителей цветочного городка.

— Мыть руки вредно для здоровья.

— Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.

— Если на деревьях есть листья, то это лето.

Дидактическая задача: закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т. п.) . Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит : «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу : «Добрые слова замки открывают» . Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?» .

Примерные формулы выражения просьбы- разрешения :

— Пропустите меня, пожалуйста.

— Вы не могли бы пропустить меня?

— Если можно, пропустите, пожалуйста.

— Извините, я могу пройти?

«ГУСИ-ГУСИ» (русская народная игра)

Дидактическая задача: развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровое правило : убегать от волка только после слов : «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»

Игровые действия : имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

Ход игры : при помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка в другом, волк — в стороне. Слова хозяйки гусей : -Гуси! Гуси! Есть хотите? Ну, летите! Почему?

Ответы гусей : -Га-га-га! Да-да-да! Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!

-Ну, летите как хотите, Только крылья берегите!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивных технологий в НОД.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности.

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Это положение нашло свое отражение в исследованиях, в которых п.

Проблема развития диалогической речи детей остается одной из актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе .

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с детьми по развитию диалогической речи.Задачи:1. Освежить знания педагогов о методах и при.

Дата публикации: 10.06.2018Организация совместной работы с родителями как условие формирования диалогической речи детей дошкольного возрастаНестерова Н.В.Аннотация: В соответствии с ФГОС дошкольн.

В статье «Диалогическая речь детей дошкольного возраста» можно подробно узнать информацию о том, что такое диалогическая речь, ее формирование.

Источник

Дидактические игры для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Эффективным методом развития диалогической речи является дидактическая игра.

В методике разработано много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

Игры можно использовать во время непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми, а так же и в самостоятельной деятельности детей.

Игра способствует активизации у детей диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры, закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное.

Скачать:

Вложение Размер
Дидактические игры для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста 40.67 КБ
Дидактическая игра «Вопрос с подсказкой» 1.87 МБ
Дидактическая игра «Спрашиваем сами» 428.42 КБ
Дидактическая игра «Угадай, какой предмет загадали» 462.52 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития диалогической речи детей

Дидактические игры с готовыми текстами-диалогами

Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.

Воспитатель, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

— Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному
из детей.

— Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

Так бывает или нет?

Цели. Учить детей доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не перебивать друг друга, не выкрикивать с места.

Дети по очереди рассказывают какие-либо небылицы. Игрок, заметивший небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

— Вначале несколько небылиц разыгрывает воспитатель.

  • Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку.
    Сделали из снега горку и стали с нее кататься.
  • Наступила весна, все птицы улетели, без них стало грустно.
  • У Вити день рождения. Он принес в детский сад угощение:
    сладкие лимоны, соленые конфеты, горькое печенье.

Примечание. Вначале в рассказы включается одна небылица, при повторном проведении игры их количество увеличивают.

Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Воспитатель: «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами, И.О.».

  • Карлсон жил в маленьком домике у леса.
  • Пятница идет после среды.
  • Буратино — один из жителей цветочного городка.
  • Мыть руки вредно для здоровья.
  • Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
  • Если на деревьях есть листья, то это лето.

Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

  • Пропустите меня, пожалуйста.
  • Вы не могли бы пропустить меня?
  • Если можно, пропустите, пожалуйста.
  • Извините, я могу пройти?

Цели. Учить детей вежливо формулировать побуждения и доброжелательно реагировать на них; закреплять знания о родном городе.

Материал. Фотографии и открытки с видами родного города, карта города, фишки.

Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру. Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив. Задания могут быть разные:

  • назови самую длинную улицу, самую короткую улицу, красивое здание на берегу реки, памятник и т.п.;
  • покажи на карте, фотографии какую-либо улицу, достопримечательность;
  • расскажи о какой-либо достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т.п.

Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не могу назвать (показать). ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание.

Выигрывает команда, получившая большее количество фишек. Ей вручается комплект медалей с изображением герба города.

Варианты игры. Может меняться тема игры: «Приметы весны», «Животные нашего края» и т.д.

Заказ такси по телефону

Цель. Продолжать учить детей пользоваться телефоном, соблюдая телефонный этикет.

Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что ей нужно поехать с «дочкой» в поликлинику.

— Вызову такси (набирает номер, имитирует звонок). Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?

— На какое время вам нужна машина?

— В детскую поликлинику.

— Назовите ваш телефон.

— Такси будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.

— Спасибо. До свидания.

Звонок на работу маме (папе)

Цели. Закрепить навыки культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.

1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.

2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации: «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».

3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.

— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.

— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.

— Алло, Алеша, что случилось?

— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.

— Она простыла, и у нее болит голова.

— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?

— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.

Звонок в поликлинику

Цели. Развитие самостоятельности в детских играх; закрепление навыка ведения телефонного разговора.

— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?

— Врача вызывают, если у больного высокая температура и он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.

т Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику. Я буду мамой, у меня заболела дочка (берет в руки куклу). Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.

2. Демонстрация вызова врача.

— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?

— Я бы хотела вызвать врача на дом.

— Моя дочка заболела. Очень высокая температура и сильный кашель.

— Нет ли насморка и головной боли?

— Имя, фамилия девочки? Возраст?

— Врач придет во второй половине дня.

— Спасибо. До свидания.

3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.

ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ

Дидактическая игра «Волшебное эхо»

Цель. Активизировать в речи детей различные варианты формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речевого общения.

В игре участвуют 10—12 человек.

Воспитатель рассказывает о том, что в лесу, в горах, живет эхо, которое повторяет все, что кто-нибудь сказал. Предлагает детям поиграть: «Я буду говорить, а вы по очереди будете эхом. Кому я брошу мяч, тот и будет эхом».

Воспитатель бросает мяч по кругу (каждому игроку, или через одного, или вперемешку). Если ребенок не ответил на вопрос или повторил неправильно (с пропусками, перестановками), он платит фант.

Вначале воспитатель называет отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какой-нибудь одной ситуации, а затем, по мере усвоения детьми синонимического ряда формул, присоединяет к формулам обращение, а затем и какую-нибудь мотивировку:

  • Лови мяч, пожалуйста.
  • Лови, Антоша, мяч, пожалуйста.

Ребенок меняет обращение. Если он не догадывается изменить обращение, то воспитатель говорит: «Это в лесу эхо глупое, повторяет все, что скажут. А вы — волшебное эхо, подумайте, как ответить мне».

Дидактическая игра «Вежливые отгадки»

Цель. Закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.

Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения:

Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит?

С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент.

Источник

Читайте также:  книги с упражнениями по актерскому мастерству
Adblock
detector