Меню

игры и игровые упражнений для детей с онр

Игры для детей с ОНР.
картотека на тему

СИСТЕМА ИГР В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требуют от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Такой формой может быть только игра — как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, – естественная среда его развития (Ф. Фребель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев).

Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием.

В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.

В процессе речевых игр дети учатся понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.

Так как наши дети часто имеют нарушения общей координации, то считаю необходимым большую часть занятий проводить в подвижных играх, например, с мячом. Игра с мячом – прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.

  • Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают к общению.
  • Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.
  • Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии.
  • Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  • Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  • Регулируют силу и точность движений.
  • Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
  • Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
  • Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  • Развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это создаёт необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.

Упражнения с мячом:

— Автоматизировать звуки в словах в разных позициях.

— Учить образовывать формы множественного числа существительных.

— Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе.

— Формировать навык самоконтроля за собственной речью.

— Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.

— Развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. А ребёнок изменяет слово так, чтобы был или один предмет, или много, в зависимости от того, что называет взрослый и возвращает мяч воспитателю.

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют данное воспитателем слово ласково: стол – столик, ковёр – коврик, соловей – соловушка и т. д.

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют противоположное по смыслу: широкий – узкий, весёлый – грустный и т. д.

«Назови слово с данным звуком»

Воспитатель по очереди бросает каждому ребёнку мяч, а ребёнок называет слово на заданный звук (обычно это изучаемый на фронтальном занятии звук).

Игра с мячом с двумя–тремя детьми

  1. Дети бросают мяч об пол или об стену и называют слово на данный звук.
  2. Дети называют слова на заданную лексическую тему.

(Например. Я знаю пять птиц: синица, воробей, сорока, голубь, дятел. Или я знаю десять овощей: капуста, морковка…).

Логопед следит и называет победителя.

  1. Считать до пяти и более предметов, правильно согласовывая числительные с существительными.

(Например: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб).

  1. Отбить мячом столько раз, сколько слогов в слове.

Кроме игр с мячом в работе я использую и другие игры, например «Водный мир». Эту игру я создала сама.

Игра «Водный мир»:

  • Способствует развитию у ребёнка фонетико-фонематического восприятия, готовит детей к последующему синтезу и анализу звукового состава слова.
  • Расширяет словарный запас – знакомит с названиями рыб, морских животных и водоплавающих птиц.
  • Развивает лексико-грамматический строй речи у детей.
  • 36 карточек из картона на магнитах: водоплавающие птицы (12 шт.), рыбы (12 шт.), морские и речные животные (12 шт.)
  • 36 цветных магнитов (красные, синие, зелёные)
  • 1 удочка (на конце верёвочки металлический стержень)
  • коробочка с высоким бордюром синего цвета, выполняющая роль бассейна
  1. Дети поочерёдно удочкой вылавливают из бассейна карточку, называют первый звук (последний звук). Обозначают его соответствующим магнитом: (гласный – красным магнитом, согласный твёрдый – синим магнитом, согласный мягкий – зелёным магнитом), объясняя, почему выбран именно этот цвет магнита.
  2. Дети поочерёдно вылавливают карточку и говорят, к какому виду относится «улов»: водоплавающая птица, водное животное или рыба. Ребёнок объясняет свой выбор.
  1. Назови некоторые слова-предметы ласково, например: черепашка, лягушечка, окунёк, плотвичка, карасик, лебёдушка, уточка и т. д.
  2. Назвать предметы по типу игры «Один – много», например: дельфин – дельфины, кит – киты, окунь – окуни и т. д.
  3. Посчитай рыб (птиц, животных). Например: одна выдра, две выдры, три выдры, четыре выдры, пять выдр.
  4. Посчитай их по–порядку, например: первая выдра, вторая выдра, третья выдра и т.д.
Читайте также:  упражнения на автодроме схема и описание упражнений для

По мнению А.В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребёнка, его творческие возможности.

Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия.

Игровое обучение, по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картинок, существенно повышает эффективность формирования словаря. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, более глубоко усваивают знания.

Скачать:

Вложение Размер
igry_s_onr.doc 74.5 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА ИГР В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требуют от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений.

Такой формой может быть только игра — как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста, – естественная среда его развития (Ф. Фребель, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, А.Н. Леонтьев).

Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и даёт более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием.

В практике дошкольных учреждений обучающие игры применяют часто. Они содержат элементы новизны, вводят детей в условную ситуацию, эмоционально приобщают к процессу приобретения знаний, нацеливают на самостоятельное решение игровых задач.

В процессе речевых игр дети учатся понимать и употреблять термины «слово» и «звук», выделять слова из общего речевого потока, вслушиваться в их звучание, самостоятельно устанавливать последовательность звуков в слове, осознавать звуки и слоги как отдельные элементы слова.

Так как наши дети часто имеют нарушения общей координации, то считаю необходимым большую часть занятий проводить в подвижных играх, например, с мячом. Игра с мячом – прекрасное средство для коррекционной работы в логопедической группе.

  • Игры с мячом отвлекают внимание ребёнка от речевого дефекта и побуждают к общению.
  • Освобождают детей от утомительной неподвижности на занятиях.
  • Помогают разнообразить виды деятельности на коррекционном занятии.
  • Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  • Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
  • Регулируют силу и точность движений.
  • Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
  • Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей.
  • Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  • Развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это создаёт необходимые предпосылки для лучшего функционирования речевых органов, оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.

Упражнения с мячом:

— Автоматизировать звуки в словах в разных позициях.

— Учить образовывать формы множественного числа существительных.

— Учить согласовывать числительные с существительными в роде и числе.

— Формировать навык самоконтроля за собственной речью.

— Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память.

— Развивать зрительно-моторную координацию и ориентировку в пространстве.

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. А ребёнок изменяет слово так, чтобы был или один предмет, или много, в зависимости от того, что называет взрослый и возвращает мяч воспитателю.

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют данное воспитателем слово ласково: стол – столик, ковёр – коврик, соловей – соловушка и т. д.

Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют противоположное по смыслу: широкий – узкий, весёлый – грустный и т. д.

«Назови слово с данным звуком»

Воспитатель по очереди бросает каждому ребёнку мяч, а ребёнок называет слово на заданный звук (обычно это изучаемый на фронтальном занятии звук).

Игра с мячом с двумя–тремя детьми

  1. Дети бросают мяч об пол или об стену и называют слово на данный звук.
  2. Дети называют слова на заданную лексическую тему.

(Например. Я знаю пять птиц: синица, воробей, сорока, голубь, дятел. Или я знаю десять овощей: капуста, морковка…).

Логопед следит и называет победителя.

  1. Считать до пяти и более предметов, правильно согласовывая числительные с существительными.

(Например: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб).

  1. Отбить мячом столько раз, сколько слогов в слове.

Кроме игр с мячом в работе я использую и другие игры, например «Водный мир». Эту игру я создала сама.

  • Способствует развитию у ребёнка фонетико-фонематического восприятия, готовит детей к последующему синтезу и анализу звукового состава слова.
  • Расширяет словарный запас – знакомит с названиями рыб, морских животных и водоплавающих птиц.
  • Развивает лексико-грамматический строй речи у детей.
  • 36 карточек из картона на магнитах: водоплавающие птицы (12 шт.), рыбы (12 шт.), морские и речные животные (12 шт.)
  • 36 цветных магнитов (красные, синие, зелёные)
  • 1 удочка (на конце верёвочки металлический стержень)
  • коробочка с высоким бордюром синего цвета, выполняющая роль бассейна
  1. Дети поочерёдно удочкой вылавливают из бассейна карточку, называют первый звук (последний звук). Обозначают его соответствующим магнитом: (гласный – красным магнитом, согласный твёрдый – синим магнитом, согласный мягкий – зелёным магнитом), объясняя, почему выбран именно этот цвет магнита.
  2. Дети поочерёдно вылавливают карточку и говорят, к какому виду относится «улов»: водоплавающая птица, водное животное или рыба. Ребёнок объясняет свой выбор.
  1. Назови некоторые слова-предметы ласково, например: черепашка, лягушечка, окунёк, плотвичка, карасик, лебёдушка, уточка и т. д.
  2. Назвать предметы по типу игры «Один – много», например: дельфин – дельфины, кит – киты, окунь – окуни и т. д.
  3. Посчитай рыб (птиц, животных). Например: одна выдра, две выдры, три выдры, четыре выдры, пять выдр.
  4. Посчитай их по–порядку, например: первая выдра, вторая выдра, третья выдра и т.д.

По мнению А.В. Запорожца, игра – это эмоциональная деятельность, а эмоции влияют не только на уровень интеллектуального развития, но и на умственную активность ребёнка, его творческие возможности.

Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия.

Игровое обучение, по сравнению с традиционным просмотром слайдов или рассматриванием картинок, существенно повышает эффективность формирования словаря. Дошкольники практически овладевают игровым действием, активно участвуют в создании воображаемой ситуации, более глубоко усваивают знания.

Источник

Игры и игровые упражнения при обучении детей с ОНР грамоте
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Игры и игровые упражнения при обучении детей с ОНР грамоте

Одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте — чтение, элементарные навыки письма.

Как показывает практика, знание ребенком букв ещё не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Один ребенок называет последовательно буквы, но не может прочитать слово, другой ребенок читает слово, но не может объяснить, что оно обозначает. Ребенок должен усвоить, что предложения состоят из слов, слова — из слогов и звуков, расположенных в определенной последовательности. По мнению известного педагога — психолога Д.Б.Эльконина, «чтение есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. А К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звукослоговое строение слова». Письмо и чтение являются сложными многоуровневыми психофизиологическими процессами, которые осуществляются в результате совместной деятельности зрительного, речедвигательного, речеслухового и общедвигательного анализаторов. Для успешного овладения навыками письма и чтения необходимо, чтобы у ребенка был в достаточной степени сформирован ряд речевых и неречевых функций: слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, языковой анализ и синтез, который включает фонематический анализ и синтез, слоговой анализ и синтез. У дошкольника должен быть сформирован анализ предложения на слова, сформированность лексико — грамматической стороны речи, высокий уровень развития зрительного и слухового анализа, синтеза, пространственных представлений.

Несформированность какой — либо из указанных операций вызывает нарушение процесса овладения письмом и чтения, приводит к возникновению дисграфии и дислексии.

Речь не развивается обособленно, она связана с другими психическими процессами. Следовательно, отставание в речевом развитии влечет за собой особенности развития внимания, памяти, трудности в мыслительных операциях. Такие особенности накладывают определенный отпечаток на саму потребность к познанию (наличие внутренних мотивов учебной деятельности, оценка своей деятельности).

В этой связи особое значение приобретает игровая мотивация коррекционной деятельности. А.А.Леонтьев, говоря о признаках игры, отмечал, что игровая деятельность характеризуется таким строением, когда мотив лежит в самом процессе. Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития. По Л.С.Выготскому, в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения, выше своего возраста. В игре создаются произвольные намерения, волевые мотивы, и в этом смысле ее называют ведущим видом деятельности для дошкольника. Игровая мотивация помогает скорректировать проблемы усвоения материала, позволяет многократно повторять особо сложную информацию, снимает психическое и физическое напряжение, корректирует поведенческую активность. В игре формируется готовность к речевой активности.

Ниже предлагаются игры, которые можно использовать и на занятиях по обучению грамоте, и отдельно. Представленная система игр и упражнений, построенная с учетом последовательного усложнения материала, поможет ребенку научиться различать понятия ЗВУК и БУКВА, подготовить его к чтению, сформирует навыки элементарного письма («печатания»). Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности

— творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке,

Представленные игры делятся на три группы: игры со звуками, игры с буквами, игры со словами.

О приемах развития фонематического восприятия у дошкольников с ОНР

Известно, что дефекты произношения малышей обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки. Время идет, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет.

Недостатки звукопроизношения могут задерживать умственное развитие ребенка: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Если ребёнок до поступления в школу не научился правильно говорить, он будет делать ошибки в письме и чтении, не сможет полноценно усваивать грамоту, орфографию. Прислушайтесь к тому, как говорит ваш малыш, и помогите ему исправить речь.

Одним из основных направлений логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении является предупреждение нарушений письменной речи, формирование правильного произношения, навыков речевого общения с окружающими. Оно включает: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, навыков связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение развивается постепенно. Основные грамматические закономерности ребёнок усваивает к пяти — пяти с половиной годам. К этому времени в его речи есть все падежные формы, простые распространенные и сложные предложения с различными придаточными. Словарь детей включает практически все части речи, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия.

При формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет или событие), уметь их анализировать, отбирать основные факты, устанавливать причинно- следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Развитие звуковой стороны речи предполагает не только усвоение произношения и восприятия звуков родного языка. Ребенок должен уметь регулировать темп, громкость голоса, выделять все виды ударения.

В старшей группе речь становится для детей особым предметом для изучения. Педагог развивает у них отношение к устной речи как языковой деятельности. Ведется работа по развитию всех видов языкового анализа, развиваются навыки звукобуквенного анализа слов. Учитель- логопед обучает детей составлять предложения из 3-6 слов, делить предложения на слова, слова — на слоги и составлять из них слова.

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Формирование фонематического восприятия происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору головного мозга слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным выделение фонем.

При помощи аналитико-синтетической речемыслительной деятельности происходит сравнение ребёнком своей несовершенной речи с речью старших и формирование навыков звукопроизношения.

Недостаточность фонематического анализа и синтеза сказывается на развитии артикуляции в целом. Однако, если наличие простых форм фонематического анализа достаточно для повседневного общения, то их недостаточно для овладения чтением и письмом.

А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин и другие ученые доказали, что для этого необходимо развитие более сложных форм фонематического восприятия, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ его звуковой структуры.

Только при чётком, правильном произношении и восприятии звуков, возможно, обеспечить прочную связь между звуком и соответствующей буквой.

В общей системе работы по речевому развитию дошкольников большое место занимают игры и упражнения, которые позволяют сформировать навыки количественного, позиционного и порядкового анализа, синтеза

звуков, дифференциации пар согласных звуков в словах. Выполняя подобные упражнения, дети научатся подбирать слова определенной структуры, правильно воспроизводить ряды слогов.

Такие задания позволят предупредить трудности овладения грамотой, нарушения усвоения чтения, письма, орфографии.

Игры и задания, развивающие навыки фонематического восприятия

Источник

Adblock
detector