Меню

игровыми упражнениями с детьми в подготовительной группы

Игровые упражнения в подготовительной группе
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа) на тему

1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки.

3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии.

Скачать:

Вложение Размер
podgotovitelnaya_gruppa.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки.

1. Игровое упражнение «Ежик вытянулся, свернулся»

Цель: профилактика нарушения осанки:

Лежа на ковре, поднять руки за голову и максимально вытянуться. Затем, поднимая верхнюю часть туловища к коленям, наклониться вперед, т.е. сгруппироваться, обхватить ноги под коленями (ежик свернулся). Повторить 2 — 6 раз. Между каждым повторением полежать и расслабиться.

На 4 недели усложненный вариант. Выполнять это упражнение 10 раз подряд.

3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии.

2. Игровое упражнение «Поймай рыбку» ( «Достань жемчужину» )

Цель: профилактика плоскостопия.

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног «ловят рыб» (пробки) и достают со дна «жемчужины» (камешки).

На 4 недели усложненный вариант. Соревнуются двое детей, кто быстрее.

1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки.

1. Игровое упражнение «Гусеница»

Цель: профилактика нарушения осанки:

Встать на четвереньки, подтянуть колени к рукам, не отрывая ног от пола. А затем переставить обе руки одновременно вперед, как можно дальше. Так и передвигается гусеница в поисках еды. А теперь вы все — гусеницы. Поползли!

На 4 недели усложненный вариант. Пройти до ориентира и вернутся в колонну. Чья команда быстрее.

3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии.

2. Игровое упражнение «Соберём урожай»

Цель: профилактика плоскостопия.

Оборудование: грецкие, лесные орехи, грибочки.

Выполнение: пальцами ног собрать «урожай» в ведёрке.

На 4 недели усложненный вариант. Соревнуются двое детей, кто быстрее.

1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки.

1. Игровое упражнение «Ласточка»

Цель: профилактика нарушения осанки:

Ребёнок лежит на животе, руки разведены в стороны, слегка прогибаясь, поднимает голову и руки, для начала можно помочь малышу, поддерживая его за разведённые в стороны руки.

На 4 недели усложненный вариант. Соревнуются дети, чья ласточка красивее и ровнее.

3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии.

2. Игровое упражнение «Рисуем подарок другу»

Цель: профилактика плоскостопия.

Оборудование: листы бумаги, фломастеры.

Выполнение: пальцами ног нарисовать рисунок другу.

На 4 недели усложненный вариант. Соревнуются дети, у кого рисунок получился аккуратнее.

1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки.

1. Игровое упражнение «Ель, елка, елочка»

Цель: профилактика нарушения осанки:

В лесу стоят высокие ели. Встаньте ровно, как эти стройные ели, подтянитесь, выпрямитесь. (Голова, туловище, ноги— прямо, раздвинуть руки, «ветки», слегка в стороны, ладонями вперед.) Пойдемте дальше в лес, посмотрим, есть ли у высокой ели сестрички? Вот и сестрички ели — елки. Они пониже, но такие же стройные. (Принять правильную осанку, но в полуприседе.) Пойдемте, поищем еще сестричек-елочек. Вот они — совсем маленькие. Но и удаленькие: красивые и тоже стройные. (Сесть на корточки, голова и спина выпрямлены, руки ладонями слегка разведены в стороны.)

На 4 недели усложненный вариант. Замирать в данном положении в течение 30 секунд.

3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии.

2. Игровое упражнение «Снежки»

Цель: профилактика плоскостопия.

Оборудование: по несколько бумажных салфеток на каждого ребёнка, обруч.

Выполнение: по сигналу педагога дети сминают салфетку пальцами ног (делают снежки) и бегут, держа салфетку пальцами ног стараясь не уронить его до обруча.

На 4 недели усложненный вариант. Соревнуются две команды, кто сделает больше снежков.

1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки.

1. Игровое упражнение «Птица»

Цель: профилактика нарушения осанки:

Лежа на животе, поднять руки вверх, в стороны, прогнуться. Махать руками, как птица крыльями. Мы полетели. Лечь на живот, опустить руки. Пауза, отдых. Затем продолжить «полет». Повторить 2—3 раза.

На 4 недели усложненный вариант. Выполнять это упражнение с замиранием на животе.

3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии.

2. Игровое упражнение «Строим из палочек и карандашей»

Цель: профилактика плоскостопия.

Оборудование: Стул и карандаши.

Из карандашей дети на ковре с помощью ног выкладывают различные фигуры.

На 4 недели усложненный вариант. Соревнуются дети, у кого фигура получился аккуратнее.

1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки.

1. Игровое упражнение «Плавание на байдарках»

Цель: профилактика нарушения осанки:

И.п.: сидя на полу, ноги чуть согнуть в коленях, руки вытянуть вперед. Лечь на спину и попробовать медленно сесть без помощи рук и снова лечь. Поплыли!

На 4 недели усложненный вариант. Выполнять это упражнение 10 раз подряд.

3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии.

2. Игровое упражнение «Мы строители»

Цель: профилактика плоскостопия.

Сомкнутыми ногами ребенку необходимо удерживать кубик (деталь пирамидки, деталь конструктора) и перемещать его один на другой выстраивая башенку.

На 4 недели усложненный вариант. Соревнуются дети, у кого получится самая большая башенка.

1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки.

1. Игровое упражнение «Пляжный волейбол»

Цель: профилактика нарушения осанки:

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

На 4 недели усложненный вариант. Выигрывает тот, кто ни разу не уронил мяч.

3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии.

2. Игровое упражнение «Рисуем кистью»

Цель: профилактика плоскостопия.

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

На 4 недели усложненный вариант. Соревнуются двое детей, чей рисунок получился красивее.

1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки.

1. Игровое упражнение «Не урони кубик»

Цель: профилактика нарушения осанки:

Нои врозь на ширине плеч, руки на поясе, на голове деревянный кубик;

1-2 – подняться на носки, руки в стороны (не уронить предмет);

3-4 – вернуться в и.п. Повторить 5-6 раз в медленном темпе.

На 4 недели усложненный вариант. Выигрывает тот, кто ни разу не уронил мяч.

3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии.

2. Игровое упражнение «Уберем игрушки»

Цель: профилактика плоскостопия.

Оборудование: детские ведерки, игрушки из «киндер — сюрпризов»

Дети по команде педагога собирают мелкие игрушки, разбросанные по ковру в определенное место

На 4 недели усложненный вариант. Соревнуются двое детей, кто собрал больше игрушек и их не уронил.

1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки.

1. Игровое упражнение «Лев в цирке»

Цель: профилактика нарушения осанки:

В вертикальный обруч ребенок прокатывает мяч и пролезает сам, спину прогибать, голову приподнять вперед.

На 4 недели усложненный вариант. Соревнуются две команды.

3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии.

2. Игровое упражнение «Бег в сапожках»

Цель: профилактика плоскостопия.

По сигналу педагога дети становятся на салфетки, сминают их «надевают сапожки» и бегут с салфетками на ногах до ориентира.

На 4 недели усложненный вариант. Соревнуются две команды, кто быстрее.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки.3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии.

1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки.3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии.

1-2 неделя – игровые упражнения при нарушении осанки. 3-4 неделя – игровые упражнения при плоскостопии.

КОМПЛЕКСЫ ОРУ (игровой стрейчинг)подготовительная группаКомплекс №1 без предметов1 «Деревце»И. п. пятки вместе, носки разведены, руки опущены вдоль тела.1-3 — поднять прямые.

игры и упражнения в сротзале с различным спротивным инвентарем.

Картотека речевых игр и упражнений для детей подготовительной группы.

Картотека речевых игр и упражнений в подготовительной группе.

Источник

Картотека игр и упражнений.
картотека (подготовительная группа) по теме

В данной картотеке игры и упражнения, направленные на работу с агрессивными, замкнутыми и тревожными детьми.

Скачать:

Вложение Размер
igry_na_snyatie_agressii.doc 46.5 КБ
kommunikativnye_igry._kartoteka_igr_k_zanyatiyam.docx 830.1 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: снятие агрессии

Порядок выполнения и инструкция.

Дети образуют круг, в центре которого на полу лежит

физкультурный обруч. В «волшебном круге» происходит

превращение» ребёнка в боксёра (движение руками).

Дети стоящие вокруг обруча произносят: «Сильнее, сильнее,

сильнее…», помогая этим игроку выплеснуть агрессивную

энергию максимально интенсивными действиями.

Поощряются быстрые, сильные движения.

Цель: снятие агрессии

Порядок выполнения и инструкция.

Дети образуют круг, в центре которого на полу лежит

физкультурный обруч. В «волшебном круге» происходит

превращение» ребёнка в каратиста (движение ногами).

Дети стоящие вокруг обруча произносят: «Сильнее, сильнее,

сильнее…», помогая этим игроку выплеснуть агрессивную

энергию максимально интенсивными действиями.

Упражнение «Воробьиные драки»

Цель: снятие агрессии

Порядок выполнения и инструкция.

Дети превращаются в «драчливых воробьев» (приседают,

обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают

друг к другу, толкаются. Кто из детей упадёт или уберёт руки

со своих колен, тот выбывает из игры («лечат крылышки, лапки

у доктора Айболита»).

Упражнение «Ах, какой упрямый!

ах, какой капризный ребёнок!»

Цель: преодоление упрямства и негативизма

Порядок выполнения и инструкция.

Ребёнок, входящий в обруч, показывает упрямого, капризного ребёнка, дёргает руками, дрыгает ногами… Все помогают со словами: «Сильнее, сильнее, сильнее…». Затем дети разбиваются на пары «родитель» и «ребёнок»: ребёнок капризничает, родитель успокаивает и уговаривает его. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребёнка и уговаривающего родителя.

Упражнение «Воробушки и автомобили»

Цель: снятие агрессии

Порядок выполнения и инструкция.

Выбираются дети, которые будут изображать «автомобили», другие «воробушек». Ведущий подаёт сигнал для «автомобилей»

Упражнение «Через мост перейти»

Цель: снятие агрессии

Порядок выполнения и инструкция.

Через мост перейти надо нам, ребята!

За мостом, за мостом, там козлята.

А за речкой волк нас не пускает!

Упражнение «Я могу защитить»

Цель: формировать у детей способность использовать

агрессивные действия в социально желательных целях.

Порядок выполнения и инструкция.

Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик, заканчивает фразу «Я могу защитить…». Если дети достаточно взрослые, можно использовать фразу «Я могу защитить…, потому что…».

Упражнение «Конкурс художников»

Цель: разрушать стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.

Порядок выполнения и инструкция.

Ведущий заранее готовит чёрно-белые рисунки какого-нибудь сказочного агрессивного персонажа. Детям предлагается поиграть в художников, которые смогут сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, кружева, и т.п.При этом можно устроить конкурс – чей персонаж выглядит добрее всех?

Упражнение «Петушиный бой»

Цель: стимулировать проявления агрессии у детей со

страхами, аффективная стимуляция ребёнка.

Порядок выполнения и инструкция.

Дети со страхами часто имеют трудности в проявлении агрессии,

поэтому им будет полезно следующее упражнение. Двое детей –

петушки, — прыгая на одной ноге, дерутся подушками. При этом они

стараются сделать так, чтобы соперник наступил второй ногой на

пол, что означает его проигрыш.

Цель: способствовать формированию эмоциональной

децентрации у детей, развитие позитивной я-концепции

Порядок выполнения и инструкция.

Ведущий загадывает загадку: Колючий недотрога

Живет в глуши лесной

Иголок очень много,

После отгадывания дети встают в круг, а в центре круга ежик, и все говорят такие слова: — Что ж ты, еж, такой колючий?

— Это я на всякий случай,

Знаешь, кто мои соседи?

Волки, лисы и медведи.

На слово «медведи» еж бежит по кругу и старается запятнать детей, а дети должны быстро убрать руки. После этого дети говорят ежу ласковые слова. Еж обещает больше их не колоть.

Цель: способствовать формированию эмоциональной

децентрации у детей, развитие позитивной я-концепции

Порядок выполнения и инструкция.

дети становятся в круг, держась за руки. По середине сидит грустный заяц,

все вместе говорят – Зайка! Зайка! Что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не можешь даже встать,

С нами вместе поплясать.

Ты вставай, вставай, скачи!

И морковку получи. После этих слов все «дают зайцу»,

морковку чтобы он «не плакал».

Зайка серый скачет ловко.

В лапках у него морковка!

Предварительный просмотр:

Картотека игр к занятиям для детей 6 – 7 лет

Цель: стимулирование активности, развитие сплоченности, развитие внимания, снятие мышечного напряжения.

Содержание. Со словами «ветер дует на того. » ведущий начинает игру. Ветер дует на тех, у кого есть какие-либо особенности, отличия. Например на того, кто любит животных, кто любит зиму, кто много плачет и т.п. Слово «ветер» можно заменять названиями разновидностей ветра: ураган, сильный ветер, теплый (холодный) ветер и т.п., определяя характер дыхания и движения того, на кого ветер дует. Ведущего необходимо менять при смене разновидности ветра, качеств, особенностей.

Цель: развитие эмпатии, доверия к миру, коммуникативных умений.

Содержание. Один из участников изображает испуганного ежа, свернувшегося в клубок. Задача другого — попытаться соответствующими жестами, словами установить контакт с «ёжиком», успокоить его и заслужить доверие, чтобы он развернулся.

«Кто из вас видел настоящего ежа? Вы знаете, что делает ёжик, когда его пугает неожиданно появившаяся лиса или собака? Один из вас сейчас будет ёжиком, которого сильно испугали собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ёжика. Кто из вас хотел бы быть ёжиком. Ёжик, свернись калачиком. Представь себе, что ты ещё очень маленький ежик и тебя напугал громкий лай собаки. А когда собака еще и ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать, тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек, чтобы защититься. К тебе на помощь придет ребенок, но ты недоверчив, потому что ты еще не знаешь, кто такие дети и что ожидать от этого ребенка. Кто хочет успокоить ежа? Подойди к ёжику, тихонько поговори с ним. Скажи ему, что окажись ты на его месте — тоже испугался бы… Можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, ёжик тебя не уколет. Попытайся и руками показать ёжику, что ты к нему очень хорошо относишься. Поговори с ним еще — и ты увидишь, что он расслабился и раскрылся». Затем ёжиком становятся другие участники группы.

Обсуждение. Что чувствовали, когда были ежиками, а когда были детьми? Как пытались установить контакт, вызвать доверие ёжика? Что было трудным? Что помогло? В каких ситуациях ты ведешь себя подобно ёжику? Что помогает установить контакт в реальных ситуациях?

Цель: игра для создания положительного настроя и внимательного отношение друг к другу.

Содержание. Дети двигаются под музыку по всему периметру комнаты. По команде взрослого, например, «нос к носу» они становятся по парам и касаются друг друга носами. Опять звучит музыка, дети двигаются до следующей команды воспитателя.

«Ладошка к ладошке», «Коленка к коленке», «Ухо к уху» и т.д.

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели приемлемыми способами общения.

Содержание. Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Цель: развитие групповой сплоченности и навыков совместной деятельности; преодоление трудностей в общении; формирование чувства принадлежности к группе, умения сотрудничать; развитие связной речи.

Материал : альбомные листы (по количеству детей), цветные карандаши.

Ход игры: педагог предлагает: «Возьмите по одному альбомному листу. Подумайте, что бы вы хотели нарисовать. А теперь за одну минуту нарисуйте то, что вы задумали. (Дети рисуют.) Затем передайте свой листочек соседу справа. И опять одну минуту вы будете рисовать, но уже на листочках ваших товарищей. Делаем это до тех пор, пока ваш листочек не окажется опять у вас. Рассмотрите внимательно свою картинку и составьте рассказ по ней».

Цель: игра способствует повышению самооценки ребенка, повышает его значимость в коллективе, формирует внимательное отношение к достижениям и успехам товарищей, развивает навыки внеситуативно-личностного общения.

Ход игры: Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок рассказывает о поступке, которым можно гордиться. Например: «однажды я помог маме», или «однажды я выступал на празднике» и т.д.

На обдумывание задания дается 2 минуты, после чего каждый ребенок по кругу (или по очереди) делает краткое сообщение о том, как однажды он здорово что- то сделал.

После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же дети готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают это сами.

В заключении можно провести беседу о том, что каждый обладает какими -либо талантами, но для того, чтобы это заметить, необходимо очень внимательно, заботливо и доброжелательно относиться к людям, окружающим нас.

Цель: стимулировать интерес к другому, тренировать сензитивность в общении, способствовать развитию взаимных симпатий и сплочению группы.

Ход игры: все мы любим подарки получать, да и дарить их тоже приятно. Представим, что мы все можем подарить любой подарок. Внимательно посмотрите на своих соседей справа, попробуйте угадать, что они хотят получить в подарок. А теперь по очереди подарим друг другу наши подарки. Кто получает подарок, не забывает говорить «Спасибо».

Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само — и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Содержание. Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

1. Подняться и сойти со стула.

2. Проползти под столом.

3. Обогнуть “широкое озеро”.

4. Пробраться через “дремучий лес”.

5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.

Содержание. Один ребенок — скульптор, трое — пятеро детей — глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».

«Вспомни имена своих друзей»

Цель: стимулировать интерес к другому, тренировать сензитивность в общении, способствовать развитию взаимных симпатий и сплочению группы.

Содержание. Играющий должен сделать пять шагов, называя при каждом шаге имена друзей — мальчиков или девочек. Игру можно усложнить: называть имена или только мальчиков, или только девочек. Выигрывает тот, кто смог без повторов назвать больше имен.

Цель: Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.

Ход игры: Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение некоторого времени смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2—3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.

Рисунок «Мои друзья»

Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей. Рисунок может дать также информацию об отношениях ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т.п. Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями.

В качестве варианта упражнения можно использовать рисунок «Наша группа», который может быть хорошим диагностическим взаимоотношений детей внутри группы.

Игры и упражнения на развитие внимания

Цель: развитие слухового внимания.

Содержание: дети садятся за столами.

— А теперь поставьте локти на стол и приготовьте ладошки. Я буду произносить слова, а вы — хлопать в ладоши, но только если услышите в словах звук «О». Попробуем? Начали: лодка, заяц, ослик, стол, стул, цветок, глаза. Молодцы! А теперь будем искать звук «А»: мачта, цветок, заяц, стул, аист, лампа, забор. Теперь ищем звук «Т»: стол, забор, стул, дача, табурет, зонт, ложка, глаз.

Следует использовать слова, в которых выделяемые звуки произносятся, как на письме.

Цель игры: развивать активное внимание.

Содержание: играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши 1 раз, дети должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие принимают позу лягушки (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Содержание: играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — вытянуть руки вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных локтевых суставах. Кто ошибается — считается проигравшим».

«Найди каждой пчелке свой цветочек» (рис. 1)

Цель игры: развивать зрительное внимание.

Цель: развитие слухового внимания.

Описание: взрослый говорит:

— Сейчас мы поиграем в одну игру, а заодно посмотрим, умеете ли вы считать до трех.

Вы, наверное, знаете, что когда пчелы летают и собирают мед, они жужжат, а если появится трутень, они начинают жужжать сильнее, чтобы его прогнать. Когда пчелы видят медведя, они замолкают, чтобы медведь не смог найти мед. Представьте, что вы — пчелки. Будьте внимательны: если я хлопну в ладоши один раз, вы должны жужжать не очень громко, если хлопну два раза — значит, летит трутень, и вы зажужжите громче, а если хлопну три раза — значит, появился медведь, вы перестанете жужжать и будете сидеть тихо-тихо. Приготовились, начинаем!

Игру следует повторить несколько раз. Участники могут как сидеть за столами, так и стоять по кругу или в произвольном порядке.

Цель: развитие внимания и мелкой моторики (рис.2).

Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по восемь в каждом ряду. Вариант задания:

а) /подчеркни, / сосчитай / девочек с черными бантиками (белыми);

б)/подчеркни, / сосчитай / девочек с черными волосами и черными бантиками;

в) / подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и белыми бантами;

г) /подчеркни, / сосчитай / с белыми волосами и черными бантами;

д)/ подчеркни, / сосчитай / с черными волосами и белыми бантами.

Цель: исследование и развитие произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Содержание: дети сидят за столами. Психолог раздает им подписанные листы бумаги формата ½ А4, простые карандаши, бланки с методикой Н.И. Гуткиной «Домик» и предлагает «скопировать» рисунок (рис.4).

Цель: развитие внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики.

Содержание: необходимо дорисовать картинки, назвать предметы, изображённые на них и сказать, кто с ними работает (рис.5).

«Найди, зачеркни и сосчитай» (рис. № 6).

Цель: формировать умение сравнивать и анализировать, распределять и переключать внимание.

Предлагаются бланки с изображениями поросят, расположенных по десять в каждом ряду. Варианты заданий:

а) / подчеркни, /сосчитай / веселых / грустных поросят;

б)/ подчеркни веселых / грустных поросят с двумя ушками, / одним ушком /;

в)/ подчеркни веселых / грустных поросят с 2 /1/ ушками, без челки, с челкой.

Задания усложняются постепенно: а/, б/, в/.

Цель: развитие внимания и произвольного поведения.

Содержание: психолог говорит:

— Сейчас мы поиграем. Будьте очень внимательны! Я стану произносить «пол», «нос» или «потолок» и указывать на них. И вы — указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать — говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю. Попробуем? Начали!

Цель: учить детей узнавать предметы по характерным признакам.

В коробку с прорезью для руки кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в коробку, найти нужный предмет или нащупать предмет и угадать его.

Игра «Дотроньтесь до. »

Цель: развитие внимания и произвольности; координации движений.

Содержание: все встают в круг.

Психолог предлагает выполнить следующие действия:

-Дотроньтесь правой рукой до носа, а теперь — левой рукой до носа. Дотроньтесь правой рукой до правой коленки, а теперъ — до левой. Левой рукой дотянитесь до правого уха, правой рукой — до левого уха, обеими руками — до затылка. И т.д. По окончании звенит колокольчик, дети занимают свои места за столами

Методика «ВОК» (внимание—ориентация—количество)

(автор И. Н. Агафонова)

Цель: определение уровня развития внимания ребенка, его способность к простейшей ориентации в пространстве и его представление о количестве.

Инструкция. Сначала с детьми разбирается левое—правое расположение квадратов на плоскости листа.

Затем дается инструкция: — Будьте очень внимательны, потому что задание я буду говорить только один раз.

  1. В левом верхнем квадрате нарисуйте палочек столько, сколько вы видите у меня в руке карандашей (показываете три карандаша).
  2. В правом нижнем квадрате нарисуйте треугольники так, чтобы их было больше, чем палочек.
  3. В левом нижнем квадрате нарисуйте кружочки так, чтобы их было меньше, чем палочек.
  4. В правом верхнем квадрате нарисуйте маленькие квадратики — столько, сколько будет, если сложить вместе палочки и кружочки.
  5. В нижнем среднем квадрате нарисуйте крестики, так чтобы их было на два больше, чем квадратиков.
  6. А теперь мы будем рисовать в верхнем среднем квадрате жирные точки.

Посмотрите, на сколько меньше у вас нарисовано палочек, чем крестиков, столько и нарисуйте жирных точек. (Последнее предложение повторяется дважды.)

Предварительно, до начала выполнения задания с детьми обсуждается, как надо рисовать крестики и жирные точки.

Оценивать полученные результаты можно различными способами, в зависимости от цели обследования и наличия времени для подсчета.

В исследовании на разных этапах анализа полученных результатов можно применять два различных способа подсчета.

Оценивание конечного результата по трехбалльной системе:

1 —справился с ориентацией на плоскости листа (1 балл);

2 — справился с заданием на количество (1 балл);

3 — выполнил без ошибок — добавляем 1 балл за внимание; допустил ошибку либо при ориентации, либо при счете — 0,5 балла.

Полученные баллы не суммируются, а рассматриваются как сформированность отдельных процессов.

Максимальная оценка за выполнение всего задания — 3 балла.

Кроме того, при заключительном анализе выполнения задания можно использовать еще одну, более жесткую дифференциацию полученных результатов.

Если ребенок не справился хоть с одним из заданий, у него 0 баллов, и только выполнив все верно, получает 1 балл.

Игры и упражнения на развитие мышления

Цель: выделить существенные признаки предметов.

Описание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать — дети разводят руки в сторону, если нет — не поднимают руки.

Описание: среди нарисованных предметов найди похожие и соедини их линиями между собой (рис. 7).

Цель: развитие мышления и речи.

Описание: группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только «да» или «нет».

Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: «Оно живое?» Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да». Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: «Я его видел?» Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: «Да» и т. д.

После угадывания предмета подгруппы меняются ролями.

  1. Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое (или мертвое)?»; «Оно находится в доме?»; «Оно находится на улице?»; «Это животное?»; «Это — человек?» и т. п.
  2. Если в течение 8-10 минут предмет не угадан, целесообразно его назвать, чтобы ребята не заскучали.
  3. Ребятам из первой подгруппы рекомендуется загадывать известные всем предметы.

Цель: развитие мышления и речи.

Содержание: ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» (чашку делает человек, а солнце -это часть естественной природы), «вода» (вода — это наполнитель, а чашка — это форма) и т.д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

«Назови одним словом»

Цель: развитие навыков анализа и обобщения.

Содержание: перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом:

1. суп, каша, гуляш, кисель;

2. лошадь, корова, овца, свинья;

3. курица, гусь, утка, индейка;

4. волк, лиса, медведь, заяц;

5. капуста, картофель, лук, свекла;

6. пальто, шарф, куртка, костюм;

7. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;

8. шапка, кепка, тюбетейка, берет;

9. липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус.

«Закономерности» (рисунок 8)

Цель: развивать логическое мышление, делать выводы, умозаключения.

Содержание: найти недостающие фигуры.

«Подбери слово по аналогии»

Цель: развивать логическое мышление.

Цель: развитие речи и мышления.

Психолог называет слова в единственном числе и просит детей поочередно произносить их во множественном числе, например: дерево — деревья, муха — мухи, дом — дома , город — города, фонарь — фонари, самолет — самолеты, круг — круги, помидор — помидоры и т.п.

«ЦЫПЛЯТА» ( модификация известных тестов Г. Айзенка)

Цель: исследование и развитие сформированности абстрактно-логического мышления (умение ребенка выделять, анализировать и соотносить существенные признаки).

Инструкция: Необходимо в пустом квадрате, опираясь на 8 нарисованных фигур, найти закономерности и дорисовать недостающую фигуру.

«Дружная семья цыплят отправилась гулять, но один самый любопытный задержался, разглядывая червячка, и заблудился. Помогите найти ему своих братишек и сестричек, нарисуйте его в центральном квадратике. Смотрите внимательно: все цыплята чем-то похожи, ведь они — братья и сестры, поэтому и потерявшийся цыпленок будет чем-то похож на других».

«ПРЕДЛОЖЕНИЯ» (автор А. В. Сазонова).

Цель: исследование и развитие вербально-логического мышления.

Инструкция: Зачитывается 6 предложений (3 из них составлены логически верно и 3 — нет). Детям предлагается заполнить таблицу, состоящую из 6 строчек, где на каждой строке находятся два варианта ответов: «ДА» и «НЕТ». Если ребенок согласен с зачитываемым высказыванием, то он обводит ответ «+» кружочком, если наоборот — значит ответ « ― ».

Данная методика предварительно чертится на доске и разбирается с детьми, чтобы они поняли принцип заполнения таблицы. Практика показывает, что если ребенок после разбора все равно делает ошибки в заполнении таблицы, то скорее всего у него будут трудности с усвоением школьного материала. Для тренировки берутся другие предложения, с иной последовательностью правильных и неверных ответов, чем при проведении методики.

Источник

Читайте также:  физические упражнения для игроков в настольный теннис
Adblock
detector