Меню

игровые задания упражнения направленные на формирование вокальных навыков

Упражнения на формирование вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста
учебно-методический материал на тему

В основе обучения детей дошкольного возраста пению всегда лежит игровой метод, ведь игра — наиболее доступный для детей вид деятельности. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Данные упражнения могут использоваться для решения следующих задач:
— формирование у детей вокальных навыков правильного и естественного звукоизвлечения, певческого дыхания, верной артикуляции, четкой дикции
— развитие у детей фальцетного, детского звучания голоса, чистой интонации;
— формирование навыка выразительного исполнения;
— работа по охране и гигиене детского голоса (за счет навыков щадящего, фальцетного воспроизведения звуков)

Скачать:

Вложение Размер
vokalnye_uprazhneniya_dlya_razvitiya_golosa_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx 17.63 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на формирование вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста.

В основе обучения детей дошкольного возраста пению всегда лежит игровой метод, ведь игра — наиболее доступный для детей вид деятельности. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.

Данные упражнения могут использоваться для решения следующих задач:
— формирование у детей вокальных навыков правильного и естественного звукоизвлечения, певческого дыхания, верной артикуляции, четкой дикции
— развитие у детей фальцетного, детского звучания голоса, чистой интонации;
— формирование навыка выразительного исполнения;
— работа по охране и гигиене детского голоса (за счет навыков щадящего, фальцетного воспроизведения звуков).

Игры на формирование правильного певческого дыхания

(активный, быстрый, бесшумный вдох носом, длительный выдох ртом)
1. «Цветок»
Берем в руки цветок и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат (вдох – носом, выдох – ртом).
2. «Ветерок»
Ручку с салфеткой вытягиваем вперед и дуем, чтобы салфетка улетела. У кого салфетка дальше всех улетит – тот победил!
3. «Шарик»
Ставим руки возле губ – это (шарик). Делаем быстрый вдох и медленно выдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, тот надул большой шарик!
4. «На море». (Для лучшего восприятия и ощущений можно включить звуки «Шум моря»).

Мы купаемся в море . «Нырнули под воду» (вдох носом и носик зажали пальцами, присели на корточки), потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась, тот «всплывает» (встает на ноги).

Игры для формирования протяжного, напевного звучания голоса
1. «Веревочка»

Песенка – это веревочка, которая длинная, не должна рваться. Берем вдох и поем звуки:

У кого длиннее и ровнее получится веревочка.

2. «Мячик»
Катим по столу мячик и одновременно поем так же ровно и протяжно, как катится мячик. Кто дольше всех и ровнее всех пропел – тот победил! Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.

Игровые приемы для отработки фальцетного пения

Фальцетное пение – самое естественное, фонопедически правильное для детского голоса.
1. «Машина»

Взяли в руки «руль» и «едем» губами (вибрация с разной звуковысотностью), скатываемся и поднимаемся в горку.
2. «Здравствуйте»

Здороваемся как птичка (высоко и тоненько, руку поднимаем вверх), как медведь (низко, руку опускаем вниз). Дальше педагог показывает рукой, дети повторяют. Игра на внимательность и отработка фальцетного пения. Участвуют два голосовых регистра – высокий и низкий.

Поем знакомые распевки («Андрей-воробей», «Тук-тук»), сидя на луне (высоко) и под землей (низко).

Для развития дикции и артикуляции

Ворона сидит на дереве и как каркнет во все воронье горло: «Карррррррррррррррррррррррр!» (можно показать руками большой клюв).

  1. «Машинка заезжает в гараж»

Рот – «гараж», должен открыться так, чтобы в него «въехала машинка» из четырех пальчиков, не оцарапав «кузов» о стенки гаража.

Упражнение для смачивания и размягчения голосовых связок

Уколы языком поочерёдно в щёчки.

Голодный лев лежит и «жует» свой язык («покусывание» всего язычка, начиная от кончика).

Лошадка скачет по лугу и разговаривает с жеребенком (цоканье языком).

Упражнения для ощущения мягкого нёба и маленького язычка

Скулить как больной щенок.

Мяукать как маленький котёнок.

Упражнения для развития артикуляционного аппарата

Показываем губами «пятачок-улыбка» (чередовать).

Вращение «пятачком» «по часовой стрелке», надувание щёк до предела.

Бегемотик удивляется и при этом широко открывает рот на звук «А».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста.

Использование метода проектов для формирования культурно — гигиенических навыков делает процесс увлекательным и интересным.

laquo;УРОКИ МОЙДОДЫРА» ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮКУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА.

Давно замечено, что в детском исполнительстве особое место занимает пение. Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, муз.

Главная задача для педагога — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.

Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по со.

В современном обществе человек, испытывает потребность в общении и взаимодействии с другими, а для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь коммуникативные навыки – эт.

Источник

Развитие вокально-хоровых навыков посредством игр и упражнений
методическая разработка (старшая группа) на тему

Материал будет полезен музыкальным руководителям для работы в вокальном кружке, при работе над вокальными навыками при пении

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_vokalno-horovyh_navykov.docx 20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие вокально-хоровых навыков посредством игр и упражнений

Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ

Пение — одна из самых доступных и активных форм музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Исследования ученых доказали, что формирование музыкального слуха и голоса идет легко и просто лишь до определенного возраста – примерно 8 лет, причем, чем младше ребенок, тем легче он перестраивается.
Хоровое пение, как процесс, творчество коллективное, где каждый поющий ребёнок взаимосвязан с остальными участниками. Оно способствует воспитанию чувства единства, сплоченности коллектива, личной ответственности за общий результат.
На мой взгляд, дети, занимающиеся хоровым пением, получают в коллективе не только определенные знания, умения и навыки, но и получают здесь модель поведения в социуме.
О влиянии хорового пения на формирование личности ребенка писал еще К.Д.Ушинский: «В песне, особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но и что-то…располагающее певцов к дружному делу. Она (песня) несколько отдельных чувств сливает в сильное чувство и несколько сердец в одно сильнодействующее сердце;…В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувства».
Целью моей работы с хором дошкольников является развитие творческого потенциала личности ребенка посредством вокально-хоровой деятельности.
Задачи:
— формирование у детей певческих умений и навыков (выработка чистого интонирования, правильного дыхания, звукообразования, артикуляции), способствующих выразительному исполнению.
— закрепление интереса и эмоциональной отзывчивости на музыку.
— формирование коммуникативных навыков — умения взаимодействовать со сверстниками в хоровом коллективе.
— развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти, воображения;
— развитие музыкальных способностей – тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память.
— развитие певческого голоса, формирование естественного детского звучания, укрепление и расширение певческого диапазона.
— помощь в проявлении творческих способностей, самостоятельном использовании знакомых песен в играх, хороводах.
Проработав достаточно долго в общеобразовательных школах города учителем музыки, я каждый год встречалась с одной и той же проблемой: у первоклассников слабо сформированы вокально-певческие навыки. Большинство детей не интонируют, дикция вялая, зажатая нижняя челюсть, поют дети, часто не задумываясь о содержании произведения — все это не способствует какому-либо интересу к музыке.
Это меня подтолкнуло заняться хоровым пением в детском саду.
Трудности, с которыми столкнулась я в работе с дошкольниками, обусловлены возрастными особенностями детей. Голосовой аппарат дошкольника отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань и голосовые связки еще не достаточно развиты, связки короткие, звук слабый. В основе детского диапазона лежат примарные тона. Грудной регистр развит слабее, чем головной. Диапазон детей старшего дошкольного возраста достаточно широкий (ре1-до2). Низкие звуки звучат более напряженно, глухо, высокие же — напряженно, через силу.
Поскольку пение — это психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и т. д., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием. В противном случае, при неправильном режиме голосообразования, нарушении гигиенических норм, ребенок испытывает напряжение гортани, устает голос и звучит тяжело и некрасиво.
Прежде чем начинать работу над вокально-хоровыми навыками, я знакомлю детей с упражнениями для формирования певческой установки .
— Исходное положение (И.п.): стоя прямо, ноги «узкой дорожкой».
— «Пружинки». По моей команде дети поднимаются на носочки и опускаются, таким образом, отрабатываю певческую постановку корпуса при пении с опорой на ноги.
— «Пиджачок». Описываем полукруговые движения назад (снимаем пиджак), а затем вперед (надеваем), тем самым освобождаем плечи и корпус.
— «Рынок. Наклонить корпус вниз, ноги прямые, руки расслабленно висят, плечи опущены. Взять воображаемый арбуз с земли, с трудом поднять резко бросить и расслабиться. Прием направлен на расслабление корпуса ребенка и снятию мышечной зажатости.
Процесс пения невозможен без певческого дыхания . Формирование навыка певческого дыхания способствует укреплению и охране голоса от заболеваний. На своих занятиях я использую следующие упражнения:
— «Мыльный пузырь». По моей руке дети должны сделать быстрый вдох, задержку и продолжительно-активный выдох, пока не лопнут мыльные пузыри.
— «Хомячок». Пошмыгать носом с закрытым ртом.
— «Вертушка». Использование вдоха и выдоха с поворотом головы влево-вправо, либо движение с головы вверх-вниз.
— «Музыкальная цепочка». Друг за другом, по руке дирижера, дети «вливаются» в один и тот же звук. Это упражнение подводит детей к освоению цепного дыхания. Все эти приемы направлены на формирование певческого дыхания и на подготовку к вокальной работе.
На занятиях хора я использую ряд упражнений на развитие музыкально-ритмического слуха . Это упражнения по принципу «Ритмическое эхо». Я или ребенок задаем ритмический рисунок, а все ребята должны точно повторить его.
Или, упражнение, включающее в себя каждый раз новый ритмический рисунок, позволяет мне не только добиваться единого ритма, но и помогает детям быть всегда внимательным, т.к. ритм в любое время может измениться.
Эти упражнения-игры нравятся детям, потому что каждый может, оказавшись ведущим и проявить себя в изобретательности ритма.
Чтобы избежать однообразия и скуки на занятиях, постоянно использую музыкально-ритмические, коммуникативные, артикуляционные игры, игровые песни К.Орфа, Т.Тютюнниковой, Т. Боровик. В играх с пением дети упражняются в умении петь a kapella. Под влиянием эмоций, вызванных игрой, ребенок старается точно передать мелодию, текст, а главное, настроение, которое несет в себе песня.
Работа над дикцией часто начинается еще в игре, продолжаясь потом в процессе распевания или разучивания произведения.
Для заинтересованности детей часто использую артикуляционную игровую гимнастику В.Емельянова, скороговорки, звукосочетания (ма-мэ-ми-мо-му; да-дэ-ли-до-ду и т.п.)
В процессе работы над произведением проговариваем тест песни шепотом, чередуя звучное и беззвучное проговаривание текста. Особое внимание детей обращаю на начало и концы фраз, оканчивающиеся на согласный звук или шипящий.
В работе над развитием вокально-хоровых навыков, я одновременно провожу работу над развитием динамики . Поскольку голосовой аппарат детей не совершенен, возможности у детей в передаче динамических оттенков ограничены. Упражнения, которые я применяю в своей работе, позволяют достичь положительного результата:
— счет от 1 до 10 (от шепота до выкрика), рр A
A-O O-A и так далее.
Развитию певческого диапазона, формированию легкого полетного звука и чистоты интонирования мелодии мне помогают следующие упражнения:
— настройка в тональности перед работой над песней;
— пропевание мелодии закрытым ртом или на слог, в зависимости от характера музыки;
— пение по цепочке, поочередное исполнение фрагментов мелодии упражнения или песни детьми дает возможность отследить чистоту интонирования;
— чередование пения вслух и про себя, для этого могут быть использованы как технические распевания, так и мелодии разученных песен;
Большие трудности при обучению пению связаны с проблемой «гудошников» — не интонирующих детей. Это явление встречается очень часто не только у детей младшего дошкольного возраста, но и у детей более старших (поющий слышит, что поет не тот звук, а спеть его правильно не может). С помощью некоторых приемов и упражнений я стараюсь устранить этот недостаток, заключается они в следующем:
— прошу детей закрыть глаза и послушать интервал, тем самым, обостряя внутренний слух, а потом прошу воспроизвести его;
Для достижения исполнения высоких звуков, использую прием глиссандо.
-ребенок «подъезжает» на глиссандо к нужному звуку, фиксирует его в музыкальной памяти, а только потом поет, точно попадая в звук;
При работе над интонацией я часто сажу слабо интонирующих детей среди хорошо поющих.
Для формирования звуковедения в хоре , я использую приемы:
— словесно-образное описание способа пения: «тянем звук как ниточку»;
— «несем звук, как драгоценный предмет»;
— «укалываем звуки иголочкой»;
— «звуки упругие, как мячики».
Все вокально-хоровые навыки подразумевают взаимодействие ансамбля и строя. Одним из важных условий достижения ансамблевого звучания является систематическая работа по обучению детей пению по жесту дирижера. Я использую некоторые игровые упражнения и игры:
— прохлопывание ритмического рисунка;
— проговаривание текста в ритме;
— проговаривание текста в различных темпах (от медленного до быстрого);
— «Ловушка». По моей руке дети проговаривают любое известное стихотворение с использованием разных штрихов. При этом я произвольно, не предупреждая детей, чередую показ штрихов. Этот прием помогает детям быстро реагировать на изменения в характере жеста.
— «Будь внимательным». Задание на внимание и совершенствование исполнительской отзывчивости. В процессе пения, я жестом показываю неожиданные и неоправданные остановки (фермата на разных звуках, ауфтакт без вступления) для развития внимания и исполнительской отзывчивости детей.
Все работа проходит под дирижерский жест.
Я считаю, что важным условием успешной организации вокально-хоровой работы является компетентность музыкального руководителя, способность правильно оценить качество звучания, увлеченность, эмоциональная отзывчивость. Эффективность вокально-хоровой работы зависит от владения разнообразными приемами работы. Поэтому для успешной работы с хоровым коллективом дошкольников я, в самом начале нашей работы, знакомлю ребятишек с дирижерскими жестами, которые нам помогут понимать друг друга без слов в игровой форме.
Упражнения повторяю на нескольких занятиях, пока у детей не выработается соответствующий навык. Иногда упражнение я строю на фрагменте изучаемого произведения (чаще трудного места), тогда с детьми проходим это упражнение вне ритма, выстраивая унисон каждого звука и интервала.
Игры и упражнения, описанные выше, при систематической работе позволяют выработать вокально-хоровые умения и навыки, помогают созданию дружеской атмосферы, снятию внутренних зажимов.
Для формирования личности ребенка, с учетом его психофизических особенностей, умений и навыков, я подбираю репертуар. В него входят песни современных авторов, классическая музыка и народные песни.
Разнообразие репертуара способствует развитию мышления, памяти, кругозора, формирует музыкально-эстетический вкус детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие вокально-хоровых навыков дошкольников.

Содержание. Введение.1. Аналитическая часть.1.1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей.1.2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей.2. Практиче.

ОсГениями не рождаются, гениями становятся.

Цикл игр на МУЗЫКАЛЬНЫХ НОД.

Консультация для педагогов.

План 1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей3. Использование музыкально-дидактических игр и упражнен.

Источник

Читайте также:  самые лучшие упражнения для ягодиц и живота
Adblock
detector