Меню

игровые упражнения способствующие пониманию детьми независимости числа

«Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал по теме

тема: Развитие счетной деятельности через игровые упражнения у детей дошкольного возраста

1.Формировать элементарные математические представления у детей дошкольного возраста.

2.Развивать умение детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношения между понятиями «один», «много»

продолжать учить детей отличать понятия «один» и «много», «большой» и «маленький».

1.Развивать количественное представление у дошкольников с помощью дидактических игр.

2.Учить детей выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из отдельных предметов; устанавливать отношения между понятиями «один», «много»

3.Развивать память, мышление, активный словарный запас; формировать представления об относительной величине предметов.

4.Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Создать радостное настроение; чувство отзывчивости, уверенность в себе, активность.

Развитие количественных представлений у дошкольников оказывает огромное влияние на умственное и интеллектуальное развитие, поэтому одной из наиболее важных задач воспитателя является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Среди всех видов деятельности традиционным является счет, связанный с возникновением представлений о числах натурального ряда. Обучение счету в детском саду является необходимым компонентом в подготовке к школе. Однако счет не может быть единственным содержанием обучения в детском саду и полностью обеспечивать математическое развитие ребенка. В настоящее время повышается удельный вес знаний, создающих прочную базу для сознательного усвоения счета, установлены более тесные связи между различными представлениями, формируемыми у детей.

Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит к тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер. Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом. Важно показать независимость числа от пространственно-качественных особенностей предметов. В процессе выполнения упражнений, которые постепенно усложняют на протяжении обучения в дошкольном возрасте, неявно используются основные теоретико-множественные понятия: «множество и его элемент», «подмножество», «взаимно однозначное соответствие», «эквивалентность множеств», «операции над множествами» и др.

Со счетной деятельностью тесно связана измерительная, основная цель которой — формирование представлений о величинах. Большая подготовительная работа предшествует простейшим измерениям, которыми дети овладевают в детском саду. Она включает обучение измерению размера, объема, массы. Путем непосредственного сравнения предметов по данным признакам, открывает широкие возможности для формирования целого ряда математических представлений: углубляются и обобщаются представления о числе; более гибким становится навык счета, применяемый в другой ситуации; развиваются представления о части и целом, дошкольники знакомятся с простейшими видами функциональной зависимости и т. д.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать элементами вычислительной деятельности, усвоение которой в основном происходит в школе. Счет составляет основу для овладения простейшими приемами вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими математическими категориями.

Освоение детьми счета – это длительный и сложный процесс.

Счет как деятельность состоит из:

— называние слов числительных по порядку;

— соотнесение их с предметами;

— определение итогового числа.

Во второй младшей группе мы научились работать с множествами. Это подготовило детей к счетной деятельности.

Счетная деятельность – это называние числительных по порядку с выделением итогового числа.

Цель счетной деятельности—найти итоговое число, ответить на вопрос “сколько?”

Не достаточно учить ребенка счету только в детском саду. Необходимо закреплять счетные навыки дома.

Лишь после выполнения различных практических действий с множествами ребенок может быть подготовлен к пониманию смысла чисел и счета. Все это происходит в практической деятельности, руководимой взрослыми и имеющей своеобразный учебно — игровой характер.

Наиболее известны и часто применяемы в современной практике дошкольного воспитания в развитии счетной деятельности, большое значение имеют игры.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, как и каждая другая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети. Она может быть индивидуальной и коллективной.

В дидактических играх создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Особая роль дидактических игр в обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт.

Однако, игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы в дальнейшей жизни.

Читайте также:  как убрать живот дыхательная гимнастика упражнения

Обучая маленьких детей в процессе игры, стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (этическое) и физическое воспитание.

С детьми старшего дошкольного возраста в овладении элементарными математическими представлениями в процессе дидактических игр решаются следующие задачи: твердое усвоение количественного и порядкового счета в пределах 10, количественный состав числа из единиц в пределах 5. Отвечать на вопросы «Который? Какой? Сколько?», уметь делить предметы на 2-4 части, находить величину, форму предметов в окружающей действительности, словами определять положение предмета в пространстве, знать наименование дней недели.

Через игровое действие, правила дидактических игр, развивается логическое мышление, дети стараются больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т.д.

В целях закрепления программы средней группы с детьми проводим дидактические игры на закрепление счета на слух в игре «Что я сказала?», закрепление формы на ощупь в игре «Чудесный мешочек», независимость числа от величины предметов дети закрепляют в игре «Которой игрушки не стало?»

В игре «Сколько?» закрепляю понимание смысла слова «сколько». На картах, розданных детям, изображены животные. Я показываю число кружков и спрашиваю: «Сколько?». Ребенок, обнаружив при подсчете нужное число животных, объявляет: «У меня две коровы» и т.д.

В дидактической игре «Подумай», кроме счета, пространственных ориентировок, дети учатся правильно пользоваться словесными обозначениями, развивают наблюдательность, внимание, зрительную память. В этой игре используются от 12 до 20 карточек (парных). На каждой из них нарисован дом, дерево, фигурка девочки в различных пространственных соотношениях. Предметы и части окрашены в разные цвета. Эту игру организуем с дидактической задачей — определить сходство и различие, пространственное расположение предметов. Затем дидактическая задача усложняется и т.д.

В старшей группе не только значительно расширяем и углубляем первоначальные математические представления, но и существенно перестраиваем работу на занятиях. Большое внимание уделяем формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний.

Математические знания детям даем в определенной системе и последовательности. Дидактические игры проводим в соответствии с принципом усложнения. Игры подбираем по разделам «Количество и счет», «Форма», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени», распределены по месяцам, в зависимости от прохождения программы на занятии.

В процессе освоения детьми математических знаний включаем новые игры, усложняем хорошо усвоенные. Организовываем и проводим игры ежедневно.

Наблюдения и анализ игр позволяют сделать вывод, что включение в процесс воспитания и обучения дидактических игр приносит заметные результаты. У детей появляются сосредоточенность, внимание, развивается мышление. Дети становятся более организованнее. К концу года они овладевают навыками количественного счета в пределах 10, знают геометрические фигуры, умеют выкладывать силуэты предметов из геометрических форм по представлению.

Картотека дидактических игр, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей старшей группы

упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

учить детей считать звуки, называя итоговое число.

Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, вещи, а сегодня они научатся считать звуки.

В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

Читайте также:  упражнения для поискового чтения английский

упражнять детей в счете в пределах, показать числа предметов от площади, которую они занимают.

. В.: «Сегодня мы пойдем на экскурсию — на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней — 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.

показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.

Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.

познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.

Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.

На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок, 7 маленьких яблок. В. задает вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как проверить?» Один ребенок считает большие. Другой маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает ребенка и предлагает ему найти поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В. уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.

Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. В. подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. — По 7. Далее педагог показывает детям способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при образовании числа 6 и 7

упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.

Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10 штук.

Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.

упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному .

Дети становятся в круг, в центре его — водящий. Он бросает мяч кому-нибудь и говорит любое число. Поймавший мяч называет предыдущее или последующее висло. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

закрепить навыки счета в пределах (…).

В центре круге сидит зайка. В. говорит, что зайка хочет поиграть. Он задумал число. Если к этому числу добавить 1, то получится число ( ). Какое число, задумал зайка?

Далее зайка дает такие задания: «Положить в квадрат число меньше (…) на 1. В кругу — число больше (…) на 1 . и т. д.

знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.

В. предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки.

закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.

Читайте также:  какие упражнения делать чтобы быстро сесть на шпагат в домашних условиях

Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях номера машин -изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета — для стоянок машин.

Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули — каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров. Начиная с первого, В. проверяет порядок номеров, игра продолжается.

«Путешествие в оранжерею»

познакомить детей с образованием числа (2-10), упражнять в счете в пределах (3-10).

Аналогично игре «Прогулка в сад»

упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.).

Дети меняются карточками. И игра продолжается.

. «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

упражнять в счете на слух.

В. предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед («Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек»). Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 гадания. Далее В. объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами. Когда сосчитаете звуки, откройте глаза, молча отсчитайте столько же игрушек и поставьте их в ряд». В. отстукивает от 2 до 10 раз. Дети выполняют задание. Отвечают на вопрос: «Сколько игрушек вы поставили и почему?»

учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

В. обращается к детям: «Мы с вами еще раз поучимся делать так, чтобы разных предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит: «Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся). Выслушав ответы детей, В. предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывает ют игрушки и кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

«В какой сетке больше мячей»

упражнять детей в сравнении чисел и в определении, какое из 2-х смежных чисел больше или меньше другого.

. В. показывает детям две сетки с мячами и предлагает угадать, в какой из них больше мячей. (В одной сетке 6 больших, в другой-7 маленьких мячей), если в одной 6 больших мячей, а в другой — 7 маленьких. Почему вы так думаете? как можно доказать? Выслушав ответы детей, педагог говорит: «Мячи положить парами трудно, они катятся. Давите, заменим их маленькими кружками. Маленькие мячи — маленькие кружки. Большие большими. Сколько надо взять больших кружков? Наташа, помести 6 больших кружков на наборном полотне, на верхней полоске. Сколько надо взять маленьких кружков? Саша, помести 7 маленьких кружков на нижней полоске. Коля, объясни, почему 7 больше 6, a 6 меньше 7? «Как сделать, чтобы мячей стало поровну?»: Выясняют два способа установления равенства.

упражнять детей в количественном и порядковом счете.

На каждого ребенка полоска плотной бумаги, разделенная на 10 квадратов. 10 маленьких карточек, равных величине квадрата на полоске бумаги, с изображенными на них кружочками от 1 до 10.

Дети кладут перед собой полоски бумаги и маленькие карточки. Ведущий называет какое-нибудь число, а дети должны найти карточку, на которой столько же кружков, и положить ее на соответствующий номер квадрата. Ведущий может называть числа от 1 до 10 в произвольном порядке. В результате игры все маленькие карточки должны быть расположены по порядку от 1 до 10. Вместо называния числа ведущий может ударять в бубен.

формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры, изображенные на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида. Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:

Взял треугольник и квадрат, Из них построил домик. И этому я очень рад: Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг, Еще прямоугольник и два круга… И будет очень рад мой друг: Машину ведь построил я для друга. Я взял три треугольника И палочку-иголочку. Их положил легонько я.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector