Меню

игровые упражнения по физической культуре во второй младшей группе

Картотека подвижный игр и игровых упражнений для детей 2 младшей группы
картотека по физкультуре (младшая группа) по теме

Картотека содержит подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-4 лет. Она удобна в использовании как на занятиях по физической культуре, так и на прогулке воспитателям. Является важным компонентом спортивного уголка в группе и неотъемлемой частью в кабинете инструктора по физической культуре.

Скачать:

Вложение Размер
картотека подвижных игр для 2 младшей группы 107 КБ
закладки для картотеки 32 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Западное окружное управление образования

ГБОУ Школа № 1133 (Дошкольное отделение № 2)

для детей раннего возраста

Чернобаева Евгения Николаевна,

высшая квалификационная категория

Работа с картотекой подвижных игр:

  1. Распечатайте закладки на цветных листах: закладки с названием возрастных групп на листах А-4 одного цвета, а закладки с программными задачами на листах другого цвета, для удобства в поиске нужной игры.

  1. Распечатайте на белых листах А-4 картотеку, разрежьте лист на 4 части.

Внимание. Если игра заканчивается на двух четвертях листа, то разрезать лист следует пополам, а игру сложить пополам. Можно два варианта одной игры тоже соединить с двух сторон и использовать как усложнение.

  1. Вырежете закладки так, чтобы они были чуть выше, чем карточки с подвижными играми, примерно на 1-2 см.

Внимание. Если вы будете делать картотеку в виде книжечки (брошюровать), то закладки не следует делать слишком большими (они могут быть длиннее основных карточек на 5 мм).

  1. Картотеку необходимо заламинировать в пленке формата А-6. Можно использовать пленку формата А-4, но в таком случае, придется обрезать края карточек, так как формат не рассчитан для припусков с четырех сторон 4-х карточек.
  1. Картотека готова. Поставьте карточки в пластиковые рекламные стойки формата А-6 или картотеку для карточек А-6.
  1. Возможно оформление картотеки в виде мини-книги (сброшюровать карточки по возрастным группам или по задачам, поставленным на занятии или на прогулке), но уже использовать картотеку на улице надо будет осторожно, т.к. листы становятся открытыми для влажности.

Желаю Вам удачи и творческих успехов!

  1. Долбилова Ю. Игры в сапогах-скороходах: подвижные игры для детей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  1. Игры с правилами в детском саду./Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду». М., 1962.
  1. Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А., Кондратьева Н.Л. Подвижные игры: Хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие. Часть 1. – М.: Воспитание дошкольника, 2008.
  1. Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А., Кондратьева Н.Л. Подвижные игры: Хрестоматия и рекомендации: Методическое пособие. Часть 2. – М.: Воспитание дошкольника, 2009.

Цель: Развитие ходьбы и бега.

Инвентарь: стулья (банкетки), флажки

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: Дети сидят на стульях в разных местах зала (площадки). По сигналу воспитателя дети закрывают глаза, а воспитатель тем временем прячет флажки (по числу детей). «Пора искать флажок», – говорит воспитатель, дети открывают глаза и идут искать флажки. Тот, кто нашел флажок, садится на свое место. Когда все дети найдут флажки, они идут вдоль сторон площадки, держа флажок в руке. Впереди колонны идет тот, кто первый нашел флажок. По сигналу «На места!» дети садятся на стулья, и игра начинается снова. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети брали один флажок.

Хорошо проводить эту игру в лесу на полянке: можно прятать флажки в траве, в кустах, за деревьями.

Цель: Развитие ходьбы и бега.

Инвентарь: стулья (банкетки).

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: Дети сидят на стульях, расставленных по краям площадки (комнаты). Воспитатель подходит к кому-нибудь, где детей и зовет его с собой гулять. Названный ребенок становится за воспитателем. Следующий названный становится за первым ребенком и т. д. Воспитатель собирает шесть – восемь человек и один-два раза обходит с ними площадку. По сигналу «Домой, домой!» все дети бегут и садятся на свои места. Воспитатель подходит к другим детям, и игра продолжается.

Цель: Развитие ходьбы и бега.

Инвентарь: стулья (банкетки), флаг

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: Дети сидят вдоль одной стороны площадки или комнаты. По сигналу воспитателя «Пойдемте гулять» дети расходятся по площадке (комнате) группками или в одиночку кто куда хочет. По слову воспитателя «домой» все бегут обратно и занимают любое свободное место. Затем игра повторяется.

Вариант игры : Вместо индивидуального «домика» — стула, можно предложить детям устроить коллективные домики в разных углах комнаты и собраться там по 4-6 человек. В каждом доме воспитатель ставит цветной флаг (красный, синий, желтый). Когда дети хорошо усвоят игру, воспитатель предлагает им во время прогулки закрыть глаза и переставляет флаги.

По слову «домой» дети открывают глаза, находят флаг своего цвета и собираются возле него.

Цель: Развитие ходьбы и бега.

Инвентарь: стулья (скамейки), шапочки

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: Дети-«мыши» сидят в «норках» — на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен зала или по сторонам площадки. В одном из углов площадки сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель. Кошка засыпает, и только тогда мыши разбегаются по залу. Но вот кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места на стульях. (Воспитатель только делает вид, что хочет поймать кого-либо.) После того как все мыши вернутся в норки, кошка еще раз проходит по залу, а затем возвращается на свое место, засыпает и игра повторяется.

Воспитатель может использовать в игре игрушечную кошку, надеваемую на руку.

Цель: Развитие ходьбы и бега.

Инвентарь: без предметов.

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:

Произнося стихи, дёти постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет «пузырь лопнул», все дети опускают руки, хором говорят «хлоп» и присаживаются на корточки.

Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг, и игра возобновляется.

Цель: Развитие ходьбы и бега.

Инвентарь: без предметов.

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: После слов «Да не лопайся» дети не присаживаются, а воспитатель говорит: «Полетели пузыри». Дети разбегаются, куда кто хочет (в пределах площадки), а воспитатель говорит: «Полетели, полетели, полетели. »

В этом варианте игру можно повторить

Цель: Развитие ходьбы и бега.

Инвентарь: без предметов.

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: Дети строятся в колонну по одной стороне площадки или вдоль стены комнаты. Первый стоящий в колонне – «паровоз», остальные – «вагоны». Воспитатель дает гудок, и дети начинают двигаться вперед (без сцепления); вначале медленно, затем быстрее и, наконец, переходят на бег (при медленном движении дети могут произносить звук «чу-чу-чу»). «Поезд подъезжает к станции»,– говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, и движение поезда возобновляется.

Воспитатель регулирует темп и продолжительность движения детей.

Первое время воспитатель сам ведет колонну детей, а затем ставит впереди более активного ребенка.

Цель: Развитие ходьбы и бега.

Инвентарь: без предметов.

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: После остановки поезда дети идут погулять: собирают цветы, ягоды, грибы, шишки. Услышав гудок, дети бегут в условленное место (к стене) и строятся в колонну.

Вначале можно разрешить детям строиться в любом порядке, а к концу года следует приучать запоминать свое место в колонне – находить свой «вагон».

Птички в гнездышках

Цель: Развитие ходьбы и бега.

Инвентарь: обручи (кочки, стулья).

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: В разных концах площадки или зала устраивается 3-4 «гнезда» (ставятся стулья или чертятся большие круги). Дети–«птицы» размещаются в гнездах. По сигналу воспитателя птицы вылетают из своих гнезд и разлетаются по всей площадке. Воспитатель кормит птиц то на одной, то на другой стороне площадки. Дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцем по коленям (клюют корм). После слов воспитателя «птицы в гнезда» дети бегут на свои места.

Цель: Развитие прыжков.

Инвентарь: эмблемы воробьёв и кота.

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: Дети стоят вдоль стен комнаты на скамеечках, на больших кубиках или в обручах, положенных на пол. Это — «воробышки на крыше» или в «гнездышках». Поодаль сидит «кошка», роль которой исполняет один из детей. «Воробышки полетели»,- говорит воспитатель. Воробышки спрыгивают с крыши или выпрыгивают из гнездышка и, расправив крылья, т. е. вытянув руки в стороны, бегают врассыпную по всей площадки. Кошка тем временем спит. Но вот она просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит догонять воробышков, которые должны спрятаться от нее на крыше или в гнездышках, заняв свои места. Пойманных воробышков кошка отводит к себе «в дом».

Цель: Развитие прыжков.

Инвентарь: комар на ленте.

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: Играющие становятся по кругу, друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут (длиной в 1–½ м) с привязанным на шнуре (длиной 1–½ м) картонным «комаром». Воспитатель обводит прутом (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал». 3атем воспитатель снова обводит прутом круг. Игра продолжается 4-5 минут.

Перед каждым повторением игры воспитатель должен напомнить, чтобы дети отступили на 1-2 шага назад, так как они немного сужают круг при подпрыгивании.

Вращая прут с комаром, воспитатель должен то опускать, то поднимать его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.

Вариант игры : Если группа детей небольшая, воспитатель может бегать впереди; держа в руках прут с картонным комаром, а дети будут его догонять.

Цель: Развитие прыжков.

Инвентарь: круг большого d или канат.

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: Посередине площади чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, воспитатель говорит следующие стихи:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки,

Скачут, вытянувши ножки.

Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая «лягушек». По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в «болотце» — перепрыгивают через черту – и тихонько присаживаются на корточки.

При повторении игры роли меняются.

Цель: Развитие лазанья.

Инвентарь: круг большого d или канат.

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: Дети изображают «цыплят», а воспитатель – «наседку».

На одной стороне площадки огорожено веревкой место – «дом», где помещаются цыплята с наседкой (веревка натягивается между деревьями или двумя стойками на высоте 40-50 см).

Наседка подлезает под веревку и отправляется на поиски корма. Через некоторое время она зовет цыплят: «Ко-ко-ко-ко». По этому сигналу все цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и вместе с ней гуляют по площадке.

Когда воспитатель говорит «большая птица», все цыплята бегут домой.

Воспитатель говорит «большая птица» только после того, как все дети подлезли под веревку и немного побегали по площадке.

По ровненькой дорожке

Цель: Развитие ходьбы, приседаний, прыжков.

Инвентарь: без предметов.

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: Дети встают свободно группируются или строятся в колонну – «идём гулять». Воспитатель говорит ритмично, в определенном темпе следующий текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам.

При словах «По ровненькой дорожке» дети идут шагом. Когда воспитатель говорит: «По камешкам, по камешкам»– прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперед. На слова «В яму – бух!» – присаживаются на корточки.

Цель: Развитие приседания и ловкости.

Инвентарь: кубики (мешочки).

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: Играющие образуют круг. Один из играющих находится в середине круга (водящий), остальные стоят, несколько расставив ноги и держа руки за спиной (исходное положение). У ног каждого ребенка лежит кубик (или другой предмет). Водящий старается взять этот кубик. Желая уберечь его, играющий приседает, закрывает кубик руками и не дает до него дотронуться. Как только водящий отходит, играющий встает. Ребенок, не защитивший свой кубик, делает шаг назад из круга. Он временно не участвует в игре. Когда водящему удается взять кубик у двух-трех играющих, назначается новый водящий. При перемене водящего дети, стоявшие за кругом, возвращаются в круг, и игра повторяется.

Цель: Развитие бега и прыжков.

Инвентарь: обручи, зонт.

Ход игры: На полу раскладываются обручи – «лужи». По команде взрослого «Начинается дождь», дети перепрыгивают препятствия – «лужи» и прячутся под зонт взрослого.

По команде «Дождь закончился», дети бегают по залу (площадке) врассыпную.

«Вылезли из ямы», – говорит воспитатель, и дети поднимаются. Воспитатель дает им отдохнуть, потом повторяет стихотво-рение. После двух-трех повторений воспитатель произносит такой текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

По окончании дети бегут к стульям и занимают каждый свое место. После небольшого перерыва игра возобновляется с самого начала. Воспитатель может удлинить или укоротить текст, повторяя каждую строчку большее или меньшее число раз. Вначале воспитатель сам идет впереди колонны. Потом отходит в сторону и следит затем, чтобы темп и ритм движения детей соответствовали темпу, в котором произносится стихотворение.

Цель: Развитие увёртываться во время бега, умения согласованно действовать в коллективе.

Инвентарь: шапочки кота и мышей.

Место проведения: зал, площадка.

Ход игры: Дети встают в круг и водят хоровод вокруг «кота» приговаривая:

Водят мыши хоровод

В колыбели дремлет кот.

Тише – мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснётся Васька кот – (хлопки по

Разорвёт наш хоровод!

Дети разбегаются после произнесения последних слов, а «кот» старается догнать мышей.

Цель: Тренировка разнообразных видов движений в горизонтальном и вертикаль-ном положении, сохранение равновесия.

Место проведения: зал.

Инвентарь: мячи, дуги.

Ход игры: Инструктор расставляет «ворота» перед детьми на расстоянии 1,5 м от них кладёт мячи. Ребёнок берёт мяч, катит в «ворота» и бежит за ним, пройдя в «ворота» на четвереньках, выпрямляется, догоняет мяч и возвращается на место.

Цель: Развитие координации движений кистей пальцев и рук.

Место проведения: зал, площадка.

Инвентарь: мячи большого диаметра.

Ход игры: Инструктор раздаёт детям мячи, затем катит свой мяч и говорит: «Мяч покатился». Идёт за ним и берёт его в руки.

Затем дети катят мячи в противополож-ную сторону.

Цель: развитие ходьбы и прыжков.

Инвентарь: без предметов.

Место проведения: площадка.

Ход игры: Расстояние между двумя линиями 3—4 м. Необходимо быстрее дойти до противоположной черты, делая широкие шаги. Вместо широких шагов можно передвигаться и прыжками.

Катание на санках с горы

(зимние игры и забавы)

Цель: развитие ориентировки в пространстве, ловкости.

Инвентарь: санки, колокольчик, ленты (флажки), ящик.

Место проведения: площадка с горкой.

Ход игры: На середине ската горы на высоте вытянутой руки ребенка укрепляется веревка. На эту веревку вешается колокольчик или цветные ленты. Проезжая на санках, ребенок звонит в колокольчик или снимает ленты, флажки. Можно дать такое задание: взять флажок или ленту определенного цвета или во время скатывания с горки бросить снежок в ящик, стоящий сбоку.

Кто выше подбросит снежок

Цель: развитие подбрасывания, координации движений.

Место проведения: площадка.

Ход игры: В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой.

Цель: Развитие пространственной ориентировки.

Инвентарь: обручи (кубы, скамейки, стулья).

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Каждый играющий выбирает себе домик – место, где он может укрыться (нарисованные круги, куб, стул и т.д.). По сигналу воспитателя выбегают на площадку, бегают легко в разных направлениях. По сигналу «Найди своё место!» возвращаются на свои места.

Рекомендации: Воспитатель следит, чтобы дети бегали подальше от своих домиков, старались быстрее найти своё место.

Усложнение: обозначить несколько домиков цветными флажками или большими цветными обручами. Дети становятся группами у флажков или в обручи. Запоминают свой цвет. По сигналу воспитателя разбегаются, а затем находят своё место.

Цель: Развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, повеселить.

Инвентарь: платок (1-2 шт.)

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Воспитатель предлагает детям разойтись по комнате. Сам закрывает глаза или завязывает их косынкой и делает вид, что старается поймать детей: осторожно передвигается по комнате и ловит детей там, где их нет. Дети смеются. Воспитатель спрашивает: «Где же наши дети?». Затем снимает повязку, поворачивается в сторону детей и говорит: «Вот они, наши дети!».

Рекомендации : Здесь активную роль играет воспитатель. Он действует осторожно, чтобы не напугать детей, а лишь позабавить их.

Вместо повязки можно использовать яркий бумажный колпак (который одевается глубоко, прикрывая верхнюю часть лица)

Цель: Развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, повеселить.

Инвентарь: соломинки, трубочки, мыльная вода, блюдце, миска.

Место проведения: площадка.

Правила и ход игры: Все дети получают соломинки и делают попытки выдуть мыльный пузырь. Если это удаётся, они с увеличением пускают мыльные пузыри, наблюдают за тем, как они летают, бегают за ними, следят, чей пузырь летит дальше и не лопается.

Рекомендации : Сначала надо показать детям, как сделать мыльный пузырь: один конец соломинки опустить в мыльную воду, затем, вынуть её из воды, осторожно подуть с другого конца.

Цель: Развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, повеселить.

Инвентарь: эмблема медведя, мел (канат)

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: На одном стороне площадки чертится круг. Это «берлога медведя», на другой – обозначается «дом детей». Воспитатель назначает одного из играющих медведем. Остальные играющие-дети; они находятся у себя дома. Воспитатель говорит: «Идите, дети, гулять». Дети направляются к опушке леса, собирая грибы, ягоды, т. е. имитируя соответствующие движения (наклон и выпрямление корпуса, производят имитационные движения), и одновременно произносят хором стихи:

У медведя во бору А медведь сидит

Грибы, ягоды беру, И на нас рычит.

Медведь в это время должен сидеть на своем месте. Когда играющие произносят последнее слово «рычит», медведь с рычанием встает, а дети бегут домой. Медведь старается их поймать (коснуться). Пойманного медведь отводит к себе в берлогу. Дети возобновляют сбор грибов и ягод.

После того как медведь поймает несколько играющих, игра возобнов-ляется. На роль медведя назначается другой ребёнок. Игра повторяется 3-4 раза.

Вариант 2 : играть можно с двумя медве-дями.

Цель: Развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения, повеселить.

Инвентарь: игрушечная лошадка, платок.

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры: Ребёнок становится за линию на расстоянии 2-3 м от игрушечной лошадки. Воспитатель даёт ему в руки ведёрко и завязывает глаза. Малыш должен подойти к лошадке и напоить её (поднести ведёрко к голове лошадки).

Рекомендации: Для игры желательно взять лошадку такого размера, чтобы дети могли на неё сесть. Это облегчит выполнение задания – можно будет напоить лошадку не нагибаясь. Воспитатель вызывает детей по их желанию. Можно предложить участвовать в игре кому-либо из детей старшей или подготовительной группы. Пусть младшие сначала посмотрят, а затем и сами попробуют играть.

Цель: Развитие пространственной ориентировки.

Инвентарь: обручи (кубы, скамейки, стулья).

Место проведения: зал, площадка.

Правила и ход игры : Каждый играющий выбирает себе домик – место, где он может укрыться (нарисованные круги, куб, стул и т.д.). По сигналу воспитателя выбегают на площадку, бегают легко в разных направлениях. По сигналу «Найди своё место!» возвращаются на свои места.

Рекомендации : Воспитатель следит, чтобы дети бегали подальше от своих домиков, старались быстрее найти своё место.

Усложнение : обозначить несколько домиков цветными флажками или большими цветными обручами. Дети становятся группами у флажков или в обручи. Запоминают свой цвет. По сигналу воспитателя разбегаются, а затем находят своё место.

Источник

Читайте также:  комплексы упражнений что бы накачать мышцы быстро
Adblock
detector