Меню

игровые упражнения на сравнение предметов

Игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

В старшем дошкольном возрасте сравнение с поиском причин сходства и различия проходит в два этапа: выделяются признаки сходства и выясняется, почему объекты похожи; выделяются признаки различия и выясняется, почему объекты не похожи.

Однако надо иметь в виду, что дошкольники с речевым недоразвитием и задержкой психического развития с большим трудом устанавливают сходство, дети с нормой психофизического развития также это делают хуже, чем нахождение различий.

Не всегда надо сразу использовать два этапа, их можно провести и последовательно.

Скачать:

Вложение Размер
Игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности для детей старшего дошкольного возраста 17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Югорка»

Игры и упражнения на развитие операций сравнения и установления причинности для детей старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном возрасте сравнение с поиском причин сходства и различия проходит в два этапа: выделяются признаки сходства и выясняется, почему объекты похожи; выделяются признаки различия и выясняется, почему объекты не похожи.

Однако надо иметь в виду, что дошкольники с речевым недоразвитием и задержкой психического развития с большим трудом устанавливают сходство, дети с нормой психофизического развития также это делают хуже, чем нахождение различий.

Не всегда надо сразу использовать два этапа, их можно провести и последовательно.

В дидактических играх данного типа можно выделить пять основных видов деятельности старших дошкольников.

1. Обследование сравниваемых предметов.

2. Выявление их сходства.

3. Поиск и установление причин сходства.

4. Выявление различий.

5. Поиск и установление причин различий.

Желательно, чтобы один из двух сопоставляемых в игре объектов ранее сравнивался воспитателем с третьим. Так, например, игра «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?» проводится после занятия «Заяц и бурый медведь». Это помогает детям самостоятельно искать причины сходства и различия, ставить перед собой вопрос «почему?» и отвечать на него.

Игра «Чем и почему похожи и не похожи стол и стул?»

1. Научить детей сравнивать предметы и их составные части.

2. Научить находить зависимость строения мебели от ее назначения.

3. Развивать активный словарь, фразовую речь.

4. Научить правильно оборудовать кукольную комнату, используя стол и стул по назначению.

1. Подбираются столы и стулья, игрушечная мебель, рисунки с их изображениями, желтые и зеленые фишки.

2. Педагог проводит с детьми беседу о мебели разного назначения, ее особенностях.

3. Педагог и дети обследуют столы и стулья, рассматривают рисунки с их изображением.

Дети должны найти признаки сходства и различия, установить их причины. Затем оборудовать кукольную комнату, разместив на столе посуду, посадив за стол кукол. За правильное выявление признаков сходства и различия дети получают желтую фишку, причин — зеленую. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Признаки сходства. Стол и стул сделаны из дерева, имеют по четыре ножки; нужны для того, чтобы человеку было удобно.

Причины сходства. Стол и стул — мебель, поэтому они похожи. Четыре ножки нужны для того, чтобы мебель стояла устойчиво, не качалась.

Признаки различия. У стула есть сиденье и спинка, а у стола нет. У стула ножки короче, чем у стола. На стол ставят тарелки и другую посуду, а на стул нет.

Причины различия . Стул и стол имеют разное назначение: на стуле сидят, за столом едят. Разную форму. Ножки у стула короче, чтобы удобнее было сидеть, на спинку можно облокачиваться. Столу спинка не нужна, она бы только мешала.

Таким образом, в играх можно целенаправленно развивать процессы анализа, синтеза, обобщения, сравнении

Упражнения в схемах «Восстанови последовательность событий»

Цель: Закрепить понимание причинно-следственных отношений в живой и неживой природе.

Схемы или картинки ребенок должен расположить в соответствии с последовательностью явлений, событий, рассказать о том, что было сначала, а что потом. Это упражнение необходимо проводить после наблюдений. Особенно ценно оно для детей с речевым недоразвитием и задержкой психического развития.

Схемы по установлению причинно-следственных связей

Игра «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?»

1. Закрепить знания о диких животных: научить сравнивать, понимать зависимость строения тела, внешнего вида, поведения животных от среды обитания, способа добывания пищи.

2. Развить активный словарь.

3. Научить оборудовать в «зоопарке» соответствующую потребностям животных среду обитания.

1. Подбираются игрушечные белые и бурые медведи, рисунки с их изображениями в естественной среде обитания, желтые и зеленые фишки, мелкий строительный материал, модели к построению загона в «зоопарке».

2. Педагог проводит беседу об особенностях животных.

3. Педагог и дети посещают зоопарк.

4. Педагог и дети обследуют игрушечных животных, рассматривают рисунки.

Дошкольники должны сначала назвать признаки различий и их причины, а затем признаки сходства и его причины, правильно подобрать оборудование для «зоопарка». За более полное выявление различных и сходных признаков дается желтая фишка. За установление причин различия и сходства — зеленая. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

Признаки различия . Бурый медведь живет в лесу, а белый — во льдах северных морей. Шерсть у белого медведя гуще. Он охотится на тюленей, а бурый медведь этого не делает. У бурого медведя берлога из ветвей, у белого — из снега.

Причины различия. Цвет меха делает белого медведя незаметным на льдине, а бурого — в лесу. Шерсть у белого медведя гуще потому, что на Севере холоднее. Он не делает берлогу из веток, потому что во льдах не растут деревья. Бурый медведь не охотится на тюленей, потому что они не живут в лесу. Бурый и белый медведи различны потому, что один из них приспособлен к жизни в лесу, а другой — на льдине.

Признаки сходства . По форме и строению тела белый и бурый медведи очень похожи. Тело у них покрыто густой шерстью, есть крепкие большие зубы. Медведи — крупные, сильные, самостоятельно добывают пищу.

Причины сходства. Белый и бурый медведи похожи потому, что они — дикие звери одного вида, хищники.

Игра «Чем и почему похожа и не похожа посуда?»

1. Развить наблюдательность детей, учить сравнивать предметы.

2. Научить находить связь между назначением, формой посуды и материалом, из которого она сделана.

3. Развивать активный словарь, фразовую речь.

4. Научить правильно расположить посуду по назначению для оборудования кукольной кухни и столовой для приема гостей.

1. Подбираются кухонная, столовая и чайная посуда, рисунки с ее изображениями, желтые и зеленые фишки.

2. Педагог проводит с детьми беседы об особенностях кухонной, столовой и чайной посуды.

3. Дети и педагог обследуют игрушечную посуду, игрушечные и настоящие чайники и чашки, рассматривают рисунки с их изображениями.

Сначала нужно назвать признаки и причины сходства, например фарфорового чайника и чашки, а затем — различия. Далее разложить посуду в соответствии с местом назначения: кухня, стол для обеда, стол для чаепития. За правильное установление признаков сходства и различия играющий получает желтую фишку, причин — зеленую. Выигрывает набравший больше фишек.

Признаки сходства. У чашки и чайника по одной ручке сбоку, они сделаны из фарфора, твердые, гладкие, непрозрачные, бьющиеся. В чашке и фарфоровом чайнике бывает чай.

Причины сходства . Фарфоровый чайник и чашка — чайная посуда.

Признаки различия . У чайника есть крышка и носик, у чашки нет. Носик нужен для того, чтобы было легче наливать заваренный чай в чашку. У чашки нет носика потому, что пить из нее тогда было бы неудобно. Крышка нужна чайнику для того, чтобы чай в нем лучше заваривался. Крышка на чашке мешала бы положить в нее сахар и размешивать его ложечкой, пить чай.

Причины различия. Чайник и чашка имеют различное назначение, а поэтому и разную форму: в чайнике чай заваривают, а из чашки его пьют.

В данной игре аналогично сравнивают эмалированный и фарфоровый чайники, кастрюлю и тарелку, кружку и сковороду.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) являются основным контингентом логопедических групп. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей.. В комп.

Обучение детей игре на музыкальных инструментах, приобщение эмоционально переживать музыку как выражение некоторого содержания. Основами носителями этого содержания являются в музыке звуко.

В данной презентации показаны этапы деятельности педагога и детей по теме «Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

В статье представлен материал, раскрыввющий необходимость формирование операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников.

Развитие интереса к познавательно- исследовательской деятельности.

В настоящее время проблема преемственности уровней дошкольного и школьного образований достаточно актуальна. По данным специалистов все больше детей приходят в школу неподготовленными к регулярному об.

Картотека речевых игр и упражнений на развитие чувства ритмас использованием ИКТ для детей старшегодошкольного возраста.

Источник

Дидактические игры на сравнение свойств и качеств объектов
картотека по математике (средняя группа) по теме

в данном материале представлены дидактические игры на сравнение свойств и качеств объектов

Скачать:

Вложение Размер
no_4_sravnenie.doc 969 КБ

Предварительный просмотр:

Сырямина Надежда Александровна

Дидактические игры на сравнение свойств и качеств объектов

воспитатель МДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида № 25 «Василек»

Цель. Умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Игровой материал. Набор геометрических фигур.

Правила игры. Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Заполни пустые клетки

Цель. Закрепление представлений о геометрических фигурах, умений сопоставлять и сравнивать две группы фигур, находить отличительные признаки.

Игровой материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники) трех цветом.

Правила игры. Играют двое. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет (усложнение по сравнению с предыдущей игрой), найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки со знаками вопроса. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться табличками. Можно повторить игру, по-иному расположив в таблице фигуры и знаки вопроса.

Где какие фигуры лежат

Цель. Ознакомление с двумя свойствами, классификацией фигур (цвету и форме).

Игровой материал. Набор фигур.

Правила игры. Играют двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.

Можно еще выяснить, сколько рядов (строк) и сколько столбцов имеет эта таблица (три строки и четыре столица), какие фигуры расположились в верхнем ряду, среднем, нижнем; в левом столбце, во втором справа, в правом столбце.

За каждую ошибку в расположении фигур или ответах на вопросы зачисляется штрафное очко. Выигрывает тот, кто набрал их меньше.

Цель. Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, толщину, сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал. Логические блоки, три домика (макеты
или изображения домиков или их условные обозначения).

На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика — дома Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам.

Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например, так, чтобы в ней рядом не было фигур одинакового цвета.

Дети по очереди выкладывают блоки. Тот, кто заметит ошибку, забирает «ошибочный» блок себе. Ребенок, собравший наибольшее число таких блоков, получает право первым начать строительство. Он выбирает, между какими домиками будет строиться следующая дорожка.

Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожки можно выкладывать так, чтобы рядом не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы.’

Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через речку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд из блоков-вагончиков и т.д. (В старшем дошкольном возрасте дети могут не выкладывать, а рисовать в тетрадях дорожки, цепочки, мостики из фигур.)

Усложняются правила построения дорожек. Требуется, чтобы дети при выполнении задания ориентировались сразу на два свойства: построить дорожку так, чтобы рядом

Тот, кто первым выложит все фигуры, становится ведущим и делает первый ход в следующей игре. Правила меняются: ходить фигурами другой формы или другого размера.

В правилах игры указываются два свойства, которые должны учитывать игроки. Например, прикладывать фигуры другого цвета и размера или другие по цвету и форме; другие по размеру и форме; такие же по цвету, но другие по форме; такие же по размеру, но другие по цвету и т.д.

При повторении игры правило выкладывания фигур обязательно меняется.

В правилах игры указываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими по размеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по цвету и форме; фигурами другого цвета, размера и формы и т.д.

Цель. Развитие восприятия, внимания, умения анализировать и сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам.

Материал. Логические фигуры или блоки.

В игре участвуют пять — семь человек. Один набор фигур у ведущего в мешочке (коробке), второй — у игроков (расположен так, чтобы все видели фигуры и могли взять любую). Если у игроков блоки, то половина их у ведущего, а вторая половина у них.

Фигуры — зайчата: те, которые у игроков,— зайчата-девочки, которые у ведущего — зайчата-мальчики. Игровая задача заключается в том, чтобы помочь каждому зайчику-мальчику найти свою сестру. Ведущий называет, чем похожи братья и сестры (например, цветом), и выкладывает на стол одну из фигур (зайчика-мальчика). Дети ищут к ней пару (сестру), приставляют фигуру такого же цвета. Кто первым правильно составит пару — забирает ее себе. Далее ведущий поочередно выкладывает остальные фигуры, а дети ищут к ним пары. Тот, кто соберет больше фигур, становится ведущим.

Пары можно составлять на основе как сходства, так и различия свойств: одинаковые по цвету, разные по цвету; одинаковые по размеру, разные по размеру; одинаковые по форме, разные по форме.

В повторных играх игровые задачи могут меняться.

Пары составляются на основе сходства или различия по двум свойствам: одинаковые по цвету и форме; одинаковые по величине и толщине; одинаковые по толщине, но разные по цвету; одинаковые по размеру, но разные по форме; разные по форме и размеру; разные по цвету и форме и т.д.

Игру можно организовать как предыдущую или по-другому.

Предложите детям разделиться на пары. У каждой пары — набор логических фигур. Игроки поровну делят фигуры между собой и по очереди выкладывают их. Сначала первый участник выкладывает свою фигуру. Второй игрок ищет к ней пару. Если он правильно составляет пару, то забирает обе фигуры себе, если же ошибается, то его фигура попадает к первому игроку. Далее свою фигуру выставляет второй игрок. Побеждает тот, кто соберет больше фигур.

Пары составляются на основе сходства и различия по трем свойствам: одинаковые по форме и цвету, но разные по размеру; одинаковые по форме, но разные по размеру и цвету; одинаковые по размеру, но разные по цвету и форме. Взрослый поощряет активное придумывание детьми новых правил составления пар.

Цель. Развитие умения сравнивать.

Материал. Логические фигуры или блоки.

Ведущий перемешивает фигуры и складывает их стопкой, затем снимает две верхние и кладет их на стол. Первый участник игры берет из стопки верхнюю фигуру, прикладывает ее к паре на столе и ищет, чем похожи все три фигуры. Если он замечает какое-либо общее свойство (цвет, форму или размер), то забирает все три фигуры как выигрыш; если же общего свойства он не обнаруживает, то последнюю снятую фигуру кладет в низ стопки. Затем следующий участник берет из стопки новую фигуру (верхнюю) и ищет общее свойство в тройке фигур.

В ситуации, когда общее свойство тройки обнаруживает другой игрок, а не тот, который снял фигуру, он и забирает тройку фигур как выигрыш.

Выигрывает тот, кто соберет больше фигур.

Цель. Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

Материал. Логические фигуры или блоки.

В игре участвуют четыре человека. Фигуры делятся поровну между игроками. Игроки договариваются о правилах игры: прикладывать к выложенным фигурам только фигуры другого цвета. Один из игроков (его можно определить считалкой) делает первый ход — кладет на стол любую фигуру. Остальные по очереди выкладывают свои фигуры в соответствии с правилами.

Тот, кто первым выложит все фигуры, становится ведущим и делает первый ход в следующей игре. Правила меняются: ходить фигурами другой формы или другого размера.

В правилах игры указываются два свойства, которые должны учитывать игроки. Например, прикладывать фигуры другого цвета и размера или другие по цвету и форме; другие по размеру и форме; такие же по цвету, но другие по форме; такие же по размеру, но другие по цвету и т.д.

При повторении игры правило выкладывания фигур обязательно меняется.

В правилах игры указываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими по размеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по цвету и форме; фигурами другого цвета, размера и формы и т. д.

Источник

Читайте также:  комплекс упражнений при заболеваниях плечевого сустава
Adblock
detector