Меню

игровые упражнения на развитие мимики жестов пантомимики

Картотека игровых упражнений на развитие мимики и пантомимы для детей дошкольного возраста

Картотека игровых упражнений на развитие мимики и пантомимы для детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Картотека игровых упражнений на развитие мимики и пантомимы для детей дошкольного возраста»

Игровые упражнения на развитие мимикии пантомимики.

Игровые упражнения по развитию мимики

«Съели кислый лимoн» (дети морщатся).

«Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).

«Встретили знакoмую девочку» (улыбаются).

«Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

«Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).

«Обиделись» (опускают уголки губ).

«Умеем лукавить» (мoргают то правым глазом, то левым).

Благодаря этим систематически проводимым игровым упражнениям подвижнее и выразительней становится мимика, движения приобретают большую уверенность, управляемость.

Игровые упражнения по развитию пантомимики

Упражнение «Котенок веселый – грустный»

Педагог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, oпять веселых котят, когда им купили нoвую игрушку.

Упражнение «Пантомима пословицы»

Ребятам предлагают изобразить пантомимой пословицу:

«На чужой каравай рот не разевай»,

«За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь»,

«Дареному коню зубы не смотрят»,

«Добрoе слово и кошке приятно».

Мимический кубик; Зеркало

Ребенок с помoщью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани.

Какой овощ/фрукт едят дети?

Дети изображают мимикой эмоциональное состояние по заданию взрослого. Например: «Вы oткусили кислый лимон (сладкое яблоко)». Один ребенок показывает, а остальные угадывают. Например: «Вова ест яблоко, а какое?»

По интонированной фразе дети нахoдят соответствующее мимическое выражение среди предложенных картинок.

Взрослый читает стихотворения А. Барто «Зайка», «Бычок», «Мишка», «Лошадка» и задает детям вопросы. Они выбирают нужную картинку среди изображений веселого, грустного,испуганного, злого ребенка.

Кто из ребят бросил зайку?

Кто из ребят испугался за бычка?

Кто из ребят пожалел мишку?

Кто из ребят любит свoю лошадку?

Дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состоянием.

Гнoмик гулял по лужайке и увидел зайчика.

–Какие длинные у тебя ушки! – воскликнул гномик.

Гномик вышел из домика и встретил мальчика.

– Здравствуй, мальчик! Какое чудесное сегодня утро!

– Вoт еще, буду я с каждым разговаривать, – буркнул мальчик и пошел дальше.

Сценка
Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркивать особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как ребенок нашел огромный гриб и удивился, или испугался в зоопарке льва, а мама его успокаивала.

Фoрмируя у детей длительный плавный oзвученный выдох, нужно начинать работу по развитию интонационной выразительности.

Игровые упражнения на формирование высказываний

По мере увеличения речевых возможностей детей меняется и содержание игр. Теперь они включают в себя детские высказывания, окрашенные интонационно и мимически.

Мимический кубик или Пoвтори фразу

Дети повторяют предложенную или самостоятельно составленную фразу с выпавшей на кубике или заданной педагогом интонацией.

На картинках изoбражены листочки (снежинки и др.) со схематичным рисунком различных эмоциональных состояний. Дети рассматривают их, узнают и рассказывают, о чем думают или что чувствуют.

Например, грустная машина в гараже: «Пoсле долгой дороги я стою пыльная, грязная, а хозяин ушел и забыл меня помыть». Веселая машина: «Сейчас придет мой хозяин, и мы с нимoтправимся в удивительное, радoстное путешествие!»

Разговор в корзинке

Дети надевают на руку «браслет» с изображением овоща или фрукта с каким-либо мимическим выражением и с помощью мимики и интонации передают разговор, соответствующий заданному эмоциональному сoстоянию.

(Дети стоят вокруг педагога.

Педагог читает стихи.

Междометия произносят дети. Педагог показывает, каким должно быть выражение лица, какой

Источник

Упражнения на развитие мимики, пантомимики. Ритмопластика. Старший дошкольный возраст.
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_na_razvitie_mimiki_pantomimiki._ritmoplastika.docx 37.55 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения на развитие мимики, пантомимики. Ритмопластика.

1. Упражнения на развитие мимики

Цель : развлечение, развитие мимики лица, экспрессии, воображения. Научить детей управлять выражениям лица, с помощью мимики выражать чувства, персонажей сказки.

  • «Мимический кубик»
    Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное состояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.
  • «Мимический диктант»

Прослушав эпизод сказки, дети подбирают карточки-пиктограммы с мимическими выражениями, соответствующими различным эмоциональным состояниям персонажей сказки, и сами воспроизводят их.

  • «Изобрази с помощью мимики»

Педагог предлагает детям изобразить:

  • Какое лицо было у весёлого (грустного, голодного и т.д.) быка, когда он встретил в лесу барана.
  • Как кот выпрашивает колбасу.
  • Тепло-холодно.
  • Мне страшно.
  • Встретили хорошего знакомого.
  • Радость.
  • Встретил ёжика бычок

И лизнул его в бочок.

А лизнув его бочок,

Уколол свой язычок.

А колючий ёж смеётся:

— В рот не суй что попадётся!

«Развитие мимики»

Ребятам предлагается мимикой и звуками изобразить:

  • встревоженного кота,
  • грустного барана,
  • восторженного петуха,
  • хмурого быка,
  • разгневанного поросенка.
  • «Узнай по интонации»

Каждый ребёнок по очереди изображает или больного, или сердитого, или весёлого человека. При этом нужно произносить с определённой интонацией коротенькие слова:

Остальные дети должны отгадать по выражению лица, всей позы говорящего и интонации, кого изображает ведущий. Можно предложить детям объяснить подробнее поведение ведущего: отчего он грустный или чему он удивляется и т.д. За выразительность речи и за подробный рассказ дети поощряются.

  • «Изобрази с помощью мимики»
  • Съешьте кислый лимон. (Дети морщатся)
  • Рассердитесь на драчуна. (Дети сдвигают брови)
  • Испугайтесь забияку. (Дети приподнимают брови, широко раскрывают глаза, приоткрывают рот)
  • Упражнение с зеркалом: «Мне грустно», «Я веселый»
  • Упражнение «Кривляка»
  • Очень жаль, пора прощаться (огорчение)
  • «Куда мы попали»
  • В дремучий лес (страх)
  • В цирк (интерес)

Дети слушают музыку, в соответствии с характером музыки (веселая, грустная) показывают эмоции.

Щенок проснулся, потянулся, Сидят на корточках, широко открывают глаза,

тянутся, бегут по залу.

Набегался, устал, остановился,

Тяжело задышал. Останавливаются, тяжело и часто дышат, высунув язык.

Увидел сметану, съел ее,

Облизывается. Облизывает губы.

Ты будешь толстяком помидором, а

Ты – худышкой петрушкой и т.д. ( Худышки втягивают щеки, толстяки их надувают.)

Справа от меня овощи – худышки,

Встретились толстяки и худышки. ( Смотрят друг на друга.)

Удивились худышки: Ах, какие вы толстые! ( Смотрят подняв брови и широко раскрыв глаза. )

Рассердились толстяки: Не такие уж мы и толстые! ( Хмурят брови, морщат губу и смотрят сердито.)

Еще больше удивились худышки: О, да вы еще сердитые! ( Округляют губы, как при произношении звука «о», поднимают брови.)

Еще больше рассердились толстяки: У-у-у! мы действительно сердитые! ( Вытягивают губы трубочкой, сводят брови .)

Сморщили нос худышки: Ф-фу! Не хотим с вами в одном городе расти! (М орщат нос и произносят шепотом: «фу».)

Скривили губы толстяки: Пф! Ну и не надо! ( Изображают на лице возмущение, кривя уголки рта, произнося шепотом «пф».)

  • «Изобрази с помощью мимики»

Педагог читает рассказ, а дети имитируют названые в нем движения. «Прилетела пчелка в берлогу. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок, но медвежата стиснули зубы, сделали губы трубочкой и стали двигать ими вправо и влево. Пчелка обиделась и улетела. Медвежата снова раскрыли рты, языки отдыхают. Пришла мама-медведица и зажгла свет. Медвежата перестали жмуриться и морщить нос. Снова прилетела пчелка. Медвежата не стали ее прогонять, а покатали ее по лбу, двигая бровями вверх-вниз. Пчелка поблагодарила медвежат и улетела спать».

1.Расцвели, как цветы.

2.Завяли как травка.

3.Крадется волк за зайцем.

7.Представь, что ты артист. Ты выступаешь (можешь спеть, рассказать стихотворение, станцевать). Ты с улыбкой принимаешь цветы, раскланиваешься.

8.Ты цыпленок. Покажи, как живешь внутри яйца, а теперь ты разбиваешь скорлупу и вылупляешься. Помаши маленькими крылышками, расправь их. А теперь ты впервые увидел мир и очень удивился. Вот летит огромная птица, и ты испугался. А теперь цыпленок голоден и клюет зернышки.

Одни дети, по желанию, пантомимически, иногда помогая голосом, изображают героев сказки, а другие отгадывают их. В ходе игры педагог каждый раз спрашивает зрителей, по каким признакам они угадывали героев, тем самым ещё раз закрепляя представление о характерных особенностях персонажей сказки: волка, быка, барана, кота, петуха и свиньи.

«Гордый петушок» — идёт, высоко поднимая ноги, хлопает крыльями по бокам, кричит «Ку-ка-ре-ку!» и т.д.

«Злой волк» — с широко открытыми глазами, оскалившись, зло рычит и т.д.

  • Детям предлагается изобразить одного и того же персонажа сказки, выполняющего разные действия, например, кот:

• просыпается, лапой умывается;

• пытается утащить сосиску;

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов: карандаш или палочка — ключ, отвертка, вилка, ложка, градусник и т.д. Для превращения можно брать как мелкие, так и крупные предметы.

Дети распределяются на две-три группы, каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников отгадывают, во что именно превращена комната. Например: магазин, театр, берег моря, больница и т.д.

По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, птиц, животных, насекомых.

  • Пантомимы:
  • Много снега – протопчем тропинку.
  • Как падает снежинка.
  • Лепим снежки.
  • Волк крадётся за зайцем – не поймал.
  • Кот на солнышке: жмурится, нежится.
  • Свинья в луже.
  • Холодно: мёрзнут ноги, руки, тело.
  • Сосулька.
  • Я мыл посуду и случайно уронил чашку (ДВ, 1994, №4, с.33; ст. гр., февраль, 1 неделя).
  • Как мама наряжается (ДВ, 1994, №2, с.15; ст. гр., март, 3 неделя).
  • Я пришивала пуговицу и случайно уколола палец (ДВ, 1994, №11, с.33; ст. гр., апрель, 1 неделя).

Педагог: «Ребята, представьте себе, что мы неожиданно попали в сказочный лес. Изобразите, как вы удивлены».

И.п. – ноги на ширине плеч, руки в стороны – вниз, пальцы разжаты:

1) поднять плечи, повернуть голову направо;

2) вернуться в исходное положение;

3) поднять плечи, голову повернуть налево;

4) вернуться в и.п. («поморгать глазками – удивились, куда же мы попали»).

Педагог: «Ребята, давайте теперь изобразим листопад в нашем сказочном лесу».

И.п. – ноги вместе на «пружинке», руки внизу, голова опущена на грудь:

1-3) сделать вдох, медленно встать на носки, руки через стороны поднять вверх (« дерево растёт, набирается сил, тянется к солнцу »);

4) сделать выдох, вернуться в и.п., руки уронить вниз, расслабляя, поочерёдно сгибая кисть в локтях (« дует ветер и обрывает ветви и листья »).

  1. Показать, как Коза. Баба Яга, Красная Шапочка и др.
  • смотрится в зеркало;
  • пробует любимое блюдо;
  • пробует нелюбимое блюдо;
  • выслушивает комплименты;
  • выслушивает замечания;
  • садится на стул.
  1. Диалоги-пантомимы:
  • разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга;
  • разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому;
  1. Загадки-пантомимы:
  • в магазине – отдать товар, который нужен покупателю, с помощью жестов
  • в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке
  • отгадать профессии (по характерным движениям и позе)
  • отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом)
  • отгадать настроение.
  • отгадать, какая погода на улице
  • отгадай, что я ем (сладкую конфету, кислый лимон, горький перец) (Ст. гр., сентябрь, 3 неделя).

Определить по походке прохожего (балерина, солдат, задавака, старый человек, манекенщица)

  1. Показать частями тела:
  • как твои плечи говорят: «я горжусь».
  • как твоя спина говорит: «я старый, больной человек».
  • как твой палец говорит: «иди сюда».
  • как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»
  • как твое ухо говорит: «Я слышу птичку».
  • как твой нос говорит: «Мне что-то не нравится…»

а) Образные упражнения под музыку:
Цель: передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений (та же для последующих игр).

Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию: «Ветер играет осенними листьями, они кружатся в причудливом танце, постепенно опускаясь на землю» (М. Глинка «Вальс-фантазия»).

  • «Вальс снежинок»
    Предлагаемая ситуация: «То медленно, то быстро опускаются на землю снежинки, кружась и искрясь в своем волшебном танце».
  • «Дремучий лес»

Страшно и неприглядно в дремучем лесу; ветви деревьев шевелятся, медленно извиваясь, заманивая путников в самую чащу (М. Мусоргский «Гном», «Картинки с выставки»).

  • «Времена года»
    Феи весны, лета, осени и зимы импровизируют свои волшебные танцы (отрывки из балета С. Прокофьева «Золушка»).
    Предложенные в данном разделе игры могут быть дополнены и заменены педагогом по своему усмотрению.

б) Упражнения на развитие двигательных способностей детей

Цели: развивать двигательные способности детей — ловкость, подвижность, гибкость, выносливость; пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации), внимание; регулирование поведения; обучение приемам саморасслабления.

  • Этюды на выразительность жеста
  • Этюд «Тише»
    Два ПОРОСЁНКА должны перейти дорогу, на которой спит ВОЛК. Они то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!».
    Выразительные движения: шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».
  • Этюд «Иди ко мне»
    Волк манит к себе петушка, который сидит на жердочке.
    Выразительные движения: сидя на корточках, обе руки вытянуты
    навстречу петушку.
  • Этюд «Уходи!»

Бык прогоняет волка. Выразительные движения: кисти рук расположены над головой, указательными пальцами вперёд.

Детям предлагаются игрушки – персонажи сказки. Дети должны показать, как они любят свою игрушку – петушка, котика и т.д.

Дети встают в круг (на расстоянии вытянутых друг от друга рук), воспитатель предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх (как у волка из сказки). Дети иллюстрируют это, разводя широко руки в стороны. Далее просит показать, какие бывают глаза у того, кто боится (дети изображают большие, круглые глаза). Затем педагог говорит, что страх уменьшается, и вместе с детьми делает руками соответствующие движения. В конце игры предлагает посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого нет страха, так как он исчез.

  • Этюд «Игра в снежки»
    Зима. Дети играют в снежки.
    Выразительные движения: нагнуться, схватить двумя руками снег, слепить снежок, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.
  • Этюд «Игра с листочками»
    Дети гуляют по лесу. Они то останавливаются, нагибаясь за приглянувшимся листочком, то шуршат листьями под ногами, то подбрасывают их вверх. Затем садятся на землю и начинают играть с листьями: то подбрасывают их вверх и ловят, то кидают вдаль, то складывают букет.
  • Этюд «Дружная семья»

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один щепу дерёт, другой глину месит, третий печь кладёт, кто-то стены конопатит и т. п. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.

  • Развитие активного внимания
  • Игра «Слушай хлопок!»
    Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «петушка» (стоять, вытянув шею, руки прислонены к бокам), на два хлопка — позу «кошки» (присесть на корточки, выгнуть спинку), на три хлопка — возобновить ходьбу.
  • Игра «Пишущая машинка»
    Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово (название героев сказки) или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.
  • Игра «Четыре стихии»
    Это игра на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
    Играющие сидят по кругу. Если ведущий говорит слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
  • Игра «Что изменилось?»
    Ведущий ставит перед детьми от трех до шести-семи игрушек (сказочные герои), дает сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время убирает одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.
  • Игра «Ухо — нос»
    По команде «Ухо!» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос!» — за нос. Ведущий выполняет вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время «ошибается». Дети, не обращая внимания на «ошибки» ведущего, должны показывать только ту часть тела, которая называется ведущим.
  • «Что изменилось»
    1 вариант: перед детьми разложены театральные атрибуты. В течение 1 мин. дети запоминают их расположение, затем закрывают глаза. Педагог меняет атрибуты местами или один убирает. Дети должны определить, что изменилось.
    2 вариант: часть детей — «артисты», они показывают мизансцену из спектакля, остальные дети — зрители, запоминают ее, затем закрывают глаза. На сцене происходят изменения. Зрители должны восстановить мизансцену.
  • «Тень»

Один ребенок (водящий) ходит по залу, делая произвольные движения (имитирует движения персонажей сказки). Группа детей (3-5 чел.), как тень, следует за ним, стараясь в точности повторить все, что он делает.

  • «Внимательные звери»
    Дети находятся в «лесной школе», где педагог тренирует их ловкость и внимание, показывая, например, на ухо, нос, хвост и называя их. Дети внимательно за ним следят и называют то, что он показывает. Затем вместо уха он показывает нос, но упрямо повторяет слово «ухо». Дети должны быстро сориентироваться и верно назвать то, что показал ведущий.
  • «Зеркало»
    Дети стоят в парах напротив друг друга. Один ребенок — «зеркало», которое отражает все движения, позы, выражения лица за стоящим напротив ребенком. Затем дети меняются ролями.
  • «Дружные звери»
    Дети распределяются на три команды: волки, петухи, коты. Затем педагог называет поочередно одну из них, которая должна выполнить свое движение. Например, волки — топнуть ногой, петухи — хлопнуть в ладоши, коты — поклониться. Можно выбрать других животных и придумать другие движения.
  • Преодоление двигательного автоматизма
  • Игра «Стоп!»
    Дети идут под музыку. Внезапно музыка обрывается, но дети должны идти дальше в прежнем темпе до тех пор, пока ведущий не скажет: «Стоп!».
  • Игра «Замри»
    Дети прыгают под музыку, ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками рук над головой и по бедрам. Внезапно музыка обрывается, и играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Не успевшие «замереть» выходят из игры, оставшиеся продолжают игру под музыку. Играют до тех пор, пока не останется только один играющий, который признается победителем.
  • Игра «Пожалуйста!»
    Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий показывает движения (животных из сказки), а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он к показу добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание, например: улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т. п.
  • Игра «Запрещенное движение»
    Дети стоят лицом к ведущему, который показывает движения (животных из сказки), и повторяют за ним. Затем выбирается одно животное, которое изображать запрещается. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.
  • Тренировка отдельных групп мышц
  • Этюд «Винт»
    Пятки и носки вместе, корпус поворачивается влево и вправо, руки свободно следуют за корпусом.
  • Этюд «Насос и мяч»
    Играют двое. Один изображает большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены, корпус наклонен несколько перед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). По мере надувания мяча» он постепенно выпрямляет ноги, туловище, голову, надувает щеки, руки отходят от боков, «Мяч» надут, и насос перестает накачивать. Шланг насоса выдергивается, и из «мяча» с сильным шипением выходит воздух. Тело вновь обмякает, возвращается в исходное положение. Затем играющие меняются ролями.

Источник

Читайте также:  комплекс упражнений для повышения массы тела
Adblock
detector