Меню

игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания
материал по логопедии по теме

Дыхательная гимнастика в детском саду.

Физиологическое, или жиз­ненное, дыхание складывает­ся из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании голо­сового звучания на равномер­ном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это уп­равляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длин­ный. Поэтому количество вы­дыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дыха­ние считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха заме­тен для окружающих.Наиболее правильное, целе­сообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыха­ние.

Регулярные занятия дыха­тельной гимнастикой способ­ствуют воспитанию правильно­го речевого дыхания с удли­ненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыха­тельных путей. Такие заболе­вания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой полос­ти часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правиль­ного речевого дыхания, меня­ют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикуля­ции.

Правильное носовое дыха­ние способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятству­ет разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлажде­ния.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное рече­вое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воз­душной струи.Данный материал предлагает игровые упражнения для дошкольников на развитие физиологического и речевого дыхания.

Скачать:

Вложение Размер
dyhatelnaya_gimnastika_v_detskom_sadu.docx 18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика в детском саду.

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правил ь ной работе всех органов, пр и нимающих участие в речевом акте. Важной частью речи я в ляется дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный апп а рат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого во з духа.

Физиологическое, или жи з ненное, дыхание складывае т ся из вдоха и выдоха, которые сменяют друг друга. Оно пр и звано поддерживать жизнь в организме путем газообмена.

Речевое дыхание призвано участвовать в создании гол о сового звучания на равноме р ном выдохе. Оно отличается от жизненного тем, что это у п равляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох дли н ный. Поэтому количество в ы дыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Речевое дых а ние считается неправильным, если дыхание учащено, выдох укорочен, слишком большой вдох или добор воздуха зам е тен для окружающих.Наиболее правильное, цел е сообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дых а ние.

Регулярные занятия дых а тельной гимнастикой спосо б ствуют воспитанию правильн о го речевого дыхания с удл и ненным постепенным вдохом, профилактике болезней дых а тельных путей. Такие забол е вания, как ринит, ринофарингит, риносинусит, гайморит, хронический бронхит, аденоидит, полипы носовой поло с ти часто являются причиной звукопроизношения у детей, затрудняют процесс правил ь ного речевого дыхания, мен я ют интонационную окраску голоса, вызывают изменения в строении органов артикул я ции.

Правильное носовое дых а ние способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятств у ет разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлажд е ния.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное реч е вое дыхание — основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной во з душной струи.

На занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

1. Выполнять упражнения каждый день по 3-6 мин, в зависимости от возраста детей.

2. Проводить упражнения в хорошо проветренном помещ е нии или при

открытой фо р точке.

3. Заниматься до еды.

4. Заниматься в свободной, не стесняющей движения оде ж де.

5. Дозировать количество и темп проведения упражнений.

6. Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот.

7. Вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно.

8. В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук,

живота, груди. Плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе.

9. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 -3 сек.

Игровые упражнения для развития физиологического

и речевого дыхания.

1. «Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

2. «Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнут ы ми руками движения колес паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и част о ту произношения.

3. «Пастушок» — подуть н о сом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные ст о роны коров; показать ребе н ку что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

4. «Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси, руки – крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, пр о износя «гу-у-у» (8-10 раз).

5. «Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы, указ а тельный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть пр а вой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м- м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в р е зультате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выпо л нить такие же действия прижимая правую ноздрю.

6. «Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, выне с ти вперед и зафиксировать положение на несколько м и нут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося

7. «Маятник» — сесть по-т у рецки, руки на затылке; сп о койно вдохнуть (пауза 3 с), наклониться вперед — выдох, возвратиться в исходное пол о жение — вдох. Повторить 3— 4 раза.

8. «Охота» — закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апел ь син, духи, варенье и т.д.).

9. «Шарик» — представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать ч е тыре глубоких вдоха и заде р жать дыхание. Затем на счет 1—5 медленно выдохнуть.

10. «Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

11. «Ворона» — сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх — вдох, ме д ленно опустить руки — в ы дох. Произнести: кар!

12. «Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выд ы хая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

13. «Греем руки» — вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

14. «Пилка дров» — встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров: руки на себя — вдох, руки от себя — выдох.

15. «Дровосек» — встать пр я мо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топор и ком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус накл о нить, позволяя рукам «прор у бить» пространство между н о гами. Произнести «ух». П о вторить 6—8 раз.

16. «Сбор урожая» — встать пр я мо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки, — вдох (пауза 3 с). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох. Повторить 3—4 раза.

17. «Комарик» — сесть, ног а ми обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдо х нуть, медленно повернуть т у ловище в сторону; на выдохе показать, как звенит ком а рик — «з-з-з»; быстро ве р нуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

18. «Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка ра с ставить, руки на поясе. Вдо х нуть (пауза 3 с). Наклон в л е вую сторону — медленно в ы дохнуть, растянув правый бок. Исходное положение — вдох (пауза 3 с). Наклон в правую сторону — медленно выдо х нуть. Повторить 3—4 раза.

19. «Трубач» — поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произносить «ту-ту-ту» (10—15 с).

20. «Жук» — сесть, руки развести в стороны, немного отведя назад, — вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук — «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

21. «Шину прокололи» — сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно вых о дит воздух через прокол в шине — «ш-ш-ш».

Источник

«Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Рекомендации воспитателям по проведению игровых упражнений для развития физиологического и речевого дыхания.

Скачать:

Вложение Размер
igrovye_uprazhneniya_dlya_razvitiya_fiziologicheskogo_i_rechevogo_dykhaniya.doc 35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Для правильного произношения звуков недостаточно тренировать органы артикуляции, необходимо также научить ребенка правильно дышать. Следите, чтобы вдох шел через нос, плечи не поднимались, щеки не надувались (сначала моно прижимать их ладошками). Упражнение нужно повторять не более 3-5 раз, поскольку излишние старания могут привести к головокружению.

«Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» — подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

«Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Охота» — закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.)

«Шарик» — представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть.

«Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Ворона» — сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар-р-р!

«Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки» — вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров» — встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

«Дровосек» — встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз.

«Сбор урожая» — встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Комарик» — сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Сыграем на гармошке» — встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.

«Трубач» — поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10 – 15 сек).

«Жук» — сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи» — сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, достаточную громкость, плавность и выразительность речи.

Источник

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
консультация на тему

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабоуспевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический ринит, вазомоторный ринит, гипертрофия нёбных миндалин II-III степеней).
Установлена связь между способом дыхания и успехами в обучении. От того, правильно дышит ребенок или нет, зависит его физическое и интеллектуальное развитие.
На дефекты дыхания, к сожалению, родители не всегда обращают должного внимания. Отчасти это понятно: они не очень заметны в общем состоянии ребенка. Но даже незначительная «неисправность» носового дыхания вредно отражается на всем организме. Ведь в минуту ребенок делает более 20 вдохов и выдохов! И весь этот воздух должен пройти без каких-либо препятствий через «входные ворота» — нос. Здесь он очищается, согревается, увлажняется и становится таким, какой нужен организму.
Почему вредно дышать через рот? Во-первых, воздуха в легкие попадает значительно меньше, работать будут лишь их верхние отделы, значит, организм получит меньше кислорода. Во-вторых, изменяется голос, нарушается речь, ребенок начинает гнусавить, говорить монотонно. Кроме того, ему становится труднее прожевывать пищу. Обоняние притупляется из-за «плохого носа», пропадает аппетит. Рекомендуются специальные упражнения, задача которых сводится к тому, чтобы научиться дышать только носом. Отдельные приемы следует отрабатывать до тех пор, пока нормальное носовое дыхание не станет привычным.

Скачать:

Вложение Размер
igrovye_uprazhneniya_dlya_razvitiya_fiziologicheskogo_i_rechevogo_dyhaniya.docx 16.11 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

«Задуй упрямую свечу» — в правой руке держать цветные полоски бумаги; левую ладонь положить на живот; вдохнуть ртом, надуть живот; затем длительно выдыхать, «гасить свечу».

«Паровоз» — ходить по комнате, имитируя согнутыми руками движения коле паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Пастушок» — подуть носом в небольшую дудочку как можно громче, чтобы созвать разбежавшихся в разные стороны коров; показать ребенку, что необходимо вдохнуть через нос и резко выдохнуть в дудочку.

«Гуси летят» — медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).

«Кто громче» — выпрямить спину, сомкнуть губы, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрей (рот закрыть) и произносить (выдыхать) «м-м-м», одновременно похлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре (в результате получается длинный скандированный выдох); звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным; выполнить такие же действия, прижимая правую ноздрю.

«Аист» — стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Маятник» — сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.

«Охота» — закрыть глаза, по запаху определить, что за предмет перед вами (апельсин, духи, варенье и т.д.)

«Шарик» — представить себя воздушными шариками; на счет 1, 2, 3, 4 сделать четыре глубоких вдоха и задержать дыхание. Затем на счет 1 – 5 медленно выдохнуть.

«Каша» — вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

«Ворона» — сесть прямо, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки – выдох. Произнести: кар-р-р!

«Покатай карандаш» — вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

«Греем руки» — вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Пилка дров» — встать друг против друга парами, взяться за руки и имитировать распиливание дров; руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.

«Дровосек» — встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика в детском саду. Физиологическое, или жиз­ненн.

Представленные упражнения помогут в логопедической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья по формированию речевого и физиологического дыхания.

Рекомендации воспитателям по проведению игровых упражнений для развития физиологического и речевого дыхания.

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания. .

Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания.

Дышать надо через нос. Казалось бы, нет правила проще этого. Но при обследовании слабоуспевающих учеников выявляется, что более чем у половины детей нарушено носовое дыхание (аденоиды, хронический рин.

Источник

Читайте также:  к упражнениям которые развивают силу относятся

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector