Меню

игровые упражнения для работы с детьми с нарушением слуха

Игры для детей дошкольного возраста с нарушением слуха
картотека на тему

Игры для развития памяти и внимания, мелкой моторики рук, развития речи.

Скачать:

Вложение Размер
Игры для детей дошкольного возраста с нарушением слуха 69.92 КБ

Предварительный просмотр:

детей дошкольного возраста с нарушением слуха

для развития памяти и внимания
Лабиринт

Цель : развивать зрительное восприятие, логическое мышление, внимание.

Оборудование: карточка с лабиринтом, карандаш.

Речевой материал: пчела, варенье, помоги пчеле найти дорожку в лабиринте к варенью, куда летит пчела?

Педагог дает ребенку карточку с лабиринтом и предлагает найти дорожку к варенью, помочь пчеле. Ребенок вначале может прослеживать дорожки с помощью карандаша, за тем только зрительно (рис.11).

Рис. . К игре «Подбери слово»

Послушай и запомни

Цели: развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить заданную словесную последовательность, развивать внимание.

Оборудование: таблички с названиями предметов либо по одной теме, либо по разным.

Речевой материал: слушай внимательно, запомни, назови слова, потом, кто запомнил? повтори.

Педагог предлагает детям поиграть. Называет слово и кладет табличку. Например, «пирамида». Затем называет второе слово — «мяч» и кладет эту табличку вслед за первой, образу ряд. Когда выложены три таблички, переворачивает их и устно воспроизводит: «Тут пирамида, потом мяч, потом лодка. Кто запомнил? Повтори». Ребенок повторяет. Затем педагог выкладывает новую табличку и читает новое слово, кладет табличку вслед за уже имеющимися. И повторяет весь ряд сначала.

Можно предложить детям таблички (по одной или по две которые они выкладывают друг за другом, выстраивая и за поминая ряд, затем воспроизводя этот ряд устно.

· слова берутся из разных тем;

· увеличивается число запоминаемых слов;

· игра проводится без табличек, только на слух.

для развития мелкой моторики пальцев рук

Лови шарик

Цели: развивать моторику пальцев рук, развивать интерес к общению в игре, выполнять точно инструкцию взрослого.

Оборудование: желобок, шарик,

Речевой материал: шар, лови, кати, поймал, не поймал, упал, молодец.

Педагог кладет шарик на желобок, говорит: «Будем играть! Смотри», — пускает шарик по желобку и обращается к ребенку: «Лови!». Если у ребенка не получается поймать шарик, педагог показывает, как это надо делать. После нескольких повторов ловли шарика ребенком педагог дает ему шарик и предлагает: «Кати!». Ребенок должен, подражая ранее виденным движениям педагога, прокатить шарик по желобку, а педагог — поймать шарик у другого конца желобка. Если у ребенка не получается прокатить шарик, педагог показывает, как это нужно делать, после чего ребенок вновь пробует самостоятельно осуществить прокат шарика по желобку.

Мозаики

Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, обучение ориентировке на плоскости, умению подбирать цвета по подражанию педагогу или по словесной инструкции.

Оборудование: плоские и объемные мозаики по количеству детей.

Речевой материал: сложи узор, мозаика, рисунок, название предметов, изображенных на рисунке, названия основных цветов, там, рядом, слева, справа, один, одну, два, две, три, четыре, пять и т.д.

Возможно несколько вариантов проведения. Можно предложить детям вслед за педагогом составлять определенный рисунок, узор. А можно просто дать детям возможность собирать по собственному желанию, развивая творчество, воображение.

Можно предложить детям картинку с рисунком, узором и попросить их собрать такой же рисунок или узор из мозаики.

Для более развитых детей, знающих названия основных цветов, можно предложить выполнять рисунок, узор по инструкциям, предъявляемым устно и на табличках. Например: «Положи две синих, потом три зеленых, одну красную» и т.д.

^ Переложи игрушки

Цели: развивать координацию движений, согласованность движений обеих рук, учить брать мелкие предметы.

Оборудование: мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносы, прозрачные высокие бутылочки.

Речевой материал: делай так, возьми, бросай.

Целесообразно проводить данную игру на начальных этапах воспитания и обучения детей.

Дети сидят за столами, перед каждым ребенком прозрачная бутылочка, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога. Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их повторить его действия: «Посмотрите. Делайте так».

При необходимости педагог проводит индивидуальную работу с детьми. После того, как дети соберут предметы правой рукой, их высыпают на поднос и переставляют к левой руке. Теперь ребенок должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой.

Для усложнения задания можно использовать сосуд с узким горлышком, в который будет проходить большее количество мелких предметов (можно использовать бусины разного размера), но предметы большего диаметра проходить не будут. Их нужно либо убирать с горлышка, либо, на более продвинутом этапе, заранее определять, пройдет предмет в горлышко или нет, без пробы протолкнуть в сосуд.

Можно предложить ребенку складывать предметы в сосуд поочередно то левой, то правой рукой.

^ Коврик для мамы

Цели: продолжать развивать мелкие движения, целенаправленность действий в работе с бумагой; учить ценить результаты своего труда, понимать, что своей работой можно принести радость близким людям.

Оборудование: заготовки из плотной цветной бумаги (листы квадратной или прямоугольной формы с прорезями: в трех рядах по три прорези), по три полоски бумаги контрастных по оттенку и фону цветов на каждого ребенка, клей, кисточки, тряпочки.

Речевой материал: подарок, коврик, полоски, бумага, клей, кисточка, тряпочка, красивый, аккуратно, приклей, возьмите, делайте так, повтори, вверх, вниз.

Педагог перед праздником 8-е Марта предлагает сделать мамам подарки (подарок можно приготовить к любому празднику). «Будем делать подарок маме. Это будет коврик. Коврик можно положить на стол. На коврик можно поставить вазу или положить бусы» и т.п. Педагог демонстрирует действия с готовым ковриком.

Затем он показывает, как продевать полоски бумаги в прорези заготовки. Он раздает детям заготовки и по одной полоске бумаги, помогает каждому продеть полоску в крайнюю прорезь, напоминает, что полоску нужно просовывать то вверх, то вниз. «Делайте так. Посмотри: вверх, вниз». Потом раздает по второй полоске бумаги и обращает внимание детей на то, что видимые части полосок должны чередоваться («Делай так. Так красиво»): там, где первая была внизу, вторая должна быть наверху и т.д. Когда все полоски будут продеты, педагог показывает, как подклеить концы бумаги с обратной стороны коврика. Раздает детям клей, кисточки и тряпочки: «Надо тут приклеить. Возьмите клей, кисточку. Приклейте». Когда коврики будут готовы, педагог вместе с детьми восхищается получившимися ковриками, говорит о том, что мамы будут очень рады получить их в подарок. Затем дети дарят коврики мамам (воспитателям, другим детям).

Можно коврик делать не только квадратным или прямоугольным, но и придавать форму какой-либо игрушки или овоща, или фрукта; яблока, помидора, мяча и пр.

С целью усложнения задания можно применять плетение коврика не из полосок бумаги, а из толстых нитей пряжи, закрепляя по краям узелками, которые помогает делать детям педагог.

Цели: развивать движения кистей рук, формировать точность движений, развивать зрительное внимание.

Оборудование: игра «Поймай рыбку»: пластмассовые рыбки, аквариум, сачки.

Речевой материал: рыбы, аквариум, рыбы живут тут, делайте так (лови рыбу), сачок, поймал, помоги.

Педагог предлагает детям поиграть. «Будем ловить рыб. Рыбы живут в аквариуме» — предлагает детям сачком перенести рыбку, например, из банки в аквариум. Вначале он показывает, как надо ловить и переносить рыбок сачком («Делайте так»), затем дети действуют сами.

Другим вариантом игры может служить использование автоматической подставки, приводимой в движение поворотом ключика. На этой подставке установлены рыбки, имеющие магнит. Во время движения рыбки открывают и закрывают рот. У ребенка есть удочка с магнитом на конце лески (веревки). Когда рыбка открывает рот, ребенок должен успеть точно поднести к ней магнит и суметь вытащить ее до того, как она закроет рот. Пойманных рыбок складывают в баночку (коробку).

Возможен вариант соревнования двух детей или двух команд, в которых по очереди дети ловят рыбок. Выигрывает та команда, которая быстрее выловит всех рыбок, соблюдая правила (нельзя помогать рукой, ловить надо только удочкой).

^ Кто скорее свернет ленту

Цели: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.

Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см), одинаковой ширины и одного цвета.

Речевой материал: лента, делай так, держи, раз, два, три, крути, кто быстрее? Кто первый?

Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три — крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.

Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают — они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.

Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы — значок, наклейка или что-нибудь подобное.

Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать)». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел — получает приз, не успел -лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.

Цели: развивать мелкую моторику пальцев рук, вызывать интерес к игре.

Оборудование: различного рода шнуровки, готовые или выполненные педагогом (из картона, пластмассы, дерева с различными по длине, толщине, и материалу шнурками): пуговицы, «сапоги», картинки и т.д.

Речевой материал: делайте так, узор, названия изображенных предметов, придумай.

Вначале педагог может показывать детям, как надо продевать шнурок в отверстия, чтобы получить тот или иной рисунок, а затем дети вслед за педагогом повторяют его действия. После этого можно предложить детям просмотреть все от начала до конца, а потом точно также выполнить рисунок шнуровки. Потом можно предложить детям уже готовую Шнуровку и попросить подумать и сделать так самостоятельно (допускаются разные пробы).

Наконец, можно предложить детям шнуровку по их собственному желанию: «Придумай».

^ Собери игрушку сам

Цели: развитие мелкой моторики пальцев рук, привитие интереса к действиям с различными предметами, развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: любые сборно-разборные игрушки (цветы с отстегивающимися лепестками, божья коровка с отстегивающимися лапами, головой, крыльями и др. и другие подобные игрушки, готовые или сделанные руками педагогов или родителей).

Речевой материал: разбери, собери, названия игрушек, предлагаемых для сборки, делай так, верно, неверно.

Педагог дает ребенку любую игрушку и предлагает внимательно ее рассмотреть, затем показывает, что эта игрушка «волшебная» — ее можно разобрать и снова собрать. Педагог помогает разобрать, а затем предлагает ребенку уже самостоятельно собрать игрушку, придав ей первоначальный вид.

Части игрушек могут быть на пуговицах, липучках, шнурках, крючках, кнопках.

^ Накинь кольцо

Цель: развитие общей и мелкой моторики.

Речевой материал: кольцо, бросай, попал, не попал, встань тут, молодец.

Педагог предлагает детям поиграть: «Будем бросать кольца. Вот так. Встань тут. Бросай. Надо попасть на палочку». Педагог демонстрирует бросок кольца, отмечает линией расстояние, необходимое для броска (сначала небольшое расстояние — 40 см, затем оно увеличивается до 1,5-2 м).

Правила игры устанавливает педагог. Он может предложить допустимое количество бросков, можно устроить соревнование команд.

Бильбоке

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: бильбоке. Бильбоке состоит из деревянной чашечки на палочке и шарика, укрепленного на шнуре и привязанного к концу палочки.

Речевой материал: бросай, лови, шарик, попал, не попал.

В игре могут принимать участие двое-трое детей. Играющие поочередно (по договоренности) подбрасывают шарик и ловят его чашечкой.

Каждый играющий имеет право три раза ловить шарик, после чего он передает игрушку следующему. Игра продолжается да тех пор, пока один из играющих не наберет условное количество попаданий. Он получает право начинать игру при ее повторении.

Можно выигравшему вручать приз — значок, наклейку. Можно сопровождать игру произнесением слов, слогов на каждое движение.

Цель: развитие мелкой моторики рук, совершенствование умений ориентироваться на плоскости.

Оборудование: набор лучинок (30-40 штук длиной 10-15 см, окрашенных в три-четыре цвета).

Речевой материал: сложи узор, делай так, сложи так, палочки, названия предметов.

Группе детей (три-четыре человека), сидящих за столом, педагог показывает, какие узоры можно выложить из лучинок. Дети берут из коробки лучинки и выкладывают узоры по образцу педагога. «Делайте так». Затем педагог предлагает детям самим придумать, что можно выложить из лучинок; напоминает, какого цвета лучинки лучше использовать. «Сложи, что сам хочешь. Что ты сложил?»

После того как дети научатся выкладывать узоры, к имеющемуся набору добавляются лучинки разных размеров от 5 до 15 см, по несколько штук каждого размера. Педагог предлагает детям выкладывать несложные сюжеты, например дом с забором, дерево и т.п. В игре возможен элемент соревнования, дети делятся на команды, определяется, кто быстрее соберет тот или иной узор.

При проведении данных игр следует учитывать некоторые общие требования и рекомендации:

· при выборе игр необходимо руководствоваться требованиями программ по развитию речи для глухих или слабослышащих дошкольников определенного возраста, в частности, учитывать задачи работы по развитию речи, тематику и содержание занятий;

· при проведении игр выбор форм речи (устная, письменная, дактильная) определяется требованиями программ по развитию речи.

· при проведении всех игр с целью развития разговорной речи указанный словарный материал должен включаться в состав фраз, структура которых зависит от уровня речевого развития детей. В зависимости от ситуации об щения с детьми данный речевой материал необходимо использовать в виде поручений, вопросов, сообщений;

в процессе проведения игр фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной, особенно по отношению к детям, испытывающим трудности в овладении речью.

· в процессе проведения игр на индивидуальных занятиях в детском саду или в семье необходимо ориентироваться на уровень речевого развития ребенка и его индивидуальные особенности;

Цели : учить детей глобальному чтению; учить отвечать на вопросы.

Оборудование: игрушечный поезд с пятью-шестью вагонами, игрушки (волк, лиса, заяц, собака, кошка и др.), таблички с названиями игрушек, прикрепленные к вагонам поезда.

Речевой материал: будем играть; поезд едет. Собака, кошка, заяц, лиса, волк едут в гости к кукле. Покажи собаку (кошку. ). Где едет лиса (волк, заяц. )? Верно, неверно.

Дети полукругом стоят или сидят перед педагогом. Педагог достает из красивой коробки игрушки, вместе с детьми называет их, дает игрушку каждому ребенку. Взрослый показывает детям поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного (СОБАКА, КОШКА, ВОЛК, ЛИСА. ). Педагог говорит детям: «Будем играть. Лиса, заяц, волк. едут в гости к кукле. Где едет лиса (волк, заяц и т.д.)?» Ребенок, у которого данная игрушка, подходит к поезду, находит вагон с табличкой ЛИСА, «усаживает» в него игрушку и вместе с педагогом сопряженно-отраженно прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не разместят своих животных по вагонам. После этого поезд уезжает.

Карусель

Цели : те же.

Оборудование: изображение карусели на картоне, фотографии детей, таблички с именами детей.

Речевой материал: имена детей. Это карусель. Будем играть. Кто это? Это Оля. Где Оля (Катя. )? Оля (Катя. ) катается.

Дети стоят полукругом около педагога. Педагог закрепляет на столе или на доске изображение карусели, сделанной из картона. Желательно закрепить карусель таким образом, чтобы можно было ее вращать. В каждое «сиденье» карусели вставлена табличка с именем ребенка, а на столе у педагога разложены фотографии детей. Педагог говорит: «Это карусель. Будем играть». Далее он просит одного ребенка взять табличку со своим именем, прочитать ее, подобрать к табличке фотографию и положить ее на «сидение» карусели. Таким же образом дети размещают все фотографии на свои места в карусели. После этого карусель можно запустить.

После остановки карусели игру можно продолжить, только на этот раз педагог раздает детям таблички с именами друг друга, помогает каждому ребенку прочитать имя. Затем ребенок указывает на того, чье имя написано на табличке, и подкладывает табличку к фотографии. Когда ко всем фотографиям будут подобраны таблички, карусель снова запускается.

^ Нарисуй дорожку

Цели: совершенствовать навык глобального чтения, учить понимать и выполнять поручения, развивать мелкую моторику.

Оборудование: лист белого картона с прорезями с двух сторон для домиков и табличек. С одной стороны в прорези вставлены домики с открывающимися окнами (в каждом окошке изображение игрушки: кукла, кот, рыба, мишка и т.д.), а с другой стороны в случайной последовательности в прорези вставлены таблички с названиями этих игрушек.

Речевой материал. ^ Вот дом. Что там? Открой. Там кукла (рыба, кот, мишка. ). Нарисуй дорожку. Покажи куклу (кота ,рыбу и т.д.).

Дети стоят около доски. На доске закреплен лист картона, на котором с одной стороны расположены домики с открывающимися окошками, а с другой — в случайной последовательности таблички с названиями игрушек. Педагог говорит: «Будем играть. Вот дом (указывает на один из домиков). Что там? « Педагог просит ребенка подойти к домику и открыть окошко. Ребенок самостоятельно (или отраженно-сопряженно) называет, кто «живет» в домике (например, «Там кукла»). Далее педагог просит ребенка найти соответствующую табличку, при этом он показывает на столбик, где написаны названия игрушек. После того, как ребенок правильно показал табличку, педагог просит его нарисовать дорожку: «Нарисуй дорожку». Ребенок рисует дорожку фломастером от домика до соответствующей таблички. Педагог прочитывает со всеми детьми название данной игрушки. Дальше дети открывают другие окошки и подбирают таблички с названиями обитателей домика, рисуют дорожки.

Цели : расширять словарь, совершенствовать глобальное чтение детей, учить отвечать на вопросы педагога.

Оборудование: фланелеграф, картонный дом с окошками, под каждым окошком сделаны прорези, в которые можно вставить таблички, картинки с изображением членов семьи.

Речевой материал: ^ Это дом. Тут живет мама (папа, девочка, мальчик, бабушка, дедушка). Кто это? Где живет мама (папа и т.д.)?

На фланелеграф прикрепляется картонный дом с окошечками. Под каждым окном закреплена табличка с названием члена семьи. Педагог раздает детям картинки с изображением членов семьи, спрашивая: «Кто это?» На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем педагог указывает на дом и сообщает: «Будем играть. Это дом. Тут живет мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама?» Тот ребенок, у которого картинка с изображением мамы, подходит к фланелеграфу и прикрепляет данную картинку в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее педагог вместе с детьми прочитывает эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.

Оборудование: игрушечный мишка, игрушечная мебель (стол, стул, шкаф, диван, кровать, буфет), картонный или пластмассовый дом с окнами, дверью, со съемной крышей или раздвигающимися стенами, платок.

Речевой материал. ^ Это дом. Тут живет мишка Что там? Что это? Стол, стул, шкаф, диван, кровать, буфет. Поставь стол (стул. ).

Дети полукругом располагаются вокруг стола педагога. На столе стоит картонный дом и рядом с ним игрушечный мишка. Педагог показывает на дом и говорит: «Это дом. Тут живет мишка». Дети повторяют фразы за педагогом.

Педагог показывает на игрушечную мебель, накрытую платком: «Что там?» Он снимает платок и называет каждый предмет мебели, дети воспроизводят слова сопряженно-отраженно. Педагог заводит мишку в дом через дверь, указывает на окно: «Смотрите. Что там?» Педагог снимает крышу дома или раздвигает стены: «Смотрите». Каждый ребенок по очереди подходит к дому и заглядывает внутрь. Внутри комнаты располагаются таблички с названиями мебели. Педагог предлагает ребенку взять одну из табличек и подобрать соответствующий предмет мебели. Когда ребенок подберет предмет мебели, название повторяется со всеми детьми. Далее взрослый, показывая рукой внутрь дома, говорит: «Поставь стул (стол, шкаф и т.д.) тут».

Игра продолжается до тех пор, пока дети не поставят всю мебель на свои места в комнате. Педагог сообщает: «Дом красивый. Мишка будет тут жить».

Оборудование: волчок со стрелкой, предметные картинки по числу детей (например, кофта, штаны, шуба, пальто, шапка, шарф), набор табличек с названиями предметов.

Речевой материал. ^ Это юла. Я буду крутить юлу. Что у тебя? Кофта, штаны, шуба. Найди картинку. Покажи кофту (штаны. ).

На столе у каждого ребенка лежит набор предметных картинок. У педагога на столе стоит волчок, к которому прикреплена стрелочка. Вокруг волчка лежат 5-6 табличек с названиями предметов. Педагог говорит детям: «Будем играть. Я буду крутить юлу». После остановки волчка педагог демонстрирует табличку, на которую указала стрелка, и прочитывает табличку вместе с детьми. Педагог спрашивает: «Где такая картинка? Покажите». Дети должны выбрать из набора соответствующую картинку и поднять ее, чтобы педагог мог оценить правильность выбора. Затем педагог закрепляет в наборном полотне картинку и под ней табличку. Далее педагог вызывает одного ребенка, чтобы тот раскрутил волчок. Игра продолжается до тех пор, пока не будут прочитаны все таблички.

Данная игра может быть проведена и на другом тематическом материале, количество табличек может быть увеличено по усмотрению педагога.

Оборудование: пять предметных картинок с изображением домашних животных (например, лошадь, корова, коза, свинья, собака), большая карта-лото, на которой написаны названия предметных картинок.

Речевой материал. ^ Кто это? Лошадь, коза, свинья, собака, корова. Собаки нет.

Ребенок сидит за столом. Перед ним лежит большая карта-лото, на которой написаны названия домашних животных. Педагог говорит: «Будем играть», показывает картинку и спрашивает: «Кто это?» Ребенок называет картинку самостоятельно либо сопряженно-отраженно. Педагог просит найти название картинки на карте лото: «Где лошадь?» Ребенок должен найти соответствующую табличку и прочитать ее. Педагог отдает ему картинку, которую ребенок подкладывает к табличке.

В середине игры педагог показывает картинку, названия которой на большой карте лото нет. Ребенок должен определить и сказать, что эта картинка лишняя: «Собаки нет». Затем игра продолжается.

Цели: совершенствовать навык глобального чтения; учить выполнять поручения, отвечать на вопросы педагога.

Оборудование: кукла с сумкой, набор табличек, книжка-самоделка с изображением мальчика (девочки), который выполняет разнообразные действия. Под рисунками приклеена полоска плотной бумаги для того, чтобы можно было вставить табличку.

Речевой материал. ^ Кукла пришла в гости. Кукла будет играть с ребятами. Это книга. Что там? Что делает мальчик? Мальчик бежит (идет, стоит, упал). Иди, беги, прыгай, ползи.

Дети стоят полукругом около педагога. Педагог показывает куклу и говорит: «Кукла пришла в гости. Кукла будет играть с ребятами». Затем педагог указывает на сумку, которую «держит» кукла и спрашивает: «Что там?» Дети повторяют данный вопрос за педагогом. Кукла «достает» из сумки таблички с названиями действий (иди, беги. ), дает детям поручения. Педагог вместе с детьми прочитывает каждую табличку, закрепляет ее в наборном полотне. Дети выполняют соответствующие действия. Далее педагог еще раз заглядывает в сумку, достает из нее книжку и спрашивает: «Что это?» Дети самостоятельно или вместе с педагогом говорят «Это книга».

Педагог открывает книгу, показывает детям картинку на первой странице и спрашивает детей: «Что делает мальчик?» Ребенок должен ответить (например: «Мальчик бежит»), взять из наборного полотна соответствующую табличку и закрепить ее в книжке. Аналогично проводится работа и с последующими изображениями.

^ Шкаф с вещами

Цели: те же.

Оборудование: шкаф из набора игрушечной мебели с полками и открывающимися дверьми, набор одежды для куклы, таблички с названиями предметов одежды.

Речевой материал. ^ Кукла неаккуратная. Тут платье, штаны, кофта, майка, шапка. Положи майку. Повесь платье.

На столе у педагога стоит шкаф, а вокруг него разбросана кукольная одежда. Педагог говорит детям: «Кукла неаккуратная. Одежда разбросана. Одежду нужно положить в шкаф». Педагог открывает дверцы шкафа и показывает детям, что на полках и на вешалках есть таблички с названиями одежды. Затем он просит одного из детей взять, например, платье и повесить в шкаф («Никита, возьми платье. Повесь в шкаф»). Ребенок находит вешалку, к которой прикреплена табличка «ПЛАТЬЕ», и вешает платье куклы на эту вешалку. В случае затруднений можно взять из шкафа вешалку с табличкой и к ней подобрать соответствующий предмет. Затем другие дети точно также вешают или складывают вещи куклы в шкаф на свои места. В процессе игры можно провести уточнение значений слов «положи-повесь» («Положи майку. Повесь платье»).

Аналогичную игру можно провести игру по теме «Посуда».

^ Разложи фрукты

Цели: расширять словарь, развивать навык глобального чтения.

Оборудование: картинки с изображениями фруктов (виноград, лимон, яблоко, слива, груша) или мелкие муляжи, поднос, фланелеграф, игрушечные корзинки или вырезанные из картона. К каждой корзинке прикреплена табличка с названием того или иного фрукта.

Речевой материал: яблоко, слива, груша, лимон, виноград. Что это? Что тут? Положи правильно. Возьми грушу. Тут лежит груша (яблоко. ).

Дети сидят за своими столами. Педагог показывает поднос, на котором лежат муляжи или картинки с изображением фруктов. Взрослый предъявляет детям поочередно все фрукты и о каждом из них спрашивает: «Что это?» Дети называют фрукты.

Далее педагог ставит корзинки на стол (или прикрепляет изображения корзинок на фланелеграф). Он раздает детям муляжи или картинки с изображением фруктов: «Маша, возьми грушу». После того, как ребенок правильно выбрал картинку, педагог предлагает положить ее в корзинку с соответствующей надписью. Ребенок читает надписи на корзинках и кладет картинку с изображением фрукта в нужную корзинку. Педагог вместе с детьми прочитывает слово, прикрепленное к корзинке и уточняет: «Тут лежит груша (яблоко)». Таким же образом другие картинки с изображением фруктов раскладываются по корзинкам.

Аналогичная игра может быть проведена по теме «Овощи».

Цели: совершенствовать навык глобального чтения, учить выполнять поручения, активизировать словарь детей.

Оборудование: маленькие игрушки (зайчик, мишка» волк, собака, ежик), таблички с названием действий.

Речевой материал: заяц, мишка, волк, собака, еж, прыгайте, бегите, стойте, идите, танцуйте, верно, неверно. К нам пришли гости. Кто это?

Дети сидят за своими столами. Педагог сообщает детям: «К нам пришли гости. Кто это?» Взрослый показывает каждую игрушку, дети называют ее. Затем педагог ставит игрушку на стол напротив детей. Рядом с каждой игрушкой педагог кладет табличку, на которой написано какое-либо действие. Далее взрослый говорит: «Будем играть. Ребята, встаньте. Идите ко мне». После того, как дети встали полукругом около педагога, взрослый берет игрушку (например, зайчика) и показывает ребятам его табличку. Дети выполняют соответствующее действие.

Цели: развивать навык глобального чтения, учить детей отвечать на вопросы педагога, развивать связную речь детей.

Оборудование: фланелеграф, изображения объектов (дом, дерево, трава, солнце, девочка, мальчик, мяч), вырезанные из картона и наклеенные на фланель, таблички с названиями этих объектов.

Речевой материал: дом, цветы, трава, мяч, солнце, девочка, мальчик играет. Будем делать картину. Где цветы. Возьми цветы. Мальчик и девочка играют в мяч.

Дети стоят полукругом около фланелеграфа. К фланелеграфу прикреплены таблички с названиями рисунков, а сами рисунки лежат на столе недалеко от фланелеграфа. Педагог говорит детям: «Будем делать картину. Что написано?» Например, педагог указывает на табличку «ЦВЕТЫ», прикрепленную на фланелеграфе. После того как табличка будет прочитана, педагог снимает ее с фланелеграфа и на место этой таблички прикрепляет соответствующий рисунок, т.е. цветы. Далее ребенок читает любую из оставшихся табличек, находит нужное изображение и заменяет табличку рисунком. Так постепенно складывается картина. После того, как картина будет полностью собрана, педагог вместе с детьми еще раз уточняет названия различных объектов, включает слова в состав предложений, демонстрирует их на табличках или записывает их на доске. Предложения прочитываются всеми детьми. В зависимости от уровня развития речи текст может быть больше или меньше. Например. «Наступила весна. Светит солнце. Растут трава, цветы. Мальчик и девочка играют в мяч «. Затем текст прочитывается педагогом вместе с детьми.

На следующем занятии можно предложить детям подобрать предложения из текста к картинке на фланелеграфе (Светит солнце. ).

^ День рождения лисы

Цели : совершенствовать навык глобального чтения, активизировать словарь детей, учить понимать вопросы и отвечать на них.

Оборудование: игрушки (лиса, кошка, волк, медведь, заяц, собака), таблички с названиями животных, игрушечный стол и стулья.

Речевой материал: лиса, медведь, кошка, волк, заяц, собака. У лисы день рождения. К лисе пришли гости. Лиса не умеет читать. Помогите лисе. Кто это?

Перед детьми на столе стоит игрушечный стол и стулья. На каждом стульчике лежит табличка с названием того или иного животного. Появляется лиса. Педагог говорит детям: «У лисы день рождения. К лисе пришли гости».

Далее педагог указывает на стульчики с табличками, говорит: «Лиса не умеет читать. Помогите лисе. Посмотрите, кто тут». Дети рассматривают и читают таблички. За ширмой на другом столе находятся животные, которые пришли к лисе на день рождения. Дети вместе с педагогом называют животных.

Затем педагог предлагает детям: «Давайте посадим животных на свои места». Он предлагает кому-то из детей взять табличку, найти соответствующую игрушку и разместить ее на стуле. Игра продолжается до тех пор, пока дети не посадят за стол всех животных. Затем еще раз уточняется, кто пришел к лисе в гости, что делали гости на дне рождения.

Магазин

Цели : те же.

Оборудование: три полки, натуральные или нарисованные на ватмане, игрушки или картинки с изображением игрушек (могут быть картинки с изображением посуды, одежды и др.), таблички с названиями игрушек.

Речевой материал: матрешка, лопата, машина, кукла, рыба, пирамида. Это магазин. Я буду продавцом. Какую игрушку ты хочешь? Я купил зайку.

На столе стоят полки с игрушками. В случае их отсутствия можно прикрепить к доске лист бумаги, на котором нарисовано три полки, к которым прикреплены картинки с изображением игрушек. Рядом с полками на столе лежат таблички с названиями игрушек. Взрослый показывает на полки и говорит: «Будем играть. Это магазин. Я буду продавцом. Саша, какую игрушку ты хочешь?» Ребенок подходит к полкам, берет одну из табличек с названием игрушки, которую хочет купить. В зависимости от речевых возможностей одни дети могут ограничиваться только названием игрушки, другие использовать фразу «Я хочу (купить) куклу». Ребенок отдает табличку взрослому. Продавец берет игрушку с полки, просит ребенка сказать, что он купил. Игра продолжается, пока не будут «распроданы» все игрушки.

Цели: развивать навык глобального чтения, учить понимать и выполнять поручения, развивать восприятие цвета.

Оборудование: по пять флажков разного цвета (красный, синий, зеленый, желтый, черный), таблички с названиями цветов.

Речевой материал: зеленый, синий, красный, желтый, черный. У кого такой флажок? Покажи флажок. У меня синий (зеленый. ) флажок. Идите по кругу.

Дети сидят за своими столами. У каждого ребенка на столе лежат по два флажка разных цветов. Педагог показывает табличку с названием того или иного цвета, прочитывает ее со всеми детьми и затем спрашивает: «У кого такой флажок? Покажите». Если дети хорошо запомнили обозначения цвета в письменной форме, можно предложить только таблички, а затем, после подбора соответствующего флажка, прочитать их вместе с детьми. Дети должны поднять флажок и сказать, какого он цвета («У меня синий флажок»). В конце игры педагог предлагает взять флажки определенного цвета и с ними пройти по кругу.

Огород

Цели : развитие навыка глобального чтения, расширение представлений об окружающем, развитие внимание.

Оборудование: большая карта с изображением огорода (на каждой «грядке» нарисован пустой кружок, а под ним написано название овоща), маленькие картинки с изображением картофеля, моркови, свеклы, капусты, лука, огурца, помидора.

Речевой материал: картофель, капуста, морковь, свекла, лук, огурец, помидор. Это огород. Тут растет капуста, лук. Что там? Что это? Где растет.

На столе у педагога лежит большая картина с изображением огорода. В конверте у педагога маленькие картинки с изображением овощей. Он говорит: «Это огород (показывает на большую картину). Тут растет капуста, свекла. » Далее педагог достает из конверта маленькую картинку с изображением, например, огурца и спрашивает детей: «Что это? Где растет огурец?» Один из детей подходит к большой картине, находит пустой кружок, под которым написано ОГУРЕЦ и кладет изображение огурца на пустой кружок. Затем педагог предлагает кому-то из детей достать из конверта картинку с изображением другого овоща, назвать его, а затем найти грядку, на которой он растет. Детям задаются вопросы: «Что это? Где растет?» Игра продолжается до тех пор, пока не будут закрыты все пустые кружки на картине с изображением огорода.

^ Найди маску животного

Цели: совершенствовать навыки глобального чтения учить выполнять поручения педагога, отвечать на вопросы.

Оборудование: маски животных (кошки, собаки, белки, лисы, волка), таблички с названиями животных, корзинка.

Речевой материал. ^ Вот корзина. Это кошка, собака, белка, волк. Возьми такую маску. Кто ты? Я — лиса (волк. ). Наденьте маски. Будем водить хоровод.

На столе у взрослого разложены маски. Педагог показывает детям корзину с табличками, которую он держит в руках и говорит: «Будем играть. Вот корзина. Тут таблички. Аня, возьми табличку». Ребенок берет табличку и читает совместно с педагогом. Затем взрослый предлагает: «Возьми такую маску». Ребенок берет маску, называет ее («Это волк») и садится на свой стульчик. В конце игры взрослый задает вопрос каждому ребенку вопрос: «Кто ты? « Ребенок самостоятельно или с помощью педагога произносит: «Я — лиса. », надевает маску животного. Затем дети водят хоровод.

Оборудование: конверты по числу детей, костюм почтальона, игрушки (мяч, рыба, кукла, машина, лодка), таблички, на которых написаны поручения.

Речевой материал: рыба. кукла, машина, лодка, иди, дай, возьми, убери, покажи, имена детей. Что там?

Дети сидят за своими столами. Входит «почтальон» с сумкой (воспитатель или педагог в костюме почтальона) и говорит: «Привет! Сумка тяжелая. Что там?» «Почтальон» достает из сумки по одной игрушке, спрашивая детей: «Что это?» Затем «почтальон» вынимает из сумки конверты и показывает их детям. Дети, прочитав имя на конверте, указывают на ребенка, которому адресовано письмо. «Почтальон» отдает конверт этому ребенку, тот открывает конверт и достает из него табличку с поручением, например: «Возьми лодку «. Табличка прочитывается, затем ребенок выполняет поручение. Игра продолжается до тех пор, пока «почтальон» не раздаст все «письма» детям.

^ Найди картинку

Цели: активизировать словарь, совершенствовать навык глобального чтения, развивать внимание.

Оборудование: картинки с изображением посуды (по пять картинок у каждого ребенка), таблички с названием посуды.

Речевой материал: чашка, ложка, тарелка, блюдце, чайник, кастрюля. Покажите картинку. У кого такая картинка? Иди вперед.

Дети встают в шеренгу; у каждого ребенка в руках по пять картинок с изображением посуды. Педагог стоит на расстоянии 1,5-2 м от детей. Взрослый говорит: «Будем играть», показывает детям табличку с названием посуды: «Читайте». Дети читают табличку вместе с педагогом, затем взрослый спрашивает: «У кого такая картинка? Покажите картинку». Если ребенок правильно показал картинку, он делает один шаг вперед. Тот, кто показал неправильно, остается на месте. Побеждает тот, кто первый дойдет до педагога.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи — фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте.

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития. Данные игры направлены на развитие всех психических п.

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими обенностями развития. Упражнения направлены на развитие всех пси.

Данная презентация знакомит детей дошкольного возраста с нарушением слуха с людьми наиболее распространенных профессий.

Коррекция и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) у детей дошкольного возраста, с нарушениями слуха.Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает в.

Материал по обучению чтению с губ детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Дошкольный возраст для ребенка является тем временем, когда под влиянием различных факторов и персоналий закладываются первичные эмоционально-нравственные основы культуры его личности. Эмоциональное и.

Источник

Читайте также:  техника приема мяча в волейболе упражнения
Adblock
detector