Меню

игровые упражнения для профилактики дисграфии у дошкольников

картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением речи
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников 60.5 КБ

Предварительный просмотр:

по профилактике дисграфии

у дошкольников с нарушениями речи

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

Лист с квадратной сеткой, в центре сетки находится «электронная муха» — точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра. Даётся сигнал: вверх – вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась «муха». В данном примере это – правый верхний квадрат.

Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2-3 до 8-10.

Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представить её перемещение, глядя на таблицу.

На высоком уровне дети с закрытыми глазами определяют путь «мухи» и отвечают, где она остановилась.

В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх-низ, право-лево, а также дети запоминают названия квадратов:

2-правый центральный квадрат

3-левый центральный квадрат

4-верхний центральный квадрат

5-нижний центральный квадрат

6-правый верхний квадрат

7-правый нижний квадрат

8-левый верхний квадрат

9-левый нижний квадрат

После такой подготовки детям предлагаются графические диктанты для рисования орнаментов и букв.

Детям предлагают поставить точку на клетчатом листе бумаги и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

5-вниз, 1 –вправо, 4-вверх, 2-вправо, 1- вверх, 3-влево- получается буква «Г», которую дети штрихуют. Таким образом, дети могут написать под диктовку любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.

«Выкладывание букв из палочек» с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы, и в каком количестве.

«Ощупывание картонных букв». Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать её, придумать слова, содержащие данную букву.

Детям прелагают найти недостающие элементы буквы.

«Обведение букв» по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы

семечками, липучкой, резиночкой.

Эти задания помогают как следует запомнить образ буквы.

«На что похожа буква?» — рисунки на ассоциативные связи.

А — антенна, стремянка….

«Определение буквы «написанной» на спине (пальцем по спине медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе.

Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя им знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

«Нахождение букв в геометрических фигурах». Детям предлагают отыскать спрятавшиеся буквы. Чтобы легче было увидеть букву, дети параллельно выкладывают контур из палочек.

Источник

Игры и упражнения для профилактики дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.
консультация по логопедии по теме

Представлен материал из опыта работы по профилактике дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у дошкольников с ОНР.

Скачать:

Вложение Размер
soobshchenie_melnikovoy_v.m._igry_i_uprazhneniya.docx 32.56 КБ
profilaktika_disgrafii_na_pochve_narusheniya_yazykovogo_analiza_i_2_-_kopiya.pptx 2.9 МБ

Предварительный просмотр:

для профилактики дисграфии

на почве нарушения языкового анализа и синтеза

у дошкольников с ОНР

Мельникова Валентина Миндыкановна

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»

ЭМР Саратовской области

для профилактики дисграфии на почве нарушения

языкового анализа и синтеза

Механизмом дисграфии почве нарушения языкового анализа и синтеза является нарушение следующих:

анализа предложения на слова, слогового анализа и фонематического анализа и синтеза.

Данный вид дисграфии проявляется в следующих видах ошибок:

— пропуски согласных при их стечении (стрела-трела)

— пропуски гласных (санки-снки);

-вставка лишних букв (стол-стлол);

-перестановки букв (тропа-прота);

— добавление букв (весна-весная);

— пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот-гебемот).

На уровне предложения:

— Слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни –быличудные дни);

— Раздельное написание слов /приставок, корня/ (Летом по реке идут пароходы – Летам пореке и дут парходы);

-запись целого предложения в виде одного «слова» (Цветы стояли на столе. Цвтыстятнастле)

Наиболее сложной формой языкового анализа является звуковой анализ . Вследствие этого — искажения звукослоговой структуры слова.

Наблюдаются следующие ошибки:

-пропуски согласных при их стечении (диктант – «диктат»),

-пропуски гласных (собака – «сбака»), добавления гласных (скамейка – «сакамейка»), перестановки букв (окно – «коно», пропуски, добавления, перестановки слогов (комната – «кота», стакан – «ката»).

Направления работы по профилактике дисграфии:

  • Развитие языкового анализа и синтеза:
    -формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении
  • Развитие слогового анализа и синтеза
    — умение выделять гласные звуки в слове.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза:
    -выделение звука на фоне слова,
    — Вычленение звука в начале, в середине, в конце слова,
    -определение количества, последовательности и места звука в слове

У каждого логопеда в арсенале имеется огромное количество игр и упражнений по развитию фонематического анализа и синтеза.

Развитие языкового анализа и синтеза

  • Составление предложений по опорным картинкам с определённым количеством слов.
  • Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в них количества слов.
  • Упражнения в составлении распространённых предложений (по вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках).
  • Работа с деформированными предложениями /с опорой и без опоры на наглядность/(«гуляет, дворе, с, Петя, во, собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.
  • Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное слово).

Развитие слогового анализа и синтеза

  • Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.
  • Выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления: в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
  • Уметь выделять гласный звук из слога и слова. Определить гласный звук и место его в слове (начало, середина, конец слова).
  • Назвать гласные в слове.
  • Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов.
  • Определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру.
  • «Найди картинку»
    Цель: деление слов на слоги

Правила игры: найти картинку, в названии которой 2 слога

  • Разложить картинки на 2 группы в зависимости от количества слогов.

Развитие фонематического анализа и синтеза.

Здесь необходимо вспомнить аналитико-синтетический метод обучения грамоте, разработанный Даниилом Борисовичем Элькониным, где за основу аналитико — синтетической работы берётся звук; главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звука, развитию речевого слуха; т.е суть метода заключается в том, что ребенок под руководством взрослого анализирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом звуков синтезирует исходное слово.

Разложение слова на составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. У дошкольников с нарушениями речи эта функция особенно страдает.

Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука из слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематического анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения.

Упражнение для узнавания звука

  • Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук;
  • Подними флажок, если услышишь заданный звук;
  • Найди картинку, в названии которой есть заданный звук;
  • Найди на сюжетной картинке слова, в которых есть заданный звук;
  • Придумай слова, в котором есть заданный звук.

Игра «Маленький ученый»

Цель игры: научить осмысленно характеризовать звук, проводить звуковой анализ слога, слова

Игра «Подарки Алёнке»

Цель: формирование навыков выделения звука А в словах, развитие фонематического восприятия.

Правила игры: У Алёнки сегодня День рождения. Подарим ей подарки, в названии которых есть звук А: альбом, Мальвина, азбука и т.д (не подарим: слоник, утенок и т.д)

Игра «Проделки Звукоедика»

Цель: формирование навыков определения места звука в слове

Правила игры: в стране слов живет звукоедик, который питается звуками в конце слова (сосн. ват. книг..)

Игра «Рассели картинки в домики»

Цель: формирование навыков определения места звука в слове

Правила игры: картинки (на определенный звук) пошли гулять и заблудились, поможем расселить картинки в свои домики.

Также необходимым является различение звуков по твердости-мягкости, глухости-звонкости (предварительной работой является формирование фонематического восприятия)

С этой целью используются следующие аналогичные игры и упражнения, игры с мячом а также различные игры по типу «Логопедическое лото», у нас дети очень любят игру

Игра «Бабушкины подарки»

Цель: формирование навыков дифференциации звуков по твердости-мягкости.

Вам бабушка прислала

На подарки сто рублей.

Что хотите покупайте,

Но подарки выбирайте

Лишь со звуком [Р’] в названии.

Арбуз или мандарин?

Абрикосы или груша?

Орешки или карамель?

Купим украшения с бриллиантом или рубином?

Когда ребенок хорошо определяет все звуки, легко их произносит, различает согласные по твердости-мягкости, то звуковой анализ слова не вызывает особых трудностей.

Упражнения для звукового анализа и синтеза

Игра «Да-нетка» по технологии ТРИЗ-РТВ

Цель: формировать навык звукового анализа слова, обучить целенаправленному поиску нужной информации, развить самостоятельность, интеллектуальную активность и настойчивость в достижении поставленной цели.

Правила игры: логопед выставляет звуковую схему слова, дети задают вопросы, сужая поле поиска, логопед отвечает на вопросы словами «да» или «нет»

Игра «Отгадай загадку»

Цель: формирование навыка звукового анализа слова

Правила игры: логопед загадывает загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

Игра «Подбери слово к схеме» по технологии ТРИЗ (круги Луллия)

Цель: формирование навыка звукового анализа слова.

Правила игры: дети раскручивают круги и должны соотнести картинку (слово) со звуковой схемой.

Игра «Составь слово»

Цель игры: развитие звукового анализа и синтеза.

— выделять начальный звук в слове.

— синтезировать слова из заданных звуков.

— составлять звуковую схему слова.

— учить обозначать звук буквой.

Таким образом, данные игры и упражнения являются предупреждением возникновения дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза, что положительно скажется на уроках письма и наши труды будут вознаграждены хорошими оценками и успехами первоклассника.

Источник

10 игровых приёмов для преодоления дисграфии

Что делать, если у ребёнка выявлена дисграфия ? В первую очередь, не пускать всё на самотёк. Сама по себе дисграфия не исчезнет. Кроме того, будет препятствовать успешному обучению ребёнка в школе.
Если вы хотите помочь своему ребёнку, то обратите внимание на следующие моменты :
• для достижения результата необходимы время, терпение и система;
• родители, логопед и учитель должны сотрудничать;
• нужно выполнять все рекомендации специалиста, который работает с вашим ребёнком;
• очень важно помнить, что ребёнок не виноват в своих проблемах. Он не лентяй , он нуждается в помощи.
Далее я хотела бы описать некоторые игровые приёмы , которые вы сможете использовать в занятиях с вашими детьми.

1. «Что за слово?»
Предлагаем ребёнку определить задуманное слово. Для этого нужно выделить в каждом слове (на слух или по картинке) первый звук. Из первых звуков каждого слова нужно составить другое слово: л ес, и гла, с анки, а рбуз – лиса.
2. «Измени слово»
Предлагаем ребёнку добавить в начале слова звук, чтобы получилось новое слово. Например, оса — к оса, рак – м рак, арка — п арка, Аня- В аня, лень- о лень.
3. «Угадай-ка»
«Пишем» на спине или на ладошке ребёнка пальцем любую букву. Просим отгадать, какая это была буква.
4. «Собери меня»
Предлагаем ребёнку выложить буквы из спичек или счётных палочек. При этом говорим: «Составь букву Г, сосчитай, сколько палочек ты взял».
Затем можно немного усложнить задание. Попросить, чтобы ребёнок из буквы Г сделал букву П, из П – букву Н, из Н – букву И и т.д.
5. «Попробуй, отгадай»
Ребёнок выходит в другую комнату. Взрослые должны придумать слова с определённым звуком. Когда ребёнок возвращается, он слушает слова и пытается определить, какой звук есть во всех словах.
6. «Будь внимательным»
Диктуем ребёнку различные слоги, причём некоторые слоги можно продиктовать несколько раз ( ба, ра, но, ба, ги, ша, ры, бан, ок, но, ба и т.д.). Затем даём задания:
— найти одинаковые слоги;
— найти слово, которое есть среди слогов.
7. «Корректор»
Для этого потребуется любой текст с крупным шрифтом. Предлагаем ребёнку зачеркивать в тексте нужные буквы (в течение 5 минут). Начинаем с вычёркивания одной буквы. Позже переходим к работе с двумя буквами: одну зачёркиваем, другую – обводим. Работаем с теми буквами, которые неправильно пишет или путает ваш ребёнок.

8. «Слово рассыпалось»
Ставим перед ребёнком задачу: собрать «рассыпавшееся» слово. Сначала собираем слово из слогов, например, мо, са, лёт — самолёт. Затем можно собирать из звуков: л, о, с, н — слон, п, а, м, л, а -лампа.

9. «Внимательные глазки»
Пишем для ребёнка на листке запись типа: уукунууиугуууау (книга) . Предлагаем прочитать спрятанное слово, мысленно убрав повторяющуюся букву. Если ребёнку трудно, то можно вычеркнуть букву, которая повторяется.
10. «Склеенное предложение»
Предлагаем ребёнку следующую запись: Медведьспитвберлоге . Нужно разделить запись на слова вертикальными чёрточками или разрезать ножницами.
Такие игровые упражнения уменьшают количество дисграфических ошибок , а также способствуют усвоению учебного материала.

Нажмите палец вверх , подписывайтесь на канал , и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии , делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

Читайте также:  как развивать шишковидную железу упражнения
Adblock
detector