Меню

игровые упражнения для формирования грамматического строя речи детей

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста

Скачать:

Вложение Размер
10-odezhda-igry_i_uprazhneniya_razvitie_rechi.docx 23.98 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей

младшего дошкольного возраста

Цель: формировать умение называть правильно предметы одежды, их отдельные части, основные свойства.

Оборудование: кукла, платье, кофта, куртка, штаны, шорты.

Воспитатель — к нам в детский сад пришла Маша. Маша, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это?

Воспитатель — какое платье?

Дети — красное, красивое и т.п.

Воспитатель — кладем платье на стол. А это что?

Воспитатель — какая кофта?

Аналогичным образом воспитатель достает штаны, рубашку и др.

Воспитатель — теперь Маша с вами хочет поиграть. Она спрятала все вещи в мешочек. Маша опустит руку в мешочек, возьмет вещь и расскажет вам про нее, а вы должны догадаться, что у Маши в руке. Слушайте внимательно. Оно короткое, красивое. Что это?

Воспитатель — Они длинные, черные. Что это?

Воспитатель — Она теплая, вязанная. Что это?

Воспитатель — Она большая, красная. Что это?

Воспитатель — Теперь найдите и положите в мешочек вещи. Что осталось?

Воспитатель — Это все — одежда. Спасибо, Маша, что пришла к нам. До свидания.

Цель: формировать умение образовывать категорию множественного числа.

Оборудование : наглядные картинки с изображением предметов одежды: шапка, шуба, юбка, кофта, футболка.

Ход : В гости к детям приходит кукла Маша. Рассказывает, как она ходила в магазин и рассматривала вещи.

Шапка — шапки (много чего?) — шапок

Кофта — кофты — много кофт

Юбка — юбки — много юбок

Футболка — футболки — много футболок

Шуба — шубы — много шуб

Цель: побуждать образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход: Воспитатель называет предмет маминой одежды, а ребенок Таниной.

— У мамы платье, а у Тани…платьице

— У мамы кофта, а у Тани…кофточка

— У мамы куртка, а у Тани …курточка

— У мамы шарф, а у Тани…шарфик и т. д.

Цель: Побуждать образовывать повелительную форму глагола.

Оборудование: Кукла и предметы ее одежды.

Ход: Для этого варианта понадобится кукла и ее одежда. У педагога — кукла, у ребенка — ее одежда. Педагог, постепенно одевая куклу, просит у ребенка предметы одежды: «Дай чулки», «дай туфли» и т.д. В ответ на эти просьбы ребенок дает нужную вещь, сопровождая ее речью: «Берите» (или: «Берите туфли», «Возьмите туфли») Если у ребенка лишь лепетная речь, то он произносит короткое слово: «На».

При повторении игры роли меняются. Теперь уже ребенок просит у педагога или другого ребенка вещи куклы.

Цель: Побуждать детей пользоваться простым распространенным предложением с дополнением, стоящим в родительном падеже.

Оборудование: Картинки: халат, мама, шорты, мальчик, рубашка, папа, куртка, дедушка, платок, бабушка, платье, девочка.

Ход: Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, подумать и ответить на вопрос: «Чьи это вещи?». Педагог дает образец ответа, например: «Халат мамы». Дальше дети отвечают самостоятельно: «Шорты мальчика», «Платье девочки», «Куртка дедушки», «Рубашка папы», «Платок бабушки» и т.д.

  1. «Какую одежду носит девочка?»

Цель: Побуждать детей правильно употреблять в речи нарицательные имена существительные в именительном и винительном падежах единственного числа.

Оборудование: Две куклы.

Вариант 1. Педагог садится напротив детей. На столе две куклы: одна — в одежде девочки, другая — в одежде мальчика. «Посчитаем, сколько девочек в нашей группе»,— говорит педагог, показывает рукой на каждую девочку, называет ее имя и, наконец, указывает на куклу и говорит: «А вот еще одна девочка. Как хорошо она одета! Подойди, Лена, скажи, какая одежда на кукле». Лена называет, например: «Юбка». Следующий ребенок: «Белая кофточка». Третий: «Фартук с карманом». На девочках дети также находят юбку, фартук с карманами, кофточку, бантик. Подобным образом игра проводится и с куклой-мальчиком.

Вариант 2. Педагог задает вопрос следующим образом: «Что надела кукла?»

Образец речи детей: «Кукла надела кофту»; «Кукла надела юбку».

Цель: Формировать умение детей спрягать глаголы.

Оборудование: Картинки с одеждой

Ход: Педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся в магазин «Одежды». Педагог убирает ширму, и дети подходят к столу, на котором картинки с одеждой. Педагог говорит детям о том, что он продавец, а они покупатели. Покупатели по очереди выбирают понравившуюся одежду. Педагог спрашивает: «Что ты купил?» Ребенок отвечает: «Я купил штаны». Затем покупатель поворачивается к детям и спрашивает у них: «Что я купил?» Один из детей отвечает: «Ты купил штаны» и т. д.

Самый активный из детей при повторении игры может стать продавцом.

Цель: Формировать умение детей выражать просьбу одним-двумя словами «дай то-то», закрепить название одежды.

Оборудование: Предметы детской одежды.

Ход: Раскладываются предметы одежды. К продавцу подходит покупатель и просит подать ему понравившуюся одежду. Продавец спрашивает: «Что вам надо?» Покупатель: «Дайте зеленые штаны» (красное платье, серую шубу, желтую юбку и т.п.)

Цель: Формировать представление об одежде, развитие логического мышления, внимание, развитие умения классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Ход: Педагог показывает детям картинки, просит назвать их, показать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

— юбка, брюки, мяч, кофта. Что лишнее?

Дети: Мяч, потому что это игрушка.

Цель : формировать умение детей классифицировать одежду по временам года

Оборудование : картинки с одеждой, картинки с характерными признаками времени года.

Ход : выставляются карточки с изображением сезонных изменений: солнце, снежинка, цветок, грибы. Ребенку надо подобрать одежду для времени года.

Снежинка — шуба, шарф, варежки, шапка

Солнце — футболка, шорты, юбка, панама

Грибы — куртка, шапочка

Цветы — кофта, куртка

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал по теме «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР посредством логопедических игр и упражнений.».

Данный буклет включает в себя перечень игр и упражнений по формированию словообразования и словоизменения разных частей речи для детей старших и подготовительных групп.

Консультирование для воспитателей «Дидактические игры и упражнения по формированию грамматически правильной речи».

Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошк.

1. Грамматический строй родного языка. Содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста.2. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи в дошк.

Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой.

Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи — это правильное построение речи (текстов, предложений, диалогов).

Источник

Картотека игр по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».
картотека (логопедия, подготовительная группа) по теме

В данной картотеке представлены игры на:

— образование новых слов с помощью суффикса;

— согласование существительных с числительными в роде, числе и падаже;

— образование относительных прилагательных;

образование притяжательных прилагательных;

— образование множественного числа существительных;

образование сравнительной степени прилагательных;

— образование однокоренных слов;

— составление предложений;

— словообразование;

— образоввание приставочных глаголов;

— образование слодных слов;

— дифференциацию глаголов единственного и множественного Числа.

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_igr.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

по теме: «Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей подготовительной к школе группе».

Выполнил: Рябухина Ксения Валерьевна

Воспитатель МБДОУ № 234

Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи. Она направлена на обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями, активизацию их использования в разных формах общения, воспитание критического отношения к собственной и чужой речи, формирование элементарных представлений о законах морфологии, синтаксиса, словообразования, грамматических правил, элементарного осознания явлений речи и языка.

Предлагаем комплекс игр для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Игры на образование новых слов с помощью суффикса.

Цель игры: образовать новые слова с помощью суффиксов.

Ход игры: Зайчик – зайчонок – зайка – заюшка – заюшкина – зайчий.

Волк – волчонок – волчица – волчишка – волчий.

«Дом – домик – домишко – домище»

Цель: упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов

-ик, -ишк, -ище; в употреблении образованных существительных в Р.п.; развивать умение слышать грамматически правильную речь.

Материал: карточка, разделённая на 4 части, в каждой из которых изображения дома, домишки, домика и домищи; маленькие карточки разных цветов (жёлтого, голубого, красного) с изображением животных, мебели, посуды и др. предметов, имеющихся в доме; цветные квадратики (по 3 шт. каждого цвета)

Ход: к картинке с изображением дома выкладываются 3 карточки разного цвета с животными или посудой, мебелью, одеждой и т.д. Ребёнку предлагается назвать объекты и определить, смогут ли они находиться в домике, домишке и домище, соединяя названия объектов с определённым суффиксом. Сначала дети самостоятельно выполняют действие, выкладывая результаты своего решения цветными квадратиками, соответствующими по цвету карточкам с предметами и животными, рядом с изображением разных домов, затем объясняют свои действия и называют полученные слова. Например: «В домике могут жить заяц и кот, потому что можно образовать слова «зайчик» и «котик». А лиса там жить не сможет, т.к. слова «лисик» не существует».

Игры на согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.

Например: Счет до 5 со словом лиса.

Одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис. Можно посчитать зайцев, медведей, ежей и т.д.

Игры на образование относительных прилагательных.

Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал и вещества, и изменять их по родам и числам; в составлении простых предложений с однородными членами.

Материал: карта с изображением сказочного Волшебника и вращающимися вокруг своей оси четырьмя кругами, на одной стороне которых – приспособление для картинки с изображением предметов. На большой карте есть место для прикрепления небольшого кусочка материала, из которого Волшебник будет «создавать» предметы. Предлагаемые вещества и материалы: дерево, фарфор, стекло, пластмасса, кожа, картон, бумага, резина, металл, пластик, поролон, шерсть, пух, разные ткани.

Количество игроков: индивидуально, парами и в подгруппе до 4 чел.

Ход: В чащобе, вдали от людей,

Волшебник живёт, чародей.

Волшебною палочкой чудной своей

Он делает массу полезных вещей.

Из материалов обычных

Много предметов различных

Создаст чародей за мгновенье

Лишь палочки прикосновеньем.

Из хрусталя, поролона и кожи

Он сотворить очень многое может.

Вам нужно круги «золотые» вращать,

Картинки в кругах важно чётко назвать.

На карту выкладывается материал. Ребёнок вращает круги с прикреплёнными на них картинками, называя предметы и образовывая прилагательные от названия материала, изменяя их по родам и числам, в соответствии с тем, какой предмет изображён на карточке.

Например: «Это кожа. Из кожи Волшебник сделал…(переворачивает картинку) сумку. Сумка из кожи – кожаная. Волшебник сделал из кожи кожаную сумку».

Затем открываются следующие картинки. Когда все картинки открыты, ребёнок составляет обобщающее предложение. «Из кожи Волшебник сделал кожаную сумку, кожаный портфель, кожаное кресло, кожаные перчатки».

После этого изображения, прикрепляемые к обратной стороне кругов, и материал заменяются.

Ход игры: день с солнцем – солнечный день, день с дождем – дождливый день, день с ветром – ветреный день, лист березы – березовый лист.

Игры на образование притяжательных прилагательных.

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных; в составлении простых распространенных предложений.

Материал: картинки с изображением фантастических зверей, составленных из частей разных животных (например: голова волка, уши зайца, туловище медведя, хвост петуха, ноги кабана).

Ход: Ребёнок рассматривает картинку и описывает «невиданного» зверя, называя принадлежность каждой части тела тому или иному животному.

Например: «У этого зверя волчья голова, заячьи уши, медвежье туловище, петушиный хвост, кабаньи ноги».

Ход игры: Чей сын Ваня? Ваня – папин и мамин сын. Чья дочка Таня? Таня – папина и мамина дочка. Чье ухо? Ванина ухо.

Игры на образование множественного числа существительных.

Цель: учить образовывать множественное число имени существительного.

Например: вариант №1 проталина – проталины
сосулька — …
луч — …
почка — …
подснежник — …
ручей — …

(сосульки, лучи, подснежники, почки, ручьи).

Вариант №2 На дереве гнездо, а на деревьях…………..

На ветке сук, а на ветках……….

В гнезде птенец, а в гнездах……….

Во дворе дерево, а в лесу……..

Иры на образование сравнительной степени прилагательных.

«В гостях у матрёшек»

Цель: упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных, в составлении сложноподчинённых предложений с союзом «а»; развивать навык соотношения предметов по величине, зрительное восприятие.

Материал: три карты в виде домиков, разных по высоте; на каждой — в соответствии с их размером изображены матрёшки: большая, средняя и маленькая; наборы карточек с изображениями предметов, отличающихся по размеру.

Ход: «Мы в гостях у матрёшек. В их домах находится много разных предметов. Догадайся, из дома какой матрёшки эта тарелка?». Ребёнок раскладывает карточки с предметами в дом каждой из матрёшек.

«У маленькой матрёшки тарелка мелкая, а у средней какая. (глубокая),а у большой. (ещё глубже). Каша в тарелке маленькой матрёшки вкусная (горячая), а у средней. (вкуснее, горячее), а у большой. (ещё вкуснее (горячее) или самая вкусная)».

Сравнивать предметы можно в разной последовательности.

Когда ребёнок освоит алгоритм игры, он может самостоятельно определять качества предметов для сравнения. Например, кровать можно сравнить по высоте, ширине, длине, степени удобства, красоте и т.д.

Игры на образование однокоренных слов.

«Дерево родственных слов»

Цель : учить образовывать однокоренные слова.

Материал : карточка с изображением дерева, листочки на липучках.

Ход : «Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек. Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.

Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»

После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ»

Цель : учить образовывать однокоренные слова.

Ход игры : педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы. Он должен назвать родственное слово к слову «дом». Если затрудняется, мяч бросает обратно педагогу и т.д.

Например: А где живет человек? (В доме)

— Как можно сказать о маленьком доме? (домик)

— О большом доме? (домище)

— Сказочный человек, который живет в доме? (домовой)

— Человек, который любит проводить свободное время у себя дома? (домосед)

— Как назовем дела, которые выполняем дома? (домашние)

— Как называют женщину, которая не работает, а ведет домашнее хозяйство? (домохозяйка)

Дом, домик, домище, домовой, домашний, домосед, домохозяйка – это семья слов, слова-родственники.

Игры на составление предложений.

Игровое упражнение «Составь предложение»

Цель: учить детей составлять правильно предложения.

Ход игры: — Ребята, что же случилось с Незнайкой? Он очень огорчён. Знайка и ему дал задание составить предложения з слов. Но Незнайка не может выполнить это задание. Помогите Незнайке.

Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной форме. После того, как составит предложение и назовёт предлог, на доске появляется предложение, подтверждающий правильность ответа, с графическим изображением предлога.

— Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Скажите, сколько слов в этом предложении. Назовите «маленькое» слово – предлог. Например, машина, ехать, дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово – предлог по.

Материал: Машина, гараж, стоять, в. (Машина стоит в гараже.)

Грузовик, заехать, дом, за. (Грузовик заехал за дом.)

Поворот, мотоциклист, выезжать, из-за. (Мотоциклист выезжает из-за поворота.)

Вертолёт, лес, над, лететь. (Вертолёт летит над лесом.)

Машина, ехать, мост, под. (Машина едет под мостом.)

Автомобиль, мост, выезжать, из-под. (Автомобиль выезжает из-под моста.)

Шоссе, по, автомобиль, мчаться. (Автомобиль мчится по шоссе.)

Цель: составить предложение с соответствующим количеством слов.
Ход игры: на панно сюжетная картинка, на которой изображена девочка, сидящая на диване. На доске нарисована лесенка, на верхней ступеньки которой два деления, на следующей – три деления и т.д., на последней – пять делений. Педагог предлагает детям придумать предложения, количество слов в которых должно соответствовать количеству делений на ступеньках.

Девочка сидит на диване.

Девочка Даша сидит на диване.

Девочка Даша сидит на деревянном диване.

Девочка Даша сидит на красивом деревянном диване.

Мячик лежит на письменном столе.

Мячик упал со стола.

Мячик закатился под стол.

Я достал мячик из – под стола.

Мячик лежит в ящике стола.

Я достал мячик из ящика стола.

Мячик закатился за стол.

Я достал мячик из – за стола.

Мячик лежит над столом.

Игры на словообразование.

Цель: развивать у дошкольников умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимание разных смысловых оттенков слова.

Ход игры: по цепочке дети называют существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами.

Например: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка.

Соловей – соловушка, журавль — …., лебедь — ……, скворец – скворушка…..

Цель: учить образовать прилагательные от существительных.

Ход игры : шелк – шелковистый, лиса – лисья, мужчина – мужской.

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами.

Ход игры: халат – халатик, пальто – пальтишко, куртка – курточка, платье – платьице, кофта – кофточка.

Цель : учить образовывать прилагательное от имени существительного.

Ход игры : педагог бросает мяч ребенку, задавая вопросы.

Дом из кирпича (какой дом?) – кирпичный дом.

из бетона – из пластмассы — из бумаги —

из камня – из металла — изо льда —

из глины — из стекла — из дерева –

Игры на образование приставочных глаголов.

«Что сделал Незнайка»

Цель: учить образовывать глаголы с помощью приставок.

Ход игры: педагог задает вопросы детям, демонстрируя детям действие Незнайки.

-Что делает Незнайка?

— За что забежал Незнайка?

— Незнайка забежал за дом.

— К чему подбежал Незнайка.

— Незнайка подбежал к дому.

— Откуда выбежал Незнайка?

— Незнайка выбежал из дома.

Ход игры: Грач с юга …..(прилетел).

Грач через гнездо ……(перелетел).

Грач от гнезда…… (отлетел).

Грач к гнезду ….. (подлетел).

Грач с дерева …… (слетел).

Грач из гнезда ….. (улетел).

Грач в гнездо ….. (залетел).

Игры на образование сложных слов.

Цель: учить детей образовывать сложные слова из двух простых слов.

Ход игры: У курицы короткий хвост – она короткохвостая.

У гусыни белая голова – она белоголовая.

У зайца длинные уши – он длинноухий.

У цапли длинные ноги – она длинноногая.

Игры на дифференциацию глаголов единственного и множественного числа.

Ход игры: Туча по небу плывет – тучи по небу плывут.

Идет затяжной дождь – идут затяжные дожди.

Дует холодный ветер – дуют холодные ветры.

Список используемой литературы.

1.Бородич А.М. Методика развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2004.
2. Волина В.В. Учимся играя. М., 1994.
3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.

4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. -М.: Мозаика- синтез, 2010.

5. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. -М.: Гном- Пресс, 2000.

6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок. – М.: Просвещение, 1982.

7. Агапова И.А., Давыдова М.А. развивающие игры со словами для детей. – М.: Дом, XXI век, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста Грамматический строй речи – это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, .

Картотека разных видов деятельности по обучению детей подготовительной к школе группы рассказыванию из опыта.

Консультация для воспитателей.

Цель.Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь.Задачи.Упражнять детей в подборе слов — признаков и слов действий к существительным. Формировать навык образования относительных и.

Картотека игр по формированию грамматического строя речи у старших дошкольников.

Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуац.

Речь – одна и основных форм психической деятельности, социальная по своему становлению и системная по строению. Речь перестраивает, организует и связывает все высшие психические функции. О.

Источник

Читайте также:  комплекс упражнений для больных инфарктом

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector