Меню

игровые графические упражнения рисование дугообразных линий

Открытый урок по рисунку «Упражнение на проведение прямых линий»
план-конспект урока по теме

Открытый урок для первого класса. » Упражнение на проведение прямых линий». Способствует развитию глазомера. твёрдости руки; фантазии.

Скачать:

Вложение Размер
otkryty_urok_uprazhnenie_na_provedenie_pryamykh_liniyya.doc 63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образование детей

«Нижнеодесская детская школа искусств»

« Упражнение на проведение прямых линий»

1 «а» класс (4 года обучения)

изобразительных видов искусств

Открытый урок по рисунку

преподавателя Ершовой И.М.

Тема урока: « Упражнение на проведение прямых линий »

— развивать познавательную активность;

— закреплять навыками работы графическим карандашом.

— формировать знания о понятии: точка, линия, прямая, отрезок;

— активизировать мыслительную деятельность;

— способствовать развитию глазомера;

— способствовать развитию твёрдости руки;

— способствовать развитию навыков самоорганизации.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Оборудование и материалы:

Для учащихся : планшеты, листы бумаги А4 (можно обои), мягкий графитный

карандаш, цветные карандаши (по желанию), ластик.

Для учителя: доска, мел, листы бумаги А3 (можно обои), мягкий графитный

карандаш, цветные карандаши.

I Организационный этап

  1. Организационный момент — 2 мин.
  2. Сообщение темы, цели, задач урока — 3 мин.
  1. Объяснение нового материала — 12 мин.
  2. Практическая работа — 20 мин.

III Заключительный этап

  1. Подведение итогов; выставка работ — 8 мин.

— изображение точки, линии, отрезка, прямой;

— этапы работы на формате А3.

I Организационный этап

Проверка отсутствующих в классе. Запись в классном журнале.

Проверка готовности к уроку.

Что нам необходимо для работы на уроке?

Загадки о художественных материалах:

Вдруг на нём в конце урока

Появились волны, море,

Пять медуз, два осьминога,

Лодка в голубом просторе.

А с утра был бел и чист Ваш

Не похож на человечка,

Но имеет он сердечко,

И работе круглый год

Он сердечко отдает.

Вы простым карандашом

Нарисуйте школу, дом,

А цветным карандашом

Свой листок раскрасьте.

Чтоб подправить всё потом,

2. Сообщение темы урока: «Упражнение на проведение прямых линий»

Сделать новую черту

Что-нибудь без меня

А рисует ли художник по линейке? Конечно, нет!

Сегодня мы будем учиться проводить прямые линии без линейки. Нам в работе помогать будут такие выразительные средства рисования как точка, линия, пятно.

3. Объяснение нового материала.

Вы когда-нибудь задумывались о значении точки?

— Знак препинания, введенный в 11 веке для обозначения конца

— Символ, отделяющий элементы сложной нумерации в списке.

— Место, где либо (на местности, на карте и т.п.)

— Элемент многих знаков или букв.

— В нотной записи значок увеличивающий продолжительность звука в

— Точка – это длинная прямая линия, если ее многократно продолжить.

— Точка – это след от карандаша.

— Линия – это черта на плоскости, на какой-нибудь поверхности или в

— Прямая линия (кратчайшее расстояние между двумя точками).

— Ломаная линия; тонкая линия, жирная линия.

— Линии руки (ладонные).

— Трамвайная линия, воздушная линия, морские линии.

— Телеграфная линия, высоковольтные линии.

— Черта, определяющая направление, предел, уровень чего-нибудь:

линия прицела, линия полета снаряда, линия горизонта, береговая

— Отрезок – это прямая, ограниченная двумя точками.

— У отрезка есть начало и конец.

— Прямая – это одно из основных понятий в геометрии.

— Прямая не имеет начала и конца.

— Прямая обладает только длиной (бесконечной) и состоит из

бесконечного количества точек.

— Пятно – это часть какой-либо поверхности, выделяющаяся по цвету, тону.

— Пятно – это след, оставленный на поверхности чем-либо пачкающим.

— Пятно (разговорное) – что-либо позорящее, порочащее или крайне

4. Практическая работа

Закрепите лист вертикально, или на планшете под углом, возьмите карандаш в руку так, как мы учились его держать в предыдущем уроке. Расположите на листе точки в любом месте, равномерно заполнив пространство листа в центре. Теперь начинаем проводить линии от точки до точки. Выберите любую приглянувшуюся пару точек и соедините их.

После этого присмотрите следующую точку и вновь соедините. Старайтесь, что бы линии были ровные, начинались и оканчивались ровно в точках. Конечно, с первого раза это вряд ли получиться, даже у художников, если они не рисуют несколько лет, это упражнение получается, после некоторой тренировки.

Самое главное, при выполнении этого упражнения не пользоваться линейкой и не поворачивать лист. Наша задача заключается в том, чтобы научить руку выполнять то, что вы ей «приказываете». Старайтесь проводить линии в разных направлениях. Справа на лево и на оборот, слева на право. Сверху вниз, конечно, удобнее проводить, но снизу вверх тоже надо учиться проводить ровные линии. Линии должны пересекаться между собой.

Когда все точки будут соединены, должно получиться непонятное, загадочное нагромождение геометрических фигур. Каждый раз рисунок будет разный, ведь точки располагаются в произвольном порядке. Иногда получается что — то очень забавное и интересное.

Делайте это упражнение, пока линии не станут получаться ровными и точными. Возможно, вам придется испортить много бумаги, не расстраивайтесь, для экономии бумаги можно перевернуть лист и снова за работу. Наиболее удачный вариант можно оставить для работы в цвете.

III Заключительный этап

5. Просмотр работ; подведение итогов.

Попытаться увидеть в получившихся рисунках какой-либо образ, определенную форму.

Похвалить за хорошую работу на уроке.

Дома повторить упражнение самостоятельно, можно провести конкурс семьи «У кого самые прямые линии?»

Источник

Система игр и упражнений для развития графических навыков
методическая разработка по теме

Я разработала систему игр и упражнений по развитию графических навыков с учётом зрительной патологии, которая:

а) поможет преодолеть трудности ребёнка в обучении первоначальному письму;

б) поможет повысить положительную мотивацию учебной деятельности.

Моя разработка может быть полезна учителям, у которых в классе есть дети с нарушением зрения; дети с недостаточным развитием мелкой моторики рук; в предшкольной подготовке

Скачать:

Вложение Размер
система игр и упражнений по развитию графических навыков 25.44 КБ
prilozhenie_1.doc 25.5 КБ
prilozhenie_2.doc 26 КБ
prilozhenie_4.doc 75 КБ
prilozhenie_5.doc 61.5 КБ
prilozhenie_5a.doc 71.5 КБ
prilozhenie_5b.doc 135 КБ
prilozhenie6.doc 69.5 КБ
prilozhenie6_a.doc 80 КБ
prilozhenie6-b.doc 75.5 КБ
prilozhenie7-.doc 64 КБ
prilozhenie7-a.doc 55 КБ
prilozhenie_1a.doc 58.5 КБ
prilozhenie7b.doc 64 КБ
prilozhenie9.doc 45.5 КБ
prilozhenie10.doc 45.5 КБ
prilozhenie8.doc 45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графических навыков начинается задолго до поступления ребенка в школу.

К моменту поступления детей в школу, глаз и рука ребенка в какой- то мере уже готовы к обучению письму. В настоящее время разработаны и апробированы методики по формированию графического навыка младших школьников. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты.

Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Но почти все они направлены на формирование графических навыков у зрячих детей. Хотя практика обучения письму детей с нарушением зрения показывает: способность овладеть операциями, в которых участвуют зрение, руки, нервно-мышечный аппарат, у данных детей затруднена. Даже при нормальном зрении сформировать этот навык непросто. Зрение играет одну из главных ролей в осуществлении познавательных процессов, в коррекции точности и направленности движений. Нарушенное зрение не может обеспечить ребёнку необходимый контроль за движениями. Полное или частичное нарушение функций зрения отражается на физическом развитии и влечёт ослабление пространственной ориентации, мышечную вялость, деформацию скелета.

Дети с нарушением зрения (по сравнению со здоровыми сверстниками) медленнее включаются в работу, быстрее утомляются, чаще прибегают к помощи педагога, испытывают трудности при письме (быстро устает рука, движение руки не скоординированы). У них гораздо ниже стойкость мотивации: как только задание вызывает трудности, стараются перейти к другой деятельности или вообще отказываются от выполнения задания. В итоге появляется страх, зажатость, напряженность. Дети глубоко переживают из-за того, что у них не всё получается. Это часто приводит к депрессии, неверию в свои силы.

Я разработала систему игр и упражнений по развитию графических навыков с учётом зрительной патологии, которая:

а) поможет преодолеть трудности ребёнка в обучении первоначальному письму;

б) поможет повысить положительную мотивацию учебной деятельности.

Моя разработка может быть полезна учителям, у которых в классе есть дети с нарушением зрения; дети с недостаточным развитием мелкой моторики рук; в предшкольной подготовке.

Для невелирования трудностей, наметила коррекционную работу, в которой выделила 4 этапа:

  1. Подготовка руки и глаз к письму.
  2. Развитие навыков ориентировки.
  3. Обучение письму с использованием дидактических игр.

4. Предупреждение и коррекция типичных ошибок школьного письма.

1 этап . Подготовка руки и глаз к письму.

1.1. Гигиенические правила письма.

Для наглядности правил посадки при письме использую таблицу «Правильно сиди при письме». Обращаю внимание на то, что: сиденье стула должно заходить за край стола; стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь, кулак; руки на парте лежат свободно: на тетради лежит правая рука и кисть левой ( на левшей наоборот) ; обе ноги всей ступней опираются на пол. Стараюсь научить детей самостоятельно проверять свою осанку (3 точки опоры). Они должны осознать значение правильной осанки для здоровья, физического развития и работоспособности, что особенно важно для успешного овладения навыками письма.

Неправильное умение пользоваться пишущим предметом способствует быстрому утомлению. На первых занятиях важно выявить это умение и по необходимости исправить. В последствии доведя его до автоматизма.

1.2 Упражнения на восстановление работы мышц глаза.

Детям необходимо помочь преодолеть дефицит направленных действий, что положительно скажется на функциональных свойствах самого зрительного аппарата и координированных действиях его мышц с мышцами пальцев руки. Необходимым средством для решения этих проблем являются упражнения для восстановления работы мышц глаза. Все упражнения рассчитаны на воздействие на глаза ребёнка с коррекционных позиций. Комплексы отвечают разным зрительно-восстановительным задачам, поэтому их надо периодически чередовать в процессе работы через 1-2 недели (приложение №1).

1.3.Гимнастика для глаз.

Зрительная гимнастика имеет многоцелевое назначение: обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает способность к концентрации взгляда на ближних объектах. С этой целью я использую зрительную гимнастику.

1.4. «Пальчиковая гимнастика».

Мышечные возможности руки ребёнка так же, как и мышцы глаза, требуют особой тренировки и коррекции. Пальчиковая гимнастика играет особую роль для мелкой мускулатуры пальцев. Каждое упражнение позволяет корригировать движения каждого пальца в отдельности и в целом относительно друг друга, воздействовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигательных реакций.

Каждое занятие начинаю с небольшого массажа руки: сделать поглаживание, разминания, похлопывание для появления ощущения тепла.

Дети быстро усваивают этот массаж и через некоторое время выполняют его самостоятельно. Затем начинаем выполнять гимнастику для пальцев.

1.5. Упражнения для развития мышц плечевого пояса и корпуса.

В процессе письма задействованы не только кисти рук, но и вся рука, мышцы плечевого пояса и спины, поэтому очень полезны игры и упражнения, в которых движения пальцев и кисти сочетаются с движениями всей руки и корпуса. ( приложение №4).

2 этап. Развитие навыков ориентировки.

На коррекционных занятиях по развитию графических навыков для каждого ученика была заведена индивидуальная папка, где я собрала задания, которые помогут преодолеть трудности в обучении первоначальному письму.

Каждое занятие начинаю с массажа рук, использую пальчиковую гимнастику и упражнения, изученные на первом этапе.

У детей с нарушением зрения отмечаются затруднения в овладении пространственными представлениями, практической микро и макроориентировки, в использовании пространственной терминологии.

Решению этих трудностей посвящен 2-ой этап по развитию графических навыков. Исходным в работе по развитию пространственной ориентировки является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве и пространственных взаимоотношений. Большую роль в развитии пространственной ориентировки играют умения ребёнка определять местоположение предметов и их изображений, а так же графических знаков в микропространстве.

2.1. упражнения на проверку и уточнение представлений о правой и левой стороне тела.

2.2. упражнения на определение пространственных взаимоотношений.

1) упражнение на уточнение положения предмета относительно собственного тела.

2) упражнения на уточнение пространственных взаимоотношений относительно другого предмета.

3)упражнения на уточнение расположения предметов относительно человека, стоящего напротив.

Итогом этой работы служат графические диктанты, направленные на закрепление знаний, умений и навыков по ориентировке в пространстве.

Данная система упражнений помогла сформировать зрительно-пространственные представления, умения пользоваться пространственной терминологией, что способствовало быстрому включению учеников в процесс обучения.

3 этап. Обучение письму с использованием дидактических игр.

Работая с детьми с нарушением зрения, я заметила, насколько тяжело некоторым из них выполнять отдельные рисовальные движения, даже самые простые. Изображаемые ими линии часто хаотичны, набегают одна на другую. Нет точности в направлении руки.

Основываясь на вышеизложенном, я выделила 3 направления коррекции изобразительных навыков. Они включают:

-точность направления движения руки;

-коррекцию формообразующих движений руки;

-коррекцию рисования графических элементов школьного письма.

По каждому разделу я подобрала определённую серию заданий. Эти задания позволяют развивать у ребёнка зрительно-двигательную память на это движение, а значит и зрительно-моторную двигательную координацию.

3.1.Коррекция точности направления движения руки:

Коррекционно-педагогическая задача: развивать умение проводить длинные и вертикальные линии.

«Попади капелькой на цветок»

«Попади капелькой в лужу»

«Посади парашютистов на землю»

«Посади парашютистов на отметку»

«Соедини прямыми линиями» и т.д.

3.2.Коррекция формообразующего движения руки.

Коррекционно-педагогические задачи: учить регулировать размах руки от большого к меньшему и наоборот; развивать глазомерную оценку величины предмета.

Наиболее сложный следующий шаг, так как на нём осуществляется переход от рисования к письму элементов букв. В русской графике буквы состоят из небольшого количества элементов: короткая палочка- , длинная палочка-

, короткая палочка с закруглением внизу- , длинная палочка с закруглением внизу- , палочка с закруглением внизу и вверху- , удлинённая вниз петля- , удлинённая вверх петля- , полуовалы левые и правые , , овал . Главная задача при рисовании элементов букв- освоение их формы.

3.3.Коррекция графических элементов школьного письма.

Коррекционно-педагогические задачи: формировать и корригировать выполнение разных видов рисовальных движений руки, имитируя элементы школьного письма; учить соотносить движение руки со зрительно воспринимаемым полем, выполнять движения внутри его.

На этом этапе использую моделирование графических элементов: из ниток, шаблонов, пластилина, проволоки. Таким образом, на полисенсорной основе у детей формирую зрительно- двигательный образ графических элементов.

Главное требование для всех заданий: не зайти за пределы рабочей строки.

Цель: развитие пространственного ориентирования, координации движений и мелкой моторики рук.

— выделение рабочей строки и штриховка (закрашивание) её.

— рисование на рабочей строке предметов круглой и овальной формы.

-моделирование из шаблонов.

— рисование полуовалов, завитков, петель.

-вписывание геометрических фигур, штриховка их в разных направлениях.

-проведение параллельных линий: вертикальных и наклонных.

Цель: установка руки на изображении параллельной наклонной и прямой; развитие глазомера.

-моделирование из проволоки.

-написание палочек с закруглением внизу.

Цель: развитие глазомера; закрепление постановки руки на письмо параллельных линий с закруглением внизу.

-моделирование из ниток.

-написание палочек с закруглением вверху.

Цель: развитие глазомера, закрепление постановки руки на письмо параллельных линий с закруглением вверху.

-моделирование из ниток.

— написание палочек с закруглением вверху и внизу.

Цель: развитие глазомера, автоматизация способа проведения параллельных прямых с закруглением вверху и внизу.

-моделирование из проволоки.

Цель: развитие глазомера, постановки рук на изображения овала, соблюдение принципа параллельности при изображении овала.

-моделирование из пластилина.

-написание длинной палочки с петлёй внизу.

Цель: автоматизация навыка проведения параллельных прямых, развитие глазомера.

-моделирование из пластилина.

-написание длинной палочки с петлёй вверху.

Цель: автоматизация навыка проведения параллельных прямых, развитие глазомера.

-письмо под счёт ровных палочек с закруглением внизу, вверху, внизу и вверху, овалов, длинных палочек с петлей вверху и внизу.

Цель: формирование единого темпа работы.

Все взяли ручки и показали, как правильно держать при письме.

Рука поднята, стоит на парте.

Поставили точку на рабочей строке в том месте, откуда начинать письмо.

Когда учитель произносит «раз», дети пишут прямую линию ( сильный нажим), когда говорит «и» ( расслабление мышц руки)

Выполнение этих заданий во многом стимулирует и активизирует деятельность ребенка при обучении письму и направляет его зрительное внимание на восприятие предлагаемых заданий. Слабовидящим детям необходимо выделять рабочую строку зелёным цветом, а для написания элементов букв предложить черный фломастер.

Вся предшествующая работа является основой следующего этапа.

4 этап. Предупреждение и коррекция типичных ошибок школьного письма.

На основе моей практической работы с детьми, имеющими нарушение зрения, мною были выделены основные ошибки школьного письма. С целью предупреждения и коррекции этих ошибок подобрала упражнения, которые исходя из цели, разделила на 2 группы:

— работа над формой сопоставляемых букв.

— работа над соединениями букв.

4.1.Работа над формой сопоставляемых букв.

Коррекционно-педагогические задачи: соотносить движение руки со зрительно воспринимаемым полем действия; сформировать в памяти первоклассников зрительно-двигательный образ сопоставляемых букв.

Источник

Читайте также:  упражнение для спины для сидящих за компьютером

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector