Меню

игровое упражнения деления целого на части

Конспект НОД по математике «Деление целого на части»
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Конспект поможет детям сформировать умение делить целое на части и сравнивать часть и целое.

Скачать:

Вложение Размер
matematika.doc 32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Энгельсского муниципального района

Конспект непрерывной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе

тему: «Часть и целое»

Кобринец Елена Петровна

Цель: создать условия для формирования элементарных математических представлений.

Задачи: формировать умение деление предмета на несколько равных частей,

умение сравнивать части и целое, закрепить название геометрических фигур; развивать память, внимание, мышление.

Материалы и оборудование: счетный материал, яблоки, красная ленточка, две куклы, геометрические фигуры.

Организационный момент, дети на ковре.

Воспитатель – Ребята к нам сегодня в гости пришли две куколки , зовут их Катя и Настя. – Посмотрите, какие они красивые, какие у них длинные волосы, они пришли поиграть к нам в детский сад. И у меня есть для них подарок.

— Посмотрите, что это у меня(ответы детей)

— Правильно красная ленточка. Ребята, но что же нам с вами делать ленточка одна, а гостьи две(ответы детей). Мы разрежем нашу ленточку на две равные части ( складываю), (разрезаю).

— А как же нам проверить, одинаковы у нас получились ленточки или нет (ответы детей)

— Правильно равенство частей проверяется методом наложения и прикладывания. Подарим нашим гостьям ленточки и украсим их волосы.

Дети подходят к столу.

— У меня для вас тоже есть подарок, посмотрите, что у меня на столе (ответы детей)

— Правильно, яблоки. Посчитайте яблок и? (ответы детей) А нас сколько? ( ответы детей) Что нам надо сделать? (ответы детей)

— Сегодня мы с вами будем делить целое на части. Воспитатель — делит яблоко на части, а после на четыре части.

— Посмотрите ребята, было у нас целое яблоко, а стало две равные половинки и половинки мы тоже разрежем, получается четыре равные части. После занятия я вам раздам угощение. А сейчас мы поиграем.

Научились мы считать

И теперь нас не унять.

Мы считаем все подряд:

Три стола и двадцать парт,

Хлопнем восемь раз в ладоши,

Восемь раз пружинят ножки,

Два наклона, два подскока.

Дети садятся за столы.

— Что больше: целое или часть? ( ответы детей)

Воспитатель – показывает способ деления прямоугольного листа бумаги на равные части путем складывания ( сгибания) его пополам ( на 2 части) и еще раз пополам ( на 4 части).

Демонстрируя возможность деления предмета как на 2 равные, так и на 2 неравные части, детям дает представление о том , что 1 из 2 частей целого называется половиной, половинами являются обе равные части. Если предмет разделен на 2 неравные части, то их нельзя назвать половинами.

Воспитатель — уточняет, что необходимо точно складывать предмет, что бы получились равные части. Равенство частей проверяется наложением и приложением.

Самостоятельная работа детей. Когда предметы будут разрезаны на части, дети соединяют их вместе затем делят: устанавливают связь между действием и его результатом: разделили пополам ( дважды пополам) – получились 2 ( 4 ) равные части, соединили их вместе – получился целый предмет. Следить, что бы дети правильно употребляли слова и выражения : пополам, половина, равные части, целое, одна из двух ,одна из четырех частей. Деление на части моделей геометрических фигур позволяет уточнить знание о них, детям полагается не только определить, какой формы получились части ( сложили – перегнули квадрат, получили 2 равных прямоугольника), но самостоятельно получать части указанной формы.( « Как надо сложить квадрат ( прямоугольник), что бы получились 2 равных треугольника?»). Дети выполняют упражнения в составлении целых фигур из частей.

— Какое занятие у нас было?

— Что мы нового узнали?

— Чем мы сегодня с вами занимались?

— Ребята вы сегодня все были молодцы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал, содержащийся в данной статье, представляет собой опыт работы развития математических способностей воспитателя с детьми 5- 6 года жизни.

Программное содержание:Закрепить определение зависимости при делении целого на части.Закрепить названия дней недели.Уточнить представление о различных геометрических фигурах.Продолжать учить сра.

С делением предмета на части дети постоянно сталкиваются в играх, быту. Решая эту проблему, дети познают закономерности в вещах, явлениях; у них присходит формирование логического мышления, происходит.

Это магнитная игра . Цель: Учить различать и называть круг и квадрат, чем отличаются. Закреплять умение называть основные цвета(жёлтый,красный) . Развивать внимание,память, сообразительность.

Задачи которые решает педагог на занятии:Ввести понятие целое и части.Сформировать представление о сложении, как объединении частей в целое.Развивать логическое мышление средствами математически.

Технологическая карта ООД по ФЭМП в старшей группе.

Источник

Деление целого на равные части
учебно-методический материал по математике (старшая, подготовительная группа)

С делением предмета на части дети постоянно сталкиваются в играх, быту. Значение этой деятельности состоит в том, что они познают закономерности в вещах, явлениях; происходит формирование логического мышления, развитие умения находить причинно-следственные связи, по результатам делать вывод об исходных данных и пр.; дети готовятся к решению арифметических задач и освоению дробных чисел.

В младшем возрасте малыши сталкиваются с делением множества на части, при этом решается задача определения количества элементов, но не рассматриваются отношения между частями и целым.

В старшем дошкольном возрасте программой определяются следующие задачи образовательной деятельности:

Скачать:

Вложение Размер
delenie_tselogo_na_ravnye_chasti.docx 17.91 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕЛЕНИЕ ЦЕЛОГО НА РАВНЫЕ ЧАСТИ

С делением предмета на части дети постоянно сталкиваются в играх, быту. Значение этой деятельности состоит в том, что они познают закономерности в вещах, явлениях; происходит формирование логического мышления, развитие умения находить причинно-следственные связи, по результатам делать вывод об исходных данных и пр.; дети готовятся к решению арифметических задач и освоению дробных чисел.

В младшем возрасте малыши сталкиваются с делением множества на части, при этом решается задача определения количества элементов, но не рассматриваются отношения между частями и целым.

В старшем дошкольном возрасте программой определяются следующие задачи образовательной деятельности:

  1. Познакомить детей с различными способами деления целого на равные части на основе использования предметов, дискретных и непрерывных величин.
  2. Учить видеть принадлежность части целому предмету.
  3. Научить сравнивать целое и части, дать представление об их отношениях: целое всегда больше своей части, а часть всегда меньше целого; чем на большее количество частей разделен предмет, тем меньше часть и наоборот; чем больше предмет, тем больше его часть.
  4. Подвести детей к пониманию дробных чисел и их сравнению на наглядной основе, учить называть часть целого с помощью слов половина, четверть, одна третья, одна из трёх, целое, часть.
  5. Учить пользоваться мерками для деления на части предметов и непрерывных (условно дискретных) величин, совершенствовать навыки измерительной деятельности.
  6. Учить использовать навыки деления целого на части в практических ситуациях.

Особенности восприятия целого и частей детьми старшего дошкольного возраста (по исследованию Тарунтаевой)

Дети воспринимают часть как отдельность, не зависимую от целого предмета. Если взять яблоко и спросить ребёнка, сколько яблок, то он ответит, что одно. Если яблоко разрезать пополам или на четыре части, то он скажет, что стало два или четыре яблока.

Если спросить ребёнка о количестве частей и попросить показать одну третью (если получилось три части) или одну четвёртую (если разделили предмет на четыре части), то эти числительные дети относят только к последней, не зная, как называются другие: «Сколько частей? – Четыре. – Покажи одну четвертую (показывают только последнюю)».

При установлении равенства частей, дети часто устанавливают взаимно однозначное соответствие, т.е. путают вопросы поровну ли? и равны ли?

Организация образовательной деятельности по формированию у старших дошкольников представлений о делении целого на части и различных видах практических и умственных действий, отношениях включает три этапа.

I этап. Практическое деление детьми множеств и предметов в повседневной деятельности, накопление эмпирического опыта. Дети овладевают понятиями части, делить, половина и др. Воспитатель предлагает ролевые игры, чтение литературных произведений, например, «Два жадных медвежонка», «Мы делили апельсин», «Яблоко».

II этап. Деление геометрических фигур из бумаги на равные части путем складывания. Перед работой необходимо уточнить правила складывания: совместить углы, стороны. Сначала формируем представление о половине, затем делим фигуры на 4, 8 частей разными способами: перегибание вдоль стороны, по диагонали. Для уточнения, обобщения знаний и умений предлагаются разнообразные вопросы и задания: что сделали? Сколько получилось частей? Покажи каждую. Как они называются (одна из двух – это одна вторая или половина, одна из четырёх – это одна четвертая, четверть)? Какой формы части? Равны ли части по величине? Как проверить? Покажите целое. Что больше, половина или целое? Сколько раз сложили, чтобы получилось 4 части? Сколько четвертых частей в целом? Одинаковы ли по величине половина большого круга и половина маленького круга? Почему?

Дети анализируют форму частей, их величину, количество сгибов. На наглядной основе предлагаем сравнить дробные числа, при этом дети накладывают сложенные фигуры (видимые части) друг на друга: одна четвёртая прямоугольника меньше, чем три четвёртых.

Источник

В Тридевятом царстве. Деление целого на части. Технологическая карта ООД
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Технологическая карта ООД по ФЭМП в старшей группе

Скачать:

Вложение Размер
tk._v_tridevyatom_tsarstve._delenie_tselogo_na_chasti.docx 22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

В Тридевятом царстве. Деление целого на части

Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

Осознание воспитанниками важности оказания помощи

Закрепление деления целого на части посредством дидактических задач в игровой деятельности

Закреплять умение делить квадрат на равные части (2, 4), называть части и сравнивать целое и часть

Совершенствовать навыки счёта в пределах 10

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги

Наглядные, словесные, игровые

Оборудование и материалы:

Видеозапись имитации звонка по видеосвязи от Царя Тридевятого царства, телевизор, ноутбук, магнитная доска, д/и «Собери квадрат», «Посади огород», «Посчитай рассаду», «Раздели квадрат и покажи его части»

(на каждого ребёнка):

Ножницы, бумажные квадраты

Деятельность педагога, приёмы работы

Планируемые результаты (в результате обучающиеся смогут)

Воспроизводится видеозапись, имитирующая звонок Царя Тридевятого царства по видеосвязи.

В чём проблема Царя и его сыновей? Как поступить Царю? Вы готовы помочь Царю и его сыновьям?

Дети предлагают 1-2 варианта решения проблемы

Дети высказывают желание помочь Царю и его сыновьям

Какой формы листы бумаги?

Как мы можем его разделить на равные части? На сколько равных частей?

Дети отвечают на вопросы, предлагают способы решения задачи

Ребята, расскажите Царю как можно поделить участок земли на равные

Смогли? Почему не смогли?

Дети рассказывают Царю как разделить квадрат на равные части (2, 4)

Д/И «Раздели квадрат и покажи его части», «Посчитай рассаду»

Дети выполняют физминутку, д/и

Как мы можем разделить квадрат? На сколько частей?

Дети отвечают на вопросы, выполняют д/и

Кому помогли? Чем помогли? Как помогли? Какие знания и умения нам пригодились?

Вам понравилось занятие?

Дети называют 1-2 условия преодоления затруднения на занятии

Приложение к технологической карте №1

Содержание видеозвонка Царя Тридевятого царства

Здравствуйте, дорогие ребята! Рад вас видеть. Я Царь Тридевятого царства. У меня три сына. Мы с сыновьями решили посадить овощи на поле. Только вот с какой трудностью мы столкнулись поле одно, а нас 4! Мы не можем договориться кто будет высаживать овощи на поле. Мы не знаем, как нам поделить поле.

Ребята, я слышал, что вы знаете как разделить поле. Помогите нам, пожалуйста.

Приложение к технологической карте №2

Физминутка «Мы пойдём в огород»

Мы пойдём в огород

Что там только не растёт

Разводят руки в стороны

Огурцы сорвём мы с грядки

Срывают воображаемые огурцы

Помидоры с кожей гладкой

Показывают руками силуэт шара

Толстая репка в землю засела крепко

Слегка качают корпусом из стороны в сторону, поставив руки на пояс

Опускают вниз руки и соединяют ладони внизу

От нас укрылась ловко

Приседают и прикрывают голову руками

Дёргай, дёргай из земли

Встают и делают движения, как будто дёргают из земли морковь

Всё собрали – посмотри!

Разводят руки в стороны

Приложение к технологической карте №3

Цель: закрепление деления квадрата на равные части (2, 4) разными способами, сбора целого из разных частей квадрата

Образовательные задачи: закреплять деление квадрата на равные части (2, 4) разными способами, закреплять умение собирать квадрат из разных частей, называть части и сравнивать целое и часть.

Материалы и оборудование: 4 квадрата разного цвета и величины, разделённые на части разными способами (на каждого ребёнка).

  1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть части квадратов, а затем собрать из них целое.
  2. Дети выполняют задание. В первое время воспитатель при необходимости помогает детям. Затем предлагается усложнение: сбор квадрата на время и количества.
  3. После выполнения задания воспитатель проверяет правильность выполнения, определяет кто быстрее и лучше справился с заданием.

Приложение к технологической карте №4

Д/И «Раздели квадрат и покажи его части»

Цель: закрепление умения делить квадрат на равные части (2, 4) разными способами.

Образовательные задачи: закреплять умение делить квадрат на равные части разными способами, закреплять умение

называть части и сравнивать целое и часть , упражнять правильно пользоваться ножницами.

Материалы и оборудование: по 4 квадрата из бумаги, ножницы на каждого ребёнка.

  1. Воспитатель предлагает детям разделить квадрат на равные части разными способами.
  2. Воспитатель просит детей показать часть квадрата (1/2, 1/3, ¼, 2/4) и т.д. Просит составить из частей квадрат.
  3. При необходимости воспитатель помогает детям. Затем можно усложнить задание, ограничив детей во времени выполнения и др.
  4. Воспитатель вместе с детьми подводит итог результатов.

Приложение к технологической карте №5

Д/И «Посчитай рассаду»

Цель: упражнение в счёте в пределах 10.

Образовательные задачи: упражнять в счёте в пределах 10, развивать внимание.

Материалы и оборудование: наборы карточек с овощами (по 10 шт): луковица, капуста, морковь на каждого ребёнка.

  1. Воспитатель задаёт задачу. Например, старший сын посадил 5 луковиц, а средний сын – на 1 луковицу больше.
  2. Дети выкладывают на одну карточку количество луковиц, посажанных старшим сыном, а на вторую – средним.
  3. Воспитатель спрашивает детей сколько луковиц посадил средний сын. При необходимости помогает детям справится с задачей.
  4. Воспитатель вместе с детьми подводят итог игры. При необходимости повторяют её.

Приложение к технологической карте №6

Цель: совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги

Образовательные задачи: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа, упражнять в счёте в пределах 10, развивать внимание.

Материалы и оборудование: магнитная доска, лист бумаги прямоугольной формы, набор карточек с овощами по 10 шт.

Раздаточный материал: лист бумаги прямоугольной формы, набор карточек с овощами по 10 шт. – на каждого ребёнка.

  1. Воспитатель предлагает детям посадить овощи на импровизированном огороде. Уточняет форму «огорода».
  2. Воспитатель называет какой овощ, в каком количестве и где необходимо посадить. Например, в правом верхнем углу посадим 2 баклажана, а в левом нижнем углу посадим 3 морковки.
  3. Дети выполняют задание.
  4. Затем воспитатель интересуется сколько и каких овощей посадили в правом верхнем углу.
  5. Воспитатель размещает на доске правильный вариант.

Воспитатель Прокопьева Д.М.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал, содержащийся в данной статье, представляет собой опыт работы развития математических способностей воспитателя с детьми 5- 6 года жизни.

Программное содержание:Закрепить определение зависимости при делении целого на части.Закрепить названия дней недели.Уточнить представление о различных геометрических фигурах.Продолжать учить сра.

С делением предмета на части дети постоянно сталкиваются в играх, быту. Решая эту проблему, дети познают закономерности в вещах, явлениях; у них присходит формирование логического мышления, происходит.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе.

Цель: Формирование знаний, умений и практических навыков безопасного поведения на дороге и улице. Обобщить знания детей о правилах дорожного движения.

Технологическая карта НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Вовка в тридевятом царстве». Занятие итоговое, на закрепление изученного материала.

Конспект поможет детям сформировать умение делить целое на части и сравнивать часть и целое.

Источник

Читайте также:  игры и упражнение для речевого развития младшей группы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector