Меню

игровое упражнение логопеда для родителей

Игры по логопедии для родителей
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику.

Скачать:

Вложение Размер
igry_po_logopedii_dlya_roditeley.docx 22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития речи

Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря усилиям.

В настоящее время, к сожалению, нечасто можно встретить ребенка с богатым словарным запасом и правильно построенной речью.

Родители зачастую не придают большого значения речевому развитию дошкольника, а он, в свою очередь, усваивает родной язык только благодаря телевизионным программам и разговорной речи окружающих.

Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую практику.

Существует несколько наиболее распространенных приемов, о которых я расскажу ниже.

Артикуляционная гимнастика
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью

Поочередно загибать пальцы.

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Mнoгo разногo салата.

Четыре грядки свеклы.

Очень многo есть редиса.

Две гряды картошки.

Рад, два, три, четыре, пять

Поможем урожай собрать.

***
Повторяй за мной зарядку.

В ней звук Т пришел на грядку.

Тыква — вот, а вот — томат.

Здесь — капуста, здесь — салат,

Тмин, картошка, артишок

И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы,

Будем есть мы до весны.

2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием

Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик». Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).

Что мы видим слева, а что — справа? Посмотреть направо увидеть «арбуз», посмотреть налево — увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) — прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) — прямо (выдох носом).

3. Мимические упражнения

Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький.
Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала.
Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.

4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц

Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул» — движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):

а) без нажима языком на нижнюю челюсть;

б) с сильным нажимом — подталкиванием языком нижней челюсти вперед.

5. Упражнения для губ и щек

Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до «пяти-шести» ).

Толстячки — худышки.
Изобразить овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты — «толстячки»; лук, чеснок, стручок гороха и другие — «худышки».

6. Упражнения для языка

Лопата. «Надо выкопать картофель, приготовьте лопаты». Язык лежит на нижней губе в спокойном состоянии.

Копаем картошку. Кончик языка поднимать и опускать, закрывая то верхнюю, то нижнюю губу.

Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок. Широко открыть рот, закрыть «широким». языком верхние зубы. Опустить язык за нижние зубы.
Ровная дорожка (или грядка) в огороде. Широко открыть рот, опустить язык за нижние зубы.

Игра «Я — не Я». Опускать кончик языка за нижние зубы, губы в улыбке. Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку» и т. д. Дети отвечают: «И я, И яl» или «Не я, не яl».

7. Развитие физиологического дыхания

Игровое упражнение «Арбуз». Положить руки ниже ребер, сделать вдох и надуть живот как арбуз (под счет до «трех»). Выдох живот втянуть (похож на ямочку).

8. Развитие речевого дыхания и гoлocа

Разговоры овощей. Произносить слоговые сочетания от имени Помидора (хвастливо) и Огурца (обиженно). Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
Произносить «Ох!», «Ах!», «Ух!» шепотом, тихо и громко от имени дедушки, бабушки и внучки.

«Ох! Ох! Ох!» — ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» Огорченные овощи. Морковь: «ОЙ! ОЙ! ОЙ! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает!»

1. Развитие мелкой моторики

Выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

С веток ягоды снимаю

И в лукошко собираю.

Ягод — полное лукошкоl

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять.

Снова буду собирать.

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Средний пальчик — самый меткий:

Он сбивает сливы с ветки.

В землю косточки сажает.

Поочередно загибать пальчики сначала правой, а затем левой руки.

Апельсин
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежат,
Эта долька — для ужат,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
Он сердит на нас — беда.
Разбегайтесь кто куда!

2. Мимические упражнения

Выразить удовольствие от приятного запаха земляничного варенья, запаха розы, аромата яблока.
Сладкое яблоко. Передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или айву.
Выразить свое состояние в ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызет яблоко.
Яблоко свалилось нам на голову.

3. Упражнения для мышц шеи.
Развитие дыхания

Вдох носом — повернуть голову влево. Увидели очень большое яблоко. Выдох ртом с произношением звука 0-0-0. Повернуть голову направо. Какая огромная груша Вдох носом, выдох ртом.

4. Упражнения для жеватепьно-артикуляционных мышц

Игровое упражнение «Жуем твердую грушу».

5. Упражнения для губ и щек

Щечки-яблочки. Ваши щечки круглые как яблочки. Надуть обе щеки.
Спрячем сливу за щеку. Надувать попеременно, то правую, то левую щеку.
Круглая виноградинка. Вытянуть губы вперед узкой трубочкой.
Банан. Улыбнуться, приподняв уголки губ вверх. Губы сомкнуты.

6. Упражнение для языка

Язычок пролезает через щель в заборе в сад. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами.
Колья забора острые — вот такие. Показать «острый» язык.
По очереди высовывать то «широкий», то «узкий» язык.

Язык «лопаткой» положи
И спокойно подержи.
Язык «колышком» потом
Потянем тонким острием.

Чашечка. Сделать из языка «чашечку». «В Машину чашечку я налью апельсиновый сок, в Колину — яблочный, в Димину — сливовый. Какой сок налить тебе, Саша?»

7. Развитие речевого дыхания и голоса

Нюхаем садовые цветы (розы, хризантемы). Вдох через нос, выдох ртом.
Сбор урожая . Срываем яблоко с высокой ветки. Исходная позиция — стоять прямо. Поднять руки — вдох. Кладем яблоки в корзину. Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз — выдох.
Сорвали и попробовали айву. Невкусная айва: «Фа-фо, фы-фу!»
Маша и Даша в саду . Пришли девочки в сад, увидели много-много фруктов и удивились:»О-о-о-о-о-о!» Вдруг, откуда ни возьмись, выбежала собачка и залаяла: «Ав-ав-ав-ав!» (На одном выдохе, сначала тихо, затем громко.)
Разговоры фруктов. Произнесение слоговых сочетаний от имени разных фруктов. Яблоко сердится на Гусеницу: «Фу-фа-фу!» Вишни просят Скворцов не клевать их: «Пта-пты-пто, пта-пту-пты».
Яблоки падают на траву: «Бам-бом-бум!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная работа логопеда с родителями. Занятия по формированию фонетической стороны речи.

Презентация учителя-логопеда для родителей по теме: «Игры для развития речи» . Материал презентации представлен в .

5 беседа логопеда с родителямиРекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.Общие рекомендации.

6 беседа логопеда с родителями.Методические рекомендации учителя-логопеда родителям при выполнении домашних заданий с детьми для закрепления произносительных навыков.Если ваш малыш посещает заня.

Для того, что бы заниматься развитием речи малыша самостоятельно, совсем не обязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр и упражнений по развитию речи детей, которые легко.

Консультация для родителей о том, что идя в детский сад , мамочки и папочки смогут поиграть с ребенком в игры, которые развивают речь, при этом не теряя своего драгоценного времени.

Источник

Логопедический тренинг для родителей
консультация на тему

Логопедический тренинг для родителей «Занимательные игры со звуками»

Скачать:

Вложение Размер
logopedicheskiy_trening_pasport_kabineta.doc 74 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой логопедический тренинг для родителей «Игры со звуками»

Рыль Наталья Александровна, учитель- логопед МБДОУ Дзержинский детский сад «Тополек» комбинированного вида.

Игровые логопедические тренинги для родителей проводятся 1 раз в месяц. Логопеду важно построить их так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем , развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Содержание таких занятий должно быть предельно четким, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для «галочки» , а для пользы дела.

Цель тренинга : Оказание помощи каждой семье в организации совместной деятельности детей и родителей .

— уточнить понятие «фонематический слух» ;

— обучить родителей конкретным игровым методам и приёмам развития фонематического слуха у детей с детьми в домашних условиях.

Ход игрового тренинга.

I. Введение в тему тренинга .

— Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т. е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитый фонематический слух. Причём развивать его нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства. Что же такое фонематический слух? Это врождённая способность, позволяющая :

— узнавать наличие данного звука в слове ;

— различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем (например, банка – кабан, кот – ток;

— различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Фонема – это звук , который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов : сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл : сом – рыба, дом – строение. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух. Для это и разработаны специальные игры и упражнения : различение близких по звуковому составу слов ; различение слогов ; различение фонем. Главное – суметь заинтересовать ребёнка, ненавязчиво вовлечь его в игру.

II. Моделирование игровых ситуаций .

— Сегодня у нас нет мам, пап, бабушек и дедушек, вы все — новые дети нашей группы и все вместе будем играть.

( логопед проводит с родителями описанные ниже игры )

Ребёнку предлагается прослушать цепочки звуков ( звуковой ряд , а затем повторить их. Постепенно объём цепочки увеличивается.

Взрослый говорит : «Я буду произносить цепочку звуков , ты сначала внимательно её послушай, а затем по моей команде повтори». Если была допущена ошибка, взрослый просит : «Извините, я был невнимателен и прослушал, пожалуйста, повтори за мной ещё раз». Затем в звуковые ряды вводятся согласные звуки . Самое главное – постепенное увеличение объёма, но перед этим обязательно убедитесь, что ребёнок легко справляется с предыдущим упражнением.

Работаем по тому же алгоритму, что и со звуковой цепочкой . Цепочка может быть, например, такой :

ПА-НА-РА; ПА- НА-РА-ДА; ПА- НА- РА- ДА-КА

Здесь очень важны фантазия и юмор взрослого . Так, детям можно сказать, что это язык марсиан. Можно предложить произносить цепочку слогов с различной интонацией : радостно, грустно, удивлённо, испуганно, восторженно, разгневанно и т. д.

Взрослый говорит : «Произнеси эту цепочку радостно, словно сегодня у тебя день рождения; печально, словно потерял любимую игрушку; разгневанно, как будто мы с вами истребляем всех комаров в этой комнате…» и т. д. Можно предложить ребёнку самому выбрать интонацию и отследить, какую он использует чаще всего.

— повтори звуки слитно : А У — АУ; М О – МО; Д У — ДУ и т. д.

— только звук А : А О О А А У И М А (поймай звук )

— только второй (первый, последний) звук : А О У; И У О; А А И; О У А

— только слоги со звуком О (А, У, И) : КА КО КУ КО КИ КО; ТО ТА КУ КО МО

— последний звук в слове : пальто, окно, ведро; танк, паук, стук; зима, метла, рука;

— первый звук в слове : аист, автобус, ананас; игла, изба, индюк; осень, облако, обруч, ослик; утка, уши, улица, утро, улитка

Взрослый называет слово, например : аист, ребёнок определяет, какой первый звук в слове (А, каким звуком заканчивается слово (Т, какой звук слышится после звука «И» и т. д. Если малыш хорошо справляется, усложняем задание. Предлагаем ему самому придумать слова, которые начинаются с заданного звука (заканчиваются на заданный звук , заданный звук находится в середине слова, слышится вторым, предпоследним).

Взрослый называет звук (например, О) и говорит : «Я буду произносить слова, ты внимательно слушай! Когда услышишь слова, в которых есть звук О , хлопай в ладоши (топай ногой, ударяй по коленям, поднимай руки вверх) .

Взрослый произносит три — четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук , например : шуба, кошка, мышь, и спрашивает у ребенка : «Какой звук есть во всех этих словах?»

«Не зевай – слово называй!»

Предложите детям несколько заданий на сообразительность :

— Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол .

— Вспомни название птицы, в котором есть последний звук слова сыр . (воробей, грач.)

— Подбери слово, в котором первый звук К , а последний А.

Предложите ребенку назвать предмет в комнате (или картинку из лото, или изображение на сюжетной картинке) с заданными звуками , например :

— Что заканчивается на А? Что начинается на С?

— В каком слове в середине звук Т ? и т. д.

Объявляется запрещённый звук , например О. Дети повторяют за взрослым звуки (А, И, У, Э) и передают по кругу мяч друг другу. Если взрослый произносит запрещённый» звук — О , ребёнок звук не повторяет , а поднимает мяч вверх.

Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

Загорелся кошкин том.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме :

Там ползёт зелёный лук

Прежде чем играть в приведённые ниже игры , ребёнок должен познакомиться с условным цветовым обозначением звуков :

красным цветом обозначают гласные звуки

синим цветом – твёрдые согласные

зелёным – мягкие согласные

На стол выкладываются самые разные предметы или игрушки. Ребёнок надевает красные перчатки. Разрешается брать в руки только те предметы, название которых начинается с гласного звука (в соответствии с цветом перчаток) . Если ребёнок надел синие перчатки, он берёт в руки предметы, название которых начинается с твёрдого согласного, если ребёнок в зелёных перчатках, название предметов, до которых разрешено дотрагиваться, начинается с мягкого согласного звука .

Выкладываются игрушки (различные предметы) и два обруча – синий и зелёный (или две коробки – синяя и зелёная) . В синий обруч (в коробку) ребёнок складывает предметы, названия которых начинаются с твердого звука , в зелёный обруч (коробку) ребёнок складывает предметы, название которых начинается c мягкого звука .

Выберите один из вариантов ответа :

1. Фонематический слух это :

А) Способность различать речевые звуки

Б) Способность различать фонограммы

В) Способность различать музыкальный фон

2. Игры по развитию фонематического слуха способны организовать :

В) Педагоги, родители и дети

Самопроверка : На доске написаны правильные варианты ответов : (А, В)

Обсуждение результатов самопроверки, родителям вручаются листы с описанием игр, предлагается сделать запись в «Тетрадь отзывов»

Источник

Читайте также:  виды физических упражнений для старшей группы
Adblock
detector