Картотека дидактических игр по формированию временных представлений у детей дошкольного возраста.
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа)
Собраны дидактические игры на формирование у детей понятий сутки, неделя, месяц, год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_did.igr_.docx | 30.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и упражнений по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Игра «Что ты сейчас делаешь?»
Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Ход игры: Педагог называет отрезок времени и перечисляет соответствующие ему виды деятельности детей: «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем завтракать». Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро будем обедать». Ребенка спрашивают, н-р: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром? Когда ты встаешь?» И т. п.
Постепенно слова утро, день, вечер, ночь наполняются конкретным содержанием, приобретают эмоциональную окраску. Дети начинают ими пользоваться в своей речи.
Цель игры: Закрепить представление детей о последовательности частей суток.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
— Утро. А за ним? (Поймавший отвечает на него – день, и бросает мяч воспитателю. т. д.
Игра «Когда это бывает»
Цель игры: Закрепить представление о временах суток.
Ход игры: Дети образуют круг. Воспитатель в центре круга. Он бросает кому-нибудь
из детей мяч, задаёт вопрос:
— Что дети делают ночью дома?
— Работает ли кто-нибудь ночью? Если да, то кто? И т. д.
Игра «Назови все части суток»
Цель: Учить различать и называть части суток.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, а потом сказать, у кого из них на картинке вечер и почему они так думают. Затем просит показать картинку, на которой изображено утро. Любой ответ требует обоснования.
Игра «Назови пропущенное слово»
Цель: Учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.
Ход игры: Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:
— Мы завтракаем, ужинаем …., а обедаем…
— Сегодня у нас было рисование, а вчера…
— Сегодня у нас математика, а завтра….
Эту игру можно провести и на свежем воздухе.
Игра «Что наступило»
Цель: Учить правильно употреблять слова «сегодня», «завтра», «вчера».
Ход игры: У детей карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определённому времени суток. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, затем называет определённое время суток, н-р вечер. Дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. За правильный и хорошо составленный рассказ ребёнок получает фишку.
Игра «Разложи по порядку»
Цель: Закрепление умений ориентироваться во времени, называть части суток.
Ход игры: У детей по одной картинке, на которой определённый временной отрезок. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и построиться по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок что происходило (утро, вечер, день, ночь). Другая подгруппа детей проверяет. Затем дети меняются местами и берут другие картинки.
Игра «Путешествие в утро, день, вечер, ночь».
Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Дети отправляются в путешествие по частям суток. Попадая в одну из частей суток, дети рассказывают, что люди (звери, птицы) делают в данное время суток. Можно создать игровую ситуацию. Н-р, Незнайка заблудился в частях суток. Дети помогают ему выбраться.
Игра «Что мы делаем?»
Цель: Закреплять название частей суток – утро, день, вечер, ночь.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель предлагает детям показать, что они делают утром. Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего – угадать, что изображают играющие. Затем игра продолжается, но вопрос задаётся о других частях суток.
Усложнение – Отгадывает не взрослый, а один из детей.
Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку.
Ход игры: Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д.
Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.
Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7, по-разному расположенными. Правила игры те же.
Четвертый вариант. Карточки цвета радуги. Каждый цвет соответствует дню недели
Игровое упражнение «Составь неделю» .
У каждой команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник, вторым, у которого на карточке – цифра 2 и т. д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.
Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончании строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю начиная с четверга и т. д. Игра повторяется 2–3 раза.
После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная
Цель: Закрепить название дней недели.
Ход игры: Воспитатель называет героев сказки «Рукавичка». Мышка готовила еду по понедельникам, лягушка — по вторникам, зайчик – по средам, а в остальные дни готовила еду лисичка.
— Сколько раз в неделю готовила лисичка?
Игру можно проводить и на других сказках.
Игра «Назови скорей»
Цель: Закрепить умение назвать последовательно дней недели.
Ход игры: Дети образуют круг. Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей и говорит:
«Какой день недели сегодня?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает: «Вторник», бросает мяч другому ребёнку и задаёт свой вопрос, например: «Какой день недели был вчера?» Так роль ведущего переходит от одного ребёнка к другому.
Игра «Неделька, стройся»
Цель: Упражнять в названии последовательности дней недели.
Ход игры: На столе в беспорядке лежат перевёрнутые карточки с цифрами и кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнёров, т. е. подбирают карточки с кружками к цифре, выстраиваются по порядку.
Игровое упражнение «Назови день недели».
Цель: умение последовательно определять и называть дни недели. Воспитатель спрашивает у детей: «Какой день сегодня? В этот же день ушли в поход школьники и вернутся через два дня на третий. В какой день недели вернутся из похода школьники?»
Игровое упражнение «Неделя, стройся».
Воспитатель вызывает к доске 7 детей и предлагает им взять со стола по одной карточке с цифрами от 1 до 7.
Воспитатель уточняет у детей, сколько дней в неделе, просит перечислить их и по сигналу построиться в шеренгу, образуя неделю.
Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
Игровое упражнение повторяется 2–3 раза со сменой детей и дня недели для ее образования.
Подвижная игра «Живая неделя» .
У детей карточки с цифрами. Воспитатель уточняет, какая цифра какой день недели обозначает.
Затем дети делятся на две команды. Воспитатель читает стихотворение, и по мере называния дней недели каждая команда строит свою неделю.
Жаль, всего семь дней в неделе —
Дел навалом у Емели:
В понедельник на печи
Не скучает и во вторник —
Он плетет слону намордник.
Языком молотит в среду
И баклуши бьет соседу.
После дождичка в четверг
Он пускает фейерверк.
Пятница – тяжелый день:
Тень наводит на плетень.
И суббота не суббота:
У него на мух охота.
Но седьмой настанет день —
Сдвинет шапку набекрень…
Потому что воскресенье —
Это праздник и веселье:
И, улегшись на печи,
В общем, трудно жить Емеле…
Было б восемь дней в неделе —
Вот тогда бы он успел
Сделать много важных дел!
Дети перечисляют дни недели.
Воспитатель предлагает ребятам выстроиться в ряд, составив неделю от названного дня (среда, пятница, воскресенье, и проверяет правильность выполнения задания
Вчера, сегодня, завтра.
Цель: Закреплять понятия — вчера, сегодня, завтра. (с мячом)
Ход игры: Дети встают в круг. Воспитатель произносит короткую фразу и бросает мяч. Тот, кому попал мяч, называет соответствующее время. Н-р: воспитатель бросает мяч и говорит: «На почту мы ходили.» «. вчера», — заканчивает фразу ребенок, поймавший мяч. «Занятие по математике у нас было.» «. сегодня». «Рисовать мы будем.» «. завтра» и т. п.
Игра «Вчера, сегодня, завтра» (с мячом)
Цель: Закреплять понятия — вчера, сегодня, завтра.
Ход игры: Дети становятся в круг. Воспитатель бросает мяч кому-то из детей и говорит: «Мы играли в мяч ….» Ребёнок заканчивает фразу, отвечая на вопрос «когда?». Н-р: «Мы пойдём гулять в лес (завтра); новогодний праздник был…. (вчера); и т. д.
Игра «Времена года». Игра с мячом.
Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход игры: ведущий бросает мяч и задает вопрос, ребенок должен ответить и бросить мяч обратно ведущему.
— Какие времена года вы знаете?
— Какой вы представляете зиму?
— А что будет зимой с водой в реках, озёрах, прудах?
— Как приспосабливаются животные к зиме?
— Какое время года наступит после зимы?
— Какие признаки весны вы знаете?
— Какое время года наступит после весны?
— Какие пословицы вы знаете о лете?
Игра «Какое слово подходит?»
Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход игры: Педагог задаёт детям разные вопросы, например: «Месяц зимы
(перечисляет ряд любых месяцев, но среди них должен быть зимний месяц) октябрь, ноябрь, сентябрь, февраль».
Дети отвечают: «Февраль».
Месяц лета … (апрель, май, март, июнь).
Месяц весны … (январь, декабрь, февраль, март).
Время года (март, апрель, вечер, зима).
Части суток… (лето, май, апрель, ночь).
Игровое упражнение «Что сначала, что потом?».
Цель: умение последовательно определять и называть дни недели. На доске вывешены картинки с изображением времен года. Воспитатель читает детям отрывки из стихотворений и предлагает отгадать, о каком времени года идет речь, и найти соответствующие иллюстрации.
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне стоит мороз,
Льдинкой росписи нанес.
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Воспитатель уточняет у детей, какую иллюстрацию они поставили сначала, а какую потом.
Лето, лето к нам пришло,
Стало сухо и тепло!
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком.
Воспитатель спрашивает у детей, после какого времени года наступает лето и где должна располагаться соответствующая иллюстрация.
Осень золото роняет,
Холод пташек угоняет…
До свиданья, лес и луг,
Мы летим на теплый юг.
Воспитатель уточняет месторасположение иллюстрации в ряду. Дети называют времена года по порядку
Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход игры: Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Ведущий бросает кому-нибудь из играющих мяч и спрашивает: «Январь, какой это месяц в году?» Ребёнок, поймавший мяч, отвечает на вопрос. Ответив верно, он становится ведущим и задаёт свой вопрос играющим. Педагог помогает в выборе и формулировке разнообразных вопросов:
— Каким месяцем заканчивается год?
— Назови осенние месяцы?
— Какой месяц идёт после октября?
— В каком месяце день твоего рождения?
Игра «Двенадцать месяцев».
Цель: развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
Ход игры: Воспитатель раскладывает на столе карточки с цифрами от 1 до 12
(изображением вниз) и перемешивает их. Играющие берут карточки и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой, указанной на карточке. Они «превратились» в 12 месяцев. Педагог задаёт вопросы:
Первый месяц, как тебя зовут?
Двенадцатый месяц, назови себя.
Карточки возвращаются на стол, перемешиваются и игра повторяется.
Игра с мячом «Бывает — не бывает»
Цель — развитие вербально — логического мышления, закрепление представлений о признаках времён года.
Ход игры: Дети встают в круг. Педагог называет признак определенного времени года. Ребенок ловит мяч, если этот признак подходит.
Игра «Повтори, не ошибись»
Цель – закреплять названия месяцев (по временам года).
Ход игры: Ребенок называет названия осенних (зимних, весенних) месяцев по порядку по картинкам или без них.
Цель – учить составлять рассказ — сравнения признаков двух времён года или одного времени года по сезонам с одновременной демонстрацией картинок.
Ход игры: Дети сравнивают признаки времён года по картинкам-опорам.
Игра «В какое время года нужны эти предметы?»
Цель – закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе.
Ход игры: Педагог показывает детям изображения времён года и предметов и
предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему
Игра «Домики времён года»
Цель — закреплять представления о временах года и сезонных изменениях в природе, о порядке следования времён года, закреплять названия месяцев.
Ход игры: Педагог показывает детям (ребёнку) домики и рассказывает, что в каждом из них живет определенное время года. Дети определяют (по цвету, в каком домике, какое время года живёт. Затем домики раскладываются по порядку времён года. Дети называют месяцы каждого времени года по порядку, подбирают соответствующие картинки и вставляют их в окошечки. Педагог показывает детям изображения предметов и предлагает определить, в какое время года используются эти предметы и почему. Дети объясняют свой выбор и вставляют картинки в окошечки домов.
Примечание: Домики раздаются детям, каждый ребенок должен назвать время года, его месяцы и подобрать нужные картинки к своему времени года.
Игра «Когда деревья надевают этот наряд?»
Цель – формирование знаний о сезонных изменениях в природе.
Ход игры: Педагог показывает одну из картинок, читает отрывок из стихотворения, описывающего соответствующее время года, и спрашивает детей, когда, в какое время года это происходит в природе.
Игра «Назови времена года, месяцы»
Цель — закрепление названий и последовательности времен года, месяцев по сезонам.
Ход игры: Ребенок раскладывает 4 картинки (времена года) по порядку и называет их. Затем подбирает к каждому времени года по 3 маленьких картинки (месяцы, называет их).
Игра «Четвертый лишний»
Цель – учить исключать лишний предмет из ряда, объяснять принцип исключения.
Ход игры: Педагог показывает детям 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Дети должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.
Дидактическая игра «Назови соседей» .
Цель — закрепление названий и последовательности времен года. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают их и определяют соседей данного времени года, используя предлоги до и после либо слова раньше и позже. (Весна раньше лета, а осень – позже)
Несу тепло с собою,
Вы все меня. Я… (лето).
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Игровое упражнение «Собираем год».
На доске в нарушенной последовательности вывешены картинки с изображением разных времен года. Воспитатель загадывает загадки, дети находят соответствующие картинки-отгадки и восстанавливают последовательность времен года.
Длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает,
Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит – слезы льет.
Кто скажет, кто знает,
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Кто скажет, кто знает,
Дети повторяют названия времен года в нужной последовательности. Затем воспитатель уточняет у детей: «Сколько всего времен года?
Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите осенние месяцы». На доске вывешиваются картинки с изображением осенних месяцев. Воспитатель читает стихи об осенних месяцах, а дети находят соответствующие иллюстрации и располагают их под картинкой с изображением осени.
Источник