Меню

игровая психотерапия упражнения для детей

картотека игротерапии
картотека (младшая, средняя группа)

Эти упражнения особенно подходит для первых занятий и является хорошим способом «сломать лед»,

способствует развитию атмосферы открытости и доверия (является диагностическим).

Скачать:

Вложение Размер
kartoteka_igroterapii_dgg.docx 53.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Цаган-Моринский детский сад «Солнышко»

I БЛОК. Стадии развития творческой группы.

Упражнение «Пересядьте все те, кто…»

Участники садятся по кругу. Водящий стоит в центре круга.

Инструкция : «Стоящий в центре круга предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Этот признак называет ведущий. Например, «пересядьте все те, кто любит мороженное». Участники меняются местами. При этом, кто стоит в кругу, должен постараться успеть занять одно из мест, а тот кто останется без места, выходит в круг и продолжает игру».

Упражнение – игра «Я – Луноход»

Один участник (доброволец) начинает ползать на коленях и говорить: «Я – Луноход – 1». Тот, кто засмеется, становится следующим «Луноходом», ползает и говорит: «Я – Луноход – 2» и так далее, пока все участники станут «Луноходами».

Игра в «фанты»

Игра в «фанты» хорошо известна. Задания должны вызывать смех, раскрепощать. Можно использовать следующие задания:

  • Выглянуть в коридор и крикнуть: «Земля имеет форму чемодана!», «Прокукарекать», закричать «Ура!».
  • Пройтись как такой-то!
  • Сказать любимое выражение близкого человека.
  • Попрыгать на одной ножке и похлопать в ладоши одновременно.
  • Левой ногой почесать себя.
  • Погладить по голове такого-то человека.
  • Попрыгать как лягушка.
  • Встать на колени перед стеной и сказать: «Дурак, есть дурак!» и постоять около стены со скорбным выражением лица 30 секунд.
  • Встать в центре комнаты и сказать: «Я самая красивая!»
  • Встать на колено перед кем-то и сказать: «О свет моих очей, огонь моей Души!»
  • Обнять и поцеловать в щечку такого-то и т.д.

При выполнении заданий важно добиться искренности исполнения.

Упражнение «Браво»

Инструкция: «Кто из вас был в театре или в цирке и видел, как публика восторженно рукоплещет артистам в конце представления? Кто из вас, хотя бы в своих мечтах, хотел оказаться на сцене и заслужить восторженные аплодисменты зрительного зала? Я считаю, что время от времени каждый из нас заслуживает аплодисментов».

Поставьте стул в центре группы и попросите всех плотно окружить его со всех сторон. «Кто из вас хочет первым встать на этот пьедестал и насладиться громом наших аплодисментов?»

В первый раз иногда нужно стимулировать детей хлопать изо всех сил.

Когда они увидят, что аплодисменты приятны стоящему на «пьедестале» участнику, они будут хлопать еще сильнее.

Упражнение можно проводить несколько раз, позволяя трем-четырем детям насладиться аплодисментами группы.

Картотека игр из фольклорной арт-терапии

Игра «Рандеву»

Для выстраивания взаимоотношений и роста доброжелательности.

Перемещаясь по залу и встречаясь, друг с другом, дети должны останавливаться на мгновение и, глядя, друг другу в глаза, говорить приятные вещи, комплименты.

Педагог может предварительно проговорить примеры таких комплиментов.

Комплемент следует подтвердить или прикосновением руки, или кивком головы, что является усиливающим знаком.

Привычка говорить друг другу приятное вырабатывается довольно быстро вне зависимости от настроения и внешних отношений участников группы: на занятии идет ориентация на принцип: «Хорошие – все!»

Это упражнение можно строить и на принципе постепенности: вначале все перемещаются по залу, стараясь не сталкиваться, но глядя в пол.

На втором этапе перемещения происходят с молчаливым контактом глазами и улыбкой, затем – с приветствием словами: потом – с рукопожатием, наконец, с объятиями.

Последний этап достаточно сложен как для детей, так и для взрослых, но тем сильнее его воздействие, работающее на объединение всех участников в одно целое.

Игра «Подарки»

Приятное упражнение, подчеркивающее значимость каждого присутствующего, может оказаться преподнесением друг другу виртуальных подарков.

На первых порах инициативу в свои руки может взять ведущий (педагог).

Преподавателю желательно направлять или корректировать содержательную сторону подарков, чтобы увести детей от материального к душевному (надежда, настроение, радость, улыбку и т.д.), что может явиться важным моментом выстраивания взаимного доверия.

В момент «преподнесения» подарков внимание всех должно быть обращено к одному из группы с самым добрым настроением, с удовольствием от того, что предоставляется возможность сделать другому приятное и от этого почувствовать себя на высоте.

Например, « — веселье!», все повторяют за преподавателем слово «веселье» или всю фразу целиком.

Игра «Освобождение»

Ведущий произвольно перемещается по залу, произнося скороговорки:

В течение всего текста все «летают» по залу, высоко поднимая руки-крылья. Они – гуси. Руки следует поднимать так, чтобы они сходились над головой и опускались до бедра. На последних словах гуси, не сталкиваясь, должны подлететь к «девице» и выстроить вокруг нее круг. По сигналу действие повторяется.

Цель – раскрепощение участников в позе и движении.

Игра-упражнение «Скорость реакции»

1 . Все участники стоят в кругу. Ведущий глазами «договаривается» с кем-либо из членов группы, тот кивает в ответ, давая согласие на его перемещение. Тут же он договаривается глазами с другим человеком, получает его согласие и перемещается на его место, а тот уже «договорившись» с четвертым, следует туда.

Так молча совершаются перестановки, помогая отработать чуткость друг к другу, внимание, быстроту реакции и готовя, друг другу хорошее настроение.

2. Ведущий бросает мячик кому-то из членов группы. Поймавший мяч, должен назвать имя того, кто стоит справа от него. Постепенно возрастает концентрация внимания.

(Усложнить можно использованием нескольких мячей).

Упражнение «Пианино»

Все усаживаются в ряд, кладут свои руки на колени ладонями вверх и закрывают глаза.

Таким образом, создается «клавиатура».

Вначале для ознакомления с игрой каждый из участников, ощутив касания пальцев преподавателя, быстро произносят то, в чем никогда не ошибаются – свое имя.

На втором этапе преподаватель может «раздать» детям различные звуки безотносительно к их высоте или длительности (звуки голосов птиц, животных, мелодии и звуки музыкальных инструментов и т.д.).

Наиболее сложным представляется этап, развивающий музыкальную память: участникам «даются» нотки октавы в ее последовательности, а преподаватель может «сыграть» мелодию.

Можно попробовать еще один вариант игры, при котором участники получают целые музыкальные фразы или слова, складывающиеся в обычные или забавные предложения по мере их «проигрывания» педагогом.

Импровизируйте в поиске радости.

II раздел ЛИЧНОСТНЫЙ БЛОК.

1 этап. Ориентировочно-диагностический.

Упражнение «Назови свое имя»

Инструкция: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени, по кругу.

После проведения упражнения можно провести обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  • Что ты ценишь в себе?
  • Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал?

Информация для ведущего. Детям иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, ведущему важно вовремя поддерживать ребенка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.

Упражнение «Паутина»

Для прочувствованию сплоченности группы.

Материал – клубок ниток.

Инструкция : «Сядьте в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность назвать свое имя и рассказать о себе».

Эту игру начинает ведущий. Он берет клубок ниток и сказав что-то о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив: («договориться» глазами) «Если хочешь, ты можешь назвать свое имя и что-нибудь рассказать о себе, если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему».

Таким образом, все дети оказываются в «паутине».

Поговорите с детьми на разные темы, которые могут способствовать групповой сплоченности.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думает, почему мы составили такую паутину?
  • Что нам помогло создать такую мощную паутину?

После обсуждения паутина распутывается: каждый участник возвращает клубок предыдущему, называя его по имени, пока клубок не вернется к ведущему.

В процессе распутывания нить может запутаться. Такую ситуацию можно прокомментировать с юмором, сказав, например, что члены группы уже «тесно связаны между собой».

Вопросы для обсуждения:

  • Все ли высказались?
  • Что почувствовали?
  • Чьи рассказы заинтересовали?
  • Трудно ли было говорить о себе?
  • Кто в группе вызвал любопытство?

Упражнение «Какой он?»

Может использоваться для активизации участников, и как заключительное: позволяет стимулировать эмоции.

Один из участников (водящий) выходит за дверь, а остальные загадывают кого-то из группы. Водящий, задавая вопрос «Какой он?», должен по качествам, называемым участниками, догадаться, кто был загадан.

Упражнение «20 Я»

Это упражнение особенно подходит для первых занятий и является хорошим способом «сломать лед», способствует развитию атмосферы открытости и доверия (является диагностическим).

Каждому члену группы дается фломастер и бумага.

Инструкция: «Двадцать раз ответить на вопрос «Кто я, какой я?». Используйте характеристики, черты, интересы, чувства для описания себя, начиная каждое предложение с местоимения Я — … если вы уже закончили, приколите листок бумаги на видное место на груди. Затем начинайте медленно ходить по комнате, подходите к другим членам группы, и внимательно читайте то, что написано на листке у каждого. Пожалуйста, ходите молча и только читайте, что написано на листке у остальных. Когда я скомандую «стоп» вы можете остановиться рядом с кем-нибудь и рассказать друг другу о своих ответах».

Возможный вариант : «Можете не показывать свой список всем. Но давайте прочитать свой список тому, кому захотите».

Упражнение «Имя и движение»

Упражнение позволяет прочувствовать себя и свою принадлежность в группе, задействовав свое тело, дает возможность представить себя группе необычным способом.

Инструкция : «встаньте в круг. Сейчас каждый из вас, по кругу, сделает шаг вперед и сделает какое-то движение или встанет в какую-то позу, т.е. представит так себя и скажет свое имя. После этого все мы побудем этим человеком и на счет – раз, два, три! – все вместе повторим его имя и движение»

Можно продолжить упражнение – сделать еще круг, но «изображать» уже иное движение, которое отражает, каким бы ты хотел быть!»

Упражнение «Назови свое имя — 2»

Это упражнение проводится так же, как и упражнение «Назови свое имя»; только каждый последующий участник называет имя и качества предыдущего участника. Кроме того, проводится еще один круг, где каждый участник снова называет свое имя и отрицательное качество (то, что хотел бы в себе изменить или развить).

Вопросы для обсуждения:

  • Что ты чувствовал, когда называли твое качество другие?
  • Трудно ли было назвать свое отрицательное качество?

Диагностика – как воспринимает себя ребенок, как воспринимает его группа.

Упражнение «Доброта»

Это упражнение способствует развитию доверия, сплоченности группы и может быть хорошим в начале работы, т.к. здесь есть обращение к чувствам.

Инструкция: «В каждом из нас, в той или иной степени, развить чувство доброты, доброе отношение к людям. Сейчас мы будем говорить добрые слова о людях. Что вы можете сказать доброго и хорошего о своих близких, знакомых, друзьях. У вас есть 5 минут для того, чтобы подготовиться. Вы самостоятельно выберете людей (лучше из группы), о которых будете рассказывать. Ваш рассказ должен быть кратким, конкретным, при этом нужно подчеркнуть, что именно вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете».

Изучение первичных и вторичных способностей личности.

Упражнение «Паровозики»

Упражнение выполняется в тройках. Каждая тройка представляет собой поезд. «Паровоз» – идет первым с вытянутыми вперед руками, «вагон» – передает управление, «машинист» – управляет всем поездом. При этом у «вагона» и «паровоза» завязаны глаза.

При обсуждении акцент ставится на том, насколько было спокойно в роли «паровоза», который идет первым, но не знает в какую сторону (у него завязаны глаза, как и у «вагона»), насколько можешь доверять «машинисту» и «вагону». Как это было – быть в роли паровоза, вагона, машиниста?

Упражнение «Тростинка на ветру»

Эта игра дает великолепный опыт взаимного доверия для всех возрастных групп.

Инструкция: «Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный. Он волшебный потому, что участники, которые стоят в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре пережил удивительное ощущение. Кто из вас хотел бы первым встать по середине? Становись в центр, ноги поставь на вместе, держись прямо. Все остальные поднимите руки на уровне груди. Когда наш доброволец падает в вашу сторону, вы должны его поймать и осторожно вернуть в исходное положение. Возможно, он захочет упасть в другую сторону, и там его тоже надо поймать и вернуть в исходное положение. При этом очень важно, чтобы участник в центре стоял очень прямо, как будто он деревянный».

Дайте ребенку в центре попробовать свободно падать в разные стороны минуту. В конце упражнения ребенок должен поделится своими переживаниями.

Затем другие становятся в центре круга, хорошо, если все участники группы имеют такую возможность.

Вопросы для обсуждения:

  • Как ты себя чувствовал в центре круга?
  • Мог ли ты доверять кругу?
  • Кого ты опасался?
  • Что для тебя было самым трудным?
  • Пробовал ли ты закрывать глаза?
  • Что ты чувствовал, когда был частью круга?
  • Было ли тебе трудно удерживать других?
  • Хорошо ли вы все справились со своей задачей вместе?

Модификация упражнения – «Поддержка» – выполняется в парах. Один участник падает спиной на руки партнера. По желанию падающего, можно изменять расстояние между партнерами, во многом оно будет зависеть от степени доверия падающего участника поддерживающему.

Упражнение «Терпение»

Все участники садятся спинами в круг, закрывают глаза. Нужно подойти и положить руки на плечи тому, кому захочется, кто тебе больше всех нравится. Ограничений по количеству нет. Ведущий подходит к участникам и поднимает того, кто будет класть так, чтобы другие участники не знали, кто к ним подходит. Задача – ни за что не открывать глаза. Важно терпение – как бы долго не подходили, терпеть и не открывать глаза.

Вопросы для обсуждения:

  • Трудно ли было не открывать глаза?
  • Подглядывал ли?
  • Был ли терпеливым?

Игра «Город Лжецов и Город Правдивцев»

Группа разбивается на 3-4 подгруппы. Одна подгруппа будет жителями города лжецов, другая жителями города – правдивцев.

И одна, две подгруппы будут отгадывающими участниками, они выходят из комнаты. Жители городов договариваются, где расположен их город, как он выглядит, веселый он или грустный, ленивый или трудолюбивый, чем живет, т.е. кто его жители – землевладельцы, скотоводы и т.д. Затем приглашаются отгадывающие. Они должны понять, с жителями какого города они разговаривают. Для этого участники третьей группы могут задавать любые вопросы, надо только помнить, что жители города лжецов будут все время лгать, а жители города правдивцев – отвечать только правду.

  • Как ты догадался, что это город лжецов (правдивцев)?
  • Легко ли было говорить все время правду (ложь)?
  • Что ты чувствовал?

Упражнение «Узкий мост»

На полу ведущий чертит две длинные линии на некотором расстоянии друг от друга. Это будет мост. Выбираются два участника, которые идут с разных концов моста. Задачей каждого является дойти до конца моста. Можно задать дополнительное условие, что оба они торопятся.

Ведущий обращает внимание на то, как они пройдут мост. Сумеют вежливо разойтись или один другого столкнет. Проводится обсуждение.

Упражнение «Бег сороконожек»

Инструкция : «Всаньте по росту, начиная с самого высокого. Теперь первый участник просовывает левую руку между своих ног. Тот, кто стоит сзади, берет его за руку правой рукой , а свою левую руку тоже просовывает между своих ног. Остальные продолжают таким же образом. Итак, получилась целая цепочка. Теперь надо очень аккуратно, чтобы цепочка не порвалась, сделать круг по комнате».

  • Легко или трудно было передвигаться всем вместе?
  • Что помогло (помешало) выполнить упражнение?
  • Ведущий акцентирует внимание на взаимосвязи и медленность выполнения упражнения.
  • Можно после упражнения обсудить ситуацию: «Почему сороконожка опоздала на урок?»

Источник

Читайте также:  степени сравнения простых прилагательных в английском языке упражнения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector