Меню

играйте вместе с ребенком игры и упражнения по развитию речи

Консультация для родителей на тему «Игры и упражнения для развития речи детей»
консультация по теме

C речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно «знать в лицо». В консультации можно рассмотреть, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги. Здесь вы найдете: «Типичные проблемы развития речи дошкольника», «Как развивать?», «Упражнения для развития речи дошкольника»

Скачать:

Вложение Размер
http://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/konsultatsiya_dlya_roditeley.docx 22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему

«Игры и упражнения для развития речи детей»

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно «знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.
  8. Плохая дикция.

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле.. Но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место, все же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.

Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием.

Упражнения для развития речи дошкольника:

1. Упражнение «Беседа по картинке».

Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания пазла или еще какой-нибудь занимательной игры , чтобы у малыша не возникло ощущения «скучного урока». Постарайтесь втянуть ребенку в игру «вопросов-и-ответов». Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы «разговорить» ребенка, используйте вводные фразы («Как ты думаешь (считаешь)?», «А ты встречал что-нибудь подобное …») или предположения («А если бы…», «Может быть здесь имеется в виду. «, «А как бы ты поступил…»). Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Детям необходим образец, чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.

Упражнение «Беседа по картинке» направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. «Папа, дай», «Мама пойдем», «Хочу куклу (машину и т.п.)» – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая «ситуативная» речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.

В этот период при должном воспитании дети начинают осознавать грамматическое строение речи и сознательно «строить» предложения. После трех малыши усваивают основную массу сложных союзов, наречий и вопросительных слов и активно их используют в речи, выстраивая сложные предложения. В речи появляются «если то», «потому что», «из-за», «который», «оттого», «куда», «кому», «кого», «сколько», «зачем», «почему», «как», «чтобы», «в чем», «хотя» и т.п.

Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.

2. Упражнение «Большой – маленький» .

Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 – 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит. Например:

— Смотри, кто это на картинке?

— Да, девочка МЛАДШЕ мальчика, а мальчик ее СТАРШИЙ брат. Мальчик ВЫСОКИЙ, а девочка его НИЖЕ ростом.

— Какая коса у девочки?

— Да, коса у девочки ДЛИННАЯ. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой?

Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Эта проблема касается всей структуры речи: наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий.

3. Чтение (и пение) колыбельных и потешек.

Начиная с самого рождения, читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.

Колыбельные песни и потешки – бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться традицией, очистить свой язык от бесконечных сленговых словечек. Колыбельные и потешки обогащают словарь детей за счет того, что содержат много сведений о предметах и окружающем мире, они обучают детей образовывать однокоренные слова (например, «котя», «котенька», «коток»), позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний, а положительная эмоциональная окраска делает освоение более успешным. Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

Игра подойдет для детей от 3 до 7 лет. Отгадывание загадок разносторонне развивает речь детей. В загадках в сжатой форме даются наиболее яркие признаки предметов или явлений. Поэтому отгадывание загадок формирует у детей способность к анализу, обобщению, умению выделить характерные признаки предмета и делать выводы. Некоторые загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные, переносные значения слов. И, конечно, они учат детей образному мышлению.

Чтобы вызвать у ребенка интерес к доказательству, обращайте внимания ребенка на то, что без доказательства можно предложить другой ответ. Например, всем известная загадка «Красная девица сидит в темнице, коса на улицу». Спрашиваем, что это. Если ребенок догадался об ответе и кричит «морковка», спрашиваем, почему. «Потому что красная». Ну, клубника тоже красная – значит это тоже правильный ответ?

Нужно постараться обратить внимание ребенка на остальные признаки указанные в загадке. Если малыш сообразил и утверждает, что «сидит в темнице» означает – «растет в земле», тогда можно задаться вопросом, а не редис ли это – ведь тоже в земле растет и тоже красный? Теперь обратите внимания малыша и на то, что в темнице сидит именно «она», так что предметы мужского рода (лук, чеснок, редис) сразу отпадают.

Ребенок должен усвоить, что даже мелочи порой играют очень существенную роль в доказательстве. Затем вспомните, что еще растет на грядке. Почему автор загадки не мог иметь в виду свеклу, ведь она тоже вроде красная, когда ее разрежешь? Пусть малыш выскажет свои предположения. Предложите свою версию: свекла на самом деле имеет не красный, а темно-бурый цвет. Попробуйте придумать свои загадки про овощи другого цвета: например, «Желтая девица сидит в темнице» (репа). Объясните, что красота загадки про морковь еще и в том, что словосочетание «красная девица» имеет двойное значение, т.е. автор может иметь в виду вовсе не цвет, а красоту предмета.

Те же самые наводящие вопросы можно использовать и если ребенок не догадался об ответе. Таким образом малыш будет учиться думать и излагать свои мысли, строить рассуждения.

Источник

Картотека «Игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста»
картотека по развитию речи на тему

В картотеке представлены игры для развития речи детй раннего возрста.

Скачать:

Вложение Размер
rech_igry.docx 131.26 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

Цель : развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

1.«Подуем на снежинку».

Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

3.«Плывет, плывет кораблик».

Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

Цель : развитие артикуляционного аппарата.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем,

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

Упражнение «Хобот слоненка».

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

Игры по развитию общей моторики.

Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

Мы идем по кругу, посмотри,

И шагаем дружно: раз, два, три.

Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

А потом, как аисты встали – и молчок.

Подвижные игры с речевым сопровождением.

Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

Мыши водят хоровод Дети — «мыши» — водят хоровод, в середине «спит» «кот» (один из детей)

Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
«Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод!»

На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).

Логоритмические игры с самомассажем.

Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.

Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки

Ножками затопали, ручками захлопали,

Постучим ладошкой по ручкам немножко,

А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

Игры – подражания с речевым сопровождением.

Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

— А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

девочка укачивает куклу).

— О-о-о (разболелся зуб,удивление).

-И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

(карандаш должен быть ребристым).

Катание карандаша по столу вперед- назад,

чтобы карандаш не укатился.

Сначала одной рукой, потом другой.

Игра «Коровка, дай молочка»

Дидактическая задача . Совершенствовать интонационную выразительность речи; развивать мелкую моторику рук.

Воспитатель показывает детям игрушечную корову, которая «пасется на лугу». Предлагает ласково позвать корову: «Коровушка, буренушка, дай молочка». Если дети зовут выразительно, то коровка отвечает: «Му-у-у! Молока кому-у-у!» Ребенок «подставляет горшочек» (ладошки) и выпивает молочко. Если ребенок не достаточно выразительно и ласково просит, то корова отвечает: «Му-у-у! Не пойму-у- у!» Тогда ребенок просит молока еще раз. Вариант игры. Таким же образом воспитатель может предлагать детям обратиться к барашку за шерстью, к курочке за яичком, к гусю за перышком. Ребята, получив подарок от животного, показывают, что будут с ним делать: вязать носочки (круговые движения руками; катать яичко (ладошка о ладошку); рисовать (движения руки в воздухе)

Игра «Лисичка, пляши»

Дидактическая задача . Учить детей различать на слух звучание различных инструментов; подражать звучанию музыкальных инструментов Развивать выразительность интонации голоса. Активизировать речь детей.

Воспитатель приносит в группу музыкальные инструменты (дудочку, ложки, колокольчик), называет их и просит детей повторить названия. Затем сообщает, что под игру этих инструментов любит плясать лисичка. Воспитатель играет поочередно на каждом инструменте и приглашает лисичку (игрушку): «Лисичка, спляши!» Лисичка пляшет. Воспитатель упражняет детей в звукоподражании (ду-ду-ду! тук- тук-тук! динь-динь-динь!). Затем воспитатель убирает инструменты за ширму и просит детей позвать лисичку плясать. Музыкальный инструмент играет, воспитатель помогает детям обратиться к лисичке: «Лисичка, спляши под. ». Ребенок продолжает: «Дудочку!» Если инструмент назван неправильно, то лисичка не выходит плясать.

Дид. игра «Кто как кричит?»

Цель : Развивать речевое внимание детей.

У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик — чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

Дид. игра «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко. Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей). Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал? Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

Воспитатель: Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О- О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках — И-И- И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 20» г. Усинска

Источник

Читайте также:  самостоятельные занятия физическими упражнениями активный отдых
Adblock
detector