Меню

игра и игровое упражнение в математическом развитии дошкольников

Дидактические игры, игровые упражнения и их роль в формировании элементарных математических представлений
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме

Включение в процесс воспитания и обучения дидактических игр приносит заметные результаты, у детей появляются сосредоточенность, внимание, развивается мышление.

Скачать:

Вложение Размер
didakticheskie_igry_igrovye_uprazhneniya_i_ih_rol_v_formirovanii_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy.doc 264.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

По теме: Дидактические игры, игровые упражнения и их роль в формировании элементарных математических представлений.

Воспитатель I категории ГБДОУ №64

Потапова Людмила Анатольевна

  1. Дидактические игры, игровые упражнения — их роль и функции в математическом развитии дошкольника
  1. Характиристика структуры дидактических игр
  1. Место дидактических игр в работе по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
  1. Краткая характеристика дидактических игр и игровых упражнений по дошкольной математике для старшей возрастной группы
  1. Характиристика системы работы по играм
  1. Результаты работы с дидактическими играми
  1. Приложение: дидактические игры для старшей группы
  1. Список использованной литературы

Дидактические игры, игровые упражнения и их роль в формировании элементарных математических представлений.

Математика – один из самых трудных учебных предметов. Она оказывает огромное влияние на умственное и интеллектуальное развитие. Отсюда, одной из наиболее важных задач воспитателя является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Дидактические игры и игровые упражнения – наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного математического материала.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утвержденным в педагогической практике и теории средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, как и каждая другая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети. Она может быть индивидуальной и коллективной.

Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят также игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером синтеза различных видом педагогического воздействия на детей: интеллектуального, нравственно-волевого и эмоционального. Основное назначение дидактических игр – обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических представлений детей (количественных, пространственных, временных).

В дидактических и грах создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Особая роль дидактических игр в обучающем процессе определяется тем, что игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяет ребенку получить собственный опыт.

Однако, игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы в дальнейшей жизни.

Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (этическое) и физическое воспитание.

Особая роль математики – в умственном воспитании, в развитии интеллекта.

Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Необходимо помнить, что формирование и развитие логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Упущения здесь трудновосполнимы. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются приблизительно в возрасте от пяти до одиннадцати лет.

В формировании у детей математических представлений широко используются и занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задач (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-нибудь литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашка). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствует.

Игровые упражнения уменьшают степень нервно-психического напряжения, содействуют созданию положительных эмоций у детей и помогают результативному овладению знаниями. Игровые упражнения проводятся в процессе обучения и притом, только под руководством воспитателя, так как дети не могут самостоятельно организовывать их проведение.

Дидактические игры строятся на основе автодидактизма и самоорганизации детей. Для дидактических игр, как и любой игры с правилами, характерно наличие игрового замысла и игровой задачи. Игровые задачи могут быть самыми разнообразными. Так, например, в игре «Молчок» задача заключается в том, чтобы удержаться и не заговорить или не засмеяться первому, при игре в лото – первому закрыть все клеточки большой карточки, в игре с пирамидкой – собрать ее так, чтобы ребро представляло собой ровную линию и т.д. Разнообразны и игровые действия: подбор предметов или картинок, нанизывание, складывание, передвигание, имитация движений. Они могут представлять собой сложную цепочку, состоящую из ряда отдельных действий или элементов. Действие часто сопровождается речью.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Правила в игре разные: одни из них определяют характер игровых действий и их последовательность, другие регулируют отношения между играющими. Есть правила ограничивающие или запрещающие определенные проявления и действия или предусматривающие наказание за нарушение других правил и совершение запрещенных действий.

Между игровым замыслом, игровыми действиями существует тесная взаимосвязь. Игровой замысел определяет характер игровых действий. Наличие правил помогает осуществлять игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непосредственно. Каждая дидактическая игра требует от участников более или менее длительного и устойчивого внимания: играющий должен внимательно следить за действиями партнеров, за сигналами и т.д.

В дидактической игре формируется умение подчиняться правилам, так как от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные.

Игры с предметами – игры с мозаикой, разным природным материалом, игры с народной дидактической игрушкой (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и т.д.), домино.

Настольно-печатные игры — это разрезные картинки, лото, домино и т.д.

Словесные игры – «Назови число, следующее за данным числом», «Назови соседей числа» и т.д.

Дидактические игры включаются в содержание непосредственно-образовательной деятельности, как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре НОД по формированию математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием НОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи, формирования представлений.

В младшей группе, особенно в начале учебного года, все занятия должны быть проведены в игровой форме.

Дидактические игры уместны и в конце НОД с целью воспроизведения, закрепления изученного. Так, в средней группе во время НОД после ряда упражнений на закрепление названий основных свойств (наличие сторон, углов) геометрических фигур может быть использована игра.

В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения уточнения, закрепления учебного материала. Во время НОД можно использовать те игры, которые можно проводить фронтально.

Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а так же и с подгруппой в свободное от занятий время.

Более широкий простор воспитания самостоятельности в дидактических играх предоставляется детям в отведенные часы игр. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнера, в создании новых игровых вариантов, в выборе водящего. Дидактические игры, используемые в самостоятельной деятельности детей, должны проходить хотя и самостоятельно, но под наблюдением и, в некоторых случаях, руководством воспитателя.

Дидактические игры, будучи развлекательными, эмоциональными, вместе с тем требуют от детей умственного напряжения, подчинения определенным правилам, сосредоточения внимания, сдержанности, усидчивости. А поэтому очень важно определить, в какое время в режиме дня целесообразно проводить самостоятельные дидактические игры детей той или иной возрастной группы.

Решая этот вопрос, воспитатель прежде всего устанавливает степень умственного напряжения, которого потребуют в течении дня занятия и другие режимные моменты до проведения игры и после нее. И второе очень важное обстоятельство – может ли воспитатель уделить достаточное внимание руководству самостоятельными играми детей. Утром – до занятия дети могут поиграть в дидактическую игру, связанную с движениями и с не очень сложными правилами. После занятий, на прогулке, дети должны побегать, а поэтому лучше всего проводить подвижные игры и ролевые Когда же дети устанут от подвижных игр, можно занять (в теплое время года) знакомыми дидактическими играми, которые помогут переключить их энергию в умственную деятельность.

Самый благоприятный период для самостоятельных дидактических игр – это время после дневного сна детей. В это время дети будут бодрыми, активными, могут сосредоточиться и полнее осмыслить структуру новой игры, а так же интересно поиграть в уже знакомые игры. Да и воспитатель в это время не загружен другими делами и сможет уделить больше внимания руководству самостоятельными дидактическими играми.

Самостоятельные дидактические игры, так же как и дидактические игры, которые используются в НОД, должны быть тесно связаны с программой занятий. Они должны способствовать уточнению, закреплению и расширению получаемых детьми знаний. Все дидактические игры построены так, что у детей должны быть необходимые знания. Если необходимых знаний у детей нет, игры не получится, так как воспитатель будет вынужден все время учить детей и забудет об игровом действии.

Поэтому, чтобы дидактические игры обеспечивали разностороннюю деятельность и удовлетворяли интересам детей. Подбирать их нужно придерживаясь программы и опираясь на возраст детей.

Дидактические игры и игрушки располагаются в группе так, чтобы все дети знали, где они могут их взять.

Например, с детьми старшего дошкольного возраста в овладении элементарными математическими представлениями в процессе дидактических игр решаются следующие задачи: твердое усвоение количественного и порядкового счета в пределах 10, количественный состав числа из единиц в пределах 5. Отвечать на вопросы «Который? Какой? Сколько?», уметь делить предметы на 2-4 части, находить величину, форму предметов в окружающей действительности, словами определять положение предмета в пространстве, знать наименование дней недели.

Через игровое действие, правила дидактических игр, необходимо подводить детей к логическому мышлению, заставлять больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т.д.

В целях закрепления программы средней группы с детьми проводятся дидактические игры на закрепление счета на слух в игре «Что я сказала?», закрепление формы на ощупь в игре «Чудесный мешочек», независимость числа от величины предметов дети закрепляют в игре «Которой игрушки не стало?»

Знание геометрических фигур (круг, овал) можно закрепить в дидактической игре «Подбери по форме». Ведущий кладет на стол карточку с изображением круга и говорит: «У кого имеются предметы круглой формы?» Каждый ребенок ищет в своих карточках круглый предмет – шар, пуговицу, мяч, арбуз и т.д.

В игре «Сколько?» закрепляется понимание смысла слова «сколько». На картах, розданных детям, изображены животные. Ведущий показывает число кружков и спрашивает: «Сколько?». Ребенок, обнаружив при подсчете нужное число животных, объявляет: «У меня две коровы» и т.д.

Понятие «Широкий — узкий», упражнение в счете, пространственных ориентировках можно закрепить в дидактической игре «Два бассейна». Дидактическая игра «Счетное лото» может быть использовано для закрепления умений соотносить число кружков с разными предметами и их расположением в пространстве. В дидактической игре «Подумай», кроме счета, пространственных ориентировок, дети учатся правильно пользоваться словесными обозначениями, развивают наблюдательность, внимание, зрительную память. В этой игре используются от 12 до 20 карточек (парных). На каждой из них нарисован дом, дерево, фигурка девочки в различных пространственных соотношениях. Предметы и части окрашены в разные цвета. Эта игра организуется с дидактической задачей — определить сходство и различие, пространственное расположение предметов. Затем дидактическая задача усложняется и т.д.

В старшей группе не только значительно расширяются и углубляются первоначальные математические представления, но и существенно перестраивается работа на занятиях. Большое внимание уделяется формированию произвольного внимания и памяти, развитию умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение), смекалки и сообразительности, развитию интереса к приобретению знаний.

Математические знания детям дают в определенной системе и последовательности. Дидактические игры проводятся в соответствии с принципом усложнения. Игры должны быть подобраны по разделам «Количество и счет», «Форма», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени», распределены по месяцам, в зависимости от прохождения программы на занятии.

В процессе освоения детьми математических знаний вносятся новые игры, усложняются хорошо усвоенные. Организация и проведение игр планируется почти ежедневно (16-20 игр в месяц).

Наблюдения и анализ игр позволяют сделать вывод, что включение в процесс воспитания и обучения дидактических игр приносит заметные результаты. У детей появляются сосредоточенность, внимание, развивается мышление. Дети становятся более организованнее. К концу года они овладевают навыками количественного счета в пределах 10, знают геометрические фигуры, умеют выкладывать силуэты предметов из геометрических форм по представлению.

Источник

Читайте также:  приток крови к органам малого таза упражнения
Adblock
detector