Меню

игр упражнений для обследования фонематического слуха звукопроизношения

Разноуровневые игры и упражнения по формированию фонематического слуха.

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

• Узнавание неречевых знаков.

• Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру.

• Различение слов, близких по звуковому составу.

I. Цель: учить детей узнаванию неречевых знаков.

Со зрительной опорой дети прослушивают все инструменты (знакомятся со звучанием). При повторном воспроизведении соотносят картинку и звучание одного заданного инструмента.

Без зрительной опоры дети должны определить, какой предмет звучит. Логопед предлагает детям прослушать несколько инструментов (барабан и колокольчик, гитара и гармошка и другие).

Без зрительной опоры дети должны повторить серию звучаний, соблюдая последовательность, заданную логопедом.

Детям предлагается прослушать различные звуки и рассказать о том, что они слышат.

Звуки природы : шум ветра и дождя, шелест листьев, стук от града, раскаты грома, журчание воды и др.; соотнести с картинкой.

Звуки, которые издают животные и птицы : лай собаки, мяуканье кошки, карканье вороны, чириканье воробьев и гуление голубей, ржание лошади, мычание коровы, пение петуха, жужжание мухи или жука и т. д.;

Звуки, которые издают предметы: стук молотка, топора; звон бокалов, скрип двери, гудение пылесоса, тиканье часов, шуршание пакета, бумаги; свист чайника, шаги человека и т.д.

Транспортные шумы: сигналы автомобилей, стук колес поезда, скрип тормозов, гудение самолета и т. п.;

Берутся непрозрачные коробочки, заполнить их различными материалами: горохом, гречкой, сахаром, скрепками, нарезанной бумагой. Вначале внимательно прослушиваем звучание каждой коробочки и знакомимся с ее содержимым.

Дети прослушивают звучание всех коробочек. При повторном воспроизведении соотносят картинку — наполнитель и звучание одной из заданных коробочек.

Повторить серию звучаний, соблюдая последовательность, заданную логопедом.

Соотнести картинку – наполнитель и незвучащие коробочки.

Определение на слух направления звука

Источник звука расположен справа, слева, сзади, спереди (используются пищащие игрушки, музыкальные инструменты).

Ребенку завязывают глаза и просят найти ведущего по звуку погремушки (ведущий может менять место не более 3 раз).

Дети передают за спиной друг друга колокольчик, ведущий должен отгадать, за чьей спиной звенел колокольчик.

Формирование чувства ритма. Объясняем, что с помощью знаков можно записывать ритмические рисунки

«Сосчитай удары». В начале упражнение проводится с опорой на зрительный анализатор, затем ребенок закрывает глаза. Отстукиваем на барабане 1 – 7 удара и просим сосчитать их.

По записанному или прослушанному ритмическому рисунку воспроизвести его.

Записать прослушанный ритмический рисунок.

III I II II III II III III IIII

II. Цель: учить детей различению одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру.

Различение звуков, издаваемых тихо (громко).

«Зайчики». Сажаем двух зайцев – большого и маленького. Объясняем, что большой заяц играет громко, а маленький – тихо. Затем воспроизводим то громкие, то тихие удары в барабан. Ребенок должен отгадать, какой из зайцев играл.

«Тихо или громко». Хлопаем в ладони то тихо, то громко. Ребенок должен выполнить действие согласно громкости звука: тихо – ходить, громко – стоять на месте.

Различение звукокомплексов по высоте силе и тембру

Взрослый предлагает сказать ребенку МЯУ:

громко (кот рядом и просит есть);

тихо (кот за дверью);

высоким голосом (маленький котенок);

низким голосом (старый кот).

Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ, КВА, БЕ, КУ-КУ и т.п. «Три медведя»

Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

— Кто сидел на моем стуле?

— Кто ел из моей чашки?

Читайте также:  упражнения по испанскому presente de indicativo

— Кто спал в моей постели?

— Кто же был в нашем доме?

Затем ребенок сам произносит одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

Предметные картинки: изображение трех разных медведей (Михайло Иванович, Настасья Петровна, Мишутка).

Логопед предлагает детям задание: «Узнайте, кто произнес фразу». Ребенок, не видя человека, определяет, кто его позвал.

III. Цель: учить различению слов, близких по звуковому составу.

. Игра «Назови правильное слово».

У детей по два кружка – красный и зеленый. Если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное – красный. (Услышишь правильное название картинки, хлопни).

Логопед показывает картинку и четко произносит звукосочетания:

Бамам, ваван, паман, даван, банан, баван, банам, ванан.

Витамин, витанин, митанин, митавин, фитамин, фитавин, виталим, витаним.

Альбом, альпом, айбом, альмом, аньбом, альном.

Бамт, пант, бант, банп.

Использовать предметные картинки с изображением предметов.

. Игра «Запоминай и повторяй».

Детям предлагался ряд слов:

Панамы – бананы – вагоны – диваны

Бананы – вагоны – диваны – панамы

Вагоны – диваны – панамы – бананы

Детям предлагаются цепочки из четырех слов, они должны выбрать то слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:

Детям предлагается воспроизвести слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными. Логопед называет слоги, а дети повторяют. Слоговые сочетания подбираются в соответствии с речевыми возможностями детей и изучаемыми звуками.

Пта – пто – пту – пты

Кта – кто – кту – кты

Фта – фто – фту – фты

Тпа — тпо – тпу — тпы

тма – тмо – тму – тмы

кна – кно – кну – кны

фка – фко – фку – фкы

пна – пно – пну – пны

Логопед читает детям две стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Дети выбирают одно слово из трех предложенных, чтобы в стихотворении была рифма.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные…(перина, подушка, рубашка)

Ой, ребята, верь, не верь –

От меня сбежала… (кошка, дверь, стенка)

Сказала дверь: «Мой дорогой!

Не открывай меня … (плечом, коленом, ногой)

От грязнули даже стол

Поздним вечером …(сбежал, ушел, ускакал)

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то… (спички, щетку, ножик)

И уехали… (автобусы, трамваи, такси)

Говорила мышка мышке:

— До чего люблю я … (сыр, мясо, книжки)

Сел в машину верный пес,

У него в чернилах … (лапа, шея, нос)

В выходной пошли куда-то

Мама, папа и … (детишки, ребята, малыши)

Катя Лену просит дать

Краски, карандаш … (ручку, тетрадь, книгу).

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке … (жук).

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась … (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери,

Запирайте на ночь … (двери).

Как-то вечером две мышки

Унесли и Маши … (книжки)

Мы собирали васильки,

На головах у нас … (венки).

Логопед читает детям стихотворение, они выбирают из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам – все расставить по местам:

Что скатали мы зимой.

Что построили с тобой.

На крючок в реке попал.

Может все, хоть ростом мал.

(Слова для подстановки: дом, ком, гном, сом)

Я еще задачу дам – все расставить по местам:

Вот печать на простыне — …

Канарейка в ней сидит — …

(Слова для подстановки: сетка, клетка, метка, ветка)

Понятия «метка» и «сетка» нужно уточнить с детьми до чтения стихотворений.

Читайте также:  метод упражнения включает следующие приемы работы

Я опять задачу дам – все расставить по местам:

Что стащил игривый кот.

Детям мамочка плетет.

С гор спускается, течет.

Что за скользкий, ровный лед.

(Слова для подстановки: каток, поток, венок , моток) Понятия «моток» и «поток» уточняются с детьми до начала упражнения.

IV. Цель: учить детей дифференцировать слоги.

Повторить за взрослым слоговой ряд со сменой ударного слога:

Аналогично проводится работа со слоговыми рядами:

Логопед бросает мяч, называет слово с выделением твердых или мягких согласных, затем бросает мяч ребенку, а он должен точно воспроизводит слово, выделяя звук по подражанию.

Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим согласным и разными гласными звуками:

Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим гласным и разным согласным:

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Дети должны научиться различать на слух пары согласных (разные пары звуков) с-ш, с-ц, с-щ. Детям раздаются карточки с изображением букв с, ц, ш, щ, и предлагается задание: «Прослушайте слова и поднимите карточку с той буквой, которую напишите в слове». Слова: шуба, санки, мешок, цапля, самолет, чемодан, птица, песок и т. д. Это задание актуально, для детей, у которых отмечались замены именно этих звуков.

Повторить за взрослым слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости:

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Повторить за взрослым слоговые сочетания с согласными звуками, различающимися по твёрдости-мягкости:

Повторить за взрослым слоговые пары с наращиванием одного согласного звука (для образования стечения):

Затем произносятся слоговые сочетания с гласными О, У, Ы.

Повторить за взрослым слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

ПТА — ПТО — ПТУ — ПТЫ

КТА — КТО — КТУ — КТЫ

ФТА — ФТО — ФТУ — ФТЫ

ТПА — ТПО — ТПУ — ТПЫ

ТМА — ТМО — ТМУ — ТМЫ

КНА — КНО — КНУ — КНЫ

ФКА — ФКО — ФКУ — ФКЫ

ПНА — ПНО — ПНУ — ПНЫ

Повторить за взрослым слоговые пары со сменой согласных звуков в их стечении:

Игра «Назови одинаковые слоги в словах».

Логопед выставляет картинки: малина, машина. Затем предлагает детям прослушать медленное произнесение слова: «маалиинаа», делит слово на слоги: ма-ли-на. На каждый слог дети должны хлопнуть в ладоши и посчитать, сколько в слове слогов. Дети определяют первый слог, второй слог, третий слог. Аналогично проводится задание со словом «машина». Дети находят одинаковые слоги. Также в словах «лодка», «ложка».

Дети сидят в ряд друг за другом. Взрослый называет слог или серию слогов, состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей, на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

Педагог называет 1 слог.

Педагог называет цепочку слогов с оппозиционными звуками. После того, как последний ребенок назвал слоги, уточняется вопрос о сходстве и различие слогов.

Повторить серию слогов и придумать слова с заданными звуками.

V. Цель: учить детей дифференцировать фонемы.

Игра «Различай и повторяй»

Повторить за взрослым сочетания гласных звуков:

Игра «Различай и повторяй»

Взрослый предлагает детям повторять за ним только один определенный звук «Повторяй за мной только звук [С]» — предлагаемый звукоряд: З, С, Ш, С и т.д.

«Повторяй за мной только слоги со звуком [С]» — предлагаемые слоги: АС, ШУ, СУ, ЗА, СЫ, ША и т. д.

Детям предлагается задание: различить на слух твердые и мягкие согласные. Для этого подбираются 2 группы слов: — со звуками [л] [л`], [з] [з`]. Детям дается задание: «Если вы услышите твердый звук, топните ногой, а если мягкий — хлопните в ладоши».

Читайте также:  упражнение скручивание для пресса для девушки

Использовать слова: л – лампа, лист, палка, лошадь, пленка, лимон, лопата;

з – зонт, заяц, зубы, зима, праздник и др.

Цель: учить детей дифференцировать слова со смешиваемыми звуками, находя соответствующую заданному звуку картинку.

Детям предлагаются предметные картинки, они кладут картинку в нужную «корзинку». Использовались фигурные корзинки, на каждой из которых была своя буква (Например: С, Ш).

Игра «Различай и повторяй»

«Повторяй за мной только слова со звуком [С]» — предлагаемые слова: СОМ, ШАПКА, СУМКА, КОСА, ЗАРЯ, КУСОК и т. д.

На наборном полотне выставлены в ряд предметные картинки:

бабочка, вилка, дом, зеркало, корова, лиса, нитки, мяч, пирамидка;

под ними картинки: зонт, волк, лопата, белка, кит, пушка, машина, дятел.

Логопед дает детям задание: «Перед вами два ряда картинок. Нужно переложить во втором ряду картинки так, чтобы первые звуки слов были «братцами» первых звуков слов первого ряда (твёрдый — мягкий). Например, «бабочка», первый звук – [б]. Я положу белку, (первый звук в этом слове – бь), значит [б] и [бь] – братцы.

Детям предлагается прослушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем:

Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит. Мышата шуршат.

Взрослый читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, чем они отличаются друг от друга и сказать слово правильно.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”

Я рубашку сшила шишке (мишке), я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке, грызет, похрустывая, пушки (сушки).

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

Белокрылые хозяйки, над волной летают сайки (чайки).

Из названий изображенных предметов выделить заданный звук. Назвать полученное слово.

Из названий изображенных предметов выделить первый звук. Назвать полученное слово.

Из названий изображенных предметов выделить последний звук. Назвать полученное слово.

Из названий изображенных предметов выделить первую букву. Назвать полученное слово.

Выберите книгу со скидкой:

Йога на каждый день

РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. ТРАНСПОРТ

РАЗУМНЫЕ КАРТОЧКИ. СПОРТ

Виды спорта (обучающие карточки)

Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь (Обложка с клапанами)

Йога Дипика: Прояснение йоги

350 руб. 1160.00 руб.

Мой первый английский. Things that go. Транспорт 7502 РВм19

Похудеть и/или выжить: Как получить результат и не испортить здоровье

Анатомия истории: 22 шага к созданию успешного сценария

Делай ставки, которые делают деньги: Стратегии ставок на спорт

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-085691

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector