Меню

и с бах органная месса третья часть клавирных упражнений

И.С. Бах. Органная месса

К 500-летию Реформации

Играет лауреат международного конкурса

Алексей ШМИТОВ, орган

В 2017 году во всем мире широко отмечается 500-летие Реформации. Центр Евангелическо-лютеранской церкви России – московский собор святых Петра и Павла. Здесь на уникальном историческом органе 1898 года известный московский органист Алексей Шмитов исполнит одно из величайших органных сочинений – «Органную мессу» Иоганна Себастьяна Баха. Она была создана как «Третья часть Клавирных упражнений» — цикл обработок протестантских хоралов, но по своей структуре, масштабу и религиозной миссии во много раз превзошла скромный замысел и превратилась в одно из главных духовных завещаний великого немецкого композитора.

«Третья часть Клавирных упражнений» была завершена в 1739 году к 200-летию посещения Лейпцига Мартином Лютером и торжественной службы, состоявшейся в церкви св. Фомы 25 мая 1539 на праздник св. Троицы. Она содержит обработки хоральных песнопений протестантского богослужения и своей структурой напоминает Катехизис Лютера, состоящий из двух частей: в Большом катехизисе излагаются догматы веры, а Малый катехизис обращен к детям и простому люду. Соответственно, каждый хорал напев баховского цикла, за исключением одного, представлен в двух версиях: развернутой, с использованием всех ресурсов органа, и более скромной, мануальной. В связи с этой особенностью цикла «Третью часть Клавирных упражнений» в прошлом нередко именовали «Органным катехизисом», теперь часто называют «Органной мессой».

Этот опус, созданный в период творческого расцвета композитора, впечатляет своими масштабами и представляет собой циклическую композицию. Его ядро составляют обработки церковных песнопений, тематика которых связана с важнейшими разделами протестантской литургии. Хоральные обработки обрамляются масштабной Прелюдией и фугой ми бемоль мажор, в которых многие усматривают связь с образом Святой Троицы

Читайте также:  влияние физических упражнений на организм человека контрольная работа

Исследователь творчества Баха Филипп Шпитта писал, что, завершив «Третью часть Клавирных упражнений» Бах счел, «что труд его жизни в области органных хоралов в основном завершен. С той поры и до своей смерти он собирал свои старые работы и перерабатывал их, новой же музыки написал немного». Сей факт красноречиво свидетельствует о том, какое значение огромное придавал композитор этому сочинению.

Алексей Шмитов – выдающийся российский органист и композитор. Лауреат Международного конкурса органистов в Германии, член Союза композиторов России, постоянный участник различных международных фестивалей. Он выступал с сольными концертами практически во всех городах России, где установлены органы, гастролировал в Финляндии, Голландии, Франции, Италии, Швейцарии, Ливане, а также в Сирии, где в течение несколько лет был профессором классов органа и клавесина в Высшем институте театра и музыки г. Дамаска. С 2009 г. преподает на кафедре органа и клавесина РАМ им. Гнесиных. В репертуаре органиста романтическая и современная музыка, произведения Ренессанса и эпохи барокко.

В программе: И. С. Бах, «Органная месса» (Третья часть Клавирных упражнений)

Источник

Органная месса

Из Википедии, бесплатной энциклопедии

Органная месса (нем. Orgelmesse) — органная сюита из пьес на cantus firmus и свободных (тематически независимых) пьес, предназначенная для сопровождения католических и протестантских месс в технике alternatim. Была распространена в Италии, Франции и Германии в эпоху барокко.

Исторический очерк [ править | править код ]

Органная месса родилась из органных версетов, древнейшие прототипы которых (на нормативные григорианские мелодии Kyrie и Gloria) находятся в рукописи из Фаэнцы (ок. 1400). Cantus firmus в этих двухголосных версетах выдержан большими длительностями в теноре, на фоне которого разворачивается фактурно оживлённый верхний голос. Аналогичные примеры содержатся в немецких источниках XV века, например, в «Буксхаймской органной книге» (ок. 1460-70), где хорал обработан в старогомофонной (моноритмической) фактуре, четырёхголосно. Гораздо реже в органных версетах использовались обработки мелодий проприя мессы (интроиты в Буксхаймской органной книге, оффертории, градуалы, секвенции) и оффиция (библейских песней и гимнов, как, например, у А. де Кабесона).

Читайте также:  комплекс упражнений для мышц разгибателей

Первые образцы полных органных месс, то есть содержащих все части ординария [1] , принадлежат композиторам т.наз. «второго ряда» в Германии [2] , Франции [3] , Англии [4] и Италии [5] . Три полные органные мессы (Missa Dominicalis, Missa Apostolorum, Missa de Beata Virgine) сочинил Клаудио Меруло (1568).

Расцвет органной мессы пришёлся на XVII век. В это время органная месса культивировалась преимущественно в Италии и Франции. Три полные органные мессы (те же, что у Меруло) содержит сборник Дж. Фрескобальди «Fiori musicali» (1635). В отличие от предшественников, к обработкам хоральных мелодий он добавил свободные (фантазийно-импровизационного характера) прелюдии, интерлюдии и постлюдии, среди которых и знаменитая хроматическая токката (Toccata cromatica per l’Elevazione). Французская органная месса представлена у композиторов Г. Нивера (1667), Н. де Гриньи (1699), Ф. Куперена (две мессы, обе 1690), М. Корретта (1703) и др. Французы на cantus firmus писали только Kyrie, остальные части — на свободную тему. Для французской барочной органной мессы характерно добавление в ординарный цикл оффертория. В Германии органные мессы изредка встречаются и в XVIII в. (Готлиб Муффат).

Третья часть «Клавирного упражнения» И.С. Баха (Clavier-Übung III; опубл. в 1739 г.) была названа «органной мессой» в знаменитой монографии А. Швейцера, которому состав и расположение пьес в этой публикации (сборник из 21 хоральной прелюдии и 4 «дуэтов», обрамлённый вступительной прелюдией и заключительной фугой в одной и той же тональности) показались аналогичными французской (органной) барочной мессе.

Источник

Adblock
detector