Меню

физические упражнения и закаливание детей до года

Здоровый малыш: закаливание детей до года, как правильно проводить и с чего начать?

Наиболее важным профилактическим средством, которое способствует правильному росту и развитию ребенка с первых дней жизни считается закаливание.

Закаливающие процедуры способствуют созреванию всех органов и систем организма, адаптации к условиям окружающей среды, повышают устойчивость организма к различным неблагоприятным условиям внешней среды, чаще к температурным перепадам и укрепляют иммунную систему малыша.

Кроме этого закаливание с первых дней жизни формирует сознательное активное отношение к физическому воспитанию и соблюдению режима дня.

Если комплекс процедур проводиться регулярно:

  • значительно повышается сопротивляемость организма;
  • улучшается кровообращение;
  • стабилизируются адаптивные механизмы;
  • нормализуется обмен веществ;
  • улучшается психоэмоциональное состояние, аппетит и сон.

Особенности и правила закаливания грудничка

С первых дней жизни ребенок уже имеет хорошо развитые механизмы адаптации организма или приспособляемость и врожденную иммунологическую сопротивляемость различным неблагоприятным агентам.

Поэтому если сразу после рождения малышу создаются «тепличные условия» жизни и недостаточное пребывание на свежем воздухе – это постепенно приводит:

  • к отключению врожденных механизмов адаптации крохи;
  • к изменению активности и нормального созревания процессов терморегуляции;
  • к снижению возможностей организма крохи полностью адаптироваться к перепадам температуры и условиям жизни.

Поэтому через месяц или два такой жизни малыш начинает чихать от малейшего сквозняка, появляется физиологический затяжной насморк, а также развивается высокая восприимчивость к респираторным вирусам.

Закаливание малыша с самых первых дней жизни — эффективный и наиболее надежный способ укрепить здоровье и улучшить обмен веществ.

Но при этом оздоровительный эффект закаливания при условии грамотного осуществления и соблюдения главных принципов и правил:

  • закаливающие процедуры проводятся, только если малыш полностью здоров;
  • обязательное условие закаливания – положительный эмоциональный настрой крохи;
  • закаливание начинают при оптимальном температурном режиме в помещении с индифферентных или слабых воздействий с постепенным увеличением силы закаливающего фактора (воздух, солнце, вода).

К основным правилам закаливания относятся:

  • Индивидуальность: все методики закаливания должны проводиться с учетом:
  • возраста;
  • физиологических особенностей организма малыша;
  • поведения;
  • состояния здоровья.
  • Регулярность — все процедуры проводятся ежедневно, но при этом обязательно учитывается:
  • психоэмоциональное состояние ребенка;
  • отсутствие временных или постоянных противопоказаний к проведению закаливания.
  • Постепенность — резкое изменение температурной среды закаливания малыша и температурных перепадов от тепла к холоду часто приводят к стрессу и развитию различных патологий.

Методики закаливания детей до года

Основой процесса закаливания — постоянное и дозированное изменение условий окружающей среды и закаливающих факторов — воздуха, воды и солнечной энергии.

Именно эти естественные природные факторы являются наиболее надежными помощниками для укрепления иммунной системы организма.

Все закаливающие процедуры должны естественно вписываться в обычный распорядок дня и проводиться во время сна, купания, при переодевании малыша и при проведении физических упражнений.

Когда закаливание детям до года противопоказано?

Перед началом проведения закаливающих процедур или при расширении методов закаливания необходимо проконсультироваться с участковым педиатром, а при необходимости провести обследования ребенка.

Постоянными противопоказаниями к проведению закаливания являются:

  • тяжелые соматические заболевания;
  • декомпенсированные пороки сердца ;
  • органическая патология нервной системы;
  • другие серьезные заболевания различных систем организма.

К временным противопоказаниям для проведения закаливающих процедур относятся:

  • врожденная гипотрофия, внутриутробные инфекции, низкие прибавки веса, вялость и общая ослабленность организма малыша;
  • развитие острых респираторных или инфекционных заболеваний, простуд с повышением температуры тела;
  • острые кишечные расстройства;
  • повышенная нервно-рефлекторная возбудимость (решение о начале проведения закаливающих процедур принимается совместно с детским неврологом);
  • быстрое истощение и утомляемость крохи;
  • различные нарушения сна ;
  • анемия ;
  • психоэмоциональное неприятие закаливающих процедур (они не нравятся малышу).

Закаливание ребенка водой

Умывания малыша с первых дней жизни с постепенным снижением температуры воды , но температура воды при купании не изменяется.

  • в первые три месяца вода для умывания ребенка составляет 28 градусов Цельсия ;
  • от трех до шести необходимо постепенно снижать температуру воды для умывания до 25-26 градусов Цельсия ;
  • от шести месяцев до года – температура для умывания крохи составляет 20-24 градусов Цельсия.

Обтирания (проводятся с шестимесячного возраста).

Сначала малыша обтирают сухой фланелевой рукавичкой до слабого покраснения кожи в течение 10 дней:

Затем начинают проводить влажные обтирания в том же порядке — температура воды должна составлять 35 градусов Цельсия.

Постепенно температуру воды снижают до 30 градусов Цельсия.

Обливания после купания — начинают проводить с первого месяца жизни, после адаптации ребенка к процедуре купания – кроху обливают прохладной водой от 26 градусов Цельсия и с постепенным понижением до 23 в течение достаточно длительного времени (в дальнейшем возможно постепенное снижение температуры до 18 градусов у закаленных и полностью здоровых малышей).

Плаванье — это привычный способ передвижения малыша в течение девяти месяцев в водной среде.

Поэтому именно эти профилактические мероприятия доставляют ребенку много положительных эмоций:

  • сначала плаванье в ванночке;
  • в ванной;
  • в бассейне (после 6 месяцев).

Закаливание ребенка воздухом

Этот метод включает:

Закаливание ребенка солнцем

Солнечные лучи оказывают на организм малыша наиболее активное воздействие. Поэтому эти виды закаливания можно начинать применять только после привыкания к двум первым методам (воздушному закаливанию и водным процедурам).

Кожа грудничка очень чувствительна к воздействию ультрафиолетовых лучей, которые могут вызвать как перегревание, так и ожоги.

Читайте также:  как подтянуть ягодицы и бедра упражнениями

Закаливание малыша солнцем проводят в виде:

  • световоздушных ванн;
  • солнечных ванн;
  • ультрафиолетового облучения.

Малыш должен быть обязательно защищен от их прямого воздействия солнечных лучей:

  • белой рубашечкой;
  • кепкой с козырьком;
  • трусиками или штанишками из натуральных тканей (хлопок или лен).

Световоздушные ванны проводятся в теплую безветренную погоду, когда температура воздуха должна быть не выше 30 градусов Цельсия.

Кроха при этом должен находиться под навесом или в тени деревьев, где нет сквозняков.

Эти закаливающие процедуры проводятся:

  • перед приемом солнечных ванн и после их окончания;
  • при противопоказаниях применения солнечных ванн.

Длительность первой процедуры – не более 5 минут, которая постепенно увеличивается до получаса.

Солнечные ванны проводят:

  • в период от 10 до 12 часов дня;
  • после приема световоздушных ванн – организм крохи постепенно адаптируется к температуре и воздействию инсоляции;
  • под рассеянными лучами солнца (под деревом);
  • при температуре воздуха не менее 20 и не выше 30 градусов Цельсия;
  • длительность процедуры около 5 минут с постепенным удлинением до 10 минут.

Закаливающие процедуры должны обязательно дополняться:

  • правильным рациональным питанием;
  • созданием комфортного микроклимата и режима.

Это способствует правильному приспособлению малыша к биоритмам и естественно дополниться двигательной активностью ребенка и регулярным пребыванием на свежем воздухе.

Важно помнить, что закаливание грудных детей — это не только систематическое проведение воздушных и солнечных ванн, обливания водой и купания, а естественный образ жизни и малыш вырастет крепким и здоровым.

Источник

Закаливающие процедуры в дошкольном возрасте. Методика Босоножье, комплексы упражнений: закаливающие дыхание, дыхательная гимнастика, точечный массаж, массаж волшебных точек ушей.
картотека на тему

Комплексы закаливающих процедур

Скачать:

Вложение Размер
zakalivayushchie_protsedury_v_doshkolnom_vozraste.docx 78.53 КБ

Предварительный просмотр:

Закаливающие процедуры в дошкольном возрасте.

Методика Босоножье, комплексы упражнений: закаливающие дыхание, дыхательная гимнастика, точечный массаж, массаж волшебных точек ушей.

Воспитатель Ларичева Н.Д.

Основные принципы проведения закаливающих процедур

— систематичность проведения во все сезоны года,

— постепенность увеличения силы раздражающего воздействия,

— учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка,

— осуществлять закаливание следует только при полном здоровье детей.

Основные факторы закаливания

Закаливание воздухом, водой, солнцем.

Закаливание детей – одно из основных направлений в оздоровительной программе нашего детского сада. Мы проводим обширный комплекс закаливающих мероприятий, способствующих закаливанию наших воспитанников. Это:

  • Соблюдение температурного режима в течение дня.
  • Правильная организация прогулки и её длительность.
  • Соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей, сезонности;
  • Облегчённая одежда для детей в детском саду.
  • Дыхательная гимнастика после сна.
  • Мытьё прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди (индивидуально).
  • Полоскание рта водой комнатной температуры.
  • Комплекс контрастных закаливающих процедур:
  • Ходьба по сырому песку (летом), коврику (в межсезонье).
  • Контрастное обливание ног (летом).
  • Дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий.
  • Переступание из таза с холодной водой в таз с тёплой водой (летом).
  • Хождение босиком по спортивной площадке (летом).
  • Релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия).

Использование элементов психогимнастики на занятиях по физкультуре.

Элементы повседневного закаливания

При проветривании допускается кратковременное снижение воздуха в помещении на 2-4 0

Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды

Сквозное проветривание (в отсутствие детей)

Проводиться не менее 10 минут через каждые 1,5 часа

Утром перед приходом детей

К моменту прихода детей температура восстанавливается до нормальной

Перед возвращением детей с прогулки

Во время дневного сна

В теплое время года проводится в течении всего дневного сна

Утренний прием детей на улице

В теплое время года проводится на улице,

в холодное время года – в зале, в группе

Физкультурные занятия в зале, группе

В теплое время года проводятся ежедневно при температуре + 20 0 — +22 0

Обувь и одежда соответствует метеорологическим условиям

В теплое время при открытых окнах, без маек (избегая сквозняка).

Физичес. упраж., п/и на улице

Упр на дыхание, игровой самомассаж пальчиковые игры, упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки .

Ежедневно ( в гимнастиках, физ.паузах, физ.занятиях, в повседневной деятельности)

В теплое время года проводятся на свежем воздухе.

Упражнения для профилактики переутомления

Релаксация, элементы психогимнастики, физминутки

Ежедневно в течение всего режима дня.

II. Специальные закаливающие воздействия

Полоскание рта кипяченой водой комнатной

Хождение босиком по дорожке здоровья, по ковру, по земле, по траве, по асфальту (см. приложение)

Обширное умывание водой комнатной температуры.

После дневного сна умывание (лицо, руки) с помощью воспитателей.

После дневного сна умывание (лицо, руки) с помощью воспитателей.

После дневного сна. (лицо,руки, шея, грудь)

После дневного сна, занятий физической культурой.

После дневного сна, занятия физической культурой.

Гимнастика после сна

Мытье ног, гигиенический душ теплой водой

После прогулки, в теплый период года

После прогулки, в теплый период года

После прогулки, в теплый период года

После прогулки, в теплый период года

После прогулки, в теплый период года

Дозированные солнечные ванны

В период с 9.00-11.00 (с 3 мин. – 20 мин)

Данная методика повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Виды ходьбы и дозировка

ходьба и бег по одеялу и деревянному настилу

ходьба и бег по ковру в носках

ходьба и бег по теплому песку и траве

ходьба по ковру босиком

ходьба и бег по мокрому песку, траве, асфальту.

ходьба босиком по ковру и в носках по полу. Бег босиком по полу.

Ходьба и бег по земле, воде, асфальту.

ходьба и бег босиком по полу в группе.

ходьба и бег по различным видам почвы, покрытиям земли.

от 5 минут и неограниченно.

свободный бег и ходьба в группе.

Солнечные (воздушные) ванны

Под действием ультрафиолета на кожу, в организме вырабатывается витамин Д, благодаря которому укрепляется костная система. Также солнечные ванны усиливают защитные функции кожных покровов и обмен веществ. Однако пребывание на солнце тоже нужно дозировать, т.к. может быть перегревание организма, а лучший эффект от воздушных ванн получается, когда на коже нет загара.

Начинать такую закалку лучше в безветренную и в нежаркую погоду летом, примерно на 3-5 минут, постепенно увеличивая пребывание на 30-35 минут.

Прогулки на свежем воздухе

Идеальный вариант для детей дошкольного возраста. С ними в детском саду нужно гулять по 2-3 раз в день от 30 минут до 2 часов. Ребенок на прогулках активен, много и с удовольствием двигается.

Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Проводить желательно в первую половину дня с целью гигиенического эффекта и закаливания горла. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36˚, а затем после привыкания снижать на 1˚, каждые 5 дней доведя до 16-18˚.

Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней.

Обтирание

Для его проведения используют рукавичку из мягкой махровой ткани. Ее намачивают в теплой воде, затем слегка отжав, делают обтирание рук ребенка, начиная от кончиков пальцев до плеч, после обтирают грудь, потом живот, спину, ноги до паха. Оптимальное время проведения данной процедуры – перед сном. Температура воды при этом должна быть примерно 27˚, то есть близкой к температуре голой кожи.

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

Рекомендуется для детей младшего возраста, но может быть использован и в работе со старшими детьми. Проводится 2-3 раза в день.

«Поиграем с носиком»

1. Организационный момент

«Найди и покажи носик»

Дети удобно рассаживаются и показывают свой носик взрослому

Игровые упражнения с носиком.

«Помоги носику собраться на прогулку»

Каждый ребёнок берёт носовой платок или салфетку и тщательно очищает свой нос самостоятельно или с помощью взрослого.

Взрослый предлагает детям крепко закрыть рот, чтобы он не мешал гулять и хорошо дышать носу.

Старшим детям можно предложить выключить дыхание ртом, поджав кончик языка к твёрдому нёбу. В обоих случаях вдох и выдох выполняет через нос.

На вдохе ребёнок оказывает сопротивление воздуху, надавливая большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа.

«Носик нюхает приятный запах»

Ребёнок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочерёдно закрывая их указательным пальцем.

«Носик поёт песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поёт: «Ба – бо – бу».

Ребёнок располагает на переносице указательные пальцы и выполняет ими движение к крыльям носа, затем вверх и обратно.

Таким образом, делается как бы растирание.

3. Заключительный этап.

« Носик возвращается домой»

Дети убирают платки и салфетки. Показывают взрослому, что их носик вернулся.

Примечание: Игровые упражнения можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне дружок,
И садись скорей в кружок.
Носик ты быстрей найди,
Тёте . покажи.
Надо носик очищать,
На прогулку собирать.
Ротик ты свой закрывай,
Только с носиком гуляй.
Вот так носик-баловник!
Он шалить у нас привык.
Тише, тише, не спеши,
Ароматом подыши.
Хорошо гулять в саду
И поёт нос: «Ба-бо-бу».
Надо носик нам погреть,
Его немного потереть.
Нагулялся носик мой,
Возвращается домой

Массаж волшебных точек ушей

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возрастов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

1. Организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.

Упражнения с ушками.

«Найдём и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко кажется замёрзло
Отогреть его так можно.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!

1. «ЧАСИКИ»
Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить 10—12 раз.

2. «ТРУБАЧ»
Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4—5 раз.

3. «ПЕТУХ»
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку». Повторить 5—6 раз.

4. «КАША КИПИТ» Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

5. «ПАРОВОЗИК» Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20—30 секунд.

6. «НА ТУРНИКЕ» Стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки—вдох, палку опустить назад на лопатки—длинный выдох. Выдыхая, произносить «ф-ф-ф-ф-ф». Повторить 3—4 раза.

7. «ШАГОМ МАРШ!» Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага—вдох, на 6—8 шагов — выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.

8. «НАСОС»
Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произносить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.

9. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5—6 раз.

10. «ЛЕТЯТ МЯЧИ» Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая, длительное «у-х-х-х-х». Повторить 5—6 раз.

11. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох, опустить руки-вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4—5 раз.

Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5—2 минут. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».

13. «МАЯТНИК»
Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне—выдох, произносить «т-у-у-у-х-х».
Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.

14. «ГУСИ ЛЕТЯТ» Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох, произносить «г-у-у у-у».

15. «СЕМАФОР»
Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны—вдох, медленно опускать вниз—длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3—4 раза.

Эти упражнения ребенок должен выполнять утром и среди дня. В летнее время второе занятие лучше проводить на воздухе во время прогулки.

Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности верхних органов. Точечный массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Точечный массаж можно делать самим, а также можно научить детей.

Точки, которые следует массировать при ОРЗ.

Точка 1. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. Массаж этой зоны уменьшает кашель, улучшает кроветворение ( 15 раз в одну сторону и 15 раз в другую ).

Точка 2. Регулирует иммунные функции организма, повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям ( 15 раз в одну и 15раз в другую сторону )

Точка 3. Область коренных клубочков нижней челюсти. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани ( 15 раз только в одну сторону ).

Точка 4. Шейный узел надо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регуляторами деятельности сосудов головы, шеи, туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата ( 15 раз ).

Точка 5. Она расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонка. Оказывает большое внимание на излечение от таких болезней как грипп, простуда.

Точка 6. Улучшает кровообращение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит ( по 15 раз в каждую сторону).

Точка 7. Улучшает кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга ( по 15 раз в каждую сторону ).

Точка 8. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат ( по 15 раз в каждую сторону ).

Точка 9. Руки человека связаны со всеми органами. При массаже нормализуются

Многие функции организма. Большой палец в центр ладони, а указательным массировать тыльную сторону ладони между указательным и большим пальцами.

Источник

Adblock
detector