Меню

физические упражнения для ребенка грудного возраста

Лечебная Физкультура для детей до 1 года

Гимнастика необходима каждому человеку. При этом, малышам первого года жизни, регулярные физические упражнения помогают не только окрепнуть физически, но и оказывают благотворное психологическое воздействие.

ЛФК для детей до года, правильно и систематически выполняемая, позволяет крохе быстрее начать ходить и говорить. Взаимодействие с любящими родителями улучшает настроение, делает ребенка подвижным и любознательным. Конечно, необходимый комплекс упражнений и правильность их выполнения, обязательно контролируются педиатром, с первых месяцев жизни физкультуру необходимо совмещать с массажем, это позволяет снять повышенный тонус мышц характерный для грудничков.

Цели и задачи ЛФК для детей

ЛФК это не только комплекс упражнений. В понятие лечебной физкультуры входят также массаж, плавание, солнечные и воздушные ванны. Ежедневные занятия тонизируют, улучшают обменные процессы, малыш лучше развивается, происходит становление двигательных реакций.

Тактильный контакт при гимнастике и массаже улучшает настроение, вызывает позитивные эмоции.

Особенно важны упражнения для недоношенных детей или ребятишек у которых имеются проблемы со здоровьем.

Во время гимнастики мышцы усиленно снабжаются кислородом, дыхание становиться более глубоким, а значит укрепляются не только мышцы, активно участвуют в процессе практически все системы организма, в том числе головной мозг. Малыш учится правильно двигаться, переворачиваться, а чуть позже ползать, раньше начинает гулить и становится более общительным. Комплекс упражнений подбирается с учетом возраста и индивидуальных особенностей крохи.

Основная задача ЛФК для детей первого года жизни, нормализовать мышечный тонус крохи и укрепить его организм.

Все упражнения подразделяются на рефлекторные, когда движения выполняются детьми неосознанно, пассивные, если их малышу делает мама и активные, в случае если ребенок их производит сам.

Особенности лечебной гимнастики для малышей

Занятия проводятся ежедневно, не следует выполнять упражнения сразу после кормления или если малыш капризничает и плачет. Не нужно слишком утомлять малыша, нагрузки должны возрастать постепенно. К упражнениям приступают после того, как ему исполнится месяц, гимнастика обязательно чередуется с массажем.

Все упражнения выполняются аккуратно, нежно, без лишних усилий. Во время занятий с грудничком необходимо ласково разговаривать, улыбаться, это поможет крохе быстрее привыкнуть к ежедневной физкультуре, а Вам подарит незабываемые минуты позитивного общения.

Если в процессе гимнастики дитя начинает капризничать, следует отвлечь его, можно ненадолго прерваться и поносить малыша на руках или показать ему яркую игрушку. Далеко не все детки любят выполнять упражнения, но если занятия проводятся ежедневно, быстро привыкают и перестают беспокоиться.

Животик следует поглаживать только по часовой стрелке. Упражнения особо не любимые малышом, следует выполнять последними, после гимнастики и массажа детки крепче и спокойнее засыпают.

Конечно, необходимо следить, чтобы в комнате не было сквозняков, комплекс лучше сочетать с воздушными ваннами, темпера в комнате должна быть 21-23°С.

Если у малыша имеются проблемы со здоровьем, ему не подходят обычные упражнения, в этом случае комплекс подбирается индивидуально и проводить занятия должен врач ЛФК.

Правила проведения ЛФК

Для упражнений идеально подойдет пеленальный или обычный стол застеленный теплой пеленкой. Главное, не скользкая ровная поверхность и возможность свободного подхода к малышу.

Человеку, проводящему занятия, следует тщательно вымыть руки, они должны быть чистыми, сухими и теплыми, чтобы не поранить нежную кожу младенца, нужно коротко остричь ногти, снять часы и украшения.

Занятия начинают, не менее, чем через 45 минут после кормления, помещение, в котором будут проводится гимнастика, тщательно проветривают.

Если малыш плохо себя чувствует, сильно капризничает, следует отменить процедуру до полного восстановления и перед возобновлением занятий обязательно проконсультироваться с педиатром.

Младенца, старше 1 месяца, для занятий можно полностью раздеть, новорожденных детей укрывают пеленкой и поочередно открывают места для массажа. Крохам упражнения чередуют с массажем, с детьми старше 6 месяцев, сначала выполняют необходимые упражнения, а массажем завершают занятия.

По мере взросления, комплексы упражнений усложняются. ЛФК для детей 1-2 лет содержат упражнения с игрушками, в этом возрасте вполне можно проводить совместные занятия, подавая малышу личный пример.

Комплексы упражнений

Все приведенные комплексы упражнений и элементы массажа, рекомендованы исключительно для здоровых малышей.

1-3 месяца

С новорожденными выполняют только рефлекторные упражнения. Они основаны на использовании врожденных рефлексов малыша:

  1. Выкладывание на животик. При этом ребенок рефлекторно поворачивает голову вбок, тренируются мышцы шеи и спины. Если в это время к пяточкам подставить ладони создав легкий упор, он будет пытаться двигаться вперед.
  2. Поглаживание стоп. Следует пальцем осторожно проводить по стопам ребенка, он будет сжимать и разжимать пальчики.
  3. Кроху укладывают на бок и осторожно проводят пальцами с обеих сторон позвоночника, примерно в сантиметре от позвоночного столба. Малыш при этом вытягивает спинку.
  4. Нежно поглаживают ручки и ножки малыша, от пальчиков вверх к плечам и бедрам.
  5. Укладывают малыша на спинку, ножки подтягивают к животу, ручки скрещивают на груди, головка тоже легко направляется к груди. Эта поза называется «эмбрион». Следует зафиксировать малыша на 0,5-1 минуту.
  6. Удерживая ребенка под мышки в вертикальном положении, стопами касаются стола, малыш при этом обязательно начнет перебирать ножками.
  7. С 2 месяцев можно выполнять с ребенком «велосипед», ножки сгибают в коленках, подтягивают к животу и осторожно «крутят педали».
Читайте также:  физические упражнения для шейного и грудного отдела позвоночника

Заканчивают гимнастику поглаживанием животика по часовой стрелке. Это позволяет улучшить пищеварение и избавить малыша от колик. Все упражнения делаются осторожно и сопровождаются ласковой речью и улыбкой.

4-6 месяцев

Ребенок подрос, усложняется и комплекс упражнений. С 4 месяцев можно покачивать его на мяче. Кроху укладывают животиком на специальный мячик с разведенными в стороны ручками и ножками. Необходимо следить, чтобы он не соскользнул с мяча. Затем, упражнение повторяют уложив ребенка на спинку. Такая гимнастика растягивает позвоночник, укрепляет мышцы спины.

  1. Круговые движения руками. Ручки скрещиваются на груди, затем вытягиваются вверх и через стороны возвращаются в исходное положение.
  2. Повороты на живот. Сбоку от ребенка кладут любимую игрушку и ласково поощряют малыша повернуться в ее сторону, затем помогают ему перевернуться на животик.
  3. Поддерживая малыша под мышки помогают ему присесть, а затем выпрямиться.
  4. Ребенка укладывают на ладони на живот, ножками малыш упирается в грудь человека выполняющего с ним упражнения и приподнимают кроху имитируя «самолетик».

В массаже присутствуют поглаживание, растирание, легкие постукивания.

7-9 месяцев

После полугода к знакомым и любимым упражнениям добавляются новые.

  1. Позволив ребенку крепко ухватиться за Ваши пальцы, тяните его вверх, чтобы он упирался пытаясь сесть. Не следует сажать ребенка насильно, просто предоставьте ему опору.
  2. Положив ребенка на живот слегка поднимайте его подложенными под животик ладонями, поощряя его встать на четвереньки. Когда ручки достаточно окрепнут, кладите перед ребенком яркую игрушку, чтобы ребенок дополз до нее.
  3. Игра в «тачку». Ребенка кладут на животик, затем поднимают его ножки, чтобы он двигался вперед перебирая руками.
  4. Занимаясь на фитболе (специальном мяче), следует покачивать малыша и поддерживая его за ножки позволить ему достать лежащую у мяча яркую игрушку.

Комплекс упражнений в этом возрасте занимает 30 минут.

10-12 месяцев

В этом возрасте малыш уже очень активно двигается, многие начинают ходить.

Следует поощрять ребенка собирать яркие игрушки, складывать в корзинку мячики. Если ребенок самостоятельно не ходит, нужно водить его под мышки, устраивать соревнования по совместному ползанью.

Хорошо укрепляет мышцы совместная возня, перелазанье через положенную на полу гимнастическую палочку. Конечно, кроху следует поддерживать, помогать ему, и всячески подбадривать.

Превратите занятия в игру и тогда вместе с ребенком Вы получите море положительных эмоций.

Противопоказания к ЛФК

Даже при очень серьезных патологиях полные противопоказания к занятиям ЛФК встречаются крайне редко, обычно подбирается специальный комплекс, который выполняется под строгим контролем специалиста.

Противопоказаниями к занятиям являются:

  • наличие температуры;
  • тяжелые сердечные патологии;
  • заболевания костей и суставов;
  • острая почечная и печеночная недостаточность;
  • обширные грыжи у малыша.

Постоянный контакт с врачом, ответственное и внимательное отношение к ребенку, залог его хорошего психического и физического развития.

ЛФК важна не только для крох до года, для более старших ребятишек, гимнастика и подвижные игры не менее значимы. Именно поэтому существуют специальные ЛФК для детей 3 лет, при необходимости врач может подобрать ЛФК для ребенка 6 лет и даже более старшего возраста.

Статьи, которые вас могут заинтересовать:

Лечебная Физкультура для детей: видео-примеры Специальный комплекс упражнений лечебной физкультуры (ЛФК) для ребенка приносит пользу и…

Восстановление и тренировки с семилетними детьми Физкультура и ЛФК для детей 7 лет значительно отличается от той,…

Лечебная физкультура для грудничков и совсем маленьких ЛФК для грудничков состоит в том, чтобы помочь ребенку укрепить тело,…

Источник

Физкультура для всех:
для детей и взрослых

Физические упражнения и массаж у детей грудного возраста

Физические упражнения и массаж в детском возрасте

Физическое развитие детей в раннем возрасте определяет их функциональные возможности и уровень здоровья во взрослом состоянии. Двигательная активность у детей грудного возраста формируется на основе безусловных (врожденных) рефлексов, большая часть которых по мере образования условных двигательных рефлексов постепенно угасает и в это время начинают закладываться предпосылки для формирования циклических движений, которые в дошкольном и препубертатном (младшем школьном) возрасте можно автоматизировать на всю жизнь.

Физические упражнения и массаж у детей грудного возраста

Грудным возрастом считается возраст от 1 мес до года. Пульс у новорожденного около 120-140, а к концу года — около 110-120 ударов в 1 мин. Физическое воспитание в этом возрасте выполняет задачи укрепления организма ребенка, выработки у него общей устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды (в том числе и к инфекциям), развития и закрепления двигательных умений в пределах его физиологических возможностей.

Читайте также:  упражнения на автодроме по новой программе видео

Физические упражнения подразделяют на 3 группы: 1-я группа — рефлекторные упражнения, основанные на безусловных рефлексах; 2-я группа — пассивные упражнения; 3-я группа — активные упражнения. Для проведения занятий физическими упражнениями детей грудного возраста в зависимости от особенностей состояния аппарата движения и других систем организма подразделяют на 4 возрастные группы: I — дети в возрасте от 1,5 до 4 мес, II — от 4 до 6 мес, III — от 6 до 9 мес и IV — от 9 до 12 мес.

Занятия гимнастикой всегда сочетают с массажем и проводят в помещении при температуре 20-22° С на пеленальном столе размером 90 — 80 см, а в домашних условиях — на обычном столе. На стол кладут вчетверо сложенное байковое одеяло, сверху клеенку и чистую индивидуальную пеленку. Ребенка на время занятий полностью обнажают. Занятия гимнастикой с массажем следует проводить ежедневно, а у больных детей по показаниям 2-3 раза в день, с интервалом 30-40 мин после или до кормления. Каждое упражнение повторяют по 4-8 раз, общая продолжительность занятий от 6-8 до 10-15 мин. Руки у проводящего занятия и массаж (медицинской сестры, матери и др.) должны быть чистыми, теплыми и сухими, ногти коротко острижены. Пользоваться вазелином и тальком при массаже не следует. Во время занятий и массажа надо вести ласковый разговор с малышом.

Массаж у детей грудного возраста должен проводиться легко и нежно, движением в лучезапястном суставе, так, чтобы на тело ребенка падала только тяжесть кисти. Нельзя массировать суставы. Особенно осторожно массируют области почек и печени. Массаж следует начинать со спины, затем переходить на заднюю поверхность шеи, рук, ног. Далее ребенка кладут на спину и массируют грудь, руки, ноги, живот массируют в последнюю очередь. Продолжительность общего массажа зависит от возраста ребенка, его физического и эмоционального состояния и продолжается вместе с упражнениями от 6 до 10 — 15 мин.

Упражнения и массаж ребенок должен воспринимать как забавную игру.

У детей I возрастной группы (1,5 до 4 мес) при занятиях гимнастикой используют массаж и некоторые рефлекторные упражнения. Рефлекс ползания — если ребенка положить на живот, то он начинает совершать ползающие движения, которые усиливаются, если к подошвам приставить ладонь, ребенок отталкивается от нее ногами. Этот рефлекс угасает к концу 4-го месяца. Робинсона хватательный рефлекс — физиологический рефлекс, проявляющийся в непроизвольном схватывании предметов, появляется у ребенка при надавливании на его ладони, в ответ на это раздражение он так сильно схватывает пальцы проводящего занятия, что его можно поднять вверх. Рефлекс сохраняется до 3-4 мес. Рефлекс разгибания туловища — при проведении с легким нажатием пальцем по околопозвоночной линии от таза к шее у ребенка, лежащего на боку, происходит разгибание туловища. Рефлекс сохраняется до 3-4 мес.

При массаже у детей в возрасте до 4 мес используют только поглаживание, проводимое дифференцированно. Массаж сгибателей проводят с целью снижения их тонуса, поэтому поглаживание должно быть поверхностным и медленным, а при массаже разгибателей с целью повышения их тонуса поглаживание должно быть несколько более глубоким и энергичным. В этом возрасте до полного исчезновения гипертонуса мышц используют только рефлекторные и активные физические упражнения, а из последних доступны лишь выкладывание на живот и с 3 мес — активные движения руками с попытками захвата ярких игрушек.

Примерный комплекс упражнений и массажа для детей в возрасте от 1,5 до 4 мес

1. Выкладывание на живот. 2. Массаж спины. 3. Массаж ног в положении ребенка на животе. 4. Рефлекторное ползание. 5. Массаж рук в положении на спине. 6. Рефлекторное разгибание туловища на правом боку. 7. Массаж ног в положении на спине. 8. Рефлекторное разгибание туловища на левом боку. 9. Рефлекторное упражнение для стоп. 10. Массаж живота.

Общая продолжительность занятий 6-8 мин. У детей II возрастной группы от 4 до 6 мес с весьма ограниченными двигательными умениями после исчезновения гипертонуса сгибателей нижних конечностей основными средствами гимнастики становятся пассивные упражнения в сочетании с массажем и некоторые активные движения (попытки ползания, поворотов на живот и с живота на спину, хватание руками ярких игрушек). В возрасте 5 мес ребенок может сидеть, держась за что-либо руками, но из-за слабости мышц позвоночник резко сгибается, образуя кифоз; поддерживаемый подмышки ребенок стоит прямо, не подгибая ног, делает попытки освободиться от накинутой на лицо пеленки, удерживает в каждой руке по одной игрушке в течение 20-30 с.

В возрасте 6 мес самостоятельно поворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать на четвереньках, хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой. Пассивные упражнения не ускоряют созревание, но являются важным средством укрепления мышц, а также способствуют овладению активными движениями. Важно в этом возрастном периоде укрепить мышцы туловища и особенно спины, так как к 6 мес дети начинают сидеть. Для этого их следует чаще выкладывать на живот, поощрять ползанье на четвереньках, поворотам на спину и со спины на живот.

Читайте также:  какие упражнения можно делать при грыже пищевода видео

Примерный комплекс упражнений и массаж для детей в возрасте от 4 до 6 мес

1. Выкладывание на живот. 2. Массаж спины. 3. «Парение» на животе 3-5 с. 4. Поворот с живота на спину. 5. Отведение рук в стороны и скрещивание их на груди, 4-8 раз. 6. Массаж ног. 7. Поворот на живот. 8. Упражнение в ползании. 9. Поворот с живота на спину. 10. Массаж рук. 11. Сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах, 3-5 раз. 12. Отведение и приведение согнутых ног, 3-5 раз. 13. Массаж живота.

С 4 мес при проведении массажа используют поглаживание, разминание, растирание и похлопывание. Пассивные упражнения также должны проводиться медленно, легко и нежно, чтобы не вызвать болевых ощущений у ребенка. Для развития двигательной активности в этом возрасте во время бодрствования ребенка следует помещать в манеж, где на доступном для него расстоянии подвешивают и раскладывают яркие игрушки.

У детей III возрастной группы (от 6 до 8 мес) заметно увеличиваются двигательные возможности. В 7 мес он может подниматься на четвереньки и ползать, самостоятельно сидеть, поддерживаемый подмышки, он переступает, повторяет многократно отдельные слоги, встает на колени, цепляясь за сетку кровати. В возрасте 8 мес самостоятельно садится и из положения сидя сам ложится, встает, цепляясь за барьер, стоит, поддерживаемый за одну руку, поддерживаемый за две руки делает попытки ходить, пытается хлопать в ладоши. В возрасте 9 мес делает попытки стоять без опоры и ходить за стулом, ходит, поддерживаемый за две руки, садится из вертикального положения, встает на колени, собирает мелкие предметы, достает кубики из ящика, следит за падением бросаемых предметов, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослых, начинает понимать обращенную к нему речь, поэтому часть упражнений он может выполнять по словесному указанию: «возьми», «подними», «сядь» и т. п.

В занятиях физическими упражнениями должны сочетаться активные и пассивные упражнения. Целесообразно в паузах отдыха делать массаж (поглаживание) спины и живота. Во время бодрствования следует создавать условия для ползания на четвереньках и не поощрять сидение и стояние. Желательно для ползания на полу выделить отдельное место в комнате.

Примерный комплекс упражнений для детей в возрасте от 6 до 9 мес

1. Пассивное одновременно поднимание рук вперед, вверх за голову со словесным указанием. Повторить 4-6 раз. 2. Пассивное со словесным указанием сгибание и разгибание обеих ног одновременно. Повторить 5-7 раз. 3. Активный поворот на живот через правый бок по словесному указанию и побуждению игрушкой.

4. «Парение» на животе, 5-7 с. 5. Массаж спины. 6. Ползание на животе, побуждаемое игрушкой. 7. Активный поворот на спину, побуждаемый игрушкой и словесным указанием. 8. Пассивное отведение рук в стороны и скрещивание их на груди со словесным указанием. Повторить 6-8 раз. 9. Массаж живота. 10. Пассивные круговые движения в тазобедренных суставах. Повторить 4-6 раз. 11. Активный поворот на живот через левый бок. 12. Активный поворот на спину через правый бок. 13. Пассивное присаживание со словесным указанием.

У детей IV возрастной группы от 9 до 12 мес отмечается дальнейшее расширение двигательных умений: 11 — 12-месячный ребенок пытается сам снять чулок, ботинок и т. п., хорошо ходит, поддерживаемый за руку, делает первые шаги без поддержки, наклоняется без приседания. Знает название многих предметов, указывает части тела, охотно выполняет требования взрослых, произносит отдельные слова. В 12 мес продолжительность сна снижается до 14-16 ч в сутки. На занятиях гимнастикой в основном применяют упражнения активные и с помощью, большинство которых выполняется в ИП лежа с использованием игрушек, колечек диаметром 7-10 см, палочек длиной 40 см и диаметром 2 см и др. Основной задачей в этом периоде является закрепление и при необходимости направление двигательных навыков. Форсировать занятия гимнастикой не следует.

При закаливании детей в первом полугодии жизни используют только воздушные ванны при температуре воздуха 24-25° С продолжительностью от 3 до 4 мин и длительное пребывание на свежем воздухе, летом — весь день, а зимой при безветреной погоде тепло одетые дети могут находиться на воздухе при температуре не ниже 10° С 2-3 ч, при более низкой — 15-30 мин 2-3 раза в день. С 7-8-месячного возраста, помимо воздушных ванн, длительность которых увеличивается до 30 мин, можно применять и влажные обтирания, начиная с температуры воды 32-33° и постепенно ее снижая до комнатной температуры. Для ребенка грудного возраста с первых недель жизни применяют гигиенические ванны с температурой воды обычно не выше 37° С (36-35° С).

Источник

Adblock
detector