Меню

физические упражнения для подростков доклад

«Влияние физических упражнений на здоровье подростка».
статья по физкультуре на тему

Исследования в области совершенствования физического воспитания позволяют делать выводы о том, что мощным оздоровительным средством для детей является рационально организованная двигательная активность.

Скачать:

Вложение Размер
vliyanie_fizicheskih_uprazhneniy_na_organizm_podrostka.docx 20.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние физических упражнений

на здоровье подростка».

Исследования в области совершенствования физического воспитания позволяют делать выводы о том, что мощным оздоровительным средством для детей является рационально организованная двигательная активность. Двигательная активность, создавая энергетическую основу для работы и формирования систем организма, способствует нормальному физическому и психическому развитию. Учет возрастных особенностей при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми оказывает положительное влияние на их состояние здоровья и динамику физической подготовленности.

По данным исследований лишь 4-5% выпускников школ Российской Федерации могут считаться здоровыми, 70% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

Одной из основных причин высокой заболеваемости у детей в Российской Федерации является низкий уровень двигательной активности. Население России в целом «обеспечено» физической культурой и спортом всего на 30-40% от необходимого, «физиологически обоснованного объема двигательной активности для нормального развития организма» (Н.М. Амосов).

При малоподвижном образе жизни, который ведут большинство современных подростков, уменьшается объем и сила мышц, увеличивается количество жировой ткани, кости обедняются кальцием и становятся менее прочными. Гиподинамия отрицательно влияет и на эмоционально-психическое состояние подростков, они становятся раздражительными и малообщительными, а затем вялыми и равнодушными к тому, что раньше вызывало радостные эмоции.

Научно доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают положительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и другие.

Занятия физкультурой и спортом не только помогают быть тренированным, подтянутым, не только способствуют снижению заболеваемости детей и подростков, но и способствуют более жизнерадостному восприятию окружающего мира, устойчивости к стрессам. Дети, которые дружат со спортом или занимаются физической культурой, обладают более высокой самооценкой, отличаются самоуважением, большей уверенностью в собственных силах.

Виды физических нагрузок и их влияние на организм.

Известно, что движение является основным стимулятором жизнедеятельности организма человека. Еще СП. Боткин отметил, что ни усиленный труд, ни форсированные, утомительные походы сами по себе не в состоянии вызвать расстройства здоровья, если нервные аппараты работают хорошо. И, наоборот, при недостатке движений наблюдается, как правило, ослабление физиологических функций, понижается тонус и жизнедеятельность организма.

Тренировки активизируют физиологические процессы и способствуют обеспечению восстановления нарушенных функций у человека. Поэтому физические упражнения являются средством неспецифической профилактики ряда функциональных расстройств и заболеваний, а лечебную гимнастику следует рассматривать как метод восстановительной терапии.

Физические упражнения воздействуют на все группы мышц, суставы, связки, которые делаются крепкими, увеличиваются объем мышц, их эластичность, сила и скорость сокращения. Усиленная мышечная деятельность вынуждает работать с дополнительной нагрузкой сердце, легкие и другие органы и системы нашего организма, тем самым повышая функциональные возможности человека, его сопротивляемость неблагоприятным воздействиям внешней среды. Регулярные занятия физическими упражнениями в первую очередь воздействуют на опорно-двигательный аппарат, мышцы. При выполнении физических упражнений в мышцах образуется тепло, на что организм отвечает усиленным потоотделением. Во время физических нагрузок усиливается кровоток: кровь приносит к мышцам кислород и питательные вещества, которые в процессе жизнедеятельности распадаются, выделяя энергию. При движениях в мышцах дополнительно открываются резервные капилляры, количество циркулирующей крови значительно возрастает, что вызывает улучшение обмена веществ.

Если же мышцы бездействуют — ухудшается их питание, уменьшаются объем и сила, снижаются эластичность и упругость, они становятся слабыми, дряблыми. Ограничение в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека. Физические нагрузки оказывают разностороннее влияние на организм человека, повышают его устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Диагностика и самодиагностика состояния организма

при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.

Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового врача. Затем, используя советы врачей или специалистов по физической культуре (или популярную методическую литературу), подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и после занятий физическими упражнениями. Для этого проводится диагностика или, если это возможно, самодиагностика. При её проведении тщательно фиксируются объективные показатели самоконтроля: частота сердечных сокращений, артериальное давление, дыхание, вес, антропометрические данные. Диагностика также применяется для определения тренированности занимающегося.

Оценка реакции сердечнососудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины – 75-80.

У физически тренированных людей частота пульса значительно реже – 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов – 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца. В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается.
Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений указывают на аритмичность. Пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца.
Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки.

При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами.
Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается.

Существует много функциональных проб, критериев, тестов-упражнений, с помощью которых производится диагностика состояния организма при физических нагрузках.

Формы физических занятий.

1. Проведение утренней гимнастики или прогулки.

2. Проведение физкультпаузы между уроками, на большой перемене и пр.

3. Пребывание на воздухе не менее 3,5 часов.

4. 5—6-разовое питание, витаминизация, два раза в году (ноябрь-декабрь, январь-февраль) общее УФ-облучение по ускоренной методике с дополнительным приемом аскорбиновой кислоты.

5. Закаливающие процедуры (обтирания, обливания, души, ванны, сауна и пр.).

Распределение школьников по медицинским группам производит врач-педиатр на основании «Положения о врачебном контроле за физическим воспитанием населения СССР» Приказ № 826 от 9.XI.1966 г.». Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьников.

Все учащиеся, занимающиеся физкультурой по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная.

K основной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения, при достаточном физическом развитии.

K подготовительной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями, при недостаточном физическом развитии.

K специальной медицинской группе относят школьников с отклонением в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующим ограничения физических нагрузок.

Для школьников подготовительной и специальной медицинских групп предусматривается ограничение объема физической нагрузки. Степень ограничения нагрузки зависит от состояния здоровья каждого школьника, его заболевания и других показателей.

Физическое воспитание школьников специальной медицинской группы проводится по особо разработанной программе.

Общие рекомендации по физическому воспитанию школьников

Основная группа . 1. Занятия по программе физического воспитания в полном объеме. 2. Сдача каких-либо нормативов. 3. Занятие в одной из спортивных секций, участие в соревнованиях.

Подготовительная группа . 1. Занятия по программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. 2. Занятия в секции общей физической подготовки.

Специальная медицинская группа . 1. Занятия по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы снижаются. 2. Занятия лечебной физкультурой.

Следует заметить, что перевод из одной группы в другую производится при ежегодном медицинском обследовании школьников. Переход из специальной медицинской группы в подготовительную возможен при условии положительных результатов лечения и успехов при занятиях физкультурой, закаливании, то есть при наличии положительной динамики.

Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровоснабжения. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность лёгких. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению связок, суставов, росту и развитию костей.

Физические упражнения окажут положительное воздействие , если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья — это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда , занимаясь физическими упражнениями . Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы , упражнения , требующие существенного напряжения , могут привести к ухудшению деятельности сердца . Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, — только тогда физкультура принесет пользу.

В целях сохранения и укрепления здоровья детей необходимо увеличение двигательной активности, ведение подвижного образа жизни. При этом важно учитывать, что физические нагрузки не безразличны для ребёнка, должны быть правильно организованы и дозированы и зависят от возраста. Раннее начало занятий спортом может оказать неблагоприятное влияние на рост и развитие ребенка.

Источник

Влияние спорта на жизнь и здоровье подростка

Здоровье детей во многом зависит от того, какой образ жизни они ведут. Физические упражнения вырабатывают выносливость, дисциплину, придают уверенности в собственных силах.

С раннего возраста ребенок должен понимать всю пользу занятий спортом, в любом его проявлении. Для начала ребенка приучают к ежедневной зарядке. Физические нагрузки возрастают в зависимости от возраста детей. Их правильное распределение зависит от взрослых людей: тренера, родителей. Дети много времени уделяют компьютерным играм, ведут сидячий образ жизни, который отрицательно влияет на их здоровье, внешний вид. Образуется жировая ткань, кости теряют кальций, деформируется позвоночник, мышцы уменьшаются в объеме. Подростки мало общаются со сверстниками, раздражаются по любому поводу, эмоциональное состояние неустойчиво.

Исследования показали, что занятие физической культурой дисциплинирует подростков. Они более внимательны и усидчивы на уроках. В тех классах, где хотя бы часть детей занимается спортом, уровень знаний выше. Особенно это касается тех, кто посещает кружки по интересам или занимается музыкой. Доброжелательность и позитивное восприятие своего окружения отличает занимающихся спортом от своих сверстников, играющих в виртуальные игры.

Здоровье ребенка определяет физические нагрузки. Не рекомендовано заниматься спортом во время болезни (даже легкой простуды) и сразу после нее. Организм должен восстановиться. Главное не навредить.

Для детей с некоторыми заболеваниями предусмотрена лечебная физкультура. Это целый комплекс мероприятий, направленный на оздоровление детей, исправление имеющихся дефектов. В результате таких мероприятий, как закаливание, массаж, лечебная физкультура удается предотвратить многие заболевания: сколиоз, плоскостопие, отставание в росте и другие. Положительный результат достигается ежедневными занятиями.

Дети-инвалиды, страдающие определенными заболеваниями, особенно нуждаются в комплексе мероприятий по восстановлению функций организма. Сюда входят специально разработанные физические упражнения. Работа кропотливая и продолжительная, но дает положительные результаты: дети начинают обслуживать себя, выполнять определенную работу. В практике известны случаи полного выздоровления.

Внешний вид так же зависит от занятий спортом. Улучшается цвет кожи, исчезают жировые отложения, увеличивается в размере мышечная ткань.

Источник

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «Влияние физических упражнений на организм подростка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. СРЕДНЕБЕЛОЕ»

«ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ ПОДРОСТКА».

1. Копылова Валентина Евгеньевна, 10 класс.

2. Седач Анастасия Валерьевна, 10 класс.

Каплунова Светлана Николаевна, учитель ФК, высшая категория

26 марта 2014 года

Глава I . Теоретическая.

Глава I . Основная часть.

Ход работы________________________________________ 7-27 стр.

Глава III . Заключительная часть.

Выводы___________________________________________2 8 -2 9 стр.

Рекомендации______________________________________2 9 — 30 стр.

Глава I : Теоретическая часть.

Во все времена была известна польза физической культуры. О ней писали, ей посвящали трактаты. Многие великие люди говорили о положительном влиянии движения. Французский врач Симон-Андре Тиссо ( XVIII век) утверждал: «Движение как таковое может заменить любое средство, но все лечебные средства не могут заменить действие движения».

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направления государственной политики в области образования.

Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более.

Данные медицинских осмотров, проводимых на учащихся школы

показывают п онижение зрения более чем у 20 % старшеклассников, нарушение пищеварения на 7 % увеличивается к старшему школьному возрасту, нарушения осанки у 26% учеников.

При изучении научной литературы, в которой говорится о сокращении числа здоровых детей в 4-5 раз за период обучения в школе, о том, что лишь 6-8% выпускников средней школы могут считаться здоровыми, 50% выпускников имеют морфологическую патологию, 42% выпускников хронические заболевания.

Большие умственные и статистические нагрузки в школе отсутствие дополнительной двигательной активности, малоподвижный образ жизни, нерациональное питание, приводят к тому, что у большинства школьников ухудшается зрение, деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы, нарушается обмен веществ, уменьшается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, что приводит к ухудшению состояния их здоровья.

Налицо деградация молодого поколения страны, что самым неблагоприятным образом сказывается на безопасности государства, его обороноспособности, производительности труда в народном хозяйстве, интеллектуальном потенциале. Поэтому мы считаем необходимым, пропагандировать среди подростков значение здорового образа жизни в

-3- целом и значение физических упражнений в частности.

Как же сохранить своё здоровье, добиться высокой работоспособности, профессионального долголетия?

Наиболее оправданный путь увеличения адаптационных возможностей организма, сохранения здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – регулярные занятия физическими упражнениями.

Актуальность выбранной нами темы также заключается и в том, что, к сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижного образа жизни (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием склероза сосудов, а у некоторых — сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов.

Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Мы решили провести исследование среди учеников старшей школы в возрасте 15-16 лет, а точнее среди своих одноклассников учеников 10 класса.

Тема: «Влияние физических упражнений на показатели физического развития подростка».

Цель работы: Изучить индивидуальное физическое развитие подростков 10 класса.

1. Формировать у учащихся жизненной позиции на здоровый образ жизни.

2.Разработать рекомендации по улучшению физического здоровья.

Одним из показателей здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по возрастной смене фаз и периодов развития.

Для оценки физического развития используют результаты измерений человека, которые принято именовать атропометрическими. Фиксируются: рост, (длина), вес (масса) тела, жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ), данные динамометрии кистей и др. Это позволяет дать оценку индивидуального развития учащихся, их соответствие возрастным нормам.

Выполнение антропометрических измерений:

1. Масса тела. Измерения проводились в утреннее время. Исследуемые находятся без верхней одежды и обуви. Масса тела определяется с помощью медицинских (электронных) весов.

2. Рост. При измерении роста испытуемый стоит на платформе ростомера, выпрямившись и касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком.

3. Жизненная ёмкость лёгких. Измерение жизненной ёмкости лёгких производится с помощью воздушного спирометра. Обследуемый предварительно делает вдох, затем выдох. Ещё один раз глубоко вдохнув, он берёт наконечник спирометра в рот и медленно выдыхает воздух в трубку до отказа.

2. Функциональные пробы:

1. Проба с приседанием. Вначале необходимо измерить пульс в покое, затем выполнить 20 приседаний за 30 с и определить время восстановления пульса.

2. Проба с максимальной задержкой дыхания. Характеризует устойчивость организма к гипоксии (кислородному голоданию). Она проводится в двух вариантах: задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) и задержка дыхания на выдохе (проба Генче). В обоих вариантах оценивается продолжительность задержки дыхания и показатель реакции сердечно — сосудистой системы (ПР).

3. Проба с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге). До проведения пробы измерить (подсчитать) пульс за 30 сек. в положении стоя и полученное значение привести к минуте (умножить на 2). В положении сидя спокойно выполнить три глубоких вдоха и полных выдоха, затем снова глубокий вдох, после чего максимально задержать дыхание (при этом рот закрыть, а нос зажать пальцами или носовым зажимом). Время задержки дыхания регистрируется по секундомеру. После возобновления дыхания подсчитать пульс за 30 с и полученный результат привести к минуте (результат умножить на Рассчитать показатель реакции (ПР) сердечно — сосудистой системы на задержку дыхания по формуле:

ПР = Частота пульса после пробы

Частота пульса до пробы

Показатель реакции сердечно — сосудистой системы не должен

превышать значения, равного 1,2. Если получаются более высокие

значения, то это свидетельствует о неблагоприятной реакции

сердечно-сосудистой системы на недостаток кислорода.

4. Проба с задержкой дыхания на выдохе (проба Генчи). До проведения пробы измерить (подсчитать) пульс за 30 сек. в положении стоя и полученное значение привести к минуте (умножить на 2). Спокойно выполнить три относительно глубоких вдоха — выдоха, после чего на выдохе задержать дыхание, надев на нос зажим или зажав его пальцами.

У детей и подростков продолжительность задержки дыхания на выдохе в среднем составляет 12 — 13 сек., у взрослых — 25 — 30 с, у спортсменов — 40 — 60 с и больше. После возобновления дыхания подсчитать пульс за 30 с и полученный результат привести к минуте (результат умножить на 2). Рассчитать показатель реакции сердечно — сосудистой системы по приведенной выше формуле. Показатель реакции сердечно — сосудистой системы не должен превышать значения, равного 1,2. Если получаются более высокие значения, то это свидетельствует о неблагоприятной реакции сердечно — сосудистой системы на недостаток кислорода.

Индекс Скибинского. Характеризует функциональные возможности системы дыхания, устойчивости организма к гипоксии. Сначала измерить пульс на лучевой артерии в покое, в положении сидя. Затем выполнить три глубоких вдоха и полных выдоха, далее снова глубокий вдох, после чего задержать дыхание на максимально возможное время. Время задержки дыхания фиксируется. Далее определяется жизненная емкость легких (ЖЕЛ).

Индекс Скибинского(ИС) вычисляется по формуле:

ИС = ————, где ЖЕЛ — жизненная емкость легких (мл);

ЧСС t — время задержки дыхания (с);

ЧСС — частота сердечных сокращений в

покое в положении сидя (уд/мин).

6. Проба с выполнением физической нагрузки (проба Руффье).

Предназначена для оценки работоспособности сердца в процессе выполнения стандартной физической нагрузки. Сесть и побыть в таком положении в течение 3 — 5 мин, затем определить число ударов пульса за 10 с и умножить на 6 — пульс за 1 мин (Р); в течение 30 с выполнить 30 приседаний, вновь сесть и подсчитать пульс за первые ( P t ) и последние 2) 10 с первой минуты восстановления (показатели

умножить на 6). Расчет индекса Руффье (ИР) производят по формуле:

7. Экспресс — тест Л.Н.Бачериковой (1988). Тест выполняется из упора присев. По команде быстро встать и выполнить хлопок над головой. Затем возвратиться в исходное положение. Упражнение выполняется в максимальном темпе в течение 30 с. Фиксируется количество приседаний (КП). При выполнении теста необходимо полностью выпрямлять туловище, ноги в коленях и не делать подскоков. По окончании теста подсчитать пульс за 10 с. Результат умножить на 6, т.е. определить частоту сердечных сокращений за 1 мин. Провести расчеты комплексной оценки (КО) физической работоспособности по формуле:

1. Для оценки и характеристики физического развития были сформированы две группы детей из числа учеников одного класса (10 класс) основной медицинской группы, т. е. здоровые дети, по результатам медицинского осмотра. В первой группе исследовались дети, ведущие активный образ жизни (посещают спортивные секции, активно участвуют в школьных и районных соревнованиях), а во второй группе дети, ведущие малоподвижный образ жизни.

Гаврюшенко Олег 1. Григорьев Юрий

Мананников Александр 2. Флигерт Сергей

Семес Анастасия 3. Седач Анастасия

Оценка физического развития учеников 10 класса по следующим показателям: рост, вес, сила мышц кисти, жизненная ёмкость лёгких.

1 таблица: Показатели учеников I группы

Источник

Читайте также:  упражнения для снятия глазного напряжения
Adblock
detector