Меню

физические упражнения для нервной системы доклад

Влияние физических упражнений на нервную систему

Содержание

1. Влияние физических упражнений на нервную систему___________________3стр.

Введение

На слаженную работу сердечно-сосудистой и эндокринной систем огромное влияние оказывает нервная система, деятельность которой также во многом зависит от физической активности человека. Установлено, что направленная физическая тренировка способствует расширению функциональных возможностей центральной нервной системы.

Так, спортсмены, использующие в своих занятиях упражнения, которые совершенствуют скорость, силу или выносливость, развивают не только эти качества, но и различные свойства нервной системы: у одних увеличивается сила нервных процессов, у других их подвижность, а у третьих изменяются тормозно-возбудительные соотношения в коре головного мозга. Следовательно, используя различные упражнения, можно направленно влиять и на состояние нервной системы, расширять ее функциональные возможности.

Человека, занимающегося физическими упражнениями и спортом, отличает большая выносливость, работу он выполняет более координированно, быстрее приспосабливается к меняющейся обстановке.

Влияние физических упражнений на нервную систему

Систематические занятия физкультурой улучшают общее состояние нервной системы на всех ее уровнях (кора головного мозга, подкорка, нервно-мышечный аппарат), приводят к глубокой перестройке ее функций.

Спортивная тренировка положительно влияет на нервные процессы — их силу, подвижность, уравновешенность. Тренированный спортсмен способен путем волевых усилий мобилизовать резервные силы организма, чтобы достичь победы. Изумительны способности тренированных спортсменов быстро переключаться на разного рода мышечную деятельность. Тренировка ведет к ограничению чрезмерной возбудимости нервной системы, что отражается на всесторонней деятельности человека: он становится более дисциплинированным в своих движениях (движения точны, четки, уверенны).

Большое значение имеют адаптационно-трофические воздействия коры головного мозга, осуществляемые посредством вегетативной иннервации. Трофическая функция нервной системы отражается на функциональном состоянии систем и органов через симпатическую и парасимпатическую иннервации и мозжечок.

Организм хорошо тренированного спортсмена характеризуется повышенной лабильностью, большой способностью устанавливать в более короткий срок свою деятельность на более высоком уровне, что связано с функциональным совершенствованием центральной нервной системы в процессе тренировки, т. е. выработки временных связей на мышечную деятельность. В процессе упражнений увеличивается сила, уравновешенность и подвижность основных нервных процессов. Благодаря этому быстрее и успешнее устанавливаются условные рефлексы.

Большинство тренированных людей относится к сильному и подвижному типу нервной системы. Под влиянием физических упражнений совершенствуются нервные процессы, которые помогают человеку успешнее настроиться на предстоящую деятельность. Мобилизация всех сил и возможностей особенно удается квалифицированным спортсменам. Подобная настройка организма обнаруживается в отношении самых разных функций организма – дыхание, кровообращение, обмен веществ. Изменение функционального состояния мозга, двигательного аппарата и вообще всех органов при физических упражнениях связано с повышением лабильности тканей.

Источник

Как укрепить нервную систему

Современный мир — подвижный, каждый человек ежедневно сталкивается с огромным количеством людей, лица мелькают в общественном транспорте, на работе, в магазинах, в парках. Также каждого человека в этой жизни подстерегают проблемы и заботы. В такой ситуации, пожалуй, сложно обойтись без стрессов. За устойчивость психики человека «отвечает» нервная система. И, если стрессов почти нельзя избежать, то позаботиться о своих нервах — возможно.

Как укрепить нервную систему? Об этом расскажем в данной статье.

Общие сведения

Для того, чтобы повысить работоспособность, уменьшить утомляемость, лучше сопротивляться стрессам, необходимо укреплять нервную систему. Сделать это помогут следующие способы:

  • закаливание;
  • физические упражнения;
  • отказ от чрезмерного употребления алкоголя, курения, использования психоактивных веществ;
  • использование в питании продуктов, полезных для нервной системы;
  • рациональная организация труда и отдыха, полноценный сон;
  • при необходимости использование лекарственных растений и некоторых медикаментов;
  • психофизические практики, например, йога, медитация.

Закаливание

Закаливание заключается в систематическом, повторном воздействии на организм некоторых внешних факторов: холода, тепла, ультрафиолетовых лучей. При этом происходит модификация рефлекторных ответов организма на эти раздражители. В результате не только повышается устойчивость к холоду, теплу и так далее. Закаливание обладает выраженным неспецифическим действием, которое проявляется в улучшении работоспособности, воспитании воли и других полезных психофизиологических качеств.

Закаливание может быть успешным только при правильном его применении. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:
1. Постепенное повышение силы раздражителя, например, начинать водные процедуры с воды комнатной температуры.
2. Систематичность закаливающих процедур, то есть их ежедневное применение, а не от случая к случаю.
3. Правильная дозировка раздражителя, учитывая, что решающее значение имеет сила раздражителя, а не продолжительность его действия.

Существует много литературы по закаливанию, с помощью которой можно разработать свою личную программу тренировок. При этом не нужно забывать о правиле «все хорошо в меру».

Физические упражнения

Физические упражнения разнообразны. Условно их можно разделить на гимнастику, спорт, игры и туризм. Регулярная физическая активность помогает повысить умственную и физическую работоспособность, замедлить развитие утомляемости, предотвратить многие болезни нервной системы и внутренних органов, а также опорно-двигательного аппарата.

Физические упражнения снимают нервно-психическое напряжение. Это особенно важно для людей, занятых умственным трудом. Чередование умственной работы с физической переключает нагрузку с одних клеток мозга на другие, что способствует восстановлению энергетического потенциала утомленных клеток.
Большое значение для укрепления нервной системы является регулярная ходьба на свежем воздухе. Она сочетает в себе элементы физических упражнений и закаливания, легко дозируется, не требует каких-то финансовых затрат.

Отказ от вредных привычек

Как известно, алкоголь – яд, действующий прежде всего на нервную систему. Он вызывает повышенное возбуждение и нарушает процессы торможения. Длительное употребление алкоголя даже в малых дозах приводит к развитию алкогольной энцефалопатии, заболевания мозга, сопровождающегося, помимо прочего, снижением памяти, нарушением мышления и способности к обучению.

Курение приводит к ухудшению памяти и внимания, снижению умственной работоспособности. Это связано с сужением при курении сосудов мозга и его кислородным голоданием, а также прямым токсическим действием никотина и других вредных веществ, содержащихся в табачном дыме.

Читайте также:  картинки с комплексом упражнений с обручем

Употребление психоактивных веществ приводит к быстрому возбуждению нервной системы, которое сменяется нервным истощением. Это справедливо и для кофеина, который в больших дозах часто ведет к снижению умственной работоспособности.

Правильное питание

Нормальное содержание в пище белка очень важно для состояния высшей нервной деятельности. Он повышает тонус центральной нервной системы и ускоряет выработку рефлексов, улучшает память и способность к обучению. Полезны для нервной системы белки куриного мяса, сои, рыбы. Кроме того, рекомендуется употреблять больше белков с содержанием фосфора. Они содержатся в яичных желтках, молоке, икре.

Нельзя исключать из питания жиры, так как они обладают тонизирующим действием на нервную систему, улучшая работоспособность и эмоциональную устойчивость.

Углеводы – источник энергии для мозга. Особо ценны в этом отношении углеводы, содержащиеся в злаках. Снижение содержания углеводов в организме вызывает общую слабость, сонливость, снижение памяти, головные боли.

Для функции нервной системы очень важны витамины. Недостаток витамина В1 выражается в ослаблении памяти, внимания, раздражительности, головной боли, бессоннице, повышенной утомляемости. Он содержится в хлебе с отрубями, горохе, фасоли, гречке, овсяной крупе, печени, почках, яичном желтке.
Гиповитаминоз В6 — редкое явление, сопровождающееся слабостью, раздражительностью, нарушением походки. Витамин В6 синтезируется в кишечнике, содержится в печени, почках, хлебе грубого помола, мясе.

Из микроэлементов поможет укрепить нервную систему фосфор. В наибольших количествах он содержится в сыре, твороге, яйцах, икре, гречневой и овсяной крупах, бобовых, рыбе и рыбных консервах.
Включение в питание перечисленных веществ поможет укрепить нервную систему.

Режим дня

Режим дня – распределение во времени различных видов деятельности и отдыха, приемов пищи, пребывания на свежем воздухе, сна. Правильный режим дня повышает работоспособность, формирует эмоциональную устойчивость. Режим дня индивидуален для каждого человека и зависит от возраста, профессии, состояния здоровья, климатических и других условий. Желательно, чтобы он был постоянным. Следует учитывать суточный ритм физиологических функций организма, приспосабливаться к нему, увеличивать или уменьшать нагрузки в отдельные периоды суток.

Ночной сон должен длиться не менее 7 часов. Чем моложе человек, тем продолжительнее должен быть сон, тем раньше он должен начинаться. Систематическое недосыпание и недостаточно глубокий сон ведут к истощению нервной системы: появляются раздражительность, быстрая утомляемость, ухудшается аппетит, страдает деятельность внутренних органов.

Наиболее полезен сон, начинающийся не позднее 23 – 24 ч и оканчивающийся к 7 – 8 ч. Детям и пожилым рекомендуется послеобеденный сон продолжительностью 1 – 2 ч. Важно постоянное время отхода ко сну и подъема. Перед сном целесообразна прогулка на свежем воздухе, ужинать следует за 2 – 3 часа до сна. Необходимо создание благоприятной обстановки: тишина, темнота или полумрак, температура воздуха не выше 18 — 20˚С, чистый воздух и удобная постель.

Лекарственные растения и медикаменты

В некоторых случаях для хорошей работоспособности, повышения тонуса нервной системы, улучшения памяти, внимания могут быть назначены фармакологические средства (растения и медикаменты). Помогут укрепить нервную систему отвары и настои с мелиссой, калиной, шиповником, пустырником, ромашкой, валерианой и другими растениями. При подавленности, апатии, слабости могут помочь лимонник, элеутерококк, эхинацея.

Для восстановления баланса возбуждения и торможения иногда назначают лекарственные средства, такие как «Персен», «Ново-пассит» и другие. Большинство из них имеет растительное происхождение. Более серьезные препараты можно принимать только по назначению врача.

Психофизические практики

Самым простым методом укрепления нервной системы является массаж и самомассаж. Существует множество разнообразных методик, суть которых заключена во влиянии определенных физических и умственных нагрузок на деятельность нервной системы. К ним относится прежде всего йога, а также некоторые восточные единоборства. Сочетание медитации и упражнений благотворно влияет на функцию нервной системы.
Не стоит увлекаться сомнительными практиками, предлагаемыми на различных семинарах. Чаще всего они не укрепят нервную систему, а приведут к противоположному результату.

К какому врачу обратиться

Профилактикой заболеваний и пропагандой здорового образа жизни традиционно занимаются терапевты и семейные врачи. Помочь человеку укрепить нервную систему может врач-невролог, нарколог (для отказа от курения, например), специалист по лечебной физкультуре, диетолог, массажист, рефлексотерапевт. Очень полезна бывает помощь психолога и психотерапевта, которые научат пациента преодолевать стресс.

Берегите себя и подписывайтесь на наш дзен канал, удачи!

Смотрите также

Информация предоставляется с целью ознакомления. Не занимайтесь самолечением. При первых признаках заболевания обратитесь к врачу.

Источник

Физкультура для всех:
для детей и взрослых

Почему физические упражнения полезны для нервной системы?

Само собой разу­меется, что каждому человеку хотелось бы обладать безупречной нервной системой — такой, чтобы она, как исправная электронная счетно-решаю­щая машина, всегда находила единственно верный ответ на поставленные задачи, чтобы не медлила и не суетилась, не заставляла «лезть в воду, не спросивши броду» или «махать кулаками после драки».

Как «обзавестись» такой умной и падежной нервной системой? Как приручить свои нервы? Один из способов — заниматься физической культурой.

«Я неоднократно убеждался в том, что когда я, будучи сильно раздражен во время своих опытов, переключаюсь на физическую работу, то быстро успокаиваюсь», — гово­рил о себе великий физиолог И. П. Павлов.

На первый взгляд кажется, что между физкультурой и состоянием нервной системы нет прямой связи, потому что физическая культура —- это нагрузка на мышцы, их трени­ровка, а нервная деятельность — это работа головного моз­га. До поры до времени, до решительного часа человек иногда и не подозревает о скрытых возможностях своего организма и нервной системы, которые сформировались под воздействием регулярных занятий физическими уп­ражнениями, тренировок, но в момент испытания они рас­крываются со всей полнотой.

В холодный ноябрьский день самолет, который пилоти­ровал капитан И. Куницын, вышел из строя. Летчик вы­нужден был катапультироваться. Парашют опустил его в море, в ледяную осеннюю воду Балтики. 68 часов продол­жалось единоборство человека со стихией, отчаянием, холодом. И победил человек, его воля, физическая закален­ность.

Читайте также:  методы исправления ошибок при обучении упражнениям

Это было испытание прежде всего для нервной системы. Очень часто потерпевшие кораблекрушение люди, даже умеющие хорошо плавать, гибнут, не могут продержаться на воде не потому, что иссякли физические силы, а пото­му, что не могут противостоять обуявшему их ужасу, отчаянию, безнадежности. Этот нервный шок парализует силы, расслабляет мускулы, и человек уже не может бо­роться за жизнь, гибнет. Нервная система И. Куницына выдержала суровую проверку и выстояла. Немалое значе­ние имели регулярные спортивные занятия летчика в те­чение ряда лет. У него был спортивный разряд по плава­нию и в беге на 3 и 5 тысяч метров.

Почему же физические упражнения оказываются полез­ными и для нервной системы? Что усваивает она в про­цессе спортивных тренировок? Чему обучается во время занятий физкультурой?

Наш организм — единое целое всех органов и систем, их общую деятельность направляет и координирует нерв­ная система. Что бы ни происходило с организмом, это не проходит бесследно для нервной системы, в большей или меньшей степени отражается па ее состоянии.

Ясно, что всякая резкая активизация, вовлекающая в свою орбиту все органы нашего тела, заставляет считаться с собой и нервную систему. Эти повышенные требования, объявление в организме всеобщей мобилизации заставляет и нервную систему, в особенности же ее разделы, которые заведуют внутренними органами, работать более распоря­дительно, четко. Такая тренировка укрепляет нервную си­стему, развивает ее возможности. Физическая культура, спорт хороши тем, что они постоянно, систематически ста­вят перед организмом трудные задачи и приучают его спра­вляться с ними.

Канадский ученый Селье обратил внимание на то, что различные по своему характеру и происхождению отрица­тельные воздействия на организм: неблагоприятные пси­хологические ситуации, травмы, проникновение микробов и т. п.— вызывают в организме защитную реакцию, в кото­рой участвуют главным образом нервная система ж железы внутренней секреции. Селье назвал такую общую защит­ную реакцию «состоянием напряжения», или стрессом.

Стресс — это максимальное напряжение всех функций организма, состояние, когда все его силы мобилизуются на борьбу с опасностью, чтобы восстановить нарушенное рав­новесие. Благодаря стрессу организм легче справляется с тем тяжелым и неприятным, что на пего обрушивается.

Конечно, компенсаторные возможности организма не безграничны. Если причина, обусловившая стресс, очень сильна или действует продолжительное время, организм истощается.

Это наблюдается, в частности, при перетренировке спортсмена, вызванной тем, что нагрузки намного превос­ходят его силы. То же самое может случиться с новичком в спортивных занятиях, если он захочет сразу, с маху, по­бить рекорд, если неподготовленный юноша побежит с предельной скоростью 1000 метров или «рванет» непосиль­ный вес. В таких случаях в организме могут наступить серьезные нарушения.

Но всякий стресс с благополучным исходом оставляет после себя некоторую устойчивость к будущим испытани­ям. Накопленный организмом опыт мобилизации всех за­щитных сил не пропадает, он помогает преодолевать новые препятствия.

Участие в соревнованиях, когда все силы напряжены до предела, необходимость справляться с большими трени­ровочными нагрузками — все это не один раз на спортив­ную жизнь рекордсмена заставляет его организм объявлять всеобщую мобилизацию. Но именно поэтому спортсмены оказываются лучше подготовленными к преодолению мно­гих трудностей.

Вспомним суровые дни Великой Отечественной войны. Среди героев, совершивших подвиги выносливости, стойко­сти и бесстрашия, очень много людей, крепко друживших со спортом и прославивших свои имена на стадионах, рин­гах, на снежной лыжне и велотреках. Тысячи трудных километров прошел по тылам врага партизанский отряд «Славный», ядро которого составляли спортсмены. В боях с фашистскими захватчиками отличился полк, в котором воевали известные советские спортсмены: Г. Знаменский, Н. Королев, М. Майлахс, Н. Худолеев, А. Якушев и дру­гие. Примером храбрости служил для товарищей Анато­лий Капчинский — боец партизанского отряда Героя Со­ветского Союза Д. Медведева, действовавшего под Ровно. Героическими подвигами отмечен боевой путь многократ­ного чемпиона СССР по академической гребле А. Долгу­шина, семикратного чемпиона страны по классической борьбе Г. Пыльнова, известных боксеров Н. Штейна и Л. Темуряна, отличной лыжницы Л. Кулаковой и многих, многих других представителей советского спорта.

Спорт научил: их свершать невозможное. Одни в боевых операциях непосредственно использовали свои спортивные навыки, как, например, снайпер Людмила Павлюченко или лыжница-партизанка Любовь Кулакова, другие черпали своем спортивном довоенном прошлом великие физиче­ские и нравственные силы.

Партизанский разведчик Леонид Митропольский сумел выполнить жизненно важное для отряда задание — устано­вить связь отдаленной группы со штабом. Для этого он должен был преодолеть 60 километров открытой местно­сти, за которой вели наблюдение немцы. Только один по­мощник был у Митропольского — короткая летняя ночь. Под ее прикрытием он за шесть с лишним часов прошел эти 60 километров. А Митропольский не был бегуном, не участвовал в соревнованиях по спортивной ходьбе. До вой­ны он успешно занимался метанием диска, толканием яд­ра, его организм привык «развивать большие мощности», ему не страшны были сверхнагрузки.

Ветераны спортивной науки, вспоминают, как в трудные месяцы военной зимы к коллективу института физической культуры обратились с просьбой поработать на оборонном заводе, где не хватало рабочих рук. Препода­ватели и студенты стали к металлообрабатывающим стан­кам и, к немалому удивлению заводских специалистов, до­вольно быстро освоили новую работу, начав выполнять и перевыполнять производственные задания. Опять-таки по­мог спорт. Хотя у этих новых рабочих были разные спор­тивные специальности и разная степень физической под­готовленности, но у всех главная распорядительница ор­ганизма

нервная система — благодаря спорту освоила науку экономного и быстрого управления теми процессами, которые необходимы для любой работы.

Читайте также:  упражнение высокие деревья по физкультуре

Преимущества занятий спортом для правильных реак­ций организма проявляются и в том, что спорт как бы про­водит для нервной системы «командирские сборы». Из­вестно, что затраты мышечной энергии требуют много са­хара, и план его поступления * в кровь перевыполняет печень. При умственной работе, характеризующейся боль­шим нервным напряжением, печень тоже работает усилен­но, но мышцам-то в этих случаях избыток сахара не ну­жен, и он остается в крови. Так, у режиссеров студии теле­видения количество сахара возрастает в 1,6 раза против нормы, у диспетчеров метро — в 1,4 раза, а у аэродромных диспетчеров в часы пик анализ крови был, как у больных сахарным диабетом.

Длительная работа, требующая напряжения внимания и быстрых, ответственных решений, вызывает учащение пульса, повышение кровяного давления, изменения в со­стоянии внутренних органов. Для спортсмена, все это — де­ло привычное, а у человека, который ие испытывал напря­женной мышечной деятельности и не тренировал тем са­мым механизмы автоматической саморегуляции своего ор­ганизма, подобные сдвиги могут привести к гипертониче­ской болезни, диабету, язвенной болезни желудка и две­надцатиперстной кишки, нарушению обмена веществ.

Заслуженный деятель науки РСФСР профессор И. М. Саркизов-Серазини утверждал: «Я должен констати­ровать тот неоспоримый факт, что среди спортсменов толь­ко в редких случаях можно встретить больных гипертони­ческой болезнью, тяжелой формой атеросклероза».

Совершенно очевидно, что спортивная деятельность приучает нервную систему более оперативно регулировать диспропорции в работе внутренних органов.

Мозг связан с мышцами очень большим числом нервов. Как известно, от всех органов чувств идут в центральную нервную систему специальные нервы, несущие первичную информацию. Мышцы наряду со своими прямыми обязан­ностями — обеспечивать разнообразные движения тела и отдельных его частей — выполняют также роль органа чувств, сигнализируя с помощью специальных мельчайших приборов о положении тела в пространстве и обо всех дру­гих изменениях в двигательном аппарате. И. М. Сеченов выделил особое — мышечное — чувство. Оно имеет в мозгу мощное представительство: количество чувствующих нервов, идущих в мозг от мышц, не уступает количеству нервов, идущих в мозг от всех остальных органов чувств вместе взятых,

Двигательные нервы, идущие к мышцам, — те, которые передают приказы нервной системы, составляют подавля­ющее большинство всех центробежных, то есть идущих к периферии нервов, так что возможности воздействовать на работу мозга у мышц богатейшие.

Значительная часть коры больших полушарий голов­ного мозга занята двигательной областью. Это — мозговой конец двигательного анализатора. Причем интересно, что чем более сложные, дифференцированные движения производит та или иная группа мышц, тем больше ее предста­вительство в мозгу. Область, ведающая движениями туло­вища, значительно меньше, чем область, управляющая дви­жениями рук. Самое обширное представительство — у кистей.

Наиболее ценное, что могут делать мышцы для нервной системы, — это своей активностью заряжать энергией нервные центры.

Мы уже говорили, что усталость лучше всего снимает­ся работой, но иной по характеру, чем вызвавшая утомле­ние. Если вы устали от чтения, переключитесь на письмо. Чертили—сосредоточьтесь на обдумывании работы. А как быть, если «вообще устала голова», если к концу дня вы переутомились от умственной работы в целом, а не от од­ной какой-либо ее разновидности? Если вы ушли с работы, а мысли не отпускают, не дают вам отдохнуть, заняться другим делом? Вот тут-то и надо включить в работу совсем другие нервные центры — заведующие движениями, и их возбуждение наведет тормозной процесс на утомленные клетки. Во время этой передышки они восстановят свою энергию. Наблюдения, проведенные сотрудниками Инсти­тута физического воспитания и школьной гигиены Акаде­мии педагогических наук РСФСР, свидетельствуют, что после уроков труда и физической культуры умственная ра­ботоспособность учащихся возрастает примерно на 10— 15 процентов. Основной источник этого резерва — пере­ключение внимания, отдых уставших нервных центров. Но бывает, что усталость еще не наступила, об отдыхе думать рано, а все-таки именно в этот момент оказывается полез­ной активность мышц. Допустим, мысль бьется над труд­ной задачей, уже приближается к решению, и тут к этому успешному возбуждению нервных центров «подключает­ся» активность других участков коры, представляющих в мозгу мышцы. Если это второе возбуждение не чрезмерно, а мыслительный процесс уже набрал известную силу и способен главенствовать в коре головного мозга, то обе зоны активности начинают работать содружественно. На­пряженная нервная деятельность выигрывает от этого, она как бы получает подкрепление. Разумеется, такой ме­ханизм «питания» высших нервных центров действует безотказно, если соблюдается чувство меры. На стадионе, принимая старт или осваивая тонкости какого-либо упраж­нения, отбрасываешь все другие мысли, но, выполняя без напряжения, автоматически, хорошо известное движение, иногда помогаешь мысли взбираться вверх. Именно благо­даря такому физиологическому механизму «зарядки на ходу» очень многим людям хорошо думается во время про­гулок.

«Мышечные движения имеют огромное значение для деятельности мозга», — утверждал И. М. Сеченов, отец рус­ской физиологии. Его капитальный труд «Рефлексы голов­ного мозга» — краеугольный камень современного учения высшей нервной деятельности.

Физическая выносливость способствует неутомимости в умственном труде при длительном непрерывном напря­жении нервной системы. Очень полезным оказывается от­работанное благодаря тренировкам умение нервной систе­мы координировать процессы возбуждения и торможения в головном мозгу, чтобы у нервных центров не было просто­ев и всеобщих авралов, умение правильно планировать объем работы внутренних органов, особенно систем крово­обращения и дыхания, в зависимости от интенсивности нагрузки.

Человек, утомляющийся от малейшего физического на­пряжения и, главное, пе умеющий преодолевать первое чувство усталости, обычно не справляется и с нервным на­пряжением. Ему требуются частые передышки, в трудных условиях он не в состоянии выстоять.

Источник

Adblock
detector