Меню

физические упражнения для инвалидов по слуху

Можно ли заниматься спортом при нарушениях слуха?

Многих волнует вопрос возможности занятий детей и взрослых с тугоухостью или глухотой спортом. Сразу хочу отметить, что разумное занятие физическими упражнениями является полезным для всего организма, а также позволяет увеличить шансы сохранения слуха. Последний тезис особенно актуален для взрослых в связи с тем, что частой причиной прогрессирования тугоухости у них являются проблемы с сердечно-сосудистой системой. Спорт высших достижений не является объектом рассмотрения этой статьи, да и о нем с осторожностью нужно думать даже абсолютно здоровым людям.

Чем можно заниматься?

Почти всеми видами физической культуры. При этом есть некоторые ограничения. Согласно клиническим рекомендациям по допуску к занятиям спортом, принятых в России, с I и II степенью тугоухости можно заниматься с использованием любых видов слуховых аппаратов, а единоборствами только с внутриканальными модификациями. Для стендовой стрельбы люди с легкой или умеренной степенью тугоухости должны использовать защитные средства слуха, при тяжелой степени – не допускаются к таким занятиям. Более никаких ограничений для людей со снижением слуха согласно этим рекомендациям нет.

Однако, многие специалисты рекомендуют с осторожностью заниматься тяжелой атлетикой, исключить поднятие тяжестей и прочие нагрузки, которые сопровождаются сильным физическим напряжением, задержкой дыхания. Дело в том, что это приводит к повышению внутричерепного давления, что может оказать негативное влияние на внутреннее ухо.

Пользователям систем кохлеарной имплантации необходимо отказаться от единоборств и других видов спорта, которые сопровождаются ударами в голову.

Несмотря на отсутствие прямых запретов на занятия боевыми искусствами, людям с тугоухостью необходимо соблюдать осторожность – травмы головы могут привести к прогрессированию нарушений слуха.

С двусторонней тугоухостью III-IV степени начинается спорт для глухих, где запрещается использование в зоне соревнований любых слуховых аппаратов и систем кохлеарной имплантации. Существуют даже сурдлимпийские игры, в программу которых входит легкая атлетика, игровые виды спорта, каратэ, дзюдо и т.д.

Как быть со слуховыми аппаратами и речевыми процессорами?

Занятия физической культурой, как правило, сопровождаются усиленным выделением пота. Он является сильным повреждающим фактором для электронных помощников. Поэтому стоит для занятий спортом выбирать влагозащищенные модели аппаратов и использовать электрические устройства для сушки. Также при занятиях спортом есть риски потери слуховых аппаратов и речевых процессоров, а значит стоит использовать дополнительные удерживающие приспособления. При участии в игровых контактных видах спорта стоит рассмотреть возможность отказа от использования своих устройств и сообщить об имеющемся нарушении слуха тренеру, команде, более активно пользоваться визуальным общением.

Несмотря на возможность использования внутриушных слуховых аппаратов согласно рекомендациями при единоборствах, я бы от этого предостерег – все-таки слишком большие риски повреждения.

Источник

Можно ли слабослышащему ребенку заниматься в спортивной секции

Когда дело касается спорта для слабослышащих детей, врачи разделяются на два лагеря. Одни рекомендуют отдать ребенка в секцию, другие волнуются из-за риска возможной травмы. Мы придерживаемся мнения, что тугоухость не препятствует физической активности. Если нет других диагнозов, ребенок может заниматься всеми видами легкой атлетики, плаванием, фехтованием, танцами, лыжными гонками, футболом, теннисом и пр. Ничего не мешает ему подниматься в горы, сплавляться по реке, участвовать в туристском многоборье. Поговорим о том, почему стоит отдавать детей в спортивные секции и когда это делать; дадим рекомендации для тренеров.

Читайте также:  комплекс упражнений для пресса для мужчин с картинками

Почему спорт важен для слабослышащих детей

Физическая активность для детей с тугоухостью – необходимость. Спорт улучшает навыки, которые плохо формируются из-за диагноза:

  • координация становится лучше, из движений уходит неуверенность;
  • приходит в норму статическое и динамическое равновесие;
  • повышается уровень пространственной ориентировки;
  • пропадают отклонения в моторной сфере: пальцы и кисти рук хорошо двигаются;
  • развиваются силовые и скоростные особенности, выносливость.

Повышается уровень социализации – постоянное общение с тренером и сверстниками убирает стеснительность, дает понимание личной и коллективной ответственности. На занятиях слабослышащий ребенок пополняет словарный запас, учится определять тип упражнений визуально и на слух. В результате уровень интеллекта становится выше.

Обычно начало спортивной жизни ребенка соответствует его физической и эмоциональной готовности – 7–9 лет. Отдавать в секцию 3–5-летних малышей нецелесообразно: их словарный запас беден, из-за чего возникают проблемы в коммуникации. К тому же дети пока не понимают, чем хотят заниматься. Поэтому секцию выбирают родители. Такой подход заканчивается психологической неудовлетворенностью малыша, моральной и физической усталостью от нелюбимого занятия.

Правила безопасного посещения спортивных секций

Нежелательные виды спорт для слабослышащих определяются диагнозом. Если у ребенка тугоухость III или IV степени, не отдавайте его на занятия, где возможны травмы головы (бокс, карате, ушу и пр.) и натуживание при силовых упражнениях. Но окончательное решение принимает лечащий врач и сурдопедагог.

Основная боль родителей, отдающих детей в спорт, – сохранность слухового аппарата. Чтобы он оставался целым, готовьтесь к первому занятию сами и рассказывайте правила поведения ребенку:

  • Купите водонепроницаемый чехол для слухового аппарата, если спорт связан с водой (плавание, ориентирование на местности, сплавы). В первое время не снимайте прибор. Это придает ребенку уверенности: он знает, что услышит тренера в непредвиденной ситуации. Для последующих занятий без аппарата обзаведитесь водоизоляционными берушами: они закроют слуховой проход от воды.
  • На первом занятии (особенно в парных и командных видах спорта) сообщите другим детям об особенности ребенка. Это спасет его от конфликта на почве недопонимания – вовремя не услышанное распоряжение тренера может стать причиной проигрыша в соревновании.
  • Заранее узнайте об освещении спортивного зала, так как ребенку предстоит дополнительная нагрузка. В школе за партой он находится в относительной близости к учителю и различает его мимику даже в полумраке. Тренер в зале может быть далеко, и ребенок растеряется.
  • Слуховые аппараты последних поколений очень чувствительны. Чем больше «тонкой» электроники, тем тщательней ухаживайте за прибором. Сушите после каждого занятия и регулярно ходите к специалисту на техническое обслуживание.

Обязательно используйте таблетки для просушки аппарата

Рекомендации для тренера по работе со слабослышащим ребенком

Секции редко «заточены» под работу со слабослышащими детьми. Это значит, что тренер, сам того не желая, может сделать сотрудничество с ребенком невыносимым. Если руководство выбранного зала сообщает об отсутствии опыта, придите на выручку тренеру и персоналу советами. Их вы получите у сурдопедагога.

Основные рекомендации для тренера:

  • Помогать подопечному выстроить режим дня и обрести полезные привычки. В том числе привычку ухаживать за слуховым аппаратом после занятия. Отклоняться от общей программы необязательно, если нарушение слуха у вашего ребенка незначительное.
  • Выбирать нагрузку в соответствии с диагнозом (нормы нагрузки подскажет врач).
  • Формировать словарный запас ребенка – знакомить с названиями приемов, инвентаря. Демонстрировать упражнения и сопровождать их речевым пояснением. Так ребенок усвоит технику выполнения, ее описание и научится передавать информацию о ней другим.
  • Закреплять знания о физической активности устно, визуально и письменно. Выделить ребенку методичку или учебник, чтобы вы занимались дома.
Читайте также:  упражнения йогой для детей дошкольного возраста

Вместо заключения

Лиза Барбатина с тренером

Желаем не ошибиться в выборе секции и прислушаться к мнению ребенка – ведь важно, чтобы он занимался с радостью.

Расскажите или сохраните себе:

Еще в О слухе

Одного логопеда недостаточно?

Ребенок месяцами занимается с логопедом, но родители считают, что эффекта нет. Когда это необоснованная тревога, и нужно просто подождать, а когда – объективная оценка и пора обращаться к сурдологу, а заодно и к другим специалистам?

Электросушка для слуховых аппаратов: почему она является необходимым аксессуаром и как ее выбрать

Влага – главный «враг» слуховых аппаратов. О том, откуда она берется, почему от нее важно избавляться и как правильно это делать, поговорим сегодня.

Слышать хорошо – это счастье. В любом возрасте

Очень многие считают, что возрастное снижение слуха – это норма, с которой делать ничего не надо. Просто принять и жить дальше. Но мы точно знаем, что это не так. От того, насколько хорошо человек слышит, во многом зависит качество его жизни. Вот две истории из нашей практики, которые это подтверждают. Читать далее →

Источник

Самые простые упражнения для инвалидов

Существует огромное количество упражнений для немногих людей с ограниченными возможностями и столько же способов адаптировать их в соответствии с потребностями людей с инвалидностью.

Всегда совершенствоваться — это единственный способ стать мастером. Имейте в виду, что увеличение повторений улучшит вашу выносливость, а увеличение веса улучшит вашу силу. Решите, на каком из вариантов вы хотели бы сосредоточиться и достичь своей цели.

Внимание: все упражнения делаются мягко, плавно, исключая рывки. Перед занятиями проконсультируйтесь со специалистом.

Упражнения для инвалидов-спинальников

  1. Разогреваем и растягиваем мышцы шеи. Сидя в коляске, поворачиваем головой влево-вправо по 10 раз. Движения очень плавные без рывков. Далее совершаем наклоны головой — стремимся к плечу 10 раз, вперед-назад 10 раз. Заканчиваем полукруговыми движениями по 5 в каждую сторону (если кружится голова, уменьшите количество движений или вообще оставьте их).
  2. Теперь во внимании руки. Вращаем кисти рук, затем вращаем предплечья, заканчиваем вращением всей рукой. Можно присоединить плечевые вращения, когда руки опущены вниз.
  3. Переплетаем пальцы, вывернем переплетение и тянемся к потолку вывернутыми руками.
  4. Сидя в коляске, ложимся так, чтобы грудь располагалась на коленях. В это время сцепляем руки за спиной и поднимаем как можно выше — 5-6 раз.
  5. Упражнения-наклоны из положения «сидя», к положению «грудь на колени, руки за спиной». При каждом наклоне тянемся верхней частью тела вперёд, затем можно задерживаться в таком состоянии на несколько секунд.
  6. Сидим прямо. Согнутая рука заводится за затылок и опускается вдоль спины, стремясь как можно ниже. Каждой рукой до 8 раз.
  7. Схожее упражнение — сидя в коляске, заводится согнутая рука снизу спины как можно выше. Также до 8 раз. При достаточной тренировке можно сцеплять руки в замок.
  8. Упражнения для растяжки мышц верхней части спины — наклоны. Плечи опускаются по очереди, пальцы той руки, плечо которой опущено, находятся на оси колеса. Совершаем при этом наклоны головой в противоположную сторону, как будто хотим перевернуть коляску набок.
  9. Упражнение с небольшим весом — нужны гантели примерно по 2 кг. Берём гантели и опускаем их между ног, чтобы большие пальцы, указывали на пол. Далее по диагонали разводим руки в стороны и поднимаем гантели до уровня плеч.
Читайте также:  самые эффективные упражнения для долголетия

Далее рассмотрим 3 упражнения, которые рекомендуется выполнять после разминки (можно использовать написанную выше разминку — упражнения 1-8). Для каждого упражнения вы выбираете три подхода. Повторяйте упражнение каждые 10 раз без остановки, а затем отдыхайте от 30 секунд до 1 минуты. Повторите еще 10 раз, отдохните снова и повторите в третий раз. В большинстве случаев постарайтесь оставить 48 часов между тренировками, чтобы дать полностью отдохнуть мышцами и суставами. Напряженные ткани требуют времени для восстановления!

Сидящие трицепсовые провалы

Это упражнение усилит ваши трицепсы, грудную клетку и переднюю часть плеч. Укрепление этих частей человеческого тела будет особенно полезно, если есть возможность расстаться с инвалидным креслом.

Упражнение подходит для инвалидов, имеющих силу в верхней части тела.

Сидя, положите руки на подлокотники кресла-коляски или другого кресла. Убедитесь, что они находятся прямо под вашими плечами. Поднимитесь вверх, пока руки не будут полностью вытянуты, а затем медленно опустите себя вниз, пока вы снова не усядетесь.

Модификация

Если у вас не хватает силы руки, но есть сила в ногах, вы можете использовать их, чтобы немного помочь себе. Но постарайтесь, чтобы ваши руки выполняли как можно большую часть работы. Начните с небольшого количества повторений (возможно даже 1-2), постепенно мышцы будут крепнуть, и вы сможете увеличить число повторов.

Колено поднимается

Это отличный способ укрепить сгибатели бедра — мышцы вокруг бедра, которые помогут ему двигаться, — и, следовательно, облегчить перенос, ходьбу и сгибание.

Упражнение подходит для инвалидов с некоторым контролем над нижней частью тела.

Сидя, поднимите одно колено вверх, пока ваша нога не окажется в нескольких сантиметрах от земли. Опустите медленно и также повторите. После того, как вы завершили повторы на одной ноге, повторите это на другой.

Модификация

Если вы изо всех сил пытаетесь полностью снять свою ногу с пола, можете использовать икроножную мышцу, чтобы согнуть лодыжку, которая поможет движению. Будьте осторожны, чтобы не дать икрам выполнять всю работу.

Сидеть и ходить

Для тех, кому нужно практиковать ходьбу, это упражнение идеально. Преимущества двойные. Сидячие упражнения укрепляют ноги, а короткая прогулка после этого служит для тренировки ожидаемой уверенной ходьбы.

Подходит для инвалидов с некоторым контролем над нижней частью тела.

Начните с двух стульев, расположенных на некотором расстоянии друг от друга, но держите их лицом друг к другу. Сидя в одном из них, выполните любые доступные сидячие упражнения, укрепляющие ноги (например, предыдущее). Затем, поднявшись, подойдите к другому стулу. Повернитесь, сядьте на второй стул, затем снова встаньте и вернитесь к первому стулу.

Модификация

Упражнение может быть сделано с помощью костылей, ходунков или помощника до тех пор, пока не будут наблюдаться постепенные улучшения. После чего помощь уменьшается. Вы также можете менять расстояние стульев.

Регулярно выполняйте назначенные реабилитологом упражнения, чтобы добиться лучших результатов. Немного настойчивости и всё получится!

Источник

Adblock
detector